Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
СЕРГЕЙ БОРИСОВ

Сергей Борисов

Нижегородская область

в январе 1996 года

1.    местная политика. Органы исполнительной власти

1.1.    Губернатор

Высокую политическую активность проявляет в последнее время губернатор области Борис Немцов. Он регулярно высказывается в прессе по принципиальным политическим вопросам, был принят Председателем правительства В.Черномырдиным и Президентом России Б.Ельциным и выступил с двумя громкими публичными инициативами. Первая связана с трагическим эпизодом чеченской кампании в Кизляре — Первомайском. Губернатор выступил с обращением к Президенту РФ с просьбой-требованием прекратить "бойню" в Чечне. Текст обращения был напечатан в местных газетах с тем, чтобы каждый мог вырезать его и, поставив свои данные в предусмотренной для этого пустой графе, послать Президенту. Кроме того, сбор подписей целенаправленно проводился на предприятиях и в учреждениях. Объявлено, что в итоге этой акции собрано около одного миллиона подписанных обращений, которые губернатор передал Президенту во время личной встречи 31-ого января. Между тем местная пресса в целом сдержанно-скептически отозвалась об инициативе Б.Немцова, резонно указывая на декларативный характер Обращения, не содержащий каких-либо конкретных, конструктивных предложений. Вторая инициатива губернатора еще больше отмечена печатью популизма: по его указанию зарплата работникам областной администрации будет выдаваться лишь после ее получения всеми бюджетниками (имеется в виду областной бюджет).

Очевидно, что руководство региона интенсивно старается нащупать выигрышную линию поведения в быстро меняющейся политической обстановке. Если в начале месяца, перед аудиенцией у Черномырдина, Б.Немцов развернуто высказался на тему, почему Б.Ельцину не надо выставляться в качестве кандидата на пост Президента на второй срок, а в ходе встречи с премьером он, по слухам из надежных источников, уговаривал того выставляться самому, то уже в конце месяца Б.Немцов и мэр Нижнего Новгорода Иван Скляров заявили о своей поддержке кандидатуры нынешнего Президента, разумеется, если он решится пойти на переизбрание. Отчасти эти маневры объяснимы подготовкой к подписанию Договора о разграничении полномочий между федеральным Центром и областью, которое может состояться уже в ближайшее время. Понятно, что в сложившихся условиях развитие событий вокруг Договора напрямую зависит от лояльности ее руководителей Президенту и Правительству. Однако трудно ожидать, что купленная такой ценой лояльность обернется эффективной, заинтересованной поддержкой в ходе предвыборной кампании.

Кстати, публично заявленная членом Совета Федерации Б.Немцовым поддержка кандидатуры Егора Строева на выборах председателя СФ, скорее всего, объясняется тем же стремлением продемонстрировать лояльность Президенту, заранее, как известно, давшему понять о своих предпочтениях.

Наряду с этим Б.Немцов высказался вполне уважительно и сочувственно об отправленном в отставку А.Чубайсе. Агентство же "Интерфакс", сообщившее о том, что "нижегородский губернатор предложил Чубайсу на выбор ряд заводов региона для руководства — Чубайс обещал подумать", грубо исказило смысл высказываний Немцова, который действительно сделал такое предложение, но — в ответ на высказанное самим Чубайсом желание "возглавить какой-либо крупное предприятие", так что никакого издевательского или иронического подтекста в диалоге (разумеется, в пересказе Б.Немцова) не было.

1.2.    Кадровые перестановки в областной администрации

Объявлен конкурс на замещение освободившихся должностей трех директоров департаментов областной администрации: спорта и туризма, строительства и общественных связей.

Продолжается процесс подписания контрактов с главами районных администраций. К настоящему моменту они подписаны с главами 38 районов. Как и было обещано, контракты заключаются на разные сроки, но чаще всего — на 2 года.

Двадцатого января состоялась ожидавшаяся отставка Виктора Лысова — директора департамента общественных связей областной администрации. Формально она обусловлена предстоящей реорганизацией — раздроблением департамента на два комитета. Фактически же — разногласиями ветерана немцовской администрации, выдвиженца первой демократической волны с нынешним окружением губернатора. С точки зрения политической тенденции можно провести параллель между отставкой Лысова в нижегородском Кремле и отставкой С.Филатова в Кремле московском.

В связи с отставкой В.Лысова вновь обратила на себя внимание возрастающая роль в руководстве регионом Юрия Лебедева — первого вице-губернатора, работающего в этой должности с лета прошлого года. До перевода на этот влиятельный пост Юрий Исаакович Лебедев работал главой администрации Шахунского района, а ранее — первым секретарем Шахунского райкома КПСС. Благодаря инициативности и развитому чувству конъюнктуры Лебедев, возглавляя далеко не самый важный район, сумел завоевать репутацию успешного реформатора и приязнь Б.Немцова. В образе этакого простоватого, но себе на уме, мужичка из глубинки, не лезущего за словом в карман, Лебедев всегда был находкой для журналистов демократических СМИ, которых он подкупал оптимизмом и примерами реформаторства в глухом медвежьем углу. Сюжеты из Шахуньи появлялись даже на Центральном телевидении, а сам Лебедев однажды беседовал с А.Любимовым в эфире "Взгляда". Тем не менее его назначение первым вице-губернатором многих удивило, так как шло вразрез с давно сложившимися представлениями о внутрирегиональной иерархии властных потенциалов. Поначалу Лебедев в роли второго в области человека не проявлял себя активно, но уже осенью прошлого года, видимо, оценив обстановку, стал уверенно набирать влияние, последовательно расширяя круг своих прерогатив и замыкая на себя все больше функций. Наряду с этим, в борьбе за расширение сферы влияния, он стал все больше изменять соотношение сил между демократическим и чиновничьим элементом внутри областной администрации в пользу последнего. Похоже, что одной из жертв этого изменения и стал В.И.Лысов — последний из остававшихся “мостиков”, соединявших немцовскую администрацию с интеллигентско-демократической средой города.

1.3.    Представитель Президента РФ

Возможно, в ближайшее время определится будущее Евгения Крестьянинова — нынешнего представителя Президента РФ по Нижегородской области. Е.Крестьянинов — до 30 марта 1994 года безусловный N2 в формальной и фактической иерархии региональной власти — в прошедшем месяце сложил с себя полномочия члена Совета Федерации согласно новому закону об этом органе. Его место занял Анатолий Козерадский — председатель Законодательного собрания области с декабря 1993 года, то есть, с того момента как им перестал быть Е.Крестьянинов. Утвержденный на вакантный дотоле пост Представителя президента после скандального срыва выборов мэра Нижнего Новгорода в 1994 году (см. предыдущие отчеты), Крестьянинов так и не нашел себя в этой роли, постепенно теряя влияние и популярность. Его деятельность в качестве сенатора (в Совете Федерации Е.Крестьянинов возглавлял комиссию по регламенту) была более успешной, но не достаточно заметной, чтобы компенсировать потерю статуса в регионе. Утрата сенаторского мандата окончательно подорвала престиж Крестьянинова. На этом фоне выглядят более чем правдоподобными слухи (просочившиеся и в печать) о его грядущем отъезде в Москву. Как о почти решенном деле говорят о том, что Крестьянинов займет пост руководителя аппарата Совета Федерации.

В этой связи большой интерес проявляется к кандидатуре преемника Крестьянинова на посту Представителя Президента. Вполне возможно, что впервые будет назначен человек не чрезмерно лояльный к губернатору Б.Немцову. Называется, в частности, имя Татьяны Черторицкой — экс-депутата Госдумы — личности достаточно независимой и, пожалуй, даже немного конфликтной. Но это назначение пока менее очевидно, нежели отъезд Крестьянинова.

1.4.    Администрация Нижнего Новгорода

Скандальный характер приобрела отставка директора департамента здравоохранения администрации города Нижнего Новгорода г-на Королева. Это связано с жутковатой историей, раскрытой в последнее время прокуратурой: из областной больницы им.Семашко в течение многих месяцев исчезали новорожденные дети, доставленные туда из роддомов города, когда от них отказывались матери. Объясняется, что их передавали желающим семьям без полагающегося документального оформления. Общее число исчезнувших таким образом младенцев превышает 30. Весьма вероятно, что последствия этого дела, в том числе — политические, окажутся гораздо более серьезными, тем более, что отставленный руководитель считает, что из него "сделали стрелочника" и намерен бороться за правду.

1.5.    Выборы в Борском районе

14 января состоялись выборы главы местного самоуправления в Борском районе — одном из самых крупных по территории, населению и бюджету. Уверенную победу одержал нынешний глава администрации Александр Иванов (82% голосов) — энергичный 38-летний нововыдвиженец, фаворит губернатора Немцова. Победа Иванова особенно ценна тем, что его активно поддержали сельские избиратели. А.Иванов, в свое время несколько случайно оказавшийся на посту районного руководителя, сумел завоевать авторитет, главным образом, высокой работоспособностью и большим вниманием к социальной сфере (например, питание в сельских школах района почти полностью дотируется из районного бюджета и т.д.). Правда, у него практически не было соперников, и ему, по слухам, пришлось даже уговаривать одного из своих замов — немолодого Виктора Балдина, из старых кадров — выставить свою кандидатуру, чтобы выборы состоялись. Балдин, формально поддержанный местными коммунистами, но не ведший никакой кампании, получил 17% голосов.

Очевидно, что А.Иванов, являющийся еще и депутатом Законодательного собрания области, может рассматриваться как один перспективных претендентов на крупный пост в областном руководстве.

2.    Экономика

2.1.    Итоги экономического развития области в 1995 году

Обнародованные статистические данные по экономической жизни региона в 1995 году лишний раз подтверждают его типичность. Все основные тенденции экономики России, в значениях, близких к среднестатистическим, обнаруживают себя в этих данных. Спад производства замедлился и составил по крупным и средним предприятиям 7,7% от уровня 1994 года. При этом в машиностроении — ключевой отрасли региона — он не превысил 5% (при этом производство деревообрабатывающих станков удвоилось).

Хуже обстоит дело в легкой и пищевой промышленности: спад соответственно на 42 и 23%. Самым негативным экономическим последствием года эксперты называют рост задолженности по заработной плате, которая составила на 1 января 1996 года 136 млрд. рублей.

2.2.    Переговоры с ЛУКойлом

Очень важные для экономики области переговоры состоялись 23-его января в Москве. В них участвовали представители Татарстана, президент компании "ЛУКойл" В.Аликперов; с нижегородской стороны — губернатор области Б.Немцов, президент финансово-промышленного центра "ЭкОйл" Надир Хафизов, Генеральный директор АО "НОРСИ" (переработка нефти, г.Кстово) Владимир Стариков. Обсуждались вопросы поставок нефти на "НОРСИ" и создания на базе этого предприятия новой нефтяной компании. Как и все, что связано с нефтью, эта ситуация имеет длинную и сложную предысторию. Ее интрига завязана вокруг вполне объяснимого стремления руководства области сохранять контроль за производством и продажей нефтепродуктов в регионе. Быстро набирающий мощь нижегородский концерн Н.Хафизова "ЭкОйл" выступил в роли противовеса экспансии компании ЮКОС, не первый год добивающейся инкорпорации "НОРСИ" в структуру Роснефти, что означало бы потерю контроля за предприятием и утечку из области больших налоговых поступлений. В сентябре прошлого года председателем Правительства было подписано распоряжение о создании нефтяной компании "НОРСИ-ойл", в которую, кроме Кстовского нефтеперерабатывающего завода, вошел ряд предприятий, реализующих нефтепродукты не только в нашем, но и в соседних регионах: Мордовии, Чувашии, Владимирской области. Это решение вызвало сильное недовольство российских нефтяных гигантов, в первую очередь, ЛУКойла. Последний в лице Аликперова предпринял ряд шагов, заставивших занервничать главу вновь созданного"НОРСИ-ойла" Н.Хафизова. Обсуждаемое ныне решение об образовании практически на той же базе новой компании может рассматриваться как компромисс, где руководство области, идя под мощным давлением на определенные уступки, стремится во что бы то ни стало сохранить за собой контрольный пакет.

2.3.    "МОСТ-банк" в Нижнем Новгороде

 В очередной раз оживились слухи о якобы предстоящем в ближайшее время открытии в Нижнем Новгороде филиале "Мост-банка". Впервые они возникли зимой прошлого года после встречи в Лондоне губернатора Б.Немцова с Владимиром Гусинским, где такая перспектива действительно обсуждалась. До настоящего времени на нижегородском финансовом рынке, помимо местных банков,  действуют филиалы "Инкомбанка", "Тверьуниверсалбанка" и "Российского кредита". Слухи о грядущем приходе "Мост-банка" порождают тревожные комментарии местных банкиров, так как их возможности неизмеримо скромнее, чем у московских финансовых структур, и конкуренция с ними практически невозможна. Представители региональной финансовой элиты настойчиво доносят свою тревогу до общественности, объясняя ее перспективой усиления оттока средств из региона. Мнения независимых экспертов по этому поводу расходятся, так как многое зависит от конкретных намерений, с которыми столичный банк приходит в регион.

2.4.    Зерновой аукцион.

Состоялись аукционные торги по закупкам областью зерна. Их результаты можно признать удачными, так как из 50 тыс.т. зерна было продано 30 тыс.т. Цена на пшеницу колебалась в пределах 900-1000 тыс.руб. за тонну, что не обещает резкого роста цен на хлеб. По мнению губернатора, присутствовавшего на торгах, именно аукционная продажа и демонополизация зернового рынка способствует тому, что цены на хлеб в Нижегородской области остаются одними из самых низких в России. Но справедливости ради нужно отметить, что нижегородские производители уступили на аукционе продавцам из других регионов, что может в очередной раз обострить отношения местных аграриев c руководством.

 

За последний месяц стало окончательно ясно, что, к сожалению, поставлен крест на амбициозном проекте грандиозного празднования 100-летия Всероссийской промышленно-художественной выставки, добавившей в свое время Нижний Новгороду изрядную порцию славы крупного экономического и культурного центра. Еще в 1992 году областное и городское руководство развернуло кампанию по подготовке к юбилею и сумело добиться придания ему общероссийского значения с подкреплением в виде соответствующего постановления Правительства и создания правительственной комиссии во главе с Анатолием Чубайсом. Планы по подготовке были масштабны и включали в себя: строительство огромного выставочного комплекса на уровне высших мировых требований; пуск станции метро около комплекса; полную реконструкцию всего пространства исторического расположения выставки и многое другое. На эти цели планировалась выделить средства как из федерального, так и из местных бюджетов. Однако в дальнейшем все предполагавшиеся источники финансирования так и не заработали в полную мощность. Последним ударом по надеждам стала отставка А.Чубайса, который все же оказывал определенную поддержку проекту. Координационный совет по подготовке празднования принял в января решение пойти на сильно урезанный вариант юбилея, введя в срок лишь часть объектов и осуществив лишь часть мероприятий. Но и это решение будет реализовано в том случае, если Законодательное собрание области согласится выделить 50 млрд. рублей из областного бюджета, и не откладывая.

3.    Партии, общественные организации

3.1.    Общественная палата

Двадцать пятого января состоялось очередное заседание Общественной палаты Нижегородской области, на котором подводились итоги годового существования этого объединения и перевыборы Совета палаты.

Справка и комментарий:

Общественная палата Нижегородской области была учреждена 3 декабря 1994 года. В учредительном собрании участвовали представители 67 общественных (разнообразного профиля) и религиозных объединений, зарегистрированных и действующих в регионе, а также все руководство области и города Н.Новгорода. Правовой статус палаты изначально был несколько двусмысленным: "Положение об Общественной палате (далее - ОП) Нижегородской области" было подписано первыми лицами городских и областных властей и представителем Президента РФ Евгением Крестьяниновым, вместе составляющими существующий со времен "Нижегородского пролога" (1992г.) Координационный совет области. Согласно Положению, ОП определялась как "совещательный орган Координационного совета ... и организационной формой взаимодействия между объединениями граждан и органами власти, представленными в Координационном совете ...". Положению было предпослано "Решение о мерах по реализации Договора об общественном согласии в Нижегородской области", так же подписанное всеми пятью членами Координационного совета и как бы мотивирующее создание Палаты. Между тем идея подобного объединения — своего рода регионального общественного клуба — в разных версиях бытовала в среде активистов задолго до этого. Ее активным проводником и реализатором был Е.Крестьянинов еще в бытность председателем областного Совета (1991-1994гг.). Однако по ряду причин, главным образом, организационных, создание объединения состоялось лишь после того, как Крестьянинов занял пост представителя Президента РФ по Нижегородской области, и был дан прецедент (а также подсказана конкретная форма) Цыпляемым — представителем Президента по Ленинградской области. Именно этим объясняется то, что фактически обеспечением работы Палаты занят аппарат представительства Президента, а Крестьянинов курирует ее жизнедеятельность от имени Координационного совета.

На сегодняшний день в состав Палаты входят 104 объединения — областные отделения политических партий, самые разные политические и неполитические общественные организации, национальные и религиозные объединения. С формальной точки зрения становление Палаты проходит успешно: ежемесячно проходят заседания, функционирует Совет, принимаются документы, численность растет и т.д. Однако в содержательном отношении ее развитие вызывает сомнения.

Уже после первых заседаний стало ясно, что политические объединения, как более агрессивные и опытные в регламентных тонкостях, успешно навязывают всем остальным и повестку дня, и стилистику дискуссий, и итоговые решения. Палата, вместо того, чтобы становится общественным клубом превратилась в некий общественный парламент, пытающийся дублировать и имитировать законные органы власти. Она стала средством гражданской сублимации для тех представителей местного политического актива, кто не снискал успехов или оказался не у дел. Дух и манеры крикливого аутсайдерства, возобладавшие в жизни Палаты, привели к тому, что у неполитических объединений ослабла мотивация к участию в ее работе, влиятельности в обществе она так и не набрала, а для властной структуры региона осталась пятым колесом в телеге.

Политический мониторинг №1(48)