Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Новосибирская область в декабре 1995 - январе 1996 гг.

НЕЗАВИСИМЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "ГАБИТУС"
Н.ПОГОДАЕВ, О.ГРИБАНОВА, Н.КОНОВАЛОВА

НОВОСИБИРСКая область

декабрь 1995 - январь 1996

1.    ИТОГИ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ
И ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ

Население области отдало свои предпочтения КПРФ (21,07%), причем в сельских округах они набрали около 24 процентов; ЛДПР (17,89%), причем в сельских округах удалось набрать до 21%; НДР - 7,11%; "ЯБЛОКО" - 5,75%, причем в Заельцовском округе 9,52%, а в Барабинском - 1,6%; АПР - 5,05%, причем в Барабинском округе - 14,94%, а в городских округах - в среднем 0,6%.

Итоги выборов в Государственную Думу (общефедеральный округ) по области (в %) опубликованы.[1]

Депутатами Государственной Думы по федеральному округу от избирательных объединений стали О.П.Гонжаров, бывший начальник пресс-службы областной администрации (НДР); В.С.Медведко, генеральный директор АООТ "НЭВЗ-СОЮЗ" ("ЯБЛОКО"); Л.Н.Швец, заведующая отделом экономической и социальной политики областного Совета депутатов (КПРФ); Г.И.Бердов, профессор Новосибирской академии строительства (КПРФ); В.И.Давиденко, руководитель лаборатории Института общей патологии и экологии человека СО РАН (ЛДПР).

По одномандатным округам избраны:

Барабинский избирательный округ 124 - Н.М.Харитонов, 1948 г.р., депутат Государственной Думы (АПР);

Заводской избирательный округ 125 - И.С.Аничкин, 1938 г.р., депутат Государственной Думы;

Заельцовский избирательный округ 126 - А.Янковский, 1958 г.р., председатель НРО ПЭС (ему проиграл считавшийся фаворитом округа В.Липицкий);

Искитимский избирательный округ 127 - Е.Ю.Логинов, 1965 г.р., депутат Государственной Думы (ЛДПР) (раньше депутатом ГД по округу был И.Стариков, а Логинов  был депутатом по федеральному списку).

 

КПРФ не добилась успеха ни в одном из новосибирских одномандатных округов. Причина, как считают члены обкома партии, в том, что были выдвинуты малоизвестные кандидаты. Если бы кандидаты КПРФ обладали хотя бы средней известностью и к тем, кто, выбирая их, голосовал "за партию", прибавилось бы 6-7 процентов избирателей, голосовавших "за личность", то коммунисты смогли бы одержать победу в двух или трех округах.

Руководство КПРФ намерено в следующий раз не повторить этой ошибки. Решено подбирать кандидатов заранее.

По данным начальника отдела зарубежных связей обламинистрации Анатолия Колыханова, в Новосибирске находилось в качестве наблюдателей более двадцати представителей зарубежных парламентов и международных организаций - от шведского парламента, Американского института международных отношений, Европарламента, ОБСЕ, из Канады.

1.1.    Итоги выборов губернатора

Накануне выборов А.Манохин снял свою кандидатуру в пользу Ивана Старикова. В итоге избирателям предстоял выбор из семи кандидатур.

В выборах губернатора области 17 декабря приняло участие 67,4% от числа избирателей, внесенных в списки. Проголосовало "за":

И.Индинок - 308.552;

П.Исаев - 13.333;

Е.Логинов - 210.734;

А.Мананников - 235.578;

В.Муха - 245.141;

И.Стариков - 228.916;

А.Францев - 30.263.

Число голосов, поданных против всех кандидатов - 57.792.

Поскольку никто из кандидатов не набрал более 50% голосов, то был назначен второй тур выборов 24 декабря, в которых предстояло выбрать из двух кандидатов, набравших максимальное число голосов. Это Иван Индинок, который набрал 24,3% голосов избирателей, и Виталий Муха - 19,3%.

И.Стариков, проиграв первый тур, призвал голосовать за И.Индинка, а А.Мананников - за В.Муху (оказывается, договоренность о взаимной поддержке во втором туре на выборах губернатора была достигнута Мананниковым и Мухой в первые дни августа 1995 года). Е.Логинов рекомендовал проигнорировать повторные выборы.

24 декабря в повторном голосовании по выборам главы областной администрации приняли участие 42% избирателей. За кандидатуру Ивана Индинка отдали голоса 322.317 избирателей (37,09%), за Виталия Муху - 407.738 (53,82%). 7,54% избирателей высказались против всех кандидатов. Таким образом, Виталий Муха избран главой администрации области.

Итоги голосования по выборам главы администрации опубликованы.[3]

1.2.    Причины провала Ивана Индинка

Говоря об итогах выборов главы администрации области, эксперты выделяют несколько ошибок, сделанных И.Индинком в ходе предвыборной кампании. Первая ошибка - политическая: не был учтен сдвиг в настроениях масс, благодаря которому вообще мог появиться на политической сцене В.Муха. Между тем, выдвижение Мухи разом свело на нет главные преимущества И.Индинка - административный опыт.

КПРФ доросла до идеи компромиссов и не выдвинула своего кандидата, а поддержала наиболее серьезную кандидатуру из числа независимых, приемлемых политически.

Ошибочно был выбран бывшим губернатором стиль политической рекламы - “стиль самовосхваления”. Мало уделялось внимания еще не решенным проблемам. Создавалось впечатление, что губернатор вообще не знает и не хочет знать бед и забот населения. Это привело к тому, что многие восприняли избирательную кампанию И.Индинка как попытку кандидата остаться у власти в первую очередь ради личного благополучия.

Разговоры об "умасливании" и административном давлении в отношении руководителей разных рангов в прессе и на улицах велись постоянно. Однако на самом деле аппарат не сработал на главу администрации, использование в предвыборных целях административных возможностей не принесли желаемых результатов, более того, ставка на аппарат оказалась принципиально ошибочной.

Ошибкой было и то, что И.Индинок в выступлениях игнорировал тему коррупции. В то время как сторонники И.Индинка рисовали его образ как доступного и доброго руководителя, не реагируя на наскоки оппозиции, оппонентам удалось создать совсем другой его образ: лидер новосибирской буржуазии, глава местной мафии.

Кроме того, команда В.Мухи действовала на финише кампании гораздо более слаженно, чем команда И.Индинка. Но все же В.Муха вряд ли смог бы одержать победу, если бы не получил помощи "извне" - неожиданный для многих призыв А.Мананникова к своим сторонникам проголосовать за В.Муху. Для колеблющихся был важен как раз этот прорыв "блокады", создаваемый нынешними властями вокруг коммунистов, как людей, с которыми невозможно сотрудничать. А тут прозвучал призыв человека, участие которого в демократическом движении общеизвестно. А.Мананников в своем выступлении оценил В.Муху как делового, опытного и честного, но обращенного в прошлое администратора.

Именно три первых качества явились основой для политического компромисса, поскольку главным лозунгом А.Мананникова было открытое и честное ведение дел, исключающее групповщину и коррупцию.

Благодаря А.Мананникову В.Муха стал фигурой политического компромисса для "прокоммунистического" и "продемократического" электората. Общей почвой для этого компромисса стали антикоррупционизм, стремление к законности и порядку.[4]

Пресса так прокомментировала причины провала И.Индинка: "Хвалили, славили, уговаривали избирателя так пылко, так рьяно любили своего кандидата, что в конце концов задушили в объятиях... Никто не любит, когда на него давят. Причем, скорее всего, люди восстали против железной системы исполнительной "вертикали", которая запрограммирована проводить любой "сигнал" сверху донизу".

Политики приобретают или теряют популярность в зависимости от того, что происходит, пока они находятся у власти. Они побеждают в моменты экономического подъема и терпят неудачи на выборах в периоды спада, независимо от того, что сумели сделать реально.

Ошибочными оказались прогнозы новосибирских социологов. Социологи Института экономики СО РАН - доктор экономических наук Ф.М.Бородкин и кандидат географических наук Л.С.Трус прогнозировали: "У нас едва ли кто-то сравним с Индинком. Дело в том, что у Индинка больше известности, власти и возможностей. Голосовать будут за тех, кто на слуху. Все, что происходит в области, связывается с именем Индинка. Шансы остальных кандидатов в губернаторы, даже при учете всех их достоинств, несопоставимы с шансами губернатора действующего".[5]

2.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

2.1.    Вступление в должность В.Мухи. Кадровые перестановки в администрации области

Постановлением главы администрации области В.Мухи заместителем главы администрации, начальником главного планово-экономического управления назначен Юрий Анатольевич Нестеров, 1945 г.р. Закончил Новосибирский инженерно-строительный институт, работал главным инженером проектов Новосибирского государственного проектного института. Последняя должность - генеральный директор АООТ "НГПИ".

Заместителем главы администрации, директором департамента транспорта, связи и дорожного строительства обладминистрации назначен Юрий Петрович Алаферовский - 1942 г.р., закончил НИИЖТ, работал заместителем начальника Енисейского аэропорта, заместителем начальника Красноярского управления гражданской авиации. С 1991 года - директор аэропорта "Толмачево".

Директором департамента образования, культуры, спорта и молодежной политики, заместителем главы администрации - Тамара Григорьевна Шароглазова, 1946 г.р., закончила НГПИ и ВПШ. Работала председателем Железнодорожного райисполкома, секретарем горкома КПСС, директором программы ассоциации "Сибирское соглашение".

Директором департамента организации управления и контроля, заместителем главы администрации - Виктор Васильевич Леонов - 1952 г.р., трудовую деятельность начал электромонтером на Новосибирском оловокомбинате. В 1979 г. закончил Институт народного хозяйства, работал первым секретарем Кировского райкома ВЛКСМ, председателем исполкома Кировского райсовета, помощником председателя областного Совета, заместителем главы областной администрации. В октябре 1993 г. ушел в отставку вместе с В.Мухой. До этого работал заместителем начальника Западно-Сибирской окружной инспекции Контрольного управления Президента РФ.

При И.Индинке названные должности занимали соответственно Георгий Глебов, Игорь Шмидт, Юрий Новоселов и Михаил Жиганов.

Руководителем нового структурного подразделения администрации - управления общественных связей общественной приемной главы обладминистрации со статусом заместителя директора департамента организации управления и контроля назначен Суханов Юрий Вячеславович, 1947 г.р., закончил НЭТИ по специальности инженер-электрик. Работал электромонтажником завода "Сиблитмаш", затем работал техником-наладчиком треста "Химэлектромонтаж". В последние годы работал исполнительным директором Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, заместителем генерального директора ассоциации "Сибирское соглашение".

Опубликовано обращение главы администрации Виталия Мухи к жителям Новосибирской области. В нем он заявляет, что намерен придерживаться провозглашенных ранее трех основополагающих принципов работы областной исполнительной власти. Эти принципы: народовластие и законность; устойчивое развитие экономики области; гражданская и социальная защита населения.[6]

Излагая концепцию управления областью, новый глава администрации Виталий Муха первой задачей назвал народовластие. Первым шагом для установления прямого контакта администрации с населением можно считать открытие общественной приемной. К прежним функциям приемной добавляется еще и первичное консультирование населения специалистами.[7]

Ведущий круглого стола “Губернатор согласия" С.Кибирев и его помощники из корпорации "Пиксистем" по результатам встреч с кандидатами на должность главы администрации области составили список предложений и программу действий "губернатору согласия", коим явился в итоге В.Муха.

Самое первое распоряжение нового губернатора области Виталия Мухи было посвящено созданию комиссии по проверке бюджетно-финансовой деятельности предыдущего областного руководства. В ее работе участвуют сотрудники контрольно-ревизионного управления Минфина и контрольно-ревизионного отдела управления федерального казначейства по Новосибирской области. Губернатор предоставил ревизорам право привлекать любых специалистов из всех департаментов и комитетов администрации. В первую очередь интерес комиссии вызывают долги по расходной части бюджета, оставшиеся с 1995 года (около 450 млрд рублей), сумма, на которую были выпущены областные векселя, сроки погашения которых наступают в этом году, выданные ссуды и насколько они были оправданны. Итоги работы комиссии должны появиться в начале февраля.

На первое совещание руководителей подразделений областной администрации были вынесены вопросы финансового "кровообращения" области и формирования областного бюджета, так как в связи со сменой руководителя исполнительной власти рассмотрение и утверждение бюджета 1996 года отложено примерно на месяц. Был заслушан отчет начальника управления финансов и налоговой политики А.П.Степанова об итогах финансовой деятельности администрации в четвертом квартале 1995 года, в котором прозвучало, что расходная часть бюджета выполнена на 85%, поскольку не выполнена доходная часть (недоимка по налогам составляет 450 миллиардов рублей). Были заслушаны доклады руководителя Федерального казначейства В.Ф.Шлеева, начальника государственной налоговой инспекции В.А.Камышана, после чего глава администрации предложил создать компетентную комиссию, которая должна за несколько дней подготовить полный анализ состояния финансового положения области с конкретными предложениями и расчетами: в чем, за счет чего и как можно поправить положение области самостоятельно и что область вправе требовать от Правительства.[8]

23 января Президент РФ Борис Ельцин принял главу администрации области Виталия Муху. На этой встрече губернатор сообщил о положении дел в области, выделив ряд вопросов, которые необходимо срочно решать на правительственном уровне: долги федерального бюджета, кредитовые задолженности, вопросы участия Новосибирской области в общероссийских программах, отсрочка выплат по товарному кредиту крестьянам и создание технопарка, положение дел с выплатой пенсий.

2.2.    Отставка представителя Президента по области Анатолий Манохин

15 января теперь уже бывший представитель Президента в Новосибирской области Анатолий Манохин встретился с журналистами, чтобы рассказать об обстоятельствах своей отставки и дальнейших планах. А.Манохин заявил, что вполне сознательно пошел на нарушение "аппаратной дисциплины" в конце ноября 1995 года, когда отказался поддержать на предстоящих выборах кандидатуру И.Индинка. По его словам, предложение уйти "по собственному желанию" он получил незамедлительно, однако отказался написать заявление, сообщив руководству, что предпочитает быть уволенным. По мнению Анатолия Манохина, премьер и бывший новосибирский губернатор Иван Индинок олицетворяют собой одну и ту же социальную группу. На его взгляд, существует опасность возрождения номенклатурной административной системы, при которой руководители субъектов Федерации приобретут бесконтрольность. Манохин считает, что сверху эту систему реанимирует В.Черномырдин, а на новосибирском уровне - И.Индинок.

Анатолий Манохин не собирается уходить из политики. В его планах - создание координационного совета демократических сил, который мог бы оказывать серьезное влияние на политическую жизнь в области. Возможно, что эта затея получила поддержку из Москвы - в начале января в Новосибирске находились ответственные работники администрации президента Вячеслав Волков и Антон Федоров. 5 января состоялась их встреча с группой депутатов областного Совета, в которую входили Н.Красников, С.Лабецкий, П.Исаев, С.Алексеев, Г.Бессонов. Именно этих депутатов А.Манохин представил как "надежду и опору" задуманной им структуры. Одной из важнейших задач, которые будет решать эта организация - проведение своих людей в органы местного самоуправления и в областной Совет.

2.3.    Постановления областной администрации

Обновленная областная администрация начала свою деятельность с принятия следующих документов:

"О введении повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории области";[9]

Постановлением областной администрации определен перечень дополнительных льгот, предоставляемых с 1 января 1996 года различным категориям жителей области;[10]

"О поэтапном введении Закона "О ветеранах" и дополнительных льготах отдельным категориям";[11]

"О введении временного порядка использования денежных средств, поступающих на расчетные (текущие) счета предприятий и организаций".[12]

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНых ОРГАНОВ

3.1.    Областной Совет депутатов

Решением 17-ой сессии Новосибирского областного Совета депутатов утверждены типовые положения:

"О порядке и режиме использования земель памятников природы областного значения";[13]

"О порядке и режиме использования особо ценных земель сельскохозяйственного назначения Новосибирской области, как особо охраняемых природных территорий".[14]

Областной Совет депутатов принял Закон "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области".[15]

Продлен на 1996 год срок действия решения областного Совета депутатов от 23.12.94 г. "Об освобождении от налога на прибыль".

На 18-ую сессию областного Совета депутатов были вынесены следующие вопросы:

- об исполнении бюджета области за 1995 год;

- о проекте закона Новосибирской области "О бюджете области на 1996 год" (первое чтение);

- о проекте Устава Новосибирской области (второе чтение);

- о проекте закона Новосибирской области "О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов" (повторное рассмотрение);

- о проекте закона Новосибирской области "О выборах в органы местного самоуправления Новосибирской области" (первое чтение).

Областным Советом депутатов утверждены:

- типовое положение "О порядке и режиме использования земель государственных природных парков Новосибирской области";[16]

- положение "О порядке и режиме использования земель водоохранных зон, прибрежных рек, озер областного значения на территории Новосибирской области";[17]

- типовое положение "О порядке и режиме использования земель ботанических садов и дендрологических парков областного значения на территории Новосибирской области".[18]

Во втором чтении был принят закон "О выборах депутатов Новосибирского областного Совета депутатов" с утверждением срока выборов на декабрь 1997 года.[19]

В связи с избранием нового главы обладминистрации бюджет области подлежит доработке. Депутаты разрешили администрации финансировать расходы на жизнедеятельность области в январе на уровне четвертого квартала 1995 года.

На рассмотрение 20-ой сессии областного Совета депутатов, которая начала свою работу 18 января, были вынесены следующие вопросы:

- о проекте Устава Новосибирской области (второе чтение);

- о проекте Закона Новосибирской области "О выборах депутатов органов местного самоуправления Новосибирской области" (второе чтение;

- о проекте Закона области "О недропользовании" (второе чтение);

- ряд вопросов, связанных с объектами федеральной, государственной, муниципальной собственности.

Областной Совет депутатов принял заявление в связи с трагическими событиями в Чеченской Республике и Республике Дагестан, настаивая на своем требовании в полной мере использовать политические методы решения вопроса.[20]

На сессии выступил глава администрации В.Муха. Он считает, что сегодня в полном объеме перейти на принципы местного самоуправления сложно, и убежден, что было бы разумным и целесообразным определить схему местного самоуправления переходного периода, которая бы включала в себя самоуправление сообществ следующих уровней:

1. В населенных пунктах - избрать главу местного самоуправления (старосту) и представительный орган (либо его роль будет исполнять сход граждан).

2. В сельсоветах, поссоветах - избрание Совета, который из своего состава изберет председателя исполкома.

3. В сельских районах и городах областного значения образовать территориальные органы государственной власти, исполнительные органы которых будут входить в единую систему исполнительной власти области. Конкретной формой образования госвласти этого уровня Муха видит избрание представительных органов районов, городов. Что же касается глав исполнительных органов районов и городов - назначение их главой администрации области по согласованию с этим представительным органом.[21]

3.2.    Сессия городского Совета

25 декабря в Новосибирске состоялась сессия городского Совета, на которой мэр Виктор Толоконский сделал заявление об отставке. К этому решению его побудили результаты голосования горожан на выборах главы администрации области. Поскольку мэр работал в одной команде с И.Индинком и призывал голосовать именно за него, то он сделал вывод, что горожане ему не доверяют. Городское Собрание попросило В.Толоконского тем не менее не бросать городских дел и продолжить работать до объявленных 24 марта 1996 года выборов главы местного самоуправления, а также принять участие в этих выборах.

На состоявшейся 11 января сессии Новосибирского городского Советы депутаты заслушали и утвердили доклад мэра В.Толоконского об итогах работы администрации города в 1995 году и обсудили концепцию бюджета на 1996 год (а не обсуждать его постатейно, как было раньше). Доходная часть бюджета (по проекту) должна на 41% прирасти по сравнению с 1995 годом и составить 1 трлн 741 млрд рублей. Расчет расходной части предлагался по четырем вариантам.

Выступивший на сессии глава администрации В.Муха предложил представителям обеих ветвей власти поработать над консолидированным бюджетом области и пообещал, что в Москве будет добиваться того, чтобы Новосибирскую область официально признали дотационной.[22]

24 января на сессии горсовета мэр Новосибирска Виктор Толоконский объявил о своем намерении баллотироваться на пост мэра. Важнейшими вопросами сессии были план социально-экономического развития Новосибирска в 1996 году и отчет по исполнению бюджета в минувшем квартале. План по доходам выполнен на 97% (это 424 млрд, из которых 172 - взаимозачеты и 13 - векселя). В полном объеме финансировались в октябре-декабре дотации на транспорт, обеспечение водой, программа по социальной защите, капитальные вложения, органы управления. Почти все от запланированного получили просвещение, культура, здравоохранение, социальное обеспечение. Хуже всего финансировались физкультура и спорт, гашение векселей (73%), правоохранительные органы.

Выступая на сессии городского Совета, глава администрации области В.Муха попросил депутатов перенести выборы мэра Новосибирска с 24 марта на более поздний срок. Аргументировал он свою просьбу тем, что выборы мэра Новосибирска и руководителей исполнительной власти в районах города и области можно провести одновременно. Но для этого нужно принять соответствующее решение.

Городским Советом депутатов утвержден единый избирательный округ по выборам мэра Новосибирска, включающий всю территорию Новосибирска с числом избирателей 1.081.439 человек. Таким образом, кандидату, претендующему на должность мэра, чтобы быть зарегистрированным, надо собрать около 11 тысяч голосов горожан, то есть 1 процент. Создана городская избирательная комиссия.

4.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Финансы и инвестиции

Центробанк утвердил Новосибирскую инвестиционную компанию "СК-Финанс" в качестве дилера на рынке ГКО-ОФЗ. Компания стала второй в Новосибирске инвестиционной компанией, выполняющей эти функции.

Опубликован "Проспект эмиссии краткосрочных долговых обязательств Новосибирской области 1995 года". Он содержит следующие разделы:

- Раздел А. Основные данные об эмитенте;

- Раздел Б. Данные о финансовом положении эмитента;

- Раздел В. Сведения о предстоящем выпуске ценных бумаг.

Проспект подготовлен В.Н.Киселевым (первый заместитель главы администрации Новосибирской области) и А.П.Степановым (начальник управления финансов и налоговой политики администрации Новосибирской области).[23]

4.2.    Банки

В конце ноября в Новосибирске побывала представительная делегация руководства Промстройбанка России, главной целью ее визита явилось участие в конференции "Формирование региональных фондовых рынков". Ознакомившись с ситуацией на местном рынке, старший трейдер департамента ценных бумаг Промстройбанка России Дмитрий Малиевский отметил, что его удивила уже созданная инфраструктура для торговли на фондовом рынке; что на СФБ и СМВБ уже действуют электронные системы торговли фьючерсными контрактами и векселями. По его мнению, в Новосибирске созданы начальные условия, чтобы постепенно стать крупным финансовым центром общероссийского масштаба. Д.Малиевский также заявил, что первыми городами, в которых Промстройбанк будет активно развивать торговлю ценными бумагами, являются Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.

В начале декабря к обслуживанию вексельной программы Новосибирской области подключилась генеральная дирекция Промстройбанка России (ПСБ) по Новосибирской области. Банком подписан договор с управлением финансов и налоговой политики областной администрации, согласно которому на трехстах векселях (номинал 10 млн рублей), выпущенных обладминистрацией, проставлен аваль генеральной дирекции ПСБ России по области. Таким образом, Промстройбанк стал первым московским банком, подключившимся к обслуживанию вексельных программ администрации Новосибирской области - напомним, что ранее обслуживанием областной вексельной программы занимались только местные банки - "Акцепт", "Сибирский торговый банк", "Сибэкобанк".

Сибирский торговый банк (СТБ) продолжает реализацию программы по выходу из кризиса. Банк уменьшил свои активы за последние 2 месяца на 107.376 млн рублей, по данным баланса на 1.12.95 они составляют 2 трлн 423 млрд 984 млн рублей. Во многом уменьшение активов произошло за счет сокращения вложений банка в ценные бумаги и основные средства. Что касается средств клиентов, включая вклады населения, то эта цифра составляет 171.462 млн рублей (на 1.10.95 она равнялась 306.490 млн рублей). Банк провел сокращение штата сотрудников на 300 человек. Значительно сокращены вспомогательные службы. В дальнейшем СТБ планирует больше внимания уделять анализу изменений финансового рынка, а также ситуации в самом банке.[24]

4.2.1.    Клуб руководителей новосибирских банков

На первом заседании руководителей новосибирских банков обсуждалась идея создания Ассоциации новосибирских банков с учреждением отдельного юридического лица, собственным офисом и избранием исполнительной дирекции. Также обсуждались вопросы объединения ряда новосибирских банков (без слияния их капиталов) для координации усилий в лоббировании взаимных интересов. По итогам второй встречи было принято решение об организации Клуба руководителей новосибирских банков, куда впоследствии будут приглашены руководители иногородних филиалов банков, зарегистрированных на территории Новосибирска, представители ГУ ЦБ РФ по Новосибирской области, Сибирской межбанковской валютной биржи, Сибирской фондовой биржи, Сибирской международной высшей школы банковского дела, инвестиционной компании "РИФ", а также других финансовых организаций.

4.3.    Статистика по потребительским ценам и бюджет прожиточного минимума

Опубликована статистика по потребительским ценам за декабрь 1995 года. Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги составил 102,5%. Это самый низкий индекс за последние четыре года. Потребительские цены на продовольственные товары за месяц выросли на 3,1%, а за год - в 2,2 раза. В наибольшей степени выросли цены на хлеб. Потребительские цены на непродовольственные товары увеличились по сравнению с ноябрем на 2,1%, а за год - в 1,9 раза.[25]

Бюджет прожиточного минимума для населения Новосибирской области на 1 января 1996 года составил в среднем на душу населения 337,3 тысячи рублей, для мужчин в возрасте 16-59 лет - 422,3 тысячи рублей, для женщин в возрасте 16-54 лет - 350,4 тысячи рублей, для пенсионеров - 236,4 тысячи рублей, для детей в возрасте до 7 лет - 258,4 тысячи рублей, от 7 до 15 лет - 375,5 тысячи рублей. Минимальный потребительский бюджет на 1 января 1996 для населения Новосибирской области составил 1.055.900 рублей, для жителей города - 1.139.200 рублей, для жителей села 813,6 тысяч рублей.

4.4.    Результаты фактического исполнения бюджета за 9 месяцев 1995 г

Общая сумма доходов на 1.10.95 г. составила 2 трлн 516 млрд 737 млн рублей. Расходы Новосибирской области по итогам работы за 9 месяцев 1995 года составили 2 трлн 501 млрд 989 млн рублей. В 1991-1994 годах поступлений денежных средств в валюте в областной бюджет не было. В 1995 году поступления в валюте составили 2 876 137 долларов США. Подробнее - [26].

5.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

5.1.    Проблемы занятости

23-24 ноября 1995 года в Новосибирске под эгидой Федеральной службы занятости прошла межрегиональная научно-практическая конференция на тему "Проблемы женской занятости и безработицы", организованная областной службой занятости населения. Всего в работе конференции приняло участие 145 человек. По ее итогам приняты рекомендации [27]:

- региональным службам занятости;

- работодателям;

- региональным органам власти;

- федеральной службе занятости;

- общественным организациям:

- профсоюзам;

- женским общественным организациям.

В декабре 1995 года в администрации области впервые проходила защита проектов программ содействия занятости населения на 1996-1997 гг. городских, районных центров занятости. К защите были представлены проекты программ тех районов и городов, уровень безработицы в которых составляет свыше 4%. Таких районов насчитывается 17, включая города областного подчинения Бердск, Татарск, Искитим. Проводимое мероприятие преследовало две цели: во-первых, привлечь внимание городских и районных администраций к проблемам занятости на своей территории, а во-вторых, сделать программу максимально напряженной.

Уровень официально зарегистрированной безработицы на 1 января 1996 года составил по области в среднем 2,5%, по городам областного подчинения - 5,5%, по сельским районам - 3,6%. С учетом показателей неполной занятости, а также лиц, не имеющих работы, но не ведущих активных поисков места и в соответствии с методологией МОТ классифицируемых как безработные, общий потенциал безработицы в Новосибирской области составляет 12,4%, что в 4,8 раза превышает официально зарегистрированный уровень.

Начальник сводно-аналитического отдела Новосибирского областного центра занятости населения В.Наймушин, прогнозируя ситуацию, считает, что к концу текущего года численность безработных в области может увеличиться с 130,2 тыс. человек (в начале 1996 г.) до 182,3 тысячи. Общий уровень безработицы в области может вырасти до 15,4 процента, а зарегистрированной - до 3,5 процента. Сохранится и будет нарастать внутриобластная неравномерность распределения числа безработных. Уже сегодня сложилась критическая ситуация на рынке труда в городах Искитиме, Татарске, Бердске, в ряде районов области, где уровень официально зарегистрированной безработицы на 1 января этого года превысил 6 процентов.

Для регулирования рынка труда расходы из областного фонда занятости населения возрастут с 24% в 1995 году до 35% в 1996-ом. Кроме того, предполагается увеличить затраты на материальную поддержку безработных.[28]

5.2.    Преступность

За 1995 год в Новосибирской области зарегистрировано 73.258 преступлений (на 1,2% больше, чем в 1994г.). Количество наиболее значимых преступлений по линии криминальной милиции сократилось на 8,8%, число умышленных убийств и покушений на убийство - на 11,4%, тяжких телесных повреждений - на 13,5%, число разбойных нападений и грабежей - на 21,7%, сокращение имущественных преступлений - на 8,3%. Но число мошенничеств возросло на 8,7%, число квартирных разбоев на - 6,1%. Увеличилось число квартирных грабежей (на 9,5%). Интенсивно распространяется этот вид преступности в сельских районах области. Если в 1994 году на село приходилось 19,7% всех квартирных грабежей и разбоев, то ныне - 29%.

В прошлом году было расследовано 46.703 преступления, что на 20,3% больше, чем в 1994 году. Доля расследованных преступлений составила 63,5% против 53,1% в 1994 году.

В 1995 году в области выявлено 4.845 экономических и должностных преступлений (рост -  42,7% к уровню 1994 года); на 17,9% больше выявлено преступлений, связанных с наркотическими средствами и сильнодействующими веществами.

Уличная преступность на протяжении последних лет имеет тенденцию к сокращению, как и ее доля в общем массиве преступлений. На 14,5% меньше преступлений совершено несовершеннолетними. Снизился и удельный вес подростковой преступности, он составил 12,8%.

Среди 77-ми русских субъектов Федерации по уровню преступности Новосибирская область занимает 10-ое место.[29]

5.3.    Образование

Руководство города и области встретилось с работниками образования. Начальник городского управления образования В.Иванов отметил, что в обеспечении стабильности общеобразовательных учреждений самой сложной задачей была проблема гарантированного финансирования. Нужно отметить, что учителя в прошлом году вовремя получили заработную плату, с первого сентября мэрия изыскала возможности для ее повышения. Это позволило новосибирским педагогам избежать крайних мер.

Работники культуры и искусства, науки и образования подали обращение в Правительство РФ, в администрацию области в СМИ с просьбой решить вопросы жизнедеятельности Русского академического оркестра.[30]

5.4.    Социальная защита

Одно из достоинств, отличающих Новосибирскую область от других регионов, -  оформленная система социальной защиты. Теперь она подкреплена и местным законом о социальной помощи населению, в котором удалось учесть то, что не было прописано в федеральном законе, вступившем в силу в декабре прошлого года. Местный закон дополняет принципы Федерального Закона: соблюдение прав человека и гражданина, социальная справедливость, преемственность всех видов и форм социальной помощи, ответственность органов государственной власти, местного самоуправления, социальных служб, а также должностных лиц за обеспечением прав населения в сфере оказания социальной помощи.

В Федеральном Законе принцип конфиденциальности только назван в декларативном порядке, в местном законе он прописан в особой статье: "Сведения личного характера, ставшие известными работникам социальных служб при оказании социальной помощи, являются профессиональной тайной". В отличие от центральных властей, местные законодатели не устранились от законодательного закрепления реализации социальных льгот. В частности, в законе есть статья, посвященная льготному торговому обслуживанию. Законодательно закреплена помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Помимо уже действующих в районах, городах отделов социальной защиты созданы еще и центры социального обслуживания. В центрах есть врачи, педагоги, психологи, организаторы культурно-массовых дел. В состав таких центров входят отделения дневного пребывания, социальной и специализированной помощи. Кроме того, каждый район или город могут в связи со спецификой территории, потребностями населения вводить свои формы обслуживания.

Главным приобретением в законе о социальной помощи населению является, как считают специалисты, следующее положение: "Объем финансирования на каждый текущий год определяется отдельной строкой при утверждении соответствующих бюджетов".[31]

5.5.    Проблемы обманутых вкладчиков

К числу давно известных фирм, собравших с новосибирцев деньги и затем исчезнувших, прибавилась еще одна торгово-промышленная компания "Развитие Сибирской сахарной промышленности". Накануне Нового года директор компании М.Пантюхов был арестован в Новосибирске. Фирма зарегистрирована в Алтайском крае в октябре 1991 года, как индивидуальное частное предприятие. И хотя ИЧП не имеет права выпускать акции, это было сделано. Заведено уголовное дело по факту мошенничества.

"Объединению потребителей финансовых услуг" удалось выиграть иск в арбитражном суде в пользу пострадавших вкладчиков от АОЗТ "Финансовая компания "Русская недвижимость". Этой компании принадлежит дом в Новосибирске, на который народный суд наложил арест. После продажи этого здания на аукционе вкладчики смогут получить свои денежные вклады вместе с причитающимися по договору процентами. На вопрос о том, кто виновен в повальном обмане населения, доверившего свои денежные вклады частным финансовым компаниям, председатель "Объединения потребителей финансовых услуг" Р.Ф.Бочкарева ответила, что прежде всего это “государство и непосредственно А.Чубайс”.[32]

 

 

 

Источники:

1. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 28 декабря. N248. - С.1.

2. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 29 декабря. N249. - С.1.

3. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 28 декабря. N248. - С.1.

4. Фофанов В. Образ лепит не только претендент // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 13 января. - N7. - С.3.

5. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 1 декабря. N229. - С.3.

6. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 4 января. - N1. - С.1. Программное заявление В.П.Мухи // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 5 декабря. - N231. - С.3.

7. Семенова Л. Власть идет на контакт // Советская Сибирь. Новосибирск, 1996. - 18 января. - N10. - С.1.

8. Семенова Л. Остановиться, разобраться... // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 11 января. - N5. - С.1.

9. // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 30 ноября. - N22. - С.2.

10. // Новая Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 30 ноября. - N22. - С.2.

11. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 2 декабря. N230. - С.2.

12. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 14 декабря. N237-238. - С.2.

13. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 6 декабря. - N232. - С.3.

14. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 20 декабря. N242. - С.3.

15. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 29 декабря. N249. - С.1, 3-4.

16. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 18 января. - N10. - С.3.

17. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 19 января. - N11. - С.3.

18. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 25 января. - N15. - С.3.

19. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 23,24 января. - N13,14. - С.2-3.

20. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 20 января. - N12. - С.2.

21. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 23 января. - N13. - С.1.

22. Антипина Н. Отчет об итогах утвердили, а бюджет еще не родился // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 16 января. - N16. - С.1.

23. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 10 января. - N4. - С.3.

24. // Русская Азия. - Новосибирск, 1995. - 13 декабря. N42. - С.4.

25. Цыцаркина Е. Быстрее всего дорожал хлеб. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 12 января. - N6. - С.1.

26. // Русская Азия. - Новосибирск, 1995. - 27 декабря. N44. - С.5.

27. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1995. - 2 декабря. - N230. - С.11.

28. Наймушин В. Занятость и безработица в Новосибирской области // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 27 января. N17. - С.9.

29. Прогноз неблагоприятный: преступность будет расти // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 20 января. - N12. - С.8.

30. // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 19 января. - N11. - С.1.

31. Зубрицкая Н. Явился закон в рыцарском обличье // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 18 января. - N10. - С.2.

32. Азарова Е. У обманутых вкладчиков еще есть шанс, но... // Советская Сибирь. - Новосибирск, 1996. - 12 января. - N6. - С.1.

 

 

Политический мониторинг №1(48)