Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Александр ГАНДЕЕВ

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1998 года

1.    ДОВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ АСТРАХАНСКОГО ОБЛАСТНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ (ОПС)
ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОМУ ОКРУГУ №26

На 1 марта 1998 г. избирательной комиссией Астраханской области назначены довыборы депутатов ОПС. Дело в том, что в ходе выборов 26 октября 1997 г. в одном из 29 округов — в избирательном округе №26 — они были признаны несостоявшимися, поскольку не был преодолен 25% барьер явки избирателей, заложенный в областном законе о выборах (прошлой осенью на избирательные участки в этом округе явилось 24,3% избирателей).

В январе 1998 г. был дан повторный старт избирательному марафону в 26-м округе — началось выдвижение кандидатов и сбор подписей в их поддержку. О своем выдвижении и начале сбора подписей заявили как те, кто уже участвовал в выборах в этом и в других округах, но безуспешно, так и лица, не выдвигавшиеся прошлой осенью кандидатами в депутаты. К курьезам грядущей избирательной кампании можно отнести выдвижение целой семейной династии — Владимир и Вячеслав Зуев (отец и сын).

Но главной темой выборов по 26-му округу может стать скандал, разразившийся вокруг одного из кандидатов — Искандербека Даирова, в ходе выборов прошлой осенью ставшего абсолютным лидером в этом округе (1192 голоса избирателей). 21 января он был вновь зарегистрирован кандидатом в депутаты ОПС. В тот же день в отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 159 ч.2 п. “в” УК РФ — хищение путем мошенничества лицом с использованием служебного положения. Даиров был задержан и препровожден в изолятор временного содержания. Его доверенное лицо Равиль Патеев считает задержание неправомерным. Даиров, по его мнению, как кандидат в депутаты обладает правом на иммунитет. Кроме того, у Даирова больные почки, и содержание в изоляторе может нанести вред его здоровью.

Согласно областному закону о выборах депутатов ОПС, кандидата в депутаты нельзя подвергнуть задержанию без уведомления облизбиркома и без санкции прокурора области. В избирательной комиссии Астраханской области сообщили, что регистрация Даирова в качестве кандидата в депутаты была проведена спустя несколько часов после его задержания, но избирком к тому времени о задержании никто не уведомил. Кроме того, как стало известно, задержание Даирова было санкционировано заместителем областного прокурора.

Искандербек Даиров возглавлял областное объединение по патриотическому, правовому и физическому развитию молодежи и социально-правовой центр “Факел”, также занимающийся работой с подростками. Областная молодежная газета “Комсомолец Каспия” со ссылкой на одного из подчиненных Даирова Сергея Князева сообщила, что в декабре прошлого года состоялось собрание трудового коллектива, на котором Даирову был предъявлен ряд претензий. В частности, покупка на деньги объединения за 110  млн. рублей автомобиля ВАЗ-2110. Высший орган объединения, Совет, в который входят представители почти сорока крупнейших предприятий области, не собирался с 1993 г. (по положению -- не менее одного раза в три года). Все текущие вопросы Даиров решал в “рабочем порядке” -- подготавливалось соответствующее решение, а затем председатель объезжал членов Совета, собирая их подписи. По этой же схеме было подготовлено решение и о покупке автомобиля. Затем, по словам Князева, Даиров подготовил еще одно решение — о том, чтобы подарить эту машину ему, Даирову, в связи с пятилетием объединения (впрочем, бумаг с этим решением лично Князев не видел). В правоохранительные органы на Даирова “сигнализировал” его родной коллектив. В жалобе подчиненные Даирова обвинили его в злоупотреблении служебным положением, нецелевом использовании средств и составлении фиктивных ведомостей. Кроме “компетентных органов”, проверку жалобы ведет и контрольная инспекция главы администрации области.

Сам же Даиров первоначально был задержан на 72 часа, после чего прокуратура области приняла решение оставить меру пресечения без изменения. Это решение было принято несмотря на то, что Даиров к тому времени уже был зарегистрирован кандидатом в депутаты ОПС. Таким образом, он оказался лишен возможности в полную силу вести избирательную кампанию (согласно областному закону “О выборах депутатов ОПС” Даиров может обжаловать эти действия прокуратуры, как воспрепятствование реализации его избирательных прав, а в случае своего проигрыша на грядущих выборах и отмены их результатов).

Если учесть, что депутаты ОПС не обладают неприкосновенностью, то можно предположить, что “дело Даирова”, лихо раскрученное в то время, когда он вновь решил баллотироваться в депутаты ОПС, носит политический характер, и главное здесь раскрутить скандал так, чтобы скомпрометировать Даирова, не дать ему — безоговорочному лидеру предыдущего тура — вновь вырваться вперед. У Даирова достаточно много врагов среди бывшей комсомольской элиты, к которой, кстати сказать, он и сам принадлежал. В частности, это председатель комитета по делам молодежи администрации области Екатерина Лукьяненко, с критикой деятельности которой он неоднократно выступал.

2.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В январе состоялось очередное заседание совета ассоциации муниципальных образований Астраханской области. Оценивая итоги выполнения программы государственной поддержки местного самоуправления в Астраханской области, большинство членов ассоциации признали их недостаточно удовлетворительными. “По сравнению с другими регионами мы загнаны в угол. Люди уже не верят, что самоуправление будет у нас реальной силой”, — заявил сопредседатель ассоциации, глава администрации Икрянинского района Александр Глазков.

Члены ассоциации обратились к главе администрации области с просьбой обратить внимание на необходимость ускорения реформы местного самоуправления. Внимание областного Представительного Собрания было обращено на недостаточную работу в части рассмотрения и принятия законов по вопросам местного самоуправления. В частности, депутатам предложено внести изменения в Устав области и образовать двухпалатное областное Собрание, введя верхнюю палату представителей органов местного самоуправления.

3.    ОТЧЕТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

В январе глава администрации области А.Гужвин начал процедуру заслушивания отчетов подразделений администрации за 1997 г. Так, в частности, был заслушан отчет о работе финансового управления администрации области.

3.1.    Бюджет-97

При его разработке основное направление было сделано на совершенствование межбюджетных взаимоотношений, определенных законами о местном самоуправлении. В порядке эксперимента один из сельских районов был выведен на самофинансирование По остальным муниципальным образованиям была увеличена доля закрепленных доходов в среднем на 9,7% против 1996 г. Тем самым преследовалась цель повышения ответственности администраций районов за финансовое обеспечение бюджетной сферы муниципальных образований и заинтересованности их в наращивании налогооблагаемого потенциала. Это позволило областному центру и шести сельским районам в течение прошлого года привлечь на финансирование первоочередных расходов собственные финансовые средства. Напротив, в трех других районах области местные власти не смогли обеспечить у себя на территории мобилизацию собственных доходов и вынуждены были позаимствовать из областного бюджета и в коммерческих банках значительные объемы финансовых средств для финансирования бюджетных расходов.

Постоянное взаимодействие с государственной налоговой инспекцией по Астраханской области и ее подразделениями на местах позволило обеспечить сбор налогов на территории области в объеме 2109 млрд. рублей (101,4% к прогнозу и 145,5% — к уровню 1996 г.).

 

Сбор налогов на территории Астраханской области

 

 

Уровни

Объем,
млрд. руб.

% исполнения
к прогнозу

 

% к уровню 1996 г.

Федеральный

792,9

84,6

134,3

Территориальный

1316,1

115,2

153,3

Областной

345,3

121,2

105,5

Местный

970,8

113,2

182,7

 

3.2.       Восстановление экономического роста хозяйствующих субъектов всех форм собственности

В реализации инвестиционной политики как основы подъема экономики подготовлено и реализовано финансовое обеспечение программ и мероприятий на общую сумму 212,4 млрд. руб. Только реализация программы оздоровления ОАО “Астраханский ликеро-водочный завод” дополнительно в доходы бюджета области дало около 28 млрд. руб. доходов.

Партнерские взаимодействия с коммерческими банками способствовали в определенной степени предотвращению утечки кредитных вложений за пределы региона.

За 1997 г. было рассмотрено 36 инвестпроектов, из них администрация области выступила гарантом выделения кредитов 17 предприятиям.

В развитие инвестиционного процесса выпущены два новых займа Астраханской области — инвестиционный и целевой. Целевой заем решает проблемы газификации населенных пунктов области природным газом в рамках президентской программы “Газификация России”. К настоящему времени заем размещен в полном объеме. Инвестиционный заем решает задачи поддержки предприятий Астраханской области, производящих подакцизные товары. Размещено облигаций на сумму 10 млрд. руб.

Разработано экономическое обоснование выпуска внешнего облигационного займа администрации области.

В 1997 г. была предоставлена отсрочка налоговых платежей в областной бюджет 50 предприятиям на сумму 14 млрд. руб.

Рост промышленного производства в 1997 г. составил 101,3% к прогнозу и 106,4% к уровню прошлого года.

3.3.    Решение социальных вопросов бюджетного финансирования

С начала 1997 г. под постоянный контроль была взята выплата заработной платы. Выделенные средства из федерального бюджета и собственные доходы территории позволили погасить задолженность по заработной плате за 1996 г. и выплатить в полном объеме заработную плату по назначениям 1997 г. На 1 января 1998 г. задолженности по заработной плате перед бюджетными организациями нет.

Важной задачей в 1997 г. являлась своевременная выплата пенсий. Погашение долгов перед пенсионным фондом “Астраханьгазпромом” позволило не только улучшить финансовое состояние предприятия, но и войти в график выплаты пенсий.

На реализацию Закона “О ветеранах” в 1997 г. было направлено 24,1 млрд. руб.

На выплату детских пособий было направлено 84,1 млрд. руб., в том числе из областного бюджета 26,4 млрд. руб.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)