Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Андрей ЯКУРИН

Андрей якурин

новгородская область

в январе 1997 года

1.    ЭКОНОМИКА

1.1.    Промышленность

На протяжении всего 1996 года производство промышленной продукции на территории Новгородской области продолжало сокращаться.

 

 

1996г.

1996г. в % к 1995г

1995г. в % к 1994г.

1994г. в % к 1993г.

1996г. в % к 1993г.

Объем промышленной продукции, январь-ноябрь (млрд. руб.)

4561,4

86,7

86,3

73,7

55,1

Производство товаров народного потребления, январь-ноябрь (млрд. руб.)

819,6

81,6

74,9

58,7

35,9

В том числе:

 

 

 

 

 

продовольственных товаров

379,9

99,0

78,0

77,8

60,1

алкогольных напитков и пива

138,6

82,1

73,4

49,7

29,9

непродовольственных товаров

301,1

67,5

71,9

52,3

25,4

Капитальных вложений за счет всех источников финансирования

1092,2

131

76,0

65,5

65,2

Общий объем товарооборота с учетом экспертных оценок неорганизованной продажи товаров на рынках (млрд. руб.)

3532,8

101,9

86,0

115,5

101,0

Перевозка грузов (по официальным данным), тыс. тн.

4900

68,8

81,6

58,0

32,6

 

Как видно из таблицы, объем промышленного производства сократился за год на 13,3% (за три года на 44,9%). Среднемесячные темпы падения производства в 1995 году составили 1,2%, как и в 1995 году. Необходимо отметить, что вывод, сделанный автором в январе 1995 года о том, что при приближении к критической точке темпы падения производства закономерно будут уменьшаться, оказался не совсем верным, ибо автор не в полной мере учел имеющиеся в области резервы падения промышленного производства. Вместе с тем, в 1996 году наблюдалось некоторое увеличение общего объема товарооборота, что говорит о имеющихся положительных тенденциях в экономике области. Среди предприятий, увеличивших выпуск продукции, продолжают доминировать предприятия со смешанным (с иностранным участием) капиталом. Очевидно, что успехи этих структур на фоне обвального падения производства на отечественных предприятиях также отнюдь не являются показателем стабилизации экономики области. Подтверждением этому может служить то, что из 138 важнейших видов продукции, ежемесячно наблюдаемых органами статистики, производство сокращено по 96 наименованиям (69,6%).

Увеличение объема капитальных вложений связано, прежде всего, с политикой привлечения инвестиций, как зарубежных, так и отечественных, проводимой на протяжении последних трех лет администрацией области. Администрация Новгородской области начиная с 1994 года предпринимает реальные действия по привлечению на территорию региона отечественных и зарубежных инвесторов. С этой целью был разработан ряд мер экономического характера. Так, на территории Новгородской области не пошли на введение максимальных нормативов налога на имущество, посчитав, что введение таких нормативов может быть разорительным для и так находящихся на грани банкротства подавляющего количества предприятий области. Администрацией и Думой Новгородской области были приняты законы о предоставлении налоговых льгот с целью привлечения инвестиций. Инвестиции, которые идут на развитие производства, освобождаются от части налогов, поступающих в областной бюджет до их полной самоокупаемости или истечения установленного администрацией области срока. Это положение распространяется как на отечественных, так и зарубежных инвесторов. От уплаты в бюджет налога на прибыль и налога на имущество  на территории области освобождены организации, созданные при организационном и финансовом участии администрации области, осуществляющие функции поддержки развития малого предпринимательства в регионе. Снижена до одного процента ставка налога на имущество для совместных предприятий с участием иностранного капитала, получивших валютный кредит, предоставленный иностранными банками на строительство промышленных объектов под гарантии Минлеспрома СССР.

Принятие таких законов привело к значительному оживлению зарубежных инвесторов на территории области: за последние годы в экономику области было вложено около 223 млн. долларов (в Петербург, для сравнения, 263 млн.) [1]. Новгородская область, находясь по инвестиционному потенциалу на 63 месте из 89 российских регионов, занимает первое место в перечне регионов с наиболее благоприятными условиями для иностранных инвесторов, что позволяет ряду экспертов считать Новгородскую область “переинвестированной”. По заявлению первого вице-губернатора области В.Трофимова, область на сегодняшний день имеет инвестиционных предложений на сумму в 1 миллиард долларов, что в 5 раз превышает объемы областного бюджета [2].

На начало 1997 года в области работало 157 совместных предприятий, специализирующихся на производстве кондитерских изделий, жевательной резинки “Стиморол”, продуктов лесопереработки и т.д. В городе Чудово Новгородской области завершено строительство крупнейшей в континентальной Европе шоколадной фабрики. Проектная мощность этой фабрики – 45 млн. килограммов шоколадных изделий в год. Строительство этой фабрики осуществлялось английской фирмой “Кэдбери”, которая инвестировала в этот проект 120 миллионов долларов. Более 3 миллионов долларов эта компания вложила в инфраструктуру Чудовского района. 120 тысяч долларов вложено в реконструкцию Чудовских очистительных сооружений, 200 тысяч – в строительство пожарного депо, 1,5 миллиона – в реконструкцию электроподстанции и т.д. 25 ноября 1996 года состоялось торжественное открытие этой фабрики, на котором присутствовал губернатор области М.Прусак. Вместе с тем, не оправдались надежды администрации области на оживление молочного скотоводства, так как производимое на территории области молоко не подходит для производства шоколадных изделий по своим микробиологическим характеристикам. Развертывание же системы сбора молока у населения с оперативным охлаждением до 4-5 градусов Цельсия, что могло бы решить проблему, требует существенных дополнительных вложений, что в настоящий момент представляется нереальным. Поэтому в настоящее время фабрика работает на импортном сухом молоке, в то время, как производство собственного молока продолжает неуклонно сокращаться.

В конце октября 1996 года была достигнута принципиальная договоренность с немецкой стороной о вложении инвестиций в новгородские предприятия напрямую через новгородские банки. Гарантом при этом выступила администрация области. Такая договоренность направлена не только на существенное ускорение инвестиционного процесса, но и на упрочение положения местных финансовых структур (отметим, что столь характерная для большинства регионов экспансия столичных банков в Новгородской области практически отсутствует, несмотря на близость региона к Москве и Санкт-Петербургу) [3].

Администрация области прилагает большие усилия к созданию на ее территории необходимой для эффективного функционирования предприятий рыночной инфраструктуры. На начало 1997 года на 70% был составлен земельный кадастр области, ведутся работы по составлению лесного и водного кадастров. В Новгороде эффективно работают Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса, Инновационный техно-парк, принят областной закон об ипотеке. Сумма объявленных инвестиций, по которым подписаны соглашения, утверждены проекты и ведутся работы, превышает 500 млн. долларов. Специалисты утверждают, что при таком объеме инвестиций к 2002 году Новгородская область может покинуть список депрессивных регионов [1].

С целью развития на территории области малого бизнеса еще в 1993 году в областном центре было создано ОАО “Новгородский бизнес-парк”, одним из учредителей которого является администрация области. “Бизнес-парк” осуществляет разработку экономических программ, обучение бизнесменов, проводит консалтинг, и т.д. Генеральный директор “Бизнес-парка” – Григорий Степанов. Являясь некоммерческой организацией, всю прибыль организация направляет на развитие инфраструктуры малого бизнеса. Основной опорой деятельности “Бизнес-парка” служат Новгородский учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса, Новгородская лизинговая кампания и техно-парк на базе Новгородского университета.

Вместе с тем при увеличении количества инвестиций в промышленность наблюдается уменьшение капиталовложений из всех источников финансирование на строительство жилья и объектов социальной сферы – на 35,8% меньше, чем в 1995 году. Естественно, что политика администрации, явно направленная на либерализацию экономики области, не может не привести к локальному ухудшению положения дел в социальной сфере, что и послужило, скорее всего, причиной достаточно осторожной оценки новгородских экономических новаций побывавшим в областном центре 8 января с частным визитом спикером Госдумы Геннадием Селезневым: “Новгородский опыт может быть полезен для других, и наоборот” [4].

Ухудшение положения дел в промышленности не могло не сказаться на работе транспорта. В 1996 году предприятиями автотранспорта и предпринимателями было перевезено 4,9 млн. тонн грузов, что на 35,8% меньше, чем в 1995 году. Практически прекратилась работа авиатранспорта – им за весь год было перевезено лишь 800 килограммов груза, что в 11 раз меньше, чем в 1995 году. Услугами авиатранспорта в 1996 году воспользовалось 5,3 тыс. пассажиров (77% от уровня 1995 года), что в 38000 раз меньше воспользовавшихся услугами автотранспорта. Вместе с тем, характерное для кризисных периодов повышение мобильности населения одновременно с наличием достаточно развитой транспортной инфраструктуры привело к существенному (на 14,6%) увеличению перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

1.2.    Сельское хозяйство

В 1996 году объем производства валовой продукции в сельском хозяйстве области сократился по сравнению с 1995 годом на 4% (благоприятные погодные условия 1995 года позволили получить в сельском хозяйстве области валовой продукции на 3% больше, чем в 1994) [5]. В то время, как наблюдался прирост продукции растениеводства (на 1%), в животноводстве наблюдался спад – произведено продукции на 14% меньше, чем год назад. В целом, в животноводстве на протяжении нескольких последних лет наблюдается существенное снижение объемов производства.

Показательно, что 97% зерна и 90% льнопродукции производится сельскохозяйственными предприятиями области, в то же время население выращивает 95% всего производимого в области картофеля и 94% овощей.

Производство мяса во всех категориях хозяйств снизилось на 6,7 тыс. тонн (15,7%), молока – на 18 тыс. тонн (на 8%), яиц на 34 млн. штук (на 26,7%). Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось за год на 12%, свиней на 19,5%, овец и коз – на 10%.

Снижение численности молочного стада отнюдь не привело к предсказываемому некоторыми экономистами либерального направления увеличению его продуктивности. Средний удой в сельскохозяйственных предприятиях области составил на одну корову 1617 кг., что на 18 кг. ниже уровня 1995 года. При этом следует учесть, что обеспеченность кормами была выше, чем в позапрошлом. Данные цифры свидетельствуют не только о полном параличе животноводства на территории области, но и о беспомощности областных властей в этой сфере.

Не оправдываются надежды на подъем сельского хозяйства путем развития фермерства. На 1 января 1997 года в области было 2375 крестьянских хозяйств (на 250 меньше, чем на 1 января 1995 года), этими хозяйствами было произведено от общего объема зерна 1,9% (в 1995 году – 1,7%), картофеля – 1,3% (1995 – 1,2%), овощей 1,5% (1995 – 1%), мяса 1,3% (1995 – 2%), молока – 2,8% (1995 – 3,7%). По словам самих лидеров фермерского движения, в регионе насчитывается не более 30 перспективных фермерских хозяйств.

2.    Социальная сфера

2.1.    Уровень жизни

Распоряжением администрации Новгородской области №14-рг от 13 января 1997 года “О прожиточном минимуме на I квартал 1997 года” установлен уровень прожиточного (физиологического) минимума для различных категорий населения:

– дети от 0 до 7 лет – 246 тыс. руб.

– дети от 7 до 15 лет – 376 тыс. руб.

– женщины от 16 до 54 лет – 389 тыс. руб.

– мужчины от 16 до 59 лет – 449 тыс., руб.

– пенсионеры – 265 тыс. руб.

– инвалиды 1-й группы – 368 тыс. руб.

– инвалиды других групп – 289 тыс. руб.

Средний прожиточный минимум на душу населения составляет в области 335 тыс. руб.

3.    органы власти

3.1.    Областная администрация

В последнее время среди сотрудников областной администрации наблюдается некоторая нервозность. Это связано с распространившимися слухами о грядущей реорганизации управленческого аппарата, озвученными областным телевидением. О частичном сокращении аппарата (на 30%) еще в конце 1996 года говорил губернатор области М.Прусак. Однако это сокращение, по мнению сотрудников госаппарата, связано с проводимой в области политикой жесткой бюджетной экономии, а не с реструктуризацией управленческой системы. Между тем, всеобщее мнение о грядущей реорганизации является настолько устойчивым, что накладывает определенный отпечаток на работу всего аппарата. По словам некоторых сотрудников администрации и журналистов,  должностные лица стали менее откровенными друг с другом в личных разговорах, не делятся информацией, даже самой безобидной, чрезмерно выверяют даваемые СМИ интервью, иногда специально звоня в редакцию для того, чтобы заменить то или иное показавшееся им “неправильным” слово.

Одновременно с этим усиливается прессинг администрации в отношении СМИ. 6 февраля, на встрече с журналистами, губернатор области М.Прусак в категорической форме запретил записывать на диктофоны сказанное им. На этой встрече он, в частности, заявил, что, по его сведениям, начиная с 1998 года область не будет получать трансфертов и это приведет к новой экономической ситуации, когда региону останется надеяться только на себя.

Также член Совета Федерации, губернатор области М.Прусак отметил, что относительное благополучие криминогенной ситуации в области обусловлено тем, что областные власти ведут диалог с криминальными группировками, действующими на территории области. По словам М.Прусака, этот процесс развивается весьма продуктивно, не найден лишь пока общий язык с боровичской преступной группировкой.

3.1.1.    Политика области в жилищно-коммунальной сфере

Во исполнение постановления правительства России №707 от 18 июня 1996 года “Об упорядочении платежей граждан за жилищные и коммунальные услуги” издано постановление администрации области, согласно которому владельцы неприватизированных квартир с 1 марта 1997 года будут платить за найм своего жилья муниципалитету. В зависимости от качества и иных характеристик жилья сумма оплаты первоначально составит от 5 до 25 тыс. рублей за квартиру [6]. Жители Новгородской области лишаются также с этого момента предоставлявшейся им ранее двухмесячной отсрочки оплаты коммунальных платежей. Вместе с тем, размер пени за несвоевременную оплату снижен с 1 до 0,1% за каждый просроченный день. Тем не менее, по заключению заместителя председателя Новгородской городской Думы С.Э.Бессонова, получившему огласку на совещании руководителей области с лидерами политических организаций, такие меры могут вызвать обострение социальной напряженности в регионе.

Очевидно, эти меры предприняты в целях скорейшего снижения уровня дотаций в жилищно-коммунальную сферу, расходы на которую повысились за последние два года с 25,9% до 38,2% расходной части консолидированного бюджета области на 1997 год.

В 1997 году в Новгороде начинается эксперимент Миннаца по осуществлению местного самоуправления в городе через кондоминиумы. Эксперимент финансируется американскими фондами и предусматривает на первой стадии обучение около 1000 будущих председателей кондоминиумов на базе Северо-Западной кафедры Академии Госслужбы. Подробно об эксперименте будет рассказано в следующем обзоре.

Низкие темпы приватизации жилья препятствуют проведению данного эксперимента и, скорее всего, предпринимаемые администрацией меры призваны способствовать ускорению этого процесса.

3.2.    Областная дума

27 января 1997 года на заседании областной Думы был принят в первом чтении областной закон “О выборах депутатов областной Думы”.

В проекте нового закона предусматривались выборы в областную Думу по 26 одномандатным округам. Выдвижение кандидатов предусматривается от избирательных объединений и блоков областного масштаба, а также групп избирателей в количестве не менее 50 человек. Для регистрации кандидатов в депутаты было необходимо собрать подписи в количестве не менее 2% от числа избирателей, проживающих на территории округа. Выборы, согласно проекта закона, признавались действительными, если в них приняло участие не менее 25% от зарегистрированных в округе избирателей.

Представленный на заседания комиссий, а затем и на рассмотрение общественной палаты проект нового закона вызвал весьма оживленную полемику. В результате принятый в первом чтении закон претерпел по сравнению с проектом значительные изменения. В законе снята ограничительная планка на явку избирателей, уменьшено количество необходимых для регистрации подписей с 2 до 1%. В феврале предполагается опубликовать проект закона для широкого обсуждения, планируется проведение по проекту закона совместного семинара депутатов областной Думы и представителей общественных организаций.

3.3.    Визиты

3.3.1.    Г.Селезнев

8 января в Новгороде с краткосрочным частным визитом побывал спикер Госдумы Геннадий Селезнев, отдыхавший в Валдае. На встрече с новгородскими журналистами он подверг критике позицию секретаря Совета безопасности РФ И.Рыбкина по чеченскому вопросу: “Я против того, чтобы Рыбкин выступал в качестве адвоката чеченской стороны, было бы больше пользы, если бы он выступал защитником федеральной стороны, поскольку Чечня не выполняет сегодня ни одной строки подписанных соглашений... Об амнистии Басаеву и ему подобным речи быть не может”. (Кстати, из 600 вынужденных переселенцев из Чечни, проживающих в Новгородской области, ни один не подал заявления об участии в выборах президента этой республики).

Относительно позиции фракции КПРФ он заявил, что “если правительство... обеспечит прирост валового продукта на 2-3%, то мы будем только приветствовать этот курс. Если этого не произойдет, то мы уже в первом полугодии будем остро ставить вопрос о доверии такому правительству” [4].

 

14 января в Новгороде прошло совещание руководителей налоговых служб 12 областей Севера и Северо-Запада России. На совещании представителями центральных налоговых органов было объявлено, что в 1997 году налоговые коэффициенты будут существенно увеличены, в частности, для Архангельской области в 2 раза, для Новгородской области – в 1,5 раза. Было принято решение о создании межведомственного фонда в рамках организованной в ноябре 1996 года Ассоциации государственных налоговых инспекций Северного и Северо-Западного регионов. Примечательно, что этот фонд создан в качестве альтернативы образованному согласно Указа Президента РФ такого же центрального фонда в Москве. По выражению участников совещания, “деньги туда уходили, как в песок”. Данный фонд призван решать социальные вопросы, которые стоят в налоговых службах весьма остро. В частности, налоговая служба Новгородской области за 1996 год была профинансирована на 62%, по состоянию на середину января в ряде районов области налоговые инспекторы не получили зарплату за сентябрь-октябрь, а все иные положенные законом выплаты – за полгода. К примеру, для того, чтобы рассчитаться за лекарства, необходимые одному из сотрудников Новгородской налоговой инспекции, его коллеги были вынуждены коллективно сдать кровь на эту сумму. Такое положение дел уже сейчас вызвало отток квалифицированных кадров из налоговых органов, а также к росту их коррумпированности [7].

Источники:

1. Т.Чеснокова. За одного новгородца шесть питерцев дают // Новгородские ведомости – Новгород, 1997 – №10 – 24 января

2. Якурин А.В. Новгородская область в ноябре 1996 г. // Политический мониторинг. – М. – ИГПИ. – 1996, №11.

3. Якурин А.В. Новгородская область в декабре 1996 г. // Политический мониторинг. – М. – ИГПИ. – 1996, №12.

4. Т.Щипанова. Частный визит нечастного лица // Новгородские ведомости – Новгород, 1997 – №2 – 10 января

5. Как живем, чем кормимся // Новгородские ведомости – Новгород, 1997 – №14 – 31 января, с.1-2

6. О.Семенова. Все выше и выше и выше... // Новгородские ведомости – Новгород, 1997 – №12 – 28 января, с.1.

7. О.Колотнеча. Налоговые “гайки” закрутят еще туже. // Новгородские ведомости – Новгород, 1997 – №6 – 17 января, с.1.

 

 

 

Политический мониторинг №1(60)