Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
© Международный институт гуманитарно-политических исследований

И. Рязанцев

И. Германов

ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе-феврале 1997 года

1.    ЭКОНОМИКА. Итоги 1996 года

Общее социально-экономическое положение области в течение всего 1996 года определялось продолжением структурного кризиса экономики: при существенном снижении инфляции значительно выросли объёмы неплатежей, сохранились диспропорции в ценообразовании и структуре народного хозяйства, и, в итоге, понизился уровень жизни населения. Жёсткая финансово-экономическая политика государства ставила своей целью прежде всего обеспечение наполнения бюджета, что не способствовало стимулированию инвестиций в экономику области.

Замедлился спад объёма валового внутреннего продукта. В структуре формирования ВВП в 1996 году наблюдался рост удельного веса услуг.

1.1.    Промышленность

Объёмы промышленного производства сократились за год на 11%. В среднем в течение года темпы производства в добывающих отраслях были выше, чем в перерабатывающих. Основное производство по-прежнему сосредоточено в четырёх основных отраслях: электроэнергетике, топливной промышленности, химии и нефтехимии, машиностроении и металлообработке.

За истекший год промышленными предприятиями всех форм собственности, включая малые и совместные, а также промышленные подразделения при непромышленных организациях произведено продукции на 33460 млрд. рублей, из них крупными и средними предприятиями — на 30118 млрд. Объёмы производства в действующих отпускных ценах возросли по сравнению с предыдущим годом соответственно на 27,2 и 27,6%.

Как в целом по промышленности, так и в большинстве отраслей темпы производства в действующих ценах ежемесячно были в два (а по некоторым отраслям в три и даже более) раза ниже, чем в 1995 году.

Наиболее высокими в действующих ценах остались темпы в электроэнергетике и топливной промышленности — соответственно 155,0 и 142,8%. Наиболее низкими — в лесной и химической промышленности — 95,5 и 104,2%.

При увеличении объёмов в действующих отпускных ценах физический объём производства за истекший срок уменьшился. Индекс физического объёма по всей промышленности за 1996 год составил 88%, по крупной и средней — 88,9%.

Итоги работы крупных и средних промышленных предприятий за истекший год показали, что доминирующими формами собственности, как и в позапрошлом году, остались частная и смешанная, на долю которых пришлось соответственно 41 и 37% общего числа крупных и средних предприятий области.

Объём выпущенной продукции на предприятиях частной формы собственности по итогам работы за январь — декабрь 1996 года составил 7287 млрд. рублей или 24% всего объёма по области (в позапрошлом году — 29%). Рассредоточение частных предприятий по отраслям в течение года оставалось примерно на одном уровне: большинство — в лесной промышленности (более четверти), машиностроении и металлообработке (23%), в промышленности стройматериалов (16%), пищевой (13%) и лёгкой (9%).

Крупными и средними предприятиями смешаной формы собственности (их на конец 1996 года насчитывалось 173 единицы) произведено за прошедший год более двух третей объёма промышленной продукции на сумму 20249 млрд. рублей. Наибольшее их число сосредоточено в машиностроении и металлообработке (треть), 20% — в лесной промышленности, 10% — в пищевой, 8% — в промышленности стройматериалов.

Число предприятий с государственной формой собственности осталось примерно на уровне предыдущего года и составило 40 единиц. Ими выработано 7% объёмов. По сравнению с 1995 годом удельный вес их в общем количестве не изменился и составил 8,5%.

Доля муниципальных предприятий составила около 11% общего количества. По объёму произведённой продукции их доля — 1,4%.

Доля промышленных предприятий, находящихся в собственности общественных организаций составляет 3%, ими в 1996 году выпущено 0,3% от общего объёма продукции.

Рассматривая работу промышленности за истекший год в разрезе городов и районов, можно отметить, что лишь в семи из сорока шести районах области наблюдается превышение выпуска промышленной продукции к уровню 1995 года. Остальные города и районы позапрошлогоднего уровня достигнуть не смогли. Наиболее значительно сокращение выпуска продукции (наполовину и более) в восьми районах (среди них г.г. Губаха и Александровск). На 6-8% сократились объёмы выпуска в городах Гремячинске, Соликамске, на 2-5% — в Березниках, Краснокамске, Чусовом.

В условиях разрыва хозяйственных связей и финансовых трудностей происходит монополизация экономики области. Но в нашей области этот процесс имеет ряд отличительных особенностей. К их числу можно отнести, в частности, разнообразие форм монополизации. Так, для машиностроения, добывающих отраслей, деревообрабатывающей, целлюлозно — бумажной, лёгкой и пищевой отраслей, в стройиндустрии, характерна монополизация возникающая на базе концентрации производства из ограниченного числа крупных предприятий. А в отраслях, производящих продукцию производственно — технического назначения и услуги, господствуют монополисты, представленные в большинстве случаев одним предприятием, действующем на замкнутом, локальном рынке.

В республиканский государственный реестр Российской Федерации предприятий — монополистов, осуществляющих промышленную деятельность, по состоянию на 1.01.97 г. по Пермской области включены 14 предприятий. Более половины (57%) предприятий — монополистов сосредоточены в машиностроении и металлообработке, 3 предприятия — в химической промышленности и по одному — в топливной, металлургической и лесной отраслях. Из общей суммы монопольной продукции около 40% приходится на долю лесной, 31% — на долю топливной промышленности; ещё четверть объёмов монопольной продукции произвели машиностроители, 4,7% — предприятия химической и нефтехимической промышленности, и всего 0,1% — металлурги.

Во-многом определяет общую экономическую ситуацию в области ситуация на рынке топливно-энергетических ресурсов. Работа предприятий этой отрасли сопряжена с работой практически всех остальных отраслей. И пока этот рынок остаётся нестабильным, спад произвоства важнейших ресурсов остановить сложно. На предприятиях топливно-энергетического комплекса за истекший год, по сравнению с предыдущим, увеличилась добыча естественного газа, объём первичной переработки нефти, выработка автомобильного бензина, дизельного топлива, топочного мазута. Одновременно выработка электроэнергии сократилась на 7,3%, теплоэнергии — на 6,2%, добыча угля — более чем на четверть, нефти — на 2,9%.

На предприятиях машиностроительного комплекса за 1996 год, по сравнению с предыдущим, выпуск крупных электромашин уменьшился на четверть, металлорежущих станков и нефтепромыслового оборудования — на треть, химоборудования на 39%, деревообрабатывающих станков — более чем на половину, центробежных насосов — на 41%. Лишь 30% от позапрошлогоднего уровня составило производство оборудования для АПК.

В химической промышленнсти наблюдался рост производства синтетического аммиака, азотных удобрений, серной кислоты. Одновременно выпуск калийных удобрений сократился на 7%, синтетических смол и пластмасс — на 27%, лакокрасочной продукции и кальцинированной соды — почти наполовину, каустической — на 55%.

Намного хуже, чем в позапрошлом году, сработали предприятия лесной промышленности. В лесозаготовительной отрасли объём производства деловой древесины уменьшился в течение 1996 года на 23%. В деревообрабатывающей промышленности выпуск пиломатериалов сократился на 21%, на 22% меньше выпущено древесно — стружечных плит. На четверть меньше позапрошлогоднего произведено дверных блоков. В целлюлозно — бумажной промышленности производство бумаги и картона в 1996 году снизилось, по сравнению с 1995 годом на 23 и 36% соответственно [1].

Основываясь на результатах обследований деловой активности предприятий, можно отметить, что на на данном этапе основными факторами, ограничивающими рост производства, остаются во-первых, неплатёжеспособность потребителей (на этот пункт указывают около 90% обследованных предприятий), во-вторых, нестабильность налоговой и правовой политики (о чем говорят более половины (56%) руководителей), в-третьих, дефицит инвестиций (на него ссылаются 51%). Не намного меньшую роль играют изношенность оборудования, а также высокий процент коммерческого кредита (на эти причины указывают соответственно 44 и 37% руководителей). Кроме того, в сложившейся экономической ситуации примерно 80% предприятий испытывают недостаток собственных средств, более 70% — недостаточность рынков сбыта. Свыше одной трети руководителей ссылаются на отсутствие сырья и материалов.

Средняя загрузка производственных мощностей по результатам обследования составили 44%. При этом каждое третье предприятие имеет загрузку мощностей не более чем на 30% [2].

Сложной остаётся ситуация с объёмом транспортных перевозок. Прежде всего это связано с высокими тарифами на транспорте. В результате страдают крупные грузоотправители — химическая, горнохимическая, строительная промышленность, которым пришлось значительно снизить объёмы перевозок всеми видами транспорта. Взятый обладминистрацией курс на стабилизацию и снижение цен позволяет надеяться на то, что в 1997 году объёмы грузоперевозок будут увеличены. “Мы будем стремиться, — сказал губернатор Г.Игумнов, — чтобы скачков цен на транспорте не случилось ни при каких обстоятельствах” [3].

1.2.    Сельское хозяйство

В ходе реформирования аграрного сектора экономики значительно расширились права и полномочия сельскохозяйственных товаропроизводителей. В сельском хозяйстве , как и в целом в народном хозяйстве области, продолжается акционирование предприятий, происходит дальнейшее развитие многоукладности. К концу 1996 года в сельском хозяйстве области действовало 225 новых формирований. Примерно четыре пятых общего объёма валовой продукции сельского хозяйства приходится на долю хозяйств частной формы собственности. Вместе с тем, негативные общеэкономические и отраслевые тенденции не позволили полностью реализовать потенциал новых форм хозяйствования на селе, добиться роста эффективности сельскохозяйственного производства.

Валовая продукция сельского хозяйства области в 1996 году составила в действующих ценах 4937 млрд. рублей и по сравнению с 1995 годом (в сопоставимой оценке) уменьшилась на 9%.

За годы аграрных преобразований в сельском хозяйстве области расширился мелкотоварный сектор, в то же время сельхозпредприятия из года в год теряют свои позиции. В настоящее время на их долю приходится чуть более трети общего объёма валовой продукции сельского хозяйства, при том, что доля личных подсобных хозяйств населения увеличилась до 60%.

В прошедшем году не смогла существенно повлиять на формирование продовольственных ресурсов области такая структурная часть сельского хозяйства, как фермерство. К началу 1997 года число действующих хозяйств в области составило 3,8 тыс. с площадью земли 99,8 тыс. га (в среднем по 26 га на хозяйство). С начала формирования фермерского движения прекратили свою деятельность около 2,5 тыс. крестьянских хозяйств. Данные группировок свидетельствуют о том, что 41% крестьянских (фермерских) хозяйств имеют в пользовании от 3 до 10 га земельных наделов, 56% — от 11 до 100 га и 3% — свыше 100 гектаров. В 1996 году на долю крестьянских (фермерских) хозяйств приходится около 1% общего объёма валовой продукции сельского хозяйства, против 2% в 1995 году.

В прошедшем году, впервые за последние 10 лет, приостановлен спад посевных площадей. Вся посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий в 1996 году увеличилась в 1996 году почти на 20 тыс. га и составила 1522 тыс. гектаров. Однако увеличение посевных площадей сопровождается ушудшением их использования. Одной из причин такого положения дел — трудное финансовое состояние сельских товаропроизводителей. До минимума сведено внесение удобрений и проведение химической милиорации земель. За последние 3 года внесение минеральных удобрений сокращено почти в 3 раза, органических — в 2 раза. Из-за старения и выхода из строя осушительных систем теряются более продуктивные мелиоративные земли.

Неплатёжеспособность сельхозпредприятий негативно сказалась и на техническом потенциале села. Наличный состав машинно — тракторного парка за последний год сокращён на 12-15%.

Ряд вышеперечисленных причин, а также неблагоприятные погодные условия осенью прошедшего года отрицательно сказались на эффективности использования земельных ресурсов. В среднем по области с 1 га зернового поля в прошедшем году в хозяйствах всех категорий собрано по 9,9 центнера зерна (в весе после доработки), с 1 га картофельных плантаций — 124,5 центнера клубней, урожайность овощных культур — 305 центнеров с гектара, что соответственно на 5, 25 и 2% ниже уровня 1995 года.

С заметным отставанием от уровня 1995 года прошла осенью 1996 года закладка урожая будущего года. Озимые культуры посеяны на площади 128 тыс. га (на 4% меньше предыдущего года).

По-прежнему остаётся сложным положение дел в животноводческом комплексе области, продолает сокращаться поголовье скота. Численность крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях области на 1 января 1997 года составила 338 тыс. голов, или на 10% меньше, чем на соответствующую дату прошлого года.

Монополизм комбикормовой промышленности и ряд других причин не позволяют приостановить темп спада поголовья птицы. По состоянию на 1 января на птицефабриках области насчитывалось 6395 тыс. голов птицы, что на 5% меньше, чем на аналогичную дату прошлого года.

На протяжении многих лет остаётся слабой кормовая база животноводства. Потребность в кормах, определённая самими хозяйствами, на зиму 1996-97 гг. удовлетворена на три четверти. По состоянию на 1 января 1997 года сельхозпредприятия области имели кормов в наличии 430 тыс. тонн кормовых единиц (93% к уровню предыдущего года) [4].

9-10 января в Прикамье состоялся визит министра сельского хозяйства и продовольствия В.Хлыстуна, в ходе которого подписано соглашение между Минсельхозпродом и администрацией Пермской области. В нем изложены намерения и обязанноости обеих сторон по развитию всего агропромышленного комплекса Прикамья. Этот документ призван стать продолжением тройственного договора о разграничении полномочий и предметов ведения между администрацией области, Коми-Пермяцком автономным округом и федеральным центром, подписанного во время майского визита в Пермь президента Б.Н.Ельцина. Один из самых важных пунктов этого договора гласит, что правительство обязуется профинансировать сельское хозяйство области не ниже запланированного в 1996 году уровня. По словам В.Хлыстуна, этот договор должен заложить основу цивилизованных отношений в области агропромышленного комплекса [5].

1.3.    Инвестиции

В 1996 году продолжался спад инвестиционной активности предприятий и организаций области. Темпы выполнения Федеральной инвестиционной программы и других программ по вводу в действие объектов производственного и социального назначения снизились.

Несвоевременное выделение финансовых ресурсов, недостаток собственных средств у предприятий обусловили низкий уровень выполнения Федеральной инвестиционной программы. Из 13 производственных и социальных объектов, предусмотренных к вводу в 1996 году и финансируемых за счёт бюджетных средств на возвратной и безвозвратной основе, приняты в эксплуатацию только 2 объекта — ворота на Пермском шлюзе после аварийно — восстановительных работ и профессионально-техническое училище в селе Барда.

Общий объём инвестиций в основной капитал, направленных в минувшем году на социально-экономическое развитие области, составил 6,3 трлн. рублей, что на 29% меньше, чем в 1995 году. В 15 регионах области сокращение инвестиций в основной капитал составило более 50%, в 4 регионах — на 30-40%. Общие объёмы инвестиций превысили уровень предыдущего года в г.Чусовом, Верещагинском и Осинском районах (в основном за счёт мобилизации собственных средств предприятийи организаций всех форм собственности).

Все иностранные инвестиции имеют прямой характер (взносы в уставной капитал, кредиты, полученные от зарубежных совладельцев предприятий). За 9 месяцев 1996 года значительные вложения иностранного капитала были сделаны в такие отрасли как финансы, кредит, страхование , пенсионное обеспечение — 25,4 млн. долларов (81,9%). На долю промышленности приходилось лишь 4,8 млн. долларов (15,4%). Страны с наиболее значительными инвестициями в экономику области: США (52,8%), Кипр (39,3%), Германия (6,1%).

Свыше 89% объёма инвестиций в минувшем году финансировались за счёт (в порядке убывания значимости) собственных средств предприятий и организаций, заёмных, привлечённых средств, внебюджетных инвестиционных фондов и среств индивидуальных застройщиков. Доля бюджетных ассигнований несколько возросла, при этом доля инвестиций на безвозвратной основе составила 94% от средств, выделяемых на реализацию Федеральной инвестиционной программы.

Из федерального бюджета с начала 1996 года было выделено 8,3 млрд. рублей на финансирование конверсионных программ, их доля в общих расходах не превысила 36%. 64% расходов составили собственные средства предприятий. Из фонда конверсии, так же, как и из средств инвесторов. на конверсионную программу в 1996 году средств выделено не было.

На развитие агропромышленного сектора использовано 386,5 млрд. рублей капитальных вложений, что на 29% меньше, чем в 1995 году. На 34% сократились инвестиции в непроизводственную сферу (наибольшая часть направлена в жилищное строительство) [6].

1.4.    Бюджет

Результаты прошедшего финансового года губернатор считает неудовлетворительныи. В целом по области собираемость бюджетных доходов не превысила 62%. В отдельных территориях этот показатель достигает лишь 30 — 50% [7].

До сих пор не принят бюджет на 1997 год. По мнению начальника финансового управления областной администрации М.Панфилова, основной причиной того, что область осталась без бюджета, является противостояние интересов городов-доноров и дотационных территорий [8].

В начале января губернатор подписал постановление о финансировании расходов из бюджета на период до его утверждения, согласно которому в январе областное финуправление будет осуществлять финансироание в размере 1/12 бюджета прошлого года. По мнению экспертов, это приведёт к недофинансированию бюджетной сферы [9].

Спикер Законодательного собрания Пермской области Е.Сапиро и и.о.губернатора И.Шубин подписали график доработки бюджета на 1997 год. Согласно этому документу, после обсуждения в комитетах Законодательного собрания области проект бюджета должен быть представлен для принятия во втором чтении на пленарном заседании, которое запланировано на 6 февраля [10].

Начало 1997 года ознаменовалось весьма активными усилиями губернатора направленными на то, чтобы коренным образом улучшить ситуацию с налоговыми поступлениями в областной бюджет. Для этого предполагается ужесточить требования к предприятиям — злостным неплатильщикам в бюджет и Пенсионный фонд [11].

Принят план поэтапного погашения задолженности по зарплате в бюджетной сфере. В январе предполагается погасить 10% долгов, в феврале — марте — 15%, в апреле — июне — по 20%. Текущая зарплата, по планам обладминистрации, задерживаться не будет. Установлен контроль Центробанком за своевременностью исполнения коммерческими банками платёжных документов на перечисление средств в бюджет. К проштрафимся будут применены санкции, вплоть до отзыва лицензии [12].

9 января состоялось первое в 1997 году заседание областной комиссии по укреплению бюджетной дисциплины. На него были приглашены руководители 15 предприятий — крупнейших задолжников в областной бюджет и пенсионный фонд. Только эти предприятия задолжали облбюджету в общей сложности 96 млрд. рублей (вместе со штрафами и пени — 147 млрд. рублей); 227 млрд. рублей должны они Пенсионному фонду (дополнительно 465 млрд. рублей штрафов и пени). Среди задолжников АО “ЛУКойл Пермнефтеоргсинтез”, заводы им. Дзержинского, им. Кирова, “Машиностроитель”, АО “Велта” [13]. На заседании комиссии руководители были предупреждены об их персональной ответственности за своевременность обязательных платежей, были согласованы графики погашения задолженности. В случае их невыполнения областная администрация намерена применить к предприятиям процедуру банкротства, а к руководителям — соответствующие статьи нового Уголовного Кодекса, предусматривающие административную и уголовную ответственность руководителей за преднамеренное доведение предприятия до банкротства [14].

Пермская областная комиссия по неплатежам вынудило руководство АО “ЛУКойл Пермнефтеоргсинтез” передать в счёт долгов в областной бюджет свой кирпичный завод стоимостью 150 млрд. рублей [15].

2.    СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

2.1.    Уровень жизни

По предварительной оценке, денежные доходы, полученные населением области в январе-декабре 1996 года сложились в сумме 26 700,0 млрд. рублей (740,9 тыс. рублей в среднем за месяц в расчёте на одну душу населения) и увеличились по сравнению с январём-декабрём 1995 года на 51,8%. Несмотря на низкие темпы инфляции, реальные денежные доходы населения в прошедшем году снизились на 2,2%. По оцнке специалистов облстатуправления, в декабре денежные доходы на душу населения составили 973,3 тыс. рублей, на 28,6% превысив уровень предыдущего месяца, реальные доходы за этот месяц по сравнению с предыдущим возросли на 27,1%, по сравнению с декабрём 1995 года — возросли на 14,7%, но по сравнению с декабрём 1994 года на 3,3% снизились.

По оценкам, в общем объёме денежных доходов населения в 1996 году оплата труда составила 10 020,0 млрд. рублей (37,5% от общего объёма доходов), по сравнению с предыдущим годом возросла на 48,1%; выплаты социальных трансфертов — 3970,0 млрд рублей (14,9% от общего объёма), увеличение за год — 70%; доходы населения от предпринимательской деятельности, дивиденты по вкладам и ценным бумагам и другие доходы составили 12 710,5 млрд. рублей (47,6% от общего объёма) и увеличились на 49,6% по сравнению с январём — декабрём1995 года.

Начисленная средняя заработная плата в области в декабре 1996 года составила 875,0 тыс. рублей и возросла по сравнению с ноябрём на 4%.

Денежные расходы населения области в январе-декабре 1996 года увеличились на 51,6% и составили 22 077,9 млрд. рублей (612,6 тыс.рублей в месяц в среднем в расчёте на душу населения); потребительские расходы возросли на 50,4%, в том числе расходы на покупку товаров — на 40,8%, на оплату услуг — на 89,4%, обязательные платежи возросли на 50,7%, накопление сбережений — на 28,0%. В 1996 году сохранилась тенденция стабильного увеличения расходов граждан на приобретение иностранной валюты, в целом за год эти расходы увеличились на 82,1%. Значительные суммы неиспользованных денежных средств остаются на руках у населения. Остаток неиспользованных денег январе — декабре 1996 года по сравнению с 1995 годом увеличился на 52,6% и составил 4622,6 млрд. рублей.

Величина прожиточного минимума в декабре в среднем на одного жителя области составила 338,7 тыс. рублей, для мужчины трудоспособного возраста — 427,7 тыс. рублей, для женщины трудоспособного возраста — 350,9 тыс. рублей, пенсионера — 237,7, ребёнка до 7 лет — 257,3 тыс. рублей.

В структуре бюджета на питание приходится 67,4% всех расходов, приобретение непродовольственных товаров — 19,7%, оплату услуг — 7,5%, налоги — 5,4%. Величина прожиточного минимума увеличилась по сравнению с ноябрём на 4,4 тыс. рублей (1,3%).

В течение года величина последнего показателя изменялась в значительных пределах. Наибольший рост наблюдался в январе и составил 8,2%, самое значительное снижение имело место в августе — 4,6%. С начала года бюджет прожиточного минимума увеличился на 11,8% [16].

2.2.    Демографическая ситуация

Начиная с 1995 года смертность в Прикамье перестала расти. По оценке, за 1996 год снижение общего числа умерших может составить 8%. При общем снижении смертности почти от всех основных причин, продолжается подъём смертности от инфекционных и паразитических болезней, в том числе от туберкулёза.

В области продолжает расти младенческая смертность: по итогам 9 месяцев 1996 года из каждой 1000 родившихся умерло до 1 года 20,2 ребёнка, тогда как в целом по России за этот же период наметился спад до уровня 17,0. Выше, чем в среднем по области, уровень младенческой смертности зафиксирован в Коми-Пермяцком автономном округе — 22 ребёнка на 1000 родившихся (за 1995 год уровень смертности детей на первом году жизни по области составил 18,9, по Коми-Пермяцкому автономному округу — 15,6).

По оценке, в области в 1996 году родилось 27,1 тыс. детей, а число умерших достигнет 43,8 тыс. случаев (по сравнению с 1995 годом снижение ожидается, соответственно, на 2,2% и 8,2%).

Миграционный прирост по прогнозу за 1996 год снизится на 22,3% к уровню 1995 года; он составит около 4,1 тыс. и сможет компенсировать лишь четверть естественной убыли населения.

В итоге численность населения Пермской области на начало 1997 года долна была составить по оценкам 2996,8 тыс. человек, в том числе городское 2285,4 и сельское — 711,4 тыс человек.

По расчётам, численность жителей области за 1996 год сократилась на 12,8 тыс. человек (на 0,4%), за 1995 год население области сократилось на 14,7 тыс. человек (0,5%).

Основная причина сокращения общей численности населения — естественная убыль, которая за 1996 год составила 16,7 тыс. человек, что на 16,5% меньше, чем за 1995 год. За счёт административно-территориальных преобразований в области стало на 7,0 тыс. человек меньше горожан, таким образом, соотношение городского и сельского населения области составило соответственно 76,3% и 23,7% [17].

2.3.    Преступность

В минувшем году ОВД Пермской области было зарегистрировано 80,5 тыс. преступлений, что на 0,5% выше, чем в 1995 году. Таким образом, снижения уровня преступности пока не произошло. В целом по стране по уровню преступности область занимает 4 место [18]. Однако, следует отметить, что в прошлом году наметилась некоторая стабилизация положения. Так, для сравнения, в 1995 году уровень преступности в области вырос на 11,4%. Значительно превышен среднеобластной рубеж по уровню преступности в Ленинском и Индустриальном районах областного центра и в таких городах области, как Кизел и Александровск. Из общего числа преступлений около половины (44,7%) зарегистрировано в областном центре. Ниже среднеобластного уровень преступности в большинстве сельских районов области. Особенно следует отметить такие районы, как Частинский и Берёзовский, где уровень преступности ниже среднего более чем в два раза.

В минувшем году более чем на 6%, по сравнению с 1995 годом снизилось количество тяжких преступлений. В то же время наблюдался стремительный рост преступлений, связанных с наркотиками  (в 2,3 раза), что отражает укоренение в регионе наркобизнеса. Выросло количество преступлений, связанных с мошенничеством (на 45,6%), взяточничеством (на 15,7%), вымогательством (на 17%), присвоением вверенного имущества (на 10%).

За последние годы наметилась тенденция к увеличению уровня раскрываемости преступлений: если в 1994 году было раскрыто 55,7%, в 1995 году — 56,3%, то за прошедший год доля раскрытых преступлений возросла до 65% [19].

2.4.    Занятость населения

В 1996 году тенденции развития рынка труда в области кардинально не изменились. Ситуация в сфере занятости характеризовалась замедлением роста как общей численности безработных, так и числа безработных, регистрируемых органами службы занятости. На рынке труда просматривалось чётко выраженное влияние сезонных факторов. Численность работников, занимающихся всеми видами деятельности, продолжала сокращаться (в 1992 году численность экономически активного населения составила 1584,8 тыс. человек, в 1995 — 1469,6 тыс. человек, 1996 — 1440,3 тыс. человек, или 48% от общей численности населения области).

К концу декабря 132,5 тыс. человек в области (9%) не имели занятия, но активно искали работу и, в соответствии с методологией Международной организации труда, классифицировались как безработные. По состоянию на 1.01.97 официально зарегистрированы в органах службы занятости в качестве безработных 67,5 тыс. человек, или 4,7% экономически активного населения.

Во втором квартале 1996 года произошло резкое замедление прироста численности зарегистрированных безработных, а с мая по октябрь включительно, они стали составлять отрицательные величины (2,1%, 5,6%; 2,4%; 1,9%; 2,6%; 0,9% соответственно). Основной причиной этого явления, по мнению специалистов службы занятости, стало принятие изменений и дополнений к закону “О занятости населения в Российской Федерации”в части регистрации и учёта безработных. Кроме того, на снижение прироста численности граждан, получивших статус безработного во 2 и 3 кварталах, повлиял сезонный фактор снижения напряжённости на рынке труда, наблюдаемый уже в течение трёх лет. В ноябре в области вновь начался рост уровня безработицы.

Чётко выделились кризисные территории, где уровень безработицы значительно выше средних показателей по области. В декабре в 6 административно-территориальных единицах уровень безработицы превысил 10% рубеж (г.Гремячинск, Чердынский и Карагайский районы — 12%; Усольский район — 11%, Еловский и Оханский — 10%). Наибольшее число безработных зарегистрировано к началу января в Коми-Пермяцком автономном округе (3810 человек), Лысьве (3683 человек), Свердловском и Мотовилихинском районах г.Перми (3073 и 2789 человек соответственно).

В декабре на одну вакансию претендовали 13 ищущих работу граждан, в городах области на одно место было 28 претендентов, в сельских районах — 92 человек, в Коми-Пермяцком округе — 177 человек [20].

В период с января по декабрь 1996 года службами занятости области трудоустроено 54178 человек, направлено на обучение 16094 человек, 5197 человек участвовали, по их направлению, в общественных работах.

В 1996 году сохранялась достаточно высокой подвижность рабочей силы. С одной стороны, администрация предприятий не проводит массовых высвобождений (в этом случае пришлось бы выплачивать выходные пособия), но и не повышает зарплату (это увеличило бы налоговые платежи; кроме того, таким путём можно вынудить к увольнению по собственному желанию). С другой стороны, конкуренция на рынке труда вынуждает работников держаться за своё место даже в случае нарушения администрацией условий трудового контракта (введение неполной рабочей недели, неоплачиваемых или частично оплачиваемых отпусков по инициативе руководства предприятия). Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются в научных учреждениях, в организациях общественного питания, на предприятиях транспорта.

Общий спад производства, применение льготных режимов кредитования, датирование нерентабельных производств, взаимные неплатежи между предприятиями продолжают оставаться основными причинами высокой скрытой безработицы. Таким образом, с учётом различных форм неполной (частичной) занятости или скрытой безработицы, которая в 3-5 раз превышает официально зарегистрированного уровня, ситуацию на рынке труда Пермской области специалисты характеризуют как взрывоопасную [21].

В январе-феврале текущего года численность высвобождаемых в городах и районах области составит около 3,5 тыс. человек. Наибольшие высвобождения ожидаются в Гремячинске (487 человек), Губахе (354 чел.), Соликамске (270 чел.), Лысьве (254 чел.), а также в Верещагинском районе (683 чел.). В Перми численность высвобождаемых может достигнуть 1,33 тыс., что на 39% больше, чем в этот же период прошлого года. Наиболее значительными будут высвобождения из промышленности (74%) и строительства (5,3%) [22].

2.5.    Социальные конфликты

С начала 1996 года зарегистрированы забастовки на 53 предприятиях и организациях области. В начале 1996 года продолжились забастовки в 4 школах Карагайского района (окончены 14 января 1997 г.), прекратившие свою работу ещё в ноябре и 3 шахты АООТ ”Кизелуголь”, начавшие забастовку в декабре. За 1996 год в забастовочном движении приняло участие 11,4 тыс. человек, потери рабочего времени составили 32,8 тыс. человеко-часов. Наибольшее количество забастовок отмечается на предприятиях угольной промышленности (забастовки прошли на 30 предприятиях и учреждениях отрасли) и в учреждениях образования (забастовки в 19 учреждениях). Основной причиной приостановок работы предприятий и организаций остаётся несвоевременная выплата заработной платы. На 1 января 1997 года задолженность областного бюджета по заработной плате работникам бюджетной сферой составила 54,3 млрд. рублей, сумма невыплаченных пособий на детей достигла 61,2 млрд. рублей [23].

В декабре 1996 года шахтёры АООТ “Кизелуголь” поддержали Всероссийскую забастовку угольщиков, остановили работу 11 шахт [24]. Несмотря на принятое 24.12.1996 решение Росуглепрома о прекращении всяческих локальных акций протеста, 600 горняков Кизиловской шахты “40 лет ВЛКСМ” и 700 — шахты “40 лет Октября” продолжили забастовку, которая завершилась только к 1 января [25].

Шахтёрами принято решение приостановить акции протеста до четвёртого пленума профсоюзов работников угольной отрасли, который должен состояться в феврале. Анализируя итоги прошедших акций, шахтёры признали, что каких-нибудь значительных результатов, помимо очередных обещаний не добились [26].

В рамках программы реструктуризации угольной отрасли Прикамья администрации городов Гремячинска, Губахи, Чусового и Кизела получили в декабре 1996 — январе 1997 гг. средства из федерального бюджета — в общей сложности 50 млрд. рублей. Но не все средства используются в соответствии с планом реструктуризации. Например, в Губахе часть денег использовалась на выплату зараплаты работникам бюджетной сферы и выплату детских компенсационных пособий, эти же средства использовались для покрытия затрат по работам на газовой котельной и, а также для приобретения материалов и оборудования [27]. План реструктуризации Кизеловского угольного бассейна предусматривает ликвидацию в этом году шахт “Коспашская”, “Северная”, “Ключевская”, но не все шахты, которые должны были быть ликвидированы в прошлом году, прекратили работу в нынешнем. Руководство АО “Кизелуголь” фактически продлевает агонию отработавшего бассейна. Недавно избранный мэр г.Кизела Д.Земцов выступил с инициативой о внесении главами администраций шахтёрских городов предложений по “усилению” руководства АО “Кизелуголь”. Необходимость столь решительных мер, по мнению Д.Земцова вызвана некомпетентностью нынешнего руководства объединения [28].

Некомпетентность руководства АО проявилась и в событиях в шахтёрских посёлках Южный и Северный Коспашский. 23 декабря 1996г. произошла авария в котельной шашты “Широковская” (пос. Южный Коспашский), в результате которой были полностью разморожены отопительные системы всех социальных учреждений, здания поселковой администрации и почти 30% жилых домов. 16 января из-за использования в котельной сырого угля — вновь авария. На этот раз в посёлке Северный Коспашский. Без тепла остались школа и 12 жилых домов, в остальных домах температура была 6-8 градусов. Мороз на улице в это время достигал 35-40 градусов [29].

Обе аварии показали не только то, что котельные, принадлежащие АО “Кизелуголь”, не готовы к отопительному периоду, но и то, что руководство объединения не смогло справиться с аварийной ситуацией. Потребовалось вмешательство областной администрации и вице-мэра Перми И.Шубина, чтобы оперативно развернуть спасательные работы [30].

В январе острой ситуация была не только среди шахтёров, но и среди работников образовательных учреждений. На 1 января 1997 года долг областного бюджета перед педагогами составил 32 млрд. рублей. Задолженность по выплате заработной платы и детских пособий и послужила причиной активной поддержки учителями области Всероссийской акции протеста работников образования.

В Александровском районе с 13 по 15 января бастовали 24 образовательных учреждения, в Коми-Пермяцком автономном округе провели забастовку коллективы 46 школ (45 из них — одноневную, 1 — пятидневную), учитель Пешнигортской школы Кудымкарского района, находясь в здании окружной администрации объявил голодовку, которая продолжалась 5 дней. В Чердыни 6 школ провели однодневную забастовку [31].

С 14 до 18 января бастовали все школы Лысьвы, к учителям присоединились коллективы нескольких детских садов. В этом городе задержка выплаты зарплаты работникам образования составляют 2,5 месяца. На заседании стачкома принято решение, что если ситуация не изменится, то учителя намерены продолжить борьбу и в марте организовать новую акцию протеста [32].

Всего в пяти районах области бастовало 120 школ и дошкольных учреждений. Около 50 коллективов в области 13 января провели кратковременные приостановки работы.

В Очёре и Частых в рамках коллективных действий состоялись митинги работников образования. Во многих школах прошли собрания, где педагоги поддержали требования бастующих об обеспечении нормальной жизнедеятельности обрзовательных учреждений и педагогических коллективов, о погашении задолженности зарплат, о своевременной их индексации и доведении их уровня до среднего уровня оплаты труда в промышленности [33].

Педагоги города Соликамска активного участия в акциях протеста не принимали. В отличие от других районов области им зарплата выдаётся вовремя, но учреждения здравоохраниея этого года оказались в весьма критической ситуации.

Главные врачи семи городских больниц Соликамска обратились к жителям города с открытым письмом. Повод — кризис, в котором оказались лечебные учреждения из-за острой нехватки денег, выдаваемых на городское здравоохранение. Дело в том, что больницам были установлены заведомо заниженные нормативы по обслуживанию больных. И оплата производится в соответствии с этими установленными “сверху” нормативами. Кроме того, с июля 1996 года финансирование медучреждений даже по этим заниженным объёмам было урезано. Всё это и стало причиной огромных долгов медиков перед коммунальными службами, которые грозят в любой момент отключить тепло- и водоснабжение. Аптеки перестали отпускать больницам медикаменты в долг. В своём обращении главврачи предупредили, что без помощи администрации и руководителей предприятий с кризисом справиться не смогут [34].

3.    ПОЛИТИКА

3.1.    Исполнительная власть

После губернаторских выборов в областной администрации произошли структурные и кадровые изменения. В.Боев оставил пост вице-губернатора, ведающего социальными вопросами, его место занял В.Морозов, который ранее совмещал должности вице-губернатора и председателя главного управления сводного социального-экономического планирования и ресурсов. В.Морозов — профессиональный экономист. Для него, по всей видимости, приоритетными станут вопросы своевременного распространения бюджетных средств, средств пенсионного фонда и координация деятельности подконтрольных ему управлений.

Теперь у губернатора будет 9, а не 8 заместителей, как раньше. Из них только один получит статус первого вице-губернатора (раньше их было два). Эта должность пока остаётся свободной. По сути вакантна и должность зам. губернатора — председателя комитета по управлению имуществом. Бывший его руководитель В.Горбунов назначен лишь исполняющим обязанности [35].

Пост вице-губернатора, а также должность начальника главного управления экономики занял В.Чебыкин. Новый вице-губернатор закончил Пермский госуниверситет по специальности “Экономическая кибернетика”, руководил созданием автоматизированной системы управления для одного из оборонных предприятий, является одним из организаторов Пермской товарной биржи, был ведущим специалистом главного планово-экономического управления облисполкома, а затем областной администрации. В.Чебыкин — сторонник “протекционаизма во всех плоскостях”, он планирует существенно изменить существующую структуру главного экономического управления, усовершенствовав блок экономического анализа, направления связанные с составлением перспективных планов и прогнозов. В обновленной структуре управления появтся отделы инвестиций, налоговой политики и предпринимательства. Сразу после назначения на январском пленарном заседании Законодательного собрания области В.Чебыкин представил и защитил в первом чтении программу поддержки малого предпринимательства Пермской области. Согласно ей, на поддержку малых предприятий намечается выделение не менее 0,5% доходной части бюджета и 25% средств, поступающих от приватизации. Целью программы является создание организационных и экономических условий для привлечения инвестиционных ресурсов отечественных и зарубежных финансовых институтов в развитие малого предпринимательства в области [36].

И.Шубин (зам. губернатора по вопросам строительства, транспорта, связи и энергетики) и В.Сергеев (зам. губернатора по вопросам взаимодействия с территориями и общественностью) сохранили свои посты с теми же функциями, однако лишились статуса первых вице-губернаторов. Л.Валько сохранил свой пост заместителя губернатора по вопросам сельского хозяйства и председателя департамента АПК. [37]

Ю.Перхун — бывший кандидат в губернаторы от КПРФ — назначен Г.Игумновым на должность главного специалиста отдела областной администрации по работе с административными органами и военнослужащими. Существует мнение, что таким образом Г.Игумнов “расплатился” за поддержку его кандидатуры во втором туре губернаторских выборов [38]. Тогда Ю.Перхун выступил с обращением к избирателям голосовать против С.Левитана — соперника Г.Игумнова на выборах.

На заседаниии совета ассоциации “Сотрудничество”, куда входят руководители крупных промышленных предприятий Прикамья, прошло обсуждение прошедших кадровых перестановок в аппарате областной администрации. Директора пришли к выводу, что идущий кадровый передел не будет способствовать оздоровлению экономики Пермского региона. Особую настороженность у членов ассоциации вызвало понижение должности председателя областного комитета по управлению имуществом В.Горбунова и его возможная отставка [39], а также возможное назначение на пост первого вице-губернатора генерального директора инвестиционной компании “Ермак” Ю.Белоусова. Он широко известен в деловых кругах Перми, но “не настолько опытен, авторитетен, масштабен, чтобы исполнять первые роли в руководстве областью” [40].

3.2.    Законодательная власть

17 января на пленарном заседании Законодательного собрания области депутаты приняли поправку к Уставу Пермской области, суть которой сводится к тому, что при назначении своих заместителей губернатор обязан согласовывать их с депутатами. Специалисты склонны считать, что принятие этой поправки является реакцией на прошедшие и предстоящие изменения в аппарате областной администрации [41].

Губернатор Г.Игумнов выразил своё крайнее возмущение принятой Законодательным собранием поправкой. В принципе глава области был бы не против такого варианта, но при условии наличия в Уставе противовеса в виде роспуска Законодательного собрания. В нынешнем виде закон о поправке губернатор подписывать не намерен [42].

На состоявшемся в январе пленарном заседании Законодательного собрания области его председатель обратился к депутатам с предложением перенести сроки выборов в областной законодательный орган с декабря 1997 года на июнь. Своё предложение Е.Сапиро мотивировал тем, что даже в условиях “нормальной работы” (имеется в виду отсутствие выборных кампаний) принятие бюджета в этом году происходит очень непросто. Вмешательство же дополнительных факторов окончательно затормаживает этот процесс, область гарантированно войдет в новый год с непринятым бюджетом. Следовательно, по его логике, необходимо избрать новый состав Законодательного собрания, не в декабре, а ранее, чтотбы не создавать угрозы непринятия бюджета в установленные сроки [45].

Депутаты большинством голосов отверги это предложение, а один из членов Законательного собрания В.Марковский заявил, что за предложением о переносе срока выборов стоят отнюдь не интересы области, а личные цели председателя ЗС Е.Сапиро и его заместителя Н.Девяткина. По мнению депутата, руководство Законодательного собрания для стабилизации экономического положения области сделало очень мало и в результате обострение социально — экономической ситуации, которое неминуемо произойдёт к концу года, не позволит Е.Сапиро и Н.Девяткину быть избранным на второй срок. “Летом же за всем естественным природным благодушием, за зелёными липами легче “протащить” выборы с собственным интересом”,— заявил В.Марковский [46].

3.3.    Местное самоуправление г.Перми

29 января вновь избранный мэр г.Перми Юрий Трутнев провёл первую со дня своего вступления в должность пресс-конференцию. Глава города сообщил журналистам, что формирование нового аппарата руководства городской администрацией завершено.

Первым заместителем главы города стал В.Петенко, прежде работавший в АО “Пермские моторы” директором по инженерному обеспечению, он будет отвечать за работу с промышленностью, курировать финансово-экономические вопросы. В.Шеин, прежде работавший исполнительным директором в ЗАО ”Экс интернэйшнл” (фирма г-на Трутнева), будет руководить аппаратом мэра, отвечая за организационное, информационное и правовое обеспечение деятельности главы города и его заместителей. Бывший глава администрации Ленинского района г.Перми Г.Шаевич назначен зам. главы города по вопросам градостроительства, транспорта и связи. Один из экс-кандидатов на пост главы города В.Хлебников сохранил пост вице-мэра и по-прежнему будет заниматься городским жилищно-коммунальным хозяйством и благоустройством. Еще один зам. главы администрации Г.Дмитриев также сохранил свой пост и будет продолжать возглавлять городской комитет по управлению имуществом. Лидер пермской организации ОО ”ЯБЛОКО” зам. председателя городской думы первого созыва В.Зотин, участвовавший в выборах мэра, но снявший свою кандидатуру в пользу Ю.Трутнева, будет курировать в администрации вопросы общественного контроля и перспективного развития города.

По словам Ю.Трутнева, нынешний этап работы по реформированию городской власти заключается в изменении структуры администрации города и районов. Цель — повысить эффективность управления [43]. Кроме того, Ю.Трутнев обратился с запросом к губернатору с просьбой оказать содействие в проверке деятельности Пермской городской администрации за 1996 год силами контрольно-ревизионного управления. Исследованию подлежит финансово-хозяйственная деятельность всех подразделений мэрии. Помимо этого, проверке на предмет соответствия антимонопольному законодательству будут подвергнуты все акты администрации города. Намечена также прокурорская проверка законности принятых решений [44].

На первом заседании Пермской городской думы второго созыва депутаты избрали своего председателя. Первоначально в список претендентов были внесены 10 (!) депутатов, но из-за того, что председатель должен работать на освобождённной основе, половина из этого списка взяли самоотвод. Первый тур голосования не выявил победителя. Во второй тур вышли директор государственного областного предприятия “Пермфармацея” В.Сухих и председатель негосударственного пенсионного фонда “Бомонд” О.Быков. По итогам второго тура председателем избран В.Сухих [47]. Заместителем председателя 22 января был избран И.Сапко — генеральный директор ТОО “Континент”. Как и председатель, он будет работать на освобождённой основе [48].

В январе депутаты Пермской городской думы обсуждали проблемы организации работы — регламент думы, положение о постоянных думских комиссиях, структуру аппарата думы, должностные оклады и т.п. [49].

3.4.    Политические партии

26 января в Перми прошля учредительная конференция регионального отделения Российской народной республиканской партии. Её лидером избран М.Волынкин, возглавлявший до этого Пермскую организацию движения “Честь и Родина”. М.Волынкин сказал, что создаваемое региональное отделение партии в Прикамье станет центром объединения сил в поддержку кандидатуры А.Лебедя на президентских выборах. Вступить в партию пока пожелали 45 человек [50].

Совет Пермской областной организации партии “Демократический выбор России” принял резолюцию “О политических итогах 1996 года и задачах партийной организации на 1997 год”. Главным результатом минувшего года выбороссы считают победу на выборах губернатора — кандидата от демократических сил. Теперь их главная задача — обеспечить выполнение Г.Игумновым его предвыборных обещаний. Кроме того, пермская организация партии ДВР намерена активно участвовать в выборах в областное Законодательное собрание, а также провести в мае-июне этого года пленум совета партии с участием всех ее лидеров. [51].

В Перми прошло отчетно-выборное собрание Ленинского райкома КПРФ. Избран новый первый секретарь. Им стал М.Матюнин. Коммунисты обсудили проблему голодющих детей севера области. Прямо на собрании они собрали 400 тыс. рублей в помощь детям и обратились ко всем коммунистам области, патриотам и людям, которые неравнодушны к судьбе детей, последовать своему примеру и внести посильный финансовый вклад [52].

Коми-Пермяцком автономном округе также состоялась отчётно-выборная конференция. Отмечено, что за год организация выросла с 76 до 180 членов [53].

Источники:

1. “Большая четвёрка” Пермкой промышленности // Местное время — Пермь, 1996. — №5. — 21 января. — С. 7.

2. Социально — экономическое положение Пермской области в январе — декабре 1996 года: доклад. Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь., 1996. — С. 1-24.

3. Москвин А. Високосный год был трудным // Местное время. — Пермь, 1997. — №1. — 4 января. — С.2.

4. Социально — экономическое положение Пермской области в январе — декабре 1996 года: доклад Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь., 1996. — С. 25-28.

5. Семёнов М. Готовь сани летом, а соглашение — зимой // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №5. — 14 января. — С.1.

6. Социально — экономическое положение Пермской области в январе — декабре 1996 года: доклад Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь., 1996. — С. 108-115.

7. Москвин А. Високосный год был трудным // Местное время. — Пермь, 1997. — №1. — 4 января.— С.2.

8. Кизилова И. Вползли в 97-й без бюджета // Пермские новости.— Пермь, 1997.— №3.— 9 января. — С.2.

9. Ждать бюджета нам до лета? // Пермские новости.— Пермь, 1997.— №4.— 10 января. — С.1.

10. Дмитриева И. Жёсткий график для бюджета // Пермские новости.— Пермь, 1997.— №13. — 28 января. — С.1.

11. Долговая яма в клеточку // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №3.— 9 января. — С.1.

12. Аристова С. А гайки всё круче // Капитал. — Пермь, 1997. — №1. — 15 января. — С.5

13.Трухонин Н. “Ковёр” для неплатильщиков // Звезда. — Пермь, 1997.— №5. — 11 января. — С.1.

14.Киршина М. К неплатильщикам будем применять самы непопулярные меры // Профсоюзный курьер.— Пермь, 1997. — №4. — 23 января. — С.12.

15.У должника отобрали завод // Профсоюзный курьер.— Пермь, 1997.— №5.— 30 января.— С.4.

16.Мы ждём перемен // Капитал. — Пермь, 1997. — №4. — 5 февраля. — С.2.

17.Социально — экономическое положение Пермской области в январе — декабре 1996 года: доклад. Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь., 1996. — С. 126-128.

18.Розанова М. По преступности мы четвёртые в стране // Местное время. — Пермь, 1996. — №5. — 21 января. — С.4.

19. Социально — экономическое положение Пермской области в январе — декабре 1996 года: доклад. Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь., 1996. — С. 126-128.

20. Областной рынок труда в зеркале статистики // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №13. — 28 января. — С.2

21. Социально — экономическое положение Пермской области в январе — декабре 1996 года: доклад Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь., 1996. — С. 108-115.

22. Областной рынок труда в зеркале статистики // Пермские новости. — Пермь, 1997.— №13. — 28 января. — С. 2

23. Аристова С. А гайки всё круче // Капитал. — Пермь, 1997. — №1. — 15 января. — С.5

24. Социально — экономическое положение Пермской области в январе — декабре 1996 года: доклад. Пермский областной комитет государственной статистики. — Пермь., 1996. — С.116-117

25. Кому-то застолье, а кому-то — забастовка // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1997. — №1.— 2 января. — С.1.

26. Алексеев А. Забастовки шахтёров отложены // Пермские новости.— Пермь, 1997. — №4. — 10 января. — С.2.

27. Медведев В. Куда ушли шахтёрские деньги? // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1997. — №4. — 23 января.— С.1.

28. Алексеев А. Мэр Кизела против руководства “Кизелугля” // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №12. — 24 января. — С.2.

29. Диверсия на Южном Коспаше ? Вредительство — на Северном? // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №9. — 21 января. — С.1-2.

30. Хайбутов В. Одна беда на двоих // Звезда. — Пермь, 1997. — №9. — 18 января. — С.1.

31. Учительница бедная моя... // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1997. — №3. — 16 января. — С.1.

32. Софонов Ю. Ученики не виноваты // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1997. — №4. — 23 января. — С.3.

33. Учительница бедная моя... // Профсоюзный курьер. — Пермь, 1997. — №3. — 16 января. — С.1.

34. Опутин О. Диагноз : финансовая недостаточность // Звезда. — Пермь, 1997.— №11. — 23 января. — С.2.

35. Cемёнов М. Посты сохранили многие, но не все // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №8. — 17 января. — С.2.

36. Кизилова И. Рыночник с “марксовой закваской” // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №15. — 31 января. — С.2.

37. Михайлова О. Пришел. Подумал. Изменил // Местное время, — Пермь, 1997. — №3. — 14 января. — С.2.

38. Бывший кандидат — ныне демократ? // Пермкие новости, — Пермь, 1997. — №16. — 31 января. — С. 1.

39. Алексеев А. Директора против отставки Горбунова // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №9. — 21 января. — С.1

40. Канатоходцы // Звезда. — Пермь, 1997. — №10. — 21 января. — С.1.

41. там же

42. Иванов Н. В Понедельник, угубернатора // Капитал, — Пермь, 1997. — №4. — 5 февраля.— С.1

43. Москвин А. Мэр и его команда // Местное время. — Пермь, 1997. — №6. — 31 января. — С. 7.

44. Панин А. В мэрии — сезон проверок // Местное время. — Пермь, 1997. — №9. — 4 февраля. — С.2.

45. Лобанов И. Сапиро посягнул на “святое” // Местное время. — Пермь, 1997. — №4. — 17 января. — С.2.

46. В чьих интересах досрочные выборы? // Звезда. — Пермь, 1997. — №14. — 28 января. — С.2.

47. Львов А. Депутаты избрали спикера // Местное время. — Пермь, 1997. — №2. — 10 янвраяя. — С.2.

48. Катаева Т. Кадры решают всё // Местное время. — Пермь, 1997. — №6. — 24 января. — С.3.

49. Всё о себе, родимых... // Капитал. — Пермь, 1997. — №4. — 5 февраля. — С.1.

50. Апрелев Н. Знакомые все лица // Звезда. — Пермь, 1997. — №14. — 28 января. — С. 1.

51. Пермь — мекка выбороссов // Пермские новости. — Пермь, 1997. — №16. — 31 января. — С.1.

52. Коротко... // Звезда. — Пермь, 1997. — №17. — 1 февраля. — С.1.

53. Коммунисты коми — округа провели итоги года // Коммунист Западного Урала. — Пермь, 1997.— №2. — январь. — С.1.

 

Политический мониторинг №1(60)