Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Татьяна БАРАНДОВА

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1998 года

1.    Деятельность исполнительной власти

1.1.    Областная администрация

Руководство области постоянно проводит еженедельные брифинги для прессы и всевозможные совещания, координационные и консультационные встречи с различными общественными институтами. Но следует отметить, что информация для журналистов зачастую носит неполный или противоречивый характер. Систематически в СМИ подчеркиваются как основные достижения администрации, так те или иные «лоббистские удачи» во взаимоотношениях с властями на федеральном уровне. Основными темами январских «достижений» стали поездки заместителей главы администрации. Например:

«Заместитель председателя правительства администрации области Виктор Зверев встретился с депутатом Госдумы Василием Гришиным.

В канун парламентских слушаний о реструктуризации долгов в электроэнергетике была обсуждена тактика совместных действий. В Москву вместе с Виктором Зверевым отправятся и мэры городов П.Балакшин и А.Беляев. Им предстоит «побороться» за включение в федеральный бюджет финансовых средств на погашение разницы в ценах на тепловую энергию.

Как известно, население платит за тепло только 40 процентов стоимости, остальное должны восполнять местные бюджеты. Но поскольку денег в них на это не заложено, образуются долги.

Виктор Зверев обговорил с Василием Гришиным возможности поддержки депутатом предложений администрации области в федеральные программы «Свой дом», «Чернобыльцы» и другие.

Кстати, как сообщила вчера в администрацию области Тамара Гудима, комитет по культуре Госдумы поддержал наш блок программ развития этой отрасли на архангельском Севере»  [[1]].

 

В середине января глава администрации Анатолий Ефремов встретился с президентом компании «Вестаб» Максом Гринфельдом. Обсуждены вопросы участия этой компании в транспортировке нефти через Архангельскую нефтебазу. В этом случае объемы перевалки вырастут по сравнению с прошлым годом в три с лишним раза и составят 1200 тысяч тонн. Особое внимание уделяется проблеме привлечения в область инвестиций. Следует отметить, что Анатолий Ефремов был приглашен в Давос в конце месяца с докладом по обозначенной тематике.

 

26 января на традиционной пресс-конференции итоги минувшей недели подводили председатель правительства области Николай Малаков и начальник финуправления Елена Рубан.

Главным итогом стало принятие областным Собранием бюджета области на текущий год. Касаясь его особенностей. Елена Александровна сообщила, что заложенные в него базисные цифры содержат необходимые денежные суммы для нормальной работы социальной сферы. Новый бюджет сверстан так, что все муниципальные образования области будут участвовать в формировании его доходной части. Это заставит все администрации городов и районов активизировать свою работу с предприятиями по сбору налогов.

Однако при этом планируется во всех учреждениях и организациях бюджетной сферы провести сокращение численности работников на 15%, включая аппарат областной администрации и областного Собрания.

На пресс-конференции зашел разговор и о выплате детских пособий. Как сказала Елена Рубан, долги по ним за 1996-1997 годы будут погашены путем предоставления зачетов на оплату жилья и коммунальных услуг, а также продуктами питания: мукой, сахаром, крупами. К решению данной проблемы подключен комитет по торговле. Выплата детских пособий за текущий год будет вестись за счет части трансферта. И чтобы ни у кого не возник соблазн использовать эти деньги не по прямому назначению, как, впрочем, и средства на зарплату, все деньги, поступающие в область из Москвы, пойдут через систему казначейства, которое контролирует не только поступление, но и их целевое использование.

Касаясь же текущих поступлений в областной бюджет, Елена Александровна отметила в качестве положительной тенденции то, что в январе из всех средств только 9% прошло зачетами, а остальное — «живыми» деньгами [[2]].

1.2.    Мэрия Архангельска

Основной «головной болью» для городской администрации областного центра оставались проблемы с долгами по зарплате и социальными выплатами. На первой в новом году планерке директор департамента экономики и финансов Лидия Скаковская сообщила, что долги по зарплате учителям, врачам, другим бюджетникам погашены. Выполнить Указ Президента РФ все же удалось благодаря полученной 31 декабря федеральной ссуде и увеличению поступлений в городской бюджет. Значительные суммы в последние дни прошлого года перечислили АЛВИЗ, Северное морское пароходство, хлебокомбинат, другие предприятия Архангельска. Она заметила, что сейчас городской казне необходимо изыскать 3,7 млрд. рублей в старом исчислении на ликвидацию задолженности перед фондом обязательного медицинского страхования за неработающее население, постараться своевременно выплатить декабрьскую зарплату работникам бюджетной сферы и начать рассчитываться с предприятиями городского хозяйства.

Однако, видимо, не совсем согласные с подобным оптимистическим настроем руководителей города, в мэрию Архангельска на протяжении месяца продолжали обращаться горожане, не удовлетворенные исполнением указа Президента РФ по погашению долгов по зарплате бюджетникам. Для их успокоения на страницах городской прессы ситуацию прокомментировала заместитель начальника финансового управления мэрии Архангельска Галина Тимахова:

«Всю задолженность по зарплате работникам бюджетной сферы учреждений здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты до 1 декабря включительно мы полностью погасили еще в первые рабочие дни января за счет собственных средств и ссуды, полученной из федерального бюджета. А горожане высказывают недовольство тем, что до сих пор не получили деньги за декабрь, компенсацию за проезд в отпуск, а учителя еще и за книгоиздательскую продукцию. Хочу уточнить, что сумма, поступившая из Москвы, была рассчитана на ликвидацию долга без учета декабрьской зарплаты. Но в настоящее время работникам бюджетных учреждений начата выдача зарплаты за декабрь, и мы продолжаем перечислять средства на эти цели. Расходы на проезд, книги, издательскую продукцию и прочие будут финансироваться в зависимости от наполняемости бюджета.

Чуть хуже была ситуация с погашением долгов перед фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС) за неработающее население. На 1 января оставалась невыплаченной зарплата с августа по декабрь. Но на сегодняшний день совместно с ФОМС мы завершаем перечисление средств на декабрьскую зарплату. На эти цели город направил более 1 млрд. рублей «живыми» деньгами (в старых ценах).

Поскольку в последние месяцы прошлого года большая часть поступавших в городскую казну средств уходила бюджетникам, то, естественно, возросли долги городскому хозяйству. В январе удалось немного поправить положение. Более 700 млн. рублей (в старом исчислении) направлено в жилищно-коммунальную сферу [[3]].

Сама же Л.Скаковская в этот момент находилась в Москве, где проходило заседание правления секции «Бюджеты и финансы» Союза российских городов. По ее словам, на мероприятии представители городов разрабатывали поправки и дополнения к законодательству, регулирующему финансовые основы местного самоуправления с целью получения больших прав по формированию бюджетов своего уровня. Пока львиную долю этих прав сохраняют субъекты Федерации, в результате чего города-доноры (Архангельск относится к их числу) зачастую оказываются в худшем положении по сравнению с райцентрами. Ожидается, что наработки финансистов в ближайшее время будут направлены в аппарат Президента и Госдуму.

 

Состоялась встреча Павла Балакшина с представителями АПАП-1. Принято решение все деньги, вырученные от продажи проездных билетов (а это более 1 млрд. руб. в месяц), направить только на зарплату. Мэр дал указание подготовить ему полный анализ затрат на закупку горючего и запчастей и перечень фирм-поставщиков, для того, чтобы проработать вопросы приобретения горючего по взаимозачетам, а не тратить «живые» деньги [[4]].

 

Мэр Архангельска Павел Балакшин практически не проводит пресс-конференции, но 19 января он созвал к себе журналистов для разговора об исполнении городского бюджета за прошлый год. На ней он дал краткий анализ основных цифр, отметив в качестве положительного примера выполнение бюджета по доходам на 101%, что на 31%, чем в 1996 году.

Однако год минувший был не из легких. На 1 января 1997 года общий долг мэрии составлял 472 миллиарда рублей (здесь и далее в старом исчислении). Из них только перед работникам бюджетной сферы — 45 миллиардов.

И вот эти долги, как, впрочем, и текущие, лежали тяжелыми веригами на плечах городского бюджета. Благодаря помощи центра удалось погасить долги по зарплате бюджетникам по ноябрь включительно. В месяц на эти цели нужно 14 миллиардов рублей.

Сейчас, как сказал Павел Балакшин, производится выплата за декабрь. И нужно еще найти для учителей 6, а для работников здравоохранения около 2 миллиардов. И тут есть опасение, что погашение декабрьской зарплаты может затянуться до февраля.

Касаясь долгов работникам ЖКХ, Павел Николаевич сказал, что полным ходом идет согласование графиков по ликвидации задолженности, но часть долгов может перейти даже на 1999 год.

Тяжелое положение складывается с выплатой детских пособий. Долг за прошлый год составил около 32 миллиардов.

Говоря о бюджете нынешнего года, Балакшин сказал, что он сохранится примерно на уровне прошлого года. В основу финансирования бюджетных отраслей заложены специальные нормативы, что даст возможность исправить ситуацию, хотя и не снимает всех проблем в этих сферах.

Расходы же на жилищно-коммунальное хозяйство урезаны почти вдвое. Что, конечно, никак не может устроить город, поскольку такой подход, как заявил Павел Николаевич, не отражает интересов Архангельска, имеющего сложнейшую структуру своего хозяйства.

Однако при всей скудности бюджетных денег мэрия планирует в текущем году вернуться к строительству жилья за счет своих средств, достроить Дом ребенка и реабилитационный центр, продолжить капитальный ремонт жилья и городских дорог.

 

По прежнему остро стоят вопросы обеспечения города теплом, что в условиях суровой северной зимы составляет основную заботу жителей и муниципалитета.

По информации директора департамента городского хозяйства Григория Колодяжного, в начале нынешнего отопительного сезона на всех 76 локальных котельных был создан полутора-двухмесячный запас топлива. Хуже обстоят дела с мазутом. Запасти это дорогостоящее топливо из-за дефицита средств удается не более чем на 2-3 дня. Поэтому котельные работают «с колес». Для благополучного завершения отопительного сезона требуется не менее 15 тысяч тонн угля и 13 тысяч тонн мазута.

Контрольно-аналитическая служба мэра сделала анализ цен, по которым департамент городского хозяйства закупает для Архангельска топливо у фирм-поставщиков. Выяснилось, что если в области среднестатистическая стоимость одной тонны мазута составляет 928 тысяч рублей, то в городе — 784. Уголь область приобретает в среднем за 301 тысячу рублей, Архангельск же — на 65 тысяч дороже. Основные потребители твердого топлива в области — Новодвинская и Северодвинская ТЭЦ — могут работать на более дешевом, низкосортном угле. В Архангельске же на локальных котельных применение его невозможно.

Обеспечивают Архангельск мазутом 12 поставщиков, углем — 4. Сократить их количество можно лишь в том случае, если рассчитываться с перерабатывающими заводами и угледобывающими предприятиями «живыми» деньгами. А поскольку их не хватает даже на зарплату, широко используются бартерные сделки, векселя, что увеличивает стоимость топлива и вынужденно расширяет круг посредников. Кстати, из-за скудного финансирования городского хозяйства все фирмы пока поставляют топливо для локальных котельных в долг. Мэрия ни с одной из них не расплатилась своевременно.

Сегодня ряд котельных Архангельска работает на дровах, которые обходятся порой дороже, чем уголь.


 

Подведены итоги работы за год комиссии по обеспечению своевременного поступления платежей в городской бюджет (ВЧК).

На ее заседаниях побывали руководители 84 предприятий. Многие из них рассчитались с городской казной, пополнив ее на 66 млрд. рублей (в старом исчислении). В Пенсионный фонд поступило 12 млрд. Не без помощи местной ВЧК в 1997 году в доходную часть городского бюджета поступило на 164 млрд. рублей больше, чем в 1996. По указанию мэра в городе прекращаются взаимозачеты по подоходному налогу. Они могут быть оформлены в исключительном случае в счет заработной платы [[5]].

 

В конце января в мэрии города прошло очередное заседание согласительной комиссии работников жилищно-коммунального хозяйства, на котором коммунальщики представили мэру Архангельска график, предполагающий погашение долгов по зарплате, тянущихся еще с 1996 года в течение двух лет. Общая сумма вместе с текущими платежами составляет около 119 млн. новых рублей. Около 70 млн. МУПы и МУ РЭПы намерены погасить собственными силами, а 51 млн. — дотациями из городской казны. Ежемесячно это потребует около 2,4 млн. руб. С целью поддержки работников сферы все деньги, полученные в качестве квартплаты и коммунальных платежей, будут направляться на зарплату.

 

Однако в новый год с долгами вошли не все. По данным статистики, на начало января 236 предприятий и организаций Архангельска имели долги по зарплате на общую сумму около 171 миллиона новых рублей. Это коснулось как промышленности, строительства и транспорта, так и предприятий непроизводственной отрасли. Не имеют долгов по зарплате перед своими работниками — Краснофлотский электромеханический завод, речной порт, водорослевый комбинат, Архангельское отделение СЖД, ЛДК №3, АО «Арххлеб», МП «Водоканал», АО «Красная кузница», ТОО»Сантехмонтаж», АГТУ и ряд других.

 

О деятельности муниципального учреждения технической инвентаризации и учета операций с недвижимостью (в прошлом БТИ) по оказанию платных услуг выступил с докладом на одной из еженедельных планерок в горадминистрации начальник БТИ Борис Екимов, где привел несколько цифр: в 1997 году муниципальное учреждение оказало населению услуг на 3,8 млрд. неденоминированных рублей. Из них около 2,5 млрд. поступило в городской бюджет. Кстати, по данным начальника финуправления Лидии Скаковской, 1,5 млрд. из этой суммы перечислено на зарплату работникам БТИ.

Всего в прошлом году в БТИ обратилось более 22 тысяч граждан, что на 7% больше, чем в 1996-м. Но в январе учреждение прекратило прием заявлений на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это связано с вступлением в силу с 1 февраля одноименного Федерального закона, в соответствии с которым функции государственной регистрации возлагаются на специальные органы — учреждения юстиции, но поскольку такие органы пока не созданы и нет нормативной базы, Павел Балакшин поручил вице-мэру Владимиру Котлову встретиться с руководителями управления юстиции, областного Собрания депутатов, правительством администрации области (им предстоит обсудить возможность делегирования органам местного самоуправления полномочий по осуществлению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним), а муниципальному учреждению велено возобновить до 1 февраля прием заявлений от населения на этот вид услуг [[6]].

2.    Сессия облсобрания

20 января в рамках очередной сессии Областного Собрания депутатов в зале заседаний областного Собрания депутатов состоялись парламентские слушания по проекту областного закона о бюджете на 1998 год.

Начальник финансового управления обладминистрации Елена Рубан отметила, что второй вариант бюджета составлен в соответствии с ныне действующей налоговой системой, которая, по ее мнению, может сохраниться до конца года. При этом размеры поступления средств из федерального центра остаются туманными. Предусматривается возможность выделения области около 600 млн. рублей. Однако, пока запланирован трансферт в 305 млн. рублей.

Масштабы кризиса в управлении хозяйством области приоткрывают два бюджетных показателя. Во-первых, распродажу областной госсобственности планируется увеличить на 60 млн. рублей по сравнению с октябрьскими предложениями. Во-вторых, обслуживание внутреннего долга (возврат кредитов банкам, уплата процентов и другие) потребует не 25 млн. рублей, а почти 95. В бюджете запланировано двукратное повышение доходов от налога с физических лиц [[7]].

Содокладчиком от планово-бюджетной комиссии выступил Александр Иванов, обратив внимание что «на сегодняшний день администрация проводит инвестиционную политику по бесперспективному пути, то есть через «бюджет». Александр Петрович предложил создать согласительную комиссию для последующего принятия данного документа.

Особую критику ряда депутатов и глав муниципальных образований вызвал сам факт бездефицитности бюджета: «если удастся собрать доходов больше запланированного, то где гарантия того, что денежный «остаток» будет распределен справедливо по всем защищенным статьям?»

Работа над главным финансовым документом года сопровождалась замечаниями депутатов в адрес исполнительной власти по поводу несвоевременного предоставления итогового проекта и сопроводительных документов. В одном из проектов решения областного Собрания обращается внимание администрации области на невыполнение областного Закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Архангельской области».

Была создана согласительная комиссия, а сам проект принят за основу [[8]].

 

После краткого обсуждения были приняты два важных закона: «О социальной защите инвалидов» (во втором чтении) и «Об основах управления объектами государственной собственности Архангельской области». Вместе с тем депутаты не согласились с главой местного самоуправления Приморского района В.Гладышевым, предложившим дополнить закон «Об административно-территориальном устройстве Архангельской области» пунктом о самостоятельном решении главой муниципального образования вопросов об изменении границ населенных пунктов внутри сельсоветов и рабочих поселков.

Принятие закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Архангельской области» было признано преждевременным. Решено данный законопроект доработать и внести на очередную сессию. Одним из решений стало резкое увеличение ежегодной платы за патент тем предпринимателям, которые работают по упрощенной схеме налогообложения, учета и отчетности.

Депутаты удовлетворили протест прокурора области на решение о назначении уполномоченного по правам человека в Архангельской области Олега Петрова. Кулуарность и торопливость в решении кадрового вопроса привели к тому, что депутаты воспользовались неполным текстом областного закона об уполномоченном. На этот раз депутаты посчитали возможным не спешить, отодвинув проблему персоналий на февраль. Таким образом, Олег Петров остается и.о. уполномоченного по правам человека в Архангельской области.

Вопрос о выборах областного депутатского корпуса по четырем округам в Ненецком автономном округе (НАО), Архангельске и Северодвинске вновь оказался в центре внимания. Если вероятное избрание коллеги в НАО не вызвало никаких возражений, то еще одна попытка получить полный комплект народных представителей от Архангельска и Северодвинска подвергалась критике. Многие депутаты склонны были принять решение об отмене или переносе выборов, намеченных на 22 марта [[9]].

3.    Горсовет Архангельска

Накануне 12-й сессии горсовета особую остроту приобрел вопрос о нормативах финансирования, разработанных для отраслей образования, культуры, спорта и здравоохранения, которые предстояло утвердить депутатам. В итоге бурных дебатов на состоявшемся перед сессией заседании депутатской комиссии по гуманитарно-социальным вопросам к единому мнению придти не удалось из-за противопоставления нормативам разработанным «отраслевыми» департаментами мэрии разработок финансового департамента. Гуманитарные департаменты, «подстегиваемые» митингами, угрозами забастовок, отстаивают свои нормативы, финансисты — свои, более низкие. И те и эти ссылаются на соответствующие регламентирующие документы. Депутаты же оказались меж двух огней. На страницах местной прессы, куда вылилось противостояние, ситуацию прокомментировали обе стороны:

«Департамент финансов урезает нормативы, подлаживая их под бюджет, — комментирует ситуацию председатель депутатской комиссии Сергей Жигалов. — Сложности с бюджетом, конечно, понятны. Если принять во внимание расчеты департамента образования, например, то по ним отрасли требуется около 300 миллионов деноминированных рублей. По нормативам департамента здравоохранения надо будет предусмотреть в бюджете города еще 230 миллионов. И это даже без повышения зарплаты. Итого — 530 миллионов. Доходная часть всего бюджета — 700-750 миллионов. Но резолюции митингов и встреч требуют повышения зарплаты. Если мы утвердим даже эти нормативы, бюджет явно не справится с финансированием, и задолженность опять начнет быстро нарастать. Но и ниже уже некуда!

Поэтому наша депутатская комиссия решила поддержать департаменты медиков и учителей и выносить на сессию нормативы их, а не финансистов. Причем есть смысл утвердить их до принятия бюджета. После делать это будет уже нецелесообразно.

Свои, тоже веские, доводы — у директора департамента экономики и финансов мэрии Лидии Скаковской: — Я категорически против тех нормативов по отраслям социально-культурной сферы, которые выносятся на сессию. Потому что они сформированы исходя из потребностей. Но нам нужны финансовые нормативы для формирования городского бюджета. Отдельно они должны быть и по городскому хозяйству. Если говорить по нормативам для отрасли образования, то существует документ: «Методические рекомендации по расчету нормативов бюджетного финансирования образовательных учреждений Министерства образования РФ». Но его наши составители почему-то проигнорировали и сформировали нормативы не по минимальной бюджетной обеспеченности, как это предусматривается в методических рекомендациях и в законе о финансовых основах местного самоуправления, а фактически — по потребности. Но мы ведь еще не в «рынке» живем, у нас и бюджета подобного нет — по потребности. Такой подход неправилен в корне, поэтому я считаю, что этот вопрос вообще не следует пока выносить. Тем более что не готовы нормативы по жилищно-коммунальному хозяйству города и общественному транспорту. Все эти нормативы по бюджетным сферам будет неразумно принимать не в совокупности и без учета возможностей бюджета. Считаю, что стремление скорее утвердить предложенные только по двум департаментам нормативы — это вообще попытка тянуть одеяло в одну сторону. Должны ли с этим согласиться уважаемые депутаты? Думаю, они отдают себе отчет в том, что, приняв предлагаемые сейчас нормативы, они практически ни с чем оставят все городское хозяйство, которое и так-то едва ли не на ладан дышит.

Сегодня мы можем дать городу, увы, только то, что соответствует минимальным государственным социальным стандартам, а не по потребности. Кроме того, умерить наши аппетиты призван и свежий федеральный документ о финансовом оздоровлении. Он предусматривает, напротив, сокращение средств и необходимость изыскания резервов. Это указ Президента РФ от 11 декабря 1997 года «О мерах по оздоровлению государственных финансов». В нем, в частности, предусматривается осуществить в 1998 и 1999 годах реструктуризацию бюджетных обязательств, с сокращением их до 40 миллиардов рублей в год. В том числе — снижение количества юридических лиц, содержание которых финансируется за счет средств федерального бюджета и численности работников, занятых в бюджетной сфере с направлением высвободившихся средств на выполнение обязательств федерального бюджета. Все это эхом отзывается уже и в готовящемся на областном уровне соответствующем документе.

Поэтому при всем нашем желании всем помочь надо бы нам оставаться реалистами» [[10]].

 

На самой сессии наибольший интерес вызвали очередные выборы руководства горсовета. Приступив к ним, депутаты выдвинули 4 кандидатуры: Ю.Антрушин, Е.Аюпова, П.Балакшин, С.Жигалов. Ю.Антрушин снял свою кандидатуру в пользу Е.Аюповой, что, однако, не принесло ей победы. Второй тур закончился результатом: П.Балакшин -12 голосов, Е.Аюпова — 13 голосов, трое проголосовали против всех. Руководство горсовета осталось неизбранным.

Выборы перенесены на следующую сессию. Как, впрочем, и вопрос о тарифах на городском пассажирском транспорте. Обсуждение его заняло практически полдня. Проект решения, предложенный департаментом городского хозяйства мэрии, не собрал необходимого количества голосов. Более того, даже голосование по пунктам не дало результатов. Причем мнения депутатов оказались в широком диапазоне: одни за сохранение тарифа в 1 руб. 20 коп., другие — за предложенные 1 руб. 50 коп., третьи — за повышение до 2 рублей за одну поездку.

Более простым оказался вопрос «О внесении дополнений в Положение о порядке уплаты сбора за право торговли», внесенный по ходатайству налоговой инспекции. Речь шла о поправке, которая позволит избежать неоднозначного толкования работниками налоговых органов названного документа, принятого горсоветом 27 августа.

Без затруднений утверждены сессией положения о городском общественном совете по вопросам жилищной политики и его состав. Не обошлось без бурных депутатских эмоций при обсуждении информации начальника финансового управления мэрии Лидии Скаковской о погашении кредиторской задолженности организациям, выполнившим муниципальный заказ. Сессия поручила главному финансисту города нормативы отчислений фонда оплаты труда по отраслям установить по аналогии с 1997 годом, и при формировании нынешнего бюджета учесть задолженность в 8,7 миллиарда рублей (в старых ценах) за выполненные в 1997 году работы по муниципальному заказу.

4.    Профсоюзы

15 января прошло всероссийское селекторное совещание Федерации независимых профсоюзов, посвященное анализу выплаты долгов.

На нем присутствовали председатели всех 20 архангельских обкомов. В нашем городе пока еще имеют основания быть недовольными медики и учителя, наметившие вновь встать в пикеты у мэрии, поддерживая таким образом всероссийскую акцию, инициатором которой стал ЦК профсоюза педагогов. Ведь по данным Архангельского горсовета профсоюза учителей, долг им за прошлый год только по зарплате составил на 15 января не менее 6 млн. руб. [[11]].

Намерения были претворены в жизнь 20 января «Хватит нас кормить обещаниями!» — гласили надписи на плакатах. Митинг работников бюджетной сферы, который прошел возле здания мэрии, открыл череду таких мероприятий в нынешнем году. Эта акция проводилась во всероссийском масштабе работниками народного образования, а в Архангельске к ним присоединились профсоюзы здравоохранения и культуры. Главное требование учителей, врачей и работников культуры, высказанное на митинге — увеличить заработную плату, которая остается самой низкой. Для примера назывались такие цифры: средняя зарплата по городу на конец прошлого года составляла полторы тысячи в новых рублях, тогда как у бюджетников в два раза меньше. И даже выплата долгов по ноябрь включительно лишний раз доказала, в какое униженное положение поставлены эти люди властями, ведь труд чиновников от власти в области оценивается в несколько раз выше.

На митинге отмечалось, что закон об образовании до сих пор не работает. В бюджет будущего года аппарату мэрии заложено увеличение зарплаты в 1,7 раза, тогда как работникам школ — лишь 0,7 от действующих нормативов. Выступавшие требовали пересмотра тарифов в сторону увеличения. Приводили положительные примеры Коряжмы, Котласа, Северодвинска, соседних областей, где, несмотря на все трудности с бюджетными средствами, местные власти нашли возможность прибавить зарплату бюджетникам.

Мэр Балакшин не смог выступить перед митингующими, поскольку отбыл в Москву на парламентские слушания по погашению задолженности разницы в тарифах по теплу.

Впрочем, по настрою участников митинга можно предположить, что эта акция отнюдь не последняя. Профсоюзные организации области изъявили желание участвовать 3 февраля во всероссийском выступлении трудящихся, организуемом по инициативе ФНПР.

Поддержав идею ФНПР, президент областной федерации профсоюзов выдвинул десять требований властям и работодателям. Среди них — оживление производства и открытие новых рабочих мест, повышение зарплаты в бюджетной сфере, ликвидация долгов по заработной плате в промышленности, резервирование средств на зарплату и др.

Демонстраций и забастовок на этот раз не планируется. В коллективах пройдут профсоюзные собрания с единой повесткой дня, а в райцентрах — встречи с главами администраций. В Архангельске состоится собрание профсоюзного актива. В органы исполнительной и законодательной власти будут направлены письма, обращения и резолюции [[12]].

 

А тем временем в профсоюзной среде наметились некоторые «раскольнические» изменения: во 2-й поликлинике начата работа по созданию независимого профсоюза медработников, определившего своей целью заключение нового трудового договора с работодателем или нового трудового соглашения с мэрией.

Суть проблемы в следующем: необходимо заполнить правовой вакуум, возникший в результате бюрократической реорганизации здравоохранения, когда работодатель не несет юридической ответственности за нарушение КЗоТ РФ (несвоевременная выплата заработной платы). После того как был упразднен горздравотдел, главного врача муниципального учреждения нанимает на работу облздрав (отдел областной администрации), и поэтому уполномочить главного врача на заключение трудового договора имеет право только представитель обладминистрации.

«Заключать трудовой договор со страховой компанией вообще не имеет смысла, потому что само существование системы ОМС — это правовой казус. Смысл работы любой страховой компании — это страхование рисков. О каком риске может идти речь, если бесплатное медицинское обслуживание законодательно гарантировано государством? В конечном итоге на здравоохранение, образование, содержание армии государство и собирает с нас налоги. От чего в таком случае страховые компании собираются нас страховать? Законодатели создали «негосударственную» структуру, которая стала выполнять функции государственного аппарата управления. Последняя мысль для нас крайне принципиальна. Выполняя функции аппарата госуправления, ОФОМС неизбежно оказывается в подчинении областной администрации. Так, например, расходы ОФОМС на финансирование медицинского учреждения регламентированы постановлением администрации области №113 от 22 сентября 1995 года. Поэтому при заключении трудового договора с областной администрацией нас не должно волновать, каким образом облздравотдел будет финансировать поликлинике оплату за работающее население — хоть через сберкассу, хоть через посыльного. Если облздрав в соответствии с существующим законодательством вынужден это делать через систему ОМС, то пусть это будет страховая компания, но заключать договор с посредником, который не несет юридической ответственности за финансирование, мы не обязаны... Есть еще один важный момент, который необходимо учитывать, что 2-я городская поликлиника является муниципальным учреждением. После ликвидации горздравотдела налоги на «бесплатное» здравоохранение с предприятий города поступают в ОФОМС (оплата за работающее население) — областное подчинение; оплата за неработающее население осуществляется из федерального бюджета — деньги на счета мэрии опять же поступают со счетов областной администрации. Таким образом, мэрия города является собственником лишь номинально. Финансирование муниципальных медицинских учреждений должно осуществляться не за счет налогов, собираемых в городской бюджет, следовательно, муниципалитет — это такой же посредник, как и страховые компании.

Изменить ситуацию возможно, если ответственность за здравоохранение будет нормативно закреплена за областью. Только в этом случае система медицинского страхования перестанет подменять собой горздравотдел, а начнет выполнять те функции, которые она выполняет во всем цивилизованном мире.

Наши консультации с юристами показали, что есть и другой подход. Хотя он и не решает проблемы реформирования системы здравоохранения в целом, но это также адекватный способ защитить наши профессиональные интересы (вопрос о распределении бюджетных средств). Дело в том, что областной профсоюз медработников заключил с мэрией города территориальное трудовое соглашение, в котором есть фраза «финансирование осуществляется при наличии денег».

А так как юридически областной профсоюз является полномочным представителем работников здравоохранения, получилось, что врачи взяли на себя обязательства по оказанию медицинской помощи, в работодателю сказали: «Расплатишься, когда деньги будут...»

Не слишком ли «по-дружески» подошло руководство областного профсоюза к заключению трудового соглашения с мэрией и должен ли такой подход найти взаимопонимание у врачей?

Трудовое соглашение имеет силу закона. Теперь, если на мэрию подать в суд за несвоевременную выплату врачам заработной платы, представитель мэрии сошлется на заключенное с врачами трудовое соглашение и суд будет вынужден признать претензии врачей необоснованными.

В соответствии с Законом «О местном самоуправлении» государство не несет ответственности за обязательства и долги мэрии, а мэрия не несет юридической ответственности за обязательства и долги государства. То есть условия оплаты труда (своевременность) и уровень оплаты (тарифы) регулируются трудовым соглашением между руководителем областного профсоюза и органами местного самоуправления (мэрия), а не федеральным законодательством (единая тарифная сетка).

Зарплата врачам не повышалась с 1995 года (тарифы), а зарплата госчиновников в связи с инфляцией за три последних года поднималась не однажды. Так каким же образом защищает традиционный профсоюз наши интересы?» — так в своем обращении в прессу обрисовал ситуацию представитель вновь создающегося профсоюза И.Телятьев, врач-терапевт [[13]].

Следует заметить, что до сего момента в области существовало только три независимых профсоюза — преподавателей Поморского Университета и моряков и докеров порта.

5.    Экономика и инвестиции

5.1.    Презентация проекта АО «Росшельф»

20 января в большом конференц-зале областной администрации состоялась презентация проекта разработки и освоения запасов Приразломного месторождения нефти в Печорском море, которое ведется по проекту «Росшельфа». Для участия в ней в Архангельск приехала группа специалистов из АО «Росшельф» во главе с генеральным директором Борисом Никитиным.

Следует заметить, что данное акционерное общество было учреждено в мае 1992 года после выхода в свет соответствующего правительственного постановления. Зарегистрировали его в Северодвинске, хотя штаб-квартира АО располагается в Москве, поскольку главным акционером является «Газпром».

За эти годы, по словам выступивших, сделано уже немало. Проведена разведка Приразломного и Штокманского газоконденсатного месторождений. Запасы первого первоначально оценивались в 65,5 млн. тонн, но дополнительные исследования дают основание увеличить эту цифру еще на 30 млн., что позволяет удешевить добычу нефти и довести норму внутренней прибыли до 18%. Запасы же второго месторождения оцениваются в 3,2 трлн. кубометров. Ведутся изыскательские работы и в других районах северных морей.

Специалисты «Росшельфа» подробно рассказали об особенностях проектирования первой в мире ледостойкой платформы, с которой будет вестись освоение Приразломного месторождения. Строительство ее полным ходом идет в Северодвинске на предприятиях «оборонки». Уже использовано шесть тысяч тонн металла.

В нынешнем году объемы работ значительно возрастут, что даст возможность задействовать около двух тысяч рабочих Севмашпредприятия и «Звездочки». Планируется за этот год полностью завершить детальную проработку рабочей документации на строительство всех объектов платформы, которая включает в себя кессон, состоящий из четырех блоков весом в 15 тысяч тонн каждый, одновременно являющихся и хранилищем нефти. На платформе будут располагаться два модуля: жилой (на 160 человек обслуживающего персонала) и производственный с двумя бурильными установками.

Строительство такого уникального сооружения планируется завершить в 2001 году и отбуксировать на место. В том же году должна начаться и добыча нефти, которая продлится 20 лет. Уже выбран вариант транспортировки нефти — танкерами ледокольного класса. Для этого будет создана танкерная компания.

Губернатор области Анатолий Ефремов обратил внимание представителя Северного морского пароходства на этот факт, посоветовав морякам «не проморгать важный исторический момент» и обзаводиться танкерным флотом.

Проект дает экономике области совершенно новое направление развития. Не исключена возможность строительства и нефтеперерабатывающего завода [[14]].

6.    Налоговая служба

По данным областной госналогслужбы торговлю с зарубежными странами сегодня ведет около 400 архангельских предприятий и фирм. С первого января к 24 странам добавились еще восемь, с которыми заключены договоры о сотрудничестве, что позволяет при торговле с ними избежать двойного налогообложения.

Для финансового оздоровления предприятий и своевременной уплаты ими налогов в 1996 году в области была создана межведомственная балансовая комиссия. За прошлый год она провела 31 заседание. Рассмотрены дела по 104 предприятиям-недоимщикам. На 17 из них переданы в арбитражный суд документы о признании их банкротами.

Задолженность по налоговым платежам в бюджеты всех уровней составила по области на начало года 5,7 триллиона неденоминированных рублей.

За 1996 год продекларировали свои доходы свыше 35 тысяч жителей области. На начало текущего года проверено 30 тысяч деклараций. Доначисления по ним составили 12 миллиардов рублей. За нарушение порядка подачи этих документов около двух тысяч человек привлечены к ответственности.

7.    Жилищно-коммунальная реформа

Еще в постановлении главы администрации области №375 от 30 сентября 1997 года основной целью жилищно-коммунальной реформы в Архангельской области называется «обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами по доступным для населения ценам и тарифам». Мэрия же главную цель реформы видит в переводе городского хозяйства на самофинансирование. При более детальном анализе получается, что архангелогородцы за тепло и уют платят гораздо больше, чем полагается. Тепло и горячую воду они покупают у мэрии. А она на выходе с ТЭЦ покупает их у АО «Архэнерго» и передает своему МП «Тепловые сети» — это первый муниципальный посредник между производителем тепла (ТЭЦ) и потребителем (жильцом). У него имеется своя смета расходов, в которой заложены проценты на содержание муниципального начальства.

МП «Тепловые сети» передает тепло в распоряжение муниципальных учреждений городского хозяйства (МУГХ). У тех тоже имеется смета, а в ней заложены деньги на содержание РЭПов. РЭП — это второй муниципальный посредник, и только теперь МУГХ продает это тепло потребителям.

Существующий тариф — это навязанная цена. Из нее мэрия должна покрыть все свои затраты и оплатить услуги всех организаций-посредников. Эти вопросы планируется обсудить на предстоящей февральской сессии Облсобрания. Председатель постоянной комиссии по социальным вопросам Ю.Асеев предполагает провести широкое обсуждение с общественностью концепции реализации реформы в области.

8.    Международное сотрудничество
Поморского Университета

Поморский университет подвел некоторые итоги своей международной деятельности.

В довольно объемистом списке фигурирует почти два десятка интернациональных образовательных проектов. За последние годы и месяцы созданы Интернет-центр, информационный Баренц-центр, Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями, научно-методический центр, Скандинавский центр, Центр экологических исследований, Центр инновационных технологий.

Кроме того, в ПГУ реализуется ряд любопытных проектов: «Обзор российских институтов», Нефтяной инжиниринг, «Лулео-Помор».

Отметим, что с помощью Поморского университета в область привлекаются значительные средства. Так, по проекту «Диарусс» норвежская сторона перечислила в Архангельск 1 миллион крон. А на создание информационной инфраструктуры ПГУ НАТО, например, затратило $25 000. $35 000 ушло у Баренц-секретариата на поддержку Баренц-центра при ПГУ, еще $25 000 истратил университет Тромсе на Норвежско-поморский центр.

Множество программ носят чисто образовательный характер. Университету удалось заключить договоры о сотрудничестве и обмене студентами с 21 зарубежным университетом Европы и Америки. В Архангельск для чтения лекций постоянно приезжают иностранные профессора. Иностранцам такие контакты, как уже упоминалось, обходятся недешево. По одному только проекту «Лулео-Помор» затраты шведской стороны составят не менее $2 млн. В университете города Лулео в течение трех лет будут обучаться 20 наших студентов на полном шведском пансионе [[15]].

9.    Таможня

Архангельскую таможню в феврале ждут перемены. Ее нынешний начальник К.Корняков скоро будет руководить Люберецкой таможней в Московской области. Кто займет его пост, пока неизвестно.

Эту новость Клавдий Александрович сообщил журналистам на своей пресс-конференции, посвященной подведению итогов 1997 года. О причинах своего отъезда Клавдий Александрович ответил, что прежде всего уезжает из-за младших детей. Им требуется серьезное лечение, в Москве это реальнее, чем в Архангельске.

К.Корняков сообщил, что в прошлом году в доходную часть федерального бюджета вместо плановых 90 млрд. перечислено 112,7 млрд. неденоминированных рублей.

За год оформлено 865 судов, 496 самолетов, 2878 автомобилей. Отмечено оживление внешнеторговой активности в регионе, остановлен спад экспорта лесопродукции. Но вывозят в основном сырье, а не готовые товары. Объемы импорта в целом снизились. Почти в четыре раза меньше завезли к нам продовольствия, незначительны поставки медицинского оборудования.

Кроме того, было отмечено, что в течение 1997 года заведено 1249 дел о нарушении таможенных правил. По-прежнему не поддается урегулированию вопрос с так называемыми челноками.

В качестве курьеза можно привести факт обнаружения нашими таможенниками нового способа использования женских прокладок. Так, одна архангелогородка улетая переводчицей в Швецию, в декларации указала сумму, не превышающую ту, что можно провозить без справок банка. Но инспектору таможенного поста «Талаги» что-то показалось подозрительным, и он решил тщательнее проверить багаж. В пачке прокладок инспектор обнаружил 270 долларов, 500 датских крон и 200 марок. Переводчица оштрафована, лишняя валюта у нее конфискована. Кстати, из 28 дел о нарушении таможенных правил, заведенных в прошлом году, 12 связано с незаконным провозом валюты.

10.    Назначения

15 января в областном Собрании депутатов состоялось официальное представление нового начальника Государственной налоговой инспекции по Архангельской области Александра Цыпина.

Ввести в должность нового главу налогового ведомства области прибыл заместитель руководителя Госналогслужбы России Сергей Штарев. Он отдал должное заслугам предыдущего начальника ГосНИ области Натальи Улановой. Но время требует кардинальных перемен и в работе налоговиков. Сегодня, по словам С.Штарева, необходимо навести порядок со всеми неплательщиками налогов — как юридическими, так и физическими лицами. И без жестких фискальных мер здесь не обойтись, что, естественно, ближе по духу мужчине.

Сам Александр Цыпин назвал своей первоочередной задачей как руководителя ГосНИ области — добиться безусловного выполнения планов поступления налогов в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды, поднять на качественно новую ступень контрольную работу налоговых органов.

11.    Факты

Акционерное общество «Севералмаз» объявило закрытую подписку на акции предприятия для своих работников, а также определенного круга лиц, участвовавших в открытии алмазного месторождения им.Ломоносова. Летом предполагается открыть подписку на ценные бумаги для всех жителей области и России.

 

Недавняя поездка большой делегации деловых людей нашей области во главе с губернатором Анатолием Ефремовым в Голландию уже приносит свои первые плоды.

В январе в Архангельск из страны роз и тюльпанов приедет группа бизнесменов, которая собралась под Амстердамом построить целую русскую деревню, чтобы нашей национальной экзотикой завлекать туристов. В городе (а может и в области) они надеются найти строителей и разместить здесь заказ на сооружение деревянных изб, бань и трапезных, которые потом в разобранном виде будут перевезены в Голландию.

 

В военной прокуратуре Архангельского гарнизона сообщили, что за последние два года объем перевезенных гражданскими авиаторами грузов снизился в 15 раз. В связи с этим военная прокуратура совместно с Архангельским территориальным антимонопольным комитетом возбудила дело по нарушению Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Кроме того, прокуратурой установлено, что, несмотря на предупреждения и январскую катастрофу, когда столкнулись на взлетной полосе вертолет МИ-8 с самолетом, управлявшимся летчиками частной кампании, аэропорт Нарьян-Мар по-прежнему регулярно принимает воздушные суда второго класса и периодически первого класса, что запрещено инструкциями как Министерства обороны, так и гражданской авиации.

По выявленным нарушениям командование воинских частей никаких объяснений не дает [[16]].


ПРИЛОЖЕНИЕ

«Накат» заказан?

 

По некоторым средствам массовой информации прокатилась волна «разоблачений» бывшего генерального директора «Северного троллейбуса», а ныне председателя постоянной комиссии по экономике, финансам, бюджету и муниципальной собственности городского Совета Виктора Мошарева, который опубликовал свое отношение к ним:

«Действительно, в последнее время пресса проявляет особый интерес к моей особе. Неприятно, однако, что корреспонденты даже не разговаривали со мной ни по одному из приведенных в газетах фактов.

Начну с долгов. 7 мая 1996 года я перешел с механического завода в «Северный троллейбус». На тот момент у АО «Механический завод» не было никаких долгов ни по зарплате, ни по налогам. Более того, когда я уже не работал там, на механическом заводе, сумел изыскать свыше миллиарда рублей московских инвестиций на достройку цеха. Завод получил современный цех.

Согласен, что с руководством акционерного общества у меня были разногласия относительно перспектив развития предприятия. Я считал, что АО должно строить стратегию по пути диверсификации и расширения, линия же руководства акционерного общества — удержание ранее завоеванных позиций. Кто прав? Время рассудит. Но то, что после моего ухода с завода «выгнали» «Северный троллейбус», никому не пошло на пользу. И сейчас хороший производственный корпус пустует. Хотя у меня появились предложения по его загрузке новой продукцией.

Что касается других разногласий, то они должны решаться цивилизованно, по закону. По акциям АО «Механический завод» моя позиция такова: лучше, если директор является в какой-то мере и собственником. Тогда он будет заинтересован в процветании предприятия. Поскольку многие не могут отучиться заглядывать в чужой карман, подтверждаю, что у меня большой пакет акций АО, в которое верил и верю, и где работал свыше 18 лет. Покупал акции я за свои деньги, и в том, что два процента этих акций передал сыну, тоже не нахожу ничего необычного. А вообще я с удовольствием продал бы свой пакет акций, чтобы не было повода для обвинения в использовании служебного положения.

Что касается троллейбусов, то еще до моего прихода на «Северный троллейбус» его руководство заключило с мэрией кредитный договор, по которому мэрия выделила векселей на 4,5 миллиарда рублей с условием, что новое предприятие поставит городу 10 троллейбусов. Но это же был авантюрный договор, без экономических обоснований. Себестоимость одного троллейбуса составляла в то время 750 миллионов рублей, а дисконт по векселям — 40%. Нетрудно подсчитать, что на эти деньги могло получиться лишь четыре троллейбуса. К моему приходу деньги (за векселя) были уже истрачены на оплату ранее выполненных работ и на зарплату. И все-таки мы изыскали средства, чтобы собрать и поставить городу пять троллейбусов. Остался за «Северным троллейбусом» долг около 500 миллионов рублей. Это лишь на полтроллейбуса. При должной поддержке и сейчас можно было бы еще «раскрутить» это предприятие, хотя за год долги и возросли. Кстати, когда мы начинали, себестоимость одного троллейбуса была в три раза выше цены машины Энгельсского завода. А когда я уходил с «Северного троллейбуса», она была лишь на 15 процентов выше, чем на Энгельсском заводе, тогда как качество троллейбуса «Нордтрол» на порядок выше. Если бы в то время руководство области и города смогло выполнить свои гарантии по инвестициям в «Северный троллейбус», то «Нордтрол» стал бы самым лучшим и конкурентоспособным среди всех троллейбусов, производимых в СНГ.

Обвинения в какой-то растрате тоже не имеют оснований. Меня проверяли в свое время КРУ, прокуратура, ревизионные и кредиторские комиссии. И никто не предъявлял никаких претензий.

О работе в горсовете. Я против того, чтобы горсоветом руководил мэр. Ибо горсовет наделен и контролирующими функциями. А как может подчиненный контролировать своего начальника?

Превращение горсовета в отдел при мэре опять приведет к застою. Я считаю, что если Павел Николаевич действительно болеет за интересы города, то он не должен выставлять свою кандидатуру на должность руководителя городского Совета депутатов. А будет лучше, если своим опытом и авторитетом он поможет кому-то из депутатов (и будущему спикеру) организовать работу горсовета.

В заключение хочу сказать, что догадываюсь, откуда дует ветер, навеявший «накат» на меня в некоторых СМИ. Я запросил в мэрии информацию: почему топливо закупается по завышенным ценам? Почему мэрия принимает у организации автомобиль УАЗ по цене 176 млн. рублей? Почему сверх средств, предусмотренных в бюджете на 1997 год, мэрия профинансировала компанию «АТК» на 1,2 миллиарда рублей? И еще ряд «почему», на которые ответы не получил. Зато появились публикации «компромата», которые я не заказывал» [[17]].



Источники

[1]. Тунгусов В. В Москву за поддержкой // Архангельск. — 1998. — 15 января.

[2]. Харитонов Н. Госчиновников станет меньше // Архангельск. — 1998. — 28 января.

[3]. Идет зарплата за декабрь // Архангельск. — 1998. — 14 января.

[4]. Горькая И. Бюджетники деньги получили // Архангельск. — 1998. — 8 января.

[5]. Горькая И. Вклад ВЧК — 66 миллиардов» // Архангельск. — 1998. — 22 января.

[6]. Движимая недвижимость // Архангельск. — 1998. — 29 января.

[7]. Симиндей В. Бюджет готов, бюджет прослушан // Архангельск. — 1998. — 22 января.

[8]. Симиндей В. Околобюджетный сюрприз. // Архангельск. — 1998. — 23 января.

[9]. Симиндей В. Правами человека занимается и.о. // Архангельск. — 1998. — 24 января.

[10]. Чесноков И. Чего ждать бюджетникам? // Архангельск. — 1998. — 27 января.

[11]. Мощная акция протеста на подходе? // Архангельск. — 1998. — 16 января.

[12]. Будет акция, но спокойная // Архангельск. — 1998. — 29 января.

[13]. Мы пойдем другим путем. — 1998. — 29 января.

[14]. Харитонов Н. Запахло большой нефтью. // Архангельск. — 1998. — 22 января.

[15]. Исупов Д. Понадобится — раскрутим и НАТО // Архангельск. — 1998. — 15 января.

[16]. Архангельск. — 1998. — 3-23-29 января.

[17]. Котельникова Е. Накат заказан? // Архангельск. — 1998. — 14 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)