Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Эстония в январе 1997

Александр ШЕГЕДИН

ЭСТОНИЯ

в январе 1997 года

1.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.    Правительство, исполнительные органы власти

После прекращения действия коалиционного соглашения между коалиционной партией (КП) и Реформистской партией (РП) сформированное Тийтом Вяхи правительство меньшинства рассматривается многими экспертами как промежуточный и кратковременный вариант. Однако в нынешних условиях хаоса в партийной жизни Эстонии, оно может просуществовать достаточно долго. Во всяком случае — до внеочередных парламентских выборов, проведение которых весьма вероятно, но не ранее осени 1997 года.

Традиционный период “рождественского мира” в политической жизни Эстонии закончился в середине января, когда правая оппозиция (РП, “Союз Отечества” (СО), “Умеренные” и “Правые”) начали переговоры по поводу создания теневого кабинета министров. Однако, по утверждению председателя СО Тойво Юргенсона конкретных результатов эти переговоры пока не принесли [1.1].

Между РП и крайне правыми (СО и Правые) существует слишком много противоречий, в то время как “третья сила” — Центристская партия (ЦП) занимает явно выжидательную позицию. В этой ситуации правые взяли курс на развал группировки Т. Вяхи изнутри, обвинив премьер-министра в незаконных махинациях с недвижимостью в Старом городе Таллинна.

Скандал разгорелся с подачи правой газеты “Постимеэс”, опубликовавшей материалы о том, как Вяхи помог своей дочери сомнительным путем приобрести квартиру в центре Таллинна [1.2]. Лидеры СО, которые вместе с реформистами организовали этот скандал, немедленно заявили, что КП погрязла в коррупции и не имеет морального права оставаться у власти ни в Таллинне, ни в целом в стране [1.3]. Начались закулисные переговоры в парламенте насчет вынесения вотума недоверия премьер-министру. Однако голосов одних правых депутатов не хватало, а “центристы” (ЦП) заявили, что нужно сначала принять закон о коррупции, который в свое время был провален в парламенте именно правыми [1.4].

В конечном итоге только 37 депутатов были готовы проголосовать за вотум недоверия (необходимый минимум — 51 голос). Надеясь внести раскол в ряды КП, правые настойчиво требовали заявления КП по поводу действий Т. Вяхи и других членов КП (бывшего мэра Таллинна — Яака Тамма и старейшины центральной части Таллинна Юри Отта), но КП с заявлениями не спешила [1.5].

ЦП в этой ситуации явно играла в свою игру. Требования об отставке Т. Вяхи она не поддержала, объяснив это довольно своеобразно — тем, что, во-первых, не все обстоятельства дела ясны, а во-вторых, что отставка приведет только к тому, что скандал будет замят, как и все другие дела, связанные с коррупцией [1.6].

Ключевое значение имело то, каким образом отреагирует руководство КП и ее союзника — Объединения селян. 29 января правление КП единогласно поддержало Т. Вяхи. Правда, лидер правого крыла КП Юло Нугис заявил, что Вяхи в любом случае придется уйти, но после последнего съезда КП, где ни Нугис, ни Э. Липпмаа даже не вошли в состав правления, позиции правых в партии довольно слабы [1.7]. На следующий день, 30 января, провели совещание сельские партии и Союз пенсионеров и семей. Они фактически поддержали Вяхи, заявив, что по данному дела не хватает объективной информации, зато предостаточно политических спекуляций [1.8].

Что касается правой оппозиции, то к концу января обнаружилась ее неспособность единым фронтом продолжать давление с целью убрать Вяхи. На собрании 30 января правые не смогли даже набрать подписей 21 парламентария, необходимых для вынесения вопроса о вотуме недоверия на обсуждение парламента. Более того, представители СО и РП (Тойво Юргенсон и Хейки Краних) занялись выдвижением взаимных претензий [1.9].

В Эстонии нет сейчас реальной политической силы (возможно, за исключением ЦП, которая пока выжидает) способной заменить команду Т. Вяхи. Однако из-за ухудшающейся экономической конъюнктуры положение нынешнего правительства отнюдь не блестяще.

В начале января правительство являвшееся акционером Северо-Эстонского банка (СЭБ) вынуждено было согласится на его слияние с Объединенным Банком и погашение из госбюджета убытков СЭБ в размере 150 млн. крон [1.10]. Между тем, госбюджет и так трещит по швам из-за огромного, учитывая размеры страны, бюрократического аппарата, который, к тому же, насквозь коррумпирован.

С 1 февраля пройдет волна сокращения государственных служащих, однако она будет носить не прагматический, а, скорее, политический характер. Согласно закону о госслужбе все служащие должны с 1 февраля иметь эстонское гражданство. Поэтому в уезде Ида-Вирумаа (Северо-Восток) будет уволено около трети полицейских. Например, в г. Силламяэ из 60 полицейских останутся 15 [1.11]. Большинство полицейских в этом регионе — русские, не знающие эстонского языка. Приказом директора Департамента полиции Айна Сеппика им дано еще два года (до 1 января 1999 г.) чтобы сдать экзамен. Однако это касается только тех, кто подал заявку на получение эстонского гражданства [1.12]. Северо-Восток является одним из самых криминогенных районов Эстонии, и увольнение такого количества полицейских еще более обострит эту проблему.

Финансирование полиции ЭР нельзя назвать достаточным, в отличие от финансирования спецслужб, на которое идет около 1% всего бюджета ЭР. Сейчас в эстонских спецслужбах работают около 600 человек, причем лучше всего, по данным прессы, финансируется Охранная полиция. Вне всякого законодательного регулирования проходит деятельность и финансирование Бюро информации (внешней разведки) [1.13].

В стране явно назрела необходимость административной реформы местных самоуправлений, однако она встречает упорное сопротивление бюрократии на местах. Эстония разбита сейчас на 15 уездов, а те, в свою очередь, на неоправданно большое количество волостей. В некоторых волостях живет по несколько десятков человек.

Вопрос об укрупнении волостей поднимался в парламенте еще в октябре, но обсуждение было прекращено из-за противодействия сельских депутатов. В январе его вновь подняли СО и “Правые”, представляющие интересы городской бюрократии [1.14].

Правительство также осознает необходимость сокращения государственного аппарата на местах. В середине января три министра — Яак Лейманн, Март Опманн и Райво Варе — предложили программу сокращения расходов на госаппарат. Программа предусматривает сохранение уровня расходов 1997-го года в течение двух последующих лет (1998 и 1999 г.) [1.15].

Программа немедленно стала предметом острых споров. Уездная бюрократия в лице старейшин уездов решительно выступила против [1.16].

Тотальная приватизация, часто приводящая к закрытию промышленных предприятий при практически полном отсутствии программы социальной помощи привели к росту социальной напряженности. 22 января лидер Союза эстонских профсоюзов Райво Пааво послал Т. Вяхи письмо-предупреждение по поводу ситуации в пос. Ору. В этом поселке располагается довольно крупный комбинат по переработке торфа. Предприятие было объявлено банкротом, а его работникам не была выплачена зарплата (около 1 млн. крон). В результате весь поселок оказался буквально на грани голодной смерти [1.16а]. Только массовая голодовка, объявленная работниками комбината, вынудила правительство в самом конце января начать выплачивать задолженность комбината-банкрота.

В середине января акция протеста учащейся молодежи против отмены правительством права на покупку билетов с 50%-ной скидкой на междугородние автобусы вылилась в Тарту в массовые беспорядки (попытки перевернуть автобус и драки с полицейскими) [1.17]. Участников акции (а это были, в основном, подростки) усиленно подогревали речами правые политики (в том числе мэр Тарту Тину Лукас, член СО).

Правительство довольно слабо контролирует работу МИД ЭР; это министерство традиционно является оплотом правых. Специфическим элементом эстонской политической жизни является значительное влияние студенческих корпораций, прежде всего Эстонского Студенческого Общества (ЭСО). Так, известного скандальным поведением, канцлера МИД Индрека Таранда спасает от отставки только заступничество ЭСО, членом которого является, в частности, министр иностранных дел Т. Ильвес. 13 января в парламенте, по настоянию двух депутатов от Объединения селян, даже прошло обсуждение вопроса — противоречат ли “внутренние правила” ЭСО эстонским законам [1.18]. Последний инцидент с И. Тарандом произошел во время встречи с делегацией депутатов Государственной Думы РФ, когда Таранд перепил и вел себя по хамски. Впрочем, сам он утверждает, что просто все говорит прямо, а не завуалировано [1.19].

1.2.    Парламент и партии

Парламент ЭР в последние месяцы стал менее предсказуемым, так как появилось большое количество независимых депутатов (из-за распада фракций), а также из-за ослабления внутрифракционной дисциплины.

Общая аморфность партийной системы ЭР поддерживается, в частности, тем, что как в парламентских, так и в местных выборах могут участвовать любые зарегистрированные политические организации или их союзы, а также независимые кандидаты. В середине января ЦП пыталась провести через парламент закон, согласно которому в выборах имели бы право участвовать только партии, но этого сделать не удалось (за проект проголосовало только 35 депутатов из 101). “За” выступили депутаты от партий, имеющих сейчас самый высокий рейтинг — ЦП и Реформистской партии, а также 3 депутата от “Умеренных”; “против” — КП (имеющая очень низкий рейтинг) и ее союзник Объединение Селян [2.1]. Если бы проект прошел, то это значительно увеличило бы вероятность внеочередных парламентских выборов, так как этого стали бы добиваться ЦП, РП и, вероятно, крайне правые во главе с СО.

Не имея достаточно голосов в парламенте для вынесения вотума недоверия правительству, правая оппозиция выбрала тактику мелких уколов. Так, 20 января РП представила в парламент проект объединения министерства сельского хозяйства, дорог и связи, и министерства экономики (тех самых, во главе которых стоят министры, предложившие проект административной реформы), который сам по себе достаточно абсурден [2.2]. Правые действуют и через местные самоуправления, прежде всего через Тартускую горуправу, находящуюся под контролем СО. Горуправа Тарту направила правительству письмо, в котором полностью поддерживает акцию учащихся, приведшую к беспорядкам в городе [2.3].

Что касается центристов, то они делают игру на противоречиях между командой Т. Вяхи и оппозицией ему в парламенте. Кроме того, они укрепляют свое влияние в ключевом с политической точки зрения органе местного самоуправления — Таллиннском горсобрании. В январе советником председателя Горсобрания Э. Сависааром был назначен один из самых информированных в Эстонии людей — опальный комиссар уголовной полиции Койт Пикаро [2.4].

В январе распалась еще одна фракция в парламенте — Партии развития (в свое время ее члены откололись от ЦП). 17 января 14 членов правления во главе с Арво Юнти ушли с заседания, так как на пост председателя ПР был избран один из самых известных в Эстонии политических интриганов — Тийт Маде [2.5]. После чего А. Юнти вышел также из фракции (после чего в ней осталось 5 человек и она автоматически прекратила свое существование), а правление ПР исключило его из партии [2.6].

В целом парламент в январе работал крайне малопродуктивно, не приняв ни одного важного решения.

1.3.    Положение русскоязычного населения

Среди русских политиков Эстонии продолжается ожесточенная внутренняя борьба, сводящаяся, в сущности, к удовлетворению личных амбиций. 3 января на заседании избирательного союза “Наш дом — Россия” (от этого союза были избраны в парламент все 6 депутатов развалившейся в декабре Русской фракции) было решено начать кампанию за отзыв из парламента членов Русской партии Эстонии(РПЭ) Николая Маспанова и Валерия Струкова [3.1]. В тот же день встретились для проведения первого раунда переговоров о восстановлении Русской фракции делегации РПЭ и Объединенной Народной партии Эстонии (ОНПЭ) [3.2].

Переговоры об урегулировании отношений между двумя партиями велись весь январь, однако стороны так и не пришли к соглашению по двум важным вопросам — состав Русской фракции (и механизм ротации ее председателя), а также взаимные финансовые претензии (еще со времен создания блока “Наш дом — Россия” ) [3.3].

Положение еще более запутывается из-за постоянной борьбы внутри обеих партий. В РПЭ крайне обострились отношения между председателем партии А. Маспановым и братьями Седашевыми (один из которых — член парламента), а в ОНПЭ внутренние оппозиционеры во главе с Николаем Соловьем добиваются ухода в отставку нынешнего правления партии [3.4].

Постоянные разборки между РПЭ и ОНПЭ стали уже притчей во языцех, и большинство русских относятся к обеим партиям с крайним скептицизмом. Этим пытается воспользоваться бывший лидер Интерфронта Евгений Коган. Созданное им движение “Справедливость” собирается участвовать в следующих местных выборах в Таллинне, а затем, оформившись в партию — и в парламентских выборах [3.5].

Северо-Восток — регион компактного проживания русского населения — продолжает оставаться районом экономической катастрофы.

25 января в Нарве прошла конференция Нарвского профцентра. На ней остро проявились противоречия между некоторыми лидерами профсоюзов. Многие из выступавших говорили о том, что в городе уже 2 года правит правая олигархия (мэр Райво Мурд, председатель госсобрания Анатолий Пааль), и за это время кризис постоянно углубляется. В выступлениях радикальных русских политиков, в частности, председателя Союза российских граждан Эстонии Юрия Мишина прозвучали призывы к уличным акциям — и это вызвало одобрение в зале. В принятом конференцией заключительном документе отмечалась необходимость выработки стратегического плана возрождения промышленности Северо-Востока [3.6].

2.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.    Отношения с Западом

Результаты активности Эстонии в вопросах интеграции с европейскими структурами можно оценить как удовлетворительные. Хотя о членстве в НАТО Эстонии, как и другим балтийским страна, видимо, придется забыть на некоторое время, сотрудничество с Европейским Союзом и Советом Европы развивается достаточно плодотворно.

21 января был подписан договор с ЕС о финансировании пяти проектов, касающихся туризма, экологии и сельского хозяйства — на которые ЕС выделяет 5 млн. экю. Кроме того, во время этой встречи с делегацией ЕС, Эстония подала заявку на участие еще в двух крупных проектах. Один из них касается укрепления охраны границы, второй — развития приграничных территорий балтийских стран и Польши [1.1]. Член Европейской комиссии Франц Фимлер публично заявил, что к 2003 году Эстония обязательно станет полноправным членом ЕС [1.2]. В конце января парламент создал специальную комиссию для связей с ЕС, в которой представлены все фракции [1.3].

Большим успехом для Эстонии стала отмена надзора со стороны Совета Европы за соблюдением прав человека. Уже перед обсуждением этого вопроса на очередной январской сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) куратор комиссии по надзору Рудольф Биндиг (Германия) высказался за его отмену [1.4]. 30 января ПАСЕ проголосовала за отмену надзора, несмотря на противодействие части российской делегации. Тем не менее, ПАСЕ рекомендовала Эстонии изменить закон, касающийся отмены образования на русском языке в гимназиях и вузах, отменить смертную казнь и присоединиться к Генуэзской конвенции 1951 года о беженцах [1.5]. За день до этого, 29 января, правительство ЭР передало конвенцию на ратификацию в парламент [1.6]. Кроме того, в начале сессии, 27 января, представитель Эстонии Кристина Оюланд была избрана на пост вице-председателя политического комитета ПАСЕ (одним из ее конкурентов на пост был В. Жириновский) [1.7].

Отношения с отдельными западными странами также развивались достаточно успешно. Продолжается военное сотрудничество с Данией, которая курирует сотрудничество балтийских стран с НАТО. В январе в Данию на 2-месячные курсы выехала очередная группа солдат, которые вместе с литовцами и латышами входят в датский батальон миротворческих сил [1.8].

Ряд обнадеживающих заявлений о возможности установления безвизового режима с Эстонией сделали скандинавские соседи. Министр иностранных дел Норвегии Бьорн Годал заявил о возможности установления такого режима уже в этом году [1.9].

Аналогичное заявление сделал заместитель министра иностранных дел Швеции Пьер Шорин. Возможно безвизовый режим со Швецией будет установлен уже летом этого года, однако шведы выдвигают предварительные условия — присоединение Эстонии к конвенции о беженцах и установление пограничного контроля на границах между балтийскими странами, который сейчас фактически отсутствует [1.10].

В то же время, следует отметить общее ухудшение имиджа Эстонии в глазах западного общественного мнения. За Эстонией закрепилась репутация страны, в которой существует проблема соблюдения прав национальных меньшинств. Кроме того, в последнее время на страницах западных (в основном скандинавских) газет появилось много материалов о коррупции в Эстонии, причем не без участия эстонской же правой оппозиции [1.11].

2.2.    Отношения с Россией и балтийскими странами

После короткой оттепели в отношениях с Россией (в связи со встречей в Петрозаводске С. Калласа и В. Черномырдина) вновь наступило похолодание. Россия продолжает настаивать на решении проблемы русскоязычного населения в обмен на подписание договора о границе, который жизненно важен для Эстонии, стремящейся стать членом ЕС.

На первом заседании Совета соотечественников при Государственной Думе РФ представители из Эстонии — Ю. Мишин и член президиума Союза ветеранских организаций Александр Якушев вновь призвали оказать экономическое давление на Эстонию и одновременно способствовать созданию сильных экономических структур у русской общины Эстонии [2.1].

Впрочем, никто толком не может объяснить, как можно претворить в жизнь столь внутренне противоречивый план. Значительные отклики в Эстонии вызвали сообщения о заявлении министра иностранных дел России Евгения Примакова о возможности введения санкций в отношении Эстонии, как государства, в котором подвергаются дискриминации этнические русские (На самом деле заявления в нормальном смысле Примаков не делал; он лишь вставил один абзац с общими пожеланиями об этом в свой текущий доклад на заседании в Совете министров РФ; однако эти фразы были значительно усилены российской прессой — прим. ред. мониторинга) [2.2]. Однако почти все русские политические силы в Эстонии едины во мнении, что экономические санкции ударят прежде всего по русским в Эстонии, многие из которых связаны деловыми отношениями с Россией. А. Маслаков считает, что от введения санкций выиграют только монополисты обеих стран, а правление ОНПЭ даже сделало специальное заявление, в котором выступает против их введения [2.3].

Сообщения о заявлении Примакова вызвало явное беспокойство в эстонских политических кругах. 16 января президент Леннарт Мери созвал заседание Совета обороны. На нем обсуждалась дальнейшая стратегия восточной политики. Было решено занять выжидательную позицию и тщательно отслеживать внутриполитическую ситуацию в России, особенно борьбу за власть в Кремле [2.4].

Несмотря на противодействие крайне правых, “круглый стол” парламентских партий, собравшийся в конце января, решил, что договор о границе крайне важен для Эстонии. Однако под давлением СО в итоговом документе была признана необходимость дополнения договора (если он будет подписан и ратифицирован) декларацией, в которой Эстония подчеркнула бы важность Тартуского мира [2.5].

Интересно, что в Страсбурге, на заседании ПАСЕ Г. Зюганов заявил эстонским журналистам, что договор о границе не подписывается до сих пор прежде всего из-за болезни Б. Ельцина и безвластия в Кремле, хотя и вопрос о правах человека тоже остается [2.6]. В то же время МИД РФ считает главным препятствием невыполнение Эстонией условий петрозаводских соглашений.

30 января посол Эстонии в Москве Март Хельме был вызван в МИД РФ, где ему было высказано неудовольствие по поводу того, что Эстония не желает сотрудничать на уровне рабочих групп экспертов по правам человека [2.7].

Эстония продолжает раздражать Россию своей активной политикой в отношении Чечни. 6 января парламент ЭР начал обсуждать вопрос о посылке эстонских наблюдателей на президентские выборы в Чечне. Учитывая то, что Россия не дает визы политикам, которые подписывали прочеченские заявления, было решено послать в Чечню правого радикала из СО В. Нийтсоо, который не подписывал заявлений, а также несколько человек по каналам Организации Непредставленных Народов (ОНН), один из лидеров которой — тартуский профессор Л. Милль — давний друг Джохара Дудаева [2.8]. После избрания президентом Аслана Масхадова группа поддержки Чечни в эстонском парламенте направила ему поздравления [2.9].

Между тем, перед выборами З. Яндарбиев назначил Яакуса Райдала, весьма экстравагантного эстонского политика и лидера Партии Будущего Эстонии, официальным представителем Чечни в Эстонии [2.10]. Это вызвало явное неудовольствие как членов группы поддержки Чечни в парламенте, так и группы Имрана Ахаева, который до этого представлял Чечню. Однако на собрании чеченской общины в середине января полномочия Райдала были признаны [2.11]. Действуя в характерном для себя стиле, Райдал тут же пошел регистрироваться в МИД ЭР, где ему долго объясняли, что Эстония пока не признала Чечню в качестве независимого государства.

Несмотря на неподписанный договор о границе, в определенные периоды года между Эстонией и Россией действует режим упрощенного перехода границы, который действует, в частности, на старый новый год для лиц, у которых в России живут или похоронены ближайшие родственники или есть недвижимость [2.12]. В конце января Василий Виноградов, начальник консульского отдела МИД РФ, заявил, что Россия уже в ближайшем будущем готова к установлению безвизового режима пересечения границы с Эстонией [2.13]. Однако весьма сомнительно, что на это в ближайшем будущем согласится Эстония.

Соперничество между балтийскими странами по поводу вступления в ту или иную западную организацию производит довольно негативное впечатление на Западе. Кроме того, прибалтийские политики постоянно и публично обмениваются замечаниями по этому поводу.

Попытки сохранения былого прибалтийского единства с акцентом на противостоянии с Россией делают, как правило, правые национал-радикалы. Новый председатель литовского Сейма В. Ландсбергис во время визита в Таллинн польстил эстонским политикам, заявив, что Эстония вполне может войти в состав ЕС в гордом одиночестве, не дожидаясь Литву и Латвию. Главное, чтобы балтийские страны единым фронтом выступали в отношениях с Россией [2.14].

Источники

1.1. Энно Таммер. Оппозиция думает о теневом кабинете // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 13 января

1.2. Энно Таммер. Тийт Вяхи сделал дочери квартиру // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 22 января

1.3. BNS. Союз Отечества ждет... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 24 января

1.4. BNS. Парламент может сместить Вяхи // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 25 января

1.5. Энно Таммер. 37 депутатов парламента ждут... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 28 января

1.6. BNS. Никаких отставок до полной ясности // Молодежь Эстонии — Таллинн. — 1997 — 30 января

1.7. Редакция новостей Руководство Коалиционной партии поддерживает // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 30 января

1.8. ЭТА. Сельские партии пока доверяют // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 31 января

1.9. BNS. Оппозиция не смогла договориться // Там же

1.10. Яан Кельдер. Объединенный и Северо-Эстонский банки объединяются // Постимеэс — Тарту. — 19977 -6 января

1.11. BNS. В Ида-Вирумаа собираются уволить треть полицейских // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 7 января

1.12. BNS. Полицейские Ида-Вирумаа обязаны // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 17 января

1.13. Редакция новостей. Эстонским спецслужбам идет 1% госбюджета // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 21 января

1.14. BNS. Союз Отечества вновь внес проект // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 15 января

1.15. Арго Идеон. Три министра ищут пути... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 18 января

1.16. BNS. Старейшины уездов не поддерживают // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 21 января

1.16а. BNS. Лидер профсоюзов требует... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 23 января

1.17. Виллу Пярт, Ало Лыхмус. Митинг перешел в беспорядки // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 16 января

1.18. BNS. Министр внутренних дел Синиярв... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 13 января

1.19. BNS. Юхан Наре не обвиняет... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 17 января

2.1. Энно Таммер. Избирательные союзы избежали запрета // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 15 января

2.2. BNS. Реформистская партия хочет... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 21 января

2.3. ЭТА. Тартуская горуправа послала письмо... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 18 января

2.4. Энно Таммер. Койт Пикаро будет советовать... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 17 января

2.5. BNS. Правление Партии Развития раскололось // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 18 января

2.6. BNS. Арво Юнти ушел из фракции // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 29 января

3.1. BNS. Места разваливших Русскую фракцию... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 6 января

3.2. РТ. Начались переговоры // Молодежь Эстонии — Русский Телеграф — Таллинн. — 1997 — 6 января

3.3. BNS. Ведутся переговоры о воссоздании // Молодежь Эстонии — Таллинн. -1997 — 30 января

3.4. Николай Соловей. Кто-то должен уйти // Молодежь Эстонии — Таллинн. — 1997 — 21 января

3.5. BNS. Лидер Интерфронта Коган... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 16 января.

3.6. Е. Ашихмин. “Профи” — мастера финтов // Молодежь Эстонии — Таллинн. — 1997 — 30 января

 

II. 1.1. BNS. Эстония и Европейский Союз подписали... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 22 января

1.2. STT-BNS. Член Европейской Комиссии... // там же

1.3. BNS. Парламент создал еврокомиссию // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 24 января

1.4. BNS. Европа решает вопрос... // Постимеэс- Тарту. — 1997 — 27 января

1.5. Тоомас Маттсон. Совет Европы закончит надзор над Эстонией // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 31 января

1.6. Эпп Алаталу. Конвенция о беженцах добралась до парламента // Постимеэс — Тарту. -1997 — 30 января

1.7. BNS. Кристина Оюланд стала вице-президентом... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 29 января

1.8. BNS. Первая группа из Эст. взвода... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 13 января

1.9. Урмас Паэт. Безвизовый режим с Норвегией... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 15 января

1.10. ЭТА. Безвизовый режим со Швецией // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 30 января

1.11. ЭТА. Европа следит за скандалом... // там же

2.1. Е. Шаромов. Кнут и пряник? // Молодежь Эстонии — Русский Телеграф — Таллинн. — 1997 — 6 января

2.2. BNS. Еще одно последнее... //Русская газета — Тарту. — 1997 — 14 января

2.3. BNS. Санкции России // Русская газета — Тарту. — 1997 — 18 января

2.4. Редакция новостей. Эстония продолжает диалог с Россией // Русская газета — Тарту. — 1997 — 17 января

2.5. BNS. Декларация к договору о границе // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 25 января

2.6. BNS. Зюганов: заключение договора... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 29 января

2.7. BNS. Россия обвиняет Эстонию... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 31 января

2.8. BNS. Руководство парламента начало обсуждение... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 6 января

2.9. ЭТА. Поздравления Аслану Масхадову // Молодежь Эстонии — Таллинн. — 1997 — 30 января

2.10. BNS. Райдал начнет с понедельника... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 6 января

2.11. BNS. Чеченская община признала... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 17 января

2.12. BNS. В восточной Эстонии... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 13 января

2.13. BNS. Никаких списков — это тайна! // Молодежь Эстонии — Таллинн. — 1997 — 30 января

2.14. BNS. Ландсбергис: успех одного из Балтийских государств... // Постимеэс — Тарту. — 1997 — 23 января

 

Политический мониторинг №1(60)