Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
АЛЕКСАНДР ШЕГЕДИН

Александр ШЕГЕДИН

ЭСТОНИЯ

в январе 1996 года

1.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

1.1.    Международные организации

Политика продвижения по пути интеграции с Европейским Союзом и НАТО остается главным приоритетом для Эстонии.

Жесткая позиция России не позволяет многим европейским странам - членам НАТО открыто заявлять о поддержке вступления Эстонии в эту организацию. 8 января с визитом в Таллин прибыл министр обороны Дании Хансон Хэккеруп. Он отметил, что эстонские Силы Обороны (СО) развиваются успешно, и это является залогом будущего членства в НАТО [1.1]. Однако никаких конкретных сроков, как обычно, не было названо. Министр встречался с президентом Л.Мери, который отметил ощутимую помощь Дании в создании миротворческих сил Эстонии и заявил, что в будущем году на территории Эстонии возможно будут проведены совместные учения ВС Дании и Эстонии [1.2].

Страны НАТО помогают в строительстве эстонской армии путем оснащения и обучения миротворческих подразделений. Особенно интенсивно этот процесс идет после того, как НАТО получило контроль над операцией в Боснии. 24 января эстонский парламент дал согласие на посылку в Боснию эстонской пехотной роты (до 150 человек). Министр обороны ЭР Андрус Эвель заявил, что таким образом, СО все более сближаются с военными структурами НАТО, и Эстония все ближе движется к намеченной цели - членству в НАТО [1.3].

Совещание в НАТО, на которое были приглашены страны, участвующие в боснийской операции и желающие вступить в НАТО, также явилось по сути очередным шагом в подготовке расширения НАТО на восток. Консультации будут продолжены и в ходе визита генсекретаря НАТО Хавьера Солана в Эстонию, который намечен на апрель [1.4]. Во время январской встречи премьер-министра ЭР Тийта Вяхи с Х.Солана в Брюсселе, первый достаточно резко заявил, что Эстонию необходимо быстро принять в НАТО из-за усиливающейся опасности с востока, и мнение России в этом вопросе учитывать не следует [1.5].

Что касается членства в ЕС, то здесь ощутимого давления России нет, но разногласия проявились в последнее время внутри самой Эстонии - крепнет движение так называемых "евроскептиков" - противников вступления в ЕС, на чем играет часть оппозиции в парламенте и внепарламентские партии и организации. Немаловажен тот факт, что специальный министр по европейским делам Э.Липпмаа практически не занимается ничем. По неофициальным данным, министр иностранных дел Сийм Каллас в резкой форме требует от правительства убрать Липпмаа с этого поста. Сам Каллас считает, что вопрос о вступлении в ЕС должен решаться на референдуме, Липпмаа же, по малопонятным причинам, считает, что вопрос должен окончательно решиться в парламенте [1.6].

Президент Мери продолжает оставаться горячим сторонником вступления в ЕС, причем настроен крайне оптимистично. После визита в Германию Л.Мери уверял журналистов, что Эстония ближе к вступлению в ЕС, чем они сами думают. По мнению Мери, в экономическом плане Эстония не слабее Чехии, первого кандидата в ЕС, а "в этом мире все просто - идешь налево или идешь направо", то есть Эстония либо станет частью ЕС, либо частью РФ [1.7].

Однако в готовности Эстонии к вступлению в ЕС не уверены многие западные политики. Так, премьер-министр Швеции И.Карлссон сказал, что сейчас никто не знает, какие страны и в каком порядке вступят в ЕС. 23 января на встрече Т.Вяхи с президентом Европейской Комиссии Ж.Сантером эстонский премьер уверял, что Эстония готова к вступлению в ЕС в "первом эшелоне", наряду с Кипром, Мальтой и Чехией. И.Карлссон уклонился от комментариев по этому поводу [1.8].

25 января Эстонское правительство обсуждало вопрос о ЕС и постановило создать для координации действий госаппарата специальную правительственную комиссию по евроинтеграции [1.9].

В целом можно отметить, что не только Эстония является для ЕС "terra incognita", но и в Эстонии крайне мало знают о том, что из себя представляет ЕС и какие последствия принесет с собой вступление в эту организацию. Характерная для эстонцев ксенофобия приводит в ряды противников ЕС все больше людей. "Евроскептики" приводят два основных аргумента. Во-первых, вступление в этнически пестрый союз может нанести удар эстонской самобытности, во-вторых, в перспективе в ЕС может быть принята и Россия. Второй аргумент особенно часто стал приводится после принятия России в Совет Европы (СЕ) - точнее, согласия на это Парламентской Ассамблеи СЕ.

Правящие круги Эстонии восприняли решение ПАСЕ, как тяжелое политическое поражение. Несмотря на то, что сама Эстония не соответствуют до сих пор многим стандартам СЕ, ее представители не испытывают комплексов и приложили все силы, чтобы не допустить принятия в члены СЕ России. Накануне голосования в ПАСЕ в Страсбург прибыла представительная эстонская делегация. Один из ее членов, спикер парламента Тоомас Сави по возвращению в Таллин заявил, что большинству депутатов ПАСЕ чрезвычайно понравились заявления эстонцев о том, что  Россию принимать нельзя [1.10].

Специальное заседание провели депутаты ПАСЕ от Балтийских стран. Все эстонцы заявили, что будут голосовать против приема, если не будет учтено их требование перенести обсуждения вопроса. Латыши и литовцы высказались не очень определенно, склоняясь скорее к тому, чтобы воздержаться [1.11]. В голосовании приняло участие 214 депутатов, из них 164 проголосовало "за", 35- "против", 15 - воздержались. Все 3 члена эстонской делегации голосовали против, все латыши тоже против, 1 литовец был "за", 1 "против", 1 воздержался. Остальные, голосовавшие "против", были либо из стран бывшего советского блока, либо из консервативных партий Запада [1.12].

В отношениях со всеми тремя влиятельными европейскими организациями (Европейским Союзом, НАТО, Советом Европы) у Эстонии в последнее время появились дополнительные проблемы. После ухода Александра Эйнсельна с поста главкома Сил Обороны трудно найти ему равноценную замену - человека, который имел бы столь же тесные личные контакты с чинами НАТО. У ЕС появилось немало противников внутри Эстонии. В Совете Европы со все большим раздражением смотрят на попытки Эстонии играть роль, несоразмерную с ее реальным политическим весом.

1.2.    Отношения с западными странами

Эстония уже длительное время добивается безвизового режима на границах с Швецией и Финляндией. В середине января Сийм Каллас отправился проталкивать этот вопрос в Швецию. На встрече с ним министр иностранных дел Швеции Лена Хьелм-Валлен напомнила, что предварительными условиями для решения этого вопроса является присоединение Эстонии к Генфской конвенции о беженцах и к Европейской конвенции по правам человека [2.1]. В обозримом будущем Эстония вряд ли к ним присоединится, так как не согласна тратить деньги на строительство лагерей для беженцев и опасается лавины обращений от русскоязычного населения в Европейский суд по правам человека.

Для переговоров о безвизовом обмене с Финляндией Эстонское правительство создало специальную делегацию. Из финского МИДа сообщили, что переговоры должны закончится к концу этого года [2.2]. Этот срок подтвердил прибывший 18 января с официальным визитом в Таллин министр внутренних дел Финляндии Пааво Липпонен. Он заявил, что существуют чисто технические трудности - эстонский паспорт не имеет особой полоски, с помощью которой можно производить компьютерную проверку  данных. Месяцем раньше Липпонен заявил, что Эстония не заслуживает доверия как государство, поэтому введение безвизового режима преждевременно. Сейчас он заявил, что его неправильно поняли [2.3].

1.3.    Отношения со странами Центральной и Восточной Европы

Времена, когда речь шла о понятии "балтийской солидарности", прошли, и сейчас три Балтийские страны без особых разногласий сотрудничают, пожалуй, лишь в вопросах безопасности. 23 января министры обороны Латвии, Литвы и Эстонии подписали соглашения о военном сотрудничестве. Министр обороны ЭР Андрус Эвель заявил, что пока о создании военного союза Балтийских стран речь не идет. Сейчас главная задача - обучение солдат и сотрудничество через миротворческие структуры, которые находятся под контролем НАТО [3.1].

В конце января А.Эвель нанес визит в Чехию, где так же обсуждались вопросы военного сотрудничества. Идея создания единой системы воздушной безопасности над Центральной и Восточной Европой пока имеет смутные очертания, однако в будущем может быть претворена в жизнь, тем более, что ее поддерживают некоторые мощные мозговые центры Запада [3.2].

Контакты партийных лидеров Балтийских стран не столь уж частое явление, поэтому в январе привлекло к себе внимание подписание соглашения о сотрудничестве между Коалиционной партией Эстонии и партией "Латвийский путь". Соглашение подписали Т.Вяхи и Валдис Биркавс, лидеры этих партий [3.3].

Вновь произошел инцидент между латвийскими рыбаками и эстонскими пограничниками. Латвийские сейнеры производили лов рыбы в спорном секторе Рижского залива [3.4].

1.4.    Отношения с Россией

После ухода из правительства Центристской партии (ЦП) и назначения на должность министра иностранных дел Сийма Калласа, лидера Реформистской партии (РП), отношения с Россией вновь ухудшились. Характерно, что отставка "западника" А.Козырева нисколько не огорчила нового министра. С.Каллас заявил, что Козырев не очень хорошо относился к Эстонии, поэтому не стоит жалеть о его отставке [4.1].

Еще большее напряжение в российско-эстонских отношениях вызвали дебаты вокруг приема России в члены Совета Европы. Эстонские депутаты ПАСЕ вели яростную антироссийскую кампанию [4.2]. Сыграли свою роль и перестановки в составе эстонской делегации накануне голосования в ПАСЕ - 16 января руководителем делегации вместо Андры Вейдеманн (ЦП) была назначена Кристина Оюланд (РП), решительная противница приема России в СЕ [4.3]. Практически единственным политиком, который считал, что голосование против приема России нецелесообразно, был председатель парламентской комиссии по иностранным делам Эйно Тамм. Он считал, что нужно добиваться того, чтобы вопрос был отложен. Если же этого не получится, то, голосуя против России, эстонские депутаты могут оказаться в изоляции [4.4].

Вопрос приема России в СЕ был тесно связан с чеченской войной. МИД ЭР сделал по поводу событий в Первомайском заявление, в котором всю ответственность за случившееся возложил на российские власти. В ответ на это Александр Удальцов, курирующий Прибалтику в МИДе РФ, заявил, что тем самым Эстония вновь идет на конфронтацию. По словам А.Удальцова, Эстония "паразитирует на чеченской проблеме", в то время как сама не хочет решать проблемы своего русскоязычного населения и православной церкви [4.5].

Работа эстонского посольства в Москве вызвала критику  со стороны Русской фракции парламента Эстонии. Депутат С.Исаков критиковал С.Калласа за то, что из посольства увольняют людей, которые имеют хорошие связи в России (О.Бундер, М.Бронштейн), в то время как посол ненавидит народ страны, в которой работает[4.6].

А.Удальцов выразил удовлетворение тем, что Эстония готова обменятся ратификационными грамотами июльских соглашений, что, вероятно, произойдет уже в начале февраля [4.7]. Однако переговоры по проблеме границ идут тяжело. Очередной их тур в Таллине окончился безрезультатно. Руководители делегаций Василий Свирин и Рауль Мяльк сошлись во мнении, что все упирается в Тартуский мирный договор. Эстонская сторона считает его базой для переговоров, а российская готова признать лишь его историческую ценность. Что касается морской границы, то здесь уже все вопросы практически разрешены. Следующий тур переговоров пройдет 28-29 февраля в Москве [4.8].

29 января президент Мери встретился с послом России Л.Трофимовым. Посол ознакомил президента с официальной позицией России в эстоно-российских отношениях. Основные приоритеты - гуманитарные и политические вопросы, связанные с положением русскоязычного населения [4.9].

На уровне решения конкретных вопросов с Эстонией наиболее активно контактируют власти С.Петербурга и Москвы. 19 января представители Московской городской Думы и Таллинского горсобрания подписали ряд документов, касающихся в основном экономического сотрудничества [4.10].

2.    ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

2.1.    Правящая коалиция

Между партиями правящей коалиции продолжает сохранятся напряжение. Коалиционная партия (КП) настаивает на полном расследовании дел с продажей российских рублей после денежной реформы и со сделкой с израильской оружейной фирмой ТААС, между тем и в том, и в другом деле фигурирует фамилия лидера Реформистской партии (РП) Сийма Калласа.

В начале января правительство приняло решение предложить парламенту создать специальную комиссию по "рублевой сделке". Следствие по этому делу тянется уже долго, но никакой информации о нем следственные органы не дают [1.1]. Пока прямые обвинения предъявлены только Тийту Пруули, советнику М.Лаара в тогдашнем правительстве. Сам Лаар немедленно начал кампанию в прессе, утверждая, что готовится политический процесс. Охранная полиция в ответ заявила, что никогда не вмешивается в политику [1.2]. Еще в конце декабря член парламента от КП Вахур Глаас публично заявил, что участие в израильской сделке может стоить некоторым нынешним депутатам лишения парламентской неприкосновенности [1.3], в ответ на что министр внутренних дел, член РП Мярт Раск подверг критике попытки одного из парламентариев говорить за весь парламент [1.4].

В ходе формирования парламентской комиссии по изучению "рублевой сделки” яростное сопротивление реформистов вызвала кандидатура Э.Сависаара. Однако Э.Сависаар прошел в комиссию благодаря позиции фракции КП - она в полном составе уклонилась от голосования [1.5]. Таким образом, противоречия между КП и РП не только не сняты, но, скорее, обострились. Интересы РП и входящей в коалицию Крестьянской партии Арнольда Рюйтеля вообще мало в чем совпадают. Сам Рюйтель выступил со скандальным заявлением о том, что Крестьянская партия будет выступать в роли внутриправительственной оппозиции через своих министров [1.6].

Явно ненормальные отношения внутри коалиции заставили лидера фракции РП в парламенте Вальве Кирсипуу устроить ряд консультаций с депутатами от КП [1.7]. 10 января была устроена встреча представителей всех фракций, входящих в коалицию, которую Кирсипуу оценила как успешную [1.8]. В конце января Кирсипуу заявила, что положение нормализовалось и депутаты от КП и Объединения селян (ОС) голосуют в парламенте "как надо" [1.9].

Тем не менее, оптимизм Кирсипуу не представляется обоснованным. Охранная полиция продолжает вести дела, в которых замешаны лидеры РП (С.Каллас, Хейки Краних), причем при явной поддержке со стороны КП и лично премьер-министра Тийта Вяхи. Противоречия в треугольнике КП - РП - ОС обостряются, и уже весной вероятен очередной правительственный кризис.

2.2.    Оппозиция

Наиболее значительная партия оппозиции - Центристская - продолжает находится в кризисном состоянии. Э.Сависаар, два месяца находившийся в "политическом подполье", 5-ого января выступил с докладом на конференции ЦП. Он выделил два важных политических события последнего времени:

- президент привел к власти РП, инициировав "пленочный скандал";

- после закрытия близкой к ЦП газеты "Эсти Сынумид" пресса оказалась в руках "небольшой клики", исповедующей правые взгляды.

Сависаар считает, что в ближайшее время ЦП не должна стремится свалить нынешнее правительство. Нужно подождать, когда народ сам увидит, что из себя представляет РП, заменившая ЦП в правящей коалиции [2.1].

Что касается поисков новых союзников, то Сависаар считает возможным объединение с социал-демократами [2.2].

Последнее предположение вызвало немедленную реакцию ряда политиков. Сменившая Сависаара на посту председателя ЦП Андра Вейдемани заявила, что сначала нужно бы самим четко определить свою политическую ориентацию [2.3]. Лидер социал-демократов Хейки Нестор напрочь исключил возможность союза с центристами [2.4]. Акции Сависаара после "пленочного скандала" резко упали в политических кругах, в том числе в самой ЦП. В конце месяца лидеры ЦП С.Овийр и А.Вейдемани признали наличие внутрипартийного кризиса и возможность того, что Сависаар вообще уйдет из ЦП [2.5].

Наглядным подтверждением кризиса явилось обсуждение во фракции ЦП в парламенте кандидатуры Сависаара в упоминавшуюся уже комиссию по "рублевой сделке". Фракция раскололась - 7 депутатов высказались "за", 7 - "против" [2.6].

Сам Сависаар явно ищет новых союзников. В последнее время наметилось сближение с бывшим главкомом Сил Обороны Александром Эйнсельном. Не исключено, что эти две крупные политические фигуры попытаются вместе создать новую партию [2.7].

Что касается правой оппозиции, то она формируется достаточно интенсивно под руководством Союза Отечества. В начале января Союз Отечества и "Правые" заключили договор о сотрудничестве, который может стать отправкой точкой для объединения [2.8]. В конце месяца правление "Правых" приняло решение об объединении. Вероятно, в ближайшее время такое же решение примет руководство Союза Отечества и карликовой Партии хуторян [2.9].

2.3.    Силовые структуры

В течение всего месяца в парламенте шли интенсивные дебаты по поводу перестановок в руководстве Сил обороны (СО) 2 января правительство одобрило кандидатуру Йоханнеса Керта на должность главкома СО [3.1]. Однако председатель парламентской комиссии по обороне П.Лоренц заявил, что парламентарии желают более тщательно познакомится с кандидатом и голосование по этому вопросу будет проходить не ранее второй половины месяца [3.2]. До этого и.о. главкома будет Велло Лоэмаа , которому А.Эйнсельн и передал все дела 8 января [3.3].

Затем последовала серия встреч Й.Керта с представителями партий, которая прошла для него достаточно успешно, в результате чего 23 января парламент согласился назначить его на пост главкома (48 - "за", 24 "против" [3.4], несмотря на то, что бывший главком А.Эйнсельн [3.5] и ряд офицеров Генштаба [3.6] вновь обвинили его в полном несоответствии этой должности.

Чистку Генштаба от сторонников А.Эйнсельна начал лично президент Мери, который прибыл туда с Й.Кертом, еще не утвержденным парламентом, и потребовал от офицеров, которые не хотят работать с Кертом, подать в отставку [3.7].

В Минобороны также произошли кадровые изменения. Оппозиция особенно настойчиво требовала ухода из министерства канцлера Роберта Лепиксона. Лепиксон подал прошение об отставке, но министр А.Эвель отказался ее принять [3.8]. Оппозиция также давно требовала от Министра обороны представления оборонной концепции. В начале января ее проект был передан в парламент. Согласно этому документу общее руководство осуществляет президент, непосредственный контроль над Силами обороны (СО) принадлежит правительству. Основной частью СО являются наземные силы, а ВВС и ВМС играют вспомогательную роль [3.9].

А.Эвель взял курс на привлечение военных специалистов, которые служили в силовых структурах СССР, что послужило причиной резкой критики со стороны правой оппозиции (М.Лаар) [3.10]. Однако министр заявил, что не сомневается в лояльности этих людей к Эстонской республике [3.11]. В этом его поддержал Т.Вяхи, который подчеркнул необходимость использования опытных профессионалов в военном строительстве [3.12].

Между тем общая ситуация в Силах Обороны весьма непростая. Служба в Армии крайне непопулярна среди молодежи. Из-за недобора военкоматы высылают повестки ежеквартально и каждый раз от явки уклоняются около 2 тыс. призывников. 45,6% от явившихся негодны к военной службе по состоянию здоровья [3.13]. По оценке самих срочнослужащих и их родителей, моральный климат в эстонской армии хуже, чем был в ВС СССР. В конце января Т.Вяхи подчеркнул свое беспокойство положением в армии, особенно гибелью слишком большого количества молодых солдат (в основном из-за самоубийств и небрежного обращения с оружием) [3.14].

В Эстонии  до сих пор существуют две добровольные военизированные организации - "Кодукайтсе" и "Кайтселийт". Последняя является частью СО. В январе была предпринята попытка объединения, или, точнее сказать, ликвидации "Кодукайтсе" путем включения в состав "Кайтселийта". Однако она сорвалась из-за противодействия руководства "Кодукайтсе" [3.15].

В конце января парламент проголосовал за приобретение у французской фирмы "Томсон" современной радарной системы, которая позволила бы надежно контролировать морскую границу и воздушное пространство. Для покупки требуется 100 миллионов крон в форме иностранных займов [3.16].

2.4.    Церковь

В январе крайне обострилась проблема, связанная с православной церковью в Эстонии. Проблема переросла из внутриэстонской в международную. Глеб Якунин через датскую газету "Политикен" заявил, что православная церковь во главе с архиепископом Корнилием является орудием российских спецслужб [4.1].

Патриарх Констанопольский Варфоломей фактически поддерживает требования т.н. Стокгольмского синода, который зарегистрирован эстонскими властями под именем Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ) и пытается захватить собственность православной церкви в Эстонии. Русская фракция Госсобрания ЭР направила Варфоломею письмо, в котором осуждается эта позиция [4.2], 3 января в Стамбуле прошла встреча делегаций Московского и Константинопольского патриархатов, которая закончилась безрезультатно. В феврале переговоры намечено продолжить в Москве [4.3].

Архиепископ Корнилий (РПЦ) в своем письме в миссию ОБСЕ в Таллине подчеркнул, что речь идет не о конфликте двух церквей, а о конфликте между церковью и государством, которое поддерживает группу раскольников. По утверждению Корнилия, власти отказываются идти на переговоры, а миссия ОБСЕ не обращает внимания на эту проблему. Корнилий обращался и в Европейский Суд, но получил ответ, что его жалобу суд не может принять, так как Эстония не ратифицировала Конвенцию о правах человека [4.4].

Представители Финской православной церкви привезли в Таллин послание Варфоломея, в котором говорится, что Константинопольский патриархат восстанавливает юрисдикцию над ЭАПЦ. В ответ Корнилий отлучил от служения священников, которые поддержали позицию Стокгольмского синода [4.5]. Отлученные священники обратились к Варфоломею с просьбой о помощи [4.6].

25 января Корнилий отправил письмо президенту Финляндии, в котором выражается протест против действий Финской православной церкви, поддержавшей раскольников [4.7].

Обстановка настолько накалилась, что даже Эстонский Совет церквей вынужден был признать, что необходимы политические решения, так как юридический подход к проблеме исчерпал себя [4.8], Между тем, эстонские власти до сих пор занимают выжидательную позицию. Президент Мери, фактический покровитель Стокгольмского синода, не предпринимает пока никаких шагов. Что касается Т.Вяхи, то 26 января он встретился с Корнилием, однако первый же его вопрос: "Какую церковь вы представляете?” сделал малопродуктивным дальнейший диалог [4.9].

2.5.    Русский вопрос

9 января правительство приняло решение о том, что около 300 тысяч не имеющих никакого гражданства жителей Эстонии получат паспорта иностранцев [5.1]. Это решение вызвало бурную реакцию со стороны крайне правых, считающих это решение шагом в сторону "нулевого варианта" гражданства. Паспорта иностранцев должны быть выданы до 12 июня 1996 года, даты, до которой действительны старые паспорта СССР с эстонской пропиской [5.2].

Со своей стороны, российские власти подталкивают неопределившихся жителей Эстонии к принятию российского гражданства. С 15 января въезд в Россию по красным паспортам стал возможен только при наличии специальной отметки консульства РФ [5.3].

Власти не имеют точных данных о составе населения, не имеющего никакого гражданства. Департамент гражданства и миграции считает, что 30-50 тыс. человек пребывают в Эстонии нелегально [5.4].

Автор печально знаменитого закона об иностранцах Март Нутть считает, что право на получение паспорта иностранца имеют около 150 тыс. человек, а не 300 тыс., как  считает правительство. Впрочем, Нутть вообще считает решение о выдаче паспортов иностранцев крайне вредным для эстонского государства [5.5].

Вероятность хоть какого-то оформления статуса лиц без гражданства до лета 1996 года представляется маловероятной. Правительство постоянно ссылается на нехватку денег, несмотря на регулярные финансовые инъекции со стороны международных организаций и отдельных стран [5.6]. Неясный статус держит людей в постоянном напряжении. В связи с принятием нового закона о госслужбе, в котором от госслужащих требуется обязательное знание эстонского языка, правительству пришлось выступить со специальными разъяснениями, так как поднялась паника для учителей государственных школ с русским языком обучения. Правительство пояснило, что закон распространяется на учреждения просвещения, культуры и социального обеспечения с некоторыми оговорками [5.7]. В то же время новый министр образования Я.Аавиксоо, в отличие от предыдущего - П.Крейуберга, считает, что в законе о школах и гимназиях следует сохранить статью, согласно которой уже к 2000 году в Эстонии должно быть ликвидировано среднее образование на русском языке [5.8].

Русская фракция (РФ) в парламенте пока мало что делает для реального решения проблем русскоязычного населения. Это отражено и в результатах опроса по поводу влияния фракции на решения парламента. Только от 16 до 23 процентов опрошенных неэстонцев считают, что Русская фракция сможет повлиять на характер поправок в законы, касающиеся эстонского гражданства и языка [5.9].

Например, члены Русской фракции С.Иванов и В.Андреев послали Т.Вяхи запрос, касающийся возможности использования русского языка в делопроизводстве в г.Силламяэ. В Силламяэ практически нет людей, владеющих эстонским языком, и власти города в 1995 году дважды уже обращались в правительство с подобным запросом [5.10]. Правительство и на этот раз отказало [5.11]. Следует отметить, что закон о языке позволяет использовать русский язык в местах компактного проживания русских.

Внутри политически активного русскоязычного населения все больше проявляются две ориентации. Одна из них - ставка на этническое единство и на помощь из России, другая - на сотрудничество с умеренными эстонскими партиями. Объединенная народная партия Эстонии (ОНПЭ) в целом придерживается второй ориентации, однако внутри партии есть группа, все более настаивающая на тесном союзе с Русской партией и Русской народной партией, которые подчеркивают необходимость этнического единства (сейчас они ведут переговоры об объединении).

В январе прошел съезд ОНПЭ. На нем обсуждался прежде всего вопрос о тактике на мартовских выборах в местные органы власти. Перед съездом группа "заединщиков", во главе с депутатами парламента С.Ивановым, И.Седашевым и В.Струковым призвала идти на выборы исключительно в союзе с русскими партиями [5.12]. Однако на съезде "заединщики" потерпели поражение и было решено развивать сотрудничество с теми эстонскими партиями, которые понимают проблемы русскоязычного населения.

Источники

I

1.1. Лыхмус Ало. Дания - лучший партнер...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 9 января

1.2. Ред. новостей. В будущем году...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 8 января

1.3. Таммер Энно. Парламент разрешил...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 25 января

1.4. Таммер Энно. Эстония уточняет...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 29 января

1.5. BNS. Условия присоединения...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 4 января

1.6. BNS. Вопрос вступления...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 4 января

1.7. BNS. Леннарт Мери: Эстония ближе...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 22 января

1.8. Ярне Айвар. Премьер-министр Швеции...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 26 января

1.9. BNS. Правительство обсудило...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 27 января

1.10. BNS. Позиция Эстонии...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 24 января

1.11. BNS. Эстония будет голосовать...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 25 января

1.12. Таммер Энно, Маттсон Тоомас. Россия получила поддержку...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 26 января

2.1. ЕТА. Безвизовый режим...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 16 января

2.2. BNS. Правительство сформировало...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 15 января

2.3. Таммер Энно. Безвизовый режим...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 19 января

3.1. Алаталу Эпп. Балтийские государства...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 24 января

3.2. BNS. Эстония и Чехия...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 26 января

3.3. Кальдмаа Урмас. Коалиционная партия...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 29 января

3.4. BNS. Семь латвийских сейнеров...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 27 января

4.1. BNS. Сийм Каллас: уход Козырева...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 8 января

4.2. ETA. Эстония не придерживается...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 17 января

4.3. BNS. Государственный суд...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 17 января

4.4. BNS. Эстония не собирается...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 20 января

4.5. ETA. Москва критикует...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 23 января

4.6. Алаталу Эпп. Министр иностранных дел доволен...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 24 января

4.7. BNS. Россия довольна...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 26 января

4.8. Таммер Энно. Переговоры о границе...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 27 января

4.9. BNS. Россия представила Эстонии...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 30 января

4.10. ETA. Между Москвой и Таллином// Постимэес - Тарту. - 1996. - 20 января

II.

1.1. BNS. Правительство поддерживает...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 4 января

1.2. BNS. Охранная полиция отрицает...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 9 января

1.3. BNS. Охранной полиции...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 4 января

1.4. BNS. Министр внутренних дел...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 13 января

1.5. Таммер Энно. Реформистская партия хочет...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 24 января

1.6. BNS. Андрес Гаранд: противоречия мешают...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 4 января

1.7. BNS. Вальве Кирсипуу хочет...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 5 января

1.8. BNS. Вальве Кирсипуу не считает...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 12 января

1.9. BNS. По оценке Вальве Кирсипуу...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 31 января

2.1. BNS/ETA. Эдгар Сависаар не рекомендует...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 6 января

2.2. ETA. Эдгар Сависаар считает...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 8 января

2.3. ETA. Центристская партия не обсуждала...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 9 января

2.4. Паэт Урмас. Социал-демократы не хотят...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 10 января

2.5. BNS. Сийри Овийр и Андра Вейдеманн...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 30 января

2.6. BNS. Центристская партия обсуждает...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 30 января

2.7. Ритари Тийу. Эдгар Сависаар познакомил...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 16 января

2.8. BNS. Союз Отечества и "правые"...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 5 января

2.9. BNS. Союз Отечества, "правые"...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 26 января

3.1. Смирнов С. Генерала заменит...// Молодежь Эстонии. - 1996. - 3 января

3.2. BNS. Новый руководитель Сил Обороны...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 5 января

3.3. BNS. Генерал Эйнсельн передал дела...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 9 января

3.4. Таммер Энно. Йоханнес Керт...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 24 января

3.5. Корв Калев. Александр Эйнсельн...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 12 января

3.6. ETA. Юри Кадак сомневается...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 16 января

3.7. Лыхмус Ало. Начальника оперативного отдела...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 15 января

3.8. BNS. Роберт Летиксон остается...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 4 января

3.9. BNS. Парламент знакомится...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 6 января

3.10. Алаталу Эпп. Члены Госсобрания...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 23 января

3.11. BNS. Министр обороны не сомневается...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 30 января

3.12. BNS. Вяхи  оправдывает...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 31 января

3.13. Лыхмус Ало. От службы уклоняются...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 19 января

3.14. BNS. Вяхи беспокоится...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 31 января

3.15. Лыхмус Ало. Руководитель "Кодукайтсе"...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 10 января

3.16. BNS. Госсобрание разрешило...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 25 января

4.1. Маттсон Тоомас. Глеб Якунин: Православная церковь...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 3 января

4.2. Иванов Сергей. Его Святейшество...// Молодежь Эстонии. - 1996. - 3 января

4.3. Свящ. Леонтий Морозкин. К вопросу о церкви// Молодежь Эстонии. - 1996. - 9 января

4.4. Арх. Корнелий. Открытое письмо...// Молодежь Эстонии. - 1996. - 11 января

4.5. Ивлев В. К визиту финского епископа// Молодежь Эстонии. - 1996. - 17 января

4.6. Алаталу Эпп. Православные просят...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 24 января

4.7. BNS. Архиепископ Корнелий...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 31 января

4.8. ETA. Совет Церквей хочет...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 31 января

4.9. Свящ. Леонтий. Безрезультатная встреча...// Молодежь Эстонии - Русский телеграф. - 1996. - 29 января

5.1. BNS. С паспортами решено// Молодежь Эстонии. - 1996. - 10 января

5.2. Таммер Энно. Иностранцы получат...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 11 января

5.3. Жданова И. Неопределившихся просят...// Молодежь Эстонии. - 1996. - 10 января

5.4. ETA. В Эстонии находятся...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 5 января

5.5. BNS. Март Нутть...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 12 января

5.6. BNS. ООН дает Эстонии...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 13 января

5.7. BNS. Учителям - негражданам...// Молодежь Эстонии. - 1996. - 20 января

5.8. ETA. Система образования...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 5 января

5.9. Петтан Ирис. Инородцы оценивают...// Постимэес - Тарту. - 1996. - 11 января

5.10. ЭТА. Запрос премьер-министру...// Молодежь Эстонии. - 1996. - 16 января

5.11. Смирнов С. Вести с Тоомпеа// Молодежь Эстонии. - 1996. - 17 января

5.12. Обращение к участникам...//  Молодежь Эстонии. - 1996. - 20 января

 

 

Политический мониторинг №1(48)