Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
© Институт Гуманитарно-политических исследований

Е.Р.

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

в январе 1996 года

1.    подписание договора о разграничении полномочий

12 января в Москве президентом Б.Ельциным и губернатором Свердловской области Э.Росселем был подписан Договор и пакет соглашений. На подписании Э.Россель сказал: “Свердловскую область часто недопонимали за ее настырность ... к сегодняшнему дню мы шли с 1989 года, с момента известного постановления Совета Министров СССР по хозяйственному эксперименту в Свердловской области.“ [4]

По мнению руководства области, главные достижения подписанных документов таковы:

- область становится равноправным субъектом Российской Федерации, приобретает определенную экономическую самостоятельность, что означает значительный шаг к достижению декларируемого в Конституции Российской Федерации равенства всех субъектов Федерации;

- определены предметы совместного ведения Российской Федерации и Свердловской области;

- расширены полномочия Свердловской области, в том числе через участие в назначении руководителей федеральных структур на своей территории;

- установлен механизм разрешения споров, касающихся предметов ведения и полномочий между Свердловской областью и Российской Федерацией с участием Конституционного суда, Верховного суда и Верховного арбитражного суда.

Данные достижения в сфере развития российского федерализма подкреплены заключением семнадцати соглашений:

1. О разграничении полномочий в сфере государственной собственности (содержит перечень предприятий, передаваемых в собственность Свердловской области; определен порядок назначения руководителей федеральных государственных предприятий, находящихся в области);

2. О разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами на территории Свердловской области (определяет, что в федеральной собственности находятся лишь те объекты, которые необходимы для выполнения функций РФ);

3. О разграничении полномочий и предметов ведения в сфере владения, пользования и распоряжения природными ресурсами (определен перечень природных ресурсов федерального значения, порядок квотирования и лицензирования; определено, что 10% платы хозяйствующих субъектов за загрязнение окружающей среды будут направляться на финансирование территориальных природоохранных органов);

4. О разграничении полномочий по владению, пользованию лесными ресурсами на территории Свердловской области (область самостоятельно будет осуществлять государственное управление в ведении лесами, устанавливать ставки и размеры лесных пошлин);

5. О разграничении полномочий в вопросах бюджетных взаимоотношений (федеральные налоги, которые шли на финансирование федеральных программ в регионе, останутся в области в распоряжении федерального казначейства, которое через систему уполномоченных банков будет доводить их до получателя; также предусматривается получение Свердловской областью соответствующей доли федеральных налогов в качестве помощи, определяемой ежегодно в рамках специальной договоренности с Минфином);

6. О разграничении полномочий в сфере денежно-кредитной политики (самостоятельное распоряжение ресурсами областного бюджета; финансирование федеральных программ из средств федеральных фондов будет идти непосредственно через представительства этих фондов в Свердловской области);

7. О разграничении полномочий в инвестиционной деятельности и структурной политике (область получает право на 10% добываемых редких металлов и драгоценных камней для создания собственного залогового фонда, что позволит привлекать в область инвестиции, в том числе и иностранные; область также имеет право на регистрацию совместных предприятий и формирование свободных экономических зон);

8. О разграничении полномочий в сфере обеспечения функционирования топливно-энергетического комплекса (разработка и реализация схем теплоснабжения, установление тарифов относятся к компетенции области, а все объекты электроэнергетики входят в областную энергетическую систему);

9. О разграничении полномочий в сфере оборонной промышленности (управление предприятиями ВПК в части производства конверсионной продукции: при несвоевременном и неполном финансировании федеральных программ область может обеспечивать их выполнение за счет уменьшения отчислений в федеральный бюджет);

10. О разграничении полномочий в сфере агропромышленного комплекса (федеральное правительство выделяет деньги для нужд предприятий АПК);

11. О разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей (дает области право координации и контроля деятельности иностранных юридических лиц на ее территории, формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности, создания страховых и залоговых фондов для привлечения иностранных кредитов и займов, открытия своих представительств за рубежом, заключения соглашений с административно-территориальными образованиями и ведомствами иностранных государств);

12. О разграничении полномочий по обеспечению законности, охраны общественного порядка и борьбе с преступностью (губернатор отныне правомочен направлять деятельность УВД области по согласованию с МВД Российской Федерации);

13. О разграничении полномочий в сфере пенсионного обеспечения (в области будет создана единая пенсионная служба на базе отделения Пенсионного фонда и областных органов социальной защиты; денежные средства службы являются федеральной собственностью и нецелевому использованию не подлежат);

14. О разграничении полномочий в сфере санитарно-эпидемологического благополучия населения;

15. О разграничении полномочий в сфере здравоохранения;

16. О разграничении полномочий в сфере управления объектами исторического и культурного наследия, находящимися в государственной собственности;

17. О разграничении полномочий в сфере науки, высшего и среднего профессионального образования;

Вместе с тем, губернатор в своих выступлениях отмечает, что само по себе подписание Договора и соглашений еще не обеспечивают их выполнения, так как необходима разработка механизма их реализации.

Пресс-конференцию, посвященную подписанию пакета, Россель закончил фразой: “Менять сейчас Президента - преступление. И если народ пойдет на такой шаг, это будет преступлением народа.” По поводу отношений с НДР губернатор заявил: “Это любовь, которая растет очень медленно”. [3]

Ну а железнодорожники Урала, как и железнодорожники других регионов России, не остались в стороне от сбора подписей за выдвижение кандидатом в президенты Б.Ельцина, инициированного, по одной из версий, Министерством путей сообщений. [11]

2.    представительство области в федеральном собрании

Э.Россель и В.Сурганов, председатель облдумы, будут представлять Свердловскую область в Совете Федерации. Россель отказался от поста Председателя Совета Федерации, мотивируя это тем, что не может “бросить” область сейчас (видимо, накануне апрельских областных выборов). Губернатор будет работать в Совете Федерации в комитете по безопасности и обороне, а В.Сурганов - в комитете по бюджету.

Определились судьбы депутатов, избранных от Свердловской области.

Анатолий Катков вошел в депутатскую группу “Российские регионы”, Галина Карелова - в группу “Народовластие”, став при этом сопредседателем данной группы, Евгений Зяблицев и Андрей Селиванов присоединились к фракции “Наш дом - Россия”, Геннадий Бурбулис и Малик Гайсин ни к кому присоединяться не стали.

Евгений Зяблицев будет работать в комитете по промышленности, транспорту, строительству и энергетике; Светлана Гвоздева - в комитете по экономической политике (заместитель председателя), Галина Карелова - в комитете по международным отношениям (председатель подкомитета), А.Катков - в комитете по конверсии, С.Грущак - в комитете по делам женщин, семьи и молодежи.

Евгений Зяблицев объявил о создании в Екатеринбурге центра “Профессиональная политика”, куда он будет привозить для обсуждения все находящиеся на работе в Государственной Думы законопроекты. [9]

Геннадий Бурбулис уже успел побывать в своем округе, посетив Первоуральск и Красноуфимск. Он также планирует создание в нем своего центра по связям с регионом.

Поделился на пресс-конференции первыми впечатления от работы в Думе и А.Страхов. Кроме того, он сообщил, что от НДР в Верхнюю палату Законодательного собрания области 14 апреля будут баллотироваться он и мэр г. Екатеринбурга А. Чернецкий. Региональную политику Росселя Страхов назвал “режимной”, добавив, что в Договоре о разграничении полномочий с Российской Федерацией в отношении оборонного комплекса ничего стоящего добиться не удалось, а то, чего добились, делалось и раньше “без особого шума”. [12]

Из интервью местной прессе А.Каткова (кстати, он пока единственный из депутатов, активно дающий материалы о начале работы Государственной Думы) можно понять, что свердловские депутаты “работают” в Думе достаточно дружно и собираются вместе отстаивать в ней интересы Свердловской области. Г.Бурбулис обещал, по словам Каткова, записать всех в парламентский клуб, помочь с дополнительными средствами оргтехники и связи. При этом Катков считает, что Бурбулис сегодня в Думе находится в вакууме. [16]

3.    областная ДУМА

В областном Законе “Об областном бюджете на 1996 год” нашли свое яркое отражение отношения органов государственной власти с органами местного самоуправления. На 25 сессии закон прошел третье чтение. Для подготовки его на 4-ое чтение была создана согласительная комиссия по вопросу финансирования территорий из областного фонда финансирования муниципальных образований. Как результат, после бурных дебатов и с многочисленными оговорками бюджет был окончательно принят в четвертом чтении на 27-ой сессии Думы. Возражения ряда депутатов по поводу увеличения финансирования областных органов власти и применения в расчетах по областным учреждениям здравоохранения и образования более высоких поправочных коэффициентов, чем по находящимся в ведении органов местного самоуправления, отражения в принятых поправках не нашли.

Депутаты, назначив выборы представительных органов местного самоуправления на 14 апреля 1996 года, утвердили границы и число одномандатных избирательных округов (их будет 21 при 2488 участках). Самым важным было решение представительного органа продлить свои полномочия еще на два года. Но полномочия до апреля 1998 года продлеваются лишь тем депутатам, которые не занимают мест в правительстве области, не состоят на государственной или муниципальной службе и готовы работать на постоянной основе. Таким образом, конкуренция будет идти за 14 мест в областной Думе, выборы в которую будут проводиться по спискам партий и объединений, а также за 21 место по одномандатным округам области.

А.Чернецкий, мэр г. Екатеринбурга, подверг резкой критике как принятый бюджетный закон с его новой методикой, так и решение Думы прекратить полномочия депутатов, находящихся на государственных, муниципальных и иных должностях. И в том, и в другом Чернецкий усматривает попрание интересов территорий.

В.Сурганов, председатель облдумы, по обыкновению прокомментировал слова Чернецкого как предварительную рекламу перед выборами в Палату Представителей (это традиционное для В.Сурганова объяснение действий противоположных ему по взглядам лиц, он таким образом комментировал работу над бюджетом депутата облдумы С.Гвоздевой в ноябре 1995 года). И вообще, ненужные эмоции, по мнению Сурганова, проявляются у тех депутатов, которые “сидят на двух стульях” и начинают сталкивать интересы области с интересами территории. [13] Сам он решил выйти на выборы во главе областного списка Преображения Отечества, который возглавит Э.Россель.

Пока же городская газета “Вечерний Екатеринбург” в лице избирателя Н.Фамиева (возможно, одного из кандидатов в депутаты Государственной Думы от Орджоникидзевского округа) пытается напомнить общественности о том, что в соответствии с принятым Уставом области выборы в Законодательное собрание должны были состояться не позднее 16 мая 1995 года, а в апреле истекает лишь формальный срок полномочий облдумы. [14]

4.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Готовясь к выборам в органы представительной власти области, местные партии и движения предпринимают героические попытки объединиться. Следует отметить, что проблема блокировок стоит в области достаточно остро, ввиду особенностей областной законодательной базы. При конкуренции за 14 мест каждой из партий и объединений для проведения хотя бы одного кандидата нужно набрать порядка 7% голосов. На выборах в Государственную Думу по области это удалось лишь немногим:

"Преображение Отечества" - 12,07% голосов;

ЛДПР - 9,2% голосов;

"Наш дом - Россия" - 8,32% голосов;

КПРФ - 8,25% голосов.

Более сложна ситуация у ОО “ЯБЛОКО”, набравшего в области 6,65% голосов, что недостаточно для минимального успеха на областных выборах, не говоря уже о других партиях и движениях. При этом нельзя не учитывать, что голосование по федеральным спискам по выборам в Государственную Думу все-таки шло за лидеров федерального масштаба. Результаты голосования в области за региональне отделения партий и движений могут дать совершенно иные результаты. Особенно чувствительным это может оказаться для “ЯБЛОКА” и НДР.

Областным отделением Российского движения демократических реформ был подготовлен пакет проектов соглашений: ”Об организационных принципах блока”, “О механизме совместного выдвижения кандидатов в областную палату представителей и органы местного самоуправления по мажоритарной системе”, “О механизме совместного продвижения единого списка кандидатов в Свердловскую областную Думу”.

Принципы построения блока: координация действий через Координационный Совет, в котором у каждого участника один голос (равноправие всех участников); утверждение всех кандидатов блока на заседании Координационного совета и рейтинговое голосование, процедура которого разрабатывается КС и утверждается совместной конференцией блока. Такие принципы оказались неприемлемы для ДВР-ОД, “ЯБЛОКО” и “Вперед, Россия!”. Под несостоявшимся соглашением были согласны поставить свои подписи РДДР, Возрождение, Партия самоуправления трудящихся, Социал-демократический союз, Уральский центр прав человека.

После этого попытку создать блок, противостоящий ”Преображению Отечества” предприняло НДР, списки которого готов формально возглавить (так как по существующему законодательству совмещать работу в исполнительных и законодательных органах власти нельзя) А. Чернецкий. В данном случае возможными союзниками могут оказаться ДВР-ОД, “Вперед, Россия!”, Партия самоуправления трудящихся, “ЯБЛОКО”, что было бы выгодным для всех возможных участников.

На совете объединения “Преображение Урала” (ПУ) было решено постепенно преобразовывать движение в региональную партию. Прежде всего будут изменены подходы к индивидуальному членству (ужесточатся). При сохранении института коллективных членов большее внимание решено уделять первичным организациям (сейчас у ПУ 21 территориальное отделение). Например, в Каменск-Уральском состоялось организационное собрание объединенного городского и районного отделения ПУ, которое посетил член движения, заместитель председателя правительства области С.Чемезов. Координатором избран Владимир Вагенлейтер, директор школы высшего спортивного мастерства. [8]

Сейчас идет подготовка к очередному съезду объединения, которое должно утвердить списки по выборам в Законодательное собрание области и решить вопрос о вступлении ПУ в блоки с теми или иными партиями и движениями.

Печатным органом ПУ станет после перерегистрации газета “Республика” - до настоящего времени печатный орган местного отделения ПРЕС.

Более организованную активность проявляют “левые” силы. Пленум обкома РКРП принял решение обратиться к руководству свердловской областной организации КПРФ с предложением создать единый блок по выборам в облдуму и органы местного самоуправления. Василий Копырин, член ЦК РКРП, сообщил, что в рамках блока возможно выдвижение единого списка кандидатов и по одномандатным округам. Избирательная платформа блока: ликвидация Беловежского соглашения, национализация награбленных у народа богатств, восстановление советской власти и Советского Союза, возвращение к плановой системе хозяйства. [2]

В свою очередь, пленум областного и екатеринбургского комитетов КПРФ также принял решение выступить на выборах в Законодательное собрание области единым блоком с РКРП. [15]

Возникли некоторые разногласия в общественном объединении “Мемориал”, проявившиеся на отчетно-перевыборной конференции. “Старые мемориальщики” жаловались на приход в организацию людей, делающих через нее политическую карьеру, подмену целей объединения как организации, оказывающей помощь пострадавшим от действий властей, на исключительно политические, финансовые нарушения руководства. [14]

5.    ГУБЕРНАТОР

16 января губернатор провел некоторые изменения организационной структуры правительства. Указом губернатора было упразднено управление сельского хозяйства, вместо которого создается департамент сельского хозяйства и продовольствия правительства Свердловской области. В новой структуре предусматривается увеличить число отделов, расширить службу маркетинга. Директором департамента стал В.С.Мымрин.

Мымрин Владимир Сергеевич - кандидат сельскохозяйственных наук, до назначения - заведующий кафедрой экономики Уральской сельхозакадемии, еще ранее (середина 80х) - заместитель председателя агрокомитета области по животноводству, был на партийной и советской работе в Белоярском районе. Также являлся и главой крестьянского хозяйства “Донник” Артинского района.

Губернатор Э.Россель провел совещание по вопросам структурной перестройки гражданской авиации в России. В совещании приняли участие министр транспорта России Виталий Ефимов, представители Ассоциации экономического взаимодействия областей и республик Урала, представители всех авиапредприятий Уральского региона. На совещании предложено создать консорциум “Уральское межрегиональное объединение по развитию авиационного транспорта”, под эгидой которого объединялись бы все авиапредприятия и аэропорты.

Еще одно совещание было посвящено задержкам с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы. По мнению губернатора, в области имеются средства для выплаты задолженности (а в тяжелом положении оказались Тавда, Нижний Тагил, Качканар, департамент образования и др.; причина происшедшего - в недостаточном контроле со стороны облфинуправления, начальнику которого был объявлен выговор).

Подписан Указ губернатора об утверждении комплексного плана мероприятий по усилению борьбы с преступностью в Свердловской области на 1996-1997 годы. План включает в себя организационные мероприятия по улучшению правоохранительной деятельности: разработка целевых программ по борьбе с организованной преступностью, с экономическими преступлениями и т.д. В областную Думу будет вынесен пакет проектов законов (о милиции, общественной безопасности и народных дружинах). [5]

Несмотря на пристальное внимание областных властей к вопросам правопорядка области, критической остается обстановка с финансированием милиции. Губернатор был вынужден обратиться с письмом к министру внутренних дел России с требованием погасить задолженность перед облУВД. Задолженность самого облУВД перед городскими и районными органами внутренних дел составила на конец прошлого года порядка 55 млрд. руб. [9]

Еще одним событием, имевшем непосредственное отношение к губернатору, явилось решение Совета директоров Верхне-Салдинского металлургического производственного объединения об исключении Э.Росселя из состава Совета “в связи с избранием губернатором Свердловской области”. Э.Россель владеет одной акцией данного предприятия. [3]

6.    ПРАВИТЕЛЬСТВО

Правительство области, еще в октябре принявшее постановление “О стабилизации финансирования теплогазоснабжения области в осенне-зимний период путем введения расчетов векселями акционерного “Уралтрансбанка” через бюджетный процесс Свердловской области”, 12 января внесло изменения в существующую редакцию.

В соответствии с ними, в целях стабилизации теплогазоснабжения Свердловской области в осенне-зимний период и нормализации процесса исполнения областного бюджета, а также снижения задолженности предприятий в бюджет и более эффективного выполнения социальных программ утвержден порядок уплаты в областной бюджет векселями Акционерного Уралтрансбанка (серии БВ) для предприятий, имеющих недоимку в областной бюджет по налогу на прибыль и налогу на имущество (к таким предприятиям относятся финансовое управление правительства Свердловской области, АООТ "Свердловэнерго", предприятие по транспортировке и поставкам газа РАО "Газпром" "Уралтрансгаз" и Свердловская железная дорога). Предприятия АООТ "Свердловэнерго", предприятие по транспортировке и поставкам газа РАО "Газпром" "Уралтрансгаз", Свердловская железная дорога также обязуются принимать векселя Уралтрансбанка по номинальной стоимости в счет погашения своей дебиторской задолженности от предприятий, имеющих в качестве финансирования из бюджета области данные векселя.

Решено ввести в практику расчеты векселями Уралтрансбанка между бюджетами различных уровней.

Общий объем эмиссии векселей серии БВ Акционерного Уралтрансбанка ограничен 100 млрд. рублей. Уралтрансбанк обязан представлять финансовому управлению Правительства Свердловской области свой ежемесячный баланс.

Правительство области решило, что данные меры дадут толчок развитию вексельного обращения в области, а также смогут выполнить просветительскую функцию.

Постановлением правительства “О реализации областного Закона "Об адресной социальной помощи населению" в IV квартале 1995 года и подготовке к его исполнению в 1996 г.“ (09.01.96) установлен бюджет прожиточного минимума в расчете на душу населения на 1 октября 1995 года в размере 329,0 тыс. руб., бюджет прожиточного минимума пенсионера - 224,0 тыс. рублей.

Другим своим постановлением “О содействии предприятиям и общественным организациям бывших военнослужащих в создании системы социальной адаптации”, принятым 29.12.95, с целью создания системы социально-экономической защиты бывших военнослужащих, уволенных в запас или отставку, было решено: при разработке бюджета ежегодно вносить на рассмотрение областной Думы вопрос об установлении предприятиям, независимо от форм собственности, в составе которых бывших военнослужащих не менее 50% штатных работников, льгот по налогам, зачисляемым в областной бюджет и территориальный дорожный фонд при условии направления этих средств на развитие производственной и предпринимательской деятельности и реализацию социальных программ.

Также, в соответствии с этим постановлением, от арендной платы за занимаемые помещения освобождены штаб-квартиры руководящих органов областных общественных организаций бывших военнослужащих, реализующих общественно значимые социальные программы.

Постановление “Об упорядочивании деятельности учреждений государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения области” (09.01.96) в целях обеспечения гражданам государственных гарантий в сфере здравоохранения, сохранности государственного и муниципального имущества и рационального его использования в интересах медицинской службы и пациентов и до принятия соответствующих федеральных и областных законов о государственной, муниципальной и частной системах здравоохранения запрещает использование помещений государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений для размещения в них организаций иных форм собственности, а также лиц, занимающихся частной медицинской практикой.

Вышло Постановление правительства Свердловской области от 09.01.96 “О создании Координационного совета по экологии и природопользованию”.

Координационный совет по экологии и природопользованию создается при правительстве Свердловской области с целью выработки природоохранной политики в области, координации деятельности структурных подразделений областного правительства, местных органов исполнительной власти, контрольно-надзорных природоохранных органов и организаций природоресурсного назначения по совместному проведению природоохранных мероприятий, реализации экологических программ областного, регионального и федерального значения и организации рационального природопользования, а также согласования направлений расходования областного экологического фонда.

Совет наделен правами: запрашивать от органов власти и функционирующих на территории области предприятий материалы и информацию по вопросам, входящим в его компетенцию; готовить предложения по созданию экспертных групп для экспертизы предложений и подготовки соответствующих материалов по отдельным проблемам; заслушивать представителей областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, связанных с природоохранной деятельностью, предприятий, независимо от форм собственности, и принимать решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, и др.

Председателем совета является, по положению, председатель правительства области. Состав совета утверждается постановлением правительства области.

Постановлением правительства Свердловской области от 10.01.96 “О реализации в Свердловской области президентской программы "Российский народный телефон" в 1996-1998 годах” были утверждены:

- основные показатели развития телефонной связи Свердловской области (так к 1998 году количество телефонов на 100 семей должно составить по городской сети 43 аппарата, по сельской - 20-23, а по Екатеринбургской 55,8 аппарата);

- объемы заказов на оборудование связи конверсионным предприятиям Свердловской области (Уральскому Электромеханическому Заводу и ГП "ВЕКТОР") на 1996-98 годы;

- перечень основных объектов строительства телефонной связи при реализации президентской программы "Российский народный телефон" (фирмы-исполнители: Италтел (Италия), "Искрауралтел" (Екатеринбург), "Искрател" (Словакия), Vef - Kt (Рига), Бэто (Уфа), ПОВТ (Минск), ПО "Красная Заря (С-Петербург), Объединение "Вектор", Фирма "Тесла" (Чехия), Эриксон-Никола-Тесла (Хорватия));

- объем инвестиций в Свердловской области по президентской программе в ценах на 01.05.95 - 517 млрд. руб..

Разрешено АО "Уралтелеком" направлять средства, подлежащие зачислению в областной бюджет от налога на прибыль, в объемах, предусматриваемых областным законом об областном бюджете на соответствующий год, на финансирование строительства объектов связи по утвержденному перечню, при возможности внося, по мере необходимости, ежегодные коррективы в перечень объектов и объемы финансирования по ним.

Также данным постановлением запрещено на территории области принимать в эксплуатацию гражданские сооружения без строительства кабельных распределительных линий.

7.    ЭКОНОМИКА

Грант в размере 2 миллионов долларов США получит администрация г. Екатеринбурга на содержание 12 ведомственных дошкольных учреждений, которые будут переданы на баланс города. Этот грант будет получен из суммы займа Всемирного банка по соглашению между администрацией города и Среднеуральским центром приватизации в рамках проекта конверсии социальных учреждений приватизированных предприятий, который проводит Центр. [2]

По сообщениям Фонда имущества Свердловской области на территории области сейчас 57% предприятий - федеральная собственность, 17% - областная и 26% - муниципальная.

Незадолго до наступления Нового года в Праге закончились переговоры, в соответствии с которыми принято решение об участии в инвестиционном конкурсе, на котором будет решаться судьба АО “Турбомоторный завод” (“Турбинка” - на местном наречии) чешских фирм: ЧКД, Шкода, Альва. Фонду имущества Свердловской области поручено разработать пилотный проект по продаже 40 процентов акций предприятия. Продажа будет осуществляться одновременно с наложением на нее списания внешнего долга России порядка 50 млн. долларов (пришедшего еще со времен СССР). После этого конкурса в государственной собственности останется еще около 20% акций этого АО. [1]

С начала 1996 года ЦБ отозвана лицензия на совершение банковских операций у “Уралакадембанка” и “Уралэскобанка.”

Зато АКБ “Золото-Платина-Банк” смог выйти из череды финансовых трудностей, сложившихся во время банковского кризиса прошлого года. На официальной январской пресс-конференции руководство “ЗПБ” объявило журналистам о продаже 51% своих акций крупнейшими акционерами банка (Екатеринбургским заводом ОЦМ, Золото-Платиновой компанией, АО “Ювелиры Урала”) на сумму 15,3 млрд. руб. “Столичному банку сбережений”.

Слухи о “продаже” ЗПБ начали появляться в городе еще в прошлом году. Уральский банк приобрел статус дочернего. Сделка заключена, но еще не оформлена окончательно.

Уральские банкиры выделили несколько причин консолидации двух банков. Среди них - совпадение идеологий развития этих финансовых структур. Кроме того, через “Золото-Платина-Банк” будет внедряться система безналичных расчетов в Свердловской области, совместимая с основными международными системами. Возможности московского банка будут использованы при финансировании федеральных программ области. Статус дочернего позволит “Золото-Платина-Банку” привлекать ресурсы не только самого “Столичного банка сбережений”, но и ресурсы Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития. Еще одна причина консолидации: сравнительно небольшие объемы средств “Золото-Платина-Банка” не позволяют покрывать потребности золотодобывающей и обрабатывающей промышленности, а ведь именно для поддержки этой отрасли и создавался уральский банк.

Еще одной причиной интереса Столичного к ЗПБ является возможность проникновения на финансовый рынок области. В последнее время новое руководство области создает условия протекционизма для местных финансовых агентов, и регистрация на территории области представительства или филиала “иногороднего” банка достаточно затруднена. [17]

Ажиотаж вокруг продажи государственного пакета акций АО “Режевской никелевый завод”(РНЗ) начался задолго до самой продажи. Не утих он и после нее. Осведомленные люди считают, что волнение в рядах покупателей акций вызвала не сама возможность завладеть никелевым предприятием, а перспектива заполучить контроль над АО “Сафьяновская медь”. РНЗ был главным инициатором разработки Сафьяновского медного месторождения, расположенного в полутора десятках километрах от завода. И после разработки медного клада предприятие получило солидный пакет акций нового рудника.

Теперь вопрос стоит просто: кто приобретет контрольный пакет акций РНЗ, тот и будет контролировать Сафьяновский рудник. Среди претендентов, как наиболее мощные, числились: Энергомашиностроительная корпорация из Москвы, АО “Уралэлектромедь”, фирма “Союз-Инвест” из Екатеринбурга. Пакет акций в 45,2% уставного капитала РНЗ областной фонд имущества продавал в три приема.

27 декабря состоялся инвестиционный конкурс по продаже пакета из 15% пакета акций. Лучшие условия предложила фирма “Союз-Инвест”. Они таковы: стоимость пакета акций определяется в 621 миллион 520 тысяч рублей, в течение месяца со дня заключения договора о продаже фирма погашает просроченную задолженность РНЗ в размере 7 млрд. рублей, в течение 9 месяцев вкладывает в предприятие 106 миллионов долларов инвестиций. Но для подписания договора фирме нужно еще получить разрешение антимонопольного комитета, как инвестору, сосредоточившему у себя более 20% акций предприятия. А “Союз-Инвест”, известный своей деятельностью на рынке ценных бумаг, уже успел задешево приобрести пакет в 12% акций РНЗ ранее.

30 ноября состоялись два денежных аукциона, на которых было продано по 15,1% акций РНЗ. Победителями вышли фирмы “Интерпродтрейд” и “Уральский сервис”, представлявшие интересы “Союз-Инвеста” и зависимые от него. Выиграть удалось только благодаря баснословным суммам, предложенным за акции: по 32 млрд. рублей. Но договор купли-продажи не оформляется, так как каждая из сделок превышает 500 тысяч минимальных зарплат и компании должны представить справки о законности своих доходов.

Здесь на сцене появляется предприятие “Призма”, за которым стоит комбинат “Уралэлектромедь” из Верхней Пышмы, один из претендентов на акции РНЗ. Представители “Призмы” в совете директоров Режевского никелевого завода инициируют проведение двух внеочередных собраний акционеров предприятия, где пытаются решить вопрос о продаже акций Сафьяновского рудника, принадлежащих РНЗ, АО “Уралэлектромедь”. На первом собрании была сделана попытка избрать новый совет директоров и нового генерального директора, то есть был продемонстрирован популярный сейчас прием “захвата” приватизируемых предприятий, когда, не имея денег на покупку акций, пытаются завладеть предприятием путем смены его руководства. Кроме того, приехавшему голосовать пакетом акций, выигранным “Союз-инвестом” представителю Фонда имущества было объявлено, что государство уже не является акционером РНЗ. Фонд имущества, проявив твердость, объявил решения собрания незаконными и потребовал восстановить права государства на РНЗ, так как договор о продаже госпакета акций не подписан.

Реально оценив ситуацию, “Союз-инвест” согласился продать по хорошей цене свой 12% пакет акций АО “Уралэлектромедь”. Более того, в фонд имущества Свердловской области поступает письмо от руководителя “Союз-инвеста” с отказом от выигранного на конкурсе права инвестировать средства в РНЗ. Путь к акциям АО “Сафьяновская медь” освободился. И борьба закончилась на очередном чрезвычайном собрании акционеров, в который раз инициированном представителями фирмы “Призма”.

На собрании был избран новый совет директоров, состав которого однозначно свидетельствует о победе среди собственников РНЗ сторонников АО “Уралэлектромедь”: 4 члена совета являются сотрудниками “Призмы”, 2 - работники РНЗ, 1 - представитель государства. Новым генеральным директором стал также представитель “Призмы”. Прежнему директору В.Рубцову - 57 лет, он постоянный житель Режи, 33 года проработал на заводе, из них 10 - директором. Не захотев стать марионеткой в игре вокруг акций родного завода, он ушел в отставку.

На собрании принято решение и о продаже акций АО “Сафьяновская медь”, принадлежащих РНЗ. Но не всего пакета в 29,3%, а только 19,1% акций. Владение этими акциями с учетом уже купленных 12% у петербургской “Электросилы” позволит АО “Уралэлектромедь” участвовать в управлении “Сафьяновской медью”, но при этом верхнепышминцы не будут иметь контрольного пакета акций. В свою очередь, 10% акций, оставшиеся у РНЗ, помогут сохранить привлекательность акций самого завода на аукционах и торгах, которые будут проведены вновь. Результаты прежних торгов и аукционов, которые называли сделкой века, объявлены недействительными.

Фонд имущества готовится к продаже акций РНЗ на областном аукционе. На этот раз покупателям ценных бумаг будет трудно отказаться от своих обязательств: сначала они перечислят в фонд деньги, а затем уже получат акции. Режевской никелевый завод приобретет значительное количество финансовых средств - 14% от вырученных за акции.

А пока началось строительство опытного производства по извлечению золота и серебра на Сафьяновском медноколчеданном месторождении. [11]

Еще одно геологическое изыскание - разработка месторождения каменного угля Южного участка Маньинской структуры - начнется в окрестностях Ивделя. Институтом “Уралгипрошахт” рекомендовано областному правительству области оказать помощь администрации Ивделя и Северной геологоразведочной экспедиции в завершении работ по оценке Южного месторождения. Разработка этого месторождения может стать достаточно важной в свете надвигающегося на область энергетического кризиса.

Предприятие “Уралтрансгаз” согласилось отодвинуть срок уплаты долга предприятий области в 800 млн. руб. до 5 февраля. Но если изменений не произойдет - подача газа большинству электростанций области будет снижена на треть. Объявлено, что возможно введение в действие усеченного режима подачи горячей воды, снижение температуры тепломагистралей на 20%, кратковременное отключение электроэнергии. Если в прошлом году главными неплательщиками “Свердловэнерго” были предприятия и кризис был разрешен путем взаимозачетов, то теперь главным должником стал облбюджет.

8.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

С июля 1992 по начало 1996 года в Свердловскую область прибыло около 25 тысяч вынужденных переселенцев. Примерно четверть из них разместилась в Екатеринбурге и прилегающих городах. В 1995 году на их обустройство было израсходовано 4,5 млн. руб. из федерального бюджета. На эти деньги куплено 150 квартир. Рекордсменом по поставке мигрантов в область стал Казахстан. [7]

9.    МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ

В 1996 году внешнеэкономический оборот области составит 3,4 млн. долларов США, что на 3% выше уровня прошлого года. На 26,3% увеличится экспорт. Положительное сальдо области составило 952,6 млн. долларов. [6]

Делегация предпринимателей Свердловской области, возглавляемая заместителем председателя правительства области В.Кузьминым, посетила с деловым визитом Италию. Главной целью поездки была выработка первичных договоренностей по созданию ассоциации “Урал-Италия” Был подписан договор о намерениях, и в марте ожидается ответный визит в область итальянской стороны.[10]

 

Выделить правительству Свердловской области целевым назначением 100 млн. долларов в счет погашения задолженности Индии Среднему Уралу - с такой просьбой обратился в письме на имя Президента Российской Федерации губернатор Эдуард Россель. В соответствии с межправительственными соглашениями в 1980 - 1991 годах Уралвагонзавод (г.Нижний Тагил) осуществлял поставки спецтехники в эту страну. Сейчас Индия возвращает России кредиты. Но распределение валютных поступлений производится без учета интересов регионов и предприятий, их заработавших. Обращение руководства Свердловской области в Минфин и Правительство России результатов не дали. Э.Россель сообщает, что в случае получения валютных средств половина из них будет направлена на приобретение лекарственных препаратов индийского производства, другая - на создание совместных предприятий по изготовлению медицинского оборудования на конверсионных заводах Свердловской области.

Источники:

Уральский рабочий. - 1995. - №248. - 29 декабря

Уральский рабочий. - 1996. - №8. - 16 января

Областная газета. - 1996. - №6. - 17 января

Областная газета. - 1996. - №5. - 16 января

Вечерний Екатеринбург. - 1996. - №10. -18 января

Областная газета. - 1996. - №7. - 18 января

Уральский рабочий. - 1996. - №7. - 13 января

Областная газета. - 1996. - №11. - 25 января

Вечерний Екатеринбург. - 1996. - №15. - 25 января

На смену. - 1996. - №9. - 25 января

Уральский рабочий. - 1996. - №15. - 25 января

Областная газета. - 1996. - №15. - 1 февраля

Областная газета. - 1996. - №17. - 6 февраля

Вечерний Екатеринбург. - 1996. - №18. - 30 января

Уральский рабочий. - 1996. - №18. - 30 января

НА смену. - 1996. - № 11. - №30 января

Уральский Рабочий - 1996. - №20. - 1 февраля

 

 

Политический мониторинг №1(48)