2008 год: проблема «преемника

(по результатам исследований ВЦИОМ в 2005-2006 гг.)

 

 

Все ближе 2008 год, год вероятной смены команды, руководящей страной. Между тем, судьба президентского кресла, остается для большинства россиян по-прежнему неясной. Как показали исследования, проведенные ВЦИОМ, общественное мнение в России не достаточно готово к проблеме смены власти и политического курса, у большей части россиян нет ясности ни относительно реальных намерений В. Путина, ни относительно качеств, которыми должен обладать его возможный преемник, ни относительно того, кто именно может стать таким преемником.  

Сложность решения проблемы преемственности власти в нынешней России во-многом связана с особенностями политического режима, в рамках которого роль политической оппозиции становится все слабее. Затруднены и другие каналы политической мобильности, кроме чисто бюрократических. Эти обстоятельства обуславливают безальтернативность для значительной части российских граждан фигуры нынешнего президента России. В определенной степени подобная безальтернативность распространяется и на всю «партию власти», в широком смысле слова. Основные решения принимаются в Кремле, других властных структурах, за закрытыми дверями. В результате проблема преемственности в значительной степени видится скорее как административно-бюрократическая, чем собственно политическая. Особенностью нынешнего, «путинского» политического режима является крайняя моноцентричность – вся политическая жизнь страны вращается вокруг одного человека. Такому режиму чрезвычайно трудно решить проблему преемственности власти, все потенциальные конкуренты и просто сильные фигуры, образно выражаясь, «отстреливаются еще на дальних подступах к Кремлю». В Путин, фактически, занял в нашем обществе положение избранного монарха, его функция «верховного разводящего» мало затрагивается конкретными успехами и промахами властей, его оценивают не столько как конкретного политика, с которого можно спросить за то или иное решение, а как важнейший элемент национально-государственной идентичности. Россия без Путина? Это уже будет как бы и не та Россия.

Все исследования настроений россиян показывают, что авторитет нынешнего главы государства на порядок превосходит авторитет всех других политиков  и общественных деятелей страны. За последние два года уровень общественного одобрения деятельности В. Путина, как правило, превосходил отметку в 70%, наиболее тяжелый кризис доверия в январе-феврале 2005 года, связанный с пресловутой «монетизацией льгот», снизил эту цифру примерно на 10 пунктов, однако вскоре ситуация вернулась на исходный уровень. Следующие за В. Путиным по популярности политики – такие как С. Шойгу, В. Жириновский, мало кем рассматриваются как реальные кандидаты в президенты. Это означает, что любой «преемник»,   кто бы им ни стал, неизбежно окажется в тени В. Путина. Лица из ближайшего окружения В. Путина воспринимаются скорее как его соратники, «помощники», чем как самостоятельные политические фигуры.

 

1. «Третий срок»?

 

Как показывают данные исследований, общество удовлетворено «правлением Путина», и не хотело бы менять своего лидера. И выбор 2008 года, по мнению большей части россиян, ввергает общество в политический кризис, угрожает его стабильности. Так, согласно данным исследования, проведенного в апреле 2005 года, 52,2% опрошенных полагали, что по мере приближения выборов ситуация в стране будет обостряться. Только 35,4%, напротив, считали, что ситуация в стране будет оставаться стабильной, выборы состоятся в срок в соответствии с действующей Конституцией РФ, то есть страна обойдется без политических и конституционных переворотов.

 

Как, на Ваш взгляд, будет складываться  политическая ситуация в стране в оставшееся до президентских-2008 года выборов время ? 

 

Ситуация будет оставаться стабильной, выборы состоятся в срок в соответствии с Конституцией РФ

35,4

По мере приближения выборов ситуация в стране будет обостряться

52,2

затруднились ответить

12,4

 

Обсуждение «проблемы-2008» вызывает у россиян чувство стресса, дискомфорта. И это не случайно. В том же апреле 2005 года 41,2% опрошенных российских граждан продолжали утверждать, что хотят сохранения во главе страны  В. Путина и никакой альтернативы ему не видят. Так считали не только сторонники нынешней «партии власти», голосующие за «Единую Россию» (среди них 58,7% хотели бы оставить В. Путина у власти), но и правые в лице сторонников СПС (40,6%), и, хотя и в меньшей степени, левые в лице сторонников «Родины» (34,9%). Лишь более радикальная часть «левых» избирателей, наиболее недовольных политикой В. Путину и сегодня,  склонялась  к тому, что страну должен возглавить новый президент, не связанный с В. Путиным (почти половина сторонников КПРФ). Идея же «путинского преемника» была  недостаточно популярна даже среди сторонников «Единой России» (17,3%), а всего она пользовалась поддержкой не более 12,5% россиян. И действительно, умозрительные разговоры о потенциальном преемнике мало кого могут вдохновить в условиях отсутствия хоть одной политической фигуры, подходящей на эту роль.

 

В 2008 году заканчивается второй срок президентства В. Путина. Кого бы Вы хотели видеть следующим Президентом страны?

 

Я хотел бы, чтобы страну возглавил тот, кого В. Путин определит в качестве  своего преемника

12,5

Я хотел бы, чтобы страну возглавил новый президент, не связанный с В. Путиным

15,4

Я хотел бы, чтобы остался В. Путин

41,2

Я хотел бы, чтобы был избран новый президент, а связан ли он с В Путиным  или нет не имеет большого значения

10,4

Мне все равно, кого выберут президентом

10,3

Затруднились ответить

10,3

 

В ноябре 2005 года лишь 27,4% опрошенных полагали, что в назначенный срок пройдут нормальные демократические выборы, на которых и победит сильнейший кандидат. Несколько больше тех (32,5%), кто считали, что хотя формально выборы и состоятся, демократическими их назвать будет сложно, так как они продут под сильным давлением Кремля, который постарается навязать стране удобного ему кандидата. Оставшаяся часть опрошенных – чуть менее трети – вообще не видели в ближайшем будущем выборов, по мнению 8,0% вместо выборов стоило ожидать политических и социальных катаклизмов, а 20,0% считает, что выборов не будет, как не будет и никакой смены власти. Очевидно, что институт преемственности в современной России переживает явный кризис, если в нормальную конституционную смену верховной власти верят менее трети избирателей.

Как показывают результаты всех проведенных ВЦИОМ исследований, общество продолжает во многом жить в уверенности, что никакого реального ухода В. Путина от власти в  2008 году не произойдет. В апреле 2005 года 58,8% опрошенных россиян, по их утверждению, ничего не слышали о намерениях В. Путина оставить власть в 2008 году. Еще 17,1% слышали, но сомневались в серьезности намерений В. Путина.  Только 20,8% считали уход В. Путина от власти в предначертанные конституцией сроки, «вполне вероятным развитием событий». Не удивительно, что при подобных настроениях общество не озабочено всерьез и выбором преемника В. Путина.

В ноябре 2005 года 34,4% россиян считали, что В. Путин останется у власти в качестве президента и за пределами 2008 года, либо победив на очередных выборах, либо обойдясь без выборов вообще.

Не слишком изменилась ситуация и в марте 2006 года. Несмотря на то, что В. Путин не раз публично утверждал, что не пойдет на «третий срок», россияне продолжают сомневаться в искренности и окончательности подобных заявлений. Лишь 24,5% опрошенных были уверены, что его решение уйти в 2008 году является окончательным. В то же время 65,7% либо сомневались в окончательности его решения (38,9% опрошенных полагали, что В. Путин может передумать или его все-таки уговорят избираться на третий срок), либо были уверены в том, что он будет участвовать в новых выборах (26,8%).

                                                          

Да, я уверен, что это его окончательное решение

24,5

Возможно, он передумает или его уговорят избираться на трети

38,9

Уверен, что В. Путин будет избираться на третий срок

26,8

затруднились ответить

9,9

 

В этой связи не ясно было и то, что следует предпринять В. Путину в преддверии президентских выборов. 41,4% опрошенных полагали, что ему не следует как-либо вмешиваться в ход предстоящих выборов, и полностью довериться выбору избирателей.  24,2% считали, что лучшим решением проблемы для В. Путина стал бы подбор кандидатуры преемника, за которого он мог бы посоветовать проголосовать, примерно столько же – 24,3%, напротив, хотели бы, чтобы В. Путин предложил внесение изменений в действующую Конституцию, которые позволили ли бы ему избираться на очередной срок. Очевидно, что такая неопределенность в ответах респондентов связана с неясностью намерений самого В. Путина, согласно их логике, зачем подбирать преемника, если есть возможность продлить свои полномочия и действующему президенту, очевидной альтернативы которому в обществе пока нет?

 

2. Политические формулы «третьего срока»

 

Как показало подробное исследование в апреле 2005 года, посвященное возможным механизмам продления полномочий действующего президента, несмотря на недвусмысленное желание большей части общества сохранить В. Путина у власти, простого решения «проблема третьего срока» не имеет.

Так наиболее простая формула продления полномочий, связанная с внесением в Конституцию соответствующей поправки,  пользовалась поддержкой только 28,2% россиян, что безусловно недостаточно для конституционных перемен. 50,3% полагали, что следует строго соблюдать действующую Конституцию. То есть наблюдался своего рода политический казус, когда стремление большинства россиян к стабильности, важнейшей составной частью которой остается В. Путин, не позволяет им поддержать и изменения конституционного строя страны, без которых В. Путин не сможет оставаться у власти. Впрочем, не следует сбрасывать со счетов юридический нигилизм значительной части российского общества, слабое знание   Конституции и действующего законодательства. Вполне вероятно, что немалое число опрошенных продолжает оставаться в уверенности, что продление полномочий В. Путина на «третий срок» вовсе не противоречит действующей Конституции, а если и противоречит, то на это можно «закрыть глаза».

 

Действующая Конституция не разрешает В. Путину баллотироваться на третий срок. Чтобы Вы в этой связи порекомендовали В. Путину?

 

строго соблюдать действующую Конституцию

50,3

изменить Конституцию таким образом, чтобы сохранить свою власть после 2008 года

28,2

Затруднились ответить

20,4

 

Политические эксперты, обсуждая проблему 2008 года, уже давно предлагают различные маневры, так или иначе затрагивающие конституционный строй России, которые позволили бы В. Путину сохранить свою власть в стране после этой даты, даже формально не баллотируясь на пост президента. Однако, как показывает опрос, ни один из этих вариантов не пользовался значительной поддержкой населения, а некоторые просто воспринимались как совершенно неприемлемые.

Отменить вообще президентские выборы путем всенародного голосования, поручив их Федеральному собранию или одной из его палат – это крайне непопулярный вариант, число его сторонников составляло только 7,3%. И неудивительно, в условиях когда вся модель «суперпрезидентской республики», позитивно воспринимаемая россиянами, основывается на всенародной легитимизации президентской должности.

Аналогично только 9,8% россиян были готовы поддержать переход к парламентской республике, опирающейся на партийное большинство в Государственной Думе, и возможное правление В. Путина после 2008 года в качестве Премьера (германская политическая система).

Наиболее приемлемый для россиян вариант, пользовавшийся поддержкой 35,5% опрошенных – это форсирование Союзного государства России и Белоруссии, с принятием новой Конституции, позволяющей баллотироваться В. Путину на пост президента этого нового государства, а А. Лукашенко – на пост Вице-президента. Однако значительное большинство россиян отвергает и этот вариант, также грозящий России определенной нестабильностью и непредсказуемостью.

Оставить на время (до 2012 года, когда В. Путин снова сможет избираться президентом) или насовсем пост президента, «передав» его близкому соратнику, чтобы продолжать управлять страной «из-за кулисы»? Вариант, который некоторые называют «китайским». И он не проходил, располагая только 29,4% сторонников.

 

А. ОТМЕНУ ВСЕНАРОДНЫХ  ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ, ЗАМЕНУ ИХ ВЫБОРАМИ  ПАРЛАМЕНТА РОССИИ 

 

Да

7,3

Нет

80,6

Затруднились ответить

12,1

B. ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕРЕХОД К ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, ГДЕ РЕАЛЬНЫМ ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА СТАНОВИТСЯ НЕ ПРЕЗИДЕНТ, А ПРЕМЬЕР-МИНИСТР, НАЗНАЧАЕМЫЙ ПАРЛАМЕНТОМ 

 

Да

9,8

Нет

66,9

Затруднились ответить

23,4

C. СОЗДАТЬ СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИИ И БЕЛОРУССИИ, ПРИНЯТЬ ЕГО НОВУЮ КОНСТИТУЦИЮ, РАЗРЕШАЮЩУЮ В. ПУТИНУ И А. ЛУКАШЕНКО БАЛЛОТИРОВАТЬСЯ НА ДОЛЖНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА И ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТА

 

Да

35,5

Нет

45,7

Затруднились ответить

18,8

D. ДОБИТЬСЯ ПЕРЕДАЧИ ВЛАСТИ В 2008 ГОДУ БЛИЗКОМУ СЕБЕ ПОЛИТИКУ, ЧТОБЫ  В 2012 ГОДУ СНОВА СТАТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ РОССИИ

 

Да

29,4

Нет

48,7

Затруднились ответить

21,9

 

По мнению подавляющего большинства россиян (63,0%), России подходит только президентская республика, в которой президент избирается народом и наделен полномочиями формирования и контроля за исполнительной властью. Собственно, это и есть тот политический режим, который существует в сегодняшней России и ассоциируется с именем В. Путина. В глазах россиян, он представляет значительную ценность, гарантируя политическую стабильность и укрепление роли государства.  

3. «Преемник»?

 

В то же время, если все же сам В. Путин не будет участвовать в выборах и предложит преемника на этот пост, то, согласно сегодняшним настроениям россиян, шансы этого преемника выиграть выборы будут достаточно высоки. 49,0% уже сегодня готовы были бы за него проголосовать (15,5% безусловно да и 33,5% скорее да), даже не зная конкретного имени этого кандидата. 25,3% россиян не стали бы голосовать за этого «обобщенного преемника» (причем, 9,3% безусловно нет и 16,0% скорее нет). Эти цифры означают, что в случае удачного, общественно одобряемого выбора преемника, шансы последнего выиграть президентские выборы, причем, возможно, уже в первом туре, носят достаточно значимый характер. И это результат, в первую очередь, того, что в нынешней России доминирует «партия власти» во всех ее проявлениях, а оппозиция ей слаба как никогда.

 

 

q13 Если Владимир Путин предложит обществу в 2008 году своего преемника, готовы ли вы будете проголосовать за него

Безусловно, да

15,5

Скорее да

33,5

Скорее нет

16,0

Безусловно, нет

9,3

Затруднились  ответить

25,7

 

Намерение голосовать за абстрактного преемника В. Путина тесно коррелирует с отношением к самому В. Путину. Те, кто одобряет его деятельность («путинское большинство») готовы поддержать и выдвинутого им преемника. Те, кто не одобряет, соответственно, скорее не готовы. А наиболее низкие показатели одобрения В. Путин имеет среди сторонников КПРФ – пожилой, низкодоходной, традиционалистски ориентированной части общества. Так среди этой группы поддержать преемника готовы 30,2% опрошенных, а 45,4% - не готовы. 

Впрочем, до сегодняшнего дня в обществе не наблюдается ясности ни относительно механизма преемственности власти, ни относительно реальной кандидатуры на роль преемника. Нет ясности и относительно возможного выбора самого В. Путина, так 33,9% опрошенных полагали в марте 2006 года, что он уже определился с кандидатурой преемника, а 35,8% полагали, напротив, что еще нет.

 

4. Возможные кандидатуры на роль «преемника»

 

ВЦИОМ не раз в течение последнего года с помощью самых разных методик пытался выявить наиболее перспективных кандидатов в преемники. Вопросы о преемнике задавались респондентам как в «открытой» форме, когда список формировался самими опрошенными, так и в «закрытой», когда готовый список предлагался интервьюером. В одних вопросах в возможный список кандидатов включались как представители «партии власти», так и оппозиции. В других, напротив, респондентам предлагался выбор либо только среди возможных кандидатов от «партии власти», либо только от оппозиции.

 

4.1. Ситуация в апреле 2005 года

 

Так в апреле 2005 года конкретный вопрос, заданный в открытой форме, кого бы россияне готовы поддержать в качестве преемника В. Путина, не смог прояснить картины симпатий. Фактически он выявил растерянность общества, совершенно не готового решать проблему-2008. 44,5% опрошенных продолжали настаивать, что во главе страны должен оставаться «только В. Путин».  Но остальная часть опрошенных не только не смогла остановиться на каком-то одном консолидированном кандидате, но и вообще выдвинуть политиков, способных перешагнуть рейтинг в 1-2%. Так  Г. Зюганова назвали 2,2% опрошенных, В. Жириновского – 1,9%, Д. Рогозина – 1,2%. Все остальные политики, включая всех возможных официальных кандидатов в «преемники», имели менее 1% твердых сторонников.

Не помог тогда прояснить ситуацию и более жесткий выбор, поставленный перед респондентами, когда возможность участия В. Путина в этих выборах не предусматривается. «Тройка» ведущих думских оппозиционеров сохраняла свои позиции в интервале 2,5-3,5%, а с отставанием следовали представители «партии власти» Б. Грызлов, А. Тулеев и С. Шойгу.

 

Зюганов

3,5

Жириновский

2,9

Рогозин

2,6

Грызлов

1,7

Тулеев

1,1

Шойгу

1,1

 

4.2. Ситуация в ноябре 2005 года

 

Знаковыми событиями ноября 2005 года стало выдвижение на ответственные посты, соответственно, Первого вице-премьера и вице-премьера Правительства России Д. Медведева и С. Иванова. Аналитиками и журналистами это было воспринято как сигнал о том, что Кремль определился с кандидатурами возможных преемников и выдвигает их для придания им ореола публичности. В то же время, как показало исследование, широкая общественность это событие восприняла тогда без особого внимания.

На вопрос, кто же все-таки имеет наилучшие шансы стать следующим президентом России, первые два места заняли представители руководства «Единой России». Так относительно лучшими представлялись россиянам шансы С. Шойгу (8,7%) и Б. Грызлова (6,2%). За ними следовали Г. Зюганов (5,3%), В. Жириновский (4,9%), М. Фрадков (3,5%), С. Глазьев (3,2%), В. Матвиенко (2,6%). Шансы всех остальных возможных кандидатов воспринимались как еще менее значимые.

Не все возможные кандидаты представлялись равноценными с точки зрения своей способности, даже в случае избрания, справиться с руководством страной. Особенно много сомнений вызывал возможный приход к власти представителей оппозиции, как правой, так и левой. Это касалось Г. Зюганова (7,5% полагали, что он справится, 15,1% - что не справится), В. Жириновского (7,7% против 24,8%), М. Касьянова (1,5% против 10,1%), И. Хакамады (2,1% против 15,3%),  А. Чубайса (0,4% против 17,0%), М. Ходорковского (0,6% против 7,2%), Г. Явлинского (1,4% против 7,9%). У этих хорошо известных в стране, «раскрученных»  политиков, как правило, есть своя большая или меньшая группа сторонников, но число непримиримых противников превышает ее в разы. И реализовать в этих условиях свои президентские амбиции им чрезвычайно сложно. Несколько лучше соотношение сторонников и противников наблюдалось тогда у лидеров «Родины» (по мнению 4,7% россиян С. Глазьев справился бы с руководством страной в случае своего избрания, по мнению 4,1% не справится; у Д. Рогозина эти цифры составляли 4,4% против 5,4%). И только у представителей «партии власти», в узком или широком смысле слова, уже имеющих опыт руководящей работы, соотношение мнений явно склонялось в пользу «справится». Так у Б. Грызлова это соотношение составляло 9,3% против 6,0%;  у М. Фрадкова – 5,5% против 4,2% и лишь С. Шойгу, являлся на тот момент, пожалуй, единственной фигурой, которому общество бы вручило ключи от президентского кабинета без больших колебаний. 15,6% опрошенных уверены, что он справится, 1,3% придерживаются обратной точки зрения. Мнение остальных носило нейтральный характер.

Именно С. Шойгу являлся в ноябре 2005 года явным фаворитом еще необъявленной президентской гонки, хотя лишь 10,6% опрошенных считали его наиболее предпочтительным кандидатом в президенты. Но позиции всех остальных «кандидатов в преемники» от «партии власти» были еще слабее. В случае гипотетических выборов, за право соперничать с С. Шойгу во втором туре борьба бы развернулась между Г. Зюгановым (5,8%), В. Жириновским (5,3%) и Б. Грызловым (5,6%). Некоторые шансы на участие во втором туре сохраняли бы А. Тулеев (3,3%), С. Глазьев (4,1%), С. Иванов (2,5%), В. Матвиенко (2,6%), М. Фрадков (2,6%).

Что же касается логики гипотетического «второго тура», то она уже в ноябре 2005 года не оставляла никаких шансов лидерам оппозиции, электорат которых недостаточно лабилен. Представители же «партии власти» и политического центра воспринимались как приемлемые кандидаты, даже со стороны тех, кто не полностью им симпатизировал. 

Вот как на тот момент выглядела иерархия «мягких рейтингов», суммировавших голоса тех избирателей, кто отдает предпочтение данному кандидату либо при первом выборе, либо при втором, либо при третьем. Это представляется наиболее достоверной картиной симпатий избирателей, которая также выводила на две ведущие позиции С. Шойгу и Б. Грызлова с явным преимуществом первого из них. Впрочем, если учесть, что ни сам С. Шойгу ни разу не заявлял о своих президентских амбициях, а также никто из политических аналитиков не включал его в список реальных «кандидатов в преемники», этот список носит достаточно виртуальный характер. С другой стороны, можно сделать вывод, что в конце минувшего года из числа более или менее реальных кандидатов от «партии власти» предпочтительными выглядели позиции Б. Грызлова. В приведенном ниже списке соседствуют и представители «партии власти», и представители оппозиции. В нем отсутствует Д. Медведев, который за последующие несколько месяцев превратился в одного из фаворитов предстоящей кампании, но в ноябре 2005 года он еще не воспринимался массовым сознанием как самостоятельная политическая фигура.

 

  1. Шойгу С. 20,7%
  2. Грызлов Б. 12,2%
  3. Тулеев А. 8,9%
  4. Зюганов Г. 8,8%
  5. Жириновский В. 7,8%
  6. Матвиенко В. 7,8%
  7. Фрадков М. 7,3%
  8. Глазьев С. 6,7%
  9. Рогозин Д. 6,3%
  10. Иванов С. 5,6%
  11. Миронов С. 3,8%
  12. Жуков А. 3,7%
  13. Хакамада И. 2,6%
  14. Явлинский Г. 2,5%
  15. Степашин С. 2,2%
  16. Ткачев А. 2,0%
  17. Касьянов М. 1,8%
  18. Козак Д. 1,3%
  19. Селезнев Г. 1,2%
  20. Хлопонин Г. 1,1%
  21. Ходорковский М. 0,9%
  22. Чубайс А. 0,6%
  23. Якунин В. 0,4%
  24. Семигин Г. 0,4%

 

4.3. Ситуация в марте 2006 года

 

В исследовании, проведенном ВЦИОМ в первых числах марта 2006 года, респондентам было задано несколько вопросов в разной формулировке относительно возможной и наиболее желательной кандидатуры в «преемники». В частности, был задан «открытый вопрос», «кого можно посоветовать В. Путину назначить своим преемником»? Этот вопрос «без подсказки» оказался для опрошенных респондентов наиболее сложным. 39,3% ответили, что такого сегодня не видят, а голоса остальных распределились между почти двадцатью называвшимися респондентами кандидатами. Наибольшее число сторонников оказалось вновь, как и в ноябре,  у С. Шойгу (3,3%), а также у С. Иванова (2,8%), В. Жириновского (2,6%), Д. Медведева (2,3%), Б. Грызлова (1,6%), М. Фрадкова (1,5%).

Учитывая, что большинство аналитиков сходится на том, что выбор В. Путина и его команды относительно кандидатуры преемника ограничен реальным списком из 6-7 кандидатов, в который не входят такие популярные на сегодняшний день деятели как С. Шойгу и В. Жириновский. Именно фамилии реальных преемников и были предъявлены респондентам с просьбой назвать того из них, кто имеет наилучшие шансы выиграть президентские выборы в качестве преемника.  Опрос выявил лидерство четырех возможных кандидатов, наиболее часто рассматриваемых в СМИ в этом качестве. Лидирует в списке Д. Медведев (11,1%), далее идут С. Иванов (10,1%), Б. Грызлов (9,1%), М. Фрадков (7,9%). Значительно меньше шансов, по мнению опрошенных, у С. Миронова (2,6%), С. Собянина (1,6%) и Д. Козака (1,0%). Таким образом, за несколько месяцев, прошедших с ноября 2005 года, резко возросли позиции в общественном мнении С. Иванова и в еще большей степени Д. Медведева, стартовавшего практически «с нуля». Они сумели несколько отодвинуть Б. Грызлова, лидировавшего в данном перечне кандидатов в конце минувшего года.

Интересно также, что электорат «Единой России» отдает явное предпочтение С. Иванову (14,1%) или Б. Грызлову (11,3%), которые существенно опережают по симпатиям Д. Медведева (7,3%). В то же время последнему в наибольшей степени симпатизируют сторонники КПРФ и Партии пенсионеров. Вероятно, это связано с тем, что Д. Медведев ассоциируется с ожидаемыми результатами «национальных проектов», призванных защитить наиболее уязвимые слои населения.

Несколько иные, но в чем-то пересекающиеся результаты были получены на вопрос, кто из этого же списка возможных кандидатов в преемники, лучше других бы справился с обязанностями президента России. Впереди оказалась та же четверка «фаворитов гонки», но в несколько ином порядке. Лидировал С. Иванов (9,4%), далее следовал Б. Грызлов (8,0%), Д. Медведев (7,6%) и М. Фрадков (6,9%). Замыкали список С. Миронов (2,3%), С. Собянин (1,6%) и Д. Козак (1,3%). Таким образом, можно предположить, что сформировалась своего рода «тройка лидеров» вероятной президентской кампании в лице Д. Медведева, С. Иванова и Б. Грызлова, шансы которых на сегодняшний день примерно равны. Обращает на себя внимание и явное усиление в общественном мнении позиций М. Фрадкова, шансы которого стать следующим президентом еще полгода назад казались крайне незначительными, а его роль премьера скорее технической

Ясно, что названные кандидаты в преемники вряд ли будут соперничать на выборах друг с другом – «партия власти» выдвинет одного их них, кто и будет представлять ее на выборах. А соперничать в публичном пространстве вероятному преемнику придется с лидерами оппозиции. Кто же из них сможет составить наибольшую конкуренцию «кандидату Кремля»? В марте 2006 года общественное мнение отдавало явное предпочтение В. Жириновскому, находящемуся сегодня в наиболее хорошей физической и политической форме. 16,9% опрошенных полагали, что именно он станет главным конкурентом «кандидата Кремля».  12,2% отдавали предпочтение Г. Зюганову, лидеру другой крупной оппозиционной партии, которая, однако, последние годы явно теряет свои позиции и симпатии избирателей. С большим отрывом от этих лидеров оппозиции следуют Д. Рогозин (4,1%), С. Глазьев (2,6%), А. Чубайс (2,5%),  М. Касьянов (2,4%), В. Рыжков (1,7%), И. Хакамада (1,5%), М. Ходорковский (1,2%).  Совсем слабые позиции зафиксированы у Г. Каспарова (0,8%), Г. Семигина (0,4%), Э. Лимонова (0,2%).

 

 

5. Политический курс и личные качества вероятного «преемника»

 

Возвращаясь к кандидатуре вероятного преемника В. Путина, следует отметить, что общество далеко от однозначной оценки тех качеств, которыми он должен обладать и той политики, которую он должен будет проводить. Должен ли это быть самостоятельный и сильный лидер, который выработает новый курс для страны, или же важнее лояльность В. Путину и тому курсу, который ассоциируется с именем нынешнего президента? Вероятно, этот вопрос задает в отношении будущего президента не только общество, но и сама «партия власти». Решение этого вопроса тесно связано с судьбой самого В. Путина после 2008 года. Именно он, независимо от занимаемого поста является признанным лидером страны, и в этой ситуации другой сильный и амбициозный политик в Кремле неизбежно создает угрозу двоевластия, которая воспринимается и в обществе, и в элитах с опасениями.

Так 53,8% опрошенных все же считают сегодня, что новый президент должен быть сильным и самостоятельным политиком, а 38,1% полагают, что преданность В. Путину и предсказуемость политического курса важнее. 51,4% россиян предпочли бы видеть новым президентом опытного, известного в стране политика, а 39,2% - более молодого, энергичного, даже если он пока недостаточно известен широкой общественности. 51,2% предпочитают видеть следующего президента политиком, ориентированным на стабильность и предсказуемость, а 37,9% - яркой личностью с новыми неожиданными для общества идеями.

 

С каким из нижеприведенных суждений о возможном преемнике В. Путина вы согласны в большей степени?

Преемник Путина должен быть сильной и  самостоятельной фигурой

53,8

Преемником  должен быть преданный Путину человек, который продолжит его политический курс

38,1

затруднились ответить

7,9

С каким из нижеприведенных суждений о возможном преемнике В. Путина вы согласны в большей степени?

Преемник Путина должен быть опытным, известным стране политиком

51,4

Преемник Путина должен быть молодым, энергичным политиком

39,2

затруднились ответить

9,2

С каким из нижеприведенных суждений о возможном преемнике В. Путина вы согласны в большей степени?

Преемник Путина должен быть яркой личностью, ориентированной на новые идеи и подходы

37,9

Преемником Путина должен быть человек  ориентированный на стабильность, предсказуемость

51,2

Затруднились  ответить

10,7

 

 

Что же касается содержательной стороны запроса в отношении следующего президента России, то налицо явный сдвиг общественного запроса влево, в направлении социальной справедливости и государственного суверенитета России. Он должен быть скорее «левым государственником», впрочем, поддерживающим баланс отношений с Западом и различными группами внутри самого российского общества. Вот основные позиции, которые должен удовлетворить следующий президент, согласно исследованию ВЦИОМ в ноябре 2005 года:

 

  1. Сохранить нынешний баланс между интересами Запада и интересами российского суверенитета – 51,7%
  2. Усилить государственное регулирование экономики, контроль государства над ее важнейшими сферами – 47,2%.
  3. Поворот «влево», в направлении большей социальной справедливости – 39,7%.
  4. Сохранить нынешний баланс между требованиями наведения порядка и требованиями демократии – 36,9%, либо наводить порядок «жесткой рукой» - 32,0%

 

Близкие по сути выводы получены и в ходе исследования, проведенного уже в марте 2006 года. Как показали его результаты, россияне в целом удовлетворены тем социальным и политическим курсом, которые связывается с именем В. Путина, и не хотели бы, чтобы при преемнике В. Путина этот курс был существенно изменен. В то же время, по мнению большинства опрошенных, реализация завяленного курса во многом далека от совершенства, да и в сам курс следовало бы внести отдельные коррективы, не меняя его слишком существенно. Так 73,7% выступают за преемственность курса В. Путина (примерно столько же и тех, кто одобряет деятельность нынешнего президента). При этом 26,6% выступают за безусловное продолжение курса, а 47,2%  полагают, что в курс необходимо внести определенные коррективы. За существенное изменение курса В. Путина выступают 17,6% россиян, эта цифра и отражает реальный уровень существующей в нашем обществе оппозиционности. В основном это пожилые и малообеспеченные граждане, во многом продолжающие жить ценностями и настроениями еще советской эпохи.  Так если среди сторонников «Единой России» более 88% опрошенных выступают за преемственность курса В. Путина, то среди сторонников КПРФ – меньше 50%.

Однако на вопрос, в  чем же собственно состоит «курс В. Путина», одобряемый в целом почти тремя четвертями населения страны, однозначного ответа дано не было. В условиях ценностного консенсуса, характерного для нынешнего периода в истории страны, многие социальные группы склонны видеть в том, что делает и что провозглашает президент, реализацию именно своего видения социальных и политических приоритетов. Даже если эти приоритеты носят зачастую противоположный характер. Как показывает следующая таблица, наибольшее число респондентов склонны определить курс В. Путина как «повышение роли России в современном мире, укрепление ее суверенитета» (80,3% согласны с этим, в том числе 37,5% полностью согласны);  «сближение со странами Запада» (74,4% согласны с этим, в том числе 26,1% полностью согласны); «наведение порядка в государстве и обществе, укрепление законности» (71,5% согласны с этим, в том числе 32,6% полностью согласны); «укрепление государственных  институтов, вертикали власти» (69,9% согласны с этим, в том числе 31,5% полностью согласны); «восстановление социальной справедливости, улучшение жизни простых людей» (69,7% согласны с этим, в том числе 34,1% полностью согласны).  Несколько меньше тех, кто согласен с такими определениями курса В. Путина как «развитие политической демократии, прав и свобод граждан» (соответственно, 65,5% и 26,4%); «защита интересов русских, их национальных ценностей и традиций» (соответственно, 64,4% и 25,8%); «поддержка крупного частного бизнеса» (соответственно, 54,1% и 18,9%). Таким образом, в общественном восприятии курс В. Путина является синтезом самых разных идей и приоритетов, в котором главный акцент делается на такие ценности как государственный суверенитет и наведение порядка.

 

Характеристика курса, проводимого В. Путиным

Полностью согласны

Скорее согласны

Скорее не согласны

Совершенно не согласны

Восстановление социальной справедливости, улучшение  жизни простых людей

34,1

35,6

18,1

7,3

Поддержка крупного частного бизнеса, сокращение вмешательства государства в экономику

18,9

35,2

27,4

7,4

Усиление позиций государства в экономике, ограничение сверхдоходов крупных компаний и отдельных бизнесменов

25,4

39,3

17,9

6,8

Развитие политической демократии, прав и свобод граждан

26,4

39,1

19,1

5,3

Укрепление  государственных институтов, вертикали власти

31,5

38,4

13,5

3,6

Повышение роли России в современном мире, укрепление ее суверенитета

37,5

42,8

8,8

3,8

Защита интересов русских, их национальных ценностей и традиций

25,8

38,6

20,4

5,1

Сближение со странами Запада

26,1

48,3

13,5

2,9

Наведение порядка в государстве и обществе, укрепление законности

32,6

38,9

15,2

6,1

 

И, хотя курс В. Путина нуждается в определенных корректировках, главной проблемой для него является не столько система общественных приоритетов, сколько реализация верных, с точки зрения большей части общества, продекларированных целей. Так лишь 21,3% опрошенных полагают, что В. Путину удалось добиться значимых успехов в реализации своего политического и экономического курса, а 51,6% считают, что хотя «путинский курс» в целом верный, его реализация оставляет желать лучшего. Лишь 8,9% связывают отсутствие успехов с неверно избранным политическим курсом, а еще 13,4% считают, что у В. Путина вообще нет какого-либо отчетливого курса, он действует исходя только из конкретных обстоятельств.

По мнению россиян, главной задачей того руководителя страны, который придет на смену В. Путину в 2008 году, должно стать восстановление социальной справедливости, улучшение жизни простых людей (70,6%). Вторым по значимости приоритетом должно стать наведение порядка в государстве и обществе, укрепление законности (33,1%). С большим отрывом далее следуют такие приоритеты как усиление позиций государства в экономике, ограничение сверхдоходов крупного бизнеса (18,4%), повышение роли России в современном мире, укрепление ее суверенитета (15,4%), защита интересов русских (11,9%), развитие политической демократии, прав и свобод граждан (8,9%), поддержка крупного частного бизнеса (5,8%), укрепление государственных институтов, вертикали власти (2,9%), сближение со странами Запада (2,4%). Интересно отметить, что данная иерархия ценностей и приоритетов мало зависит от политических убеждений опрашиваемых. Социальную справедливость на первое место, а порядок на второе ставят представители всех электоральных групп, и «правые», и «левые», и центр в лице «Единой России». Для более молодой части россиян характерен более высокий приоритет такой ценности как «повышение роли России в мире, укрепление ее  суверенитета», занимающей в общем списке третье место.

По мнению большинства опрошенных россиян, будущий президент России должен более жестко, чем В. Путин, проводить политику в интересах русских людей (76,4%),  более последовательно боролся с «олигархами» (75,6%), более решительно наводил в стране порядок (67,6%), в меньшей степени бы ориентировался на сотрудничество с США (53,2%). Меньшая часть общества, напротив, предпочла бы такого будущего президента, который бы больше, чем В. Путин, ориентировался на сотрудничество с США и другими западными странами (36,4%), более последовательно развивал демократию (25,5%), поддерживал бы крупный капитал, отказался от борьбы с олигархами (17,2%), в большей степени защищал интересы национальных меньшинств и мигрантов (14,8%). 69,8% россиян выступают за то, чтобы преемник В. Путина продолжал бы руководить страной на непартийной основе, был «президентом всех россиян». 

Исследование методом «балкона», в ходе которого респондентам было предложено выбрать понятия, вызывающие у них наиболее положительные и наиболее отрицательные чувства, в «позитивном списке» лидируют такие ценности как порядок (59,3%), справедливость (56,8%), свобода (39,4%), стабильность (38,2%), русские (37,0%), патриотизм (35,7%), достаток (33,4%). В негативном списке лидируют элита (44,4%), капитализм (32,7%), коммунизм (24,7%), Запад (24,0%), власть (21,4%). 

Если сравнить этот перечень с тем, как воспринимается в массовом сознании нынешний курс В. Путина, то можно сделать вывод о необходимости существенного повышения приоритетности социальной справедливости, с одной стороны, и с другой стороны, относительно меньшего внимания к таким приоритетам как укрепление вертикали власти, которая, по мнению многих россиян, оборачивается, в первую очередь, усилением бюрократической прослойки, а также сближению с Западом, что отражает все более антизападнические настроения в российском обществе. Существует запрос также и на то, чтобы новый президент был бы в большей степени «национально ориентирован», позиционировал бы себя именно как русского политика, отстаивающего русские национальные ценности и традиции.

Полученные результаты говорят о том, что магистральным запросом общества остается лево-государственническое направление, в наибольшей степени характеризуемое терминами «справедливость» и «порядок». Этот курс продекларирован и нынешней властью, но проводится недостаточно последовательно и жестко.

Что же касается попыток заглянуть еще дальше, хотя бы лет на десять, уже по окончании двойного срока пребывания во главе страны следующего президента, то налицо оптимизм, хотя и весьма сдержанный. Лишь немногие видят предпосылки для существенного улучшения ситуации и усиления страны (15,5%),  но и сценарии катастрофического ухудшения ситуации (7,7%) или медленного ухудшения (14,3%) также не кажутся слишком вероятными. Самый вероятный  сценарий – медленный рост,  постепенное улучшение ситуации, что и происходит при нынешнем президенте. В такое развитие событий верили в ноябре 2005 года 45,0% опрошенных россиян.

 

 

6. Будущее В. Путина после 2008 года

 

 

Выбор «преемника» и решение проблемы-2008 ставит еще один вопрос перед россиянами – а что станет делать В. Путин после ухода со своего поста? На этот вопрос в марте 2006 года 27,1% опрошенных полагали, что ему следует остаться на одной из ведущих государственных должностей, возможно, возглавить одну  из палат федерального собрания, 26,4% - возглавить правительство, 13,5% - заняться общественной деятельностью, 10,6% - возглавить одну из международных организаций типа ООН или ЮНЕСКО, 7,7% - возглавить крупную государственную корпорацию типа Газпрома или РАО ЕЭС, 2,8% - заняться частным бизнесом. И только 15,4% опрошенных посоветовали бы В. Путину вообще уйти из политики и публичной сферы, заняться делами своей семьи. По мнению россиян, В. Путин скорее всего останется в большой политике.  70,0% предсказывали ему сохранение своего политического влияния, независимо от формальной должности, которую он будет занимать, в том числе 24,7% полагают, что его влияние в любом случае будет превосходить влияние нового президента, избранного по рекомендации В. Путина в 2008 году. Значительно меньше тех (16,7%), кто считал, что В. Путин в 2008 году либо добровольно уйдет из сферы большой политики (11,4%), либо новый президент не даст В. Путину заниматься активной политической деятельностью (5,4%).

Еще раннее, в ноябре 2005 года, 36,6% считали, что, хотя, согласно нормам Конституции, В. Путин формально президентом не будет, он все равно останется фактическим главой государства, самым влиятельным политиком России, занимая какую-нибудь иную должность в руководстве страны. Только 12,4% полагали, что после 2008 года В. Путин уйдет из политики, а 3,2% предрекали ему после ухода от власти резкую критику со стороны нового руководства, вплоть до судебных преследований. Именно вера в В. Путина как бессменного «отца нации» и делает для многих россиян неактуальным разговор о его возможном преемнике. Действительно, какая разница какова будет фамилия нового президента, если все равно нами править будет В. Путин?

 

 

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

 

 

1. Почти две трети опрошенных либо не исключают участия В. Путина в очередных президентских выборах, либо уверены в его участии. Общество предпочло бы продлить срок полномочий В. Путина. Именно поэтому общество не слишком склонно искать «кандидатуру преемника».

2. В то же время общество не настроено ни менять Конституцию ради «третьего срока», ни, тем более, изменять политический строй в стране.

3. Неопределенность ситуации с «преемником» связана с нерешенностью этого вопроса  самим В. Путиным. Лишь около трети россиян считают, что В. Путин уже определился с выбором своего преемника.

4. Что касается кандидатуры преемника, то однозначного мнения в обществе на сегодняшний день не сложилось. Наилучшие позиции на сегодняшний день из числа реальных кандидатов занимают С. Иванов, Д. Медведев и Б. Грызлов, лишь ненамного отстает от них М. Фрадков.

5. Независимо от конкретного имени «преемника», единый «кандидат партии власти» будет иметь хорошие шансы на выигрыш президентских выборов, не исключена даже победа над представителями оппозиции уже в первом туре.

6. В стане оппозиции наилучшие возможности оказать конкуренцию «кандидату Кремля»  сегодня имеет В. Жириновский. Шансы «правой» оппозиции реально вмешаться в ход выборов крайне невелики.

7. Нет единого мнения о том, какими личными качествами должен обладать «преемник» В. Путина, должен ли он стать самостоятельным лидером страны или же оставаться в «политической тени» нынешнего президента.

8. Политический курс В. Путина должен быть в любом случае продолжен, причем с еще большим уклоном в направлении восстановления социальной справедливости в стране, установлении порядка и укреплении государственности и государственного суверенитета.

9. Однако в политический курс, связываемый с В. Путиным, по мнению россиян, следовало бы внести и определенные коррективы. Так меньшую роль, чем при В. Путине, следующему президенту следует уделять внимание слишком тесным, по мнению значительной части общества, контактам с ведущими странами Запада, а также выстраиванию «административной вертикали», которая лишь способствует росту бюрократической прослойки.

10. Будущий президент России должен проводить политический курс более жестко и последовательно.

11. Россиянами продолжает отвергаться «партийная» система политического устройства страны. По их мнению, будущий президент страны, как и В. Путин, не должен быть членом какой-то одной партии, а оставаться «президентом всех россиян», независимо от их политических симпатий. А в своей политике пытаться объединить самые разный спектр идей.

12. По мнению россиян, В. Путин, независимо от того, кто станет следующим президентом, сможет остаться среди наиболее влиятельных политиков России.