Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Тимур Музаев

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА ИЧКЕРИЯ

в январе 1998 года

1. Органы власти

1.1. Формирование нового кабинета министров

Главным событием внутриполитической жизни ЧРИ в январе 1998 года стало назначение Ш.Басаева исполняющим обязанности председателя Кабинета министров и формирование под его руководством нового правительства республики.

Президент А.Масхадов еще в конце декабря 1997 года объявил о назначении первого вице-премьера Ш.Басаева исполняющим обязанности председателя Кабинета министров и поручил ему сформировать новое правительство.

12 января 1998 г. Ш.Басаев представил на утверждение президента и парламента ЧРИ новый состав кабинета министров. 15 января состоялось первое заседание нового правительства.

В правительство Басаева вошли 2 первых вице-премьера, 3 вице-премьера и 18 министров.

1.1.1. Состав правительства

Первый вице-премьер и исполняющий обязанности председателя кабинета министров — бригадный генерал Шамиль Басаев, председатель партии «Маршонан тоба», ранее занимал пост первого вице-премьера.

Первый вице-премьер — бригадный генерал Турпал-Али Атгериев, председатель движения «Чеченское исламское государство», ранее занимал посты руководителя избирательного штаба А.Масхадова и члена Высшего Президентского Совета.

Вице-премьер (силовые ведомства) — бригадный генерал Казбек Махашев, ранее занимал пост министра внутренних дел.

Вице-премьер (социальные вопросы) — Иса Шидаев.

Министр иностранных дел — Мовлади Удугов, председатель движения «Исламский порядок», ранее занимал пост первого вице-премьера и председателя госкомиссии по переговорам с РФ.

Министр шариатской безопасности (глава МВД) — бригадный генерал Ислам Халимов, ранее занимал пост вице-премьера по социальным вопросам.

Министр обороны (новое ведомство) — бригадный генерал Руслан (Хамзат) Гелаев, ранее занимал пост вице-премьера по строительству.

Министр топлива и энергетики (новое ведомство) — полковник Ширвани Басаев (брат Шамиля Басаева), ранее занимал пост главы администрации Веденского района.

Директор Национальной службы безопасности — бригадный генерал Леча Хултыгов, ранее занимал пост заместителя главы и начальника штаба НСБ.

Председатель Госкомитета по информации, связи и культуре — бригадный генерал Ахмед Закаев, ранее занимал пост вице-премьера и министра культуры.

Министр строительства — полковник Асламбек Исмаилов, ранее занимал пост президента государственной корпорации строительно-подрядных работ.

Председатель госкомитета по использованию природных ресурсов — полковник Иса Астамиров, ранее занимал пост министра экономики.

Председатель госкомитета по телерадиовещанию — Лечи Баканаев, заместитель министра информации и печати в администрации Д.Дудаева.

Глава налоговой службы — Ваха Ибрагимов, ранее занимал пост советника Д.Дудаева.

Глава архивной службы (управления) — бригадный генерал Далхан Хожаев, ранее занимал ту же должность.

Новым пресс-секретарем президента ЧРИ стал заместитель председателя движения «Чеченское исламское государство» М.Вачагаев, ранее являвшийся пресс-секретарем избирательного штаба А.Масхадова.

1.1.2.    Краткие биографические данные некоторых членов
нового Правительства ЧРИ

АТГЕРИЕВ Турпал-Али,

бригадный генерал, первый вице-премьер кабинета министров.

Родился в 1969 г. в Гудермесе. После окончания средней школы работал в строительных организациях, заочно окончил Быковский совхоз-техникум, позже — исторический факультет Чеченского госуниверситета. Имеет дипломы юриста и историка.

В 1990-1992 гг. занимался бизнесом, руководил малым предприятием. В 1992 г. воевал в Абхазии, в 1992-1994 гг. работал в органах МВД ЧР.

С декабря 1994 г. — участник вооруженного сопротивления. Участвовал в боях за Грозный, Аргун, Гудермес, Аллерой и др. населенные пункты. Командовал различными соединениями, был командующим фронтом, последняя должность — начальник особого отдела вооруженных сил ЧРИ. В январе 1996 г. руководил прорывом группы С.Радуева из Первомайского. Был дважды ранен, награжден орденами «Герой Нации» и «Богатырь Нации».

В январе 1997 г. был руководителем избирательного штаба А.Масхадова, с февраля 1997 г. — член Высшего Президентского Совета, курировал вопросы науки и образования.

31 мая 1997 г. баллотировался на пост мэра Грозного (при фактической поддержке А.Масхадова) против Л.Дудаева (племянника покойного президента ЧРИ). По неофициальным данным, получил большинство голосов (44%), но выборы были признаны недействительными (фактически сорваны сторонниками Л.Дудаева).

В августе 1997 г. организовал и возглавил пропрезидентское движение «Чеченское исламское государство».

 

БАКАНАЕВ Леча,

председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию.

Родился в 1953 г. в Казахстане. В 1984 г. окончил факультет журналистики Ленинградского госуниверситета, с 1985 г. работал корреспондентом газеты в Мокшанском районе Пензенской области, с 1987 г. — корреспондент газеты «Красное знамя» (Гудермес Чечено-Ингушской АССР), с 1990 г. — сотрудник редакции газеты «Республика» (Грозный). Стал известен благодаря публикациям о неформальных организациях Чечено-Ингушетии.

Осенью 1991 г. поддержал захват власти исполкомом Общенационального Конгресса чеченского народа во главе с Д.Дудаевым. В 1992-1993 гг. был заместителем министра информации и печати М.Удугова. В 1993-1994 гг. — генеральный директор издательства «Грозненский рабочий» и начальник управления по делам издательства, полиграфии и книжной торговли ЧРИ.

 

БАСАЕВ Шамиль,

бригадный генерал, первый вице-премьер и исполняющий обязанности председателя Кабинета министров.

Родился в 1965 г. в с.Дышни-Ведено Веденского района. После школы служил в армии, работал с 1983 г. разнорабочим.

С середины 80-х гг. жил в Москве, в 1986 г. поступил в Московский институт инженеров землеустройства, был отчислен с 3-го курса за неуспеваемость. Занимался бизнесом (продавал компьютеры).

Осенью 1991 г. активно участвовал в событиях «чеченской революции». В ноябре 1991 г. в знак протеста против попытки введения чрезвычайного положения в Чечено-Ингушетии организовал угон самолета из Минеральных Вод в Турцию.

С 1992 г. — командир роты, батальона спецназа национальной гвардии Д.Дудаева. В августе 1992 г. отправился добровольцем в Абхазию. По дороге захватил заложников под Нальчиком (Кабардино-Балкария), чтобы преодолеть милицейские кордоны.

В Абхазии прославился во время боев с грузинскими частями, был командующим Гагрским фронтом, командующим войсками Конфедерации народов Кавказа (КНК), заместителем министра обороны Абхазии, советником главнокомандующего вооруженными силами Абхазии. Подполковник войск КНК, награжден орденом «Герой Абхазии».

В начале 1993 г. вернулся в Грозный и сформировал «абхазский» батальон, костяк которого составили ветераны войны в Абхазии. Батальон Басаева был основной силой режима Дудаева в разгроме Грозненского городского собрания (июнь 1993), штурме штаб-квартиры Р.Лабазанова в Грозном (июль 1994), разгроме группировке Р.Лабазанова в Аргуне (сентябрь 1994).

В ноябре 1994 — январе 1995 гг. являлся одним из руководителей обороны Грозного, держал оборону в пос. Черноречье (пригород) до конца февраля. В феврале 1995 г. принимал участие в переговорах с представителями российского командования в станице Слепцовской (Ингушетия), затем был командиром разведовательно-диверсионного батальона, командующим Южным фронтом, руководил созданием системы обороны у Ножай-Юрта.

14-21 июня 1995 г. группа Ш.Басаева совершила теракт в г.Буденновске Ставропольского края (захват больницы и находившихся там пациентов и врачей), потребовав прекратить военные действия в Чечне и начать мирные переговоры. Приказом Д.Дудаева ему было досрочно присвоено звание бригадного генерала.

С апреля 1996 г. (после гибели Д.Дудаева) стал одним из руководителей Государственного комитета обороны ЧРИ. В августе 1996 г. был командующим Центральным фронтом и одним из руководителей операции по захвату Грозного.

В ноябре 1996 г. выдвинул кандидатуру на пост Президента ЧРИ. На выборах 27 января 1997 г. занял второе место, получив 23,5% голосов избирателей.

В феврале 1997 г. заявил о создании партии «Маршонан тоба» («Движение свободы») и был избран ее почетным председателем.

1 апреля 1997 г. назначен первым вице-премьером правительства ЧРИ, курировал промышленность и замещал председателя правительства во время его отсутствия. В июне-июле 1997 г. неоднократно подавал заявления об отставке.

 

БАСАЕВ Ширвани,

полковник, председатель Госкомитета по топливу и энергетике.

Брат Шамиля Басаева. До 1995 г. активного участия в политической жизни Чечни не принимал. С начала 1995 г. — полевой командир, действовал в Шалинском и Веденском районах, занимал пост коменданта Ведено в «подпольной» администрации Д.Дудаева.

Летом 1995 г. был экспертом делегации ЧРИ на российско-чеченских переговорах в Грозном, принимал активное участие в переговорах по военному блоку, был специальным связным между Д.Дудаевым и главой делегации У.Имаевым. По отзывам участников переговоров, придерживался умеренных позиций и даже осудил теракт в Буденновске.

С осени 1996 г. являлся префектом (главой администрации) Веденского района.

 

ВАЧАГАЕВ Майрбек,

пресс-секретарь Президента ЧРИ.

Родился в 1964 г. Жил и учился в Грозном, окончил исторический факультет Чечено-Ингушского госуниверситет, был секретарем комитета ВЛКСМ факультета.

В 1989-1992 гг. работал в Чечено-Ингушском госуниверситете и научно-исследовательском институте гуманитарных наук, занимался изучением истории Кавказской войны XIX в. Одновременно участвовал в неформальном движении, являлся одним из организаторов Грозненского социал-демократического клуба.

С 1993 г. находился на стажировке в Институте российской истории Российской Академии наук. Занимался бизнесом.

Осенью 1996 г. вошел в окружение А.Масхадова, принимал участие в организации его предвыборной кампании, был пресс-секретарем избирательного штаба А.Масхадова. В апреле-мае 1997 г. возглавлял избирательный штаб кандидата на пост мэра Грозного Т.Атгериева.

С августа 1997 г. — заместитель председателя пропрезидентского движения «Чеченское исламское государство».

 

ГЕЛАЕВ Руслан (Хамзат)

бригадный генерал, министр обороны

В 1992-1993 гг. воевал в Абхазии, по возвращении стал одним из лидеров чеченских ветеранов абхазской войны.

В конце 1993 г. руководил выступлением в Грозном части «абхазцев», требовавших отставки Д.Дудаева с поста премьер-министра и назначения на эту должность одного из руководителей чеченской нефтяной промышленности А.Албакова (в прессе неоднократно именовался главой «бензиновой мафии»).

В 1994 г. создал полк президентского спецназа («мелхинский» полк), который, по неофициальным данным, финансировался А.Албаковым. После ввода российских войск в ЧР в декабре 1994 г. стал одним из ведущих полевых командиров сопротивления. Был командующим Центральным (Веденским) направлением, затем — командующим Юго-Западным фронтом (в районе с.Бамут).

В марте 1996 г. руководил первой попыткой захвата Грозного, в августе 1996 г. был одним из руководителей (вместе с Ш.Басаевым) захвата Грозного.

В январе-начале февраля 1997 г. (после отставки А.Масхадова) являлся исполняющим обязанности председателя правительства ЧРИ. 1 апреля 1997 г. назначен вице-премьером в правительстве Масхадова, курировал вопросы строительства.

 

ЗАКАЕВ Ахмед,

бригадный генерал, председатель Госкомитета по информации, связи и культуре.

Актер Чечено-Ингушского драмтеатра, был председателем Союза театральных деятелей Чеченской Республики.

В 1994 г. — начальник Департамента (министр) культуры в администрации Д.Дудаева.

Во время войны в Чечне был полевым командиром, возглавлял отдельную бригаду особого назначения (ОБОН), являлся командиром 1-го сектора Юго-Западного фронта (Р.Гелаева). С июня 1995 г. в составе делегации ЧРИ участвовал в российско-чеченских переговорах в Грозном, с весны 1996 г. стал одним из ведущих представителей чеченского командования по связям с прессой.

С мая 1996 г. — помощник президента ЧРИ З.Яндарбиева по национальной безопасности, участвовал в российско-чеченских переговорах в Москве, Хасав-Юрте и в Старых Атагах. Участник захвата Грозного в августе 1996 г.

В сентябре 1996 г. назначен министром культуры в правительстве З.Яндарбиева. В ноябре выдвинул кандидатуру на пост президента ЧРИ. На выборах 27 января 1997 г. занял пятое место.

В феврале 1997 г. назначен помощником президента ЧРИ по национальной безопасности, включен в состав Высшего Президентского Совета и госкомиссии по переговорам с РФ.

С июня 1997 г. был вице-премьером правительства и министром культуры. Руководил съездом участников военных действий в Грозном 28 июня 1997 г., который выразил поддержку президенту А.Масхадову.

 

МАХАШЕВ Казбек,

бригадный генерал, вице-премьер Кабинета министров.

Профессиональный милиционер, работал в системе исправительно-трудовых лагерей (ИТУ), был начальником отдела ИТУ МВД Чеченской Республики.

В октябре 1994 г. назначен министром внутренних дел в администрации Д.Дудаева. После ввода российских войск в Чечню вошел в руководство вооруженным сопротивлением. В 1995-1996 гг. участвовал в российско-чеченских переговорах, возглавлял с чеченской стороны рабочую группу по обмену военнопленными и заложниками.

В сентябре 1996 г. вновь утвержден в должности министра внутренних дел в коалиционном правительстве Яндарбиева-Масхадова, в феврале 1997 г. — в правительстве Масхадова.

 

УДУГОВ Мовлади,

министр иностранных дел.

Родился в 1962 г. в Грозном (настоящая фамилия — Темишев). Работал с 1979 г., был осужден за мошенничество. В 1988 г. окончил Чечено-Ингушский госуниверситет, был журналистом, работал в районной газете, затем — на республиканском телевидении. В конце 80‑х гг. был редактором независимой газеты «Ориентир».

Активный участник чеченского национального движения, был членом Президиума Исполкома Общенационального Конгресса чеченского народа (ОКЧН) и председателем комитета информации ОКЧН.

Один из руководителей «чеченской революции» осенью 1991 г. С декабря 1991 г. — бессменный глава информационного ведомства администрации Д.Дудаева (министр информации и печати). Являлся одним из ведущих идеологов чеченской независимости.

После ввода российских войск в Чечню — один из политических руководителей сопротивления, являлся главным представителем Дудаева по связям с прессой. Участник российско-чеченских переговоров 1995-1996 гг.

С сентября 1996 г. — министр государственной политики и информации, с октября — вице-премьер.

В ноябре 1996 г. выдвинул свою кандидатуру на пост президента ЧРИ, на выборах 27 января 1997 г. занял четвертое место. В феврале 1997 г. избран амиром (председателем) Союза политических сил «Исламский порядок».

С февраля 1997 г. являлся первым вице-премьером и председателем госкомиссии по переговорам с РФ в правительстве А.Масхадова.

 

ХАЛИМОВ Ислам,

бригадный генерал, министр шариатской безопасности.

По образованию — врач. Работал хирургом в республиканской больнице в Грозном. В годы перестройки был активным участником неформального и чеченского национального движений.

После ввода российских войск в Чечню — полевой командир, один из организаторов и участников обороны Грозного в декабре 1994 — январе 1995 г. Затем сформировал и возглавил Исламский батальон, был помощником начальника главного штаба вооруженных сил ЧРИ А.Масхадова.

После победы А.Масхадова на президентских выборах в январе 1997 г. стал начальником главного управления кадров при президенте ЧРИ. 1 апреля 1997 г. назначен вице-премьером правительства ЧРИ, курировал социальные вопросы. В июне 1997 г. назначен ответственным за осуществление программы социальной реабилитации участников войны.

 

ХАТУЕВ Магомед,

бригадный генерал, начальник департамента таможенно-пограничной службы.

Родился в селении Гойты. Профессиональный боксер, кандидат в мастера спорта СССР, работал тренером в школе бокса в Грозном.

После ввода российских войск в Чечню — участник вооруженного сопротивления, полевой командир. Был пять раз ранен, награжден орденами «Герой Нации», «Богатырь Нации», «Защитник Отечества», «Защитник Грозного».

С начала 1997 г. — начальник департамента таможенно-пограничной службы ЧРИ [[1]].

1.2. Инспекционная поездка президента

Президент ЧРИ А.Масхадов совершил инспекционную поездку в главный штаб вооруженных сил ЧРИ. По информации пресс-службы президента, Масхадов осмотрел казармы, интересовался бытом и военной подготовкой солдат и офицеров. Президент отметил порядок и чистоту в казармах.

А.Масхадов заявил, что руководство Ичкерии уделяет и будет уделять огромное внимание строительству вооруженных сил [[2]].

1.3. Деятельность парламента ЧРИ

В январе 1998 года заметно активизировалась деятельность парламента Ичкерии.

В начале года парламент рассмотрел результаты выполнения бюджета ЧРИ в 1997 г., но не смог принять никакого решения: часть депутатов считала утверждение бюджета «соучастием в укрывательстве растранжиренных бюджетных средств», другие призывали утвердить бюджет для того, чтобы потребовать отчета от кабинета министров.

По предложению председателя парламентского комитета по СМИ Р.Ахмарова, депутаты «приняли к сведению» бюджет 1997 г. и потребовали от правительства представить для обсуждения проект бюджета на 1998 г.

Парламент ЧРИ рассмотрел и единогласно утвердил Закон о культуре и Закон об оружии. Депутаты также приняли постановления по итогам слушаний о работе МВД и прокуратуры, о работе по предотвращению распространения туберкулеза в ЧРИ, о развертывании госпиталя для участников и инвалидов войны и др.

Заместитель председателя парламента И.Темиров предложил образовать парламентский комитет по национальной политике и государственной идеологии. Решение по этому вопросу отложено [[3]].

Группа депутатов парламента ЧРИ (Р.Ахмаров, С.Даутов, А.Абдулхаджиев и др.) выступила с предложением, чтобы вся официальная документация велась на чеченском языке, а депутатов призвали «обновить свои знания по вайнахской филологии» (депутаты выступают, в основном, на русском языке) [[4]].

Парламент ЧРИ преодолел вето, наложенное вице-президентом ЧРИ В.Арсановым (который в отсутствие президента А.Масхадова исполнял обязанности главы государства) на постановление парламента о лицах, сотрудничавших с оккупационным режимом. За преодоление вето голосовало абсолютное большинство депутатов, только один воздержался.

Депутаты также заслушали отчет министра образования ЧРИ А.-В.Хусаинова. Министр сообщил, что из школьной программы будут временно исключены пение, черчение, рисование, физкультура, трудовое обучение и другие вспомогательные предметы. Закрываются все вечерние школы, вместо которых открывается одна — общереспубликанская, что позволит сэкономить 2 млрд. рублей в месяц.

Министерство предложило сократить штат районных и городских отделов народного образования на 25% и за этот счет сделать 25-процентную надбавку сельским учителям. В декабре 1997 года в основном была погашена задолженность по зарплате перед учителями за сентябрь.

Выступавшие депутаты указали министру на недопустимость введения незаконной оплаты за учебу в общеобразовательных школах. Председатель парламентского комитета Р.Ахмаров предложил сократить учебные часы, отведенные в программе на изучение истории и литературы России. Парламент предложил правительству рассмотреть вопрос об объединении министерства образования и министерства просвещения, и поручили руководителям обеих министерств представить концепцию объединения.

Парламент отметил постановление кабинета министров о создании департамента строительных материалов в структуре правительства ЧРИ.

На нескольких заседаниях парламента рассматривался вопрос о депутатах, «самоустранившихся от выполнения своих обязанностей». В результате депутат Р.Тарамов был исключен из депутатского корпуса «за систематическое отсутствие на работе без уважительных причин»; по поводу депутатов В.Докалова и Ш.Калиева решено через СМИ сообщить избирателям, что они «вот уже 4-5 месяцев не работают, не представляют их интересы в законодательном органе» [[5]].

2. Правоохранительные органы и борьба с преступностью

Формирование нового правительства под руководством Ш.Басаева и реорганизация силовых структур ЧРИ, по мнению местных обозревателей, должны привести к активизации борьбы против преступников.

Однако, в январе 1998 года активизировались пока лишь руководители правоохранительных органов, выступившие с рядом заявлений и интервью.

Бригадный генерал Л.Хултыгов, ставший главой национальной службы безопасности (НСБ) ЧРИ, в интервью независимой газете «Грозненский рабочий» заявил о том, что чеченские спецслужбы ликвидируют банды, похищающие людей, в течении одного-двух месяцев. Он сообщил, что «уже установлено большинство криминальных гнезд, и в ближайшем будущем навсегда покончим с ним... К этой работе подключился Шамиль Басаев и ряд других влиятельных полевых командиров».

По мнению Л.Хултыгова, ситуацию в ЧРИ дестабилизирует не только преступность, но и происки иностранных спецслужб. Угроза безопасности Чечни, как считает глава НСБ, исходит «не только от российских спецслужб, но, как бы то ни было странно, некоторых мусульманских государств». Он видит опасность в распространении религиозного экстремизма и «попытках перечеркнуть историю» (видимо, имеются в виду призывы сторонников вахаббизма «очистить» исламский ритуал от почитания местных «устазов» (святых учителей) — Т.М.). «Мы веру унаследовали от своих предков на протяжении веков, — заявил Л.Хултыгов. — Их на путь истины наставляли наши устазы и пророки. А что получается сегодня? Тот же арабский мир, навязывая «моду бородачества», разделяет нас на религиозные кланы». Глава НСБ отметил, что Эстония, Украина и другие христианские страны поддержали борьбу Чечни за независимость, в то время как «братья по религии» (не исключая и С.Хусейна, заявившего, что война в Чечне является «внутренним делом России») предали чеченцев.

Л.Хултыгов заявил, что в Чечне «пакистанские и турецкие резиденты ведут подпольную работу, решая чисто корыстные задачи... Ответные меры мы принимаем».

Глава НСБ выступает за укрепление и развитие сотрудничества чеченских спецслужб с российскими. Он сообщил, что в декабре 1997 года вместе с двумя другими представителями НСБ побывал в Москве по заданию вице-президента В.Арсанова и контактировал с сотрудниками ФСБ России. По словам Л.Хултыгова, представители ФСБ готовы сотрудничать с НСБ Чечни, но этому активно мешает министр внутренних дел России А.Куликов [5].

По мнению начальника антитеррористического центра ЧРИ Х.-П.Исрапилова, следы террористов, совершающих взрывы и нападения на территории Дагестана, ведут в Россию.

В интервью газете «Грозненский рабочий» Исрапилов отметил, что разгул преступности в Чечне «принял массовый, угрожающий характер... В такой ситуации необходимо принимать какие-то кардинальные решения». По его словам, «в большинстве преступлений, списываемых на чеченцев, участвуют российские спецслужбы». «Сегодня Чечня, — утверждает глава антитеррористического центра ЧРИ, — стараниями российских спецслужб превращена, по сути, в перевалочную базу, где отмывают свои грязные деньги различные мафиозные структуры. Так что следы «чеченского» терроризма ведут в Россию».

Исрапилов осудил практику выкупа заложников, которая, по его мнению, содействует распространению преступности в Чечне: «...За нашей спиной идет откровенный сговор с преступниками, тем самым их просто-напросто поощряют. А в результате последние еще больше наглеют».

Глава Антитеррористического центра также заявил, что он лично передавал сведения о преступниках, совершивших похищение четырех французских граждан на территории Дагестана, начальнику 1-го отдела ФСБ А.Климову, однако российские спецслужбы ничего не предприняли для задержания похитителей, скрывавшихся в селении Первомайское в Дагестане. «...У нас есть все основания полагать, что похищения российских журналистов на территории Чечни также инспирированы российскими спецслужбами», — заявил Исрапилов. Вместе с тем, он признал, что «среди тех, кто занимается преступностью, есть и такие, кто принимал участие в боевых действиях в период войны... Очевидно, кое-кто взял в руки оружие для того, чтобы не расставаться с ним никогда» [[6]].

3. Общественно-политическая жизнь

В январе 1998 года по сравнению с предыдущими месяцами наблюдался некоторый спад активности партий и движений как правительственного, так и оппозиционного лагерей. Видимо, это можно связать с формированием правительства Ш.Басаева, которое пользуется симпатиями как пропрезидентского лагеря, так и национально-радикальной оппозиции.

3.1. Национально-радикальная оппозиция

Национал-радикалы, прежде остро критиковавшие внутреннюю и внешнюю политику администрации А.Масхадова, практически полностью переключились на внешнеполитические темы.

Местные (районные) организации общественно-политического союза «Кавказская Конфедерация» (лидер — З.Яндарбиев) выступили с протестом по поводу намечавшегося в январе 1998 года визита в Чечню президента России Б.Ельцина. В заявлении Старопромысловской районной организации КК отмечается, что «...Борис Ельцин, еще вчера официально выражавший благодарность российским бандформированиям за «хорошую работу» по уничтожению чеченского этноса, и есть главный убийца более чем 100 тысяч мирных граждан Ичкерии».

Активисты «Кавказской Конфедерации» выразили недовольство «недостаточно жесткой политикой президента и руководства ЧРИ», которая выражается в «многочисленных безрезультатных, а порою носящих унизительный характер встречах с руководителями бывшей империи», и потребовали «принципиальной последовательности и твердости в вопросах закрепления независимости» [[7]].

3.2. Правозащитники

Председатель Международного комитета защиты прав человека ЧРИ С.-Э.Ибрагимов (бывший член кабинета министров Д.Дудаева) в интервью независимой газете «Голос Чеченской Республики» рассказал о правозащитной деятельности в республике.

МКЗПЧ защищает как права чеченцев, проживающих в Российской Федерации, так и права жителей ЧРИ, а как международная организация добивается «признания мировым сообществом права чеченского народа на самоопределение». Комитет выступил с инициативой проведения Марша мира, который включает 4 этапа: сбор подписей; определение экономической помощи ЧРИ со стороны мирового сообщества; закрепление дружеских отношений со всеми народами; всеобщий запрет на военные действия, запрет использования силы и угрозы ее применения. В этой инициативе МКЗПЧ рассчитывает на содействие и помощь со стороны органов власти ЧРИ.

С.-Э.Ибрагимов отметил, что «права человека в ЧРИ защищать трудно в силу объективных причин — идет процесс становления государственных институтов, не сформировались и еще не в полную силу заработали структуры силового порядка, правовая культура чиновников в ряде случаев оставляет желать лучшего» [[8]].

Справка. Международный комитет защиты прав человека (МКЗПЧ) был основан в Грозном в апреле 1991 г. Провозглашенные цели — защита прав человека и гражданских свобод. В руководство комитета входили генеральный прокурор в администрации Д.Дудаева Э.Шерипова, председатель Конституционного суда ЧРИ И.Гериханов и др. представители органов власти Чечни.

В начале 1992 г. комитету отказали во вступлении в Международное общество прав человека (МОПЧ) в связи с тем, что МКЗПЧ покрывал факты нарушений прав человека и преследования по политическим мотивам в Чечне, выступал с требованием запрета деятельности оппозиционных партий и независимой прессы. С весны 1997 г. МКЗПЧ является ассоциированным членом МОПЧ.

МКЗПЧ располагал собственным вооруженным формированием, которое в ноябре 1991 г. осуществило захват оружия военизированной охраны грозненского аэропорта, и спецслужбой («отдел безопасности личности»)  [[9]].

4. Внешняя политика

Основными тенденциями внешнеполитической жизни ЧРИ в январе 1998 года оставались продолжение ухудшения отношений с РФ и активизация кавказской политики руководства ЧРИ.

4.1. Российско-чеченские отношения

С сентября 1997 г. российско-чеченские отношения переживают серьезный кризис, связанный, во-первых, с невыполнением российской стороной условий двусторонних соглашений о финансировании восстановительных работ в ЧРИ, во-вторых, с невозможностью компромисса по проблеме определения статуса Чечни и урегулирования российско-чеченских взаимоотношений.

В начале января 1998 г. стало известно о том, что намеченный на январь визит президента РФ Б.Ельцина в Грозный «отложен» в связи с обострением ситуации на чеченско-дагестанской границе. По мнению обозревателей, визит изначально был нереален, поскольку Б.Ельцин собирался посетить ЧРИ как «один из российских регионов», а власти Чечни были готовы принять президента РФ только как «высокого иностранного гостя». Кроме того, к январю не удалось подготовить к подписанию ни одного документа по проблемам урегулирования российско-чеченских отношений.

В связи с назначением Ш.Басаева и.о. председателя правительства обозреватели предсказывали резкое ухудшение российско-чеченских отношений, ибо новый премьер достаточно хорошо известен как один из самых радикальных и последовательных сторонников независимости Ичкерии. Вместе с тем, первые выступления главы кабинета свидетельствуют о том, что новое правительство будет учитывать заинтересованность чеченской экономики в сохранении и восстановлении хозяйственных связей между российскими и чеченскими предприятиями. Российско-чеченские переговоры не станут легче, но обещают быть конкретнее и предметней.

23 января в Назрани состоялся очередной раунд переговоров: российскую делегацию возглавлял секретарь СБ РФ И.Рыбкин, чеченскую — министр иностранных дел ЧРИ М.Удугов. Обсуждался первый пункт «большого» политического соглашения о принципах отношений между РФ и ЧРИ. Стороны также обменялись мнениями по проблемам двусторонних отношений в области таможни и экономики. Участники переговоров вновь констатировали «тяжелую обстановку» переговоров.

Несмотря на серьезный кризис в отношениях, в январе 1998 г. продолжались переговоры и консультации между руководителями министерств и ведомств РФ и ЧРИ.

4.2. Кавказская политика

В то время, как российско-чеченские отношения переживают определенный спад, Грозный проявляет все большую заинтересованность в развитии контактов с государствами и республиками Кавказа. Частые визиты чеченских делегаций в соседние столицы свидетельствуют о том, что власти ЧРИ намерены играть более активную роль в кавказской политике, используя стремление соседей обеспечить безопасность своих границ и стабильность в регионе.

Резкое осложнение ситуации на чеченско-дагестанской границе в декабре 1997 года, связанное с нападением на российскую войсковую часть в Буйнакске, привело к заметному обострению отношений между Грозным и Махачкалой. Для того, чтобы снять возникшие проблемы, руководители Дагестана и Чечни решили обменяться представителями.

Временным представителем Республики Дагестан в ЧРИ (в ранге вице-премьера РД) назначен член Госсовета Дагестана, советник председателя Госсовета Имампаша Чергизбиев. Он «уполномочен координировать действия органов власти республики по подготовке и заключению договоров и соглашений» между РД и ЧРИ, министерствами, ведомствами, пограничными районами и городами.

В интервью независимой газете «Голос Чеченской Республики» И.Чергизбиев заявил, что видит главную свою задачу в снятии напряженности между Чечней и Дагестаном, «утверждении принципов взаимопонимания и добрососедства».

«На границе, о которой так много говорят, с помощью чеченских и дагестанских криминальных групп нагнетают обстановку силы, которые и в Чечне, и в Дагестане не желают видеть мирную жизнь, — отметил представитель РД. — Криминальная напряженность может привести нас к опасной черте... Нужен диалог, встречи, договоры, соглашения — все, что позволяет прийти к взаимопониманию наших народов».

И.Чергизбиев сообщил, что глава Госсовета Дагестана М.Магомедов «очень желает» встретиться с президентом Чечни «в любое время, в любом месте». Дагестанское руководство заявило о «безусловной готовности к конструктивному взаимовыгодному диалогу» [[10]].

Во время последней поездки в Тбилиси министр культуры ЧРИ А.Закаев встречался с грузинскими деятелями кино и театра. В ходе встречи были достигнуты договоренности о выделении мест в театральном вузе для абитуриентов из Чечни и совместном производстве художественного фильма. Аппаратуру для съемок обещала обеспечить грузинская сторона [[11]].

4.3. Чеченская диаспора в Украине

Представители руководства ЧРИ обеспокоены положением чеченцев в Украине.

Один из руководителей чеченской диаспоры Украины Р.Агаев сообщил, что на Украине происходят массовые убийства чеченцев. Так, за последнее время убиты 27 чеченцев, в т.ч. известный чеченский поэт и певец И.Алимсултанов [[12]].

4.4. Критика деятельности ООН

Обозреватель правительственной газеты «Ичкерия» М.Нашхоев выступил с критикой деятельности Организации Объединенных Наций.

По его мнению, «ООН защищает и отстаивает не интересы международного права, а интересы и амбиции «великих» держав, находящихся на естественном пути разложения». М.Нашхоев утверждает, что раньше СССР, а теперь Россия манипулирует ООН, блокируясь со с США, то с Британией, Китаем или Францией [12].

5. Экономика

5.1. Финансы и бюджет

Одной из основных проблем чеченской экономики является отсутствие денег для выплаты зарплат и финансирования строительно-восстановительных работ.

Председатель правления Национального банка ЧРИ А.-Р.Закаев в интервью правительственной газете «Ичкерия» заявил, что одной из основных причин дефицита денежной наличности является невыполнение предприятиями и организациями республики постановления правительства об инкассации. В числе наиболее злостных нарушителей постановления были названы четыре нефтехимических концерна (из поступивших 16 млрд. руб. инкассировано всего 0,6 млрд.), объединение «Грознефтеоргсинтез» (4,1 млрд. руб. из 11,5 млрд.), министерство торговли и местной промышленности (из 2,3 млрд. руб. практически ничего не сдало) и др. ведомства [[13]].

За невыполнение постановления правительства были объявлены выговоры начальнику департамента железнодорожного транспорта, генеральному директору продовольственной корпорации, генеральному директору Госконцерна нефтяной промышленности, начальнику Управления противопожарной службы. Министерству транспорта и Госконцерну по реализации нефтепродуктов предложено рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям ряда руководителей структурных подразделений [[14]].

5.2. Энергетические проблемы

По информации АО «Грозэнерго», 90% электроэнергии Чечня получает от РАО «ЕЭС России» — из Ставропольского края и Дагестана. В связи с тем, что лимит ограничен, особенно со стороны Дагестана, в восточных районах ЧРИ электроэнергия подается всего на 5-8 часов.

За последние три года Чечня задолжала «ЕЭС России» 700 млрд. рублей. «Грозэнерго» не имеет возможности расплатиться, а из-за отсутствия средств электростанции Ставрополя и Ростова не имеют возможности оплачивать топливо.

По оценке специалистов, ЧРИ в ближайшее время не сможет обеспечить выработку электроэнергии в достаточной для обеспечения республики степени. Четыре ТЭЦ «Грозэнерго» даже после полного восстановления будут выдавать только 200 мегаватт, которых хватит только для работы нефтекомплекса.

Восстановление ТЭЦ затрудняется оттоком специалистов из республики. Основная причина — невыплаты зарплаты [[15]].

5.3. Строительно-восстановительные работы

Активно продолжаются работы по строительству горной дороги в Итум-Калинском районе Чечни (трасса «Итум-Кали — Альпийские луга»), которые ведет специализированное предприятие «Дормостстрой» департамента автодорог ЧРИ.

К началу 1998 г. проложено 25 км дороги, осталось проложить еще 20 км. Из-за отсутствия взрывчатки строителям пришлось огибать участки с твердыми скальными породами. Ширина трассы 10 метров, предусмотрено создание нескольких мостов.

Руководство ЧРИ придает большое значение строительству Итум-Калинской трассы, так как она свяжет Чечню с Грузией [15].

В Грозном фирма «Иверия» восстанавливает корпуса и общежитие Чеченского государственного университета. К началу 1998 г. строительной бригадой отремонтированы помещения для учебных занятий в общежитии и двух учебных корпусах ЧГУ, создана автономная система отопления.

В текущем году фирма «Иверия» предполагает восстановить 3-й учебный корпус ЧГУ и корпус бывшей школы-интерната, переданный университету.

В Грозном восстановлено обувное производственное объединение «Ичиги». ПО своими силами отремонтировало здание, на свои средства закупило сырье и в конце 1997 г. уже выполнило первые индивидуальные заказы. Директор объединения С.Сулейманов сообщил, что хозяйственным способом восстановлены и 12 филиалов «Ичиги» [15].

5.4. Перспективы экономического развития

Бывший помощник президента Д.Дудаева по внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности В.Ибрагимов, назначенный главой налоговой службы ЧРИ, выступил с проектом Программы неотложных мер по стабилизации экономики ЧРИ.

По его мнению, Россия проводит «политику медленного экономического удушения и полной изоляции ЧРИ», которой Ичкерия должна противопоставить контрмеры: демаркацию границ, визовый порядок въезда и выезда, введение собственных паспортов и номеров для автотранспорта, переход на делопроизводство на чеченском языке, утверждение международного статуса грозненского аэропорта, строительство автотрассы «Ичкерия-Иверия», обращение с иском о возмещении ущерба в Международный суд в Гааге, тесное сотрудничество с соседями по региону и дружественными странами.

Неотложными мерами по стабилизации ситуации в ЧРИ В.Ибрагимов считает:

1) формирование бюджета на 1998 год без иностранных (российских) кредитов, которые (в случае их получения) должны направляться только на развитие;

2) решение проблемы собираемости налогов и инкассации;

3) создание указом президента зоны наибольшего благоприятствования для инвестиций со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин, таможенных тарифов, налоговых ставок, арендной платы и т.д.;

4) реформы в системе госаппарата: председателю правительства передать полномочия по хозяйственным и кадровым вопросам, руководители министерств предоставить «полноту власти в хозяйственных и кадровых вопросах на вверенных им участках работы при жестком спросе со стороны президента и контроле парламенте»;

5) нефтекомплекс ЧРИ «как общенациональное достояние» не может быть приватизирован или акционирован; рассмотреть возможность его передачи в аренду одной из зарубежных нефтяных компаний (кроме российской) с правом реализации определенной доли нефтепродуктов;

6) «локомотивом народного хозяйства ЧРИ» может стать строительный комплекс;

7) создание собственной информационной и телекоммуникационной сети;

8) к приватизации можно приступать только после создания необходимой социально-экономической и политической базы; приватизация должна проводиться под строгим контролем со стороны всех ветвей власти.

В заключении В.Ибрагимов констатирует, что «ни мир с Россией, ни даже признание с ее стороны абсолютно ничего не принесут... Пока Россия существует как геополитическая реальность — порох надо держать сухим» [[16]].

6. Социальные проблемы

6.1. Гуманитарная помощь

Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев ведет активную работу по оказанию помощи беженцам и вынужденным переселенцам из Чечни. Глава миссии УВКБ на Северном Кавказе В.Коштель (позже похищенный во Владикавказе) заявил журналистам, что приоритетное направление деятельности — восстановление социальной инфраструктуры в населенных пунктах, разрушенных или полуразрушенных во время боевых действий. «Чтобы беженцы и внутренние переселенцы вернулись в покинутое село, к родным очагам, необходимо прежде всего задействовать системы жизнеобеспечения», — отметил Коштель.

УВКБ финансирует восстановление системы водоснабжения, школ, медпунктов в селах Чечни. За 1997 г. управление оказало помощь республике почти на $2 млн. Восстановительные работы УВКБ осуществляются в Грозном, Гудермесе, Шатое, Зонах, Тазбичи, Старых Атагах, Самашках, Серноводске, Брагунах и др. — всего в 20 населенных пунктах ЧРИ.

По данным властей ЧРИ, в Кабардино-Балкарии остались 12 тыс. беженцев из Чечни, в Ингушетии — 16 тыс., в Дагестане — 11 тыс., в Северной Осетии — 2 тыс., в Ставропольском крае — около 50 тыс. [[17]].

6.2. Проблемы здравоохранения

Парламент ЧРИ специальным постановлением потребовал от правительства республики «принять меры по освобождению здания бывшей республиканской туберкулезной больницы от военизированного формирования». Здание туббольницы с начала сентября 1997 г. было захвачено Шариатским батальоном, а открытый в сентябре 1995 г. республиканский тубдиспенсер, по мнению специалистов, «абсолютно не удовлетворяет потребности в медицинской помощи больным туберкулезом». По официальным данным, по сравнению с 1994 г. рост заболеваемости туберкулезом увеличился более чем в 2 раза, смертность — почти в 3 раза [[18]].

Министерство здравоохранения ЧРИ приняло государственную программу «Дети Чечни». По данным минздрава, общее число детей в Чечне составляет 312 тыс. человек или 29 процентов всего населения республики. Более 80% детей нуждаются в медико-психологической и социальной реабилитации.

Главной целью госпрограммы «Дети Чечни» являются создание благоприятных условий для жизни детей, обеспечение их социальной защиты, совершенствование медицинской и реабилитационной помощи, решение др. проблем. Общие затраты на реализацию программы оцениваются в 106,53 млрд. рублей. Для содействия проведению программы «Дети Чечни» в жизнь при минздраве ЧРИ создан экспертно-координационный совет из числа руководителей медицинских учреждений, научных организаций и общественных объединений [[19]].

6.3. Детские дошкольные учреждения и школы

В Грозном функционируют 11 детских садов. Основной проблемой детских дошкольных учреждений является отсутствие средств. Работники детсадов долгое время не получают зарплату, а многие родители не имеют средств для того, чтобы платить за содержание своих детей. Некоторые помещения детсадов не отапливаются, вода поступает с перебоями, а из продуктов питания завозится только хлеб [19].

Правительство ЧРИ представило проект Концепции возрождения и реформирования образования в ЧРИ.

Проект предусматривает общедоступность и бесплатность среднего общего образования, возможность получения бесплатного профессионального образования или профобразования на контрактной основе. Зафиксирована недопустимость дискриминации в предоставлении условий для получения образования по расовому, национальному, религиозному, половому и прочим признакам.

Согласно документу, признано «целесообразным» введение раздельного обучения мальчиков и девушек во всех типах образовательных учреждений. Учебно-воспитательный процесс во всех типах образовательных учреждений должен строится «с учетом общей тенденции к демократизации и гуманизации образования на исламской основе». В перспективе предполагается перевести обучение на чеченский язык в полном объеме, однако на первом этапе на чеченский язык должны перейти дошкольные заведения и начальная школа (1-4 классы), а также обучение военному делу, физическое и трудовое воспитание. Обязательными для изучения являются языки: чеченский (там, где преподавание ведется на русском языке), русский (там, где преподавание ведется на чеченском языке), арабский и один из европейских.

Во всех типах учебных заведений обязательным является изучение основ ислама, чеченской этики, основ шариатского и гражданского права. «В связи с необходимостью приобщения подрастающего поколения к исламским духовным и культурным ценностям изучение основ ислама начинается в школе 1-й ступени» [[20]].

6.4. Проблемы развития науки

Президент Академии Наук ЧРИ профессор Х.Ибрагимов заявил, что сегодня АН «находится в таком состоянии, что говорить о полноценной научной деятельности и не приходится». У академии нет своего здания, нет элементарных условий для работы ученых. В настоящее время АН располагает несколькими комнатами в многоэтажном жилом доме на окраине Грозного, где нет ни нормальной мебели, ни отопления, не хватает даже дверей. Зарплату академикам выдают кочанами капусты.

Указом президента А.Масхадова для АН ЧРИ выделено здание бывшего НИГИ «Геофизика», где в настоящее время идут ремонтные и восстановительные работы.

Академия наук ЧРИ поддерживает творческие связи с научными и учебными центрами России и других государств. Между Академиями Наук ЧРИ и РФ действует договор о научном сотрудничестве, российская АН помогает чеченской необходимой литературой, приборами, оборудованием. АН ЧРИ имеет также хорошие связи с АН Грузии и Азербайджана.

Президиум АН ЧРИ обратился к Генеральному секретарю ООН, в Совет Европы и ОБСЕ, а также в Министерство науки и технологии РФ с просьбой о помощи в восстановлении академических учреждений.

В настоящее время приоритетными направлениями работы АН ЧРИ являются завершение работы над созданием «Истории чеченского народа» (руководитель — академик В.Акаев), подготовка «Чеченской универсальной энциклопедии» (руководитель — академик Ю.Айдаев), разработка программы изучения чеченского языка (руководитель — академик В.Тимаев) [[21]].



Источники

[1]. Музаев Т.М. Ичкерия: Руководство и политическая структура. — М., 1997.

[2]. Ичкерия — 1998. — №2. — 9 января.

[3]. Грозненский рабочий — 1998. — №1. — 4-11 января.

[4]. Ичкерия — 1998. — №2. — 9 января.

[5]. Грозненский рабочий — 1998. — №1. — 4-11 января.

[6]. Грозненский рабочий. — 1998. — №50. — 27 декабря 1997 — 3 января 1998.

[7]. Путь Джохара. — 1998. — №2. — 7-14 января.

[8]. Голос Чеченской Республики. — 1998. — №3. — 12-19 января.

[9]. Музаев Т.М. Чеченская Республика: Органы власти и политические силы. — М., 1995.

[10]. Голос Чеченской Республики. — 1998. — №3. — 12-19 января.

[11]. Грозненский рабочий. — 1998. — №1. — 4-11 января.

[12]. Ичкерия. — 1998. — №1. — 2 января.

[13]. Ичкерия. — 1998. — №3. — 18 января.

[14]. Голос Чеченской Республики. — 1998. — №3. — 12-19 января.

[15]. Грозненский рабочий. — 1998. — №1. — 4-11 января.

[16]. Путь Джохара. — 1998. — №2. — 7-14 января.

[17]. Грозненский рабочий. — 1998. — №1. — 4-11 января.

[18]. Ичкерия. — 1998. — №2. — 9 января.

[19]. Грозненский рабочий. — 1998. — №1. — 4-11 января.

[20]. Ичкерия. — 1998. — №3. — 18 января.

[21]. Голос Чеченской Республики. — 1998. — №3. — 12-19 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)