Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Сергей ФУФАЕВ

РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН в январе 1998 года

1.    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

1.1.    Президент

Отсчет событий политической жизни в Башкирии в 1998 году начался 15 января, когда состоялось первое заседание весенней сессии Законодательной Палаты Государственного собрания. По традиции на нем выступил президент республики Муртаза Рахимов. Речь получилась далеко не рутинной. Башкирский президент поставил несколько принципиальных и новых для республики проблем.

1. М.Рахимов признал, наконец, необходимость развития институтов местного самоуправления. До сих пор местное самоуправление (за исключением сходов граждан в сельской местности) в Башкирии отсутствует. Все органы местной власти, начиная от сельских и поселковых советов и администраций, не говоря уже о городском и районном уровне, входят в систему местного государственного управления. Руководители администраций всех уровней назначаются вышестоящими начальниками (сельские — районными, районные и городские — президентом), почти все они являются одновременно руководителями местных органов представительной власти — Советов.

М.Рахимов заявил, что пора приступать к реализации закрепленного в законе положения о выборности глав сельских и поселковых администраций. При этом он отметил, что “было бы правильно, если бы мы также определили возможность досрочного прекращения полномочий не оправдавшего доверия избирателей руководителя органа местного самоуправления”. Выборы глав сельских и поселковых администраций М.Рахимов предложил совместить с выборами президента республики, которые должны состояться в этом году (подробнее об этом — ниже).

Что же касается выборности глав городов, то этот и “другие вопросы” могут быть, по мнению М.Рахимова, предметом голосования на республиканском референдуме.

2. М.Рахимов потребовал от депутатов поторопиться с законом о республиканском гражданстве: “если есть государство, то должно быть и его гражданство”. “Это принципиальный вопрос, — сказал М.Рахимов. — Ведь жизнь ежедневно ставит перед нами много проблем, связанных с гражданством республики. Это и обеспечение защиты прав и свобод граждан, предоставление им дополнительных льгот и гарантий, это и защита наших граждан в военных конфликтах или экстремальных ситуациях за рубежом и т.д.”

Надо отметить, что законопроект о гражданстве был одним из первых, к разработке которых приступили депутаты избранного в 1995 году Государственного собрания. Однако в феврале 1996 года М.Рахимов в интервью газете “Труд” весьма пренебрежительно высказался о самой необходимости подобного закона, и дело застопорилось. Сегодня в этом оказались виноваты депутаты. “Со ссылкой на мое интервью в одной из центральных газет, где мои мысли были извращены до неузнаваемости, — сказал М.Рахимов, — некоторые наши депутаты, вопреки своей же Конституции, решили, что закон о гражданстве республике не нужен. И положили внесенный законопроект под сукно.”

3. М.Рахимов подтвердил решимость отстаивать, в противовес федеральному законодательству, самостоятельность судебной системы в Башкирии. “Принятие ряда законов о судоустройстве прямо зафиксировано в нашей Конституции, — сказал он. — Более того, Россией в договорах дважды признано, что Башкортостан будет иметь свое законодательство о судоустройстве. Конечно, соответствующий федеральный закон не учитывает эти обстоятельства. Он также противоречит духу и букве Конституции России, предыдущему опыту правового развития страны. В этих условиях, руководствуясь нашими договоренностями с Россией, необходимо принятие целого пакета законов о судоустройстве довести до конца, и не искать причины для того, чтобы как-то его отложить или провалить.”

4. Оставаясь противником введения земли в рыночный оборот (за исключением садовых участков граждан) М.Рахимов предложил ввести в рыночный оборот право аренды земельных участков. “В республике нет современного законодательства об аренде земельных участков, залоге права аренды, — заявил президент. — Это сдерживает развитие эффективных форм хозяйствования на земле, которая должна стать экономической категорией, приобрести свою стоимость и постепенно вовлекаться в рыночный оборот”.

5. М.Рахимов предложил депутатам внести изменения в структуру Госсобрания — создать орган, координирующий деятельность двух палат — совет. Ясно, что это бальзам на душу председателя Госсобрания Михаила Зайцева, который сейчас лишен каких-либо реальных властных полномочий в силу того, что судьба абсолютного большинства законопроектов и решений парламента решается в его палатах, и которого, видимо, М.Рахимов решил «задобрить» в канун выборов президента.

Касаясь разрабатываемого сейчас закона о Госсобрании, президент предостерег депутатов от того, чтобы парламент был наделен распорядительными функциями. М.Рахимова, очевидно, не смущает, что сам он в бытность спикером Верховного совета Башкирии охотно этими распорядительными функциями пользовался [[1]].

Эти инициативы М.Рахимова, высказанные на встрече с законодателями, можно, по всей видимости, расценить как «обкатку» некоторых положений программы, с которой он пойдет на предстоящие в этом году выборы президента (более подробно о предвыборной ситуации см. ниже).

Еще одна важная встреча состоялась у М.Рахимова в Москве. 27 января его принял в Доме правительства В.Черномырдин. Беседа продолжалась 2 часа. Согласно официальному сообщению, обсуждались “вопросы социально-экономического развития Республики Башкортостан и России в целом, ... и, в частности, вопросы взаимодействия федеральных и республиканских органов по загрузке мощностей нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли Башкортостана.”

Надо отметить, что без такого взаимодействия перспектива остановки нефтеперерабатывающих предприятий Башкирии становится вполне реальной. Загрузка их сегодня чрезвычайно низка, что отражается прежде всего на наполняемости республиканского бюджета. Без участия федеральных органов проблему эту действительно не решить. Многочисленные переговоры с западносибирскими нефтедобытчиками, которые республиканское руководство провело за последние годы, имели минимальный эффект. Все упиралось в нежелание башкирского руководства допускать малейшее влияние “внешних” сил на предприятия нефтехимического комплекса. Но жизнь заставляет смягчать эту позицию, о чем свидетельствует ноябрьский указ М.Рахимова о налоговых льготах для поставщиков сырой нефти и вынесение этой проблемы на высший правительственный уровень.

Затрагивались в ходе беседы с российским премьер-министром и политические вопросы. Черномырдин, по словам Рахимова, попросил его вторично баллотироваться на пост президента республики. А “М.Г.Рахимов довел до В.С.Черномырдина позиции населения республики, решения ее законодательного органа в связи с принятием Постановления правительства Российской Федерации о введении новых паспортов, подчеркнув, что некоторые параметры этого документа не учитывают интересы граждан нашей многонациональной страны” [[2]].

Паспортной темы коснулся башкирский президент и в опубликованном республиканскими газетами интервью агентству “Татар-информ”. “Я категорически против отмены графы национальности и вообще ликвидации целой страницы в новом паспорте на национальном языке, — сказал он. — Если федеральные власти не поймут глупость в этом вопросе и не изменят новый паспорт, то мы самостоятельно восстановим страницу в паспорте на национальных языках республики с указанием национальности. В нашей многонациональной республике с этим вопросом шутить нельзя” [[3]].

С национальным вопросом башкирское руководство действительно не шутит. Об этом свидетельствует обнародованный 27 января Указ президента РБ “О республиканских программах национально-культурного развития народов Башкортостана”. Президент поручает своему аппарату и правительству подготовить к рассмотрению Госсобранием государственную программу “Возрождение и развитие башкирского народа” и завершить разработку проекта государственной программы “Народы Башкортостана”.

В указе намечен обширный план восстановления и развития исторических центров, связанных с культурой людей разных национальностей, проживающих в Башкирии.

Главное же политическое требование документа обращено к правительству республики — подготовить проведение в феврале “Собора русских Башкортостана”, предусмотрев организацию на нем Конгресса русских республики с обеспечением представительства от населения городов и районов, а затем, уже, видимо, весной провести “Конгресс народов Башкортостана” [[4]].

В последние два с половиной года правительством республики уже были организованы и проведены всемирный курултай башкир, конгресс татар, съезды украинцев, удмуртов, мордвы, немцев и др. Теперь очередь за русскими. Интересно, что за «строительство» национальных центров республиканское руководство взялось лишь после того, как окончательно утратили влияние весьма активные в начале 90-х годов национальные общественные центры. Сегодня общественники задвинуты на задний план и известны только в узких кругах единомышленников. Но их идея консолидировать население на основе национальной принадлежности подхвачена официальными властными структурами.

В отсутствие реальной многопартийности, местного самоуправления, других развитых общественных институтов главной формой общественной организации людей должны стать, по мысли идеологов из аппарата президента РБ, контролируемые властями национальные объединения. Главная задача их состоит в том, чтобы в любой момент поддержать любые инициативы республиканского руководства — как от имени “всего многонационального народа”, так и от имени каждой национальной группы в отдельности.

Кроме того, их деятельность должна служить наглядной иллюстрацией царящего в республике “межнационального согласия”, что объявляется главным достижением семи лет суверенитета (почему-то при этом забывают добавить, что такое согласие является нормой в Башкирии по крайней мере последние 200 лет),

Национальная принадлежность человека таким образом становится в Башкирии не его собственным личным делом, а предметом государственной политики. Естественно, в таком случае без официальной фиксации национальной принадлежности обойтись никак нельзя. И естественно, в этом вопросе М.Рахимов будет придерживаться своей “принципиальной позиции” до конца.

1.2.    Парламент

Месяц понадобился депутатам Законодательной палаты, чтобы избрать себе нового председателя взамен скоропостижно скончавшегося в конце 1997 года Анаса Хасанова. В результате рейтингового голосования спикером палаты стал Риф Миннигалиевич Латыпов, набравший 27 голосов из 39.

Р.М.Латыпов родился 24 августа 1942 года в деревне Иштиряково Илишевского района, образование высшее.

Трудовую деятельность начал в 1961 году слесарем, затем служил в Светской Армии. После демобилизации работал на Уфимском химическом заводе, в 1965 — 1989 годах — в организациях системы торговли. С 1980 года — заместитель председателя исполкома Уфимского городского Совета, с 1987 года — заведующий отделом Башкирского обкома партии. С 1990 года по март 1995 года работал министром торговли республики, директором Башкредитбанка, заместителем премьер--министра Республики Башкортостан.

С марта 1995 года — депутат Законодательной Палаты Государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан, член Комитета Законодательной Палаты по промышленности, строительству, транспорту, связи, энергетике и предпринимательству.

26 января 1998 года на заседании Законодательной Палаты избран председателем Законодательной Палаты Государственного собрания Республики Башкортостан [[5]].

На состоявшемся 16 января очередном заседание Палата Представителей Госсобрания одобрила законы РБ:

«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан “О социальной защите инвалидов в Республике Башкортостан”;

«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан “О культуре”;

«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан “О занятости населения в Республике Башкортостан»;

«Об охране атмосферного воздуха»;

«Об основах организации и деятельности производственных кооперативов (артелей) в республике Башкортостан»;

«О бытовом обслуживании населения»;

«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О судоустройстве в Республике Башкортостан».

Законы направлены председателю Госсобрания для представления президенту республики на подписание.

Отклонены принятые Законодательной палатой законопроекты:

«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан»;

«О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан»;

«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан «О международных договорах Республики Башкортостан».

Для их доработки созданы согласительные комиссии из числа депутатов Палат [[6]].

15 января отрылась весенняя сессия Законодательной Палаты Госсобрания. Она продлится до 15 июля 1998 г. В план работы включены законопроекты:

“О мировых судьях Республики Башкортостан”;

“О судебных приставах”;

“Об административной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг Республики Башкортостан”;

“О финансово-промышленных группах”;

“Об архитектурной деятельности в Республике Башкортостан”;

“О промышленной безопасности опасных производственных объектов”;

“О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Башкортостан”;

«О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Башкортостан”;

“О кинематографии”;

“О высшем и послевузовском профессиональном образовании”;

“О дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;

“Об опеке и попечительстве в Республике Башкортостан”;

“О национально-культурных объединения в Республике Башкортостан”;

и другие, всего более семидесяти законопроектов [[7]].

1.3.    Вступившие в силу нормативные акты

В январе опубликованы и вступили в силу следующие принятые Госсобранием законодательные и нормативные акты РБ:

Закон Республики Башкортостан “О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза в Республике Башкортостан”.

Принят Законодательной Палатой Государственного собрания Республики Башкортостан 11.11.98.

Одобрен Палатой Представителей Государственного собрания Республики Башкортостан 25.11.98.

Подписан Президентом Республики Башкортостан 08.12.97., № 127-з [[8]].

Закон Республики Башкортостан “О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания.”

Принят Законодательной Палатой Государственного собрания Республики Башкортостан 18.11.97.

Одобрен Палатой Представителей Государственного собрания Республики Башкортостан 25.11.97.

Подписан Президентом Республики Башкортостан 08.12.97., № 126-з [[9]].

Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан “О научной деятельности и государственной научно-технической политике”.

Принят Законодательной Палатой Государственного собрания Республики Башкортостан 30.10.97.

Одобрен Палатой Представителей Государственного собрания Республики Башкортостан 24.11.97.

Подписан Президентом Республики Башкортостан 09.12.97., № 129-з [[10]].

Особо отметим опубликованное 20 января постановление Госсобрания “О налогообложении организаций, поставляющих давальческое сырье нефтеперерабатывающим и нефтехимическим организациям Республики Башкортостан”.

Принят Законодательной Палатой Государственного собрания Республики Башкортостан 26.12.97.

Одобрен Палатой Представителей Государственного собрания Республики Башкортостан 16.01.98.

Постановление принято в соответствии с ноябрьским указом президента РБ “О мерах по обеспечению бесперебойной работы предприятий нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Республики Башкортостан”. В своем документе президент пообещал ввести существенные налоговые льготы для зарегистрировавшихся в Башкирии поставщиков нефти на перерабатывающие заводы республики. Таким образом предполагается привлечь сырье, дефицит которого ставит нефтезаводы на грань остановки.

Госсобрание, наконец, определило, что это за льготы: организации, “зарегистрированные на территории Республики Башкортостан, осуществляющие поставку давальческого сырья ... добытого или полученного за пределами республики, нефтеперерабатывающим и нефтехимическим организациям Республики Башкортостан” освобождаются от уплаты налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога на пользователей автомобильных дорог. Льготы действуют с 1 декабря 1997 до 31 декабря 1998 года” [[11]].

Столь скромные послабления вряд ли заинтересуют крупные добывающие предприятия. Это подтверждают прошедшие после принятия указа недели. Никто, несмотря на щедрые обещания властей, в Башкирии регистрироваться не спешит.

1.4.    Комитет госконтроля

Руководитель созданного в целях борьбы с коррупцией среди представителей власти Государственного контрольного комитета Петр Бобылев подвел на пресс-конфенеции итоги трех лет деятельности.

По словам главы контрольного ведомства, “ни одного из проштрафившихся крупных руководителей по результатам проверок ГКК за все три года его существования не удалось привлечь к ответственности по Закону о борьбе с коррупцией, все они были наказаны как нарушители трудового, уголовного, гражданского законодательства, по административной части, но не как коррупционеры”.

Знаменитый “список 200”, о существовании которого сообщил в свое время Петр Бобылев, и в котором было 200 фамилий чиновников, совмещающих государственную службу с участием в предпринимательских структурах, увеличился до 264 персон. По словам П.Бобылева, «79 крупных руководителей и чиновников из этого списка не вышли из состава соучредителей различных коммерческих структур. А те, кто вышел, продолжают их контролировать и получать немалые доходы через подставных лиц, как правило, своих родственников.”

П.Бобылев сделал вывод, что республиканский закон о борьбе с коррупцией не работает [[12]].

Что же касается самого комитета, то независимо от того, что думает по поводу своей деятельности сам П.Бобылев, эта структура, полностью подконтрольная президенту, нужна не столько для действительной борьбы с коррупцией, сколько для решения кадровых вопросов. Как правило отставкам чиновников или других крупных руководителей предшествуют проверки Госконтроля с публикацией их результатов в прессе. Таким образом, какими бы ни были истинные причины кадровых перемещений, при необходимости их всегда можно обосновать заботой о чистоте власти.

1.5.    Кадровые изменения

14 января Галим Хисамов был освобожден от должности министра печати и массовой информации РБ и через несколько дней назначен редактором издающейся на башкирском языке официальной республиканской газеты “Башкортостан” [[13],[14]].

Возглавлявший до того газету Талгат Сагитов был в конце прошлого года назначен министром культуры республики.

Хисамов Галим Афзалович родился 25 апреля 1949 года в д.Кинзябаево Куюргазинского района Башкирской АССР. Образование высшее — закончил Башкирский государственный университет и Свердловскую высшую партийную школу.

Трудовую деятельность начал учителем Павловской восьмилетней школы Куюргазинского района. Затем работал оператором Салаватского нефтехимкомбината.

С 1968 года — в журналистике. Работал в Кумертаусской объединенной газете, собственным корреспондентом газеты “Совет Башкортостаны”, заместителем главного редактора журнала “Агидель”, редактором мечетлинской районной газеты “Наша жизнь”, был инструктором, зав. сектором печати, заместителем заведующего отделом пропаганды и агитации обкома КПСС.

В 1992 — 1994 годах работал директором Башкирского издательства “Китап”. С августа 1994 года — министр печати и массовой информации РБ. Член Союза журналистов и Союза писателей Республики Башкортостан [[15]].

В начале 90-х годов Г.Хисамов был одним из теневых лидеров башкирского национального движения. В годы работы министром делал упор на идеологическое руководство прессой. На этот период пришлось несколько скандалов, связанных с преследованиями средств массовой информации (двукратное изъятие тиражей газеты “Отечество”, судебный иск о закрытии телекомпании “Уфа-ТВ” за то, что она не готовит передачи на башкирском языке, уголовное преследование редактора газеты “Вечерний Нефтекамск” за “клевету” на М.Рахимова). Новому назначению Г.Хисамова предшествовала кампания против него в официальной русскоязычной газете “Советская Башкирия”, которую министр печати вознамерился закрыть в целях экономии средств (на русском выходят две практически дублирующие друг друга официозные газеты — “Советской Башкирия” и “Известия Башкортостана”). Возможно, отставка Г.Хисамова с министерского поста связана с опасениями вызвать излишние эмоции на национальной почве по поводу закрытия старейшей русскоязычной газеты, которые совершенно ни к чему в год президентских выборов. Очевидно, “Советскую Башкирию” хотя бы на ближайшие месяцы оставили в покое.

1.6.    Визиты

В январе в Башкирии побывали два крупных федеральных чиновника.

Сразу после рождественских каникул приехал первый заместитель председателя Государственного таможенного комитета РФ Г.Ануфриев. Главный вопрос, который был решен в ходе его командировки, — определение уполномоченного банка для обслуживания таможни республики. Сейчас Башкирское таможенное управление обслуживает принадлежащий правительству РБ “Башкредитбанк”. После беседы с М.Рахимовым и подробного ознакомления с работой банка Г.Ануфриев заявил о своем решении ходатайствовать перед федеральными таможенными органами о том, чтобы “Башкредитбанк” сохранил статус уполномоченного [[16]].

Таким образом “Башкредитбанк”, сохранив доступ к дешевым финансовым ресурсам, продолжает наращивать свою мощь и доминирование на финансовых ранках Башкирии.

Следом в Уфу прибыл управляющий Пенсионным фондом России В.Барчук [[17]].

Основным итогом его визита стало подписанное М.Рахимовым и В.Барчуком соглашение “О создании в Республике Башкортостан единой пенсионной службы”. Согласно этому документу отныне сбор пенсионных отчислений, назначение, выплата, расчет, перерасчет и доставка пенсий будут сосредоточены в одних руках. Раньше эти функции делили между собой Государственная налоговая инспекция и министерство социальной защиты населения РБ [[18]].

2.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

2.1.    Вокруг предстоящих выборов президента Башкирии

В течение всего января в республике раскручивалась кампания по организации обращений граждан и, главным образом, трудовых коллективов к М.Рахимову с просьбами принять участие в предстоящих в этом году выборах президента республики.

Напомним, в октябре прошлого года М.Рахимов заявил, что не намерен выдвигать свою кандидатуру на следующих президентских выборах. Никто из следящих за политической ситуацией в Башкирии не сомневался в истинных мотивах такого заявления. Но почему-то зеленый свет шквалу народной любви к первому башкирскому президенту был дан только в конце ноября. Сегодня редакции газет буквально завалены петициями в адрес М.Рахимова с призывами оставаться и впредь во главе республики.

Аргументы не блещут оригинальностью.

“Вы трижды были на нашем предприятии в далекой глубинке, — пишут М.Рахимову члены трудового коллектива Аскинской “Райсельхозтехники”. — Вами была поставлена задача перед коллективом — увеличить выпуск запасных частей к тракторам и сельхозмашинам, освоить новые прогрессивные методы восстановления деталей. Лично Вами была оказана помощь в укреплении материальной и технической базы “Райсельхозтехниики”. Поэтому мы убедительно просим вас дать согласие на выдвижение своей кандидатуры на пост Президента Республики Башкортостан на второй срок.”

Им вторят депутаты сельсоветов Куюргазинского района:

“Вы и ваша политика поддержки демократических преобразований в республике позволили населению района решить вопросы возрождения Куюргазинского района, возврата его райцентра в рабочий поселок Ермолаево... Благодаря Вашей поддержке и помощи в 1997 году введены в эксплуатацию два крупных объекта перерабатывающей промышленности, в том числе мельница на Ермолаевском элеваторе... Поэтому именно Вы обязаны продолжить начатые в республике преобразования в экономике и социальной сфере” [[19]].

Степень народного единодушия можно продемонстрировать выдержками из двух разных обращений, опубликованных в прессе.

Работники республиканской потребкооперации:

“Для каждого из нас очевидно, что экономические благополучие, политическая стабильность, межнациональное согласие являются результатом того, что во главе республики стоит человек, обладающий незаурядными способностями хозяйственника, организатора, гибкого политика, наделенный даром предвидения, умеющий в сложнейших условиях современной политической жизни находить единственно верное решение” [[20]].

Собрание актива Благоварского района:

“Для каждого из нас совершено очевидно, что все позитивное в нашей жизни — политическая стабильность, межнациональное согласие, экономическое благополучие — все это в огромной степени является результатом того, что во главе республики стоит человек, обладающий не только талантом хозяйственника, экономиста, организатора но и незаурядного политика, наделенного даром политического предвидения, умеющего в сложнейших переплетениях современной политической жизни находить единственно верные ходы...” [[21]].

Единственное исключение в этом хоре — газета республиканской компартии “Наш выбор”, позволившая себе усомниться в искренности авторов обращений к М.Рахимову. “Но Президент-то республики знает истинное положение, — пишет автор “Нашего выбора”. — И, быть может, Муртаза Губайдуллович искренне отказывается выдвигать свою кандидатуру на второй срок? Понимая, что его позиция приспособления к обстоятельствам стала для республики тупиковой” [[22]].

Оказались на высоте текущего момента депутаты Законодательной Палаты Государственного собрания. Воспользовавшись тем, что 15 января М.Рахимов пришел к ним на открытие весенней сессии, они поставили перед президентом вопрос принципиально.

Депутаты С.Еникеева, А.Исмагилова, С.Даутов заявили, что в этом году решается вопрос не о том, кому быть Президентом, решается судьба Башкортостана. Ответ для народных избранников однозначен. “Он — в нашем развитии за последние семь лет. Сегодня Башкортостан — один из стабильных регионов России. Высок потенциал его развития, масштабны решаемые в республике задачи. Поэтому надо настойчиво продолжать начатое дело. Это возможно лишь тогда, когда наш нынешний Президент согласится баллотироваться на второй срок. Невзирая ни на какие трудности, сложности и обиды, Муртаза Губайдуллович должен согласиться довести до конца те преобразования, которые он начинал. В противном случае мы потеряем не только то, что обрели, но и республику, благо желающих распродать и растащить наши богатства, ее собственность, ресурсы найдется немало” [[23]].

«Я получил уже сотни писем с просьбами выдвинуть вновь свою кандидатуру на пост Президента Башкортостана, — сказал в ответ М.Рахимов. — Пока я воздерживаюсь от прямого ответа на них. И не потому, что мне трудно решиться на это, мы с вами вместе занимаемся решением проблем развития республики, у нас есть многие несомненные успехи и достижения, их никто не возьмется отрицать. Однако мне морально тяжело, когда начинается огульная критика всего того, что нами сделано, особенно когда все, кому не лень, начинают учить, как нам жить. Эти люди нередко не имеют ничего за душой, не умеют и не могут работать, а любят поливать грязью и выискивать недостатки. Мы с вами в одной команде, и, когда депутаты молчат, мне становится обидно. Бывают моменты, когда я нуждаюсь в вашей поддержке. Про меня иногда такое пишут, что просто диву даешься. Многие начинают охаивать то, что сделано в республике за годы реформ, с тоской вспоминают прошлое. Я прошу людей взглянуть на вещи объективно. Разве было у нас когда-нибудь в прошлом столько самостоятельности в решении наших проблем, разве мы вели когда-нибудь в таких масштабах жилищное и социальное строительство? Когда у нас было такое изобилие продуктов на прилавках, как сегодня? Да, не все проходит гладко, не все получается так, как этого хотелось бы, вопросы имеются, но ведь, чтобы их решить, надо работать, а не заниматься критиканством и пустопорожней болтовней” [[24]].

Таким образом, М.Рахимов заранее определил, что вся критика в его адрес, которая может прозвучать в ходе предвыборной кампании — это “пустопорожня болтовня”.

Но чтобы у народа не было никаких сомнений на этот счет, в городах и районах начали создаваться так называемые “информационно-разъяснительные групп”, перед которыми поставлена задача “информирования население об основных направлениях внутренней и внешней политики руководства Башкортостана” [[25]]. Используется тактика “единых информационных дней”, в ходе которых члены “информационно-разъяснительных групп” проводят встречи в трудовых коллективах [[26]].

Между тем начал постепенно определяться круг возможных конкурентов М.Рахимова на предстоящих выборах. Не исключил возможности своего выдвижения давний (с 1990 года) критик М.Рахимова, депутат Государственной Думы Александр Аринин [[27]].

Открыто заявил о намерении еще раз побороться за президентский пост соперник М.Рахимова на выборах 1993 года бывший банкир Рафис Кадыров. Ходят слухи о том, что возможно выдвинется бывший (до 1992 г.) премьер-министр республики, а ныне директор крупного уфимского завода Марат Миргазямов. Башкирские коммунисты еще в прошлом году заявили о решимости участвовать в выборах башкирского президента, но пока неясно, на кого персонально поставит руководство компартии РБ.

Открытым остается и вопрос о сроках выборов. Полномочия действующего президента заканчиваются в декабре 1998 г. Соответственно, законный срок проведения голосования — конец ноября, начало декабря. Однако уже несколько месяцев не утихают разговоры о том, что выборы будут досрочными, скорее всего в конце весны — начале лета. Главная, как утверждается, причина возможного переноса сроков — не дать потенциальным конкурентам М.Рахимова в полной мере подготовиться к избирательной кампании.

2.2.    Выборы в Госдуму

На 8 февраля назначены дополнительные выборы депутата Государственной Думы по Бирскому избирательному округу № 3, куда входят 20 северных районов Башкирии, города Нефтекамск, Янаул, Дюртюли, Агидель и Бирск.Представлявший этот округ в парламенте Альзам Сайфуллин умер в августе прошлого года. На выборах думскую вакансию оспаривают 10 человек. В их числе хорошо известные в республике люди — директор Нефтекамского завода автосамосвалов Владимир Протопопов, лидер союза мусульман Башкортостана Рим Ниязгулов, бывший банкир Рафис Кадыров, выставлявший свою кандидатуру на выборах президента Башкирии в 1993 году, вице-президент Торгово-промышленной палаты республики Юрий Садыков, редактор газеты “Вечерний Нефткамск” Эдуард Хуснутдинов.

Все они активно вели свои кампании, при этом В.Протопопов пользовался очевидной поддержкой властей республики, что дало повод его соперникам предполагать фальсификации в пользу В.Протопопова.

2.3.    Политические партии и движения

17 января состоялся шестой пленум республиканского комитета Компартии РБ. Были подведены предварительные итоги кампании по обмену партийных документов. Итоги оказались для руководства партии неутешительными. К началу года перерегистрацию документов не прошли несколько тысяч человек, числившихся в партии. Поэтому было решено продлить обмен партбилетов до 1 июля 1998 г. Создана также редакционная комиссия, которой поручено подготовить изменения дополнения в Уставе партии к предстоящему съезду КПРБ [[28]].

2.4.    Средства массовой информации

26 января городской суд в Нефтекамске на севере Башкирии признал недействительным свидетельство о регистрации местной независимой газеты “Вечерний Нефтекамск” и тем самым отказал ей в праве на существование. Инициатором закрытия газеты выступило министерство печати и массовой информации Башкирии, которое в 1995 году зарегистрировало это издание.

За два с небольшим года, что издавалась газета, она, по мнению работников министерства, совершила множество грехов, суть которых изложена в исковом заявлении. Это использование ненормативной лексики, ведение издательской деятельности без лицензии, нерегулярное предоставление обязательного экземпляра каждого номера в уполномоченные на то государственные организации. Кроме того в газете неправильно оформлялись выходные данные, и самое главное, как сказано в иске, “на страницах газеты не раз публиковались недостоверные материалы, клеветнические измышления, направленные на дискредитацию политики, проводимой руководством республики.”

Учредитель газеты Эдуард Хуснутдинов с этими претензиями, разумеется, не согласился. Голословно, по его словам, утверждение чиновников министерства о клевете, ведь нет ни одного судебного решения на сей счет. Редакция, говорит он, не занималась издательской деятельностью, поручив эти хлопоты типографии города Сарапула, что в соседней Удмуртии, так что лицензия ей и не была нужна. Упущения же, связанные с выходными данными и обязательным экземпляром были исправлены после предупреждений на этот счет. Что же касается нецензурщины, то действительно, имевшиеся в одной статье нецензурные слова были заменены многоточиями после начальных букв, что по мнению Э.Хуснутдинова вполне укладывается в лексические нормы.

Тем не менее суд поддержал требование министерства. Хуснутдинов полон решимости добиваться отмены судебного решения в вышестоящих инстанциях. Более того, он намерен обратиться в Конституционный суд России по поводу несоответствия федеральным законам республиканского Кодекса о средствах массовой информации, согласно которому рассматривались претензии министерства.

Сам же процесс, по мнению Э.Хуснутдинова, есть политическая расправа властей с ним за независимые взгляды и кроме того суд, по его словам, свидетельствует о чистке информационного поля республики от нежелательных элементов в виду предстоящих в этом году выборов главы Башкирии.

Работники министерства печати республики и существующей при этом ведомстве инспекции по защите свободы печати и массовой информации отрицают политическую подоплеку этого дела. Скоро, судя по всему, подобные иски посыплются из этого ведомства как из рога изобилия. Дело в том, что в министерстве сейчас проверяют, какие из зарегистрированных в республике изданий не выходят более полугода, а значит подлежат закрытию через суд. Таких набирается ни много ни мало — 76. Все они будут, говоря словами Э.Хуснутдинова, вычищены. Дабы никто не смог воспользовтаься готовым регистрационным сивдетельством в горячие предвыборные дни.

3.    ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ

3.1.    Криминальная ситуация

19 января в Твери был арестован бывший заместитель губернатора области Ибрагим Гулаев, которого хорошо знают и в Башкирии.

Гулаев Ибрагим Берсалимович. 38 лет. Уроженец Чечено-Ингушской республики. Закончил музыкальное и художественное училища, Московский полиграфический институт. В Уфе появился в конце 80-х годов. Работал в кооперативах. Затем, после знакомства с бывшим в то время министром культуры Башкирии Салаватом Аминевым, организовал при Минкультуры фирму “Башкультинвест”, которая вела коммерческую деятельность для обеспечения нужд культуры.

Широкую известность фирма получила в декабре 1994 года, когда газета “Вечерняя Уфа” опубликовала материалы о неправомерном использовании фирмой налоговых и ряда других льгот, предоставленных в связи с тем, что “Башкультинвест” был определен заказчиком реставрации торговых рядов в Уфе — памятника архитектуры прошлого века. Расследование, проведенное по поручению президента РБ комитетом госконтроля республики выявила многочисленные финансовые нарушения в деятельности фирмы, а также сомнительные с точки зрения законности операции с нефтепродуктами, автомобилями, финансами. В частности, было установлено, что активно действовал филиал фирмы в Грозном, куда в больших объемах шли нефть, деньги, автомобили. Причем один из договоров с фирмой был утвержден самим Дудаевым.

После обнародования этих фактов С.Аминев, ставший к тому времени руководителем администрации президента РБ, вынужден был уйти в отставку. Однако И.Гулаев удержал свои позиции, несмотря на то, что все материалы расследования Госконтроль передал в прокуратуру. В течение 1995 года И.Гулаев дважды баллотировался на выборах — в Государственное собрание РБ и в Государственную Думу России. В предвыборной пропаганде создавал себе имидж мецената, покровителя искусств, художника и музыканта, подчеркивал дружеские отношения с видными деятелями российского артистического бомонда.

Сразу после думских выборов исчез из Башкирии. Через год объявился в Твери в качестве вице-губернатора Тверской области. Проработал на этой должности несколько месяцев. После чего вновь исчез, нанеся, по сообщениям ряда газет, ущерб тверским предприятиям на сумму в несколько десятков миллиардов рулей — путем операций с областными векселями.

Утверждают, что покинув Тверь, И.Гулаев появлялся в окружении чеченского президента А.Масхадова. Затем он оказался среди претендентов на пост президента Ингушской республики на предстоящих там выборах. В этом качестве 19 января И.Гулаев приехал в Тверь, где на пресс-конференции заявил о своей непричастности к махинациям с тверскими векселями. Сразу после встречи с журналистами И.Гулаев был задержан и препровожден в Башкирию.



Источники

[1]. Время требует усиления законодательной работы // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №8. — 16 января. — С. 2-3.

[2]. Встреча с В.С.Черномырдиным // Известия Башкортостана. — Уфа, 1998. — №17. — 29 января. — С. 1.

[3]. Ягсуф Шафиков. Мы обречены жить в дружбе // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №1. — 6 января. — С. 2.

[4]. Указ Президента Республики Башкортостан “О республиканских программах национально-культурногго развития народов Башкортостана” // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №15. — 27 января. — С. 1.

[5]. Латыпов Риф Миннигалиевич // Известия Башкортостана. — Уфа, 1998. — №16. — 28 января. — С. 1.

[6]. Заседание Палата представителей Государственного собрания Республики Башкортостан // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №9. — 17 января. — С. 1.

[7]. О весенней сессии Законодательной Палаты // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №5. — 13 января. — С. 1.

[8]. Закон Республики Башкортостан “О противотуберкулезной помощи и защите населения от туберкулеза в Республике Башкортостан” // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №6. — 14 января. — С. 1.

[9]. Закон Республики Башкортостан “О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания” // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №9. — 17 января. — С. 2.

[10]. Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Башкортостан “О научной деятельности и государственной научно-технической политике» // Известия Башкортостана. — Уфа, 1998. — №17. — 29 января. — С. 1.

[11]. Постановление Государственного собрания Республики Башкортостан “О налогообложении организаций, поставляющих давальческое сырье нефтеперерабатывающим и нефтехимическим организациям Республики Башкортостан” // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №10. — 20 января. — С. 1.

[12]. Алик Шакиров. Петр Бобылев: “Караул не устал” // Пятница. — Уфа, 1998. — №1. — 9 января. — С. 5.

[13]. Хроника // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №8. — 16 января. — С. 2.

[14]. В «Башкортостане» новый главный редактор // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №8. — 16 января. — С. 2.

[15]. В «Башкортостане» новый главный редактор // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №8. — 16 января. — С. 2.

[16]. Обсуждены проблемы таможни // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №6. — 14 января. — С. 1.

[17]. Да будет Пенсионный фонд // Вечерняя Уфа. — Уфа, 1998. — №5. — 14 января. — С. 1.

[18]. Создается единая пенсионная служба // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №7. — 15 января. — С. 1.

[19]. Ваш опыт нужен республике // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №5. — 13 января. — С. 1.

[20]. Вы стали гарантом согласия // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №9. — 17 января. — С. 1.

[21]. “Мы знаем Вас, мы доверяем Вам” // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №12. — 22 января. — С. 1.

[22]. Григоренко Н. Куда кривая вывезет? // Наш выбор. — Уфа, 1998. — №3. — 16 января. — С. 2.

[23]. Надо настойчиво продолжать начатое дело // Известия Башкортостана. — Уфа, 1998. — №10. — 20 января. — С. 1-2.

[24]. Надо настойчиво продолжать начатое дело // Известия Башкортостана. — Уфа, 1998. — №10. — 20 января. — С. 1-2.

[25]. Латыпов С. Изучают запросы сельчан // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №1. — 6 января. — С. 2.

[26]. Латыпов С. День информации. — день встреч // Советская Башкирия. — Уфа, 1998. — №11. — 21 января. — С. 1.

[27]. Екатерина Григорьева. Александр Аринин: “Башкирии необходимо менять модель экономического развития” // Независимая газета. — Москва, 1998. — 16 января.

[28]. Пленум рескома КПРБ // Наш выбор. — Уфа, 1998. — №4. — 26 января. — С. 1.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)