Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
© Международный институт гуманитарно-политических исследований

Н.ПОГОДАЕВ

Независимый информационно-аналитический центр "ГАБИТУС"

ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1997 года

1.    ВЛАСТь

1.1.    Исполнительная власть

1.1.1.    Областная администрация

В обзорах за ноябрь и декабрь 1996 года говорилось о концепции социально-экономического развития Томской области до 2000 года. Губернатор области Виктор Кресс выступил на страницах местной прессы с некоторыми комментариями к этой концепции. Он обратил внимание на то, что это именно концепция, а не программа. Концепция – как общий взгляд, определенные принципы, исходя из которых руководство области выбирает стратегию и тактику действий. Губернатор подчеркнул, что концепция составлялась отнюдь не “под администрацию”, которая далека, по его словам, от идеи тотального контроля. Концепция носит рыночную ориентацию, в ней зафиксированы цели и методы, которые проверены мировым опытом. В.Кресс высказался в пользу равновесия социального и экономического подходов в концепции. Касаясь главных приоритетов развития области, губернатор отметил, что конечно же будущее области за развитием высоких технологий и наукоемких производств. Но в условиях сегодняшнего дня, при выходе из кризиса ставка делается на так называемые экспорто-ориентированные отрасли. Реально в Томской области такой отраслью является только нефтегазовая. Даже в нынешней ситуации предприятия отрасли смогли добиться стабильной работы и дают в бюджет области более трети доходов. Инвестиционные проекты, представленные Восточной нефтяной компанией, вызывают большой интерес у западных инвесторов, которые уже сегодня готовы вкладывать в экономику области десятки, сотни миллионов долларов. А это повлечет за собой целый комплекс изменений – газификацию сел, создание более 40 тысяч рабочих мест, промышленность получит дополнительные заказы, в том числе и наукоемкие разработки.

Губернатор высказал уверенность в том, что предприятия нефтегазового комплекса сейчас являются единственным локомотивом, который способен потянуть за собой и другие отрасли, в том числе и науку. Но было обращено внимание и на то, что администрация по-прежнему намерена поддерживать томскую науку, вузы. Но если исследовательские коллективы не сумели войти в федеральные научные программы и получить за счет них финансирование, если организаторы науки не смогли установить тесные связи с местными промышленниками, то областной бюджет их не спасет. В нынешнем году Восточная нефтяная компания намерена выделить на научно-техническое обеспечение значительные средства. Это хорошая возможность для томских ученых показать свой потенциал. И в то же время – проверка на "профпригодность". Очевидно, что суммы, выделенные на прикладную науку, будут возрастать, если заказчик почувствует реальную отдачу от вложенных средств.

Характеризуя положение Томской области на фоне соседних областей, губернатор сказал, что по данным за десять месяцев 1996 года промышленное производство в процентах к соответствующему периоду прошлого года составило: Томская область – 96,2, Кемеровская – 91,4, Новосибирская – 90,8, Республика Хакасия – 89,9, Омская – 88,2, Алтайский край – 85,2. Общая численность безработных (в тысячах человек): Томская область – 29,8, Республика Хакасия – 31,1, Омская область – 88,2, Алтайский край – 150.

Губернатор сказал, что концепция развития области будет еще уточняться, но основные ее контуры уже определены, уже сегодня она является вполне "работающим" документом, который помогает в дне сегодняшнем видеть день завтрашний. [1]

Областная власть предприняла ряд шагов для улучшения ситуации с выплатой зарплаты бюджетникам, детских пособий, финансирования социально-экономических программ. В соответствии с решением областной думы администрация намерена взять в “Инкомбанке” двадцатимиллиардный кредит, который будет использован на погашение задолженности по заработной плате работникам бюджетных организаций областного подчинения и выплату пособий на детей неработающих граждан. Кроме того, глава областной администрации В.Кресс поручил департаменту финансов осуществить 21-й выпуск беспроцентных областных простых векселей на сумму 12 миллиардов рублей. Номинальная стоимость векселей этого выпуска составит 50 миллионов рублей, а срок их погашения будет поэтапным – 3, 10, 17, и 24 июня 97-го года. Векселя 21-го выпуска будут направлены на погашение задолженности областного бюджета по выполнению федеральных программ. Высвободившиеся средства планируется направить на финансирование защищенных статей бюджета, зарплату работникам бюджетной сферы областного подчинения, детские пособия. [2]

Свое мнение на сложившуюся ситуацию высказал на страницах местной прессы независимый эксперт Евгений Гавриленко. Городская и областная власть, по его словам, живут не по средствам. Раздув чиновничий аппарат, неэффективно тратя бюджетные деньги, администрации сделали "крайними" учителей, врачей и т.д., зарплата которых и так скромна. Пытаясь всеми силами собрать деньги, местная администрация обрушила немыслимые поборы на частных предпринимателей. Занятие легальным производством становится убыточным делом: производство свертывается, экономика деградирует. Одним из средств, способным смягчить ситуацию, Е.Гавриленко считает распродажу государственной собственности – низкоэффективной, неизбежно порождающей коррупцию. Это позволит и рассчитаться с бюджетниками и расширить налогооблагаемую базу, сократить местные поборы. [3]

1.1.2.    Таможня

Томская таможня подвела итог своей деятельности за 1996 год. В федеральный бюджет поступило 260 млрд.рублей. Конфискованного товара реализовано на 1 млрд. 200 млн. рублей. Таможенники отмечают тенденцию – если в 1995 году во внешнеэкономической деятельности участвовало 930 предприятий и организаций, то в 1996 году их число сократилось до 780. [4]

1.1.3.    Назначения

По представлению Генерального прокурора РФ Юрия Скуратова на должность прокурора Томской области назначен Юрий Кузмич Сухоплюев. У прежнего прокурора – Хусаина Усмановича Пономарева истек пятилетний срок работы на этой должности. Областная дума утвердила это назначение. Ю.К.Сухоплюев работал и шлифовальщиком на "Сибэлектромоторе", и транспортным прокурором, и зав. отделом горкома партии, избирался депутатом городского совета. Последние семь с половиной лет работал заместителем прокурора области. [5]

1.1.4.    Итоги осеннего призыва

16 января состоялось подведение итогов осеннего призыва на службу в армию. План по новобранцам Томская область выполнила. Высокая оценка мобилизационной работы томичей прозвучала из уст первого заместителя командующего СибВО генерал-лейтенента Александра Майорова. Всего на службу в вооруженные силы отправилось более трех тысяч молодых томичей. В этом есть и заслуга областной администрации, которая оставалась главным спонсором этих мероприятий, и призывных комиссий военкоматов, и глав районов, и милиции, которая разыскивала "уклонистов". [6]

1.2.    Представительная власть

1.2.1.    Государственная дума Томской области

A.    Бюджет 1997 года

На последней неделе 1996 года областная дума приняла областной бюджет на 97-й год – первой в России среди субъектов Федерации. Расходы утверждены в размере 2 353 860 млн.рублей, доходы – 1 468 635 млн. рублей. Дефицит будет покрываться за счет трансферта Минфина РФ в сумме 544 048 млн. рублей, а также за счет сверхплановых поступлений доходов областного бюджета. [8]

В отличие от прошлых лет, в новом бюджете зачисление налогов на прибыль предприятий и организаций будет идти не в областной бюджет, а в бюджеты районов и городов по месту нахождения и регистрации. Доходы области будут формироваться за счет 25 процентов от НДС, 33 – от специального налога с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей, 50 процентов – от акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия, производимые ЗПП "Томский", 70 процентов – от подоходного налога с физических лиц Стрежевого, платежей за пользование природными ресурсами и прочих налогов и платежей, подлежащих зачислению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством. Налоговые доходы составят 1 024 250 млн.руб., неналоговые – 14 960 млн.

Расходы на государственное управление предполагаются в размере 54 130 млн.рублей, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности – 100 520 млн., на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, как в прошлом году, – 1000 млн., сельское хозяйство – 245 000 млн., развитие рыночной инфраструктуры – 4000, жилищно-коммунальное хозяйство – 50 360, образование – 82 735 млн., культуру и искусство – 27 440 млн., здравоохранение и физическую культуру – 166 970, социальную политику – 149 050 млн.

Впервые установлено, что оказание поддержки перспективным направлениям развития производства и малого предпринимательства, включая ассигнования на инновационную деятельность и социально-экономическое развитие территорий, осуществляется за счет бюджета развития. А бюджет развития формируется за счет: фонда поддержки и развития малого предпринимательства в сумме 10,2 млрд. руб., инвестиционных налоговых кредитов на сумму 40 млрд.руб., залогового фонда областного бюджета в сумме 30 млрд. руб., областной собственности в сумме 10 млрд. рублей.

С этого года бюджет области "разгрузился" не только по доходам, но и по расходам также. Мэру А.Макарову удалось получить в пользу Томска примерно триллион рублей. Дополнительно в ведение муниципалитета переданы также ряд налогов и акцизных платежей, включая 50 процентов от акцизов на спирт, водку и ликеро-водочные изделия. Все жилищно-коммунальное хозяйство области теперь находится в управлении муниципалитетов, а имущество предприятий ЖКХ – муниципальная собственность. Поэтому практически все расходы по этой статье будут "висеть" на счетах местных бюджетов. Расходы немалые: в консолидированном бюджете области на финансирование ЖКХ отходит более 20 процентов. Ввиду значительности затрат и в связи с "неэффективностью принимаемых органами местного самоуправления мер" область оставляет за собой право регулировать экономическую деятельность в этой отрасли. Последнее, по мнению местного обозревателя, весьма точно характеризует сегодняшние функции областного бюджета. После вступления в силу Закона РФ "О местном самоуправлении", областная казна изрядно уменьшилась и стала своеобразным звеном между федеральным бюджетом и бюджетами муниципалитетов. В силу такого положения областной бюджет-97 можно назвать регулирующим. Не более того. [7]

На очередном 29-м собрании областной думы депутаты приняли три программы, касающиеся разных сторон жизни области. Программу "Устойчивое развитие лесопромышленного комплекса Томской области на основе рационального лесопользования и глубокой переработки" представил начальник департамента обладминистрации Виктор Луков. Объем реализации лесопродукции в 1999 году, согласно представленной программе, должен составить 1770 млрд.рублей, налоговые поступления в бюджеты разных уровней возрастут со 173 млрд. рублей в 1995 году до 695,55 млрд. рублей в 1999-м. Предполагается создание и восстановление 3000 рабочих мест. Как достоинство программы депутаты отметили наличие в ней механизма реализации. На десять процентов она будет финансироваться за счет областного бюджета, 20 процентов предполагается получить из федерального бюджета. Вся программа оценивается в 600 миллиардов рублей. Предложенный документ депутаты поддержали единогласно.

Следом за "лесной" рассматривалась программа "Сохранение и развитие культуры и искусства (1996-2000 гг.)", которую представил Валерий Щербаков, председатель комитета по культуре и туризму обладминистрации. Несмотря на неубедительное, по мнению журналиста, выступление В.Щербакова, депутаты столь же единодушно приняли и эту программу, хотя она оказалась дороже "лесной" – более 700 млрд.рублей. Есть программа – есть шанс получить какие-то деньги из федеральных источников.

Заместитель главы областной администрации Григорий Шамин представил проект Программы становления местного самоуправления в Томской области. Подробный перечень основных мероприятий по становлению этой системы представлен в трех разделах: особенности реформы местного самоуправления в области; формирование правовой основы местного самоуправления и формирование финансово-экономической основы местного самоуправления. Депутаты утвердили представленный проект. [9]

B.    Законотворчество

В прессе опубликован ряд документов, принятых областной думой и подписанных губернатором: "Положение о межбюджетных отношениях в Томской области на 1997 год" (включает разделы: 1. Общие положения, 2. Социальные и финансовые нормы и нормативы, 3. Формирование базовых показателей минимальных местных бюджетов, 4. Формы бюджетного регулирования местных бююджетов, 5. Формирование фонда финансовой поддержки муниципальных образований, 6. Заключительные положения. Положение содержит областные социальные и финансовые нормы и нормативы для составления минимальных местных бюджетов, нормативы отчислений от регулирующих налогов, порядок предоставления и оценку объема финансовой помощи местным бюджетам из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Целью положения в переходный период к нормативному бюджетному регулированию является выработка единых методических подходов к формированию местных бюджетов, основанных на применении социальных и финансовых норм и нормативов.

Закон Томской области "О порядке избрания глав муниципальных образований представительными органами местного самоуправления (включает следующие статьи: 1. Общие положения, 2. Сфера действия настоящего закона, 3. Выдвижение и обсуждение кандидатов, 4. Бюллетень для голосования, 5. Процедура голосования, 6. Счетная комиссия, 7. Подведение итогов выборов, 8. Срок полномочий, 9. Вступление настоящего закона в силу.) [10]

1.2.2.    Городская дума

9 января состоялось 21-е внеочередное заседание городской думы. Депутаты собрались для того, чтобы назначить дату повторных выборов в Томскую городскую думу. Их прежнее решение от 30 декабря о том, чтобы просить областную думу совместить выборы, оказалось незаконным. Выборы назначили на 23 марта. Депутаты решили еще раз обратиться в Госдуму области с просьбой внести изменения в закон о выборах: проводить повторные выборы не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных. Принятое решение опять противоречит закону и будет опротестовано в суде, о чем депутатов оповестил заместитель городского прокурора Игорь Кошель. [11]

2.    АКЦИИ ПРОТЕСТА

Томские учителя поддержали 13 января Всероссийскую акцию протеста учителей, в которую включилось 50 территорий России, проводя пятидневную предупредительную забастовку. В Томской области учителя решили поддержать акцию по-разному. В Колпашеве, например, прошла трехденвная забастовка, в Томске педегоги ограничились пикетом у мэрии и часовой забастовкой, правда, не во всех школах. Самое главное требование учителей – регулярная выплата зарплаты и погашение задолженности. На сегодняшний день учителя Томска только частично получили зарплату за ноябрь. В районах области положение с выплатой зарплаты того хуже, во многих районах учителя не получили даже отпускные. Чтобы погасить долг полностью, надо 22-25 млрд. рублей.

По словам председателя обкома профсоюзов работников образования Л.И.Полубятко, общая задолженность педагогам области составляет более 100 млрд. рублей. Учителя Томского, Чаинского, Первомайского, Колпашевского районов не получают зарплату с сентября. В Томске перед Новым годом учителя многих школ получили зарплату за октябрь благодаря ссуде, взятой мэрией в коммерческом банке. Акцию протеста педагогов на этот раз поддержали все отраслевые профсоюзы: многие родители, что забота о судьбах школы, учительства – это забота о качественном образовании собственного ребенка, о его будущем. Пресса пишет и о том, что помимо регулярных задержек скромных зарплат, нынче учителям области придется пережить еще одно испытание – будут закрыты "неперспективные" школы, и для многих детей бесплатное образование станет недоступным. [12]

3.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.    Ядерный комплекс

3.1.1.    Сибирский химический комбинат

СХК присвоен официальный статус "Лидер российской экономики". Решение принято экспертным советом по вопросам экономики на базе методик комиссии ООН по промышленному развитию и при содействии ряда федеральных органов государственного управления. Отбор среди российских предприятий производился по заказу редакции национального ежегодника "Синие страницы России", который признан правительством России, Всероссийским институтом печати и массовой информации социально значимым изданием номер один Российской Федерации. Издание ежегодника "Синие страницы России-97" выйдет в марте тиражом 1 млн. экземпляров и будет распространяться в 179 странах – членах ООН. В связи с присвоением почетного статуса "Лидер российской экономики" СХК получит сертификат, станет членом Клуба лидеров российской экономики. Информация об СХК будет размещена в “Интернете”. [13]

Немало дебатов вызывает будущее строительство АСТ-500. Информация на этот счет весьма противоречива. С одной стороны вышла публикация о брифинге генерального директора СХК Г.Хандорина. Еще в 1993 году Минастерство атомной энергетики, сказал он, информировало администрацию Томской области о возможной остановке реакторов и проблеме замещающих источников теплоснабжения. В мае 1995 года в Минатоме состоялось совещание, уточняющее детали будущего строительства атомной станции в Северске: этот вопрос решался совместно с представителями Томской областной администрации, СХК и АО "Томскэнерго". Сегодня работы по технико-экономическому обоснованию строительства ведут специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Недавно появился акт выбора площадки АСТ-500: предположительно станция будет расположена на бывшем пятом объекте комбината. Подготовительные работы планируется завершить до конца 1997 года, а в 1998 году начнется строительство АСТ-500, которое продлится до 2005 года. Станция будет работать в течении шестидесяти лет.

Примерно в то же время в другой томской газете появилась краткая информация (без подписи автора) о том, что общественное движение "Экологическая инициатива" обратилось за разъяснениями к губернатору области и получило четкий ответ: "Представитель администрации области для работы в комиссии по выбору площадки под АСТ-500 в Северске не назначался, и такой вопрос не рассматривался. Решение о ее строительстве не принималось. Этот вопрос будет решаться, если будет поставлен, в соответствии с действующими законами и уставом области". Из этого в публикации делается вывод о том, что СХК ведет игру на свой страх и риск, надеясь на какое-нибудь "государево повеление". [14]

3.1.2.    Происшествие

В ночь на 18 января в 00 часов 38 минут на Северской АЭС в связи с возникшей неполадкой и в соответствии с регламентом был остановлен атомный реактор. Начальник смены, дежуривший в ту ночь на реакторе, самостоятельно принял решение о его остановке, не дожидаясь, пока сработает автоматическая система защиты. По информации прессы, произошло зависание одного из каналов, что не является из ряда вон выходящим событием. И если бы второй реактор с 15 по 24 января не находился в планово-предупредительном ремонте, на остановку первого никто, наверное, не обратил бы внимания. А прекращение работы сразу двух реакторов означало временное прекращение подачи тепла в Томск и Северск. Руководство СХК и "Томскэнерго" сразу же задействовали резервные источники теплоснабжения комбината и, в частности, пиковую резервную котельную. Томичи фактически не почувствовали понижения температуры в своих квартирах. Дефект оборудования был устранен уже к восьми часам 18 января. Во время производства этих работ аварийной ситуации не возникало. Радиационный фон в Северске, Томске и прилегающих местностях, по сообщению соответствующих служб и прессы, оставался в норме. Однако, согласно законам физики и технологии производства, после остановки пуск атомного реактора возможен лишь через 33 часа. Сразу же после возникновения неполадки, руководство области и Минатомпрома было поставлено в известность начальником штаба ГО и ЧС Георгием Кесаевым. Весь период остановки реактора ситуация находилась под контролем. [15]

3.2.    Восточная нефтяная компания

Упор на нефтяников, сделанный в концепции развития области, привлек внимание томской прессы к структурам этой отрасли. Интервью одной из местных газет о деятельности возглавляемой им компании дал генеральный директор ВНК Леонид Филимонов, появился и ряд иных материалов.

Глава ВНК обратил внимание на то, что нефтедобывающая отрасль является для области самой стабильной и надежной. Добыча нефти за 1996 год выросла на 30 тысяч тонн. Заработная плата работникам выплачивается без задержки. Выручка компании за год составила более 10 трлн. рублей (после подведения годового баланса она планируется в сумме 12,9 трлн. рублей). Из них 53,2% были выплачены в бюджеты разных уровней, Томская область получила 1 трлн. 300 млрд. рублей. 15 млрд. за истекший год ВНК потратила на различные спонсорские проекты. Например, на 700 млн. рублей купила инструментов томскому оркестру народных инструментов. В течение года было открыто три новых месторождения (Северо-Лугинецкое, Междуреченское, Северо-Моисеевское), что позволило достичь количественного паритета между объемом добытой нефти и разведанными запасами: более 11 млн. тонн и там, и там. В 1995 году новой нефти было открыто 5,9 млн. тонн.

Нефть покупают около двадцати иностранных фирм из Греции, Италии, Германии, Австрии. В России главным покупателем является Ачинский нефтеперегонный завод, кроме того, нефть идет в Новосибирск, Красноярский край, Хакасию, Тыву и в саму Томскую область. Еще в "Томскнефти" было создано предприятие, которое занимается реализацией нефтепродуктов через автозаправочные станции в Ростове, Екатеринбурге, Самаре, Челябинске, Москве. Возможен выход на Санкт-Петербург. По выражению Л.Филимонова, "бензоколонки – это деньги компании".

Есть планы выхода в Китай, Корею, на Тайвань, где потребность в нефтепродуктах высока, а рынок надежен. Но проблемы – с железнодорожными тарифами. Так, например, если осуществить в общем-то очень хороший проект с Кореей, то за транспортировку нефти придется доплачивать по 18 долларов с тонны. Внутри России нефть продают по 450-480 тысяч рублей за тонну. На мировом рынке цены зависят от политической ситуации. Когда мировое сообщество воевало с Ираком, то цена подскакивала до 185 долларов за тонну. Несмотря на значительную прибыль, ее будет недостаточно для развития компании.

Предполагается, что в 1997 году затраты компании возрастут в среднем на 30%. Для покрытия дефицита финансирования будут использоваться заемные средства (кредиты на сумму более 2 трлн. рублей). В первую очередь они будут направлены на сокращение темпов падения добычи нефти. В распоряжении ВНК 5,5 тысячи нефтяных скважин. Полторы тысячи из них стоят, хотя и могли бы давать миллион – миллион двести тысяч тонн нефти. Для того, чтобы профинансировать их пуск, Л.Филимонов, в частности, предлагает областной администрации временно снизить налоги для ВНК. 130 млрд. рублей ВНК планирует истратить на природоохранные мероприятия. В 1996 году на эти цели было истрачено 56 млрд. рублей.

Идет процесс приватизации компании. в 1996 году государством было продано 15% акций ВНК, которые теперь рассредоточены среди частных инвесторов. Впереди – очередная продажа очередного пакета. В 1997 году должен будет пройти инвестиционный конкурс за право покупки крупной доли: правительство намерено сохранить в своей собственности лишь контрольный пакет (50% + 1 акция или 51%), а все остальное должно быть продано на конкурсе. Среди претендентов на крупный пакет называют “Инкомбанк” и “Токобанк”, заключившие в конце прошлого года с ВНК особое соглашение.

Под развитие ВНК получила кредит от Мирового банка в размере 160 млн.долларов и заключила контракт с израильской фирмой "Бэйтман" на 250 млн.долларов на приобретение и строительство газокомпрессорной станции на Лугинецком месторождении. В настоящее время компания ищет кредиторов для разработки еще одного перспективного месторождения, которое даст 50-60 млн. тонн нефти.

Всего за прошедшие 30 лет добыто 270 млн. тонн нефти. Запасы – при уровне добычи в 10 млн.тонн в год – на 40 лет. Известно, что по существующим нормам если запасов меньше, чем на 40 лет, то заниматься добычей нерентабельно.

Что касается интереса ВНК к политическим проблемам, то генеральный директор сказал, что такой интерес безусловно есть. Он проявился и в ходе выборов в городскую думу Стрежевого (из шести кандидатов от нефтянников победили трое). Руководство нефтяников хочет быть в курсе дел властей, иметь влияние на ход дел на той территории, где они работают. Дабы стабилизировать кадровый состав компании, формировать преемственность поколений, в ВНК восстанавливается идеологическая работа: разработано положение о серебряном и золотом знаках ВНК, обладатели которых получат определенные льготы, моральные стимулы. Обратились к таким понятиям как семья, династия, ветеран труда и т.д. В коллективах проводится что-то вроде прежних политдней. [16]

3.3.    Лесная отрасль

29 января в поселке Тогур Колпашевского района прошло расширенное заседание коллегии департамента лесопромышленного комплекса области и совета директоров ОАО "Союз лесопромышленников Томской области". В нем приняли участие первый заместитель губернатора В.Пономаренко, депутат Госдумы РФ С.Сулакшин, председатель областной думы А.Мальцев, представитель Госкомлеспрома России Ф.Линнер, главы администраций районов, руководители лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, представители банковских и деловых структур. Подводя итоги за прошлый год, начальник департамента лесопромышленного комплекса Виктор Луков отметил, что, несмотря на поддержку областной и районных администраций, а также устойчивую работу целого ряда предприятий, роста объемов производства к уровню предыдущего года добиться не удалось. В 1996 году было вывезено 1457 тысяч кубометров леса, произведено 973 тысячи кубов деловой древесины и 200 тысяч кубов пиломатериалов, что гораздо меньше, чем год назад.

Лесная отрасль продолжает нести огромные убытки. В числе причин, не позволяющих добиться перелома в лучшую сторону, в докладе и выступлениях отмечалось отсутствие летних сырьевых баз, моральное и физическое старение основных фондов, низкий платежеспособный спрос на древесину, повышение себестоимости товарной продукции из-за роста цен на топливо, энергию и увеличение железнодорожных тарифов.

На заседании коллегии департамента и совета директоров утверждена структура управления лесопромышленным комплексом области, одобрены мероприятия по стабилизации его работы в ближайшие два года. [17]

Первый заместитель губернатора Владимир Пономаренко подписал постановление "О распределении лесосечного фонда" на 1997 год по районам области. Самый большой объем достался бакчарцам. Им разрешено заготовить 100 тысяч кубометров древесины, в том числе 60 тысяч кубометров хвойных пород. Далее по убывающей следуют: Томский район (50 тыс. куб.), Асиновский (45 тыс.), Верхнекетский (38 тыс.), Колпашевский ( 33 тыс.), Александровский (25 тыс.) и т.д. [18]

3.4.    Лизинг

30 января в областной администрации состоялось учредительное собрание Томской лизинговой компании (ТЛК). Она учреждена в рамках протокола о намерениях, подписанного губернатором В.Крессом и председателем Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства В.Прохоровым и в соответствии с областной программой поддержки млого предпринимательства на 1996-97-й годы. Учредителями компании стали: Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства: фонд имущества областной администрации, мэрии Томска и Северска, Томскпромстройбанк, страховая фирма "Гарант-92", Томский филиал страхового общества "СО­ГАЗ", корпорация "Томтерра", фирма "ФОГ" и ассоциация фермерских хозяйств "АККОР". ТЛК является межрегиональной компанией, действующей в рамках "Сибирского соглашения". Генеральным директором избран А.Анищенко, председатель комитета материально-технических ресурсов администрации Томской области. В России подобных компаний всего семь, две из них за Уралом: в Хабаровске и в Томске. [19]

3.5.    Финансы

Минфин России распорядился часть недоимок АО "Томскнефть" (невыплаченные в бюджет налоги) оставить на территории области. 4,2 млрд. "нефтяных" рублей будут направлены на строительство, реконструкцию или покупку жилья на селе. 3,9 млрд. целевым назначением направляются де­партаменту торговли, материально-технического обеспечения и поддержки предпринимательства обладминистрации, а также областному управлению начального профтехобразования. В кругооборот взаимозачетов в первом случае вовлекаются, кроме нефтянников, Томское управление федерального казначейства и Томскпромстройбанк, во втором – областная администрация. [23]

3.5.1.    Собственность области

С информацией о размерах областной собственности на страницах местной печати выступил заместитель губернатора Александр Яковлевич Петров. Он сразу оговорился, что информация о стоимости Сибирского химического комбината – основного неприватизированного объекта – носит закрытый характер. Без учета СХК размеры государственной собственности в области весьма скромны – 40 предприятий и учреждений. В основном сельскохозяйственного профиля – агрохимические, ремонтнотехнические, хлебоприемные. В федеральной собственности и шесть оборонных предприятий, не подлежащих приватизации, Томское и Колпашевское авиационные предприятия. Область располагает еще двадцатью пакетами акций, в том числе – двенадцати строительных предприятий (эти акции переданы в доверительное управление "Томскстрою"), фабрики валяной обуви, швейной фабрики. Есть у области одна акция "Томсктелекома". Около пяти федеральных пакетов. Главный из них – акции Восточной нефтяной компании. В ее совете директоров интересы Томской области представляет В.М.Кресс.

Известно, что основную часть пакетов акций получили трудовые коллективы. Распорядились они ими по-разному. Так, например, на крупном предприятии – Томском нефтехимическом комбинате – коллектив получил 51% акций, но так и не стал владельцем предприятия. Основная часть пакета оказалась проданной неким московским структурам. Продавали частные лица – работники комбината. Те, кто купил у них акции, оперативно ввели своих людей в совет директоров и стали проводить политику, которую руководство области не одобряет. Последнее сейчас принимает меры к тому, чтобы хоть каким-то образом предприятие работало. В качестве примера удачного развития приватизированного предприятия А.Петров назвал Томский химико-фармацевтический завод. Первым в городе коллектив уже выкупил свой участок земли. Привлекли немецких инвесторов, наладили производство, выпускают только то, что пользуется спросом. Высоко оценил заместитель губернатора работу директоров ряда заводов – Ю.Н.Гальваса, С.Н.Никитенко, А.Н.Семеса, которые осваивают новые рыночные ниши.

Положение оборонных предприятий весьма плачевно. Так ПО "Контур" выполнил оборонный заказ, отгрузил продукцию, но денег не получил. Дело дошло уже до арбитражного суда. При разработке программы развития лесного комплекса области появилась идея выкупить обратно в госсобственность пакеты акций бывших леспромхозов. Концепция строится на том, что всех сразу поднять нереально, надо выбрать несколько предприятий, направить туда кредиты, подтянуть туда инвестиции. Что касается непосредственно выкупа акций – был договор, что крупные леспромхозы представят обладминистрации сведения – кто сегодня является держателем основных пакетов акций. Однако из лесхозов, чьи руководители на собраниях в Томске активно выступали за деприватизацию, откликнулись только 10.

А.Петров обратил внимание на отсутствие реальных рычагов управления госимуществом. Директор любого предприятия, если захочет, может не пустить членов комитета на территорию предприятия. Все дело в том, что госимущество вверено предприятиям в так называемое полное хозяйственное ведение. Получается, что сегодня директор предприятия самовольно может распоряжаться чужим (государственным) имуществом. По мнению заместмителя губернатора термин "хозяйственное управление" – нелепый анахронизм советских времен, введенный, тем не менее, в новый Гражданский кодекс.

По поводу предприятий, где комитет по госимуществу является соучредителем, А.Петров пояснил, что "Томскстрой", которому переданы 12 строительных предприятий в доверительное управление, сегодня по сути банкрот, никаких дивидендов обладминистрация от этой своей собственности не получает. В целом из 20 предприятий 14 – убыточны, остальные на грани. Доходы от сдачи в аренду государственных площадей тоже невелики. [20]

Начальник департамента финансов областной администрации Антон Джаши публично заявил о том, что в 1997 году в Томской области не предусматривается введение новых налогов или увеличения ставок уже существующих. Такое заявление было сделано после длинного рассказа о том, как в рамках дефицитного областного бюджета будет кардинально ужесточен процесс сбора налогов, за счет чего (и за счет кого) должна будет расти налоговая база области, и что такое налоговые посты. Последние будут организованы на целом ряде крупных предприятий области – главных "бюджетонаполнителей" – для контроля за их финансовой деятельностью. Распоряжение об этом уже поступило в Управление федеральной службы налоговой полиции по Томской области от московской налоговой ВЧК. [21]

3.5.2.    Фондовый рынок

Рынок корпоративных ценных бумаг в томске в декабре 1996 года, как и в целом по России, переживал некоторый подъем, связанный прежде всего с интересами западных инвесторов к акциям предприятий топливно-энергетического комплекса. Традиционно большим спросом пользовались привилегированные и обыкновенные акции ОАО "Томскнефть", РАО "Газпром" (отказные и неотказные) и ОАО "Сургутнефтегаз". Ажиотажный спрос на акции Ачинского НПЗ в этот период был вызван появлением на рынке нового стратегического инвестора, который разместил большие заказы у региональных операторов, что привело к резкому подорожанию акций (в среднем на 30-40%). Наконец-то появился интерес к акциям "Томскэнерго", которые нашли своих активных покупателей и продавались по достаточно интересным ценам на уровне 150-300 рублей за акцию. Кроме отмеченных ценных бумаг, на Томском рынке котировались и активно покупались акции Сбербанка РФ, а также акции местных эмитентов: "Томсклеспром"" "Химстрой", "Манотомь", завод ДСП, "Томское мясо" и другие. Из организаций, которые наиболее активно работают с акциями на томском фондовом рынке, можно выделить фирмы "Диапазон-Финсервис", "Январь", "Томская инвестиционно-промышленная компания", "РИК", "Сибком", а также такие банки, как ТФ "Газпромбанк", "Томмедбанк". В ближайшей перспективе рынок корпоративных акций Томского региона, останется интересным для инвесторов прежде всего из-за все еще большого количества акций, остающегося на руках у акционеров таких эмитентов, как "Томскнефтть", "Восточная нефтяная компания", "Газпром", "Томскэнерго" и других. [22]

3.6.    Международные контакты

13 января областная администрация принимала Рудольфа Шмидта, полномочного министра Федеративной Республики Германия (второе лицо в посольстве), которого сопровождали советник по культуре В.Бретт, советник по экономике И.Фосс, и второй секретарь посольства, переводчик Гетлеф Шутте. По словам главы областной администрации В.Кресса, в результате поездки немецких дипломатов может появиться ряд новых совместных предприятий. Может определиться нелегкая судьба приборного завода. Имелось в виду возможное сотрудничество этого оборонного предприятия с немецкой фирмой "Сименс" по производству медицинского оборудования. Планируемое сотрудничество будет основано на известной "отверточной технологии". Немецким банкам будет рекомендовано выделять кредиты Томской области через Промстройбанк, уже имеющий в Германии четыре корреспондентских счета.

Шла речь и об увеличении количества совместных российско-германских предприятий (в настоящее время их на территории Томской области 11), и о привлечении кредитов из Германии напрямую, минуя Минфин и МИД. По информации прессы, средства западных финансовых структур уже в ближайшее время можно было бы испрользовать для пополнения кредитных возможностей томских банков, направляя их затем на финансирование особо важных и перспективных проектов в промышленности. Так как в мире банковская валютная ставка почти в два раза ниже российской, такой вариант вполне реален. Для его воплощения осталось доработать несколько "деталей": томским банкам завоевать доверие на мировом рынке, а областной администрации получить делегированные полномочия от федеральных властей. Тогда томские структуры смогут работать напрямую со своими зарубежными партнерами.

Дипломаты познакомились с работой перерабатывающего комплекса в Губино, созданного при помощи немецкой фирмы GTZ, встретились с деловыми кругами города. Российско-немецкий центр в Томске станет региональным центром по подготовке специалистов в области немецкого языка. [24]

Консультационная группа, созданная в соответствии с договором между администрацией Томской области и японской консалтинговой компанией "ИТАК", сообщила, что с 29 января по 11 февраля в Томске будет находиться президент "ИТАК" и представители других японских компаний "КОМАЦУ" и "СИНКО ПАНТЕК". Цель визита – развитие научно-технического и промышленного сотрудничества Томской области и Японии. Для заинтересованных томских организаций запланирован семинар о роли консалтинга и практике международных научно-технических обменов, предварительный отбор и экспертиза проектов, разработанных на базе политехнического университета. Особый интерес японцев, в частности строительной фирмы "КОМАЦУ", вызывает проект по разрушению железобетона, представленный НИИ высокого напряжения. Кроме того – проекты по использованию магнетрона и бататрона. Предполагается и обсуждение проекта освоения туганских песков. Данный проект, по словам начальника отдела комитета по внешнеэкономическим связям Евгения Гаевого, по степени своей важности и предполагаемой в будещем отдаче стоит примерно на одном уровне с нефтяной и газовой программами области. Представят его специалисты "Томскнефтегазгеологии". Компания "ИТАК" будет содействовать в поиске инвестора для участия в проекте. [25]

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В ходе обсуждения проблем социальной защиты, мэр Томска А.Макаров привел данные, характеризующие уровень социальной защиты населения в Томске и Северске (закрытый город Сибирского химического комбината). Социальная защита в небольшом закрытом городе всегда была выше, чем в областном центре. Сейчас в доходной части бюджета Северска средств на одного человека заложено в пять раз больше, чем на одного томича. Из всех собираемых в областном центре налогов в городе остается 39 процентов, в Северске – все 100 процентов. Кроме того, в "почтовскую" казну идут валютные отчисления от работы Сибирского СХК по договорам с французскими и другими зарубежными фирмами. Плюс очень большие дотации из федерального бюджета. В прошлом году, по словам А.Макарова, маленький Северск получил федеральных дотаций в размере 300 млрд. рублей. Столько же имела вся Томская область с миллионным населением. [26]

Губернатор подписал постановление "О социальной защите лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства". Для начала утверждены Положение о межведомственной комиссии по проблемам профилактики бродяжничества и ее состав. Возглавил комиссию заместитель губернатора Григорий Шамин. Главы районных администраций в месячный срок должны внести предложения о создании и финансировании учреждений для бомжей (домов ночного пребывания, социальных приютов, гостиниц, центров и других социальных учреждений), об организации в них медико-социальной помощи и трудовой реабилитации. Областное управление соцзащиты обязано разработать порядок оформления пенсионных документов лицам без определенного места жительства и направления их на государственное обеспечение в дома-интернаты. Областному центру занятости населения рекомендовано организовать переобучение и трудоустройство названной категории граждан. [27]

Постановлением обладминистрации утверждена программа социальной занятости населения Томской области на 1997 год. Программа представляет собой довольно внушительного объема брошюру из четырех разделов: "Анализ и перспективы рынка труда Томской области", "Рынок труда области в 1997 году", "Эффективность реализации программы". Брошюра подготовлена специалистами из обладминистрации, Главного управления труда и занятости, миграции населения Томской области и Центра занятости населения. Программа предусматривает сдерживание роста безработицы, обеспечение занятости населения, предупреждение массового высвобождения рабочей силы и смягчение негативных ситуаций на рынке труда. В марте центр занятости должен доложить губернатору как продвигается программа. [28]

4.1.    Паспортно-визовая служба (ПВС)

В прошедшем 1996 году по линии виз и разрешений ПВС Томского УВД оформлено 6 358 документов по выезду за границу на временное жительство, что на 1 657 превышает показатели 1995 года. Кроме того, вынесено 904 заключения по выезду на постоянное место жительства, что тоже больше, чем в предыдущем году. Если желающих побывать за границей в частном порядке прибывает, то в Томск, напротив, "частники" стали приезжать реже. "По служебным делам" наблюдается диаметральная картина: деловые люди Томскую область по-прежнему посещают охотно. Всего же в 1996 году в Томской области побывали более двух тысяч жителей зарубежья. К сожалению, не все из них придерживались установленных правил проживания, и на 42 приехавших были оформлены документы по их выдворению из России. 52 иностранца за нарушение правил пребывания были привлечены к административной ответственности. В подразделения ПВС области за год поступило 1 691 заявление о гражданстве, из которых 1 333 – о приеме. Еще 327 человек решили восстановить свое гражданство. А вот желающих поменять российское гражданство на другое в прошедшем году не оказалось. За год в местный бюджет области за счет деятельности Томской ПВС поступило около миллиарда рублей. [29]

4.2.    Выплата заработной платы

Начальник управления социально-трудовых отношений Людмила Ивановна Мурзич дала интервью одной из местных газет относительно положения, сложившегося в области. За прошлый год упомянутым управлением совместно с правоохроанительными органами было проверено 270 организаций всех форм собственности. Установили 225 случаев незаконной задержки зарплаты. Из них в 74 случаях справедливость была влосстановлена: более 60 тысяч человек получили зарплату в сумме 60.8 миллиарджа рублей. За нарушение трудового законодательства оштрафовано 131 должностное лицо на сумму 138 миллионов рублей. Эти деньги тоже направлены на зарплату бюджетникам. К дисциплинарной ответственности привлечено 27 человек. Материалы пяти проверок направлены в прокуратуру. По двум из них возбуждены уголовные дела. Направлено одно представление об увольнении с работы. Но основной должник – бюджет – как областной, так и федеральный. На начало 1997 года федеральный бюджет должен еще 18,1 миллиард рублей еще за 1995 год. Из-за уменьшения налоговых поступлений в областной бюджет, который выполнен лишь на 66,3 процента, возросли невыплаченные суммы учителям, медикам, студентам. С июля прошлого года резко ухудшилась ситуация с выплатой стипендий и пособий безработным. Задержки возросли до двадцати миллиардов рублей. Длительность их в некоторых районах достигает пяти месяцев. Задержки с выплатой пенсий в области начались в июне прошлого года. Их длительность пока не превышала месяца. В декабре положение улучшилось. Зато по детским пособиям долги возросли в два с половиной раза. В среднем на каждого ребенка не выплачено 385 тысяч рублей. Длительность задержек возросла до полугода.

Ситуация различается по отраслям. В промышленности долги по зарплате выросли в 1,9 раза, в сельском хозяйстве в два раза, на транспорте в 3,3 раза и в два раза в строительстве. Долги по зарплате работникам учреждений и организаций, финансируемых из федерального бюджета, возросли на 14,7 миллиарда рублей. В том числе военным почти на 5 млрд. (65%). У тех, кого финансирует федеральное казначейство, на 18,2 млрд.рублей. Лишь у правоохранительных органов долги уменьшились на 8,5 млрд. рублей. Трудное положение по-прежнему складывается на предприятиях военно-промышленного комплекса. Здесь зарплата не выплачивается с апреля-мая прошлого года. Долг государства этим предприятиям за выполненный оборонный заказ составляет 13,7 млрд. рублей. В том числе за поставленную в 1995 году продукцию – 3,9 млрд. рублей. [30]

4.3.    Экология

В "Сибирском экологическом вестнике" недавно вышла статья под заголовком "Ракеты – на врагов, ядовитое топливо – на своих?" о результатах некоторых исследований, проводимых учеными в Алтайском крае. Чуть позже и Российское информационное агенство (РИА) сообщило, что в Томской областной администрации ведется подготовительная работа по определению участков территории области для использования военными отработанных ступеней космических ракет и размеров компенсации для заключения договора с руководством военно-космических сил Министерства обороны РФ. Руководство Томской области потребовало компенсационные выплаты в размере 0,1 процента от стоимости пусков по федеральной программе и одного процента от каждого коммерческого пуска. Проект договора отправлен в Москву и на Байконур. В Томской области обнаружено 12 районов падения ступеней ракет, но серьезное беспокойство вызывает только один – так называемый 370-й квадрат. Он захватывает территорию верховьев реки Шудельки Колпашевского района и часть Чаинского района. Если в остальных одиннадцати квадратах падали обтекатели ракет, то в 370-м – вторая ступень, то есть практически бак с горючим. В прессе говорится, что по мнению специальных служб Госкомэкологии, Госатомнадзора и СХК, радиационной опасности они не представляют. Но опасность химического загрязнения территории велика. Гептил обнаружен во всех местах падения ракетоносителей, а также в местах уничтожения баллистических ракет. С каждым таким "приземлением" на эту территорию выпадает в виде аэрозольных осадков почти тонна гептила.

Гептил приравнивается к химическому оружию первого класса опасности, воздействующему на печень и нервную систему. Его последствия хуже, чем у фосгена, синильной кислоты, иприта. Обычно с действием гептила на организм человека сталкиваются в армии и на химзаводах, производящих ракетное топливо и его компоненты. А жители некоторых районов Томской области испытывают это на себе в рамках повседневности. И эффект "желтых детей" – следствие воздействия на организм человека именно этого вещества. Вопрос о безопасности населения, проживающего в районах падения ступеней ракет, вызывает особое беспокойство администрации области. Проблема состоит в том, что гептил выпадает в виде аэрозолей, что не позволяет оградить территорию загрязнения, вовремя предупрелить население об опасности, запретить в этих местах охоту, лов рыбы, сбор дикорастущих. Проблема космических обломков не ограничивается территорией одной области или края, поскольку вполне возможно, что те же рыба и ягода с зараженных территорий идут за пределы области, вплоть до Москвы. Так что проблема защиты природы и здоровья жителей от произвола военных и космического ведомства – это проблема государственная. [31]

4.4.    Демографическая ситуация

По данным областного управления госстатистики, за последние три года в Томской области наметился прирост рождаемости. Если эта тенденция сохранится, то к 2001 году уровень рождаемости может превысить уровень смертности. Пока же сохраняется соотношение в пользу убывания прироста населения.

В реестр национальностей, к которым принадлежат жители области, в 1996 году внесены чулымские хакасы. Из-за своей малочисленности до сих пор они не отмечались как отдельная народность. По данным специально проведенной переписи, чулымскими хакасами считают себя 743 человека. Теперь в области проживают представители 135 национальностей. [32]

4.5.    Грипп

По данным специалистов облсанэпидемнадзора, горожане вплотную подошли к эпидемиологическому уровню по заболеваемости гриппом. В середине января за неделю было зарегистрировано 3894 больных, из них с диагнозом "грипп" – 1373. Интенсивный показатель на сто тысяч человек населения составил 823,8, а пороговый уровень, по которому медики судят о начале эпидемии -842. 45 процентов от общего числа заболевших составляют дети, большинство из них – дошкольного возраста. [33]

Источники:

1. Кресс В. Корабль и рулевые // Красное знамя. – Томск, 1997. – 15 января.– №10. – С.2.

2. Администрация берет в долг у Инкомбанка // Томский вестник. – Томск, 1996. – 4 января. – №1. – С.2.

3. Гавриленко Е. Можно ли рассчитаться с бюджетниками? // Красное знамя. – Томск, 1997. – 15 января. – №10. – С.2.

4. Логинов В. Государево око не дремлет // Красное знамя. – Томск, 1997. – 31 января. – №27-29. – С.2.

5. Смена прокурора // Томская неделя. – Томск, 1997. – 30 января. – №5. – С.3.

6. Тюрин И. Призыв провели на "пять" // Томский вестник. – Томск, 1997. – 18 января. – N10. – С.2.

7. Свинин В. ...Плюс бюджет развития // Томский вестник. – Томск, 1996. – 9 января. – №3. – С.2; Белоус А. Бюджетная политика как политика // Томская неделя. – Томск, 1997. – 16 января. – №3. – С.2; Белоус А. Бюджет ltd // Томская неделя. – Томск, 1997. – 16 января. – №3. – С.10.

8. Закон Томской области... // Красное знамя. – Томск, 1997. – 31 января. – №27-29. – С.14.

9. Свинин В. Хочу, чтоб к бревну приравняли куультуру // Томский вестник. – Томск, 1997. – 31 января. – №19. – С.1.

10. Документы // Томский вестник. – Томск, 1997. – 21 января. – №11. – С.6.

11. Счастная Н. Новые выборы назначены на 23 марта // Томский вестник. – Томск, 1996. – 10 января. – №4. – С.1.

12. Пикет и ответ // Томская неделя. – Томск, 1997. – 16 января. – №3. – С.3; Тюплин М. Впереди – новые акции протеста // Томский вестник.– Томск, 1997. – 18 января. – №10. – С.2; Николаева Т. Учителя требуют не только зарплату // Красное знамя. – Томск, 1997. – 14 января. – №9. – С.1.

13. Тверская Е. О чем не догадывался "лидер" // Красное знамя. – Томск, 1997. – 15 января. – №10. – С.1.

14. Сидорович Е. Атомная станция: 1998 год? // Красное знамя. – Томск, 1997. – 22 января. – №17. – С.1; Не всему можно верить // Томская неделя. – Томск, 1997. – 30 января. – №5. – С.2.

15. Червинский В. А город подумал: ученья идут // Томский вестник. – Томск, 1997. – 21 января. – №11. – С.1; Сидорович Е. ЧП не случилось // Красное знамя. – Томск, 1997. – 21 января. – №16. – С.1.

16. Фролов Е. Нефтянику нужны фарт и новые месторождения // Красное знамя. – Томск, 1997. – 24 января. – №20-21. – С.14; Белоус А. ВНК теперь не раздражает общественность // Томская неделя. – Томск, 1997. – 23 января. – №4. – С.4.

17. Рассохин Ю. Появятся ли в лесу "точки роста"? // Томский вестник. – Томск, 1997. – 31 января. – №19. – С.1.

18. Поскребем по лесосекам // Томская неделя. – Томск, 1997. – 16 января. – №3. – С.2.

19. Воробьев О. Мало нас, но мы... // Томский вестник. – Томск, 1997. – 31 января. – №19. – С.1.

20. Залогина Е. "Разборок" вокруг госсобственности – все больше... // Красное знамя. – Томск, 1996. – 10 января. – №5-7. – С.7.

21. Областные налоги не вырастут // Томская неделя. – Томск, 1997. – 16 января. – №3. – С.2.

22. Томский фондовый рынок // Томская неделя. – Томск, 1997. – 16 января. – №3. – С.11.

23. "Нефтерубли" останутся в области // Томский вестник. – Томск, 1996. – 9 января. – №3. – С.3.

24. Господин Шмидт и "отверточная технология" // Красное знамя. – Томск, 1997. – 14 января. – №9. – С.1; Уткина Е. Новые друзья остались довольны разведкой // Красное знамя. – Томск, 1997. – 16 января. – №11. – С.1.

25. ИТАК: Консалтинг становится ближе // Томская неделя. – Томск, 1997. – 30 января. – №5. – С.2.

26. Объедят ли город младенцы? // Томский вестник. – Томск, 1997. – 18 января. – №10. – С.2.

27. Всеобщая забота о бомжах // Томский вестник. – Томск, 1996. – 4 января. – №1. – С.2.

28. Очень своевременная брошюра // Томская неделя. – Томск, 1997. – 16 января. – №3. – С.2.

29. Бурасова Н. Паспорт по-прежнему "молоткастый" // Томская неделя. – Томск, 1997. – 16 января. – №3. – С.6.

30. Егорова Н. Напряжение накапливается // Томская неделя. – Томск, 1997. – 16 января. – №3. – С.9.

31. Райм И. Ракеты – на врагов, ядовитое топливо – на своих? // Томский вестник. – Томск, 1996. – 10 января. – №4. – С.3.

32. Живите дольше, рожайте больше // Томский вестник. – Томск, 1996. – 9 января. – №3. – С.2.

33. Демакова Л. Город в преддверии эпидемии // Томский вестник. – Томск, 1997. – 21 января. – №11. – С.2. // Томский вестник. – Томск, 1997. – 21 января. – №11. – С.6.

 

Политический мониторинг №1(60)