Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
© Международный институт гуманитарно-политических исследований

Александр ГАНДЕЕВ

АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1997 года

1.    ЭХО ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

Проигравший губернаторские выборы выдвиженец от блока народно-патриотических сил Вячеслав Зволинский в январе продолжил судебные разбирательства с избирательной комиссией Астраханской области. “Линия фронта” в новом году переместилась из областного суда в Верховный Суд РФ. В этой инстанции ему было отказано в рассмотрении двух жалоб (в одной жалобе он требовал от суда отменить церемонию вступления в должность избранного главы администрации области Анатолия Гужвина, отобрать у него удостоверение главы и отстранить его от занимаемой должности до окончания судебного разбирательства в областном суде, а в другой – опротестовывал итоги голосования по выборам главы администрации области на рыболовецких судах, находившихся в Каспийском море). Сейчас в Верховном Суде находится еще одна жалоба В.Зволинского – о нарушениях в период предвыборной агитации. По мнению председателя облизбиркома Евгения Покровского, у В.Зволинского нет никаких шансов выиграть по этому иску. В слушаниях по иску В.Зволинского в областном суде еще в прошлом году был объявлен перерыв. Он продлится до тех пор, пока в Верховном Суде не закончится рассмотрение всех жалоб В.Зволинского и решения по ним не поступят в областной суд. Однако если по всем искам проигравшего кандидата в Верховном Суде будет вынесен отрицательный вердикт, то непонятно, что будет рассматривать суд областной.

Сами астраханские коммунисты уже занялись “разбором полетов” и, похоже, усвоили уроки выборов гораздо лучше, чем сам их кандидат В.Зволинский. Так, газета коммунистов области “Астраханская правда” опубликовала в январе отчет о пленуме Кировского райкома КПРФ, на котором анализировалась работа коммунистов на выборах главы администрации области, должностных лиц и органов местного самоуправления. Вот только некоторые выдержки из этой публикации.

Обкомом (компартии – А.Г.) не была создана единая команда по выборам главы администрации области и мэра. Не была разработана единая программа коммунистов области, ставка была сделана на программу кандидата (Зволинского – А.Г.), которая оказалась не без изъянов.”

“На массовые мероприятия приглашался один и тот же партийный актив, мало привлекались к работе сторонники партии.”

“С большим опозданием наспех подобранные и зарегистрированные кандидаты оставлены на произвол судьбы без поддержки парторганизации.”

“Обком отстает от событий, плетется в хвосте, не имеет разработок на перспективу, действует не с полной отдачей. Совершенно неприемлема форма работы секретарей вахтовым методом, эпизодично. Это наносит вред делу.

Исправлять ошибки коммунисты решили традиционным методом – прозвучало предложение немедленно начать работу по обмену партийных билетов. И подойти к этому “серьезно и принципиально”.

По мнению некоторых астраханских политологов, сейчас в недрах КПРФ зреет оппозиция. Это так называемые прагматики, которые очень сильно недовольны действиями нынешнего руководства обкома КПРФ, приобретшего весьма одиозную славу. Возможно, что уже в этом году руководство обкома КПРФ поменяется.

2.    ВИЗИТ В.ИЛЮШИНА

23 января в Астрахань прибыл первый вице-премьер правительства России В.Илюшин. Вместе с ним в Астрахань прибыли представители (в ранге руководителей или заместителей) более десяти министерств, комитетов и фондов, составляющих так называемый “социальный блок”. Астраханская пресса окрестила это “большим правительственным десантом”. Глава администрации Астраханской области Анатолий Гужвин в интервью двум местным телекомпаниям, данном за несколько часов до высадки “десанта”, высказал предположение, что он связан с подписанным накануне, 21 января, премьер-министром В.Черномырдиным постановлением “Об утверждении федеральной целевой программы социально-экономического развития Астраханской области на 1997-2000 годы”. Однако уже в аэропорту во время короткого интервью В.Илюшина астраханским электронным средствам массовой информации выяснилось, что об этом документе 1-й вице-премьер ничего не слышал, а о его существовании и подписании узнал лишь от астраханских журналистов. В.Илюшину в правительстве поручено курировать ассоциацию “Большая Волга”, и он решил начать свое знакомство с этой организацией с посещения территории, глава которой является президентом ассоциации. Когда же пресса затронула тему долгов федерального центра региону, то В.Илюшин заявил, что нужно еще разобраться, кто кому должен: Москва Астраханской области или наоборот. В ходе пресс-конференции В.Илюшина по итогам визита, состоявшейся на второй день, у журналистов сложилось мнение, что 1-й вице-премьер не в состоянии решить ни одной проблемы региона. Он довольно-таки нервно реагировал на острые вопросы, касающиеся взаимодействия федерального центра и Астраханской области, угрожая в два раза сократить время, отведенное на пресс-конференцию. В прессе окрестили этот визит как никчемный. ...Из-за постоянных разъездов 1-го вице-премьера на улицах Астрахани то и дело перекрывали движение. А областная Александро-Мариинская больница из-за посещения ее В.Илюшиным более чем на час была выбита из нормального графика работы. Машины “скорой помощи”, доставлявшие больных, не пропускались охраной на территорию клиники. Больные были вынуждены выходить из машин и далее в сопровождении врачей следовать пешком.

3.    ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

21 января премьер-министр Виктор Черномырдин подписал постановление “Об утверждении Федеральной целевой программы социально-экономического развития Астраханской области на 1997-2000 годы”.

3.1.    Из истории вопроса

Впервые областные власти публично заговорили о необходимости такой программы в мае 1996 года во время визита в Астраханскую область президента Б.Ельцина. После его визита, 26 июня 1996 года, появился президентский указ №991 “О государственной поддержке социально-экономического развития Астраханской области до 2000 года”. А 27 августа 1996 года премьер-министром В.Черномырдиным было подписано постановление правительства РФ №1028 “О государственной поддержке социально-экономического развития Астраханской области до 2000 года”. На встрече с журналистами глава администрации области А.Гужвин заявил, что программу пришлось отстаивать в правительстве в условиях жесткой конкуренции с другими субъектами Федерации. Для этого, по словам А.Гужвина, пришлось даже кое-где изобразить положение дел в регионе в более мрачных тонах, чем есть на самом деле.

3.2.    О программе

Государственным заказчиком программы является министерство строительства РФ, разработчиком – администрация Астраханской области. Основная цель программы – “повышение уровня жизни населения области на основе структурной перестройки экономики, ее социальной переориентации в условиях перехода на рыночные отношения, превращение Астраханской области в экономически и социально развитое звено народнохозяйственного комплекса страны путем реализации на ее территории приоритетных для Российской Федерации направлений развития, расширения международного сотрудничества области с другими регионами и странами дальнего и ближнего зарубежья, развития внешнеэкономических, финансово-кредитных, культурных и научно-технических отношений.

Программа насчитывает 99 проектов. Их выбор для разработки и реализации будет осуществляться администрацией области исходя из значимости.

Основные разделы и перечень мероприятий, заложенных в Федеральной программе:

– развитие топливно-энергетического комплекса;

– газификация;

– транспорт;

– развитие агропромышленного комплекса и мелиорация земель;

– развитие рыбного хозяйства;

– судостроение;

– инженерная защита г.Астрахани;

– Каспий;

– жилищное строительство;

– занятость населения;

– здравоохранение;

– образование;

– культура;

– социальная защита населения;

– развитие коммунального хозяйства;

– бытовое обслуживание населения;

– развитие промышленного производства;

– развитие инфраструктуры рынка;

– оздоровление экологической обстановки.

 

На реализацию программы необходимы средства в объеме 48710,1 млрд. рублей. При этом предполагаются следующие источники финансирования (в млрд. руб.):

федеральный бюджет – 2179,9

инвестиционный налоговый кредит (из федерального бюджета) – 1815,3

инвестиционный кредит на конкурсной основе – 3170,2

средства министерств и ведомств – 3386,9

областной бюджет – 1824,9

средства муниципального бюджета – 713,0

собственные средства предприятий – 2618,1

привлечение средств предприятий и организаций – 2172,7

средства спонсоров – 443,0

иностранные инвестиции – 3955,5

федеральный дорожный фонд – 771,4

фонд национально-культурного возрождения России – 3,1

государственный фонд занятости населения – 449,3

другие внебюджетные источники – 4498,8

 

В качестве результатов программы, которые ее разработчики ожидают получить, указаны стабилизация производства и его развитие, структурная реконструкция народнохозяйственного комплекса области, снижение безработицы, повышение жизненного уровня населения, формирование современной промышленной и социальной инфраструктуры, оздоровление санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки, увеличение внешнеторгового оборота, укрепление правопорядка.

 

Политический мониторинг №1(60)