Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
C:\MONITOR\0196\SPB0196

Татьяна Драбкина

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

в январе 1996 года

1.    К ИТОГАМ ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ

Кроме восьми депутатов, избранных 17 декабря 1995 года по одномандатным округам (см. [1]), по данным о регистрации депутатов, избранных по федеральному избирательному округу (по партийным спискам), Санкт-Петербург будут представлять еще 12 депутатов:

По списку НДР:

Алферов Жорес Иванович, 1930 г.р., Российская академия наук, вице-президент;

Александров Алексей Иванович, 1952 г.р., 5-ая Государственная Дума РФ, депутат;

Нарусова Людмила Борисовна, 1951 г.р., Санкт-Петербургская академия культуры, доцент.

(Формально, по официальному месту жительства к СПб относится и Беляев Сергей Георгиевич, 1954 г.р., Правительство РФ, председатель Госкомитета РФ по управлению государственным имуществом; однако вряд ли его можно рассматривать в качестве регионального представителя).

По списку "Яблока":

Дмитриева Оксана Генриховна, 1958 г.р., 5-ая Государственная Дума РФ, депутат;

Моисеев Борис , 1942 г.р., Невский исследовательский фонд, главный специалист по социальным проблемам населения;

Шишлов Александр Владимирович, 1955 г.р., Санкт-Петербургское отделение Гуманитарного и политологического центра "Стратегия", директор программ.

По списку КПРФ:

Севенард Юрий Константинович, 1935 г.р., 5-ая Государственная Дума РФ, депутат;

Сокол Святослав Михайлович, 1946 г.р., АО "Кадастр-Сервс", генеральный директор.

По списку ЛДПР:

Монастырский Михаил Львович, 1945 г.р., Северо-Западная промышленная компания, директор;

Кузнецов Юрий Павлович, 1947 г.р., Государственная Дума РФ первого созыва, депутат;

Шевченко Вячеслав Алексеевич, 1949 г.р., научно-исследовательское экспериментальное предприятие "Росвуздизайн", генеральный директор.

 

Мэр СПб А.Собчак обратился к депутатам Государственной Думы, получившим депутатский мандат от СПб, с предложением организовать неформальную внепартийную парламентскую группу для отстаивания интересов СПб. Прежде всего это касается финансирования метрополитена, продолжения строительства комплекса защитных сооружений от наводнений, реконструкции исторического центра города, ликвидации коммунальных квартир. Такая группа под названием "Невская инициатива" создана, в нее вошли депутаты не только от СПб, но и от Ленинградской области. Активную позицию в группе занимает жена мэра СПб Людмила Нарусова.

2.    ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

2.1.    Мэр Санкт-Петербурга

В январе состоялся дебют мэра СПб А.Собчака в качестве члена Совета Федерации (в состав которого, в соответствии с новым законом о формировании СФ, он вошел по должности - как глава исполнительной власти субъекта РФ). Это новое положение, несомненно, будет благоприятствовать возвращению А.Собчака в публичную политику общероссийского масштаба, из которой он в последние годы практически выпал, особенно после поражения возглавляемого им Движения демократических реформ на выборах 1993 года. В Совете Федерации (СФ) сенатор А.Собчак сразу же выступил почти в том же амплуа, что и на заре своей политической карьеры в 1989-90 гг. - произнес страстную речь против избрания на пост председателя СФ человека с ортодоксальными коммунистическими взглядами - Егора Строева. В СФ он не был практически никем поддержан, но зато привлек к себе внимание прессы и телевидения. По словам супруги А.Собчака, депутата Государственной Думы Людмилы Нарусовой, "оппозиционное" выступление Собчака против кандидатуры Строева, согласованной с самим Президентом РФ, повлекло за собой распоряжение руководителя ФСК генерала Барсукова о направлении в СПб специальной комиссии (как считает Л.Нарусова, чтобы искать компромат).

А.Собчак заявил, что своими первоочередными задачами как члена СФ он видит исправление Уголовного кодекса и закона об общих принципах местного самоуправления, которые он считает неприемлемыми в их настоящем виде.

2.1.1.    Конфликт с главой администрации Пертроградского района

Как мы сообщали [1], в прошлом месяце была распространена информация о проведенной комитетом экономики и финансов мэрии проверке районных администраций, которая выявила ряд финансовых нарушений, в частности, в администрации Петроградского района. Вскоре стало ясно, что утечка информации была допущена не случайно. 3 января распоряжением мэра СПб был уволен глава администрации Петроградского района Павел Кошелев - "за грубые нарушения в расходовании бюджетных и внебюджетных средств". Кошелев решительно не согласен с подобным обвинением, считает увольнение незаконным и будет обращаться в суд.

Надо сказать, что слухи о скорой отставке Кошелева циркулировали в течение последних нескольких месяцев. Сам он говорит о том, что разногласия с мэром начались почти сразу после назначения на должность главы администрации, главным образом из-за того, что Кошелев всегда был сторонником существования самостоятельных районных бюджетов (против которых мэр боролся с бывшим городским Советом, ликвидировал их в период единоличной власти после роспуска Советов, а теперь борется с Законодательным собранием, намеренным передать районные бюджеты в ведение органов местного самоуправления). Кошелев сообщил, что первое решение о его отставке появилось в период подготовки к Играм Доброй Воли в 1994 году, когда мэр заявил, что в Петроградском районе эта подготовка идет плохо [2]. Тогда Кошелев ответил на это, что как глава администрации отвечает за состояние дорог и благоустройство, но не может контролировать вкладывание средств в реконструкцию расположенных в районе спортивных сооружений, не являясь заказчиком или подрядчиком.

Однако в тот период распоряжения об отставке не последовало. Кошелев считает, что толчок к его увольнению дала недавняя история с Австрийской площадью. А.Собчак вынашивал идею сделать в городе красивую площадь за счет какого-нибудь иностранного государства и назвать ее в честь этого государства. Удалось договориться с Австрией. Заказчиком выступила администрация Петроградского района, которую, по утверждению Кошелева, "подставили": район потратил более 1 млрд. рублей на реставрационные работы в расчете на обещанные австрийской стороной 250 тысяч долларов, которые до сих пор не поступили. Далее Кошелев сообщил, что в конце августа его вызвал заместитель мэра Валерий Малышев и по поручению мэра предложил Кошелеву должность технического директора Фонда выдвижения СПб на проведение Олимпиады-2004 с окладом 3200000 рублей, прозрачно намекнув при этом, что, учитывая отношение мэра к Кошелеву, ему лучше согласиться. Однако Кошелев отказался. Позднее А.Собчак пытался его уговорить, ссылаясь на то, что, работая в Фонде, Кошелев будет управлять большими средствами, в том числе валютными. Кошелев не соглашался, тогда, по его словам, мэр заявил, что в случае отказа Кошелева подпишет распоряжение о его увольнении. Распоряжение появилось через три месяца. Объясняя ситуацию с обвинением в финансовых нарушениях, Кошелев говорит, что упомянутая проверка касалась только внебюджетных фондов. Нарушений там он не отрицает, но считает, что они являются следствием неквалифицированной работы сотрудников администрации, которые по итогам проверки наказаны, а все замеченные недостатки были ликвидированы еще до его увольнения.

Исполняющим обязанности главы администрации Петроградского района назначен первый заместитель главы администрации Александр Твердохлебов.

2.2.    Правительство Санкт-Петербурга

Территориальное управление Госкомитета РФ по антимонопольной политике выступило против изданного в мае 1995 года приказа комитета мэрии по торговле и продовольствию об обязательной аттестации предприятий торговли и общественного питания. Этот документ был призван прекратить приток на рынок недоброкачественных товаров. Против этих мер выступила общественная организация "Торгово-промышленный альянс" (по уставу действующая в защиту интересов и прав предпринимательских структур), которая обратилась в антимонопольный комитет. Альянс считает, что в условиях, когда становление новых структур мелкого и среднего предпринимательства в данной сфере и без того чрезвычайно затруднено, новая разрешительно-запретительная процедура (вместо уведомительной) прямо угрожает созданию конкурентной среды и способствует коррупции. Специальная комиссия Управления по антимонопольной политике подтвердила, что приказ противоречит статье 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках" прежде всего в части обязательности назначения аттестации и вытекающих из нее ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов. В результате уравниваются понятия аттестации и лицензирования, между тем последнее предназначено лишь для исключительных случаев, предусмотренных законодательством РФ. Антимонопольный комитет предписал комитету мэрии по торговле устранить нарушение закона. Комитет по торговле не согласен с данным предписанием и намерен обжаловать его в Арбитражном суде.

Правительство СПб в лице мэра А.Собчака обратилось к Санкт-Петербургскому союзу строительных компаний с конструктивными предложениями по сохранению строительного комплекса города и стимулирования жилищного строительства. А.Собчак, выступивший на общем собрании Союза, посвященном годовщине создания этой организации, сообщил, что в результате многократных обращений в правительство РФ и к Президенту Ельцину вскоре ожидается отмена налога на добавленную стоимость. Ожидается и значительное снижение местного налога на инфраструктуру. Мэр предложил создать при мэрии СПб совет по инвестициям - общественную организацию, состоящую из строителей, банкиров и инвесторов, для обсуждения адресных программ.

2.3.    К предстоящим выборам мэра

2.3.1.    Кандидаты

Нарастает подготовка к выборам мэра СПб. В прошлом месяце о своих претензиях на пост мэра заявил депутат Законодательного собрания СПб А.Левашев (см. [1]). В январе заявил о себе еще один претендент - бывший депутат Совета Федерации, ранее председатель горсовета Александр Беляев. А.Беляев выступает с резкой критикой городских властей за отсутствие концепции развития города - до сих пор нет Устава, органы исполнительной и законодательной власти так и не научились взаимодействовать эффективно, в отношениях с Ленинградской областью больше противостояния, чем сотрудничества, идея А.Собчака превратить СПб в финансовую столицу провалилась и т.п. Беляев сообщил, что в настоящее время разрабатывает концепцию развития СПб и вскоре представит ее на суд горожан. По его мнению, мэр СПб должен быть не столько главой исполнительной власти, сколько координатором, контролирующим обе ветви городской власти. Он считает, что мэр города должен активнее, чем сегодня, взаимодействовать с федеральными властями и добиваться субсидий для города из федерального бюджета. Пока не ясно, на какие политические силы будет опираться А.Беляев в своей предвыборной кампании. Почти наверняка это не будет региональное отделение ДВР, в блоке с которым он участвовал в выборах в Совет Федерации в 1993 году и в Законодательное собрание СПб в 1994 году - на этот раз ДВР, скорее, поддержит А.Собчака. В одном из интервью А.Беляев обмолвился, что рассчитывает на поддержку центристских политических сил СПб. Возможно, имелось в виду "ЯБЛОКО" в лице Региональной партии Центра. Однако возможность альянса РПЦ с Беляевым не очевидна - к настоящему моменту РПЦ склонна выставить на пост мэра собственного кандидата (см. 5.1.1.). В любом случае, А.Беляев может стать одним из главных соперников А.Собчака: по оценкам многих аналитиков, в случае двухтурового голосования он надежно выигрывает у соперника-консерватора, но не у реформатора. Другим не менее, а скорее, более сильным соперником А.Собчака мог бы стать Юрий Болдырев (избранный в Совет Федерации в 1993 году вместе с А.Беляевым, ныне - заместитель председателя Контрольно-счетной палаты РФ). Однако пока Болдырев на вопросы о его возможном участии в выборах мэра СПб отвечает уклончиво, ни да, ни нет. Вместе с тем, выступая на пресс-конференции, Болдырев резко отзывался о некоторых действиях и высказываниях мэра. Комментируя прозвучавшее недавно заявление А.Собчака о том, что оба петербургских сенатора игнорировали интересы города, Болдырев сказал, что лично внес именную поправку, позволившую Санкт-Петербургу получить 40 млрд. рублей из федерального бюджета на строительство очистных сооружений, хотя получение этих денег Собчак ставит в заслугу себе. Болдырев сообщил также, что проводил встречи с избирателями в СПб не реже 1 раза в месяц и по итогам этих встреч направлял мэру десятки обращений, однако в ответ получал отписки мелких чиновников.

В конце месяца объявился еще один претендент - депутат Законодательного собрания Сергей Андреев, устроивший пресс-конференцию в Российско-американском пресс-центре. С.Андреев, 1954 г.р., председатель объединения граждан "За справедливость" (малоизвестная профсоюзо-подобная организация, созданная "под лидера"), в ЗС был избран от блока "Наш город - наш дом" (созданного в 1994 году исключительно в связи с выборами в ЗС и объединявшего не вошедших в другие демократические объединения реформаторов без политической принадлежности).

В начале эпохи гласности С.Андреев, до того никому не известный, опубликовал в журнале "Урал" нашумевшую статью о номенклатурно-сословном характере коммунистической власти, во многом повторявшую идеи книги Милована Джиласа "Новый класс", мало кому известной в то время. В последствие неоднократно выступал с публицистикой на темы рыночной экономики.

Это дало основание журналистам, интервьюирующим С.Андреева, называть его "известным экономистом", однако С.Андреев по своей исходной специальности биолог, кандидат наук, систематического экономического образования не имеет. В 1989 году С.Андреев баллотировался в народные депутаты СССР. Участвовал в создании Ленинградского народного фронта, но, не завоевав безусловного лидерства, вскоре от него отошел. В 1990-91 гг. возглавлял Союз трудовых коллективов Ленинграда, в 1991-92 гг. Российский союз трудовых коллективов. В 1993 г. баллотировался в Государственную Думу как независимый кандидат. В ЗС является одним из наиболее непримиримым по отношению к мэру депутатов. Объявив журналистам о своем намерении баллотироваться в мэры, С.Андреев выступил с откровенно популистской программой, включающей в себя улучшение абсолютно всех сфер жизни города за счет таких мероприятий, как разграничение бюджетных полномочий с РФ, отмена всех налогов, кроме подоходного, имущественного и земельного, реанимация высокотехнологичных отраслей промышленности, решение проблемы жилищной очереди за 5 лет, наведение порядка в приватизации, развитие транспорта, переоборудование морского порта, жесточайшая борьба с преступностью и т.п. В качестве кандидата на пост мэра СПб С.Андреев вряд ли имеет серьезные шансы.

2.3.2.    Соображения относительно даты проведения выборов

Между тем на фоне нарастания активности потенциальных участников предвыборной гонки существует серьезная правовая неопределенность в отношении проведения выборов мэра СПб в июне 1996 года. С одной стороны, А.Собчак избран 12 июня 1991 года на основании постановления президиума Верховного Совета РФ сроком на 5 лет. ЗС СПб приняло постановление о проведении выборов мэра 16 июня 1996 года. А.Собчак намерен провести в этот же день городской референдум о согласии граждан на проведение в СПб Олимпийских игр в 2004 году.

Но в СПб пока отсутствует закон об устройстве органов государственной власти, который должен утвердить наличие или отсутствие высшего должностного лица, избираемого населением города, как этого требует статья 77 Конституции РФ. С другой стороны, та же статья устанавливает, что такой закон субъекта РФ должен соответствовать общим принципам, установленным федеральным законом. Однако такой федеральный закон не принят - очередной вариант был отклонен Президентом РФ. Ряд указов Президента 1994-1995 гг. устанавливает, что до принятия федерального закона об общих принципах устройства органов государственной власти в субъектах РФ выборы губернаторов можно проводить только по отдельному разрешению Президента. Такие выборы уже состоялись во многих субъектах РФ, но все они проводились по специальному указу Президента. Указом Президента РФ от 5 декабря 1995 года определены сроки выборов глав исполнительной власти субъектов РФ, кроме СПб; эти выборы должны завершиться не позднее декабря 1996 года. Как известно, Б.Ельцин рекомендовал воздержаться от совмещения президентских выборов 16 июня с какими-либо местными выборами и референдумами. Исключения из этого правила также оформляются специальными указами Президента - так, Указом от 10 января 1996 года разрешено провести 16 июня выборы мэра Москвы. А.Собчак неоднократно заявлял, что на него не может распространяться этот порядок, так как в отличие от других пока не переизбранных губернаторов, включая мэра Москвы Ю.Лужкова, он является избранным, а не назначенным и, следовательно, не должен испрашивать никакого отдельного разрешения. Однако многие наблюдатели считают, что для выхода из создавшегося правового тупика Законодательному собранию СПб следует обратиться к Президенту РФ с предложением о назначении срока выборов. Об этом же заявил 29 января полномочный представитель Президента РФ в СПб Сергей Цыпляев, при этом он в очередной раз указал депутатам ЗС на необходимость срочно форсировать подготовку все еще отсутствующих законодательных актов, на основе которых только и можно избрать мэра - Устава СПб, закона об организации системы органов государственной власти, закона о выборах мэра (последний закон принят в первом чтении в редакции, которая может не устроить мэра - см. 3.3.).

3.    ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

3.1.    Бюджет

Мэрия обратилась в ЗС с предложением о предоставлении налоговых льгот для предприятий легкой промышленности и для морских портов. Координационная группа по бюджету и финансам, рассмотрев эти предложения, приняла решение рекомендовать ЗС установить налоговые льготы для легкой промышленности (после доработки проекта), учитывая особую социальную значимость сохранения рабочих мест, занятых в этой отрасли главным образом женщинами. В налоговых льготах морским портам рекомендовано отказать из-за неясности в вопросах управления и распоряжения портами.

Совет фракций и координационная группа ЗС по бюджету и финансам заявили о недопустимости ситуации, сложившейся с проектом бюджета на 1996 год - мэр и правительство СПб до сих пор не представили его для обсуждения, хотя в соответствии с законом о бюджетном процессе должны были сделать это еще в конце прошедшего года. На заседании ЗС 31 января был принят соответствующий депутатский запрос. При обсуждении этого вопроса некоторые депутаты вспоминали об "американском варианте" и советовали до принятия бюджета прекратить финансирование городской администрации.

В отсутствие проекта бюджета мэр А.Собчак внес на рассмотрение ЗС смету расходов на первый квартал 1996 года, причем сделал это буквально перед заседанием ЗС 31 января. Это вызвало недовольство депутатов, которые не могли изучить представленный документ. Тем не менее смета была принята за основу. Согласно смете, расходы на городские нужды значительно сокращены в связи с дефицитом бюджета 1995 года. Как заявил председатель комитета экономики и финансов мэрии А.Кудрин, уже второй месяц продолжается уменьшение доходов городского бюджета. Причины этого явления выясняются.

В конце заседания ЗС 31 января мэр А.Собчак обратился к депутатам с предложением принять совместное обращение к Президенту и правительству РФ, касающееся финансирования восстановительных работ в Чечне. В документе говорится: "Расходование поступающих в федеральный бюджет от налогоплательщиков - россиян денежных средств на восстановление объектов, которые вновь разрушаются в результате боевых действий, террористических актов и диверсий, является бессмысленным". Собчак предлагает прекратить выделение денег на восстановление хозяйства Чечни до полного прекращения боевых действий. Однако ЗС не успело рассмотреть этот вопрос.

3.2.    Борьба вокруг Закона о местном самоуправлении

На первом в новом году заседании Законодательного собрания вновь рассматривались животрепещущие вопросы устройства органов власти и управления, решение которых недопустимо затягивается: законы "О местном самоуправлении в СПб", "О системе органов государственной власти в СПб", "О выборах мэра СПб" и ряд других. По предложению Координационной группы по законодательству, формирующей повестку дня, было решено выделить на рассмотрение каждого вопроса строго определенное время. На обсуждение Закона "О местном самоуправлении" выделили 1,5 часа. Однако фракция "Созидание" (М.Пирогов, С.Андреев, А.Ковалев, Б.Гладких, А.Кривенченко, О.Сергеев, С.Тарасов) усмотрела злой умысел депутатов в том, что, отводя заведомо недостаточное время для обсуждения более ста поправок, они сознательно идут на срыв принятия долгожданного закона и отдают местное самоуправление на откуп мэру. В знак протеста фракция покинула заседание. К ней присоединились члены фракции "Коммунисты Ленинграда" Б.Борнелинер, А.Воронцов, Ю.Терентьев. Однако оставшиеся депутаты сумели проголосовать все поправки в отведенное время. На следующее заседание 17 января депутаты фракции "Созидание" и коммунисты возвратились к работе и закон "О местном самоуправлении в СПб" был принят в целом (при тайном голосовании, которое, видимо, сделало более свободными депутатов, работающих в органах исполнительной власти). Его основные положения сохранились (см. [3]). Местное самоуправление вводится на уровне районов и городов-спутников, где избираются муниципальные представительные органы численностью 10-25 человек, которые принимают устав местного самоуправления и формируют муниципальные исполнительные органы. Введена статья о переходном периоде: в течение ближайших четырех лет органы местного самоуправления будут иметь усеченные полномочия, в частности, они будут лишены права принимать собственные нормативные акты и устанавливать местные налоги. Установлено, что в течение 2-х месяцев с момента вступления закона в силу ЗС СПб должно принять закон о выборах в органы местного самоуправления и назначить дату этих выборов. Как сказал один из авторов закона депутат Михаил Амосов, главная идея закона состоит в том, чтобы приблизить власть к людям и сделать так, чтобы на уровне районов возникли органы власти, зависящие от населения, а не от городской администрации.

Как только закон о местном самоуправлении был принят, он подвергся сокрушительной критике с разных сторон. Мэр СПб заявил, что не подпишет этот закон, который приведет к разрушению города как единого хозяйственного субъекта. Он считает недопустимым предусмотренную законом передачу в исключительную компетенцию органов местного самоуправления таких функций, как регулирование планировки и застройки территорий, муниципальных образований, организацию транспортных потоков, системы связи, энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения.

Против закона или отдельных его положений публично высказались и многие депутаты ЗС, в основном из числа наиболее ориентированных на структуры городской администрации. 19 января депутаты ЗС - члены партии ДВР Ю.Гладков, В.Островский и В.Сычев провели пресс-конференцию, на которой полностью присоединились к позиции мэра. Участники пресс-конференции и Политсовет регионального отделения партии ДВР обратились к мэру с призывом не подписывать данный закон. Они (как и мэр) считают, что приступить к организации органов местного самоуправления в СПб можно будет только после принятия Государственной Думой поправок к федеральному закону "Об основных принципах местного самоуправления в РФ", которые должны предоставить городам федерального значения Москве и СПб особый статус в отношении формирования органов местного самоуправления (такая законодательная инициатива была принята несколько месяцев назад в ЗС СПб).

Противники закона высказывают обеспокоенность тем, что будущие органы местного самоуправления окажутся почти полностью неподконтрольны городским и федеральным властям. Отмечают, что закон устанавливает систему управления городом, которая должна определяться не принятым пока Уставом СПб. Но самое главное - по их мнению, при реализации закона произойдет захват муниципальной собственности криминальными структурами. Депутат ЗС В.Островский заявил даже, что обладает информацией о том, что такие структуры уже готовят своих кандидатов в органы местного самоуправления. Считается почему-то, что активность избирателей на муниципальных выборах будет низкой, а значит, при небольшом количестве избирателей в муниципальных округах криминальным структурам не составит труда купить голоса. В подтверждение приводятся случаи такого рода, действительно имевшие место на выборах в Законодательное собрание в 1994 году (впрочем, эти случаи не были массовыми). Авторы и сторонники закона, в свою очередь, считают, что риск нежелательных результатов выборов не может быть аргументом в пользу отказа от демократических принципов, а позиция оппонентов, нагнетающих подобные страхи, оскорбительна для избирателей, сделавших вполне ответственный выбор 17 декабря 1995 года и не поддавшихся на откровенные покупки (см.[1]).

Полномочный представитель Президента РФ в СПб С.Цыпляев тоже выступил с критикой закона, но с других позиций. Он считает, что закон противоречит Конституции и федеральному закону об общих принципах местного самоуправления и нарушает права граждан, так как лишает их возможности участвовать в принятии устава местного самоуправления посредством референдума и возможности самостоятельно формировать муниципальные исполнительные органы. Таким же нарушением он считает и запрет в течение переходного периода на установление местных налогов органами местного самоуправления, поскольку такое право дано Конституцией. С.Цыпляев решительно не приемлет также попыток "выторговать" для СПб особые условия формирования системы местного самоуправления, так как это противоречит закрепленному в Конституции принципу равенства субъектов РФ. Он заявил, что если ЗС не внесет в закон соответствующие изменения, он обратится в суд как частное лицо с иском о нарушении его гражданских прав.

3.3.    Другие законы

Кроме принятия закона о местном самоуправлении, удалось продвинуться и в других вопросах, связанных с организацией органов власти.

Принят в целом Закон "О местном референдуме в СПб".

Принят в первом чтении законопроект "О выборах мэра СПб", подготовленный Региональной партией Центра и внесенный депутатами И.Артемьевым и М.Амосовым. Законопроект предусматривает избрание мэра на 4 года и проведение выборов в 2 тура. Кандидаты выдвигаются группами избирателей и общественными объединениями. Для регистрации необходимо собрать не менее 65 тысяч подписей избирателей. Мэр не может быть депутатом представительного органа власти за исключением Совета Федерации. В период предвыборной кампании претенденты, включая и действующего мэра, могут пользоваться государственным телеэфиром только в установленных рамках, одинаковым для всех зарегистрированных кандидатов. Нужно отметить, что мэр А.Собчак выступает за однотуровое голосование, при котором он имеет гораздо больше шансов победить, чем в случае 2-х туров. Таким образом, и этот закон ждет трудная судьба.

Продолжалось рассмотрение законопроекта о системе органов государственной власти в СПб. К нему подано более 200 поправок. Одна из принятых поправок (внесенная депутатом А.Ливеровским) предполагает переименование поста главы исполнительной власти в СПб: вместо мэра - губернатор (как во всех других субъектах РФ).

В течение последних месяцев петербургские законодатели и мэрия пытались найти выход из законодательного тупика, созданного федеральным Законом "О дорожных фондах", ограничивающем права СПб как города федерального значения на образование территориальных дорожных фондов. СПб испытывает огромную нехватку средств на содержание и ремонт дорог, в том числе дорог федерального подчинения, пролегающих через территорию города. Все налоговые средства, поступающие от пользователей дорог и владельцев транспорта, отчисляются в федеральный дорожный фонд, из которого затем в город возвращаются лишь небольшие субвенции (около 20%). Несколько месяцев назад мэр вносил законопроект, предполагающий резкое увеличение дорожных налогов, который был отвергнут депутатами. Результатом длительной работы стал принятый в ноябре 1995 года Закон "О ставках налогов, зачисляемых в дорожный фонд РФ", гарантировавший городу возвращение 70% от перечисленных средств [3]. Однако этот закон опоздал к принятию Государственной Думой федерального бюджета. Было заключено соглашение правительства СПб и министерства транспорта РФ, согласно которому СПб должен получать 80% средств от дорожных налогов. В связи с этим мэр предложил внести изменения в соответствующую статью городского закона. ЗС отвергло это предложение, так как вариант мэра не содержал прямых условий возврата средств в городской бюджет. Кроме того, депутаты не согласны с тем, что, увеличивая дорожный налог, администрация отказывается пересмотреть другие налоги. Депутаты настаивают на перераспределении средств. Предлагается сократить, например, налог на прибыль. Это пока не находит поддержки в мэрии. 24 января была предпринята попытка пойти другим путем: ЗС поддержало обращение мэрии в Конституционный суд РФ о признании неконституционными положений федерального закона "О дорожных фондах", препятствующих созданию регионального фонда в СПб, так как этими положениями нарушается статья 5 о равенстве субъектов РФ.

Принят за основу Закон "О городской народной дружине СПб" (автор - депутат С.Тарасов). Законопроект устанавливает, что народная дружина представляет собой общественное объединение граждан для помощи милиции. Необходимость принятия закона продиктована тем, что в СПб и Ленинградской области уже действуют несколько народных дружин, одна из них зарегистрирована в Управлении юстиции СПб. Необходимо ввести их деятельность в законное русло. Предполагается, что государственный контроль за работой дружины будет осуществляться посредством аппарата дружины, финансируемого из городского бюджета. К проекту возникло много замечаний. Высказывались сомнения в правомочности принятия такого закона Законодательным собранием СПб. Порядок и источники финансирования, предусмотренные в проекте, предполагают, скорее, обязательность, а не добровольность деятельности дружины, что противоречит закону РФ об общественных объединениях. Не предусмотрены механизмы, исключающие возможность создания незаконных вооруженных формирований, замаскированных под дружину.

Не вполне ясна и сфера деятельности дружины.

 

Фракция "Коммунисты Ленинграда" предложила поддержать обращение Законодательного собрания Краснодарского края и Волгоградской областной Думы, в котором содержится негативная оценка последствий распада СССР и призыв "поддержать начавшийся процесс воссоединения славянских и других народов". Все выступавшие депутаты выражали свое согласие с идеей интеграции народов России, Украины и Белоруссии, но отмечали расплывчатость формулировок проект Постановления. Часть депутатов высказали несогласие с политическими формулировками представлявшего проект лидера фракции "Коммунисты Ленинграда" Ю.Терентьева. Тем не менее, проект был принят за основу.

Отклонены несколько законопроектов, внесенных мэром, которые касались в налоговых льгот, зачета задолженности по ссудам и зон экономического развития. По этим документам Депутаты предложили представить более обоснованные расчеты.

Отклонен внесенный депутатом С.Андреевым законопроект "О субзонах экономического развития". В числе его главных недостатков было отмечено отсутствие обоснованных причин для установления налоговых льгот предприятим-резидентам.

Не удалось преодолеть вето мэра на Закон "О регистрационном учете граждан в СПб".

3.4.    Заявления, обращения

18 депутатов ЗС направили обращение депутатам Государственной Думы и лидерам трех фракций Думы - КПРФ, ЛДПР и "ЯБЛОКА", в котором призвали использовать все возможности с тем, чтобы Государственная Дума нового созыва "выполнила то, что обещали, но не сделали депутаты прежней Государственной Думы, а именно - дать объективную оценку событиям октября 1993 года, роли в этих событиях Президента РФ Б.Н.Ельцина, главы правительства В.С.Черномырдина, а также силовых структур". В обращении отмечается, что необходимость такой оценки обусловлена стремлением общественности предостеречь нынешнюю исполнительную власть от соблазна повторения вооруженного насилия при решении спорных вопросов между различными ветвями власти.

4.    СУД

В январе состоялся ряд судебных процессов, так или иначе связанных с политикой.

В суде Центрального района СПб завершился продолжавшийся более двух лет процесс по иску Игоря Огурцова к мэрии СПб о возвращении незаконно отнятой квартиры. Дело завершилось победой истца: суд обязал городскую администрацию предоставить семье И.Огурцова жилье, которое она потеряла в результате политических преследований. И.Огурцов - бывший диссидент, руководитель созданной в 60-ых годах подпольной организации Всероссийский социально-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН). В 1967 г. Огурцов был осужден на 15 лет лагерей и 5 лет ссылки за измену Родине в форме "заговора с целью захвата власти". Он отбыл полный срок заключения, после чего под давлением властей был вынужден эмигрировать с семьей в Германию. В 1992 г. Огурцовы были восстановлены в российском гражданстве на основании Закона о реабилитации жертв необоснованных репрессий и вернулись в СПб. И.Огурцов обратился к городским властям с просьбой о предоставлении жилья взамен незаконно конфискованного (после отъезда за границу), однако получил отказ. Вначале мэрия требовала предоставить справку о реабилитации, которую удалось получить лишь после длительного судебного разбирательства. Затем администрация откровенно саботировала судебный процесс по иску Огурцова, не присылая своих представителей на заседания суда.

Перед последним, решающим судебным заседанием судья А.Яковлева лично позвонила в мэрию и заявила, что состав судебной коллегии не покинет здания суда до тех пор, пока ответчик не пришлет своего представителя. Юрист жилищного комитета мэрии Ольга Годаева аргументировала позицию администрации тем, что семья Огурцовых более 10 лет не живет в СПб, не имеет петербургской прописки (напомним, что институт прописки отменен российской Конституцией 1993 года) и, следовательно, не может быть поставлена на городскую очередь. В мэрии И.Огурцову было предложено поставить его на очередь "в порядке исключения" под номером 16. Однако Огурцов от "порядка исключения" решительно отказался и потребовал соблюдения законной процедуры, что и было подтверждено решением суда. Уникальность данного процесса состоит в том, что впервые в российской практике члены Международного общества прав человека в ходе судебного разбирательства убедили суд обратиться к международным документам в области прав человека [4].

Судебная коллегия по гражданским делам рассмотрела жалобу бывшего депутата Государственной Думы Вячеслава Марычева на окружную избирательную комиссию округа №206, в котором Марычев баллотировался 17 декабря 1995 года. В жалобе содержалась критика действий должностных лиц в день выборов. После 8-часового разбирательства жалоба была отклонена.

В городском суде началось слушание уголовного дела в отношении лидера Национально-республиканской партии России Юрия Беляева, обвиняемого в нарушении ст. 74 УК (разжигание межнациональной розни). Ю.Беляеву вменяются действия на посту редактора партийной газеты "Националист", в которой содержатся материалы, возбуждающие религиозную и межнациональную рознь. Материалы подписаны псевдонимом, под которым, по мнению следствия, скрывался Ю.Беляев. В деле рассматриваются также эпизоды выступлений Беляева на митинге в октябре 1992 г. и на съезде НРПР в декабре 1994 г. (в этом выступлении Беляев, в частности, говорил о том, что все беды России происходят от сионистских организаций, а для облегчения криминогенной ситуации необходимо выселить всех "лиц кавказской национальности").

Кассационная коллегия городского суда удовлетворила частную жалобу временной администрации Северного торгового банка на действия должностных лиц Дзержинского районного суда, организовавших аукционные торги по продаже акций банка (см. [3]). Торги были проведены с нарушением законодательства, в результате чего банк и его вкладчики понесли убытки в 5 млрд. рублей. Противоправным было проведение торгов через 10 дней после объявления в СМИ вместо положенного по закону месяца, объявление было опубликовано в малодоступной широкому читателю газете с небольшим тиражом. В торгах приняли участие лишь те, кто имел намерение скупить акции оптом, другие потенциальные покупатели в зал допущены не были.

5.    ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ПРОФСОЮЗЫ

5.1.    Общественно-политические движения

5.1.1.    Региональная партия Центра

Состоялась очередная конференция Региональной партии Центра ("ЯБЛОКО"). Избраны делегаты на съезд "ЯБЛОКА" и представители от СПб в Центральный совет движения. Обсуждена позиция РПЦ на предстоящих выборах мэра. При этом рассматривались две возможности: поддержка какого-либо "стороннего" кандидата или выдвижение своего кандидата. По итогам обсуждения и голосовании победила вторая точка зрения. Скорее всего, таким кандидатом станет председатель политсовета РПЦ, депутат Законодательного собрания, председатель координационной группы по бюджету Игорь Артемьев.

Вдохновленная победой своих кандидатов на выборах 17 декабря, РПЦ выступила с обращением к петербуржцам, в котором призвала объединить усилия для поддержки единого кандидата демократических сил на пост Президента РФ. РПЦ предлагает объединиться вокруг кандидатуры Г.Явлинского, однако партия согласна обсуждать и вырабатывать условия взаимодействия по поддержке единого кандидата с другими демократическими движениями.

5.1.2.    Христианско-демократический союз

Состоялась конференция региональной организации партии Христианско-демократический союз - Христиане России", недавно потерявшей своего лидера Виталия Савицкого, погибшего в автомобильной катастрофе (см.[1]). Новым председателем единогласно избран Александр Эпин. А.Эпину 31 год, по образованию физик, генеральный директор фирмы "Аскод" (разработки в области компьютерных технологий, производство и поставка электронной техники). На прошедших выборах в Думу А.Эпин входил в центральный список ХДС-ХР и возглавлял избирательную кампанию на федеральном уровне. В 1994 году А.Эпин баллотировался на выборах депутатов Законодательного собрания СПб и занял первое место в своем округе, однако выборы в этом округе не состоялись из-за неявки избирателей.

5.1.3.    Выдвижение В.Черномырдина в Президенты РФ

30 января в Доме журналистов состоялось собрание инициативной группы (более 100 человек) по выдвижению в Президенты РФ Виктора Черномырдина. Собрались в основном активисты регионального отделения ДВР и близких к нему демократических движений, а также симпатизирующая ДВР интеллигенция. Правда, присутствовавшие члены ДВР заявляли в кулуарах, что участвуют в качестве рядовых граждан, вопрос о выдвижении Черномырдина на политсовете местного ДВР не обсуждался. Представителей местного отделения НДР (если оно вообще сохранилось после выборов 17 декабря), а также представителей городской администрации, на собрании не было. В заявлении оргкомитета была выражена озабоченность политической ситуацией в России. В.Черномырдин характеризовался как наиболее устойчивый и стабильный политик, способный осуществлять курс реформ с минимальными социальными издержками. В заявлении содержалась критика в адрес правительства в связи с войной в Чечне, задержками выплаты пенсий и зарплаты. Однако авторы заявления считают, что не все действия правительства подотчетны премьер-министру. Заявление принято большинством голосов. Собрание обратилось к В.Черномырдину с просьбой дать согласие баллотироваться в Президенты РФ. Выбраны 13 уполномоченных для организации и проведения кампании по регистрации инициативной группы в Центральной избирательной комиссии и по сбору подписей. Через 2 дня Черномырдин, возвратившийся из США, заявил, что не собирается выдвигать свою кандидатуру в Президенты РФ и об инициативных группах в его поддержку ничего не знает.

5.1.4.    Консультативное совещание демократических организаций

На заседании постоянного консультативного совещания демократических партий и движений СПб (куда входят представители ДВР, Республиканской партии, Крестьянской партии, движений "Вперед, Россия!", "Общее дело" и др.) принято решение о поддержке инициативы губернатора Нижегородской области Бориса Немцова о сборе подписей за прекращение войны в Чечне. Собравшиеся обратились к мэру СПб А.Собчаку и председателю Законодательного собрания Ю.Кравцову с призывом оказать содействие в проведении этого мероприятия. В газетах "Смена" и "Невское время" опубликованы подписные листы.

5.2.    Профсоюзы

Лидеры профсоюзов 16-ти вузов СПб 22 января начали бессрочную голодовку в связи с невыплатой зарплаты преподавателям вузов в течение 2-х месяцев. В целом задолженность петербургским вузам составила 200 млрд. рублей. Голодовщики не оставляли своих профессиональных обязанностей - принимали экзамены у студентов. Профсоюзные комитеты вузов начали сбор 1 миллиона подписей о недоверии политике Президента и правительства РФ в области образования. Коммунисты и Конгресс русских общин предложили свою помощь в сборе подписей. Профсоюзные лидеры утверждают, что их поддерживают ректоры всех вузов, хотя вслух заявить об этом решаются не все. На стороне преподавателей и городские власти. В Законодательном собрании состоялась встреча представителей голодовщиков и ректоров вузов с правительством СПб. На встречу прибыл и представитель правительства РФ - заместитель председателя Госкомитета по высшему образованию А.Тихонов. Присутствовавший на встрече заместитель председателя Контрольно-счетной палаты РФ Юрий Болдырев сообщил, что по результатам проверки федеральный бюджет по доходам перевыполнен, а по расходам значительно недовыполнен, причем неизвестно, куда ушли деньги. Ю.Болдырев заявил, что если срочно не принять меры по изменению структуры управления финансами в стране, то подобные ситуации с невыплатой зарплаты будут повторяться. Проблема невыплаты зарплаты преподавателям петербургских вузов обсуждалась в Государственной Думе по инициативе новоизбранных депутатов от СПб, правительству было дано поручение рассчитаться с долгами петербургским вузам до 31 января. Премьер-министр В.Черномырдин заверил, что необходимые средства уже отправлены в СПб, а долги по стипендиям уже ликвидированы. Однако профсоюзные лидеры не верят традиционным объяснениям, что деньги долго идут из Москвы в СПб. 26 января преподаватели вузов при участии работников школ и депутатов ЗС провели шествие от здания СПб Государственного университета до площади Декабристов, где состоялся митинг. Принята резолюция о приостановке голодовки.

30 января, в день общероссийской акции протеста работников просвещения, петербургские учителя не бастовали. Региональный совет профсоюзов работников народного образования принял такое решение исходя из того, что все прежние забастовки учителей никаких результатов не дали. Был проведен пикет у Смольного. Требования к местным властям все те же - принять социальную программу помощи работникам просвещения (см. [1]).

Региональный совет принял решение выразить недоверие правительству и Президенту, планируется начать сбор 1 миллиона подписей.

Федерация профсоюзов СПб направила мэру СПб протест в связи с тем, что правительство в очередной раз нарушило трехстороннее соглашение - без консультаций с профсоюзами повысило тарифы на холодную воду, электроэнергию, абонентскую плату за телефон и радиоточку. На предыдущем заседании трехсторонней комиссии в ноябре было решено не повышать тарифы до заключения нового тарифного соглашения в 1996 году. В наступившем году правительство не предлагало созвать комиссию и приняло решение о повышении тарифов самостоятельно.

6.    БАНКИ

Главное управление Центрального банка РФ по СПб сообщило, что с 1 февраля прекращается деятельность временной администрации Северного торгового банка и начинается процедура его ликвидации. За 5 месяцев временная администрация сумела вернуть деньги 40 тысячам вкладчиков, но только мелких - тех, чей вклад составлял менее 400 тысяч рублей и по 500 тысяч инвалидам и участникам войны.

В разгар банковского кризиса в СПб открылся новый крупный банк - "Менатеп-Петербург", учрежденный "Промстройбанком", банком "Санкт-Петербург", Кировским заводом, компанией "Сигма-Газ", комбинатом "Самсон" и другими структурами. Председателем Совета директоров стал известный в городе Дмитрий Филиппов руководитель топливной компании, ранее - начальник государственной налоговой инспекции СПб (уволенный с этой должности А.Собчаком и затем восстановленный по суду), а еще ранее - секретарь обкома КПСС по промышленности. Д.Филиппов считает, что "Менатеп-Петербург" станет первым инвестиционным банком в СПб, способным переломить тенденцию экономического спада. Клиентами банка смогут стать структуры с месячным оборотом не менее 5 млрд. рублей. По заявлению Д.Филиппова, банк не будет финансировать политиков.

7.     ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИТОГИ 1995 ГОДА

Санкт-Петербургский комитет государственной статистики распространил отчет об экономике СПб в 1995 году.

Объем валового внутреннего продукта по сравнению с 1994 годом снизился на 6%. Общий объем промышленной продукции (работ, услуг) снизился на 13% (в 1994 году по сравнению с 1993 - на 25%), производство товаров народного потребления - на 19% (в 1994 г. - на 15%). На предприятиях пищевой промышленности СПб производство мяса сократилось на 59%, животного масла - на 41%, рыбной продукции - на 40%, колбасных изделий - на 15%, молочной продукции - на 14%. Увеличился выпуск майонеза (на 23%), мясных консервов (на 11%), кондитерских изделий (на 8%).

Общий объем использования капитальных вложений снизился на 22%, доля капитальных вложений на непроизводственное строительство увеличилась и составила 50%. Доля средств федерального бюджета в структуре капитальных вложений составила 20% (в 1994 г. - 24%).

Введено 16,4 тысяч квартир площадью 1 миллион 18 тысяч кв. м (на 13% больше, чем в 1994 году). Доля государственных и муниципальных предприятий в общем вводе жилья увеличилась на 22% и составила 47%. Населением за счет собственных средств и кредитов банков введено жилья на 18% больше, чем в 1994 г.

На природоохранные мероприятия использовано 274,5 млрд рублей капитальных вложений. За нарушение природоохранного законодательства с предприятий и организаций взыскано штрафов на сумму 230 млн рублей.

В течение года приватизировано (заключен договор купли-продажи или прошла закрытая подписка на акции) 320 предприятий, а с начала приватизации - около 3,4 тысячи предприятий. В отраслевой структуре предприятий, изменивших форму собственности, преобладали предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания (3/4). Наиболее распространенным способом приватизации оставался выкуп арендованного имущества (56%). От приватизации получено 163 млрд. рублей (с начала приватизации - 217). Подавляющая часть доходов от приватизации получена от продажи акций акционерных обществ и приватизации недвижимого имущества (соответственно 29 и 31%). Сохранилась наметившаяся в 1994 году тенденция к снижению темпов приватизации жилья: в 1995 году приватизировано 33,1 тысячи квартир, что в 2,5 раза меньше, чем в 1994 году. В 1995 году начался процесс деприватизации жилищного фонда. В течение года было деприватизировано 862 жилых помещения.

В 1995 году цены возросли по отношению к декабрю 1994 года в 2,3 раза. Стоимость фиксированного набора из 19 основных продовольственных товаров в декабре составила 223,4 тыс. рублей. По стоимости этого набора из СПб занимает 35-е место из 196 городов России. Прожиточный минимум в декабре составил 297,6 тыс. рублей.

Общий объем розничного товарооборота в товарной массе возрос на 1,2%. Удельный вес непродовольственных и продовольственных товаров составил соответственно 57 и 43%. Негосударственный сектор формировал 94% розничного товарооборота (против 89% в 1994 г.).

Денежные доходы населения в 1995 году сложились в сумме 36,1 триллиона рублей и увеличились по сравнению с 1994 годом в 3,1 раза. Реальные располагаемые денежные доходы (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) возросли на 9%. По отдельным отраслям экономики (всего по 13-ти) средняя зарплата без выплат социального характера в декабре 1995 года была наибольшей в банках (1670,8 тыс. руб., или 244% от среднего уровня) и в органах управления (соответственно 1136,0 тыс. руб., или 166%), наименьшей - в науке и научном обслуживании (соответственно 490,2 тыс. руб. или 72%), в культуре и искусстве (512,3 тыс. руб., 75% и в образовании (516,8 тыс. руб., 75%).

Среднемесячная зарплата увеличилась в 2,2 раза, реальная зарплата при этом снизилась на 23%. Средняя оплата труда одного работника с учетом выплат социального характера в декабре 1995 года позволяла приобрести 3,6 набора из 19 основных продовольственных товаров и обеспечивала 2,7 прожиточного минимума.

Число официально зарегистрированных безработных за 1995 год увеличилось на 10,1 тысячи (на 22%) и на конец года составило 55,3 тысячи человек (2,0% трудоспособного населения). 70% безработных составляли женщины, 22% - молодежь до 30 лет, 22% имели статус безработного более 8 месяцев. При содействии государственной службы занятости нашли работу 51,2 тысячи человек. В 1995 году ежемесячно 6-7% работников крупных и средних предприятий работали в режиме неполного рабочего времени или находились в отпусках по инициативе администрации. К концу декабря эти категории работающих составляли соответственно 67,9 и 57,7 тысячи человек. Продолжительность вынужденного отпуска в расчете на одного работника в декабре составила 10 дней.

Смертность превысила рождаемость в 2,2 раза. Численность населения на 1 января 1996 года по предварительному расчету в СПб с административно подчиненными территориями составила 4 миллиона 810 тысяч человек.

 

Источники:

1. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в декабре 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №12.

2. Орешкин А. Павел Кошелев не собирается сдаваться. // Смена.- СПб, 1996.-13 января.-№9.-С. 2.

3. Драбкина Т.М. Санкт-Петербург и Ленинградская область в ноябре 1995 года. // Политический мониторинг. - М.- ИГПИ. - 1995, №11.

4. Вермишев А. Бывший диссидент выиграл суд у мэрии // Невское время. - СПб, 1996.-25 января.-№15.-С.2.

 

 

Политический мониторинг №1(48)