Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

С. Аккиева

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

в январе 1998 года

1. Деятельность органов государственной власти

1.1. Президент

В начале января состоялся «президентский час». На нем президент КБР В.Коков поздравил всех присутствующих с наступившим новым годом. После небольшого отчета правительства президент выступил с речью.

Выступление премьер-министра Х.Чеченова было кратким, но емким. Он остановился на выполнении поручений президента, из которых большинство выполнены, часть в стадии исполнения и только 5 остались неисполненными.

Валерий Коков в своем обширном докладе подвел итоги 1997 года и схематично обозначил задачи на 1998 год. Из политических событий он отметил в первую очередь принятие новой Конституции. Президент отметил, что «принятие Новой Конституции — не только крупный шаг по развитию государственности Кабардино-Балкарии, но и весомый вклад в укрепление федерализма в России». Важными событиями, по мнению президента, стали также 75-летие государственности Кабардино-Балкарии и 440-летие присоединения к России. Показателем роста и авторитета республики президент назвал создание Межпарламентского Совета трех республик (Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи).

Характеризуя внутриполитическую жизнь республики, президент отметил дальнейшую консолидацию общества, характеризующуюся конструктивным сотрудничеством различных ветвей власти, а также органов власти с общественными организациями, партиями и движениями. По мнению Кокова, это продемонстрировали ход и итоги выборов в парламент республики. Вторичное избрание большинства депутатов старого состава — это показатель позитивной работы парламента и доверия к нему населения. Президент особо подчеркнул, что «внутриполитическая ситуация дает полное право сделать вывод: сегодня в республике имеется реальная возможность для того, чтобы все, начиная от Президента, членов Правительства, депутатов Парламента, заканчивая трудовыми коллективами, каждым тружеником и бизнесменом, сосредоточились на решении практических, созидательных задач».

Касаясь экономических и социальных вопросов, президент остановился не на достижениях, а на негативных моментах. Он отметил, что многие промышленные, да и иные предприятия, по-прежнему прозябают, а их руководители не желают или неспособны адаптироваться к рыночным условиям. Несмотря на благоприятные в целом тенденции, пока не удалось полностью снять остроту социальных проблем. Медленнее, чем хотелось бы, растут денежные доходы населения. Сохраняется безработица. Медицинское обслуживание населения, коммунальные службы, пассажирский транспорт не удовлетворяют потребностей населения.

В.Коков назвал основные приоритеты 1998 года. Это — расширение объемов инвестиций в экономику и социальную сферу, увеличение объема строительно-монтажных работ, кардинальное изменение ситуации на селе, действенная поддержка государством индивидуального личного хозяйства и в то же время должная поддержка коллективным хозяйствам, с тем, чтобы восстановить производство. По-прежнему сохранится курс на реструктуризацию общественного производства, рациональное разгосударствление предприятий.

Он особо подчеркнул, что «намечаемые сдвиги в экономике, мощная поддержка федерального центра должны послужить надежным основанием реализации намечаемых социальных задач — ощутимое увеличение среднедушевого дохода населения, прежде всего за счет совершенствования системы оплаты труда работников, заметное увеличение занятости трудоспособного населения, дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки малоимущих слоев населения, поддержания семей с детьми, реформирование системы образования, направленное на обеспечение его доступности для всей молодежи республики, на достижение самого высокого качества обучения и образования молодежи» [[1]].

1.2. Парламент

Новый парламент КБР одним из первоочередных направлений своей работы признал вопрос о формировании постоянных комиссий. Вопрос о комиссиях был основным на заседании Совета Республики. Теперь вместо прежних шести комиссий создано семь. Председатели комиссий были избраны не тайным, как определено в регламенте, а открытым голосованием. Из прежнего руководящего состава комиссий двое сохранили свое положение: Каншоби Ахохов — председатель комиссии по бюджету, налогам и финансам, Владимир Тулупов — комиссии по образованию, культуре и молодежной политике. Депутат прошлого созыва Виктор Несутулов возглавил аграрную комиссию.

Комиссию по законодательству, правопорядку и местному самоуправлению возглавила Мадина Дышекова (один из самых молодых парламентариев), Комиссию по экономической политике — Ануар Чеченов, комиссию по социальной политике, труду и охране здоровья Анатолий Абакумцев, комиссию по регламенту и парламентским процедурам — Борис Гилиев. Национальный состав председателей комиссий выглядит так: 2 русских, 2 балкарца, 3 кабардинца.

Был определен и состав комиссий. Некоторые депутаты пожелали работать сразу в двух разных комиссиях. А поскольку регламент не ограничивает депутатов в выборе комиссий, два парламентария зачислены одновременно в две комиссии.

Состоявшееся несколькими днями позже первое пленарное заседание Совета Представителей рассмотрело один вопрос: о формировании постоянных комиссий Совета Представителей. Было решено по аналогии с законодательной палатой создать вместо шести семь комиссий. В отличие от Совета республики, в Совете Представителей депутатский состав обновлен почти наполовину, что сказалось и на выборе руководителей. При выдвижении на должность руководителя тщательно учитывался профессиональный и жизненный опыт депутатов, при этом принимались во внимание национальная и территориальная принадлежность депутата. Два руководителя из прежнего состава Совета Представителей, избранные на второй срок, по-прежнему возглавили свои комиссии: заместитель министра внутренних дел КБР Юрий Коков — Комиссию по законодательству, законности и местному самоуправлению и заместитель главы одного из районов республики Замир Балкизов — комиссию по регламенту и парламентским процедурам. Комиссию по аграрным вопросам, экологии и природопользованию возглавил Максим Панагов. Комиссией по образованию, науке и молодежной политике будет руководить ректор Кабардино-Балкарского госуниверситета Барасби Карамурзов. По национальности они кабардинцы.

Балкарец по национальности, председатель правления коммерческого банка «Нальчик» Борис Эндреев возглавил комиссию по бюджету, налогам, банкам и финансам

Председателем комиссии по экономической политике стал глава администрации города Прохладного Николай Маслов, а комиссию по социальной политике, труду и охране здоровья — главный врач Прохладненской райбольницы Юрий Яценко.

Парламентарии утвердили заместителей руководителей комиссий и состав самих комиссий.

1.2.1. Фракции в парламенте

В Совете Республики КБР вновь образована фракция коммунистов. По сравнению с прошлым составом фракция сократилась, но значительно помолодела. В нее вошли Т.Теммоев, С.Аванесьян, В.Махов и руководитель прежней фракции Б.Гудов, который вновь возглавил группу единомышленников [[2]].

1.3. Правительство

Правительство республики обсудило вопрос о лицензировании отдельных видов деятельности в КБР и утвердило временное положение о лицензионной палате при правительстве КБР.

Правительство одобрило проект соглашения между правительством КБР и компанией «Межрегионгаз» о сотрудничестве в реализации газа, проект Договора о дружбе и сотрудничестве между КБР и Нижегородской областью.

Правительство КБР утвердило коллегию министерства КБР по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Председателем коллегии утвержден А.Туркинов — министр КБР по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям [[3]].

1.3.1. Доклад Председателя Правительства КБР

24 января на заседании правительства был представлен отчет о деятельности правительства за год работы. Доклад был сделан председателем правительства КБР Х.Чеченовым.

Он остановился на достижениях кабинета министров за истекший год. Валовый региональный продукт достиг 5 триллионов 11 млрд. руб., что составляет 101% по сравнению с предыдущим годом. Продукция сельского хозяйства превысила 2 триллиона 200 миллиардов рублей, составив 102%.

Касаясь выполнения комплексного плана реализации послания президента парламенту КБР на 1997 год, Х.Чеченов отметил, что из 158 мероприятий остались нереализованными 25, или 16%, в основном из-за отсутствия соответствующей законодательной базы на федеральном уровне и из-за секвестра бюджета РФ и, соответственно, недостаточного финансирования запланированных мероприятий.

Премьер-министр сказал, что в течение всего года правительством в федеральных органах проводилась работа по внесению инвестиционных проектов предприятий республики в федеральные целевые программы. В результате ряд предприятий попали в эти списки, среди них ТВМК — в программу «Руда» (финансирование предусмотрено в объеме около 300 млрд. рублей), «Телемеханика», МЗЭМ, нэвз — в программу “Конверсия” (финансирование предусмотрено в объеме примерно 10 млрд. рублей), АО «Техноприбор» и «СКЭП» (финансирование предусмотрено на сумму 8 млрд. руб.) [1].

Остановлено затяжное падение производства и обеспечен некоторый рост.

Среди причин, которые мешают нормальной работе предприятий, премьер-министр назвал отсутствие активной кадровой политики в управленческом звене, активной политики управления через собственность вместо ставшего неэффективным командования отраслью и недостаточное использование всех законных методов оздоровления, от санации до банкротства.

Он констатировал, что вообще не выработана политика по управлению предприятиями через собственность, через право, экономический механизм, сохранился старый отраслевой принцип “накачек” и требований, совершенно потерявших всякий смысл в нынешних экономических реалиях.

Коснулся премьер-министр эффективности принимаемых решений и их выполнения, отметив, что все решения и все действия могут быть эффективными, когда вся «вертикаль» исполнительной власти, в том числе местное самоуправление входит в систему власти КБР, действует как единое целое. По мнению премьер-министра, на уровне местного самоуправления государственная власть размывается. Х.Чеченов сказал, что на сегодня нет планов социально-экономического развития районов, которые надо иметь даже на уровне предприятий, если мы живем в рыночной экономике. Он подчеркнул, что без должного взаимодействия исполнительной власти по вертикали не будет нормальной работы [2].

1.4. Правоохранительные органы

1.4.1. МВД

По результатам третьего этапа крупномасштабной оперативно-профилактической операции «Вихрь-2» и годового технического осмотра автомобильных средств КБР за 1997 год было проведено оперативное совещание. С отчетами выступили первый заместитель министра внутренних дел КБР М.Эндреев и начальник ГАИ МВД КБР А.Кудаев.

Давая всестороннюю оценку итогам операции «Вихрь-2», министр МВД Х.Шогенов призвал наращивать усилия в борьбе с наркоманией, экономическими преступлениями, активизировать работу по изъятию незаконно хранящегося оружия, не ослаблять внимания к лицам, прибывающим из-за рубежа в рамках религиозного обмена, в действительности же преследующим неблаговидные цели.

Состоялась инспекционная поездка первого заместителя министра внутренних дел РФ В.Колесникова на Северный Кавказ. После посещения Ставрополя, Ингушетии, Дагестана он прибыл в КБР.

В Нальчике В.Колесников дал пресс-конференцию, где отозвался о работе криминальной милиции, как удовлетворительной. Сравнивая ситуацию в КБР с другими республиками Северного Кавказа, В.Колесников отметил, что в Ингушетии и Дагестане «положение похуже, чем у вас».

В отличие от генерального прокурора Ю.Скуратова, который на заседании коллегии Прокуратуры КБР в октябре 1997 года говорил о необходимости усилить не столько карательные меры, сколько выработать эффективную систему государственного противодействия преступности, В.Колесников склоняется к использованию в равной мере обеих составляющих в борьбе с криминальным злом. Заместитель министра желал бы достичь такого уровня преступности, какой был в 1961 году — в тот год не было зарегистрировано ни одного умышленного убийства.

Отвечая на вопросы журналистов, В.Колесников отметил, что взаимодействие правоохранительных органов Северного Кавказа не находится на должном уровне, в недостаточной степени ведется борьба в отношении коррупции в органах МВД, требует доработки Закон «О коррупции» [[4]].

1.4.2. Прокуратура

Состоялось итоговое совещание коллегии прокуратуры. На нем выступил прокурор КБР Р.Абазов.

За прошедший 1997 прокуратурой совместно с другими правоохранительными органами проделана значительная работа по координации совместных действий в целях пресечения преступных посягательств.

В общей сложности пресечено более трех тысяч нарушений законности, подано более 1500 протестов на незаконные правовые акты органов исполнительной власти. Предъявлено 594 иска через суды на 22 млрд. рублей.

По оценке прокурора республики, криминогенная обстановка остается сложной, хотя отмечается снижение числа преступлений на 3,1%. В динамике преступлений отмечен рост тяжких и особо тяжких преступлений за счет грабежей, краж чужого имущества, мошенничества, вымогательства, незаконного оборота наркотиков.

Меньше зарегистрировано умышленных убийств, причинения вреда здоровью при повышении раскрываемости таких преступлений.

Обстановку усугубляет активизация преступных групп, применяющих оружие, рецидивная преступность, которая во многом становится следствием отсутствия должного контроля за освободившимися из мест заключения.

Несмотря на некоторые успехи, коренного перелома в борьбе с криминальным насилием не произошло, признался Р.Абазов.

2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКие организации

2.1. Конференция по учреждению общественной организации балкарского народа

18 января состоялась республиканская конференция по учреждению общественной организации балкарского народа «Малкъар ауазы» («Голос Балкарии»). Проведению конференции предшествовала почти четырехмесячная работа оргкомитета, возглавляемого проректором Кабардино-Балкарской сельхозакадемии М.Ахматовым. Он в своем докладе сказал, что после почти пятимесячных бесед с населением организаторы нашли взаимоприемлемый, отвечающий духу времени вариант возрождения организации. Разработали проекты устава и программы. В их основе, по словам М.Ахматова — сохранение лучших традиций балкарского народа, культурных ценностей, развитие национальной самобытности, взаимное уважение между всеми народами, уважение прав личности, создание условий для участие всех слоев балкарского народа в реализации социально-экономических программ, направленных на реабилитацию балкарцев. М.Ахматов подчеркнул, что все это возможно обеспечить на базе существующих законодательных актов, Конституции КБР и РФ.

Далее М.Ахматов заметил, что в части реализации Федерального Закона «О реабилитации репрессированных народов» касательно балкарского народа достигнуты определенные результаты. Ряд федеральных документов, принятых по инициативе президента и правительства КБР, послужил основанием для принятия нормативных актов в республике. Правительством РФ 3 апреля 1996 года утверждена федеральная целевая программа социально-экономического развития и национально-культурного возрождения балкарского народа в 1996-2000 годах стоимостью более чем два триллиона рублей.

После доклада М.Ахматова выступили председатели Совета представителей (новая организационная структура, входящая в «Малкъар ауазы») А.Атакуев (Эльбрусский район), М.Газаев (Черекский район), М.Элекуев (с.Никой), М.Абшаев (г.Нальчик), Б.Толгуров (п.Былым).

Выступили и гости. Председатель общественной организации «Отчизна» из Ингушетии С.Шатыжев заметил, что для ингушей не сделано того, что сделано для балкарцев. Председатель «Адыгэ Хасэ» В.Хатажуков заявил, что в истории наших народов никогда не было намека на конфронтацию и для нее не будет никаких практических оснований даже при активном старании каких-либо деструктивных сил, ибо “ментальность жителей КБР едина в своей сути и самовыражении”. С позиций дружбы и единства интересов высказался атаман Терско-Малкинского казачьего округа А.Дербаба.

Заместитель председателя оргкомитета «Малкъар ауазы», отставной генерал С.Беппаев особо подчеркнул, что пора криков и болтовни давно прошла, и нужно восстановить здравый смысл во всем, что касается решения проблем балкарского народа.

На конференции выступил председатель правительства Х.Чеченов, который прокомментировал ряд самых важных, на его взгляд, выступлений, обращений, предложений и претензий. Он высказал надежду на сотрудничество: «Ваша организация поможет Правительству принимать решения не «на вскидку», а с предельной точностью, так как вы всегда сможете подсказать, что и где нам надо поправить». Он дал твердую гарантию получения всех денег за оставленное имущество (компенсации за выселение), а также заявил, что организация получит в ближайшее время точную информацию о том, где, когда и кем были использованы не по назначению выделявшиеся по 1996 год включительно «балкарские деньги». Председатель правительства дал обещание побывать во всех балкарских районах и заверил, что даст ответ на любой вопрос, касающийся решения проблем реабилитации балкарского народа.

На конференции организация «Малкъар ауазы» была учреждена. Был избран Совет представителей, состоящий из 43 человек, его председателем стал М.Ахматов. Были приняты устав, программа, общее постановление учредительной конференции, а также постановление «Об использовании по целевому назначению средств, выделенных Правительством РФ на реабилитацию балкарского народа Правительством КБР с 1993 г. по 1996 г», Обращения — к балкарскому народу и к народам КБР и Северного Кавказа.

В конференции приняли участие: зампред правительства КБР Х.Сохроков, председатель Совета Представителей И.Бечелов, вновь избранные депутаты балкарской национальности, председатель Совета безопасности Ю.Кетов, министр печати и информации КБР Р.Жанимов, работники прокуратуры КБР, главы администраций районов, сел, поселков, деятели культуры, искусства, народного образования, спорта [[5]].

2.2. Съезд писателей КБР

21-22 января проходил съезд писателей КБР. В первый день проходили раздельные собрания кабардинской и балкарской писательских организаций и секции русскоязычных литераторов, на которых подведены итоги их деятельности за последние несколько лет, обсужден проект нового устава СП КБР, осуществлен прием в члены писательского союза.

В 1991 г. произошел раскол Союза писателей КБР по национальному признаку, который был следствием идеи раздела КБР по этническому признаку на Кабарду и Балкарию. Через несколько лет, когда общественно-политическая ситуация в республике стабилизировалась и идеи раздела республики отодвинулись на второй план, от бурной общественно-политической деятельности и радикальных идей отошли многие писатели. Период «национальной» болезни закончился для многих из них. Значительную роль в изменении идей и мыслей творцов слова сыграло руководство республики, желая воссоединения литераторов.

В 1995 году в состав объединявшегося Союза писателей вошли кабардинская и балкарская писательские организации и секция русскоязычных литераторов. Был также принят устав и утверждены структура Союза и персональный состав президиума СП КБР.

Но и это решение не позволило преодолеть состояние кризиса, в котором находился Союз писателей КБР. Многих его членов не удовлетворяла организационная структура творческой организации с двумя сопредседателями. Дуализм власти не позволял ей стать ответственным органом управления. Поэтому многие писатели считали необходимым вернуться к выборам одного председателя Союза, как это было характерно для него изначально. Решить эту проблему удалось лишь спустя три года, в 1998 году.

На раздельных собраниях кабардинских и балкарских писательских организаций с отчетами о проделанной работе выступили сопредседатели СП КБР Алим Теппеев и Хасан Тхазеплов.

Проект нового устава вызвал большой интерес. Этот документ претерпел серьезные изменения, поскольку соответствовал особенностям вступления творческой организации в новую фазу своего развития. В новом уставе пересмотрена оргструктура Союза. Если раньше это были две писательские организации (кабардинская и балкарская), каждая со своим руководителем, но общим президиумом, сформированным на паритетной основе из членов обеих организаций и одного председателя русскоязычной секции, что соответствовало общественно-политическим реалиям трехлетней давности, то по новому уставу предполагается один председатель и его заместитель. Такой шаг обеспечивает единоначалие, а значит, и персональную ответственность руководителя за состояние дел Союза. Изменен срок, на который избирается председатель СП КБР — три года. Изменен и пункт об избрании главных редакторов республиканских литературно-художественных журналов. Выборы главных редакторов предполагается провести на съезде писателей с последующим утверждением их другим соучредителем журналов. Организуется Кабардино-Балкарский литературный фонд.

 

Выборы председателя проходили бурно. Путем тайного голосования на альтернативной основе председателем СП КБР избран Хачим Кауфов.

Он родился в 1940 г. В 1964 г. окончил историко-филологический факультет КБГУ. С этого времени работал в редакциях газет и журналов, на телевидении республики, ответственным секретарем Кабардино-Балкарского отделения Советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (Общество «Родина»), заведующим сектором печати, телевидения и радио обкома КПСС, Председателем Государственного комитета по телевидению и радиовещанию КБР. В последние годы — заместитель главного редактора газеты «Адыгэ псалъэ» [5].



[1] Суммы приведены в старых ценах.



Источники

[1]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 4 января. — С. 1.

[2]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 6 января. — С. 1; Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 10 января. — С. 1; Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 14 января. — С. 1.

[3]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 14 января. — С. 1.

[4]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 15 января. — С. 1; Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 28 января. — С. 1-2.

[5]. Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 27 января. — С. 1; Кабардино-Балкарская правда. — Нальчик, 1998. — 28 января. — С. 1.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)