Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
© Международный институт гуманитарно-политических исследований

Дмитрий ОСОКИН

ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1997 года

1.    ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

На заседании областной думы 27 декабря 1996 г. депутаты проявили своеволие, не согласившись со схемой управления области, которую предложил новоизбранный губернатор И.Шабанов (возглавлявший думу до избрания). По первоначальному замыслу губернатора, координировать всю текущую работу областного народно-хозяйственного комплекса должен один первый вице-губернатор – де-факто премьер областного правительства. Депутаты же настояли на сохранении порядка управления, сложившегося ещё при губернаторе Александре Ковалёве, когда один из двух первых вице-губернаторов отвечает за общую экономическую стратегию, второй – непременно за сельское хозяйство. По Уставу области, депутатский корпус областного представительного органа власти утверждает как структуру управления областью, так и назначения персоналий на ключевые посты.

2.    ТАКТИКА КАДРОВЫХ НАЗНАЧЕНИЙ НОВОГО ГУБЕРНАТОРА

Переход власти в руки новой команды, – на первый взгляд, левой по своей политической и экономической ориентации, – произошёл в Воронеже отнюдь не в соответствии с известными из опыта англосаксонских стран процедурами смены высших чиновников, когда в день и час “Х” прежние руководители одновременно передают дела своим преемникам на соответствующих постах. Как и следовало ожидать, смена кадров происходит в соответствии с примером Центра – постепенно. Встретив сопротивление депутатов облдумы в вопросе о схеме управления, а также в преддверии новых выборов в облдуму и городской муниципальный Совет областного центра, которые состоятся 23 марта и, как надеются (не без оснований!) местные левые, обеспечат им многие мандаты, Иван Шабанов предпочёл растянуть период кадровых назначений.

В конечном счёте, подобная тактика призвана: а) минимизировать влияние на губернатора левых сил, и б) создать резерв должностей, необходимых для оперативного управления регионом (при некотором дублирования функций разными подразделениями).

К концу января большинство ключевых должностей (но ещё не все) обрели своих хозяев. Утверждение в облдуме происходило в течение месяца, так сказать, “порционно”.

3.    ПЕРВЫЕ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРЫ

Первым замом, в чьей компетенции будет находиться блок социально-экономических вопросов, 20-ю голосами при 16-ти против утверждён Александр Меркулов – 44-летний депутат Госдумы от 76-го округа, принадлежащий к фракции КПРФ. Возможно, столь низкий рейтинг Меркулова у думцев явился следствием озвученной в день “смотрин” депутатом Госдумы Кобылкиным (недавно исключенным из КПРФ с формулировкой “за неуплату членских взносов”) новости о приобретении потенциальным вице-губернатором квартиры в Москве.

Назначение Меркулова было согласовано с руководством самой мощной политической силы региона – КПРФ. Происходящее ныне некоторое перераспределение ролей между двумя первыми вице-губернаторами (по сравнению с прежней схемой руководства областью, когда социальные вопросы курировал простой зам главы администрации в ранге директора департамента) является своеобразной формой закрепления за представителем ведущей партийно-политической группировки внутри самой исполнительной власти контрольных функций над первым лицом области.

Персональное же назначение на этот пост способно, однако, иметь самые неожиданные последствия, ни в чём не согласующиеся с первоначальными замыслами сторон – губернатора и приведшей его к власти партийной структуры.

В советское время комсомольский работник областного масштаба на выборной должности,  Меркулов в конце 80-х – 90-е гг. возглавлял колхоз и микроскопический по масштабам восковый завод в одном из районов Воронежской области. Политический старт на выборах в облдуму в марте 1994 обеспечил себе посредством секретарства в кустовом райкоме КПРФ с центром в гор. Острогожске; в 1995 г., когда КПРФ потребовался кандидат на госдумский округ, Меркулов уже сумел зарекомендовать себя надёжным предсказуемым человеком народно-патриотической команды в масштабе региона. Не слишком заметный Александр Фёдорович Меркулов, – большего, чем то, что он представитель каких-то не вполне определённых, но точно левых взглядов, никто сказать не может, – по горячим следам назначения рассматривается местными аналитиками в качестве наиболее вероятного на сегодняшний день преемника 57-летнего Шабанова на посту губернатора Воронежской области.

Претендент на вице-губернаторскую должность куратора аграрного сектора, занимающий этот пост с 1992 года, 40-летний Геннадий Макин (по первоначальному замыслу Шабанова – кандидат в премьеры областного правительства) не нашёл поддержки у депутатов. Счёт 8 – “за”, 29 – “против”. Наибольшее неприятие Макина продемонстрировали депутаты из сельских районов. По поводу случившегося Шабанов предпочитает хранить молчание. Вполне возможно, что вся история с назначением Макина (но не с первоначальной идеей введения должности премьера областного правительства) – не более, чем блестящая шахматная комбинация Шабанова (древняя восточная интеллектуальная игра – хобби нового воронежского губернатора). 29 января произошла развязка – Макин получил должность первого замминистра сельского хозяйства и одновременно начальника Федеральной продовольственной корпорации.

4.    ПРОСТЫЕ ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРЫ

Вместо восьми просто заместителей, бывших при Ковалёве и Цапине, решено оставить шестерых.

Леонид Селитренников и Вячеслав Бутырин сохранили за собой должности. Первый – председателя комитета (до прихода Шабанова департамента) экономики, второй – архитектуры, строительства и коммунального хозяйства. Об их партийной принадлежности, как пишет обозреватель газеты “Берег” Александр Коробанов, ничего неизвестно, но известно, что они являются выходцами из партхозноменклатуры [1].

Произведённые ещё 10 января назначения (де-факто подтверждения полномочий) важны с точки зрения перспективы. Если И.Шабанову потребуется в обозримом будущем провести некие кадровые перестановки, он спокойно может сделать их за счёт “резервной” фигуры Бутырина, отпраздновавшего в начале февраля своё 60-летие.

Курировать промышленность, транспорт и связь будет идеологически и политически нейтральный депутат облдумы, директор завода тяжёлых механических прессов Вячеслав Клеймёнов (36 – “за”, 1 – “против”), имевший в последние месяцы затяжной конфликт с коллективом завода. Работники ещё не так давно преуспевавшего предприятия (как утверждают знатоки, во многом из-за грамотно выстроенной тактики бартерных операций) “выразили недоверие генеральному директору. Теперь... конфликт коллектива с Клеймёновым получил столь неожиданное разрешение” [2].

Появление Клеймёнова в команде Ивана Шабанова никоим образом не может быть истолковано как разовое усиление влияния промышленного лобби в регионе, где ключевые позиции находятся, по преимуществу, в руках аграрной элиты. Во-первых, Клеймёнов – новичок в кругу воронежских директоров (хотя номинально он даже возглавляет общественную организацию “Городской клуб директоров”, которая так и не сумела политически реализовать на региональном уровне собственные корпоративные интересы). Во-вторых, он представляет сектор гражданского машиностроения, а не доминирующего в воронежской промышленности ВПК. В-третьих, разнопрофильность структуры промышленного производства города не позволила директорскому корпусу на рубеже 80-90-х гг. (даже при наличии в своих рядах столь яркой фигуры, как Г.Костин) сформулировать и отстаивать общую программу действий.

Поистине сенсационным стало назначение председателя комитета по приватизации облдумы Вячеслава Толчеева (инженера-радиоэлектронщика по специальности, баллотировавшегося в 1994 г. в представительное собрание области в качестве кандидата РКРП и “Трудового Воронежа”, а в 1995 г. сменившего партийную принадлежность на КПРФ) на должность областного руководителя госкомимущества. Но в этом назначении можно усмотреть определённую логику: Толчеев для сформировавшегося в последние годы мира воронежских собственников “человек ниоткуда”, он не принадлежит ни к одной из “групп давления”.

Журналисты даже сочли, что подчинявшийся ему комитет облдумы работал наименее эффективно (с точки зрения количества подготовленных и принятых областных законов – подготовлен всего один). В данном случае архилевые взгляды Толчеева – “красная тряпка” и ничто иное. В нынешней общероссийской политической ситуации невозможно представить Толчеева в роли новоявленного матроса Железняка. На уровне региона, будучи назначенцем губернатора, Толчеев исправно выполнит функции диагноста процессов в мире воронежской собственности, течение жизни которого, похоже, было не всегда досконально известно Шабанову в бытность его председателем областной думы.

Более гениальное кадровое решение вообще трудно даже придумать. Но то, что трудно придумать, оказалось довольно легко осуществить на практике (как здесь не вспомнить текст песни, – “мы рождены, чтоб сказку сделать былью!”).

Получивший известность благодаря прошлогодним претензиям на губернаторское кресло (в период, когда Центр, удалив Ковалёва, ещё не принял решения о назначении Цапина) директор завода “Атомэнергозапчасть” из Нововоронежа Вадим Суховерхов (его карьера до 1988 г. делалась в Свердловской области) 22 голосами за против 15 утверждён в новой (чиновники из обладминистрации говорят, что специально созданной именно под него) должности в обладминистрации – зама главы администрации по инвестициям.

Скорее всего, если исходить того факта, что ни Сергей Филатов, ни Владимир Шумейко, которые ведали подбором региональных лидеров летом и осенью 1996 года, не отреагировали должным образом на появление на воронежском политическом небосклоне “звезды по имени Вадим Суховерхов”, Шабанов имеет дело в лице последнего с еще одним “человеком ниоткуда”, вовремя – ещё на стадии предвыборной кампании – публично заявившим о поддержке нового губернатора. В таком случае важна не сама персона, а должность: неизвестно ещё, кто будет избран в думу в марте, как сложатся у губернатора отношения с новым депутатским корпусом? Очевидно, что инвестиции – одна из острых проблем для региона, который на сегодня занимает по данному показателю одно из последних мест в РФ, но, по подсчётам его инвестиционного потенциала, имеет шансы войти в первую двадцатку. Ну а кто начнёт работу по притоку инвестиций в регион, – так ли это важно? Главное, что должность оказалась закреплённой не за представителем сельхозсектора, что можно было ожидать от Шабанова.

В конце января – спустя несколько недель после утверждения кандидатуры первого вице-губернатора – местные журналисты занялись тиражированием слухов о том, что местный ОК КПРФ отчего-то не устраивает на посту руководителя областного сельхозкомитета Юрий Титов, который всего несколько месяцев назад был пересажен прежним губернатором Александром Цапиным с главы одного из сельских районов в кресло начальника областного департамента сельского хозяйства. Не устраивает, несмотря на “свойскость” (из бывших первых секретарей сельских райкомов) и показные лестные отзывы о нём многих влиятельных персон, – например, нынешнего губернатора и старейшины воронежского землячества в столице, экс-председателя Совмина РСФСР Виталия Воротникова. Вообще столь неприкрытое участие, без преувеличения, “табуна” журналистов разных политических “мастей” в озвучивании мнения ОК КПРФ об определённой кандидатуре указывает на то, что Шабанов пытается обрести свободу административного манёвра. Шабанов, таким образом, публично демонстрирует, что на авторитет партии он не покушается, но вместе с тем партия как инструмент, сплачивающий корпорацию, не всегда пригоден при решении оперативных хозяйственных вопросов.

Таким образом, за кадровыми назначениями просматривается политическая конструкция региона, которая сложилась здесь за 5 лет после ликвидации КПСС: партия (КПРФ) – это достаточно закрытый политический клуб местной номенклатуры, обеспечивающий внутрирегиональную кадровую ротацию и неприкосновенность собственности, оказавшейся в её руках. Вместе с тем, любое лидерство по своей природе противоречит партийно-коллегиальной анонимности: Шабанов выдвигался партией на должность губернатора именно как лидер сельской номенклатуры – безраздельно господствующей в регионе, но, в силу специфики своего “аграрного” происхождения, лишённой возможности активно отстаивать собственные интересы на уровне выше регионального. Спор вокруг персоны Титова – это на самом деле продолжение так и нерешенного КПСС 1989-1991 гг. в общесоюзном масштабе вопроса о том, чем же будет заниматься партия в условиях, когда у неё отняты непосредственные рычаги управления народным хозяйством. Шабанов, которому, конечно, не помешает деловой человек, надзирающий за аграрным сектором (и по правилам аппаратной игры долженствующий денно и нощно помнить о своём “благодетеле”), при любом исходе истории с назначением Титова получает лишнюю возможность декларировать собственный прагматизм и даже либерализм. Как же иначе, если анонимы ведают процессом назначения?

5.    ПРОЧИЕ НАЗНАЧЕНИЯ

Депутат Госдумы, председатель комитета по конверсии, бывший директор Воронежского механического завода, Георгий Костин обрёл всего лишь общественную должность председателя научно-технического совета при главе администрации, в компетенции которого входят разработка и внедрение антикризисных экономических программ, рассчитанных в том числе и на аграрный сектор.

Один из представителей воронежской номенклатурной колонии в столице, Владимир Анищев, обязанный своим восхождением в 1983 г. с поста 1-го секретаря воронежского горкома КПСС на уровень главного куратора узбекских партийных товарищей в должности 2-го секретаря ЦК КП Узбекистана Виталию Воротникову, получил пост представителя Воронежской области при Правительстве РФ.

Координатор нескольких успешно проведённых в регионе избирательных кампаний КПРФ Владимир Корнеев будет курировать в команде И.Шабанова работу аппарата администрации области.

Это – одно из ключевых назначений, вне всяких сомнений, согласованное с ОК КПРФ. Но его нельзя рассматривать вне круга должностных обязанностей. Дело в том, что в последний год правления Ковалёва руководитель аппарата администрации фактически был негласно третьим первым вице-губернатором. Шабанов кардинальным образом изменил положение главы аппарата, Корнеев лишён прямого доступа к губернатору, между ними стоит посредник в лице первого вице-губернатора. Иван Михайлович к тому же ввёл ещё одно новшество в работу аппарата: отныне каждый простой зам губернатора, прежде чем попасть в кабинет главы областной администрации, должен записаться у секретаря в журнале посетителей, при этом внятно изложив необходимость аудиенции. Словом, популизм (в расчёте на тиражирование принятой меры в СМИ) и прагматизм (теперь ни один из старых товарищей по партии не придёт и не попросит, – мол, я тебе помогал, помоги теперь мне) прекрасно сочетаются в деятельности нового воронежского губернатора.

Главврач детской областной больницы Владимир Пенкин назначен на вполне престижную должность руководителя областного комитета по здравоохранению. Примечательно в этой перестановке только одно: последняя кадровая перемена на уровне руководства облздравом произошла около года назад. Нельзя исключить, что в случае с назначением Пенкина Шабанов стремился “обезглавить” сложившиеся медицинские клиентелы, тем более, что происходящее в мире воронежской медицины новому губернатору знакомо не понаслышке (дочь Ивана Михайловича – врач по профессии).

Источники:

1. Иван Шабанов и его команда // Берег – Воронеж, 1997 – №3 – 17 января – С.3.

2. А.Коробанов Депутаты проявили своеволие // Берег – Воронеж, 1997 – №5 – 31 января – С.3

 

 

 

Политический мониторинг №1(60)