Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Ахмет Иванов

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

в январе 1998 года

1.    ПОДВЕДЕНЫ ИТОГИ ИСТЕКШЕГО ГОДА

В конце января, согласно заведенному порядку, в виде статистических данных оформляются результаты хозяйственной деятельности в ушедшем году.

Судя по опубликованным данным, на начало 1998 года в Татарстане действуют 45 030 субъектов, включенных в Единый Государственный регистр предприятий и организаций всех форм собственности, — предприятия, объединения, их филиалы и другие обособленные подразделения. Этот перечень изменяется, как пополняясь (в последнем квартале прошлого года появились 1163 новых хозяйствующих субъектов), так и сокращаясь за счет выбывающих по отсутствию деятельности. Отдельные категории в регистре выглядят так:

предприятия торговли и общественного питания — 10 527 (23,4%)

строительство — 6467 (14,4%)

промышленность — 4627 (10,3%)

сельское хозяйство — 3991 (8,9%).

Основная доля прибыли, полученной в результате финансовой деятельности, — более 2/3 или 68% — приходится на промышленный сектор экономики республики. Здесь произведено продукции (работ, услуг) на 48644 миллиарда руб. в действующих ценах. Индекс физического объема промышленного продукта, включая производство на малых и совместных предприятиях, а также соответствующих подразделений непромышленных организаций, составил 103,5 процента по отношению к 1996 году.

В структурном плане картина выглядит следующим образом: прирост достигнут на 164 предприятиях (38,3% от общего числа тех, по которым велся учет), сокращение произошло на 264 предприятиях (61,7%).

В нефтедобыче объем составил 25529,4 тыс. тонны, что на 0,4% больше, чем в 1996 году. Газа добыто 764 млн. кубометров или 94,8% к объему предыдущего года. Двадцатипятипроцентный рост зафиксирован в производстве некоторых видов продукции химического и нефтяного машиностроения. От 22% до 16% — в выпуске полиэтилена.

Весьма заметный спад имел место в автомобилестроении: в декабре 1997 года произведено 580 большегрузов, что на 77,1% меньше, чем в декабре 1996 года. В целом сокращение по отрасли за год составило 38,6%. Вместе с тем производство легковых автомобилей выросло в 2,7 раза.

Практически сошло на нет (сокращение на 90,3%) производство бытовых холодильников. Существенно уменьшились объемы выпускаемых железобетонных конструкций и деталей.

По причинам неконкурентоспособности производимых товаров происходит резкое сокращение объемов продукции в легкой промышленности: трикотажа, чулок и носков — на 36,2%, платьев — на 27,6%, курток — на 71,3%, пальто и полупальто — на 63,9%, брюк — на 77,6%.

В несколько меньших объемах происходит сокращение производства по некоторым видам продукции пищевой промышленности (сахарного песка, хлеба и хлебобулочных изделий, мяса, цельномолочной продукции в пересчете на молоко, масла животного и сыров). Производство макаронных изделий возросло на 22,9%, кондитерских изделий — на 5,3%, муки — на 6,3%, крупы — на 34,4%.

Таким образом, положение дел в машиностроении и металлообработке, в производстве стройматериалов, в лесной, деревообрабатывающей отраслях и легкой промышленности оказывает ухудшающее воздействие на промышленный сектор экономики Татарстана в целом.

Одним из определяющих индикаторов экономического положения является объем инвестиций. Результаты прошедшего года не дают оснований, как констатируется в материале пресс-центра Госкомстата РТ, для выводов о росте инвестиционной активности. На развитие экономики и на социальные нужды в 1997 году было использовано 11272,8 млрд. рублей инвестиций, что на 17% (предварительная оценка) меньше, чем за предыдущий 1996 год. Бюджетные источники в объеме инвестиций занимают 20,2%, из которых 96,1% — из бюджета Республики Татарстан.

Сельскохозяйственное производство — традиционные приоритет руководства республики. Валовая продукция в этом секторе составила, согласно расчетам, 14  294,1 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 1996 годом на 9%.

Показатели по основным культурам таковы: валовой сбор зерна составил 131% по сравнению с предыдущим годом, а его урожайность — 134%; сахарной свеклы — соответственно 99 и 104%; картофеля — 96 и 100%; овощей — 98 и 98%.

Отмечается тенденция сохранения мизерной доли фермерских хозяйств в общем объеме производства этих культур — за исключением зерна (1,3%) менее 1%.

Отмечается уменьшение поголовья крупного рогатого скота на 5%, свиней — на 6%, овец и коз — на 13%. Сократились и показатели валового объема производства животноводческой продукции, кроме молока.

В истекшем году достаточно стабильно вели себя цены, если не считать февральского (5,2%) и декабрьского (2,8%) всплесков. В целом цены увеличились на 17,5%: на 13% за счет товарной составляющей и на 44,8% — за счет платных услуг [[1]].

2.    ИСТОРИЯ С НАЛОГОМ

В первые дни наступившего года казанцы были шокированы тем, что с них начали взимать трехпроцентный налог с продаж, который точнее было бы назвать — с покупок. Недоумение вызвал и тот факт, что большинство магазинов не работали до 3 января. Переписанными оказались практически все ценники. Положение усугублялось тем, что всю неделю отдыхали все местные газеты, а документы, вводящие новый налог, не были опубликованы.

Суть казуса выразилась в том, что татарстанский законодатель явил поспешность в беге «впереди паровоза», включив в принятый бюджет специальную статью 4: «Ввести с 1 января 1998 года налог с розничных продаж, взимаемый с предприятий и предпринимателей, реализующих товары в розницу и оказывающих платные услуги и работы населению. Налог взимается по алкогольной продукции по ставке 5 процентов, по остальным товарам — по ставке 3 процента от объема реализации товаров, услуг и работ». Как известно, такой налог заложен и в проект федерального бюджета вместо отменяемых трех — транспортного, на содержание жилого фонда и сбора на нужды образовательных учреждений. Принят, но еще не подписан Б.Ельциным, закон о налоге с продаж.

Не дождавшись принятия федеральных документов и подписания М.Шаймиевым закона «О бюджетной системе Республики Татарстан на 1998 год», глава администрации Казани Камиль Исхаков 31 декабря 1997 года издает постановление №2561 «О введении налога с продаж», гласящее: «Действующим законодательством о налоговой системе предусмотрено введение с 1 января 1998 года налога с продаж, в связи с чем постановляю:

1. Утвердить Положение «О порядке взимания налога с продаж» на территории г. Казани.

2. Главам администраций районов... принять меры по обеспечению полноты и своевременности взимания налога с продаж в бюджет районов.

3. Государственной налоговой инспекции по г. Казани:

3.1. довести установленный порядок зачисления налога с продаж до плательщиков;

3.2. подготовить списки плательщиков налога с продаж;

3.3. проводить разъяснительную работу, оказывать методическую помощь плательщикам по уплате в бюджет налога с продаж.

4. Управлению по связям с общественными организациями и средствам массовой информации обеспечить публикацию данного постановления в средствах массовой информации...».

В прилагаемом Положении о порядке взимания налога с продаж говорилось: «Данным положением устанавливаются общие принципы, на которых определяются налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, ставки по налогу и порядок зачисления в бюджет.

1. Плательщиками налога с продаж являются предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) населению на территории г. Казани...

3. ...Указанная сумма устанавливается дополнительно к цене в размере фиксированного процента от объекта налогообложения и указывается отдельной строкой на ярлыках товаров и ценников, а также на чеках и других выдаваемых покупателю расчетных документах...

4. Налоговая ставка устанавливается в следующих размерах:

5 процентов — в отношении алкогольной продукции.

3 процента — в отношении реализуемых иных товаров и услуг...

9. От уплаты налогов освобождаются:

— услуги городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутных), а также услуги по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении (речным, железнодорожным и автомобильным транспортом);

— плата за наем жилого помещения;

— реализация продовольственных товаров по перечню (приложение №1: 1. Хлеб. 2. Молоко. 3. Продукты детского питания, реализуемые в детских молочных кухнях)».

Глава городской администрации в первые дни наступившего года находился в зарубежной поездке. Вопрос о введенном налоге обсуждался в ходе длительных заседаний в Кабинете министров РТ, но на определенные и конкретные решения или комментарии никто не подвигся до тех пор, пока этого не сделал Минтимер Шаймиев. По словам президента РТ, сказанным 6 января, этот налог со дня на день должен был бы вводится повсюду — и в Татарстане (а не только в Казани), и в России. Однако на фоне общественного недовольства, звучащих сомнений в правомерности введения налога, газетной критики etc. позиция М.Шаймиева претерпела известную трансформацию.

Уже 8 января — фактически в один из первых рабочих дней после затянувшихся празднеств — был издан президентский указ «О мерах по упорядочению взимания налога с розничных продаж», гласящий:

«В связи с необходимостью принятия дополнительных нормативных правовых актов по реализации статьи 4 Закона Республики Татарстан «О бюджетной системе Республики Татарстан на 1998 год», предусматривающей введение налога с розничных продаж (работ, услуг), постановляю:

1. Приостановить взимание налога с розничных продаж (работ, услуг) на территории Республики Татарстан до разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов по упорядочению взимания налога с розничных продаж...

2. В целях восполнения выпадающих доходов из бюджета районов и городов Республики Татарстан и своевременного финансирования социальной сферы впредь до введения налога с розничных продаж (работ, услуг) местным органам государственной власти возобновить взимание транспортного налога, налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы и сбора на нужды образовательных учреждений.

3. Юридическим лицам — плательщикам транспортного налога, налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы и сбора на нужды образовательных учреждений обеспечить своевременной и полное перечисление указанных налогов и сбора в соответствующие учреждения.

4. Кабинету Министров Республики Татарстан:

ввести на рассмотрение ближайшей сессии Государственного совета Республики Татарстан проект закона Республики Татарстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Татарстан «О бюджетной системе...» о введении, в целях защиты отечественного товаропроизводителя, повышенной ставки налога с розничных продаж (работ, услуг) на импортные продовольственные товары и предметы роскоши, а также предусмотреть в нем право Кабинета Министров Республики Татарстан устанавливать перечень социально значимых товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом с розничных продаж...

6. Руководствуясь пунктом 12 статьи 111 Конституции Республики Татарстан, постановление главы администрации г. Казани от 31 декабря 1997 года №2561 «О введении налога с продаж» отменить» [[2]].

Ставя свою визу на Закон РТ «О бюджетной системе Республики Татарстан на 1998 год», президент адресовал в Госсовет краткое обращение: «Подписывая Закон..., исхожу из особой важности данного Закона для республики, в то же время считаю необходимым отметить, что реализация статьи 4 вышеуказанного Закона, предусматривающей введение с 1 января 1998 года на территории Республики Татарстан налога с розничных продаж (работ, услуг), потребует принятия дополнительных нормативных правовых актов. Кроме того, федеральный закон, которые предполагает введение аналогичного налога в целом по Российской Федерации, в настоящее время еще не принят. В связи с этим полагаю, что введение в действие статьи 4 Закона... следует отложить до принятия нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налога с розничных продаж, работ, услуг)» [[3]].

Те, кто в первые дни января при покупке товаров понес ущерб из-за неправомерно введенного налога, согласно разъяснениям комитета РТ по защите прав потребителей, имеют все основания для предъявления судебных исков.. По некоторым подсчетам, каждый житель Казани покупает продовольствия как минимум на 10 тысяч неденоминированных рублей в день. Таким образом, миллион горожан отдали городскому бюджету 2,7 трлн. рублей, даже не считая непродовольственные товары и алкоголь, облагавшийся за эти дни по пятипроцентной ставке налога.

Реакция на события была предсказуемой: какие-то газеты охотно сделали «крайним» городского главу Камиля Исхакова, чью торопливость приходится-де «расхлебывать» республиканским властям, какие-то газеты призывали не упрощать... Так, газета деловых кругов «Время и деньги» в редакционном комментарии утверждает со ссылкой на анонимный источник в городской администрации, что Исхаков имел некие гарантии синхронного введения нового налога в столице и в республике в целом [[4]]. Столичная газета «Казанское время», в недавнем прошлом выходившая как муниципальный еженедельник, вполне предсказуемо начала с пояснений: «Еще 26 декабря с подачи правительства РТ (инициатор — первый вице-премьер Равиль Муратов) Госсовет дружно одобрил введение нового налога... Из Госсовета закон ушел на подпись Президенту, где и застрял. Минтимер Шарипович решил от Ельцина не отставать и людям праздничное настроение не портить. В отличие от двух президентов, мэр Исхаков, а с ним и депутаты Казанского объединенного Совета к сантиментам оказались менее склонны и новый налог утвердили. Потому, что сомнения в том, что Президент утвердит бюджет республики-98, у него не было и быть не могло, — пишет журналист и заключает. — Ведь сейчас народ гадает: назвать этот налог шаймиевским или исхаковским... Хотя, если честно, налог этот должен называться ельцинским» [[5]]. В постановлении, как растолковывает источник далее, речи не идет о непременном введении налога именно с 1 января, но со дня, когда, дескать, должно было состоятся утверждение положения о начале взимания этого налога и т.д. По информации, которой располагает газета, с налогом на розничные продажи увязывалась надежда на поступление в бюджет 555 миллионов «новых» рублей. Восстановленные же три статьи, на место которых был введен новый налог, — транспортный налог и др. только за 11 месяцев прошлого года дали 731,3 млрд. рублей (из которых 300 млрд. — «живыми» деньгами). Кроме того, бремя налога с продаж, в отличие от прежних, ложилось на плечи потребителей, физических лиц... Наконец, возникла уникальная проблема: что делать в теми деньгами, которые были получены в виде налога с 1 по 8 января, если для торгующих субъектов срок внесения налога должен был наступить лишь 11 января и не наступил по отмене...

Словом, вопросы остаются и их не становится меньше.

Нетрадиционно резкие оценки в адрес уже не главы казанской администрации, а М.Шаймиева нашли место в материале Веры Постновой, который был опубликован в последних числах января в «Независимой газете». «На долю мэра выпало запустить «пробный шар», чтобы мудрый президент посмотрел, как народ воспримет его очередную заботу, — говорится в публикации. — Все началось с того, что первый вице-премьер Татарстана Равиль Муратов, идя навстречу народным депутатам республики, предложил ввести налог на импортные товары, поскольку отечественными забиты все склады. Если бы, к слову, РАО «Газпром» согласилось взять 4-триллионный долг республики валенками местного производства, вопрос решился бы в считанные дни... 555 млн. новых рублей для бюджета размером в 12 820 940 тыс. руб. — сумма приличная. Только искать ее надо было в другом месте.

В прошлом году комитет парламентского контроля проверил ход приватизации коммунальной собственности в республике и пришел к выводу, что самые лакомые куски ее ушли по бросовой цене «своим» людям. В результате только Казань потеряла сотни миллиардов рублей. При проверке Республиканского дорожного фонда картина оказалась такой же. Так называемый резерв премьера — тоже миллиарды рублей. Но и этот, с позволения сказать, резерв никем не контролируется. Давно стали «черной дырой» и научно-исследовательские, и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). В ней бесконтрольно и бесследно исчезают миллиарды в виде беспроцентных и льготных кредитов» [[6]].

3.    МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ

3.1.    Дни Нижегородской области в Татарстане

16-17 января в Казани состоялось мероприятие, получившее название «Дни экономики Нижегородской области». Официальную делегацию возглавлял губернатор области Иван Скляров. В ее состав входили — председатель Законодательного собрания области А.А.Козерадский, вице-губернатор Б.В.Сметов, председатель городской Думы Нижнего Новгорода И.Н.Карнилин, мэр Дзержинска А.Н.Романов и другие. В площадях выставочного комплекса «Казанская ярмарка» были открыты экспозиции нижегородских предприятий, проведены презентации и переговоры, «круглые столы» и проч.

И.Скляров, согласно сложившимся ритуалам встреч между лидерами регионов, преподнес М.Шаймиеву чистокровного жеребца-трехлетку.

С обеих сторон было выказано горячее стремление развивать сотрудничество, основы которого три года назад были оформлены в виде Соглашения еще при участии Бориса Немцова. Около 17% продукции, поставляемой Татарстаном в другие российские регионы приходится именно на долю Нижегородской области. В номенклатуре товаров — нефть, газовый конденсат, синтетические смолы, грузовики. Встречный поток складывается из автомобилей, автобусов, стальных труб. Общий товарооборот составляет 1,5 триллиона рублей. Партнеров многое по-настоящему объединяет, начиная с Волги и кончая общей железной дорогой, продуктопроводами и точками соприкосновения интересов в ТЭКе.

16 января в Кабинете министров было подписано соглашение между Правительством РТ и Администрацией Нижегородской области о торгово-экономическом сотрудничестве. Предполагается всячески поощрять взаимовыгодные контакты хозяйствующих субъектов, создавать для них благоприятствующий климат. Примечательной позицией в документе является принцип взаимности регионального режима, согласно которому на юридические и физические лица республики и области, а также на товары в обоих случаях распространяются преимущества и льготы сторон.

Подписано также четырехстороннее Соглашение о взаимном сотрудничестве между Республикой Татарстан, Нижегородской областью, открытым акционерным обществом «Нефтяная компания «НОРСИ-ОЙЛ» и открытым акционерным обществом «Татнефть».

Несколькими днями позже было сообщено о том, что кабинет министров Татарстана намерен принять участие в инвестиционном конкурсе по продаже 40 процентов акций «НОРСИ-ОЙЛ». По словам премьера Фарита Мухаметшина, имеется предварительная договоренность с НК «ЛУКОЙЛ» о совместном участии а конкурсе. Комментируя четырехстороннее соглашение, глава правительства РТ подчеркнул, что республика намерена «глубоко интегрироваться в экономику нижегородской области» [[7]]. Сообщалось также, что в рамках подписанного соглашения планируется образование дочерних обществ и предприятий с участием «НОРСИ-ОЙЛ», «Татнефти» на территории Нижегородской области, Татарстана и других регионов РФ, а также создание благоприятствующего налогового режима для их деятельности. По имеющимся сведениям, ОАО «Татнефть» поставило для переработки НК «НОРСИ-ОЙЛ» в 1997 году 2,7 млн. тонн нефти.

3.2.    Встреча в Санкт-Петербурге

28 января в Санкт-Петербурге завершилось выездное заседание Совета Федерации, комментируя которое вице-председатель палаты и спикер Госсовета РТ Василий Лихачев говорил о возникающей традиции таких выездных сессий: «...акты Совета Федерации не содержат прямого запрета на проведение сессий вне пределов Москвы... Мне думается, что выездные сессии Совета Федерации должны проводится не только в таких промышленных и культурных центрах, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, но и в простых деревнях. Чтобы члены верхней палаты парламента лучше чувствовали пульс жизни» [[8]]. Во время работы сессии между В.Лихачевым и председателем Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ю.Кравцовым была достигнута договоренность о подготовке договора о сотрудничестве двух законодательных органов. Состоялась также встреча «четверки», объединившей, кроме В.Лихачева и Ю.Кравцова, также председателя Московской городской Думы В.Платонова и представителя Президента РФ в Совете Федерации А.Сливу. Во время встречи было принято обращение о важности межрегионального сотрудничества как фактора, укрепляющего Федерацию.

4.    ПЕРЕМЕНЫ В РУКОВОДСТВЕ
ТАТАРСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА

В январе произошло событие, обещающее стать поворотным в истории Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) — наиболее влиятельной в свое время организации во всем национальном движении.

На пост координатора совета сопредседателей ВТОЦ избран депутат Госсовета РТ Фандас Сафиуллин. В начале 90-х годов этот отставной полковник выдвинулся в разряд узнаваемых публичных политиков как своими яркими предвыборными и парламентскими выступлениями, так и достаточно умеренными позициями по проблематике будущности татарстанской государственности. После разгромного поражения радикалов во время последних выборов в Госсовет РТ, а также последовавшего снижения их активности, Ф.Сафиуллин, как и прогнозировалось в наших материалах за 1995-й год, занял вакантную нишу национального фрондерства по отношению к правящей элите. Хотя полностью дистанцироваться от властей он, по всей вероятности, никогда и не собирался. Например, он был доверенным лицом Шаймиева в ходе президентской кампании.

В интервью, последовавшим вслед за переходом в новый политический статус, Фандас Сафиуллин. Было специально подчеркнуто, что избрание состоялось консенсусом, включая и согласие предшественника на посту координатора — также отставного полковника и профессора Заки Зайнуллина — фигуры, известной своей непримиримостью. На вопрос о состоянии национального движения в наши дни новоизбранный лидер ВТОЦ отвечал вполне определенно: «Полный кризис. Идейный разброд. Требуется реанимация. Кризис возник вследствие обострения присущего нашей нации болезненного свойства создавать конфликты на пустом месте и бороться за лидерство друг с другом. Очень опасно, что среди лидеров национального движения преобладает стремление служить своим личным амбициям, а не идее... Мы намерены возобновить борьбу за реализацию своих уставных задач, поэтому стоит вспомнить главные из них. Это возрождение государственности Татарстана эволюционным, цивилизованным путем, это сохранение и развитие татарской национальной культуры, духовности народа и родного языка, это соблюдение Татарстаном принципа нейтралитета, принципиальный отказ от применения насилия для решения спорных вопросов между народами, нациями и государствами, это построение правового государства и соблюдение прав всех граждан, независимо от национальности и религиозной принадлежности, это укрепление общественного мира и согласия» [[9]].

Каковы перспективы ВТОЦ в связи со сменой лидера, покажет будущее. Однако уже сегодня можно гипотетически взглянуть на ситуацию так: начинается расчистка политического пространства для предстоящих в не таком уж отдаленном будущем выборов...

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Нижегородская правда, 23 января 1998 г.

 

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ДНЕЙ ЭКОНОМИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

 

Подписаны документы:

 

1. Соглашение между администрацией Нижегородской области и правительством Республики Татарстан о торгово-экономическом сотрудничестве.

2. Соглашение о взаимном сотрудничестве между Нижегородской областью, Республикой Татарстан, открытым акционерным обществом "Нефтяная компания НОРСИ-ойл» и открытым акцинерным обществом "Татнефть".

3. Протокол-поручение по расширению интеграционных связей между Нижегородской областью и Республикой Татарстан (Эти документы опубликованы в газете "Нижегородские новости" 21 января).

 

Проведены семинары и "круглые столы":

 

"Круглый стол" по проблемам социально-экономического развития регионов. На встрече присутствовало около 50 предпринимателей РТ. Подписано Соглашение о сотрудничестве между департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства РТ и Нижегородской области.

"Круглый стол" "Аграрная реформа Нижегородской области". Круглый стол проводили вице-губернатор Нижегородской области Б.В.Сметов и первый зам. министра сельского хозяйства РТ М.Ш.Алиев. Обсужден вопрос создания в РТ Нижегородской области МТС по примеру РТ.

Круглый стол "Организация пассажирских перевозок в крупных городах России на примере г.Нижнего Новгорода". Участие в заседании данного "Круглого стола" приняли главы администраций городов и районов республики.

Обсуждались вопросы взаимодействия в развитии транспортной системы Поволжья и опыт Нижегородской области — суточные проездные карточки, централизованная система пассажирского автотранспорта.

"Круглые столы" «Промышленность Нижегородской области — для коммунальной реформы: теплоэнергосберегающее оборудование, приборы, технологии» и «Нижегородские предприятия — топливно-энергетическому комплексу» проведены с участием работников коммунальных служб, городского хозяйства. Проявлен большой интерес к нижегородским двухтарифным счетчикам, водосчетчикам, энергосберегающим технологиям.

Презентация продукции предприятий химической промышленности г.Дзержинска проведена на стендах, а также при посещении предприятий РТ.

Презентация продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Нижегородской области. На презентации присутстсовали 5 отраслевых заместителей министра сельского хозяйства и продовольствия. Особо отмечена продукция АО "Нижегородская мясная промышленность", АО "Нижегородский хлеб".

Встреча с руководителями и специалистами крупных универмагов и торговых центров РТ. Достигнута договоренность с заместителем министра торговли об открытии в Казани двух секций по торговле нижегородскими изделиями художественных промыслов. Особый интерес вызвала продукция АО "Труд" (столовые приборы с росписью), АО "Октябрь" (ножи сувенирные и др.), ТОО"Хохломская роспись", ЗАО "Хохломской художник".


НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ ЭКСПОЗИЦИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

1. "ПАЗ". Достигнуты предварительные договоренности с четырьмя компаниями о приобретении автобусов АО "ПАЗ".

2. АО "Выксунский металлургический завод". Достигнута предварительная договоренность с компанией "Таттрансгаз" о приобретении труб.

3. "Нижегородский машзавод". Договоренность с АО "Промтрансервис" на поставку модульных котельных, оформлена заявка на поставку 10 вышек электросетей для "Казгорсвета".

4. АО "Дробмаш". Официальная заявка Татарского карьероуправления на поставку дробильно-сортировочного оборудования.

5. АО "Мухтоловская спецодежда". Договоренность о взаимопоставках с Казанской фабрикой меховых изделий.

6. АО "З-д им. Фрунзе". Достигнуты предварительные договоренности на поставку элекросчетчиков с АО "Татэнерго", на поставку контрольно-кассовых машин с системой штрих-кодирования — с компанией "Эталон".

7. Ворсменский медико-инструментальный завод. Достигнуты следующие договоренности: с фирмой Л-мед" о предоставлении дилерских услуг, с фирмой "Литас" о поставках одноразовых игл, клейкой ленты, с фирмой "Атол" — о бартерном обмене продукцией, с заводом химического оборудования (г.Дзержинск) — о поставках одноразовых систем переливания крови, с заводом "Электроприбор" — об организации производства медицинских инструментов.

8. Завод "Авангард", г.Саров. Достигнута договоренность с ФАПСИ на поставку радиостанции "Берег", тех. средств охраны, системы сбора и обработки информации. Договоренность с Министерством здравоохранения на поставку аппарата искусственной почки, систем очистки крови.

Договоренность с Министерством сельского хозяйства на поставку насосов для переработки с/х продукции. Проявлен интерес к сейфам, медицинским системам (ингаляторам).

8. АО "Восток". Переговоры со следующими фирмами: АО "Татсельхозтехника" о поставках оборудования для с/х техники, АО "Зеленодольское ПКБ" — о поставках приводов для управления судами на подводных крыльях; НПО "Эликон", Казанский завод "Электроприбор", ПХО "Татмебель", АО "КамАЗ", НК "НОРСИ-ойл, АО "Тасма", Казанское ПО моторостроения, Управление ВПК РТ, департамент промышленности РТ, АО "Дробмаш".

9. АО "Нижегородский ДОЗ". Достигнуты предварительные договоренности с ПХЛ "Татамебель" — на поставку до 10 вагонов ДСП в месяц; департаментом образования РТ — на поставку мебели.

10. АО "Нижегородский масложировой комбинат". Заключено 2 договора на поставку продукции.

11. ПФК "Нижегородпищепром". Переговоры на поставку продукции НЗШВ, кондитерских, консервных предприятий (около 20 переговоров).

12. ОАО "Нижегородптица". Большой интерес со стороны частных предпринимателей к поставкам продукции АО (яйцо, мясо птицы, консервы). Цены на продукцию на 10-15% ниже тех, которые установились на рынке РТ.

13. ОАО "Нижегородская мясная промышленность". Представители торгово-закупочных организаций отметили, что качество продукции выше, чем в Москве, где в настоящее время преимущественно закупается подобная продукция.

14. Представители предприятий химического комплекса посетили 5 предприятий химической промышленности РТ и провели переговоры с руководителями предприятий.

Агенством по развитию международного сотрулничества РТ при Совете Министров проявлен интерес к информационным системам химического комплекса АО "Заря", достигнута договоренность с АО "КамАЗ" о поставке фильтров в объеме около 47 тыс. в год, а также о поставках ПВХ, пластмасс, поролона, импортозамещающей продукции, с предприятием "Казанские тепловые сети" — о поставках полиуретановых материалов для изоляции тепловых сетей.

Предпринимательство

Наибольший интерес проявлен к продукции компаний «Цитрон» (тара и упаковка), «Стройсервис» (отопительные приборы для коттеджей), «КонтрАвт» (диагностические приборы), ТОО "Взор" (продано электронное оборудование на сумму 12000 руб.). «СТП» (лазерные ветеринарные аппараты собственной разработки. Объем продаж — 2200 рублей). «ОМИД» (медицинские диагностические приборы). Достигнута договоренность на изготовление платьев для фольклорного ансамбля на 2500 рублей.

Экология

Татарской стороной проявлен интерес к участию в региональных программах Нижегородской области («Чистая вода», переработка отходов), а также к системе штрафов и платежей в данной сфере. Наибольший интерес проявлен к программе очистки воды для детских учреждений.

 

Всего в работе экспозиции приняли участие 26 предприятий промышленности, 55 предприятий агропромышленного комплекса, 13 предприятий химического комплекса и 20 предприятий по линии Палаты малого предпринимательства.



Источники

[1]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 27 января.

[2]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 10 января.

[3]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 13 января.

[4]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 10 января.

[5]. Казанское время. — 1998. — 9 января.

[6]. Независимая газета. — М., 1998. — 27 января.

[7]. Время и деньги. — Казань, 1998. — 20 января.

[8]. Республика Татарстан. — Казань, 1998. — 29 января.

[9]. Площадь свободы. — Казань, 1998. — №4.

 

Политический мониторинг №1(72)