Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Татьяна Драбкина

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1998 года

1.    ГУБЕРНАТОР И ПРАВИТЕЛЬСТВО

1.1.    Инвестиционная и финансовая политика

Губернатор В.Густов и областное правительство продолжают наращивать активность по привлечению инвестиций.

К заседанию Совета Федерации, которое проходило в Санкт-Петербурге, В.Густов приурочил закладку очередного портового терминала в Усть-Луге. В торжественной церемонии принял участие председатель СФ Егор Строев.

Появились и новые объекты вложения инвестиций, причем в правительстве области это прямо связывают с принятым полгода назад областным законом об инвестиционной деятельности. На основании этого закона подписаны договоры с рядом крупных иностранных компаний. В январе состоялась церемония открытия завода гофрокартонных упаковок шведской компании “АссиДомэн” во Всеволожске, на которой присутствовал премьер-министр Швеции Йоран Персон. Показательно, что в первоначальные планы шведской фирмы входило строительство завода в Санкт-Петербурге, однако позже была выбрана Ленинградская область. Кроме того, в области начато строительство завода дорожных машин компании “Каттерпиллер” под Тосно, табачной фабрики “Филип Морис” в Ломоносовском районе, автомобильного производства “Форд” во Всеволожске.

В целом за 9 месяцев 1997 года объем инвестиций в Ленинградской области составил 66,4 млн. долларов США (из них 20,6 млн. — прямые инвестиции) и 322,0 млрд. рублей (из них 321,9 млрд. — прямые инвестиции). Итого, всего объем инвестиций — 122,4 млн. долларов, в том числе прямых — 76,6 млн. [[1]].

Председатель комитета по экономике и инвестициям Георгий Двас прямо связывает оживление инвестиционного процесса с политикой областного правительства, сформированного губернатором В.Густовым.

Как считают в комитете по экономике и инвестициям, наиболее интересными для потенциальных инвесторов являются следующие направления:

— развитие любых энергоемких производств, учитывая, что Ленинградская область — один из девяти энергоизбыточных регионов РФ, а стоимость электроэнергии здесь одна из самых низких в РФ;

— развитие глубокой комплексной переработки леса. Область готова предоставить потенциальным инвесторам в аренду такое количество лесов, которое позволит заготавливать и перерабатывать 4-5 млн. кубометров древесины в год (дополнительно к заготавливаемым сегодня объемам);

— реализация инфраструктурных проектов, в первую очередь транспортных и телекоммуникационных. Здесь необходимо использовать геополитический потенциал региона, в особенности ожидаемый в соответствии с утвержденной указом Президента РФ программой “Транзит” рост перевозки грузов через Санкт-Петербург и Ленинградскую область;

— развитие наукоемких и высокотехнологичных производств на основе имеющегося богатого опыта и сохранившегося кадрового потенциала, к тому же получающего постоянную подпитку из научных центров и университетов Санкт-Петербурга.

За пределами этих приоритетных отраслей возможны инвестиции в производство минеральных удобрений, химическую и нефтеперерабатывающую промышленность, отдельные отрасли сельского хозяйства.

Для создания благоприятного инвестиционного климата, помимо известного областного закона об инвестиционной деятельности, в бюджете 1997 года было предусмотрено существенное сокращение налога на прибыль. Сегодня его уровень (18%) — один из самых низких в РФ. В правительстве считают, что риск оказался оправданным — суммарная прибыль за 9 месяцев 1997 года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года выросла более чем на 60%, увеличилось общее поступление налогов.

По итогам первого полугодия 1997 года объем капитальных вложений за счет иностранных инвестиций составил 17,3 млн. долларов и 70 млрд. рублей (в сумме около 29,5 млн. долларов). По этому показателю за соответствующий период Ленинградская область вышла на 7-е место среди регионов РФ (Москва — 260,3 млн. долларов, Ненецкий автономный округ — 206,7, Московская область — 54,5, Приморский край — 36,7, Санкт-Петербург — 34,5, Орловская область — 36,3), а по капиталовложениям на душу населения — на 4-е место посте Ненецкого АО (3975 долл. на человека), Орловской области (36,6) и Москвы (29,2).

22 января на Санкт-Петербургской валютной бирже проведен первый аукцион по размещению облигаций внутреннего займа Ленинградской области. Общий объемом ЛГО — 500 млн. деноминированных рублей, период обращения — 6, 12 и 24 месяца. Объем первой серии — 30 млн. рублей, номинальная стоимость каждой облигации — 100 рублей. Первый транш имеет целевое назначение — выплата детских пособий.

Выход области на рынок ЛГО стал итогом реализации проводимой правительством В.Густова финансовой политики, концепция которой зафиксирована в разработанном правительством областном законе об облигационных займах. Принятие этого закона позволило зарегистрировать проспект эмиссии Ленинградской области. Удалось сделать и ряд других важных шагов: на рынке векселей и казначейских налоговых освобождений была проведена эмиссия на сумму более 160 млрд. неденоминированных рублей, причем все векселя и КНО уже погашены. На 95% закрыт плановый дефицит бюджета за счет привлечения кредитов коммерческих банков. В 1998-99 гг. планируется использовать еще один финансовый инструмент — инвестиционный заем. Разрабатывается идеология земельного и лесного инвестиционных займов. Завершается работа по выходу на синдицированный кредит на примерно 100 млн. долларов, предоставляемый зарубежными банками (как известно, Ленинградская область стала четвертым после Москвы, Санкт-Петербурга и Новгородской области регионом РФ, которому присвоен международный кредитный рейтинг — ВВ+). Привлеченные средства частично пойдут на реструктуризацию долга, частично — на инвестиционные цели (в том числе на программу газификации). Параллельно решено выходить на рынок еврооблигаций.

Изданы постановления губернатора “О мерах по оздоровлению финансов Ленинградской области” и “Об упорядочении структуры органов государственной власти Ленинградской области”. Постановления изданы на основании соответствующих указов президента РФ.

Первое из названных постановлений поручает комитетам и управлениям Ленинградской области провести до 1 апреля 1998 года инвентаризацию бюджетной сети, численности, условий оплаты труда работников организаций, содержание которых финансируется из областного бюджета и внебюджетных источников. Предписано также провести в тот же срок инвентаризацию и проверку законности и экономической эффективности для бюджета Ленинградской области использования зданий, находящихся в областной собственности. Предписано приостановить в 1998-99 гг. строительство и приобретение за счет бюджета административных зданий и сооружений, объектов социально-бытового и медицинского назначения (за исключением перечисленных в перечне, утвержденном правительством Ленинградской области). С первого квартала 1998 года вводится регулярная (ежемесячная или ежеквартальная) отчетность юридических лиц, финансируемых из областного бюджета, по ряду позиций, в частности, об объемах кредиторской и дебиторской задолженности, об обеспечении зданиями и сооружениями, о поступлении и расходовании средств на их содержание. Вводятся также лимиты потребления электрической и тепловой энергии. Главам муниципальных образований рекомендовано осуществить меры по реструктуризации расходов местных бюджетов и оздоровлению финансов.

Второе постановление предусматривает сокращение числа чиновников на 10-15%, проведение в марте-апреле 1998 года аттестации работников комитетов и управлений, укрупнение и оптимизацию структуры правительства.

1.2.    Программа помощи депрессивным районам

В Тихвине прошло выездное совещание правительства, на котором обсуждался вопрос помощи депрессивным территориям (к таким относятся прежде всего Подпорожский, Лодейнопольский, Бокситогорский и Тихвинский районы и город Пикалево). Комитет по экономике и инвестициям предложил региональную программу выхода из кризиса на основе системы развития малого бизнеса. Данная программа должна служить инструментом для привлечения инвестиций в муниципальные образования. Программа представляет собой пилотный проект и претендует на статус специальной российской программы. Программа требует вложения 200 млрд. рублей, что позволит в дальнейшем перейти на самофинансирование. Предполагается создание системы лизинга оборудования, совершенствование налогового законодательства, поддержка малых предприятий, выделившихся из монопольных структур в виде высокотехнологических инновационных производств. Отдельно предполагается развивать малое предпринимательство в сфере переработки сельскохозяйственного сырья, народных промыслов. В областном комитете экономики и инвестиций есть департамент развития малого предпринимательства, который проводит консультации для предпринимателей по инвестиционным проектам, организует социально-деловые центры и фонды малого предпринимательства. Департамент подготовил каталог инвестиционных проектов малых предприятий и представил его на совещании с уполномоченными банками, страховыми и консалтинговыми компаниями правительства Ленинградской области. Решено отбирать проекты для кредитования на конкурсной основе.

1.3.    Назначение

Назначен новый председатель комитета по лесу — Кудряшов Михаил Михайлович, до этого возглавлявший Архангельское управление лесами. Прежний председатель комитета В.Ягодин был освобожден по собственному желанию и назначен заместителем директора по науке Научно-исследовательского института лесного хозяйства. Первый вице-губернатор В.Сердюков отметил, что уход В.Ягодина не связан с внутренними сложностями предыдущего года и выявленными нарушениями в лесохозяйственном комплексе, напротив, активные действия бывшего председателя позволили остановить незаконную деятельность в лесном хозяйстве.

2.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

14 января состоялось первое заседание ЗС 2-го созыва. На заседании присутствовал губернатор В.Густов. Главным вопросом были выборы председателя. Как сообщалось в предыдущем обзоре [[2]], главная борьба развернулась между бывшим председателем ЗС Василием Ивановым и Виталием Климовым, бывшим до избрания первым вице-губернатором Ленинградской области. Кроме них, был выдвинут депутат Николай Смирнов, директор государственного учреждения “Дороги Северо-Запада” (с 1994 по 1996 г. — председатель правительства Ленинградской области в администрации А.Белякова). Однако Н.Смирнов снял свою кандидатуру, сославшись на невозможность оставить основную работу. Претенденты выступили со своими программами. В.Иванов сказал, что видит роль председателя в том, чтобы быть организатором работы ЗС; он выделил важнейшие с его точки зрения направления предстоящей законодательной работы. В.Климов особое внимание уделил взаимодействию ветвей власти в области, между которыми не должно быть конфронтации. Главную задачу он определил как совместные усилия законодательной и исполнительной власти в целях возрождения экономики области. Он также выделил первоочередные законы, которыми должно заняться ЗС, разделив их на 3 блока — экономические законы, законы, организующие работу органов местного самоуправления, социальные законы. Больших отличий в программах претендентов не было, некоторые наблюдатели отметили, что выступления Иванова и Климова соперничали между собой в выражении лояльности губернатору.

Тайным голосованием председателем ЗС был избран В.Климов, получивший 30 голосов из 48 присутствовавших депутатов. В.Иванов получил 18 голосов.

Климов Виталий Николаевич родился в 1952 г. в Волгоградской области в семье рабочего. В 1968 г. после окончания школы в г. Нарва Эстонской ССР работал учеником слесаря, затем слесарем на Прибалтийской ГРЭС. В 1976 г. окончил Ленинградский политехнический институт. Работал инженером на Нарвской ГЭС в г. Ивангород Ленинградской области (пограничном с Эстонией). С 1987 по 1992 г. был директором этой ГЭС. В 1990 г. был избран депутатом Ленинградского областного Совета и одновременно — депутатом Ивангородского местного Совета. В октябре 1991 года, после избрания В.Густова председателем областного Совета, был по предложению Густова избран заместителем председателя областного Совета. В декабре 1993 г. баллотировался на выборах депутатов Государственной Думы, но выборы проиграл. В последние годы работал советником Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ, вместе с Густовым работал в Гуманитарном фонде содействия развитию СНГ и в Союзе Северо-Западного согласия. После избрания В.Густова губернатором Ленинградской области (сентябрь 1996 г.) был назначен первым вице-губернатором.

Результат выборов председателя ЗС был вполне предсказуем. Таким образом, председателем ЗС стал ближайший и давний соратник В.Густова, и, учитывая довольно специфический состав депутатского корпуса, есть все основания полагать, что больших проблем с законодательным органом у губернатора не будет. Что касается бывшего председателя ЗС В.Иванова, то ему не удалось не только сохранить пост спикера, но и занять сколько-нибудь заметную позицию в новом составе ЗС (см. ниже итоги выборов председателей постоянных комиссий).

После выборов председателя ЗС приступило к образованию постоянных комиссий. Почти без разногласий был утвержден подготовленный оргкомитетом список 11-ти комиссий (в прошлом созыве было 6 комиссий).

На втором заседании ЗС 20 января завершено решение организационных вопросов. Утверждена новая структура ЗС, в которую теперь включен аппарат ЗС. В состав аппарата входит Государственно-правовое управление. Если в прежнем созыве председатель ЗС имел 2 заместителей (по законодательству и по организационным вопросам), то теперь будет 3 заместителя, каждый из которых координирует определенное направление работы — группу комиссий производственной направленности, комиссии социальной сферы и комиссии экономической сферы. Заместителем, курирующим экономическую сферу, избирается председатель постоянной комиссии по экономике, собственности и инвестициям.

Председатель ЗС В.Климов предложил 2 кандидатуры заместителей: на должность заместителя по вопросам производственной сферы — Вадима Морозова (до избрания работал первым заместителем начальника Октябрьской железной дороги), на должность заместителя по социальным вопросам — Георгия Самсоненко (бывшего заместителя председателя ЗС 1-го созыва). Тайным голосованием оба кандидата были избраны заместителями председателя ЗС.

Вслед за этим были сформированы постоянные комиссии. Согласно внесенному депутатами изменению в Положение о постоянных комиссиях, в каждую комиссию могли войти не менее 5 и не более 11 депутатов. В случаях, когда в комиссию пожелали войти более 11 человек, состав комиссии определялся путем рейтингового голосования. Сформированные комиссии избрали своих председателей.

 

Состав председателей постоянных комиссий:

— по законодательству — Дмитрий Шалыгин (адвокат Кингисеппской юридической консультации);

— по бюджету и налогам — Валерий Елисеев (в отставке с должности председателя комитета финансов правительства Ленинградской области);

— по государственному, административно-территориальному устройству, местному самоуправлению и региональным связям — Евгений Девяткин (заместитель председателя комитета по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области);

— по сельскому хозяйству, перерабатывающей промышленности и потребительскому рынку — Александр Трофимов (генеральный директор АО “Ручьи”);

— по здравоохранению и социальной политике — Николай Киселев (директор муниципального учреждения медицинский центр “Всеволожский”);

— по образованию, культуре, молодежи и спорту — Геннадий Нурышев (директор Бокситогорского филиала Ленинградского государственного областного университета);

— по промышленности, транспорту, связи и дорожному хозяйству — Анатолий Горбачев (директор государственного предприятия “Ленинградский завод “Сокол”);

— по жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу и строительству — Николай Пасяда (генеральный директор ЗАО “Стройкомплекс”);

— по законности, правопорядку и делам военнослужащих — Николай Седых (командир в/ч 20160);

— по экономике, собственности и инвестициям — Сергей Семенов (первый заместитель главы администрации муниципального образования “Кингисеппский район”);

— по экологической безопасности и природопользованию — Михаил Вивсяный (председатель профкома Ленинградской атомной электростанции).

 

Таким образом, в подавляющем большинстве председателями постоянных комиссий стали новые депутаты, не участвовавшие в работе ЗС 1-го созыва.

Согласно утвержденному новому положению о структуре ЗС, председатель комиссии по экономике, собственности и инвестициям С.Семенов был выдвинут на пост заместителя председателя ЗС. Тайным голосованием он был избран на этот пост.

По предложению председателя ЗС В.Климова в повестку дня был включен вопрос о внесении изменений в Положение о помощнике депутата ЗС. Предлагалось установить норму для числа помощников, которых вправе иметь каждый депутат — не более 5 человек. Однако ЗС не согласилось с этой поправкой, сохранена прежняя редакция Положения, согласно которой каждый депутат вправе иметь неограниченное число помощников по работе в избирательном округе, в том числе одного из них — на оплачиваемой основе.

Председатель ЗС утвердил следующий порядок работы ЗС: первый вторник каждого месяца — резервный день, второй вторник — совещание председателей постоянных комиссий, третий вторник — традиционный День депутата (как правило, выездной), четвертый вторник — пленарное заседание ЗС. Заседания постоянных комиссий будут проводиться согласно плану работы комиссий.

Между тем произошло событие, способное поставить под сомнение легитимность ЗС. Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда признала незаконными и недействительными с момента принятия ряд положений закона о выборах депутатов ЗС Ленинградской области. Речь идет о тех нормах, по поводу которых были неоднократные обращения председателя областной избирательной комиссии и прокуратуры (см. [[3]]). В частности, признана незаконной дискриминационная норма, определяющая, что из числа лиц, не проживающих на территории Ленинградской области (конкретно это относится к проживающим в Санкт-Петербурге), депутатами ЗС могут быть только те, кто постоянно работает в органах государственной власти и местного самоуправления Ленинградской области, либо работающие “на предприятиях, в учреждениях или организациях, доля областной или муниципальной собственности Ленинградской области в которых составляет не менее 25%”. Можно ожидать, что это судебное решение будет оспорено в Верховном суде РФ.

3.    МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В Ленинградской области, в отличие от Санкт-Петербурга, местное самоуправление функционирует уже почти год. Независимый аналитический центр провел опрос населения области (2414 респондентов) об отношении к системе местного самоуправления.

Вопрос: “Уже почти год прошел с момента, как на территории Ленинградской области введено местное самоуправление. Изменилось ли что-нибудь в жизни вашего района с этого момента?”

1. Ничего не изменилось — 57%

2. Кое-что изменилось к худшему — 19%

3. Многое изменилось к худшему — 5%

4. Кое-что изменилось к лучшему — 18%

5. Многое изменилось к лучшему — 1%

Группа респондентов, ответивших положительно на 4-й вопрос (которых причисляют к сторонникам местного самоуправления), представлена главным образом людьми с высшим образованием, проживающими в городах, оценивающими свой доход выше среднего и придерживающимися демократической ориентации. Противники местного самоуправления (положительно ответившие на 1-й вопрос) — как правило, люди без высшего образования, проживающие в сельской местности, оценивающие свой доход ниже среднего и придерживающиеся социалистической ориентации.

Сторонники местного самоуправления среди положительных перемен отметили возросшую скорость решения местных проблем, продуктивную деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территорий [[4]].



Источники

[1]. Теплый климат для инвестиций // Вести. — СПб, 1998. — 24 января. — №8. — С. 2.

[2]. Драбкина Т. Ленинградская область в декабре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — №12 (71).

[3]. Драбкина Т. Ленинградская область в ноябре 1997 года // Политический мониторинг. — М.: ИГПИ, 1997. — № 11 (70).

[4]. Загрузина Т.А., Третьяков В.П. Диалог граждан и власти // Вести. — СПб, 1998. — 5 февраля. — № 13. — С. 2.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)