Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Владимир радов

ПРИДНЕСТРОВЬЕ

в январе 1998 года

1. ПОЛИТИКА

1.1. Отношения между Молдовой и Приднестровьем

15 января состоялось первое в новом году заседание экспертных групп Кишинева и Тирасполя, которые вырабатывают механизм практической реализации Меморандума об основах нормализации отношений между РМ и ПМР. Как и было договорено, на встрече обсуждалась концепция документа о некоторых принципах и конкретных мерах по восстановлению единого экономического, социального и правового пространства общего государства. Эксперты Кишинева представили свой вариант документа. Их коллеги из Тирасполя этого не сделали, а предложили на рассмотрение документ о гарантиях для Приднестровья.

Руководитель молдавской делегации, советник президента по особым поручением Анатол Цэрану сказал: «Кишинев готов вести переговоры и по механизму гарантий. Однако для этого необходимо, как минимум, знать объект гарантии. Если будет статус Приднестровья, тогда о них можно будет вести речь». Анатол Цэрану сообщил, что с этим согласились и участвующие в переговорах посредники представители России, Украины и миссии ОБСЕ в РМ.

Достигнута договоренность, что на следующую встречу экспертных групп, которая должна состояться 22 января в молдавской столице, тирапольская сторона все же представит свой вариант документа по «единому пространству». Также решено, что в дальнейшем работа будет вестись и по другому направлению — обсуждению закона “Об особом правовом статусе Приднестровья”.

Но намеченная на 22 января встреча экспертных групп так и не состоялась до конца месяца. Как сообщил Анатол Цэрану, накануне поздно вечером, приднестровская сторона сообщила по телефону, что на заседание не приедет, мотивируя это тем, что госсекретарь ПМР находится в отпуске, а два других члена группы в командировке. Анатол Цэрану сказал, что Тираполь вновь, как и в прошлом году, начинает искать предлоги для длительной паузы в переговорах, что делать непозволительно. По его мнению, это связано с предстоящими в Молдове парламентскими выборами. Советник П.Лучинского подтвердил свою позицию о том, что они никаким образом не должны отразиться на процессе по урегулированию приднестровской проблемы. А.Цэрану выразил недоумение и сожаление по поводу непредставления Тирасполем своего варианта документа о концепции и конкретных мерах по восстановлению единого экономического, социального и правового пространства общего государства. «Приднестровские эксперты обещали сделать это еще в прошлый понедельник», — сказал он.

Более двух месяцев фактически не работает объединенная контрольная комиссия (ОКК). 27 января в очередной, уже девятый, раз заседание ОКК не состоялось. Члены ОКК от Приднестровья обвинили в срыве заседания молдавскую делегацию, действие которой были квалифицированы как «провокационные и деструктивные”. Поводом к таким серьезным обвинениям послужили, по заявлению сопредседателя ОКК от Приднестровья Владимира Боджара, попытки членов молдавской делегации игнорировать основополагающий принцип работы комиссии — принцип консенсуса. Из-за этого не производится ротация военных наблюдателей, не выполняются контрольные облеты зоны безопасности, другие мероприятия. Члены ОКК от Приднестровья выступили с резким заявлением в СМИ, в котором вся ответственность за возможный срыв мирного разрешения конфликта возлагают на молдавскую сторону. Они предполагают существование в Молдове преступного замысла по разрушению ОКК и, в конечном счете, по ликвидации ПМР.

В случае невозобновления работы ОКК в течение недели приднестровская делегация, говорится в заявлении, вынуждено будет обратиться к президенту ПМР И.Смирнову и предложить ему незамедлительно принять следующие меры:

а) увеличить состав своих миротворческих сил до численности, имевшейся у Российской Федерации на момент начала миротворческого процесса в августе 1992 года;

б) доукомплектовать миротворческие подразделения бронетехникой и тяжелым вооружением до штатной положенности;

в) выставить односторонние миротворческие посты по всему периметру зоны безопасности, находящейся на территории ПМР;

г) ужесточить порядок пропуска через миротворческие посты всех видов транспортных средств и граждан [[1]].

1.2. Статус ПМР

Еще в 1993 году приднестровский парламент выработал проект договора о построении конфедеративного молдавского государства и направил его на рассмотрение своим коллегам в Кишинев. Лишь в канун нового 1998 года кишиневские парламентарии направили в адрес депутатов Верховного Совета ПМР собственный проект закона “Об особом статусе населенных пунктов Левобережья Днестра».

Председатель Палаты Законодателей парламента Приднестровья Виктор Карамануцу прокомментировал данный документ. Он заявил, что приднестровский народ уже определил статус республики как суверенного, независимого и демократического государства. Стороны же конфликта должны строить свои взаимоотношения на равноправной основе. Не может быть речи и о «составной части республики Молдова», каким представлено Приднестровье в проекте разработанного молдавскими парламентариями документа, так как в Меморандуме о нормализации отношений между РМ и ПМР отмечено, что стороны строят общее государство.

Беспокойство приднестровской стороны вызывает также умолчание в проекте закона о населенных пунктах, расположенных на правом берегу Днестра, но входящих в ПМР, отсутствие положений о двойном гражданстве и об институте президентства в Приднестровье. В ПМР же на сегодня уже действуют законодательная, исполнительная и судебная власти. Практически все важные полномочия в проекте закона “Об особом статусе населенных пунктов Левобережья Днестра» отнесены к исключительной компетенции Молдовы

Конституция Молдовы (а проект закона, представленного молдавскими депутатами своим приднестровским коллегам, опирается на Основной закон страны) не предполагает размещение на ее территории иностранных войск. В Приднестровье же народ на одном из референдумов высказался за присутствие в республике российских войск. По словам В.Карамануцы, “предлагаемый нам статус идентичен гагаузскому. А то, что автономия, предоставленная Кишиневом Гагауз-Ери, ни к чему хорошему для гагаузского народа не привела, уже общепризнанный факт”. Он заявил: «Предложенный в данном документе статус для Приднестровья неприемлем. Фактически на территории бывшей МССР существуют два государства: РМ и ПМР. Из этой ситуации и нужно сегодня исходить. И наши отношения с Молдовой должны строиться как отношения двух государств на конституционно-договорной основе. Я бы добавил, что еще одним фактом подтверждающим то, что ПМР ведет самостоятельную политику является то, что население Приднестровья не будет принимать участия в формировании законодательной власти РМ” [[2]].

1.3. Отношения с Россией

27 января президент ПМР Игорь Смирнов находился с рабочим визитом в Москве по приглашению премьер-министра РФ Виктора Черномырдина. Как сообщил председатель комитета по информации и печати ПМР Борис Акулов, состоялась встреча И.Смирнова и В.Черномырдина, на которой были обсуждены вопросы реализации протокола «По итогам встречи руководителей делегаций РФ, РМ и ПМР”, подписанного во время визита вице-премьера России Валерия Серова в Тирасполь в сентябре прошлого года.

Руководители правительств России и Приднестровья обсудили вопросы об утилизации и реализации излишков имущества, боеприпасов и военной техники Оперативной группы российских войск (ОГРВ), дислоцированной в Приднестровье, а также ситуацию, сложившейся в трехсторонней ОКК. Руководители правительств России и Приднестровья обсудили вопрос пребывания воинских подразделений России на территории Приднестровья. В течение двух дней И.Смирнов и первый вице-премьер проводили встречи с руководителями министерств и ведомств РФ [[3]].

1.4. Принятие бюджета в первом чтении

Последний проект, оставшийся на пути рассмотрения бюджета на 1998 года, был закон “О налоге на добавленную стоимость”. Ему-то и уделили пристальное внимание депутаты Палаты Законодателей на своем заседании 15 января. НДС составляет одну из основных статей поступлений в бюджет, поэтому правительство намерено было ни на йоту не отступать от своей концепции законопроекта. У депутатов же единства в этом вопросе не наблюдалось, по многим статьям в связи с этим развернулись принципиальные дискуссии. Суть позиции одной из сторон заключалась в желании предоставить по возможности больше льгот гражданам, занимающихся малым бизнесом, ввозом товаров. Расширение налогооблагаемой базы, по их мнению, лишь усугубит ситуацию, скажется на ценообразовании товаров и, в конечном счете, ударит по карману каждого потенциального покупателя. Другая точка зрения базировалась на заботе о собираемости налогов и непоколебимом мнении, что перед законом должны быть все равны. Депутатам был представлен и бюджет на 1998 год (см. обзор за декабрь). Они отметили взвешенность и продуманность представленного законопроекта и предложили принять его в первом чтении. Для детального изучения и внесения своих предложений определили минимальный недельный срок. Но до конца января бюджет не был принят [[4]].

1.5. Создание республиканского молодежного центра

По инициативе парламентского комитета по вопросам работы СМИ и общественных организаций, молодежи и гласности состоялась встреча его депутатов с представителями молодежных организаций республики, специалистами управления по делам молодежи, спорта и туризма, комитета по связям с общественно-политическими организациями при президенте ПМР. В ходе встречи была выдвинута идея создания единого республиканского молодежного центра.

Председатель комитета Николай Чепко рассказал собравшимся о деятельности молодежных организаций стран СНГ, в частности, остановившись на примере работы молодежного славянского белорусского центра. Участники встречи поддержали идею депутатов и высказались за необходимость разработки уставных и программных документов, регламентирующих будущую деятельность центра. Поступившие предложения народными избранниками были приняты к сведению. Их учтут в дальнейшей работе по созданию молодежного центра и проведения республиканского съезда молодежи [[5]].

2. ЭКОНОМИКА: Итоги 1997 года

2.1. Тирасполь

Председатель Тираспольского горсовета Н.О.Бучацкий, выступая на XX сессии горсовета народных депутатов, охарактеризовал отчетный период работы Тираспольского народного Совета с февраля по декабрь уходящего года как очень сложный и противоречивый в социально-экономическом и политическом плане. Об этом говорят и отдельные показатели развития или деградации. За 11 месяцев объем промышленного производства снизился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 19,1%. Бюджет по доходной части при плане 12 трлн. 624 млрд. приднестровских рублей ($18 млн.) составил 8 трлн. 621 млрд. руб. ($12 млн.), то есть он выполнен на 68,5%. По расходам при плане 25 трлн. 556 млрд. руб. ($36,5 млн.) — 8,6 трлн. руб., что составило 34%.

Возрос уровень безработицы. Особенно остра и опасна проблема безработицы молодежи.

За год тираспольчан станет меньше примерно на 4 тыс. человек за счет превышения числа уехавших над числом приехавших и за счет превышения числа умерших над числом родившихся.

За 10 месяцев средняя зарплата возросла с 11,4 млн. руб. ($15) до 30,7 млн.( $40) — 269%. Средний размер пенсии возрос с 6,5 млн. ($10) до 13 млн. ($18) — 200%. При инфляции в 34% за соответствующий период.

2.2. Каменка

В последние два года в Каменском районе растет безработица. Из-за нехватки средств нет возможности создать новые рабочие места. Сохранить существующие тоже не под силу. Многие предприятия на грани закрытия, а те, что еще функционируют, используют производственные мощности всего на 40-50%.

Самые незащищенные слои населения на рынке труда — женщины и молодежь. В 1998 году в районе снизится численность людей, занятых в народном хозяйстве и в государственном секторе. Причин этому несколько. Первая — сокращение числа рабочих мест. Вторая — крайне низкая заработная плата по сравнению с прожиточным минимумом. В настоящее время средняя заработная плата по району составляет 14.579.000 руб. ($20). Это в 1,9 раза ниже, чем по республике, а также в 1,8 раза меньше республиканского прожиточного минимума.

 

***

 

Такое же примерно состояние, как в Тирасполе, наблюдается и в Бендерах и Рыбнице, а такое, как в Каменке — в других районах Приднестровья. Шоком для многих пенсионеров обернулось так называемое приведение цен на энергоносители и коммунальные услуги к уровню мировых [[6]].



Источники

[1]. Независимая Молдова. — 1998. — №8,9,15-16, 21-22. — 16,23,29 января; Приднестровье. — 1998. — №19. — 30 января.

[2]. Днестровская правда. — 1998. — №6. — 15 января

[3]. Днестровская правда. — 1998. — №14. — 3 февраля; Приднестровье. — 1998. — №19. — 30 января.

[4]. Приднестровье. — 1998. — №10, 14. — 17,23 января.

[5]. Днестровская правда. — 1998. — №13. — 31 января.

[6]. Приднестровье. —- 1998. — №18. — 29 января; Днестровская правда. — 1998. — №5. — 13 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(72)