Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
© Международный институт гуманитарно-политических исследований

М.С.

ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1997 года

1.    ОБЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В НАЧАЛЕ НОВОГО ГОДА

После политических бурь 1991-1993 годов уже продолжительное время во властных структурах Пензенской области наблюдается стабильность.

Судя по "примерному поведению" активистов местной КПРФ, губернатор Анатолий Ковлягин не лишился-таки негласной поддержки пензенских коммунистов, которые ради сохранения нынешнего статус-кво в Пензе и области готовы простить губернатору поддержку президенту на выборах и лояльность его "антинародному курсу".

Структурно оформленная демократическая оппозиция тоже не докучает губернатору, потому как уже давно и прочно исчезла с политического горизонта. Попытка неугомонного Александра Кислова наездами из Саратова создать Блок реформаторских сил Пензенской области провалилась.

Между тем, у многих наблюдателей создается впечатление, что в настоящее время окружение губернатора не имеет прежнего монолитного внутреннего единства. Все-таки Анатолий Ковлягин приближается к пенсионному возрасту, и не очень ясно, станет ли он баллотироваться на новый срок. Конечно, надежной опорой Ковлягина остаются вице-губернаторы Юрий Ларин и Юрий Лаптев. В Законодательном собрании интересы 59-летнего Анатолия Ковлягина свято блюдет давний сподвижник губернатора 48-летний Юрий Вечкасов. Этого круга вполне достаточно для перераспределения власти внутри клана, если бы только на пятки не наступала нетерпеливая и более легкая на подъем "молодежь". Амбициозным в хорошем смысле управленцам явно тесно в условиях "железного занавеса", которым, по признанию многих, огородил родные пенаты от потенциальных инвесторов хозяин области. Да и в номенклатурном "предбаннике" ожидать своего часа "второму эшелону" уже порядком поднадоело: уходят ведь лучшие годы!

Стоит ли удивляться кулуарной информации о том, что уже сейчас претенденты на престол из числа опытных руководителей исполнительной и законодательной власти формируют свои команды, вырабатывают тактику и стратегию предвыборной кампании. Среди основных возможных претендентов фигурируют тот же председатель Законодательного собрания Юрий Вечкасов (как престолонаследник пенсионера-губернатора), глава администрации Железнодорожного района Василий Бочкарев ("короля коммерческого нала"), мэр Пензы Александр Калашников.

Появляется информация о том, что в 1997 г. ожидается совмещение выборов губернатора и депутатов Законодательного собрания области. Срок полномочий губернатора истекает 11 апреля 1998 г., но дело в том, что 11 января 1998 года Анатолию Ковлягину исполняется 60 лет. Это обстоятельство затрудняет повторное баллотирование на пост губернатора в 1998 году. Поэтому можно было бы провести выборы до 11 января 1998 года.

В последние годы на подступах к большой областной политике новые яркие личности не появились. И руководство партии власти (НДР), и актив оппозиции (КПРФ) в Пензенской области представлены одним и тем же пластом функционеров в возрасте 50-60 лет. В итоге имеющиеся противоречия носят, во-первых, скрытый, а во-вторых, явно не идеологический, а клановый характер. Все противоречия определяются естественным человеческим желанием 40-50-летних чиновников сместить 50-60-летних коллег, которые вот уже 10 лет занимают первые посты в области.

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОБЛАСТИ

2.1.    Вопрос о легитимности ЗС

Последнее время в Пензе снова муссируется вопрос о нелегитимности нынешнего состава депутатов Законодательного собрания. Мнение председателя Законодательного собрания Юрия Вечкасова:

– Мы уже назначали свои перевыборы, еще на 17 декабря 1995 года. К сожалению, под давлением обстоятельств вынуждены были отложить решение данного вопроса, и не наша в том вина, ибо обстоятельства эти обусловлены, главным образом, указом президента Российской Федерации от 17 сентября 1995 года №951, пункт первый которого, в частности, гласит: "Считать необходимым проведение в декабре 1997 года выборов представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, срок полномочий которых в соответствии с указом президента Российской Федерации от 22 октября 1993 года №1723 "Об основных началах организаций государственной власти в субъектах Российской Федерации" истекает в 1995 и 1996 годах".

Пунктом вторым данного указа представительным (законодательным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, ранее назначившим свои выборы, рекомендовано перенести их на 1997 год.

Что касается выборов нового состава депутатов Законодательного собрания, то, если позволит обстановка в стране, они обязательно состоятся не позднее декабря 1997 года. Соответствующий закон Пензенской области о порядке проведения этих выборов мы уже приняли, он официально опубликован и вступил в законную силу.

Самораспускаться, как это сделал в свое время областной Совет народных депутатов, я думаю, мы не будем, – не для того нас люди избирали, чтобы в трудный момент все бросить и уйти в сторону.

Тем, у кого появилось желание признать деятельность Законодательного собрания Пензенской области первого созыва нелегитимной, могу предложить лишь один законный путь решения данного вопроса – обратиться в суд. Насколько мне известно, такие попытки уже предпринимались, однако успеха не имели. Видимо, потому, что мы работаем, а не бездельничаем, и работаем на вполне законных легитимных основаниях.

2.2.    Законотворческая работа

15 января состоялось совместное заседание постоянных комиссий Законодательного собрания Пензенской области, на котором было решено вынести на рассмотрение 21 сессии повестку дня из 19 пунктов, в том числе:

1. О проекте закона Пензенской области "Об областном бюджете на 1997 год".

2. О проекте закона Пензенской области "О бюджете территориального дорожного фонда Пензенской области на 1997 год".

3. О программе строительства и реконструкции, ремонта, содержания автомобильных дорог общего пользования Пензенской области на 1997 год.

4. О проекте Пензенской области "О упорядочении розничной реализации алкогольной продукции на территории Пензенской области".

5. О проекте закона Пензенской области "Об административно-территориальном устройстве Пензенской области" (второе чтение). (...)

11. О примерном плане законотворческой деятельности Законодательного собрания Пензенской области на 1997 год.

17 января прошла 21 сессия Законодательного собрания области. Народные избранники рассмотрели все 19 вопросов.

Депутаты заслушали доклады первых заместителей главы администрации – председателя комитета промышленности, транспорта, связи и энергетики Василия Кондратьева, председателя комитета агропромышленного комплекса и продовольствия Владимира Нижегородцева – "Об итогах 1996 года и прогнозе экономического и социального развития Пензенской области на 1997 год". Сессия приняла законы Пензенской области "Об областном бюджете на 1997 год", "О бюджете территориального дорожного фонда Пензенской области на 1997 год", "Об упорядочении розничной реализации алкогольной продукции на территории Пензенской области", "Об административно-территориальном устройстве Пензенской области", "О муниципальной службе в Пензенской области" и другие. Бурные страсти разгорелись вокруг двух документов: проекта закона "Об областном бюджете на 1997 год" и проекта закона "Об упорядочении розничной реализации алкогольной продукции на территории Пензенской области".

2.2.1.    Доклад Анатолия Петрухнова[1]

"Бюджет на 1997 год сформирован в условиях действующего налогового законодательства. Основной принцип, который заложен при формировании бюджета на – это максимально возможная мобилизация финансовых ресурсов, принцип жестокой экономии бюджетных средств и на этой основе сокращение бюджетного дефицита.

Доходная часть бюджета на предстоящий финансовый год сформирована с учетом показателей социально-экономического развития области, принимаемых мер по повышению собираемости налогов и платежей, а также предложений по совершенствованию механизма взимания налогов. В качестве исходных условий при разработке областного бюджета на предусматривались следующие экономические параметры:

1) планируемая прибыль в целом по области в сумме 1 трлн. 490 млрд. рублей;

2) фонд оплаты труда – 4 трлн. 438 млрд. рублей;

3) численность работающего населения – 620 тысяч человек;

4) сводный индекс потребительских цен – 1,21 (по данным Министерства экономики);

5) дефицит бюджета максимально до 21 процента.

В результате проведенных расчетов общая сумма прогнозируемых доходов областного бюджета оценивается в размере 1 трлн. 260 млрд. рублей. В том числе налоговых и неналоговых доходов в сумме 576 млрд. рублей. Возврат бюджетных ссуд и кредитов в сумме 162,6 млрд. рублей. Средств федерального фонда финансовой поддержки регионов в сумме 519 млрд. рублей. Доходы фонда "Правопорядок" в сумме 2,5 млрд. рублей. Осуществление дополнительных мер по повышению собираемости налогов и платежей в областной бюджет, продолжающийся процесс совершенствования механизмов взимания и перераспределения налогов должны обеспечить относительный рост прогнозируемых поступлений в областной бюджет в 1997 году против ожидаемой оценки 1996 года в 1,9 раза, плановых назначений 1996 года – в 1,1 раза. При этом более 70% собственных доходов областного бюджета будут формироваться за счет налога на прибыль (удельный вес в общей сумме собственных доходов – 22,5%), налога на имущество предприятий (23,2%) и акцизов (25,6%).

Действующая налоговая система, ориентированная в основном на обложение объемов оборотов хозяйственной деятельности, приводит к непропорциональному распределению налогового бремени между разными сферами производства.

В бюджете на 1997 год предпринята попытка изменить структуру доходов в пользу косвенных налогов, а именно акцизов. Если ожидаемые поступления акцизов в 1996 году оцениваются в сумме 69 млрд. рублей, то в 1997 году в областной бюджет их планируется получить в 2,1 раза больше, а именно 147,6 млрд. рублей. Основной удельный вес поступлений в областной бюджет акцизов по ТНП приходится на спирт и водку (предусмотрено увеличение объемов производства и реализации вследствие введения лицензирования и квотирования деятельности по производству и реализации алкогольной продукции, ужесточения условий ввоза алкогольной продукции и мер по пресечению нелегального оборота).

Для справки. Уровень отгруженных потребителям произведенных в Пензенской области ликеро-водочных изделий за 11 месяцев 1996 года меньше почти в 2 раза уровня 1994 года. Другими словами, это тот резерв, который позволит перейти от принципа "чем выше уровень налогообложения, тем больше денег в казну" к обратному принципу – "чем ниже уровень налогообложения, тем больше денег в казне".

В 1997 году ставится задача увеличения доли средств, аккумулируемых в областном бюджете, не за счет введения дополнительных налогов или повышения действующих, а исключительно за счет снижения налогового бремени. Предполагается отмена налога на поддержку малоимущих слоев населения и предприятий АПК. Главой администрации области подписан порядок перечисления, учета и распределения налогов по бюджету различных уровней, в котором предусматривается регулирование и распределение части налогов через органы налоговой инспекции и казначейства за счет укрепления налоговой дисциплины, а именно:

1) оказание финансовой помощи бюджетам административно-территориальным образованиям будет ставиться в прямую зависимость от величины задолженности данных бюджетов по налогам в доле, причитающейся областному бюджету;

2) ужесточение критериев проведения взаиморасчетов между недоимщиками, областным бюджетом и организациями бюджетной сферы, а также внедрение в практику с 1 февраля 1997 года проведения преимущественных денежных взаимозачетов за различные виды услуг;

3) расширение новых видов и форм расчетов как между хозяйствующими субъектами, так и областным бюджетом. Главой администрации подписано и действует Положение о применении векселей кредитных организаций на территории Пензенской области в расчетах с бюджетом и финансирование бюджетных организаций.

Проведенный финансовыми органами в октябре – ноябре 1996 года анализ эффективности предоставления льгот и их целевого использования на 96 предприятиях области показало, что кардинального влияния на улучшение финансового состояния этих предприятий предоставленные льготы не оказали. В этой связи в текущем бюджетном году предполагается ограничить порядок применения льгот общественными организациями, предприятиями, частично финансируемыми из бюджета. Льготы будут предоставляться устойчиво работающим предприятиям и вновь образующимся предприятиям под конкретные инвестиционные программы.

Таким образом, в проекте доходной части бюджета 1997 года практически по всем основным источникам предусматривается достижение роста поступлений доходов против фактических поступлений 1996 года. В целом этот рост должен составить не менее 85%.

Учитывая, что в 1997 году не ожидаются в целом большие позитивные изменения в социально-экономическом развитии, бюджетная политика области по расходной части бюджета будет направлена в первую очередь на обеспечение гарантий социально-экономических прав граждан. В условиях снижения инфляции до минимума создаются предпосылки для проведения активной промышленной политики, стимулирования высоких эффективных инвестиций и технологий.

Представленные получателями бюджетых средств заявки финансирования на предстоящий год, а также предложенное к рассмотрению органами законодательной и исполнительной власти решение по выделению бюджетных ассигнований свидетельствуют о значительном превышении потребности в объемах финансирования над реальными возможностями бюджета.

В этой связи, принимая во внимание то, что объемы финансирования расходов областного бюджета жестко ограничены рамками возможности привлечения доходных источников и предельного размера дефицита бюджета, бюджетная политика в 1997 году в части расходов будет полностью зависеть от того, насколько эффективно удастся реализовать на предстоящий период стратегическую линию по повышению собираемости налогов.

В целях сбалансированности бюджета, достижения реальности его показателей в расходной части бюджета на 1997 год определены следующие общие приоритеты в расходовании бюджетных средств, а именно:

1. В связи с прогнозируемым низким уровнем инфляции не предусматриваются средства на индексацию зарплаты.

2. Уменьшен контингент получателей и объемы финансирования организаций бюджетной сферы (в первую очередь за счет передачи отдельных учреждений социальной сферы на уровни бюджетов территорий).

Выплаты пособий семьям, имеющим детей, начисление которых производят органы соцзащиты населения, пререданы на уровень бюджетов местного самоуправления. С целью более оперативного обеспечения топливом и коммунальными услугами содержание краеведческих музеев передано на уровень бюджетных территорий. Проведена реорганизация детской филармонии в отдел по работе с детьми при областной филармонии. Кино-, видео- и фотостудии объединены при областном научно-методическом центре. В связи с финансовыми проблемами сокращен центр народного искусства. На уровни соответствующих бюджетных территорий передано содержание Кузнецких туберкулезного и наркологического диспансеров, Пензенских тубдиспансера и горбольницы № 1. На бюджет местного уровня передана школа при педагогическом университете. С 1 сентября 1997 года не планируется комплектование школы при Белинском педагогическом училище. С 1 января 1997 года содержание рай(гор)военкоматов и расходы по компенсации найма жилья для военнослужащих переданы на уровни территориальных бюджетов.

В 1997 году впервые предусматриваются расходы на развитие внешнеэкономической деятельности области в размере 262 млн. рублей.

Бюджет области предусмотривает увеличение расходов по хоккейной команде "Дизелист" на 3,9 млрд. рублей.

Всего в связи с передачей и реорганизацией сети областного бюджета передано в расходную базу бюджетов территорий затрат в сумме 57,2 млрд. рублей. Кроме того, предполагается при исполнении бюджета 1997 года принять дополнительные меры по ужесточению контроля за расходованием бюджетных средств и провести инвентаризацию расходов каждого ведомства по всей сети бюджетных учреждений. Это связано с тем, что даже сейчас при таком дефиците бюджетных средств имеют место неединичные факты нарушения в оплате труда, содержание сверхштатной численности, незаконное совместительство, пересписание продуктов питания, бензина, инвентаря.

Фонд оплаты труда для бюджетных учреждений, финансируемых из областного бюджета в разрезе управлений, отделов, департаментов, комитетов и других организаций в объеме составит 210,8 млрд. рублей.

В бюджете 1997 года сохраняется доля социальных расходов в общем объеме бюджета на уровне 1996 года. Эта доля составит в сопоставимых условиях 79,5%.

Среди приоритетных направлений расходования бюджетных средств остаются:

Первое. Поддержка реализации высокоэффективных, быстро окупаемых инвестиционных проектов (прямое выделение бюджетных средств и предоставление бюджетных гарантий под эти проекты). На эти цели предусмотрено направить не менее 6 млрд. рублей.

Второе. Обслуживание внутреннего и внешнего долга (возврат ссуд Министерства финансов в размере 55,6 млрд. рублей);

– финансирование целевых программ капитального характера в размере 17,6 млрд. рублей;

– возмещение кредиторской задолженности за 1996 год в размере 66 млрд. рублей.

Третье. Сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации объектов незавершенного строительства. На эти цели предусмотрены средства в размере 106 млрд. рублей с учетом кредиторской задолженности, что составляет 18% в объеме собственных налоговых и неналоговых поступлений.

Четвертое. Оказание поддержки АПК как путем прямых дотаций производства продукции и племенного дела, прямого финансирования ряда операционных расходов, в том числе за счет средств земельного налога, так и на базе рыночных механизмов, путем использования бюджетных ссуд на возвратной основе. Величина направленных на эти цели средств в бюджете 1997 года уменьшена по сравнению с 1996 годом на сумму выпадающих доходов за счет средств налога на поддержку АПК и составляет 43,6 млрд. рублей.

В 1997 году формирование регионального фонда зерна с целью укрепления платежной дисциплины, усиление ответственности сельскохозяйственных производителей за своевременный возврат используемых средств без привлечения дополнительных средств областного бюджета предлагается производить только за счет возврата бюджетных средств, предоставленных на эти цели в 1995-1996 годах, в размере 155 млрд. рублей.

Расходы областного бюджета определены исходя из максимальной мобилизации доходов и привлечения инвестиционных источников финансирования дефицита бюджета. В связи с этим при общем росте как номинального, так и реального объемов расходов общая сумма к распределению, в реальном выражении, сокращается по сравнению с 1996 годом. Она определена в размере 1 трлн. 601 млрд. рублей.

За базу расчетов показателей проекта областного бюджета по расходам принят план на 1996 год, утвержденный решением Законодательного Собрания от 13 февраля 1996 года № 254-14. В целях сокращения дефицита бюджета сокращены на 50% от уровня 1996 года расходы на приобретение оборудования и предметов длительного пользования, а также на капитальный ремонт.

Расходы, носящие целевой характер и зависящие от поступлений целевых налогов, включены в расход бюджета в плановом объеме поступления этих налогов.

При формировании расходов по отдельным статьям учтены следующие особенности: расходы на государственное управление определены в объеме 37,5 млрд. рублей с увеличением на 12% против плановых назначений 1996 года, в основном за счет содержания созданного комитета по управлению племенным животноводством.

Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности на 1997 год учтены в размере 74 млрд. рублей. В том числе в ходе рассмотрения проекта учтена просьба УВД о включении в проект бюджета 1 млрд. рублей на финансирование мероприятия областной программы трудозанятости для уголовно-исправительной системы области.

По жилищно-коммунальному хозяйству области в бюджет включены расходы на содержание принятого ведомственного жилья и объектов соцкультбыта за счет 10% подоходного налога с физических лиц в сумме 33 млрд. рублей, которые с учетом фактического поступления будут аккумулироваться на отдельном бюджетном счете и передаваться бюджетам территорий и территориальных органов управлений согласно расчету.

Взаимоотношение областного бюджета с бюджетами городов и районов будут строиться так же, как и в 1996 году, через фонд финансовой помощи, которая предусматривается к формированию в сумме 525 млрд. рублей. Эти взаимоотношения будут строиться на основе единой методологии бюджетного регулирования. Для формирования доходной базы местным бюджетам сохранены против уровня 1996 года нормативы отчисления от федеральных налогов. Финансовая помощь административно-территориальным образованиям увеличивается на 68,5 млрд. рублей.

В целом фонд финансовой помощи предлагается сформировать в размере 51,1% от общей суммы доходов, поступающих в областной бюджет, кроме целевых налогов и возврата ссуд.

Планируется консолидировать средства единого целевого бюджетного фонда "Правопорядок" в сумме 2,5 млрд. рублей, исходя из фактических поступлений доходов фонда за 1996 год.

Таким образом, проект областного бюджета 1997 года сформирован в жестких условиях. Доходная часть бюджета включила в себя не только обязательные условия каждодневной текущей работы по контролю за поступлением налогов, но и обязательную реализацию в 1997 году трех основных задач по ее укреплению, а именно:

1. Повышение уровня сбора акцизов за алкогольную продукцию, за счет наведения порядка оборота алкогольной продукции на территории области.

2. Сокращение недоимки по платежам бюджетов всех уровней за счет совершенствования новых видов и форм расчетов и усиления контроля за платежной дисциплиной.

3. Расширение налогооблагаемой базы и количества налогоплательщиков за счет отказа от философии "латания дыр" и уравнительного распределения бюджетных ресурсов и переход к принципиальной позиции поддержки реализации конкретных, высокоэффективных инвестиционных проектов.

Только при обязательном выполнении всех условий можно рассчитывать на выполнение запланированного объема доходной части бюджета в сумме 1,3 трлн. рублей.

Расходная часть бюджета, направленная на выполнение общих областных мероприятий, полностью сохраняет свою социальную направленность. Но даже при произведенном пропорциональном сокращении расхода бюджета расходная часть бюджета, доведенная до минимальных расходов на 340,1 млрд. рублей, превышает его доходную часть. Это означает, что на 1997 год область выходит с наличием предельной величины бюджетного дефицита в размере 21%. Другими словами, имея такую величину дефицита бюджета, вносить изменения в распределение бюджетных средств возможно лишь при двух условиях:

1. Увеличив доходную базу бюджета путем введения дополнительных налогов.

2. Перераспределив структуру расходов внутри расходной части бюджета.

Превышение уже имеющегося объема дефицита бюджета исключено, так как он имеет предельно допустимую для исполнения величину".

2.2.2.    Мнения о бюджете

По мнению лидера НПСР депутата Геннадия Демидова, "с политической точки зрения бюджет не выдерживает никакой критики; при условии спада производства никакого чуда не произойдет". Эту точку зрения поддержали и другие депутаты. И все же благодаря выступлениям Анатолия Ковлягина и Юрия Вечкасова бюджет был принят. Губернатор, в частности, сказал: "Я думаю, что над бюджетом надо работать. Он прошел много экспертиз, но как основной документ его надо принимать. В начале февраля мы подробно рассмотрим всю экономику области. Уже несколько лет мы катимся вниз. Приватизация и либерализация в России не удались. Шоковая терапия – вот что мы получили от непродуманных шагов. Надо будет серьезно разобраться с каждым субъектом в области".

В результате бюджет области на 1997 год был принят, но прогнозы компетентных руководителей Пензы и области по поводу экономической стабилизации в регионе мало утешительны.

Администрация области готовит проект областного закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Пензенской области".

В 1997 году общий объем инвестиций в Пензенскую область предположительно составит около 1,7 трлн. рублей. В 1997 году затраты на реализацию федеральной инвестиционной программы в области составят всего 43,2 млрд. рублей, или 49% к уровню бюджетных назначений 1996 года.

2.3.    Текущая деятельность аппарата Законодательного собрания

На каждую сессию на рассмотрение вносятся десятки вопросов, каждый из которых требует тщательной подготовки, экономического анализа, проработки, юридической экспертизы, массы документов, согласований, обсуждений. Объем представляемых на сессию документов достигает иной раз сотни листов. Но это лишь конечный результат работы аппарата Законодательного собрания, работники которого вместе с депутатами, отделами, комитетами областной администрации и занимаются обобщением и анализом, согласованием и экспертизой представляемых материалов.

В аппарате Законодательного собрания четыре отдела, каждый из которых отрабатывает свое направление в работе:

– социально-экономический отдел занимается проработкой и анализом всего блока экономических проблем, вопросов, связанных с бюджетом области, предоставлением налоговых льгот и т. п.;

– юридический отдел проводит правовую обработку материалов, чтобы не допустить их противоречия местным и федеральным законодательным актам;

– отдел делопроизводства и информационно-технического обеспечения занимается оформлением документации и следит за соблюдением должного порядка прохождения документов;

– организационный отдел обеспечивает решение всех вопросов координации и взаимодействия между депутатами и учреждениями, общественными и другими организациями, готовит и проводит заседания депутатских комиссий и непосредственно сессий Законодательного собрания.

Аппарат представительного органа Пензенской области – самый малочисленный в Поволжье, а, возможно, и в России – всего 22 человека, включая машинисток и стенографисток. Средний возраст работников аппарата составляет 40 лет. Оклад главного специалиста аппарата Законодательного собрания – 328 тыс. рублей. Председатель Собрания имеет оклад 838 тыс. рублей.

3.    ПЕНЗЕНСКОЕ ГОРОДСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

21 января состоялась 1-я сессия пензенской городской думы второго созыва, на которой избранный 22 декабря 1996 года мэр Пензы Александр Калашников принял присягу. Постоянную комиссию городской Думы по бюджету возглавил главный врач горбольницы №3 Владимир Шелудько. Постоянную комиссию городской Думы по местному самоуправлению возглавил начальник АТП №3 Борис Громков.

Вслед за сессией и принятием присяги в мэрии Пензы произошли серьезные кадровые изменения. Упразднены посты первого заместителя мэра и нескольких заместителей. Сохранили посты заместителей Николай Ащеулов (коммунальное хозяйство) и Юрий Зобнин (торговля и общественное питание). В должности одного из замов утвержден и Владимир Лихацкий, который возглавлял комитет по госимуществу, а теперь будет курировать строительство вместо Николая Попова. Последний возглавит городской комитет по госимуществу. 23 января руководителем городского департамента социальной защиты и помощи населению назначен Николай Шумилин, ранее работавший заместителем главы городской администрации. Департамент культуры, образования, спорта и связи с общественностью возглавил директор средней школы №12 Вячеслав Тарасов (в конце 80-х и начале 90-х годов он работал начальником областного управления народного образования, но попал в опалу к губернатору Анатолию Ковлягину; его возвращение в органы власти местная общественность рассматривает как некий вызов губернатору).

Известно, что одним из разработчиков кадрового обновления является бывший армейский политработник Сергей Егоров, с именем которого связывается победа А. Калашникова на выборах 22 декабря 1996 года. Видимо, в благодарность за это Калашников перевел Сергеева из помошников в заместители по организационной работе. Наблюдатели связывают перестановки в мэрии с намерением Александра Калашникова создать сильную и монолитную команду для борьбы за губернаторское кресло в конце нынешнего – начале следующего года.

4.    НОВЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ В РАЙОНАХ ОБЛАСТИ

В январе в шести районах области приступили к работе новые главы районных администраций. Во главе некоторых районов, которые возглавили люди председателя Законодательного собрания Юрия Вечкасова (выходца из Тамалинского района), встали руководители, считающиеся крепкими хозяйственниками, но не имеющие опыта партийной или советской работы в 1970-1980-е годы. Подобная тенденция свидетельствует о серьезных изменениях кадровой политики.

Юг области – Тамала, Беково, Белинский – оказался под патронажем Ю.Вечкасова. В Беково пришел сильный и авторитетный руководитель, бывший директор совхоза "Калиновский" из Тамалинского района Николай Шалыгин. Белинским районом будет командовать другой тамалинец – директор АО "Степь" Юрий Кузнецов.

Кадровые перестановки в других районах также свидетельствуют о серьезных изменениях. Земетчино возглавил хозяйственник Анатолий Мосягин, сменивший на этом посту Владимира Гришаева. Городищенский район возглавил бывший директор хозяйства "Путь Ленина" Геннадий Березин, Колышлейский район – бывший директор совхоза "Березовский" Евгений Николаев, Мокшанский район – хозяйственник Константин Люкшенков.

Исключение, пожалуй, составил Беднодемьяновский район, который возглавил бывший директор техникума механизации Анатолий Рогожкин, и Кондольский, где к власти пришел Николай Русяйкин, бывший секретарь Кондольского райкома КПСС по идеологии, а впоследствии совмещавший должности начальника райсельхозуправления и заместителя главы администрации. По сути, А.Рогожкин выпестовал целую плеяду агрономов и зоотехников района, что позволит ему грамотно вершить районную политику.

Подобные кадровые изменения могут быть связаны с двумя причинами. Либо позиции губернатора в данных районах были шатки, и он укрепил их, отдав на откуп Юрию Вечкасову, либо причина в структурном кризисе исполнительной власти в области, и тогда следует ожидать перестановок в других территориях области.

5.    ВЫБОРЫ В КУЗНЕЦКЕ

В январе во втором городе Пензы – Кузнецке – проходила агитационная кампания по выборам главы города. На этот пост претендуют 7 человек: учитель школы №10 И.Ф.Данилин, старший оперуполномоченный Кузнецкого межрайонного управления по борьбе с организованной преступностью В.Д.Жуков, генеральный директор АО "Кузнецкий хлебокомбинат" В.А.Землянский, глава города В.В.Костин, помощник депутата Госдумы Н.Л.Кузьмин, заведующий юридической консультацией №1 Н.А.Кувяткин и директор ТОО "Транссервис" О.А.Пигузов. Ниже приводятся биографические сведения из агитационных листовок.

ДАНИЛИН Иван Федорович. Родился в 1941 году. Закончил Пензенский педагогический институт, более тридцати лет работает учителем истории в школе №10. Учитель-методист, учитель высшей категории. Награжден тремя государственными наградами. Активно работал в городском Совете народных депутатов 21-го созыва. Имеет сына и дочь.

ЖУКОВ Валерий Дмитриевич. Родился в 1953 году. После окончания Тульского политехнического института работал на заводе "Кузтекстильмаш" в планово-производственном отделе. После службы в рядах армии вновь вернулся на "Кузтекстильмаш" – начальником бюро по расчету производственных мощностей. В 1984 году заводской коллектив направил его на работу в ОБХСС. С 1991 года занимается борьбой с организованной преступностью. Женат, имеет сына-студента.

ЗЕМЛЯНСКИЙ Вячеслав Александрович. Отец его погиб на фронте. Мать в одиночку поднимала 11 детей. Он единственный из семьи закончил школу, получил аттестат зрелости. Служил 4 года во флоте, прошел путь от рядового до главного старшины морского учебного отряда. Учился в институте, работал на предприятиях. Возглавлял партком завода "Кузтекстильмаш", работал заместителем председателя Кузнецкого горисполкома, до событий августа 1991 года был первым секретарем горкома КПСС. В настоящее время является генеральным директором АО "Кузнецкий хлебокомбинат". В январе 1997 года исключен из КПРФ.

КОСТИН Валерий Владимирович. Коренной кузнечанин. Работал на заводе приборов и конденсаторов монтажником-регулировщиком, служил в армии. Вернулся на завод, закончил Пензенский политехнический институт. На заводе избирался заместителем секретаря парткома. В марте 1990 года стал самым молодым в истории Кузнецка председателем горисполкома. С ноября 1991 года – глава администрации города. Заканчивает Академию государственной службы при президенте РФ по специальности "Юриспруденция". Женат, имеет дочь-студентку.

КУЗЬМИН Николай Леонтьевич. Родился в селе Тихменево Кузнецкого района в 1940 году. Закончил Сызранский нефтяной техникум и Куйбышевский политехнический институт. С ноября 1969 года по февраль 1996 года работал на заводе приборов и конденсаторов: инженером-конструктором, начальником вычислительного центра, секретарем парткома завода. С 1996 года – помощник депутата Государственной Думы В.И.Илюхина. Недавно коммунисты города избрали его на второй срок секретарем городского комитета партии. Женат, имеет двух дочерей.

КУВЯТКИН Николай Андреевич. Родился в 1946 году. Закончил юридический институт и Академию МВД СССР. Прошел Афганистан. Несколько лет возглавлял Кузнецкий городской отдел внутренних дел. Сейчас он заведующий юридической консультацией №1: руководит работой адвокатов, выступает в суде в качестве защитника по гражданским и уголовным делам. Женат, имеет двоих детей-студентов.

ПИГУЗОВ Олег Анатольевич. Родился в 1962 году. Закончил промышленно-экономический техникум, прошел путь от слесаря завода "Кузтекстильмаш" до директора фирмы "Транссервис", имеющей не только магазин, но и воскресный канал на телевидении и радио. Учится на юридическом факультете Московского эколого-политологического университета. Женат, имеет двоих сыновей – двенадцати и двух лет.

 

Основные претенденты – Кузьмин, Костин и Землянский. У нынешнего главы Валерия Костина достаточно серьезные противники – бывший первый секретарь горкома КПСС Кузнецка Вячеслав Землянский и Николай Кузьмин, нынешний секретарь Кузнецкого ГК КПРФ в явно "красном" промышленном городе.

В государственных СМИ В.Костин подается как прагматик-хозяйственник; на него делает ставку областная администрация. Но проблема в том, что Кузнецк всегда жил обособленно, и у жителей города развито чувство местного патриотизма, поэтому влияние областной администрации здесь малозначимо.

Шансы В.Землянского связаны с тем, что у кузнечан он ассоциируется с центристской оппозицией действующей власти, а Кузьмина – с мощными оргструктурами профсоюзов и КПРФ и проявившимися уже неоднократно прокоммунистическими настроениями избирателей.

6.    ВЫБОРЫ В СЕРДОБСКЕ

В январе предвыборный марафон в Сердобске набрал силу. 16 февраля станут известны имена 25 депутатов, которые составят корпус городского Собрания представителей. На первой его сессии из числа вновь избранных депутатов будет избран мэр города.

Избирательной муниципальной комиссией зарегистрированы 136 кандидатов в депутаты.

Кандидатов выдвигали партии, союзы, объединения, а также граждане города. Есть представители от учителей, пенсионеров, директорского корпуса, технической интеллигенции, коммунистов, либерально-демократической партии, предпринимателей, молодежного и женского движений. Не каждый из кандидатов афиширует свою партийную принадлежность, если таковая есть. Но что можно сказать определенно – борьба за депутатский мандат будет серьезной. Активно ведутся встречи с избирателями, устная агитация в соответствии с распоряжением главы городской администрации "О распространении агитационных материалов и выделении помещений для проведения встреч в период предвыборной кампании по выборам депутатов органов местного самоуправления". Распоряжением предусмотрено выделить определенные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов по городу. Руководителям предприятий и организаций, независимо от форм собственности, предписано оказывать содействие в предоставлении помещений для встреч кандидатов в депутаты. Поскольку в городе нет развитой системы СМИ, основная предвыборная агитация осуществляется живым словом.

Нынешний мэр Сердобска Валентин Абрамов известен как политик "сам по себе". Один из его соперников – чекист с 17-летним стажем, координатор ПОО ЛДПР Валерий Свинцов, который обещает "разобраться после выборов" с нынешними властями и заворовавшимися руководителями предприятий.

7.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

7.1.    Милиция

19 января поздно вечером в Пензу возвратились около 40 сотрудников отдельного батальона патрульно-постовой службы УВД.

Последним местом дислокации батальона был населенный пункт Кизляр в Дагестане в 100 километрах от Грозного. Пензенские милиционеры охраняли штаб главного оперативного управления, несли службу на постах ГАИ. В составе батальона ППС прибыл в Пензу и отряд из 21 сотрудника милиции, который был взят в плен 14 декабря боевиками Салмана Радуева на границе Чечни и Дагестана у аула Герзель.

Возвращаясь к тем декабрьским четырем дням плена, сотрудники батальона оценивают действия своего командира, майора милиции Юрия Зотова, как единственно возможные при той обстановке. Только сдача в плен, как бы антипатриотично и непрестижно это ни выглядело на первый взгляд, помогла бескровно разрешить инцидент.

Между тем еще 14 января министр внутренних дел Анатолий Куликов за факт сдачи милиционеров в плен объявил выговор начальнику Пензенского УВД генерал-майору милиции Александру Пронину. Кроме того, стало известно, что министр предложил уволить в установленном порядке из органов командира отдельного батальона патрульно-постовой службы Юрия Зотова. На следующий день после поступления информации в Пензу Зотов с микроинфарктом попал в больницу УВД.

По словам знающих Зотова людей, микроинфаркт, видимо, был спровоцирован не только жесткой оценкой действий комбата руководством МВД, но и тем обстоятельством, что за время нахождения пензенских милиционеров в чеченском плену Юрия Зотова дважды выводили на расстрел.

Руководство МВД вменяет в вину Зотову ведение переговоров с боевиками Салмана Радуева (поскольку в полномочия Зотова это не входило) и последующую сдачу оружия. На место происшествия выезжала министерская комиссия, однако правовой оценки случившемуся она не дала. Для пензенских милиционеров реакция Анатолия Куликова спустя месяц после пленения Зотова и его подчиненных стала полной неожиданностью.

Пока Зотов находится на лечении, решение о его увольнении в Пензе приниматься не будет. А пока родственники подчиненных Зотова, благодарные ему за спасение своих сыновей и мужей, намерены всяческими способами защитить опального комбата.

7.2.    Налоговая служба

22 января начальник государственной налоговой инспекции по Пензенской области Николай Голдин провел пресс-конференцию по итогам работы его ведомства в 1996 году.

В бюджет направлено более 2 триллионов рублей. Цифра более внушительная, чем в 1995 году, если не учитывать инфляционный фактор и значительное увеличение числа налогоплательщиков. Из общей суммы налогов около 1,3 млрд. рублей, то есть свыше 79 процентов от запланированной бюджетом суммы, осталось на территории области. В ходе контрольной внеплановой работы налоговыми органами дополнительно начислено в бюджет около 690 млрд. рублей. На более чем 8,5 тысячи предпринимателей, руководителей и бухгалтеров предприятий наложено административных штрафов на сумму 1,65 млрд. рублей.

По поводу налогов, поступающих в местный бюджет, Николай Голдин заметил, что количество их будет зависеть только от заинтересованности производителей, иначе в конечном итоге "останутся только рынки, а с них много не возьмешь и область не накормишь". Выход из создавшегося положения начальник ГНИ видит в снижении ставки местного налога пропорционально увеличению объема производства либо во введении фиксированного налога. По большому счету, принятие этих решений зависит от местных властей, но нерешительность многих администраторов понизить ставку налога из-за боязни просчитаться мешает внедрению этого новшества.

В заключение Николай Голдин коснулся налогового Кодекса, разговоры о принятии которого ведутся уже третий год. "Если Кодекс не будет принят и в 1997 году, – высказал свое мнение Николай Голдин, – налоговой инспекции вообще делать нечего. Надо, в конце концов, развязать удавку на шее производителя".

7.3.    Проблемы правоохранительных органов

31 января в Центральном доме искусств состоялось координационное совещание работников правоохранительных органов с участием представителей исполнительной власти.

Перед началом совещания выступил губернатор области Анатолий Ковлягин.

Прокурор области Виктор Костяев отличился самым эффектным выступлением, раскритиковав по итогам работы сразу 3 ведомства: свое, органы внутренних дел и судебные инстанции. Милиционерам досталось за низкую раскрываемость преступлений (не раскрыты 4 тысячи из 17) и плохую организацию охраны общественного порядка (число преступлений, совершенных в общественных местах, выросло на 67 процентов). Суды не удовлетворили прокурора затяжными рассмотрениями дел и слишком мягкими приговорами некоторым должностным лицам.

Начальник УВД Александр Пронин выразил обеспокоенность растущим числом краж и пообещал разобраться с 39 пунктами приема цветных металлов, расположившимися вблизи промышленных предприятий (ущерб от хищений цветного лома в 1996 году составил более 2 миллиардов рублей). Генерал пытался обратить внимание местных властей на бедственное состояние технической и материальной базы органов правопорядка. В ответ Анатолий Ковлягин заверил начальника УВД, что его управление получит дополнительно 40 миллиардов рублей, которые должны поступить в бюджет по новому закону о водке.

Немало времени на совещании было уделено вопросу коррупции среди должностных лиц. Нечистых на руку сегодня более чем достаточно, однако до суда дело доходит крайне редко. Тем не менее прошлый год был связан с несколькими громкими скандалами вокруг известных широким массам фамилий: руководителя областного дорожного департамента Ларина, управляющей областным пенсионным фондом Галкиной, начальника ОРСа пензенского отделения Куйбышевской железной дороги Календовского, главы Чаадаевской поселковой администрации Кульмана и др.

Начальник управления по борьбе с организованной преступностью Алексей Карташов признался, что его не совсем устраивает ход процесса по делу начальника ОРСа Пензенского отделения Куйбышевской железной дороги Сергея Календовского (обвиняется в посредничестве при получении взятки), во время которого из зала суда выгнали его подчиненных.

Начальник управления федеральной службы контрразведки Валентин Логунов привел в своем докладе примеры корыстного отношения к своему долгу людей, призванных стоять на страже закона. Возбуждены уголовные дела в отношении двух сотрудников линейного управления внутренних дел на транспорте, судебного исполнителя Первомайского района и трех адвокатов.

В общей сложности совещание длилось более 4-х часов и закончилось обсуждением закона об упорядочении торговли алкогольными напитками, принятого Законодательным собранием.

8.    ЗАБАСТОВОЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ

13 января профтехучилище №17, пройдя все положенные этапы и не добившись удовлетворения требований, включилось во всероссийскую забастовку работников народного образования.

Причины забастовки – отсутствие средств на оплату питания учащихся, невыплата пособий детям-сиротам, необеспечение рабочей одеждой для производственной практики, 40-рублевая стипендия и 6-месячная задержка зарплаты.

Администрация не смогла удовлетворить требования коллектива, и из 5-дневной забастовка переросла в бессрочную. К бастующему коллективу ПТУ №17 с 15 января присоединилось ПТУ №3. Бастующие обратиись к губернатору Анатолию Ковлягину, депутатам Госдумы от Пензенской области, 21-й сессии Законодательного собрания области, вице-губернатору Василию Букину, представителю Президента РФ по Пензенской области Игорю Кудинову.

17 января в представительстве президента побывала делегация преподавателей нескольких училищ во главе с начальником управления профтехобразования Владимиром Барановым. Игорь Кудинов пообещал, что сироты-учащиеся впервые за год увидят пособие. 18 января стало известно о посланных в правительство факсах с прошением о зарплате и возможном выделении области 2-миллиардного беспроцентного кредита.

20 января представители областного забастовочного комитета и училищ №№1, 3, 17, 40, правозащитники, консультирующие их, и начальник управления профтехобразования Владимир Баранов встретились с мэром Пензы. Александр Калашников решил вопросы о первоочередной выплате детских пособий работникам бюджетной сферы, о предоставлении 50-процентной льготы по оплате детсадов педагогам и выделении кредита на покупку проездных. Мэр посоветовал столоначальнику Баранову совместно с председателем забастовщиков ехать в бессрочную командировку в Москву и без денег не возвращаться.

29 января забастовочный комитет профтехобразования Пензенской области принял обращение ко всем работникам профтехучилищ области, в котором выступил против развала системы профтехобразования и призывал трудовые коллективы профтехучилищ начать подготовку к забастовке, пройти все примирительные процедуры, предусмотренные законодательством, и быть готовыми к совместным коллективным действиям.

Забастовочный комитет рекомендовал коллективам профтехучилищ провести с 7 по 9 февраля коллективные акции (митинги, пикетирование) у зданий областной и районных администраций, собрания трудовых коллективов с приглашением родителей учащихся, призывая всех работников бюджетной сферы (образования, здравоохранения, культуры), работников всех предприятий, различных партий и движений, депутатов поддержать наше забастовочное движение; 10-11 февраля принять участие во всероссийской забастовке работников профтехобразования и 27 марта – во всероссийской акции протеста профсоюзов.

Забастовочный комитет призвал создавать народные комитеты контроля за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на профтехобразование; продолжать практику обращения в судебные органы и органы прокуратуры в соответствии с действующим законодательством; требовать сохранения системы профтехобразования и выносить недоверие администрации управления профтехобразования и ряду руководителей училищ, добиваться отстранения их от занимаемых должностей за невыполнение своих служебных обязанностей.

31 января о начале бессрочной забастовки заявили работники профессионального училища №5 г.Пензы. Мотив: невыплата стипендий, компенсаций за обмундирование и питание учащимся, заработной платы с сентября 1996 года, нефинансирование материально-технической базы училища с 1994 года.

9.    ДЕЯТЕЛЬНОСЬ АССОЦИАЦИИ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОБЛАСТИ

16 января состоялось годовое собрание Ассоциации промышленников и товаропроизводителей области. В его работе приняли участие директора крупнейших промышленных предприятий и руководители ведомств, главы исполнительной власти, включая губернатора Анатолия Ковлягина.

С итогами работы Ассоциации за 1996 год выступил генеральный директор ПО "Старт", президент Ассоциации промышленников и товаропроизводителей Анатолий Есин. Он выразил беспокойство по поводу падения объемов промышленного производства. Хотя предварительные данные об этих итогах не опубликованы, имеет место факт снижения наполняемости бюджета области. Такие результаты напрямую связаны с работой предприятий, формирующих областной бюджет.

По мнению А. Есина, надо искать новые стратегические ниши, менять направления, формы и методы промышленной политики в регионе. Развивать структуры сельскохозяйственного производства, промышленности, торговли, говорить о серьезном продвижении на селе вряд ли уместно. Техническая оснащенность, диспаритет цен и другие проблемы отодвигают эту тему на задний план. Вызывает беспокойство и торговля, вытесняющая отечественных товаропроизводителей с местного рынка. Что касается промышленности, то перед Ассоциацией стоит задача не допустить дальнейшего спада объемов производства в 1997 году. Другого выхода нет. Но есть проблема в том, как согласовать действия директорского корпуса. Есть предприятия-монополисты, имеющие свои выходы на рынки, и директора, обладающие обширными связями в регионах России и стран СНГ. У них есть предложения, размышления, схемы реализации поставленных задач, но нет понимания того, что все они живут на одной земле и под одним небом, нет чувства локтя. В то же время все они прекрасно понимают, что увеличение объемов – это увеличение фонда заработной платы и налоговых выплат.

Есть ли для этого резервы и ресурсы? Вопрос этот очень сложный и во многом зависит от экономического состояния в той или иной отрасли. В то же время техническая оснащенность многих предприятий области позволяет размещать некоторые заказы на территории региона, и работа по расширению корпоративных связей уже дает свои результаты. Как заметил А. Есин, регулирование налогов на имущество предприятий со стороны администрации области дало бы дальнейшие импульсы этому развитию, и Ассоциация уже представила администрации области свой прогноз. Промышленники серьезно обеспокоены отдельными промахами в налоговой политике на уровне области. Во имя выбивания налогов область может угробить не только резервы, но и весь промышленный потенциал. Сегодня трясти директоров может всякий. Особого умения для этого не надо. Были бы желание и инструкции. Между тем, в 1996 г. по тем или иным причинам из 38 директоров Ассоциации промышленников и товаропроизводителей выбыло 7 руководителей. Кадрового директорского потенциала, особенно современных рыночников, практически нет. Нет управленцев, способных изменить экономические показатели в сторону увеличения производственных объемов. Вернее, они есть, но их круг год от года стремительно сужается. На поиск новых потребуется время. Хотя сегодня вполне очевидно, что вопросам ротации кадров на пензенских предприятиях не уделяется пристального внимания, и это так же один из факторов, влияющих на экономические показатели.

10.    ПЕНСИОННЫЙ ВОПРОС

31 января на заседании областного координационного совета рассматривалась ситуация с выплатой пенсий.

В последнее время пензенские пенсионеры встревожены информацией о том, что в ближайшее время им вместо ноябрьской, декабрьской и январской будет выплачена пенсия за февраль. На координационном совете принято решение продолжить выплату пенсий в календарном порядке: закончить выплату пенсий за ноябрь, после чего приступить к погашению задолженности за декабрь, январь, и далее работать в таком режиме, чтобы к июлю 1997 года полностью рассчитаться с долгами и войти в нормальный график работы.

Ноябрьский долг пенсионерам закрыт более чем на 80 процентов (задолженность за этот месяц составляет еще 24 миллиарда). Полный расчет будет произведен не ранее первой декады февраля. С учетом того, что из министерства финансов дотаций пока не поступало, вся финансовая нагрузка ложится на область. На координационном совете были выдвинуты дополнительные жесткие требования по изысканию страховых взносов в первую очередь с предприятий-должников, среди которых есть такие, которые не платят по нескольку лет.

На заседание координационного совета были приглашены около 60 руководителей таких предприятий. У каждого должника имеются свои объективные причины для неплатежа страховых взносов. Поэтому Пенсионный фонд был вынужден привлечь кредитные средства на сумму 30 млрд. рублей в "Сбербанке" и "Инкомбанке". Февраль станет самым напряженным месяцем в работе Пенесионного фонда области: по решению кординационного совета, задание по сбору страхового взноса на этот месяц составляет 93 млрд. рублей, что почти в 2 раза больше среднемесячного задания прошлого года (для сравнения, в ноябре 1996 года было собрано 57 млрд., в декабре – 82 млрд., в январе – около 58 млрд.).

11.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПАРТИЙ

25 января в Пензе состоялась XXVI областная отчетно-выборная конференция КПРФ. 238 делегатов и свыше 70 приглашенных обсудили деятельность обкома компартии за истекшие два года. С отчетным докладом выступил первый секретарь обкома партии Борис Зубков. В обсуждении доклада приняло участие 15 делегатов. Все выступавшие наряду с удовлетворительной оценкой работы критиковали обком КПРФ за имеющиеся недостатки и просчеты. Обкому "не удалось добиться, чтобы каждый горком, райком на деле стал боевым штабом по консолидации всех левопатриотических сил в деле защиты интересов трудящихся". У делегатов конференции вызывало озабоченность состояние дел в комсомольских организациях области. В большинстве районов они малочисленны и "не оказывают заметного влияния на формирование у юношей и девушек социалистического сознания, неприятия к насаждаемой в центральных средствах СМИ психологии потребительства, безыдейности, секса и насилия". Конференция приняла постановление, которое направлено на дальнейшее организационно-политическое укрепление партийных структур. Особое внимание обращено на необходимость тщательной подготовки к обмену партийных билетов, использование этой акции в целях организационного укрепления партийных организаций. Конференция избрала новый состав обкома и контрольно-ревизионной комиссии, делегатов на IV съезд КПРФ, который состоится в апреле этого года. Первым секретарем обкома вновь избран Борис Зубков (бывший первый секретарь Пензенского ОК КПСС), вторым секретарем – Николай Черноусов (бывший начальник политотдела областного УВД), секретарями обкома – Нинель Новосельцева (бывший секретарь Пензенского ГК КПСС) и Константин Уришов (рабочий завода ВЭМ).

12.    ХРОНИКА

6 января в Пензе прошло учредительное собрание региональной организации Российской народно-республиканской партии (партия Лебедя).

Александр Лычагин освобожден от должности вице-губернатора и назначен начальником областного контрольно-ревизионного управления. Новым вице-губернатором назначен Виктор Карабаев, ранее работавший директором муниципального сельскохозяйственного предприятия "Декоративные культуры".

Карабаев Виктор Николаевич родился 5 ноября 1954 года в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области в крестьянской семье. Свою трудовую деятельность начал трактористом, после службы в армии с отличием окончил Мокшанский сельскохозяйственный техникум, Пензенский сельскохозяйственный и финансово-экономический институты. Работал главным инженером колхозов "Родина" Камешкирского и "Рассвет" Лопатинского районов. В 1982 году вступил в КПСС. В 1986 году перешел в систему жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) начальником специализированного строительного управления "Зеленстрой". С 1990 года по января 1997 года работал директором пензенского муниципального сельскохозяйственного предприятия "Декоративные культуры" (260 работников). Член Союза работников ЖКХ. Воспитывает двух дочерей, жена по специальности бухгалтер.

На выборах в Государственную Думу декабре 1995 года баллотировался по одномандатному округу №136 (выдвигался избирательным объединением "Союз работников ЖКХ России"), обещал выступать за принятие законов, "предотвращающих окончательный развал ЖКХ", но – поскольку был откровенно "непроходным" кандидатом – занял лишь 9-е место из 11 претендентов (1,8 процента).

По результатам проверки деятельности Пензенского часового завода возбуждено уголовное дело по факту сокрытия доходов в особо крупных размерах.

17 января областной суд отменил намеченные на февраль выборы главы администрации Пензенского района.

 



[1] А.Петрухнов – заместитель главы администрации области, председатель комитета по финансам, бюджету и денежному обращению, начальник финансового управления области

Политический мониторинг №1(60)