Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Грузия в январе 1997

Марина РАЗОРЕНОВА

Республика ГРУЗИЯ

в январе 1997 года

Январь стал месяцем подведения итогов прошедшего года.

Многочисленные правительственные совещания, выступления Президента, министров и руководителей парламента, отчеты Статистического управления — все предлагали свои выводы о результатах экономического, социального и политического развития Грузии в 1996 году.

Прошедший год внешне был вполне спокойным и "будничным". По словам одного из самых известных грузинских политологов Георгия Нодиа, "год был никаким".

На первый взгляд может показаться странным, что выборы, прошедшие в трех республиках — Аджарии (парламентские), Абхазии (парламентские) и Южной Осетии (президентские) при характеристике прошедшего года остались без внимания. Похоже, что события в Абхазии и ЮО уже не воспринимаются как собственно грузинские (если речь не идет о пропаганде). Что же касается Аджарии, то результаты выборов там не изменили ни расстановки сил в самой республике, ни отношений между официальным Тбилиси и Батуми.

И все же, не исключено, что в 1996 году был заложен фундамент будущих серьезных изменений в политической жизни Грузии. Это прежде всего связано с ситуацией, сложившейся в "ближнем круге" Эдуарда Шеварднадзе. Однако эта ситуация не является достоянием общественной гласности.

1.    Экономические итоги

Несмотря на постоянно констатируемый общий экономический кризис 70 процентов предприятий Грузии по данным Госдепартамента промышленности Грузии так или иначе, но работать продолжают. По словам заместителя председателя департамента Владимира Чачанидзе, на базе именно этих предприятий будут созданы совместные, в которых весьма заинтересованы зарубежные инвесторы.

Однако степень риска инвестиций в Грузии по-прежнему остается одной из самых высоких в мире.

В этой связи любопытен следующий факт. Японская компания "Иточу", делающая первые шаги в грузинской экономике потребовала за свое участие в инвестициях не просто честного слова грузинского правительства, которое для них, видимо, не может служить достаточно веской гарантией. Она хочет, чтобы гарантом их инвестиции стало государственное имущество Грузии.

Это требование создало на переговорах в декабре кризисную ситуацию. Что пообещал президенту "Иточу" Президент Грузии во время встречи за закрытыми дверями — не известно. Известно лишь, что японские эксперты решили продолжить составление бизнес-плана инвестиций в 1997 году.

Гораздо смелее действует Турция. На январской встрече правительственных делегаций Турции и Грузии обсуждались вопросы строительства 500-киловольтной транзитной линии электропередачи и ГЭС на реке Чорохи.

По экспертным оценкам, в распоряжении теневой экономики находится около 10 тысяч промышленных объектов, что составляет примерно треть от общего числа зарегистрированных в Грузии объектов.

Грузия является одним из крупнейших должников в регионе. Сумма ее долгов (кредитов, данных республике) составляет около 1 миллиарда 400 миллионов долларов. Уже сегодня Грузия должна вернуть около 300 миллионов долларов. В основном это долги странам СНГ и международным финансовым организациям. Ежеквартально Грузия должна выплачивать в виде процентов около 7 миллионов долларов. При этом в 1996 году Грузия смогла выплатить странам СНГ лишь 45 миллионов долларов.

В декабре во время встречи с Шеварднадзе представитель Международного Валютного Фонда Мухаммед Шадман-Валави заявил, что с точки зрения макроэкономики Грузия идет в верном направлении, хотя существует ряд серьезных проблем.

1.1.    Энергетика

Экономика Грузии по-прежнему работает в условиях энергетического кризиса. Дефицит электроэнергии составляет 40-45 процентов. При нерешенной проблеме неплатежей правительство с 1 января увеличило тарифы за потребление электроэнергии. Это повышение принято в соответствии с требованиями Всемирного банка и ряда международных организаций.

По словам министра топлива и энергетики Давида Зубиташвили, Международные финансовые организации грозят прекратить выделение помощи Грузии в случае, если не будет урегулирован вопрос платежей за электроэнергию.

С 1 января 1997 года началась приватизация электроэнергетического сектора Грузии.

По утверждению Шеварднадзе, 1997 год должен стать годом выхода из кризиса в энергетической отрасли Грузии.

1.2.    Система налогообложения

Однако требования международных финансовых организаций далеко не всегда выполняются беспрекословно.

В конце декабря Парламент Грузии внес изменения в налоговую систему, фактически отвергнув при этом рекомендации МВФ. Таким образом, предварительная договоренность между правительством Грузии и МВФ нарушена. Вместо фиксированного 40-процентного налога на ввоз бензина будет действовать обычный режим налогообложения. Изменена и рекомендация МВФ по табаку и табачным изделиям. Табак вообще освобожден от акцизных ставок, на импортные сигареты акциз составит 100 процентов, на отечественные — 55. Рекомендация МВФ предусматривала 55 процентов акцизных сборов.

Несмотря на увеличение внешнеторгового оборота в 1,6 раз по сравнению с 1995-ым годом, значительно ухудшился внешнеторговый баланс Грузии, дефицит которого составил 448 миллионов долларов. Грузия имеет положительный внешнеторговый баланс только с 12-ю странами из 83.

Россия стала первым внешнеторговым партнером Грузии, сместив на второе место лидировавшую в 1995 году Турцию. Затем идут Азербайджан, Румыния, Армения.

 

В настоящее время прожиточный минимум в Грузии составляет 194 лари ($ 143). По данным Департамента социальной и экономической информации, 70 процентов населения Грузии не имеет ни прожиточного минимума, ни минимальной потребительской корзины.

2.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

2.1.    Россия и Грузия

Последний месяц 1996 года ознаменовался визитом председателя Государственной Думы России Геннадия Селезнева, первый месяц наступившего года — разговорами о предстоящем визите министра обороны РФ Родионова. И ту и другую фигуру можно было бы назвать фигурой non-grata для Грузии, хотя отрицательный имидж генерала Родионова не соизмерим со скандальным образом спикера российского парламента.

12 декабря Селезнев выступил в грузинском Парламенте и реакция на его выступление была резко отрицательной. По мнению наблюдателей перспектива ухудшения грузино-российских отношений после выступления Селезнева стала почти неминуемой. Грузинские депутаты были возмущены тем, что Геннадий Селезнев предложил им в обмен на ратификацию грузино-российского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве ратифицировать Договор о военных базах, фактически обвинил в вытеснении из Грузии русскоязычного населения и практически запретил участвовать в программе НАТО "Партнерство во имя мира".

 

Грузия отказалась подписать проект Концепции экономического интеграционного развития стран Содружества. Эту позицию прокомментировал Нико Лекишвили: — Грузия считает невозможным свое присоединение к Таможенному союзу, так как она в этом случае теряет до 300 миллионов долларов дохода, — Грузия считает для себя неприемлемым объявление свободной торговли на территориях стран Содружества из-за разных режимов торговли, — Грузию не устраивает создание единого Платежного союза, — Грузия не приемлет создание надгосударственных структур СНГ.

Против подписания Концепции выступили также Узбекистан, Туркмения и Азербайджан.

На московском совещании на этот раз не обсуждался вопрос грузино-абхазского урегулирования, хотя восстановление территориальной целостности Грузии, пожалуй, главная нерешенная политическая задача, перешедшая по наследству в новый 1997 год.

2.2.    Проблема грузино-абхазского урегулирования

В декабре в Лиссабоне по итогам совещания на высшем уровне стран-участниц ОБСЕ были приняты две декларации.

Для Грузии важными являются два параграфа Декларации Лиссабонского саммита — те, в которых признана этническая чистка грузинского населения в Абхазии и взято обязательство содействовать возвращению беженцев.

23 декабря информационное агентство BGI со ссылкой на надежный источник сообщило, что абхазская сторона согласилась на возвращение беженцев в Гальский район в обмен на снятие блокады Абхазии. Это условие выдвинула абхазская делегация во главе с министром иностранных дел Константином Озганом на четырехсторонней встрече в Гали. Грузинская сторона заявила, что экономическая блокада может быть снята только после того, как начнется массовое возвращение беженцев на всей территории Абхазии.

Одновременно Абхазия намерена обратится к саммиту глав государств СНГ с просьбой отменить экономические санкции, введенные по требованию Грузии в прошлом году. По словам спикера парламента Абхазии Сократ Джинджолия, экономическая блокада ведет Абхазию к разорению, а пограничный режим, введенный на границе по Псоу ограничил возможность передвижения граждан Абхазии.

Последние в 1996 году четырехсторонние переговоры в Гали ни к чему не привели. По словам заместителя председателя парламента Грузии, председателя парламентской временной комиссии по Абхазии Вахтанга Колбая, стороны не смогли договориться по принципиальным вопросам — безопасность населения, функции миротворческих сил и проблемы местного управления. Хотя Россия и пыталась как-то сблизить позиции сторон, но на данном этапе это было невозможно, отметил Колбая.

Между тем в самом конце декабря начались переговоры о перемещении российских миротворческих сил в Абхазии с реки Ингури на реку Гализга.

В конце января около ста абхазских боевиков были введены из Гудаута в Гальский район. Абхазская сторона заявила, что введение боевиков вызвано появлением в регионе грузинских партизан, засланных Министерством безопасности Грузии. Пресс-служба министерства безопасности Грузии категорически опровергла это утверждение.

Сообщение через реку Ингури было прервано. По неуточненным данным, 26 января в результате нападения боевиков на несколько сел Гальского района, которые находятся в зоне безопасности, убито 5 человек, взяты в плен 17 жителей, ограблено несколько домов. Грузинская сторона обвиняет российских миротворцев в пособничестве абхазским боевикам.

Таким образом первый месяц нового года не дал никаких сдвигов в разрешении грузино-абхазского конфликта. А проблема возвращения беженцев даже усложнилась. Обещание министра иностранных дел России Евгения Примакова начать возвращение беженцев в Абхазию 15 января осталось лишь обещанием.

 

Осетинская сторона, по утверждению З. Жвания, выразила готовность серьезно рассмотреть вопрос возвращения беженцев. Но это связано с одной проблемой — сегодня в домах грузин живут осетины, которые по вполне понятным причинам вынуждены были приехать сюда из различных районов Грузии. Что же касается принципов политического урегулирования конфликта, то о них, по словам спикера грузинского Парламента говорить пока рано.

По сообщению пресс-секретаря Президента Южной Осетии, вопрос определения политического статуса Южной Осетии будет решаться в процессе переговоров и прогнозировать их заранее не имеет смысла.

2.3.    Проблемы турок-месхетинцев

В декабре 1996 года Эдуард Шеварднадзе подписал постановление о возвращении репатриированных из Грузии 900 семей месхов (турок-месхетинцев). Барамидзе считает это решение преждевременным. Он предложил "переселить сначала несколько семей и посмотреть, как уживутся они с местным населением".

Это мнение разделяют многие политики и ряд экспертов. В Самцхе-Джавахети сегодня проживают в основном армяне, и с приездом туда турок-месхетинцев появляется опасность возникновения новой горячей точки на карте Грузии.

Представители радикальной оппозиции рассматривают этот шаг Президента как очередное доказательство его ангажированности Москвой. Например, в заявлении Общества Ильи Праведного утверждается, что вопрос о возвращении в Грузию турок-месхетинцев вновь поднят по инициативе Москвы: "Эту идею Империя пытается осуществить руками незаконного правительства Грузии. Все это делается для того, что бы проблема возвращения Абхазии и Самачабло отошла на второй план".

Необдуманным назвал постановление Президента Грузии и председатель Фонда по защите прав человека и социальной обеспеченности заключенных Георгий Тевзадзе. Он считает, что это решение может обострить и без того напряженную обстановку в стране. По мнению Тевзадзе, решать этот вопрос можно только путем референдума.

Несомненно, что все высказываемые опасения небезосновательны. Кроме того надо принимать во внимание внешнеполитический фактор Армении. И, хотя Тер-Петросян не должен быть заинтересован в обострении конфликта на юге Грузии, так как в результате Армения может оказаться в полной изоляции, не исключено, что его оппозиция постарается использовать ситуацию в своих интересах.

Может быть именно поэтому и официальный Ереван и официальный Тбилиси спешат договориться о границах между двумя странами.

В феврале состоится первое заседание армяно-грузинской комиссии по делимитации и демаркации государственной границы между Арменией и Грузией. Договоренность об этом была достигнута в январе во время однодневного визита министра иностранных дел Грузии Ираклия Менагаришвили в Ереван.

2.4.    Борьба с коррупцией

Похоже, что ключевым словом политического лексикона Грузии станет в наступившем году слово "коррупция", а устойчивым словосочетанием — "борьба с коррупцией".

Сегодня многие эксперты, в том числе и западные считают Грузию одним из самых коррумпированных государств мира.

До сих пор коррупцию в верхних эшелонах власти замечали только наиболее смелые журналисты, а также представители международных финансовых и гуманитарных организаций. Теперь ее заметил глава государства. Его выводы озвучил генеральный прокурор Джамлет Бабилашвили, признав, что коррупция приняла угрожающие размеры и проникла в высшие эшелоны власти. По его словам, особенно процветает коррупция в структурах которые занимаются привлечением инвестиций, экспортом древесины и цветных металлов, а также борьбой с наркобизнесом.

20 января на заседании правительства Шеварднадзе подтвердил заявление прокурора и уведомил всех, что этот год станет переломным в борьбе с коррупцией в государственных структурах Грузии, причем борьба будет длительной и тяжелой и начнется с высших эшелонов власти.

Первые шаги были сделаны сразу. 27 января госминистр Нико Лекишвили заявил, что пока в Грузии нет Декларации о доходах, все чиновники должны представить в Госканцелярию сведения о своих доходах. По его словам, эти сведения будут перепроверяться, и, если окажется, что доходы незаконны или скрыты, эти чиновники понесут ответственность.

Затем Президент потребовал, чтобы в каждом министерстве, ведомстве, регионе были созданы чрезвычайные группы для контроля и анализа ситуации по борьбе с коррупцией.

По инициативе Президента и Парламента создается Антикоррупционное агентство. По словам председателя парламентской временной комиссии по борьбе с коррупцией Георгия Барамидзе, цель создания агентства — искоренение коррупции в высших эшелонах власти и контроль над силовыми структурами.

Следует отметить, что оппозиция в этом вопросе абсолютно солидарна с официальной властью. В частности список коррумпированных высокопоставленных чиновников Грузии составили и представили в Министерство безопасности социал-демократы. Как утверждает лидер Социал-демократической партии Грузии Гурам Мучаидзе, аналитическая служба партии составила этот список, основываясь на высказываниях самих же чиновников в прессе. В него попали госминистр, министры внутренних дел, финансов, экономики, культуры, образования и другие.

2.5.    То, что остается "за кадром"

Сегодня наблюдатели выделяют из "ближнего круга" Шеварднадзе три фигуры, способные оказывать влияние на политическую жизнь страны. Это — глава кабинета министров государственный министр Грузии Нико Лекишвили; председатель Парламента Зураб Жвания и министр государственной безопасности Шота Квирая. Правда последний, в отличие от своего предшественника Игоря Гиоргадзе не стремится продемонстрировать увлечения политикой. Что же касается Жвания и Лекишвили, то после известного публичного скандала, когда спикер Парламента назвал госминистра денежным мешком, за что и получил оскорбительный намек на свою сексуальную ориентацию, — отношения между политиками превратились в постоянный, то скрытый, то явный антагонизм. Жвания, несомненно, претендует на президентское кресло и будет выставлять свою кандидатуру уже менее, чем через четыре года.

Порой даже особам, приближенным к Президенту, кажется, что последний не только покровительствует Жвания, но и видит в нем своего приемника. Однако, Шеварднадзе столь же быстро убирает от себя человека, сколь быстро приближает его к себе.

Значительная популярность Зураба Жвания на Западе, который воспринимает его как перспективного молодого политика западного образца, возможно, вызывает у Президента некоторую ревность. А активность Жвания и его стремление к самостоятельности, вероятно, периодически раздражают Шеварднадзе.

В июле прошлого года он впервые после избрания нынешнего парламента позволил себе продемонстрировать это раздражение.

Тогда внимательные журналисты из всего выступления Шеварднадзе на заседании Парламента выделили четыре ключевых фразы.

Первая: "Парламент очень быстрыми темпами превратился в реальную законодательную власть".

Вторая: "Зураб Жвания быстро стал крупной политической фигурой".

Третья: "Между мной и Жвания прекрасные отношения и нет никаких проблем, и свои взгляды он защищает с принципиальностью, необходимой председателю парламента, как это и должно быть в демократическом государстве".

И, наконец, четвертая: "Я собираюсь баллотироваться на следующий срок".

Некоторые наблюдатели расценили эти слова как предупреждение, за которым может последовать что угодно в зависимости от того, как поведут себя и Зураб Жвания, и парламент.

Эта история породила множество слухов о скором конце карьеры молодого спикера. С тех пор эти слухи то усиливаются, то прекращаются. Государственный министр, для которого, по его собственному признанию, идеалом является мэр Москвы Лужков, в зависимости от ситуации демонстрирует либо свою лояльность к спикеру, либо свою независимую политическую активность.

Кого из них Шеварднадзе сочтет наименее опасным для себя, вероятно покажет наступивший год.

 

В обзоре использованы материалы информационных агентств BGI и BS-PRESS, а также эксклюзивные материалы автора.

 

Политический мониторинг №1(60)