Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

А. БОРИСОВ

Москва

в январе 1998 года

1. Политическая жизнь столицы

1.1. Ю. Лужков

1.1.1. Поиск новых политических союзников

Вслед за участием Ю.Лужкова в декабрьском съезде «Российского движения за новый социализм» [[1]], мэр Москвы продемонстрировал солидарность с умеренными социалистами из Союза реалистов Ю.Петрова. В частности, столичный градоначальник стал председателем оргкомитета благотворительной программы «Москвичи — москвичам и россиянам», инициатором которой выступил СР. Цель программы — оказание всесторонней помощи малоимущим слоям населения [[2]].

1.1.2. Ю. Лужков о своем участии в выборах 2000 года

Тем не менее, несмотря на активный поиск политических союзников, Ю.Лужков благоразумно продолжает публично отказываться от участия в президентской гонке 2000 года. Напротив, он заявил, что в 2000 году будет баллотироваться, но... в мэры Москвы [[3]].

1.1.3. Реорганизация исполнительных органов власти

В январе в Москве практически незаметно прошла реорганизация исполнительной власти. Фактически лишенные самостоятельности районные собрания почти единогласно утвердили кандидатуры глав районных управ, предложенные Ю.Лужковым (кстати, в случае неутверждения кандидатуры главы управы мэр столицы имеет право распустить собрание). В итоге повсеместно (за отдельными исключениями) в кресла глав районных управ пересели и доселе руководившие районами супрефекты. Стоит отметить, что главы районных управ сосредоточили в своих руках не только руководство исполнительной, но и представительной властью на местном уровне (они по должности возглавляют районные собрания).

1.1.4. Кадры

По некоторым данным, планируется, что заместитель председателя — руководитель департамента внешнеэкономических связей правительства Москвы Иосиф Орджоникидзе будет назначен главой делового центра «Москва-Сити». Эксперты считают, что он будет своего рода «государевым оком» Ю.Лужкова в данном проекте [[4]].

1.1.5. Взаимоотношения с федеральным руководством

На проходившем в январе месяце в Бостоне (США) российско-американском инвестиционном симпозиуме Ю.Лужков присоединился к резкой критике известного финансового магната и мецената Д.Сороса в адрес А.Чубайса. При этом мэр Москвы одновременно «прошелся» и по Б.Березовскому, неожиданно поддержавшему первого вице-премьера. В частности, Ю.Лужков дал следующую характеристику двум своим конкурентам на российской политической арене: «Чубайс — организатор криминальной, грабительской приватизации, а Березовский — ее пользователь».

Московский мэр подверг жесткой критике конфискационный курс федерального руководства, заявив, что Москва «абсолютно не защищена от государственных решений, способных нанести городу финансовый ущерб». В свою очередь он польстил Федеральному Собранию, заявив, что «единственной гарантией от неразумных решений является логика в работе Государственной Думы и Совета Федерации». В качестве примера он привел отклоненный Госдумой Налоговый кодекс, отметив, что после его принятия столица «могла бы потерять до 8 трлн. рублей». Также Ю.Лужков вторично потребовал выделения городу столичных субвенций в полном объеме (в декабре 1997 г. ему удалось добиться выделения столице лишь 2 млрд. «деноминированных» субвенционных рублей [[5]], пригрозив в противном случае «перейти на договорные отношения с государственными организациями, что принесет городу 3,3 трлн. рублей» [[6]].

1.1.6. Отношение Ю. Лужкова к чеченской проблеме

Высказывался мэр и по вопросу о мятежной Чечне. В частности, он отметил, что Россия имеет дело с государством, которое решает свои проблемы вне Конституции РФ, поэтому следует предоставить Ичкерии независимость, установив блокаду ее границ. Ю.Лужков солидаризировался с министром внутренних дел РФ Анатолием Куликовым, поддержав предложение последнего о превентивных базах чеченских террористов [[7]].

1.1.7. Отношение мэра Москвы к захоронению останков Николая II и его семьи

Эпопея с останками царской семьи тоже не осталась без внимания московского градоначальника. В частности, он предложил альтернативный «похоронный» вариант — захоронить останки венценосных особ в московском Новоспасском монастыре. При этом мэр продемонстрировал хорошее знакомство с династическими вопросами, уточнив, что данный вариант предпочтительнее захоронения в Петропавловском соборе, так как Николай II на момент его убийства отрекся и от престола и представлял собой не более чем гражданина Романова, в то время как в Петропавловском соборе имеют право покоиться лишь останки императоров [[8]].

1.1.8. Международные контакты и контакты в рамках СНГ

A. Визит Ю.Лужкова в Софию

В 20-х числах января 1998 г. состоялся визит мэра Москвы Ю.Лужкова в Софию, глава которой Стефан Софиянский недавно побывал в Москве. На встрече был подписан договор между мэриями двух славянских столиц, а также состоялась презентация книги «Мы дети твои, Москва». Устойчивость двусторонних контактов между Москвой и Софией позволяет предположить, что «друг Стефан» создает «конкуренцию» «другу Биллу» и «другу Гельмуту» [[9]].

B. Помощь Московскому погранотряду в Таджикистане

Мэрией столицы из внебюджетного фонда социальной защиты населения выделено 200 млн. «старых» рублей на оказание материальной поддержки российским пограничникам в Таджикистане. Данная акция, помимо своей благотворительной направленности, преследует и определенные политические цели. Во-первых, создает имидж Ю.Лужкову как «защитнику армии» и «российской державности», с другой— лояльность армейских частей может быть полезна в преддверии новых президентских выборов [[10]].

1.1.9. Очередной популистский жест

В январе московское правительство подводило итоги конкурса «Московский дворик». Были определены образцовые районы, микрорайоны, дворы и сами лучшие дворники. Представители этой не самой престижной профессии были вознаграждены по заслугам — каждый из 25 победителей был премирован бесплатной путевкой на солнечный остров Кипр [[11]].

1.2. Отголоски выборов в Мосгордуму

В январе 1998 г. продолжались «разборки», связанные с прошедшими выборами в Мосгордуму. Если «левые», признав свой проигрыш, занялись внутренним размежеванием и поиском «предателей» (так, Московская организация КПРФ объясняла проигрыш главным образом участием в блоке движения А.Подберезкина «Духовное наследие», в свою очередь представители «Духовного наследия» обвинили КПРФ, что они «вставляли палки в колеса» общим кандидатам) [[12]], то «Блок Николая Гончара» продолжает настаивать на пересмотре итогов выборов, утверждая, что известны многочисленные случаи подлогов, когда избиратели, в действительности не явившиеся на выборы, избирательными комиссиями записывались как проголосовавшие. Один из лидеров БНГ — Борис Кагарлицкий обвинил московские власти в сознательной волоките с переводом денежных средств блока, вследствие чего были затруднены финансовые операции «внутримосковской оппозиции». Кроме того, был отмечен еще ряд «мелких» нарушений выборного законодательства: административные препоны, агитация за кандидатов от «партии власти» в день выборов и т.п. В итоге «Блок Николая Гончара» потребовал пересчета голосов и отмены результатов голосования. Однако все эти обвинения носили «вербальный» характер — к началу февраля официальные иски еще не поступили [[13]].

1.3. Первый месяц работы нового состава Мосгордумы

Первое же заседание нового состава Московской городской думы продемонстрировало полную преемственность не только состава ее депутатского корпуса, но и прежнего «конструктивного» курса. Так, ее председателем практически единогласно избран на второй срок Владимир Платонов (он получил 30 голосов из 32 голосовавших), также повторно депутаты оказали доверие его заместителю Александру Крутову. Однако сами депутаты на словах стремились продемонстрировать свою «независимость». В частности, А.Крутов заявил, что «выборы выиграл не «список Лужкова», а «победила линия конструктивного взаимодействия и спокойного проведения реформ» [[14]]. Некоторое оживление внесла кандидат «ЯБЛОКА» Галина Хованская, которая рассказала присутствующим о тех препятствиях, которые ей чинила «партия власти» в ходе избирательной кампании, однако эта тема развития не получила [14] .

Что же касается первых законопроектов, рассмотренных Мосгордумой, то это были в основном малозначимые документы, типа «Закона о диких животных в Москве», а также обсуждение проблемы использования эвакуаторов на московских улицах [[15]]. Определенный резонанс имело обсуждение в Мосгордуме проекта ограничения деятельности московских оптовых рынков (предполагается, что на них прекратят розничную продажу продуктов и товаров). Данный документ депутаты не приняли, так как подобное решение сильно ударило бы по карману рядового москвича, регулярно отоваривающегося на оптовых рынках. Кроме того, на доработку Мосгордума отправила и законопроект о введении столь непопулярной меры, как повременная оплаты телефонной связи.

Однако в целом даже сговорчивая Мосгордума все же таит в себе некую потенциальную опасность перехода в оппозицию исполнительной власти. Поэтому, действуя по принципу «куй железо пока горячо», московскому правительству удалось «продавить» решение об отказе депутатов нового созыва от своего депутатского иммунитета. Абсолютно лояльная мэру Дума не способна была побороться за собственное благополучие и сняла с себя иммунитет практически единогласно. Уже стало известно, что данный шаг думцев положительно восприняли в МВД РФ: ведь в прошлом составе МГД сразу несколько депутатов были не в ладах с законом, в частности на двух из них (Евгения Прошечкина и Вячеслава Макарова) были заведены уголовные дела, но депутатская неприкосновенность позволила им избежать встречи с правосудием [[16]].

2. Экономика

2.1. Подведение итогов правительством Москвы за 1997 года

На заседании правительства Москвы прозвучали достаточно оптимистичные показатели: удалось остановить спад промышленного производства, увеличить выпуск потребительских товаров, сократилась безработица, проводилась активная поддержка малоимущих слоев населения, развивалось строительство [[17]].

По данным столичного департамента науки и промышленной политики, в 1997 г. Москва путем титанических усилий сумела не только сохранить, но и обеспечить рост (102,1%) производства столичных предприятий. Рост производства отмечен в машиностроении, черной металлургии, топливной, мукомольной, химической и нефтехимической промышленности. При всем оптимизме подобных оценок, данные цифры вызывают сомнения, особенно в той части, которая касается машиностроения и черной металлургии, которые в нынешних условиях в принципе не могут развиваться без помощи извне. Соответственно стало известно, что в 1998 г. правительство Москвы планирует выделить 800 млн. деноминированных рублей «на развитие промышленного комплекса столицы», что является не чем иным, как скрытым дотированием убыточных предприятий [[18]].

В январе московское правительство обнародовало свою инвестиционную программу на I квартал 1998 г., которая составит 2 млрд. деноминированных рублей. Прежде всего инвестиционные средства (в основном внешнего происхождения) будут направлены на возведение жилья, завершение строительства Олимпийской деревни, реконструкцию Гостиного двора, строительство мусоросжигательных заводов, а также на поддержку столичных товаропроизводителей [[19]].

В январе была утверждена программа правительства Москвы по поддержке промышленного производства, малого бизнеса и науки на 1998 г. Дотации в основном получат предприятия пищевой, легкой и текстильной промышленности и радиоэлектроники, а также стабильно убыточные АМО «ЗИЛ» и АО «Москвич». Всего же на обновление предприятий, «имеющих приоритетное значение для столицы», из бюджета города будет выделено 276 млн. рублей [[20]].

2.2. Проект «Москва-Сити»

В январе правительство Москвы подводило итоги трехлетнего строительства этого грандиозного делового и коммерческого центра. Так, в течение 1995-1997 гг. на реализацию проекта было затрачено 149,5 млрд. рублей. Несмотря на столь серьезные финансовые затраты, на 1998-2001 гг. уже намечено создание источников энергообеспечения с магистральными и распределительными сетями, многофункционального комплекса «Парк-Сити» с пересадочным узлом метрополитена, создание Московского международного финансового центра, офисного комплекса на набережной Т.Шевченко, аквапарка и многое другое. Заранее также оговорено, что территория центра будет находиться в исключительном ведении мэрии столицы. Однако грандиозность мероприятий заставляет усомниться в том, насколько доходы от «Москвы-Сити» окупят расходы на строительство, а также задуматься: не превратится ли данная «стройка века» в очередной «долгострой» — ведь Москва постепенно начинает испытывать некоторые финансовые трудности? [[21]].

2.3. Строительство Московского метрополитена

Строительство новых линий московского метро тяжелым грузом легло на плечи города. В то же время современный мегалополис, каковым является Москва, не может обходиться без новых веток, пассажиропоток также постепенно возрастает (по прогнозам, население города к 2025 году увеличится до 9,5 млн. человек). В связи с этим столичное руководство лихорадочно ищет возможности стимулирования строительства и реконструкции. Одной из таких мер стало изменение Московской городской думой статьи 2 закона г.Москвы «О ставках и льготах по налогу на прибыль». Данным решением от налога на прибыль освобождаются предприятия (и в первую очередь «Мосметрореконструкция»), чья деятельность связана со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом Московского метрополитена. Это позволит предприятиям расширять производственную базу и увеличивать объемы своих работ [[22]].

2.4. Строительство Тушинского авиакомплекса

Еще одной «великой стройкой» обещает стать строительство фешенебельного авиакомплекса, состоящего из международного аэропорта бизнес-класса и общественно-делового центра «Тушино». Однако грандиозность названия и замысла проекта при ближайшем рассмотрении представют несколько в ином свете. Прежде всего, «бизнес-класс» означает прежде всего лишь малую авиацию на службе коммерческих структур, а для этого не требуются большие пространства. На жизни большинства граждан России и Москвы наличие Тушинского авиакомплекса никак не отразится. Предполагается, что он будет предназначен в основном для «летных утех» «новых русских», которым будет предоставлена возможность испытать свои силы не только за баранкой «мерседеса», но и за штурвалом самолета. Здесь же планируется открыть Авиасалон малой авиации [[23]].

2.5. Другие стройки Москвы

Помимо Тушинского авиакомплекса и делового центра, правительство столицы планирует закончить уже в марте 1998 г. строительство новой Олимпийской деревни, а также начать сооружение московского «Дисней-лэнда» в Мневниках в пойме Москвы-реки [[24]].

2.6. Дорожное строительство

Ю.Лужков, подводя итоги 1997 г., сообщил, что активно велось дорожное строительство, в частности, на МКАД было реконструировано 38 км при плане в 26,7 км. Мэр заверил, что в будущем году кольцевая дорога будет полностью введена в строй [[25]]. Особо остановившись на проблеме дорожных фондов, мэр столицы заявил, что «Москве удалось добиться равноправия с другими регионами по предоставлению средств». Он напомнил, что согласно решениям, подготовленным Федеральным Собранием, все регионы должны будут отчислять 0,5% от налога на пользователя автодорог, а 2% оставлять у себя. «Мы вынуждены согласиться с этим решением, так как оно исключает обдирание какой-либо одной российской территории», — сказал мэр [[26]].

2.7. Жилищное строительство

Руководитель строительного комплекса столицы, первый вице-премьер московского правительства Владимир Ресин отметил, что в 1998 г. объемы строительства объектов соцсферы будут увеличены. Всего же, по его словам, в Москве будет построено 3,4 млн. кв. метров жилья, в том числе 480 тыс. кв. метров — бесплатного муниципального, 1 млн. кв. метров — для переселения жителей из пятиэтажек. Кроме того, власти продолжат выполнение программы по возведению в Москве многоярусных гаражей и автостоянок [[27]].

Ю.Лужков дополнил своего зама. В частности, он заявил, что удалось выполнить все плановые задания в социальной сфере. Так, например, вместо предусмотренных программой правительства 3,2 млн. кв. м жилья введено в эксплуатацию 3,35 млн. кв. м. [[28]]. Одновременно мэр столицы обнародовал планы создания в Москве системы ипотечного кредитования покупки жилья (предполагается, что москвичи получат право брать кредиты на 20-25 лет под 2-5% годовых). Лужков подтвердил, что во время его визита в США с рядом американских банков достигнута предварительная договоренность о кредите, за счет которого будет финансироваться данный проект. Мэр сообщил, что объем необходимых средств оценивается в 1 млрд. долларов. Единственной проблемой является проблема гарантий для кредиторов. Американская сторона настаивает на том, чтобы заемщик отвечал по обязательствам своей квартирой, в то же время «социально ориентированный» столичный градоначальник призвал искать «взаимоприемлемые варианты» [[29]].

Сенсационным стало заявление мэра столицы о необходимости снижения стоимости жилья в Москве до 350 долларов за кв. м. Предыстория такова. Московский градоначальник был поражен дешевизной жилья в Чувашии и отдал соответствующее распоряжение установить подобные цены и в Москве. Даже уже привыкшие к подобному властному «волюнтаризму» Ю.Лужкова московские начальники пытаются найти выход из создавшегося положения, чтобы и мэр был доволен и цена жилья соответствовало бы сложившейся конъюнктуре на московском рынке. Однако Владимир Ресин косвенно дал понять, что идея снижения цен вряд ли осуществима для Москвы в ближайшем будущем. В частности, он заявил, что в 1997 г. стоимость строительства жилья уже была снижена на 10%, в том числе с помощью «волевых решений». Главного московского строителя понять можно: столичный город — не провинциальная Чувашия, поэтому цены на жилье и впредь будут здесь весьма высокими [[30]].

Ведомство В.Ресина ожидают и другие неприятности. Так, не удалось «замять» дело об обрушении дома на Мичуринском проспекте. Ю.Лужков настаивает на том, чтобы прокуратура открыла дело по этому факту и привлекла виновных к уголовной ответственности [[31]]. В Москве запрещено использование при строительстве жилых домов несущих конструкций, ставших причиной повреждения зданий на Мичуринском проспекте и Рублевском шоссе. Более того — планируется тотальная проверка сходных типовых зданий по всей столице [[32]].

2.8. Финансовая политика московского правительства

Московское правительство в условиях острой финансовой недостаточности пытается вновь «поскрести по сусекам» для изыскания необходимых городу сумм. Так, например, решено 5% территории Москвы, которые числятся как земли... сельскохозяйственного пользования, задействовать под строительство. Планируется также пересмотреть льготы на аренду нежилых помещений и земли, так как в 1997 г. от аренды было недополучено 700 млрд. «старых» рублей. Другой финансовый резерв Ю.Лужков видит в недавно созданном для частных инвесторов Московском фондовом центре. «Это — народная биржа, и такой центр должен быть в каждой префектуре», — заявил он [[33]].Также московское руководство повысило с 1 января 1998 г. оплату отопления обладателям второго жилья до фактической стоимости услуг — 2 руб. 10 копеек за 1 кв. м общей площади. Кроме того, стало известно, что с 1 апреля 1998 г. повысятся тарифы по вывозу мусора [[34]].

2.9. Водочное противостояние

В январе обострился конфликт между столичными и федеральными властями из-за попыток московской мэрии и московской областной администрации монополизировать торговлю водочными изделиями. Речь идет о совместном постановлении правительств Москвы и Московской области, согласно которому весь производимый или завозимый на территорию области и Москвы алкоголь (кроме пива) должен поступать на уполномоченные склады, проверяться спецлабораториями и маркироваться особыми штрих-кодовыми марками. Противники новой системы заявляют, что она, во-первых, затрудняет доступ на московский рынок алкоголя из других регионов страны и речь здесь идет о возведении своеобразного таможенного барьера внутри России. Во-вторых, они обвиняют московские власти в желании извлечь дополнительную выгоду для своих бюджетов путем игнорирования принципов «свободной торговли». Тем не менее, в московском регионе был создан «Мосалкогольконтроль» — новое государственное унитарное предприятие, которое будет заниматься организацией контроля за качеством производимой продукции. С 15 января все алкогольные напитки в регионе будут продаваться со специальной маркировкой, а с 15 февраля торговля алкоголем без этих марок будет запрещена. Решение о введении сертификации вино-водочной продукции поддержали руководители завода «Кристалл», фирмы «Роспродуктплюс», «Союзэкспертизы» и Госторгинспекции РФ [[35]]. В свою очередь, российское правительство в лице Государственного антимонопольного комитета заявило протест и приняло решение, что московская система нарушает статью 7 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополитической деятельности на товарных рынках», однако московские власти проигнорировали данный документ [[36]].

2.10. Новый транш еврооблигаций

В январе стало известно, что фактически готов к выпуску второй транш московских еврооблигаций на сумму 500 млн. долларов. Однако обвал на финансовых рынках Юго-Восточной Азии ударил и по московским долговым обязательствам. Поэтому правительство столицы «придерживает» новый транш до начала стабилизации на фондовых биржах [[37]].

2.11. Активизация деятельности Банка Москвы

Продолжается постепенная «раскрутка» Московского муниципального банка — Банка Москвы, созданного под патронажем московского правительства. Так, в январе ему было предоставлено право производить сбор платежей за жилищные, коммунальные и прочие услуги при заключении им договоров с соответствующими службами, организациями и предприятиями. Не исключено, что московская мэрия не прочь «монополизировать» и финансовую сферу [[38]].

2.12. Страхование

По предложению департамента внешних связей в столице создается ОАО по титульному страхованию прав собственности на объекты недвижимости. Со стороны города учредителем ОАО выступит Комитет по управлению имуществом г.Москвы [[39]].

3. Социальная сфера

В январе были отмечены первые случаи протестной активности на территории Москвы, связанные с тяжелым экономическим положением предприятий. Акции протеста прошли на АО «Пластик», 800 рабочих которого вот уже несколько месяцев не получают зарплату [[40]]. Также в этом месяце практически полностью были приостановлены работы на столичной «подземке», так как на первый квартал наступившего года средства метростроевцам не были перечислены (хотя правительство России вроде бы в декабре 1997 г. выделило 1,1 млрд. «деноминированных» рублей на строительство). «Никогда еще строительство московского метро не находилось в столь бедственном положении», — отметил начальник Дирекции строящегося метрополитена Николай Тарараров [[41]].

Тем не менее, несмотря на ухудшение экономической ситуации в столице, московское правительство продолжает поддерживать на плаву некоторые «знаковые» московские предприятия. В частности, руководитель департамента науки и промышленной политики Москвы Евгений Пантелеев заявил, что «московские заводы «ЗИЛ» и «Москвич» в новом году могут выйти на стабильную деятельность». Однако и он был вынужден признать, что достигнуто это будет в основном за счет скрытых дотаций. Так, московская мэрия обратилась к «Мосэнерго» и «Мосгазу» с просьбой отсрочить на 1 год уплату долгов автозаводов. Кроме того, по городскому заказу планово будет закуплено 2795 автомобилей «ЗИЛ» и 5765 «Москвичей» для нужд столичных управлений и таксопарков. Подобный протекционизм ни в коей мере не компенсирует убыточности предприятий, доходы от продаж автомашин которых «съедаются» социальной сферой, техническим перевооружением и рекламными проектами [[42]].

3.1. Занятость

По итогам прошлого года, уровень безработицы в Москве продолжает находиться на низком уровне и в целом составляет 0,7%. Об этом заявил вице-мэр В.Шанцев на своей пресс-конференции. По его словам, в минувшем году в городе было создано более 70 тыс. рабочих мест, более 24 тыс. москвичей прошли переподготовку. Кроме того, 12 тыс. вакансий остались незанятыми, что возможно ныне, пожалуй, только в столице. Правда, все эти цифры не учитывают скрытую безработицу, а также представляются сомнительными в свете последующих итоговых показателей, сообщенных В.Шанцевым. По данным московского правительства, средняя зарплата москвича в 1997 г. увеличилась на 800 тыс. рублей и теперь составляет 3,4 млн. рублей в месяц (!?) [[43]].

3.2. Товары и цены

По данным руководителя департамента продовольственных ресурсов города Виталия Морозова, по отдельным наименованиям продуктов их потребление в столице в 1997 г. было на 15-35% выше, чем в среднем по стране. Из расчета на душу населения в 1997 г. было съедено мяса на 6% больше, на 23% увеличилось потребление сливочного масла, на 20-25% — потребление цельномолочных продуктов. За последний год цены на продовольствие выросли на 10%, что ниже уровня инфляции [[44]].В то же время, сравнительный анализ цен 7 крупных российских городов, проведенный нью-йоркским «Институтом исследований Восток — Запад», показал, что Москва лидирует по ценам на основные продукты питания, а именно муку, хлеб, рис, а также по стоимости проезда в общественном транспорте [[45]].

4. Криминал

4.1. Терроризм

1 января 1998 г. в Москве был отмечен случай терроризма, от которого жители столицы постепенно уже стали отвыкать. Так в этот день на станции метро «Третьяковская» взорвалось самодельное взрывное устройство мощностью равной примерно 200 граммам тротила, в результате чего две женщины — сотрудницы метрополитена получили ранения различной степени тяжести. Для пресечения новых подобных акций в начале января московская милиция действовала в чрезвычайном режиме, на помощь правоохранительным органам были привлечены военнослужащие московского гарнизона, которые несли службу на улицах столицы с 1 по 5 января [[46]].

4.2. Убийство директора гостиницы «Россия»

9 января был убит директор крупнейшего московского гостиничного комплекса «Россия» Евгений Цымбалистов. Милиция связывает убийство с криминальным противостоянием вокруг крупной столичной собственности [[47]].

4.3. Организованная преступность

Пол данным московских правоохранительных органов, в столице существует до 30 больших и малых преступных группировок. Лидирующее положение среди них занимает «солнцевская» группировка, которая контролирует торговлю оружием, наркотиками, автомобилями, также «крышу» данной ОПГ имеют многие банки и кредитно-финансовые компании. Некоторую конкуренцию «солнцевским» оказывает «измайловская» группировка, которая строит свой «бизнес» в сфере гостиничных комплексов. Однако последнее время в результате бандитских разборок и милицейского преследования ее влияние сильно пошатнулось. Кроме того, один из лидеров Измайловской ОПГ Антон Малевский вынужден был решать в январе собственные проблемы, потому что он находится под угрозой насильственной депортации в Россию из Израиля. В вину ему было поставлено незаконное получение израильского гражданства [[48]]. Переживают упадок и прочие бандформирования — коптевская, долгопрудненская, гольяновская и др. ОПГ [[49]].

4.4. Борьба с преступностью

В своей борьбе с преступностью московские власти хотят использовать объективные факторы, способные сделать жизнь москвичей более защищенной. К 2000 году, в соответствии с планом столичного правительства, пройдет тотальная установка металлических дверей и домофонов во всех подъездах. Также разрабатывается программа освещения дворов и второстепенных улиц [[50]].

5. Культурная жизнь города

5.1. Юбилеи и торжества

Не успели отгреметь фанфары празднования 850-летия столицы, как московское правительство активно начало подготовку к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. В частности, в планах московского руководства — реконструкция музея Пушкина и Библиотеки им. Тургенева, ремонт театра комедии «У Покровских ворот» и Театра им. Пушкина на Тверском бульваре, активная пропаганда отечественной кинопродукции. Таким образом, при некотором сокращении московского «хлеба», «зрелища» в столице наличествуют перманентно [[51]].

5.2. «Московский журнал»

Москомимущество выступило учредителем государственного унитарного предприятия «Московский журнал. История государства Российского» с внесением в его фонд 100 млн. «старых» рублей. Главная задача журнала формулируется следующим образом — «рассказывать о деятельности городских властей по сохранению и приумножению исторического наследия». Одновременно Комитету по культуре, Комитету образования и префектам административных округов предложено организовать массовую подписку на журнал [[52]].

5.3. Приватизация «Мосфильма»

Московское правительство в очередной раз продемонстрировало, что не желает иметь частных конкурентов на своей территории. Очередным подтверждением этому стало подписание руководством столицы и киностудией «Мосфильм» соглашения «О концепции и особенностях приватизации имущества «Мосфильма» с привлечением правительства столицы в качестве покупателя и инвестора». В связи с этим Управление бюджетного планирования городского заказа уже выделило «Мосфильму» 30 млрд. рублей. Примечателен тот факт, что ранее на имущество «Мосфильма» претендовал В.Гусинский и его Мост-банк. Однако Юрий Лужков решил вопрос иначе [[53]].

6. Экология

6.1. Угроза безопасности источникам водоснабжения столицы

В январе 1998 г. возник серьезный конфликт на экологической почве между руководством Москвы и Московской области. В частности, столичные власти направили своим коллегам из области гневное письмо, в котором указали на тот факт, что изменение правил застройки городов и поселков Подмосковья может поставить под угрозу безопасность источников водоснабжения Москвы. Причиной подобного демарша стал принятый Мособлдумой закон «О внесении изменений и дополнений в закон Московской области «Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области», который допускает массовое заселение водоохранных зон. Представители Москвы протестуют против исключения из числа организаций, осуществляющих контроль за застройкой водоохранных зон источников питьевого водоснабжения Центра Госсанэпидемнадзора и Мосводоканала. В свою очередь, в областной администрации утверждают, что все согласования на отвод земельных участков рассматриваются на совместной градостроительной комиссии, состоящей наполовину из представителей Москвы. Несмотря на это, руководство «Мосводоканала», который снабжает водой 10 крупных городов области, угрожает в случае игнорирования письма отключить там воду и тем самым заставить «повлиять на депутатов» [[54]].



Источники

[1]. Тверская, 13. — 1998. — 8-14 января.

[2]. Тверская, 13. — 1998. — 15-21 января.

[3]. Сегодня. — 1998. — 16 января.

[4]. Профиль. — 1998. — 26 января.

[5]. Независимая газета. — 1998. — 13 января.

[6]. Метро. — 1998. — 12 января.

[7]. Сегодня. — 1998. — 16 января.

[8]. Сегодня. — 1998. — 16 января.

[9]. Независимая газета. — 1998. — 27 января.

[10]. Метро. — 1998. — 12 января.

[11]. Независимая газета. — 1998. — 15 января.

[12]. Правда Москвы. — 1998. — 20 января.; Независимая газета. — 1998. — 24 января.

[13]. Независимая газета. — 1998. — 15 января.

[14]. Независимая газета. — 1998. — 17 января.

[15]. Независимая газета. — 1998. — 17 января.; Правда-5. — 1998. — 23-30 января.

[16]. Сегодня. — 1998. — 16 января.

[17]. Тверская, 13. — 1998. — 8-14 января.

[18]. Метро. — 1998. — 13 января.

[19]. Метро. — 1998. — 13 января.

[20]. Сегодня. — 1998. — 21 января.

[21]. Тверская, 13. — 1998. — 8-14 января.

[22]. Тверская, 13. — 1998. — 8-14 января.

[23]. Независимая газета. — 1998. — 28 января.

[24]. Метро. — 1998. — 12 января.

[25]. Метро. — 1998. — 12 января.

[26]. Метро. — 1998. — 12 января.

[27]. Метро. — 1998. — 12 января.

[28]. Метро. — 1998. — 12 января.

[29]. Сегодня. — 1998. — 16 января.

[30]. Сегодня. — 1998. — 21 января.

[31]. Сегодня. — 1998. — 21 января.

[32]. Сегодня. — 1998. — 15 января.

[33]. Сегодня. — 1998. — 21 января.

[34]. Комсомольская правда. — 1998. — 9 февраля.

[35]. Сегодня. — 1998. — 17 января.

[36]. Сегодня. — 1998. — 13 января.

[37]. Метро. — 1998. — 13 января.

[38]. Тверская, 13. — 1998. — 15-21 января.

[39]. Тверская, 13. — 1998. — 8-14 января.

[40]. Советская Россия. — 1998. — 20 января.

[41]. Сегодня. — 1998. — 15 января.

[42]. Независимая газета. — 1998. — 16 января.

[43]. Метро. — 1998. — 12 января.

[44]. Тверская, 13. — 1998. — 15-21 января.

[45]. Аргументы и факты. — 1998. — № 5. — Февраль.

[46]. Московская правда. — 1998. — 5 января.

[47]. Сегодня. — 1998. — 10 января.

[48]. Советская Россия. — 1998. — 15 января.

[49]. Тверская, 13. — 1998. — 8-14 января.

[50]. Независимая газета. — 1998. — 13 января.

[51]. Сегодня. — 1998. — 17 января.

[52]. Тверская, 13. — 1998. — 15-21 января.

[53]. Московская правда. — 1998. — 5 января.

[54]. Сегодня. — 1998. — 15 января.

 

Политический мониторинг №1(72)