Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
© Международный институт гуманитарно-политических исследований

С. Владимиров

Рязанская область

в январе 1997

1.    Новый губернатор

В течение месяца деятельность избранного 22 декабря 1996 года нового губернатора Рязанской области Вячеслава Любимова не вышла из некоторой предварительной, переходной стадии, связанной с вступлением в должность, передачей дел, ознакомлением с ситуацией, первыми назначениями и подготовительными политико-управленческими мероприятиями. Уже эта стадия показывает, в сколь сложном положении находится новый губернатор, испытывающий жесткое давление экономических и политических факторов. Взаимоотношения с Москвой, с соратниками по партии, с местными административно-управленческим и теневыми элитами, с протестными акциями населения, с финансовым и производственным кризисом – и все это лишь часть проблем, с которыми новому губернатору приходится сталкиваться. Чувствуется, что первые шаги новой администрации даются ей нелегко, решения принимаются в сложной, противоречивой атмосфере, программные наработки минимальны.

1.1.    Инаугурация

Церемония вступления Любимова в должность главы администрации происходила 6 января 1997 года в здании Облдрамтеатра. Какой-то широкой пропагандистской подготовки к ней не проводилось. На мероприятие были приглашены руководители рай- и горадминистраций, работники обладминистрации, директора предприятий, учреждений, представители общественности, предприятий, финансовых структур, предпринимателей и т.д., гости из Москвы и соседних областей и республик. Были приглашены и проигравшие кандидаты. Вел церемонию председатель облдумы Михаил Косиков вместе с председателем горсовета Надеждой Корнеевой. После вручения новому губернатору удостоверения и протокола о его избрании (вручал председатель облизбиркома Александр Усачев) состоялась церемония торжественной клятвы Любимова на Конституции РФ, в которой он обязался уважать права и свободы человека и гражданина, соблюдать Конституцию РФ, ее законы и законы Рязанской области. Среди выступивших с поздравлениями были представитель правительства в Совете Федерации А.П.Козлов, заместитель председателя Госдумы С.Н.Бабурин, аудитор Счетной палаты А.Г.Андреев, председатель Аграрного союза В.А.Стародубцев. От имени соседних регионов выступил зам. председателя Государственного собрания Мордовии А.Н.Бурканов. От рязанцев выступили глава администрации Рязани П.Д.Маматов и председатель НПСР Рязанской области В.С.Медведев. С напутствием к новому губернатору обратился архиепископ Рязанский и Касимовский Симон. После поздравлений выступил Любимов. В своей речи основное внимание он уделил перечню проблем, которые предстоит решать в различных отраслях хозяйства и социальной жизни области. Он также кратко коснулся своих намерений, упомянул о необходимости подписать договор с центром о разграничении полномочий, о создании в области Счетной палаты, о намерении сделать бездотационными бюджеты районов и городов области, о внесении изменений в закон области о выборах и т.д. После торжественной части инаугурации был дан концерт творческих коллективов области.

В комментариях к этому событию газеты прежде всего отметили весьма низкий уровень представительства на церемонии президентских и правительственных структур, а также слабое представительство соседних регионов. Москва и так называемые “продвинутые” регионы (Московская, Нижегородская области) явно продемонстрировали новой рязанской администрации свою холодность. Возможно, что, оглядываясь на них, и другие области, даже из “красного пояса”, уклонились от демонстрации поддержки новому губернатору. Речь Любимова комментировалась очень скупо, СМИ избрали явно выжидательную тактику. Обсуждались в основном отдельные “казусы” в режиссуре этой первой в истории области церемонии. Например, гостей не вовремя пригласили встать, не нашли подходящего места для подарков, не продумали функции ведущих церемонию и т.д. В целом церемония вступления Любимова в должность не выглядела событием, вызвавшим широкий общественный резонанс.

1.2.    Новые назначения

Спустя несколько дней после вступления в должность нового губернатора начались кадровые изменения в областной администрации. Уже 9 января были освобождены от занимаемых должностей первый заместитель главы администрации Вячеслав Фатуев, заместители – Виктор Кондрашов (руководитель экономического комплекса), Арнольд Грынин (руководитель комплекса промышленной политики), Анатолий Зубарев (руководитель строительного комплекса), Юрий Еременко (руководитель комплекса по организации товарных рынков) и управляющий делами администрации области Владлен Бочаров. На следующий день было объявлено о новых назначениях. Первыми заместителями главы администрации стали: Владимир Марков (сохранил свой пост) и Сергей Сальников (также начальник управления сельского хозяйства и продовольствия). Заместителями назначены: Геннадий Игнатьев (комплекс промышленной политики), Валерий Лобанов (комплекс строительства и др.), Александр Агафонов (комплекс организации товарных рынков) и Виктор Трушин (комплекс социальной защиты). На должность управляющего делами администрации назначен Дмитрий Диргин.

Через некоторое время было объявлено о новых отставках. От должностей были освобождены председатель областного комитета образования и молодежной политики Дмитрий Бочаров и начальник областного финансового управления Александр Шевырев. Вместо них были назначены, соответственно, директор рязанского педучилища Александр Канунников и начальник отдела облфинуправления Елена Федосова. Кроме этого, в прессе сообщалось об отставке председателя областного комитета по культуре Евгения Литовкина.

Были назначены также новый помощник главы администрации – Александр Цененко и новый руководитель его пресс-службы (пресс-секретарь) – Любовь Номероцкая.

В целом отставки и новые назначения свидетельствуют о достаточно радикальном подходе Любимова к кадровой политике. Из администрации удалены некоторые важные влиятельные фигуры, работавшие там в течение многих лет и глубоко укорененные в местной управленческой элите. Их устранение открывает путь существенному обновлению слоя высших чиновников администрации. В новых назначения просматриваются две тенденции. Во-первых, это приход новых людей, связанных непосредственно с Любимовым и отчасти с поддерживающими его на выборах силами. Во-вторых, это частичное возвращение “бывших”, т.е. людей из “домеркуловской” администрации (бывший руководитель облуно Канунников, бывший председатель Рязанского горисполкома Лобанов и др.). Единственным крупным “меркуловским” чиновником, оставленным в новой администрации на высоком посту, является Марков. Очевидно, он связывает нового губернатора, традиционно более ориентированного на область, с комплексом проблем городской промышленной и финансовой политики, которыми Марков занимался и в администрации Меркулова, появившись там сравнительно недавно (был назначен в августе 1996 г.) Кроме того, Марков, возможно, оставлен и в качестве “балластной” фигуры, которая будет “оттягивать” на себя недовольство в случае проблем и “пробуксовок” курса новой власти.

Вместе с тем, именно фигура Маркова вызвала наибольшее неприятие у тех, кто голосовал за Любимова. Особенно это чувствовалось среди сторонников КПРФ и ее функционеров. Они заговорили о влиянии на губернатора “новых русских” и требовали объяснений. Были у КПРФ вопросы к Любимову и по некоторым другим назначениям. (См. ниже раздел “КПРФ”.)

В конце января было объявлено о введении в ближайшее время новой структуры подразделений областной администрации, о возможном упразднении одних и введении других отделов, подотделов и управлений, о введении новых штатов и должностей. Месяц заканчивается для аппарата в обстановке напряженного ожидания дальнейших сокращений и кадровых перестановок.

1.3.    Экономические и бюджетные вопросы

Среди первоочередных вопросов, которыми занялся новый губернатор, были, как он сам неоднократно заявлял, вопросы экономики и бюджета области. Именно они обсуждалась на специальном совещании администрации, которое состоялось 25 января в Рязани. Совещание, вопреки ожиданиям, оказалось закрытым, пресса на него не допускалась. По итогам было опубликовано лишь краткое сообщение пресс-службы администрации. На совещании выступили оба первых зама главы администрации (Марков и Сальников) и начальник облфинуправления Шевырев. В прениях выступали глава администрации Рязани Маматов, глава Клепиковского района Оленьев, директора ряда предприятий, управляющая отделением ЦБ по Рязанской области Тамара Пигилова, руководители налоговой инспекции и УВД и другие. Как потом стало известно, речь на совещании шла в основном о крайне тяжелом финансовом состоянии области и сложностях с формированием областного бюджета на 1997 год. По словам Любимова, экономическая и финансовая ситуация в области оказалась значительно хуже, чем он ожидал. Области предъявлены долговые требования, составляющие почти половину планируемого бюджета. Перспективы запуска бюджетообразующих предприятий не ясны. Налоги с основных налогоплательщиков собираются из рук вон плохо. Взаимоотношения с федеральным бюджетом и внебюджетными фондами не прояснены. Область втянута в ряд сомнительных экономических и финансовых проектов, граничащих с криминалом, и т.д. На совещании приводились конкретные факты по существу криминальных финансовых операций со средствами областного бюджета, сообщалось о готовящихся проверках финансовой деятельности, возможном возбуждении уголовных дел. Вся финансовая деятельность старой администрации оценена крайне негативно.

На совещании были предложены изменения и новые приоритеты в проект бюджета на 1997 год, сообщалось о выходе области из ряда сомнительных проектов, были предложены в основном оперативные меры по облегчению ситуации. Какой-то комплексной, стратегической программы выхода из кризиса предложено и принято не было.

1.4.    Другая деятельность

В числе других мероприятий с участием нового губернатора можно отметить его встречу с работниками СМИ, с работниками образования и здравоохранения, присутствие на вручении Есенинских премий, выступление на 27-ой областной конференции КПРФ.

На встрече с работниками СМИ, посвященной дню печати, Любимов, помимо поздравлений, высказал ряд критических замечаний в адрес прессы. Газеты проявляли мало внимания к наиболее острым и тревожным процессам в жизни области, не реагировали на многие нарушения. Финансовая поддержка прессы будет продолжаться, но ее масштабы будут ограничены в связи со сложным экономическим положением области. Возможно, администрация учредит и свою отдельную газету, выражающую ее официальную позицию.

На встречах с работниками образования и здравоохранения, которые готовились в это время к проведению забастовок, Любимов в основном обещал скорейшее погашение задолженности по зарплате и финансирование самых неотложных нужд этих отраслей, он также просил с пониманием отнестись к ситуации в области при проведении забастовочных акций.

Любимов и Маматов присутствовали на выездном заседании в Рязани комитета по вручению Есенинских премий за 1996 год, в котором принимали участие писатели Валентин Распутин и Станислав Куняев. На заседании было объявлено о вручении премий в т.ч. Любимову и Маматову за содействие развитию русской культуры. И тот и другой передали эти премии фондам. Любимов – фонду музея Есенина в Константиново, а Маматов – в фонд восстановления памятника Ленину в Рязани.

21 января было объявлено о начале работы в Рязани комиссии Счетной палаты РФ по проверке деятельности четырех внебюджетных социальных фондов (занятости, пенсионного, социального и медицинского страхования). Это мероприятие предусматривалось в предвыборной программе Любимова. К концу месяца результаты проверки еще не обнародованы. Есть данные о возможной проверке Счетной палатой в скором времени и ряда других структур.

В целом, как уже говорилось, присутствие нового губернатора в информационном пространстве было явно недостаточным. Появились мнения о его недоверии к журналистам и слабой работе его информационной службы. Возможно, в связи с этим в конце января было объявлено о начале регулярных выступлений нового губернатора в прямом эфире по ТВ (первая передача запланирована на начало февраля), а также о ряде круглых столов в телеэфире с другими руководящими работниками обладминистрации.

2.    Областная дума

В течение января областная дума заседала один раз. На внеочередном заседании 14 января депутаты рассмотрели поправки в областной закон о выборах депутатов облдумы, утвердили описание избирательных округов и приняли закон о порядке разрешения вступления в брак лицам, не достигшим 16 лет.

Поправки в закон о выборах в облдуму были внесены обладминистрацией, облизбиркомом и отдельными депутатами. В основном все они были приняты. Теперь голосование в облдуму будет проходить с 8-ми до 20-ти часов, т.е. продолжаться на 2 часа меньше. Депутатом может стать любой житель Рязанской области, достигший 21-ого года (ранее он должен был жить в области не менее года). Заявления с просьбой о регистрации должны быть заверены 50 подписями избирателей, а для регистрации кандидатом необходимо собрать 500 подписей избирателей округа (примерно 2%). Всего избираться будут 36 депутатов в 36-ти одномандатных округах. Ограничены средства избирательных фондов кандидатов. Теперь избирательное объединение может перечислить в фонд только 100 минимальных окладов (ранее 1000), сам кандидат – 50, а добровольные пожертвования физических лиц – не более 20 минимальных окладов. Из областного бюджета кандидату будет выделяться не более 100 тыс. руб. И еще одно отличие от предыдущих выборов. Если недействительных подписей в подписных листах окажется более 10%, то в регистрации будет отказано. Правда, это решение можно обжаловать в суде.

Как и ожидалось, с наибольшими трудностями принималась поправка к пункту 4 статьи 52, где предполагалось снизить порог минимальной явки избирателей на выборы с 35 до 25 процентов. Депутаты голосовали по этому пункту уже дважды на предыдущих заседаниях, но поправка не проходила. На нынешнем заседании против этой поправки опять проголосовали два депутата, что не позволило принять ее. Лишь в конце заседания, когда депутаты повторно вернулись к этому вопросу и поставили его на голосование поправка все-таки была принята.

Вопрос о выделении избирательных округов также вызвал определенные проблемы, так как поначалу предполагалось проводить выборы по многомандатным округам. В итоге, были установлены 36 одномандатных округов. 15 округов расположены в Рязани, 3 района (Рязанский, Ряжский и Шиловский), разделены на два округа, границы остальных округов совпадают с административными границами районов. В среднем в округе насчитывается 25-30 тыс. избирателей. Утвержденное думой описание округов было опубликовано в печати 16 января, что по закону означало официальное начало избирательной кампании по выборам депутатов областной думы.

В комитетах думы продолжалась работа по подготовке бюджета на 1997 год, рассмотреть который первоначально планировалось на январском заседании. Но по просьбе обладминистрации, намеревающейся внести значительные изменения в подготовленный вариант бюджета, рассмотрение вопроса перенесено на февраль.

3.    Администрация Рязани и горсовет

По своему характеру деятельность городской администрации в январе напоминала действия областного руководства. Продолжались изменения в структуре администрации, были проведены отдельные сокращения (всего, по словам главы администрации города Маматова, администрация должна быть сокращена на одну треть), проводились, хотя и с меньшей интенсивностью, чем на областном уровне, кадровые замены. В отставку был отправлен еще один заместитель мэра Семен Эйдман. Были назначены два новых заместителя главы – Валерий Комогоркин (по социально-гуманитарным вопросам), доцент РГПУ, член горкома КПРФ, депутат горсовета и Г.Н. Плужник (по вопросам промышленности, транспорта, торговли), работавший ранее в областной администрации. Обе кандидатуры единогласно утверждены горсоветом. В то же время ряд прежних чиновников в администрации сохранен (Мухин – департамент городских префектур, Свирин – земельный департамент и др.), что вызвало претензии к Маматову со стороны КПРФ.

Среди экономических вопросов Маматов основное внимание уделял проблемам газо- и теплоснабжения города, формированию бюджета и запуску важнейших предприятий. Вопрос по поставкам газа удалось в какой-то степени решить за счет беспроцентного кредита, предоставленного горадминистрации Живаго-Банком (контролируется Рюминым). Сообщается о скором возобновлении работы АО “Виско-Р” (бывший комбинат “Химволокно”), о возможных поставках рязанских строителей в Москву (Маматов говорит, что уже трижды встречался с Лужковым) и др.

В связи с острой ситуацией в социальной сфере Маматов, как и Любимов, встречался с работниками образования и здравоохранения и просил об ограничении забастовочной активности, обещая скорейшее погашение задолженности по заработной плате и финансирование острейших нужд.

По вопросам бюджета Маматов несколько раз встречался с Любимовым. Есть данные, что между ними возникли определенные разногласия по финансированию строительства в городе и предоставления налоговых льгот отдельным предприятиям.

В отношениях с горсоветом Маматову удается пока избегать каких-либо значительных трений. И тот и другой идут в основном навстречу друг другу.

В январе горсовет заседал дважды. На первом в этом году заседании горсовет утвердил все структурные изменения и кадровые перестановки в администрации, а также принял решение о восстановлении в Рязани памятника Ленину (памятник был демонтирован по указанию мэра Рязани Рюмина 7 октября 1993 года). При принятии решения по этому вопросу фигурировало решение Советского районного суда Рязани о незаконности демонтажа памятника, принятое еще в 1994 году по иску группы граждан. Это решение обязывало мэрию восстановить в городе памятник, с чем был согласен в свое время и мэр Рязани Марков, так что на заседании горсовета обсуждался, собственно говоря, не вопрос о восстановлении памятника, а вопрос о месте в городе, где он должен быть восстановлен. Ряд депутатов, в т.ч. и от КПРФ, предлагали в целях экономии средств восстановить памятник в одном из парков города, но большинство настаивало на его восстановлении на прежнем месте: на центральной площади города. Это предложение поддержал и Маматов. Таким образом, памятник будет восстановлен на прежнем месте и заново открыт 22 апреля 1997 года. По вопросу средств на восстановление памятника (около 300 млн. руб.) высказывались два предложения: взыскать средства с инициатора демонтажа Рюмина (с его компании) или организовать сбор общественных пожертвований на восстановление. В виду перспективы затягивания судебной тяжбы с Рюминым было решено прибегнуть ко второму варианту. В городе создан общественный совет по сбору средств на восстановление памятника.

Решение горсовета о памятнике воспринято в городе неоднозначно. Оппозиционные новым властям СМИ публикуют подборки мнений о неразумной трате средств на памятник при их острой нехватке на самые неотложные нужды. Идут об этом и разговоры на улицах, в транспорте. Не высказал пока публичного одобрения этого решения и Любимов. Тем не менее, у идеи восстановления очень много сторонников, причем не только активистов КПРФ. Люди говорят, что традиционный вид площади (с памятником) значительно более привлекателен, чем нынешний (без памятника). Судя по всему, организация каких-то акций против восстановления памятника вряд ли получит массовую поддержку.

На втором заседании горсовета в конце января были рассмотрены вопросы предоставления налоговых льгот некоторым предприятиям (в частности, фирмам, торгующим в городе разливным молоком), финансовой помощи рязанской воинской части, находящейся на границе с Чечней, утвержден состав территориальной избирательной комиссии по выборам депутатов облдумы, приостановлено действие некоторых постановлений администрации, не соответствующих Уставу города. По просьбе Маматова, сохраняющего статус депутата горсовета, он был введен в состав комитета горсовета по бюджету.

4.    Общественно-политические организации

Уже второй год подряд январь в области в плане общественно-политической активности делится на период новогоднего и рождественского затишья в начале месяца и период резкой активизации всех политических сил в его конце. Дополнительным стимулом к такому развитию событий стало официальное начало после 16 января избирательной кампании по выборам депутатов областной думы. Несмотря на усталость после трудного и насыщенного избирательного года, политическим активистам надо снова выходить на старт кампании, чтобы попытаться что-то изменить в политическом положении стоящих за ними сил и интересов.

4.1.    КПРФ

Наиболее заметной в январе была активность фактической победительницы всех избирательных кампаний 1996 года в области – КПРФ. К ней было приковано и основное внимание наблюдателей и СМИ. Для КПРФ главным событием месяца стала 27 областная партконференция, которая проходила в два этапа – 18 и 25 января в Рязани. Конференция в полной мере представляла собой “съезд победителей”. Она впервые после 1991 года проходила в одном из самых больших залов города (Дворец культуры нефтезавода) с участием областного и городского руководства, большого количества гостей и журналистов. Областной конференции предшествовала городская, на которой первым секретарем горкома КПРФ была переизбрана председатель Рязанского горсовета Надежда Корнеева и был избран горком КПРФ в составе 43 членов. На областной конференции присутствовало около 200 делегатов, представлявших почти 4 тыс. членов КПРФ области. В президиуме находились руководители союзных КПРФ организаций: Союза ветеранов, Союза женщин, Союза офицеров, НПСР, “Трудовой Рязани”, РКРП и др. С докладом выступил первый секретарь обкома КПРФ Владимир Федоткин. В прениях выступали секретари райкомов, представители идеологического актива, а также Любимов и Маматов. В выступлениях доминировали взгляды и представления “ортодоксов”. Призывы к социализму, верности ленинскому учению перемежались с критикой антинародного режима, преступности и коррупции. Федоткин призвал усилить идеологическую работу, восстановить систему партийной учебы и готовиться к обмену партийных документов. Были высказаны и тезисы об опасности возвращения в партию “примазавшихся” и “доставших партбилеты”, о влиянии на руководителей администрации “новых русских” и претензии к некоторым их кадровым (особенно сохранение в обладминистрации Маркова) и экономическим решениям, в частности к тому, что городская администрация сохраняет отношения с банком Живаго (т.е. с Рюминым). Любимов и Маматов были вынуждены отвечать на эти претензии. Пришлось ссылаться даже на Ленина периода НЭПа, на призывы к коммунистам “учиться торговать” и т.д. Сохранение Маркова Любимов объяснил необходимостью дать какой-то пост представителю проигравшего на выборах меньшинства. А Маматов говорил об экономической выгоде для города кредитов банка Живаго. Но, кажется, делегатов эти объяснения не очень удовлетворили. Зато гром оваций вызвало сообщение о решении горсовета о восстановлении памятника Ленину. Первым секретарем обкома был переизбран Федоткин.

В целом конференция показала господство в КПРФ ортодоксальных настроений и засилье в руководстве старого доперестроечного идеологического актива. Похоже, что тезисы о глубоких идеологических изменениях, идущих в КПРФ, и о ее линии на широкие политические союзы пока не соответствуют действительности. Конференция показала, что пришедших при поддержке КПРФ во власть новых руководителей ожидают сложные отношения с ортодоксальным партийным большинством, а сам предвыборный блок НПСР – сложные внутренние отношения между КПРФ и некоммунистической частью блока.

На втором этапе конференции, проходившем 25 января, главным вопросом было выдвижение кандидатов в депутаты областной думы от КПРФ. Всего были выдвинуты и утверждены кандидаты в 23 избирательных округах. Интересно отметить, что между первым и вторым этапом конференции произошли важные изменения в структуре местного НПСР. Фактически КПРФ отказалась предоставить округа некоммунистической части блока (“Державе”, “брынцаловцам”, “Русской партии”, “зеленым”, социал-демократам и др.) и развести кандидатов. Но одновременно восстановила координацию с АПР, с кандидатом которой (Ивлев) яростно боролась на выборах губернатора, и согласилась “освободить” для аграриев около 10 избирательных округов в сельской местности. Тем самым, коалиция КПРФ с АПР в области, после периода разрыва (с сентября по декабрь 1996) была восстановлена, а НПСР фактически трансформировался в новый альянс ортодоксальных коммунистов и агрономенклатуры. Патриоты и социалисты оказались за его пределами. Вместе с тем, вопрос о взаимной лояльности КПРФ и аграриев остается открытым. Как показал опыт губернаторских выборов, при определенных условиях АПР может начать свою игру и внезапно сменить союзника.

4.2.    АПР

Аграрии переживали поражение своего кандидата Игоря Ивлева на губернаторских выборах весьма болезненно. После выборов в АПР усилились распри по поводу линии на противоборство и соперничество с КПРФ на губернаторских выборах, так как некоторые считали ее неправильной. Приход Любимова к власти состоялся вопреки воле верхушки аграриев, что создало угрозу их влиянию в области. Назначение Сальникова, который не входил в структуры АПР, руководителем аграрного комплекса области показало, что угроза реальна. Любимов брал курс на жесткое подчинение с перспективой замены нелояльных ему людей. Возможно, почувствовав это, руководство аграриев попыталось начать свою контригру. После конференции КПРФ, куда, кстати, аграриев не пригласили и где их критиковали, как пособников партии власти, они все-таки добились от лидера КПРФ Федоткина “разводки” кандидатов КПРФ и АПР по разным избирательным округам, что было подтверждено на втором этапе конференции. Возможно, что Федоткину пообещали поддержку фракции АПР в будущей думе при выборах ее председателя (считается, что в случае успеха на выборах КПРФ будет выдвигать на этот пост именно его), а, возможно, в дело вмешались какие-то другие силы и соображения. В конце января аграрии провели свою областную конференцию, на которой были выдвинуты кандидаты АПР в 10 “свободных” от КПРФ округах. Кроме того, на конференции был избран новый председатель рязанской организации АПР – Игорь Ивлев, сменивший на этом посту депутата ГД Сергея Енькова. Причем Ивлев выдвинут кандидатом в облдуму по наиболее “проходному” для АПР Милославскому избирательному округу, и многие говорят, что именно он – наиболее вероятный кандидат на пост председателя будущей облдумы и, следовательно, депутата Совета Федерации. Становится ясно, что через восстановление контактов с КПРФ АПР стремится взять реванш за поражение на губернаторских выборах и, получив сильную фракцию в облдуме, а, возможно, и пост ее председателя, иметь сильный противовес власти нового губернатора. В этих условиях нельзя исключить, что в ряде округов могут быть выдвинуты скрыто конкурентные кандидаты. Например, в округах КПРФ аграрии могут скрыто выдвинуть против них своих людей, а в округах АПР ей будут противопоставлены связанные с Любимовым кандидаты КПРФ.

4.3.    ЛДПР

Во второй половине января необычайную активность проявляла организация ЛДПР, которая, по-видимому, всерьез решила прервать цепь своих неудач на местных выборах и получить хотя бы 1-2 места облдуме. За последнюю неделю января ЛДПРовцы провели 4 пикета: у зданий городской и областной администраций и пенсионного фонда с требованием погашения задолженности по пенсиям и у здания облдумы с требованием запретить деятельность религиозных сект в Рязанской области. Пикеты сопровождались раздачей листовок и литературы, широко освещались в СМИ, с пикетирующими встречался губернатор. ЛДПР выдвигает кандидатов на выборах в облдуму почти в половине округов, существенно улучшает подбор кандидатов. Достаточно сказать, что при ее поддержке собирается выдвигаться нынешний председатель облдумы и депутат Совета Федерации Михаил Косиков.

4.4.    Объединение “Рязань”

Совершенно новое организационное образование, возникшее несколько дней назад, в канун уже начавшейся избирательной кампании. Включает более 10 самых разнообразных, в т.ч. и неполитических организаций, имеет тенденцию к дальнейшему организационному расширению. В политико-идеологическом плане декларирует политический центризм с державной ориентацией. Среди инициаторов создания объединения активную роль играют структуры, обеспечивавшие избирательную кампанию кандидата в губернаторы Валерия Калашникова, занявшего третье место с результатом около 76 тыс. голосов. Прежде всего, это структуры “лебедевского” движения “Честь и Родина”, “Союза реалистов”, Российского союза молодежи, часть структур КРО, ДПР и другие. Возможно участие в объединении представителей части директората, номенклатурного предпринимательства, финансистов ФПГ, руководящих деятелей бывшей исполнительной власти городского и областного уровня, влиятельных закулисных и теневых фигур. Объединение, видимо, может рассчитывать и на политическую, информационную, финансовую поддержку из Москвы от сил и структур, складывающихся вокруг Лебедя.

Определенно о реальных избирательных возможностях нового объединения можно будет говорить позже, когда произойдет выдвижение его основных кандидатов. Считается, что они будут выдвинуты, как минимум, в половине или более избирательных округов. Но, уже сейчас можно утверждать, что объединение будет на выборах в Облдуму одним из самых заметных и влиятельных участников. Возможно, оно станет центром притяжения всех или большинства в той или иной мере оппозиционных КПРФ политических сил в регионе.

4.5.    Региональная организация “Народный дом”

В связи с начавшейся избирательной кампанией пытается проявлять активность”Народный дом”, наиболее тесно связанная с президентскими и правительственными структурами общественно-политическая организация в регионе, входящая в структуру ОКС. НД имеет определенную оргструктуру и активистов, располагает финансовыми средствами, связями и контактами в СМИ, в административных и предпринимательских кругах. Действует в основном в городе. В ее составе более 20 различных организаций, в том числе остатки структур “Демвыбора”, “ДемРоссии”, РДДР, РПР и т.д. Имеет определенный электоральный опыт, активно участвовала в президентских выборах, в выборах губернатора области и мэра Рязани. В ее руководстве много “старых демократов” – активистов общественных движений 1989-91 гг. Выдвигает кандидатов в половине городских округов (7-8 кандидатов). Многие кандидаты хорошо известны избирателям, постоянно выдвигаются и в последнее время постоянно проигрывают выборы. Все же, за счет известности, политического и электорального опыта отдельные кандидаты НД могут побороться за успех в 1-2 городских округах.

4.6.    Региональное отделение движения “ЯБЛОКО”

Эта структура находится накануне кампании в очень сложном организационном и, вероятно, финансовом положении. Активности почти не проявляет. В районах области филиалы практически отсутствуют, численность активистов ничтожна, штабная работа не ведется, публичные акции не проводятся, нет даже эпизодического присутствия в информационном пространстве. Тем не менее, движение выдвигает своих кандидатов в 7-8 округах, но в условиях вышеописанного организационного развала рассчитывать на успех им будет трудно.

5.    Забастовки и протестные акции

Январь в области стал рекордным по количеству и масштабам уже проведенных, развернувшихся и готовящихся забастовочных и протестных акций.

С 13 января проходила 3-х дневная забастовка учителей, в которой участвовали около 60 школ Рязани и более 40 школ в районах области. В большинстве школ, где акция не проводилась, учителя высказали поддержку бастующим. Забастовка была организована и проводилась под контролем профсоюзов. В облсовпрофе работал штаб акции, в Москву была направлена делегация из 30 человек для пикетов у Дома правительства.

21 января однодневную забастовочную акцию проводили работники областного противотуберкулезного диспансера, протестовавшие против отсутствия средств и медикаментов, необходимых для лечения резко возросшего числа больных.

В конце месяца началась голодовка в горбольнице N11 группы больных почечной недостаточностью в связи с отсутствием средств на обслуживание аппарата “искусственная почка”. Акция продолжается. Оба факта освещались в СМИ.

На два дня приостанавливали работу рабочие жилкомхоза в связи с многомесячной невыплатой зарплаты. Ходят слухи о предзабастовочном состоянии в автобусных парках города.

26 января прошло собрание музейных работников города, превратившееся в акцию протеста против злоупотреблений в областном комитете по культуре, развале финансирования музеев и хранения музейных фондов. На собрании музейщики потребовали отставки председателя комитета по культуре Евгения Литовкина, приняли письмо к областным властям и даже образовали независимый от облсовпрофа профсоюз музейных работников.

В последних числах января вспыхнула еще одна забастовка, на этот раз в швейном объединении “Голубая Ока”. В ней приняли участие более 700 женщин работниц головного предприятия. Позднее выяснилось, что прекратили работу и филиалы объединения в Сасове и Туме. Основное требование бастующих – выплата задолженности по зарплате за 5 месяцев. Эта забастовка не контролируется профсоюзами, а носит “дикий” характер. Работницы обвинили профкомовцев в сговоре с администрацией. По словам администрации, она не может выплатить зарплату, так как полученные за выполненный заказ от Министерства обороны номинальные денежные суммы ушли на взаимозачеты по долгам предприятия. Работа на объединении до сих пор не возобновлена. О реакции властей на ситуацию не сообщается.

6.    Другие события

6.1.    Борьба за пост представителя Президента

Почти два месяца (с 4 декабря 1996) пост представителя Президента в Рязанской области остается вакантным. Как и ожидалось, за него развернулась упорная борьба различных претендующих на политическое влияние фигур. Среди них, в частности, назывались Герой России путешественник Михаил Малахов, неудачники завершившихся губернаторских выборов Игорь Ивлев и Валерий Калашников и некоторые другие. По одной из последних версий этот пост мог получить бывший глава администрации области Геннадий Меркулов, отправленный в октябре в отставку, но против этого резко возражал Любимов. Между тем, в прессе сообщалось, что Меркулов продал один из своих недавно построенных особняков в центре города. Называется даже сумма продажи – 1 млрд. 100 млн. руб. (около 200 тыс. $).

6.2.    Визит Шпака

Вскоре после инаугурации Любимова в Рязани побывал новый командующий ВДВ генерал-лейтенант Георгий Шпак. Он посетил десантный полк и десантное училище в порядке инспекционной поездки, возвращаясь из Югославии. Шпак сам когда-то заканчивал Рязанское десантное училище и считается в ВДВ своим. Сообщается, что генерал остался не очень доволен посещением училища. В частности, его расстроили слабые ответы курсантов на вопросы из программы средней школы. В телесюжете о визите было показано, как Шпак выполняет силовые упражнения в гимнастическом зале, дает указания по переоборудованию учебных классов, опрашивает студентов. О встречах нового командующего с новым рязанским руководством не сообщалось.

 

 

 

Политический мониторинг №1(60)