Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
C:\MONITOR\0196\LAT.TXT

Дмитрий Алехин

ЛАТВИЯ

в январе 1996 года

1.    Общая оценка

После бурных событий декабря, связанных в первую очередь с борьбой вокруг формирования Кабинета Министров, в январе в политической жизни Латвии наблюдалось сравнительное затишье. Новое правительство сконцентрировало свои усилия на скорейшем принятии бюджета на 1996 год. В то же время продолжается откровенная и ожесточенная борьба между различными группировками, входящими в правительство, отражающаяся в регулярном появлении компромата на тех или иных политиков на страницах прессы (причем это явно имеет характер организованных кампаний), жесткой борьбе за посты третьего-четвертого уровней в правительстве (ряд постов госсекретарей министерств, руководителей департаментов и т.п. до сих пор вакантны, так как партнеры не могут договориться) и даже конфликтов вокруг распределения правительственных кабинетов и автомашин.

Оставшееся в оппозиции движение “Латвии” - Партия Зигериста (ПЗ) предельно активно ведет себя в Сейме, засыпая правительство огромным количеством депутатских запросов и подавая множество законопроектов. Большинство проектов ПЗ отклоняется, и вполне обоснованно - их качество весьма низко. Тем не менее, стратегия ПЗ вполне ясна: продолжая действовать в чисто популистском ключе, ПЗ продолжает набирать очки, готовясь и падению правительства и муниципальным выборам 1997 года.

2.    Сбор подписей под альтернативным законопроектом о гражданстве

Как отмечалось в предыдущем сообщении, 15 января начался проводимый Центральной избирательной комиссией сбор подписей под альтернативным законопроектом о гражданстве, практически исключающим натурализацию нынешних неграждан. Законопроект подготовлен радикально-националистической партией "Отчизне и Свободе" ("ОС"). Хотя положение об отказе от попыток пересмотра закона о гражданстве включено в декларацию правительства (в которую входят и представители "ОС"), в ней сделана специальная оговорка, что это не относится к случаю проведения референдума. Другие партии правящей коалиции отнеслись к инициативе по-разному. Движение за национальную независимость (ДННЛ) и Партия зеленых заявили о поддержке акции по сбору подписей, Латгальская демократическая партия выступила против. "Латвийский путь" ("ЛП") и Демократическая партия "Саймниекс" не поддерживают акцию, однако не подписали никаких официальных заявлений и не принимают никаких мер, чтобы убедить избирателей воздержаться от участия в сборе подписей - очевидно, не желая портить отношения с союзниками по коалиции.

Оппозиционные партии - Партия народного согласия (ПНС) и Партия Зигериста - опубликовали заявления, осуждающие акцию по сбору подписей. ПНС назвала ее "провокационной". ПЗ считает, что ревизия закона о гражданстве приведет Латвию к изоляции в Европе.

На проведение акции планируется затратить около 250 000 лат (примерно полмиллиона долларов), значительную их часть составляют средства, сэкономленные ЦИК на проведении парламентских выборов. Во всех городах и районах открыты участки по сбору подписей. Большой активности избирателей не наблюдается, основную массу подписывающих составляют пенсионеры. Однако на некоторых участках даже образуются очереди.

Очевидно, вхождение "ОС" в состав правительственной коалиции значительно повысило шансы акции на успех. Ранее "ОС" воспринималась как крайне националистическая партия, чьи взгляды далеко выходят за рамки цивилизованного политического спектра, и отношение к ее инициативам было соответствующим. Союз, который заключили с "ОС" респектабельные национал-либеральные партии, заметно поднял ее престиж и как бы легитимировал затеянную "ОС" акцию. С другой стороны, продолжающая реально контролировать ситуацию либерал-националистическая номенклатура сознательно использует акцию по сбор подписей как отвлекающий маневр, позволяющий отвлечь внимание от ничуть не менее важных вопросов: новых законопроектов о госязыке и образовании, попыток либеральной оппозиции добиться пересмотра закона о пенсиях и принятия поправок к закону о въезде, реализующих права неграждан на воссоединение семьи, и т.п.

3.    Проблема права собственности на землю и действия Кабинета Министров

Приступив к исполнению обязанностей, новый кабинет первым делом подготовил пакет поправок к законам, определяющим ход приватизации, с целью ускорить этот процесс. Изначальная идея, по заявлению премьера А.Шкеле, заключалась в том, чтобы расширить права лиц и предприятий, не являющихся гражданами и резидентами Латвии, на приобретение земли, чтобы сделать Латвию более привлекательной для зарубежных инвестиций. Однако входящие в правящую коалицию "ОС" и Партия единства (ПЕЛ) выступили категорически против "распродажи земли Латвии негражданам". После сложных согласований пакет поправок был принят кабинетом, но его суть оказалась выхолощенной, и поправки не внесли практически ничего нового в процесс приватизации.

Вопрос о праве собственности на землю остается одним из важнейших разногласий внутри правительственной коалиции. Впрочем, наметился возможный компромисс. В начале января генеральный секретарь "ОС" А.Йиргенс заявил, что его партия готова рассмотреть возможность предоставления права покупки земли в Латвии "гражданам цивилизованных западных государств, но ни в коем случае не гражданам России и не живущим в Латвии негражданам".

Ликвидация любой дискриминации по признаку гражданства является обязательным условием для вступления Латвии в Евросоюз. Однако это условие относится только к гражданам стран-членов Евросоюза, поэтому предложенный "ОС" вариант может стать базовым для пересмотра целого ряда законов. Вероятно, в итоге дискриминация в области прав собственности, бизнеса, занятости, соцобеспечения и т.п. будет ликвидирована в отношении граждан государств Евросоюза, но сохранена для граждан России, стран СНГ и жителей Латвии, не имеющих иного гражданства кроме бывшего СССР.

4.    Ситуация с бюджетом

Как известно, Латвия получает льготные кредиты от МВФ и Всемирного банка при условии соответствия монетарной и бюджетной политики требованиям этих организаций. Согласно этим требованиям, дефицит бюджета не может превышать определенных нормативов. На 1995 год этот норматив составлял 40 млн латов (около 75 млн долларов), и в таком объеме бюджетный дефицит был запланирован на 1995 год. Однако реальный дефицит на конец 1995 года составил 92 млн латов. Бюджетный дефицит на 1996 год запланирован в объеме 62 млн латов. Впрочем, ожидается, что это дефицит может еще возрасти в результате парламентских дебатов и лоббирования интересов различных групп. Пока оказалось замороженным исполнение принятого Сеймом пакета социальных законов, предусматривавших повышение минимальных зарплат и пособий.

Номинальное увеличение расходной части бюджета (на 2,7%) с учетом планируемой 17%-ной инфляции означает ее сокращение. 25% расходов планируется направить на образование, 16% - на оборону и правоохранительные органы, 13% - на покрытие госдолга, 12% - на социальное обеспечение, 8% - на содержание органов государственной власти. На инвестиции отводится только 4%. Увеличения доходной части планируется достичь в первую очередь за счет улучшения сбора налогов, в первую очередь - акцизного налога на топливо, алкоголь и табак, а также увеличения ставок акцизов.

Оппозиция резко критиковала подготовленный правительством проект бюджета, приводя следующие аргументы:

- запланированная доходная часть бюджета нереальна. Не желая реально сокращать многие статьи расходной части, правительство просто "вздуло" доходную часть до показателей, которые позволили бы продолжать получение зарубежных кредитов, тем самым увеличивая внешний долг Латвии. Другими словами, доходная часть бюджета является блефом;

- в расходной части недостаточна постатейная расшифровка - в среднем до 40% расходов не адресованы четко, и министерства могут тратить их по своему усмотрению;

- несмотря на обещания правительства, сокращены средства, выделенные Министерству образования и МВД, в то же время бюджет Министерства обороны увеличен на 15% по сравнению с прошлым годом.

Тем не менее, 25 января проект бюджета был принят в первом чтении.

Премьер А.Шкеле заявил, что в случае любых существенных изменений в проекте бюджета немедленно подаст в отставку.

5.    Ход процесса натурализации

После парламентских выборов процесс натурализации заметно затормозился. Управление натурализации подготовило несколько списков людей, сдавших все экзамены и прошедших все проверки, однако они не были подписаны премьер-министром (официально - из-за смены кабинета). Кроме того, были приняты более строгие инструкции, требовавшие от ряда "льготных" категорий претендентов на натурализацию представления дополнительных документов (в частности, от бывших граждан Литвы и Эстонии). Наконец, 15 января А.Шкеле подписал еще один список натурализованных лиц. Тем самым общее количество людей, прошедших натурализацию с момента принятия Закона о гражданстве (июль 1994 г.) до середины января 1996 года, возросло до 1199 (из них 52 несовершеннолетних).

До конца 1995 года было подано 2856 заявлений на натурализацию, 2134 человека сдали все экзамены и ждут завершения формальностей. Уровень успешной сдачи экзаменов - 81%.

Таким образом, соверешенно очевидно, что темпы натурализации намного ниже, чем это предполагалось и было обещано экспертам Совета Европы и ОБСЕ. При таких темпах натурализация всех неграждан займет более 500 лет. Правительственные чиновники объясняют низкую активность неграждан тем, что "очевидно, они не чувствуют себя дискриминированными из-за отсутствия гражданства". На деле причины, конечно, иные: чересчур жесткие ограничения (тысячи людей, прекрасно владеющих латышским, не имеют права подать заявление о натурализации), психологическая неприемлемость условий натурализации для большинства неграждан, завышенный уровень требований на экзаменах, высокие пошлины и т.д.

Сложившаяся ситуация дала основания депутату Сейма Я.Лагздиньшу ("Латвийский путь") внести предложение о резком сокращении штатов и бюджета Управления натурализации, поскольку "Управление простаивает". Партия "ЛП" поддержала это предложение, и, очевидно, оно будет принято.

Комментарий: ситуация, когда число претендентов на натурализацию очень мало, создана искусственно. Согласно поправкам к закону о гражданстве от марта 1995 года, гражданами Латвии в порядке регистрации были признаны этнические латыши, и также лица, окончившие полный курс средней школы с латышским языком обучения. Именно эти категории составляли основную часть "льготных групп", которым было разрешено подавать заявления о натурализации в 1995 году. В то же время график подачи заявлений пересмотрен не был. В 1996 году принимаются заявления уже и от родившихся в Латвии лиц в возрасте от 16 до 20 лет, но, даже если их число будет велико, темпы натурализации вряд ли увеличатся - так как из-за резкого сокращения штатов и бюджета Управления натурализации им придется долго ждать в очереди. Таким образом, сложившуюся ситуацию можно однозначно расценить как результат сознательной политики, направленной на торможение процесса натурализации.

6.    Обсуждение проекта Декларации об оккупации Латвии

Фракция Народного движения "Латвии" - Партии Зигериста (ПЗ) в Сейме выступила с проектом Декларации об оккупации Латвии. Основная идея декларации - призыв к странам-победительницам во Второй мировой войне официально признать факт оккупации Латвии СССР в 1940 году, признать, что Латвия оставалась оккупированной вплоть до восстановления независимости в 1991 году, и "оказать содействие в ликвидации последствий оккупации". Фракция "ОС" поддержала идею принятия декларации, однако предложила свой вариант текста. В варианте "ОС" предполагается апелляция также к Франции и Германии и предлагается признать "факт вторичной оккупации Латвии Советским Союзом в 1944-45 годах", а также конкретизируются требования "ликвидации последствий оккупации": в первую очередь, необходима "деколонизация, т.е. возвращение российских колонистов на родину".

Латвия уже пыталась добиться признания факта оккупации на уровне ООН - в феврале 1994 г. тогдашний министр иностранных дел Г.Андреевс пытался предложить проект такой резолюции. Однако после неофициальных консультаций с руководством ООН, убедившись в бесперспективности этих попыток, Латвия отказалась от официального представления проекта.

В нынешней ситуации принятие декларации Сеймом выглядит реальным. Возможная цель такого демарша - усилить давление на Россию, а также отвлечь внимание от ряда внутренних проблем (фактический саботаж и попытки ревизии закона о гражданстве, новые законопроекты о языке, образовании и т.д.). Кроме того, предложение декларации можно интерпретировать и как попытку оказавшейся в изоляции ПЗ найти основу для сотрудничества с радикально-националистическими партиями правящей коалиции, в первую очередь с  "ОС".

7.    Отклонение поправок к закону о въезде

Принятый в апреле 1995 г. закон о статусе бывших граждан СССР, не имеющих гражданства Латвии либо других государств, предусматривает, в частности, ограниченное право неграждан на воссоединение семьи - согласно этому закону, они имеют право принять к себе на жительство супругов, а также находящихся на иждивении детей и родителей. Соответствующая статья упомянутого закона содержит отсылку к закону ЛР о въезде и пребывании иностранцев и апатридов - то есть после принятия "закона о негражданах" иммиграционный закон надо было привести в соответствие с ним. Однако подготовка этих поправок двигалась очень медленно. В частности, задержка с упорядочением иммиграционного законодательства стала основной причиной трагедии самосожжения Р.Ягудина в Даугавпилсе в июне 1995 года.

Наконец, комиссия по законодательству Сейма подготовила поправки, и к августу 1995 года они прошли два чтения в парламенте. Однако накануне парламентских выборов "Латвийский путь" (полностью контролировавший в то время комиссию по законодательству) не хотел раздражать "национально настроенных" избирателей, давать повод для упреков в "заботе об оккупантах", к тому же явно прогнозировался послевыборный союз с Национальным блоком - и поправки были заторможены, а затем вообще отозваны.

После выборов в Сейм и создания новой правящей коалиции комиссия по законодательству отказалась возвращаться к этому вопросу. Поправки - практически в том же виде, в котором они прошли два чтения в Сейме - были внесены фракцией Партии народного согласия (ПНС).

Однако уж на первой стадии (направление законопроекта на рассмотрение в комиссии) против поправок активно выступили как входящие в правящую коалицию ДННЛ и "ОС", так и оппозиционная ПЗ. По мнению ряда депутатов этих партий, принятие поправок "открыло бы дверь для неконтролируемой миграции", "ускорило бы вымирание латышской нации". Попытки либеральной оппозиции объяснить, что речь идет не о политическом решении, а всего лишь о приведении законов в соответствие друг с другом, не увенчались успехом. За направление проекта в комиссии проголосовало только 26 депутатов из 100, и проект был отклонен.

Характерно, что против проекта голосовал ряд депутатов от "ЛП" и Демпартии "Саймникс", а многие лидеры этих партий не участвовали в голосовании, хотя и присутствовали в зале.

Отклонение поправок к закону о въезде показывает, что фактически оставшиеся у власти национал-либералы сохраняют верность прежней тактике. Закон о статусе бывших граждан СССР был высоко оценен европейскими экспертами - и, следовательно, выполнил свою функцию, принимать какие-либо меры для того, чтобы он еще и заработал на практике, с точки зрения правящего большинства, совсем не обязательно.

8.    Ситуация вокруг Бюро по правам человека

Вскоре после ликвидации поста государственного министра по правам человека Кабинет министров своим постановлением создал Государственное бюро по правам человека. Создание независимой квази-судебной институции по правам человека было одним из обязательных условий принятия Латвии в Евросовет, и под давлением Европы это условие пришлось выполнить - хотя и после долгих проволочек. Бюро отнюдь не является институтом типа омбудсмана, по мнению правительства ЛР, "Латвия еще не готова к введению института омбудсмана". Его основными задачами являются: изучение ситуации с правами человека в Латвии, распространение информации и просвещение жителей Латвии в области прав человека, а также рассмотрение конкретных жалоб. Полномочия Бюро очень ограничены (в частности, оно не имеет права заниматься делами, находящимися на какой-либо стадии судебного рассмотрения).

Эксперты ООН рекомендовали сделать Бюро полностью независимым, однако в итоге оно получило статус квази-независимой институции в структуре Министерства юстиции. Директора Бюро, согласно Положению, утверждает Сейм по предложению Кабинета министров, пока что этот вопрос не рассмотрен. На данный момент должность и.о. директора занимает Кайя Гертнере, бывший руководитель Департамента международных организаций МИД ЛР - гражданка США и Латвии, не владеющая русским языком.

Отчет Бюро за первые полгода деятельности был рассмотрен Комиссией Сейма по правам человека. Деятельность Бюро была подвергнута жесткой критике. Представители радикал-националистических партий, составляющие большинство в комиссии, вообще считают эту институцию ненужной, т.к. "проблем с правами человека в Латвии нет, и не стоит прислушиваться к клевете со стороны России". С другой стороны, В.Дозорцев, депутат от ПНС, критиковал Бюро за то, что оно избегает реальных проблем и тратит деньги на решение искусственно придуманных. За полгода в Бюро обратились только 62 человека (неправительственные правозащитные организации, действующие на общественных началах, такое количество посетителей принимают каждую неделю), половине из них было пояснено, что они обратились не по адресу, остальным даны консультации. Комиссия рекомендовала Кабинету министров резко сократить численность сотрудников Бюро (до 5-7 вместо нынешних 19 по факту и 27 по штатному расписанию).

В то же время офис Программы развития ООН (UNDP) в Риге объявил, что на развитие деятельности Бюро выделено 1,7 млн долларов, но эти средства будут получены только при условии сохранения государственного финансирования Бюро. Пока вопрос о перспективах Бюро остается открытым.

В результате разыгравшейся вокруг Бюро дискуссии оно было вынуждено активизировать свою деятельность. Бюро подготовило заключение о законопроекте о государственном языке, констатировав, что ряд его норм противоречит, в частности, Европейской базовой конвенции о правах национальных меньшинств. Кроме того, Бюро распространило заявление для печати, в котором утверждалось, что практика проставления соответствующей печати в паспорте гражданина, принявшего участие в сборе подписей за изменение Закона о гражданстве, нарушает права этих лиц (такая практика применяется из-за отсутствия компьютерной системы учета избирателей).

Министр юстиции ЛР Дз.Расначс ("ОС") немедленно опубликовал заявление, обвиняющее Бюро в превышении своих полномочий, и обещал "впредь более тщательно следить за деятельностью подразделений Минюста". Фракция "ОС" внесла предложение о резком сокращении бюджетного финансирования Бюро - фактически лишая его и средств, выделенных в рамках программы ООН.

Фактически речь идет о том, станет ли Бюро хоть в какой-то мере реально действующей организацией по защите прав человека или оно будет только чем-то вроде еще одного "министерства пропаганды". Нынешнее руководство Бюро пытается лавировать между крайностями: с одной стороны, насколько возможно добросовестно пытаясь интерпретировать принципы и нормы прав человека, с другой стремясь не раздражать националистические партии (в штат Бюро набраны исключительно молодые люди, в основном - студенты и выпускники-юристы, никак не связанные до сих пор с правозащитной деятельностью, только латыши; Бюро не публикует информацию об оказании правовой помощи, тем самым большинству потенциальных посетителей просто неизвестно о его существовании). Однако и в этом варианте существование Бюро не устраивает радикал-националистические партии, и, очевидно, попытки его фактической ликвидации будут продолжены.

9.    Создан совет "Латвия в мире"

30 января состоялось учредительное собрание консультативного совета "Латвия в мире". Совет создан по инициативе МИДа, его основная цель - распространение информации о Латвии в мире. Как признал министр иностранных дел В.Биркавс, зарубежная пресса все чаще ищет о Латвии в критических тонах, и с этой тенденцией надо бороться.

Это уже не первая попытка создания мощной пропагандистской программы, направленной на зарубежные государства. В 1993-94 годах велась активная работа в рамках программы "Образ Латвии", за реализацию которой отвечал даже специальный министр по особым поручениям Э.Инкенс. В частности, организовывались визиты групп российских журналистов в Латвию с тщательно подготовленной программой и графиком встреч. Однако к осени 1994 г. программа "Образ Латвии" была свернута, а пост министра - ликвидирован.

В состав нового Консультативного совета вошли представители Сейма, МИДа, министерств экономики, финансов, культуры, Банка Латвии, Агентства приватизации и Агентства развития Латвии, Совета по туризму, Бюро по правам человека и других государственных и общественных организаций.

Можно прогнозировать, что в отличие от предшественника, новая пропагандистская программа будет ориентирована почти исключительно на Запад.

10.    Новые правила вывоза имущества для эмигрантов из Латвии

В январе в ряде средств массовой информации активно обсуждался вопрос о правилах вывоза имущества для лиц, покидающих Латвию.

Хотя новые правила были приняты еще несколько месяцев назад, эта проблема привлекла внимание только сейчас.

Согласно прежнему порядку, имущество, принадлежавшее лицам на правах личной собственности, могло вывозиться свободно, за исключением предметов искусства и изделий из драгоценных металлов, на которые надо было получать разрешение у экспертов Министерства культуры (на книги - у экспертов Фундаментальной библиотеки АН ЛР). Новые правила, помимо разрешений, предусматривают еще и пошлины: 50% от стоимости для предметов старше 50 лет и 100% - старше 100 лет. Оценка производится самим экспертами.

В ряде публикаций русской прессы выражалось мнение, что такой порядок является, по сути, вымогательством - ведь старые книги, например, продать практически невозможно даже за бесценок. Руководящий сотрудник бюро экспертизы при Минкульте, в свою очередь, заявил, что на 90% платящие пошлины - иностранные туристы, купившие в Латвии произведения искусства, и что уезжающие в Россию на постоянное место жительства на такой порядок не жалуются.

Тем не менее, нам представляется, что этот вопрос вполне мог бы стать одной из тем российско-латвийских межправительственных переговоров.

 

 

 

Политический мониторинг №1(48)