Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Татарстан в январе 1996 годам

Ахмет Иванов

Республика ТАТАРСТАН

в январе 1996 года

Январь, на треть состоявший из праздничных и выходных дней, привнес в развитие событий в Татарстане некоторые новые черты, которые обещают в скором будущем усилить внутриполитическую интригу в республике.

Начало года сулит выход на дороги страны не только автомобилей "КАМаз" и "Ока", производство которых сосредоточено на берегах Камы, но и ранее невиданного - с конвейера Елабужского автозавода должны сойти первые десятки тысяч джипов "Шевроле-Блейзер" компании GM в бразильско-татарстанском исполнении. На модели 1996 года прокатились В.Черномырдин и М.Шаймиев и признали ее вполне привлекательной.

Впервые за все годы в нефтедобыче в Татарстане положен конец монополии такого гиганта, как АО "Татнефть". В отрасль, которая всегда считалась оплотом суверенитета республики, допущена "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ".

Событийная канва начала года содержит некоторую повторяемость сюжетов годичной давности - муссирование слухов о противоречиях в исполнительной власти, реакция на события в Чечне, новое обращение к идее "гаагской инициативы".

1.    Экономика. Итоги 1995 года

С одной стороны, Татарстан в числе редких исключений среди других регионов сохранил положительный баланс в части исполнения бюджета (на 1.12.1995 по доходам в сумме 5628,8 млрд. рублей, по расходам - 5427,6 млрд.).

С другой стороны, нарастал кризис неплатежей, усиливающийся диспропорциями в структуре поступлений в бюджет. Так, в производственной сфере (кроме малых, совместных, сельскохозяйственных, бюджетных и банковских предприятий), 80% прибыли пришлось на промышленность, в то время как кредитные вложения в эти отрасли составили сумму меньшую, чем в сельское хозяйство, и были уменьшены по сравнению с 1994 годом на три четверти. В то же время сельское хозяйство, на долю которого приходится треть бюджетных ассигнований, впервые за многие годы перестало быть рентабельным. Сельскохозяйственные предприятия оставались наименее платежеспособными, их денежные средства покрывали просроченную задолженность поставщикам менее, чем на 3 процента.

1.1.    Промышленность

В промышленности был приостановлен спад производства более, чем на половине предприятий. Год начинался с 19-процентного падения физических объемов производства, а завершился 2-процентным ростом. Правда, следует отметить, что это - рост по сравнению с самым низким показателем за все 90-е годы.

Возросли показатели в добыче нефти и производстве - впервые - собственного бензина, а также полиэтилена, синтетического каучука и пластмасс, шин для легковых автомобилей, компрессорных установок и легковых автомобилей. Однако произошло резкое сокращение в машиностроении и металлообработке, в легкой промышленности (на четверть), в пищевой промышленности. В целом, продолжался спад в комплексе отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

1.2.    ВПК

По-прежнему не удается достичь стабилизации в военно-промышленном комплексе, составляющем львиную долю республиканской индустрии. Здесь выпускаются вертолеты серии МИ, стратегические бомбардировщики Ту-160 и бомбардировщики средней дальности, приборы ночного видения и перископы для подводных лодок, быстроходные суда и патроны. Производство продукции военного назначения уменьшилось в 1995 году на 37,5%. Многие предприятия вынуждены были останавливаться и нести большие потери рабочего времени. На ряде предприятий включались, по решению Правительства РФ, мобилизационные мощности.

В связи с этим обостренное звучание получили вопросы взаимоотношений республиканских властей с "Росвооружением". В одной из своих интервью Премьер-министр РТ Ф.Х.Мухаметшин сетовал, что "федеральное Правительство и "Росвооружение" цепляются за различные мелочи, лишь бы не допустить открытия филиала в Татарстане. Из Москвы мы получили документ о том, что такой филиал в Татарстане создается, но наш представитель должен сидеть в Москве, в "Росвооружении". Нам такой филиал не нужен. Мы хотим иметь полномочный филиал в Казани, который был бы наделен правом выходить на международный рынок продажи вооружений, конечно, по согласованию с "Росвооружением". [1].

1.3.    Ситуация в автомобилестроении

Январь ознаменовался победой экипажа гонщиков из Татарстана во главе с Виктором Московских на престижном ралли Париж-Дакар. Пилотируемый ими "КамАЗ" уверенно финишировал первым в своем классе автомобилей. Однако положение в сфере массового производства камских большегрузов в Набережных Челнах не столь победоносно.

Если 1995 год начался с заключения контракта "КамАЗ"а с американской компанией ККР, предусматривавшего в течении нескольких лет инвестиции в объеме 3,5 млрд. долларов, то итоги года по выпуску оказались не такими, как ожидалось. Вместо запланированных 40 тысяч машин с конвейера сошло 24 тысячи - на 8% меньше, чем в 1994 году. Надежды предприятия выйти на безубыточный режим пока не оправдываются. Новая стратегия руководства на наступивший год - структурная реорганизация управления и производства, ориентация не на имеющиеся оборотные средства, а на емкость рынка (уровень спроса здесь будет сохраняться на отметке 25-26 тыс. машин в год).

Конец прошлого года принес долгожданную подвижку в судьбе Елабужского автомобильного завода, который еще в начале 80-х годов закладывался как гигант тракторостроения, а затем многократно готовился к перепрофилированию, выбирая попеременно то перспективу выпуска "Таврии" или "Оки", то "Фольксвагена", то фиатовской "Панды", то южнокорейской малолитражки "ДЭУ". В конечном счете возобладал вариант заключения соглашения с GM "Дженерал моторс".

В декабре с большой помпой и при большом стечении высших правительственных чинов и руководителей Татарстана в Доме Правительства РФ были подписаны соответствующие документы. Событие, с одной стороны, действительно беспрецедентное: создается первое совместное предприятие крупнейшего автомобилестроительного концерна в западном полушарии с российской стороной.

Что же будет производиться в Елабуге?

Речь идет о полноприводном, 5-дверном джипе "Шевроле-Блейзер" в двух вариантах - с бензиновым двигателем и дизельным, с предположительной стоимостью 24 тыс. долларов. К освоению этой модели 1996 года только-только приступает бразильский филиал GM. На первых порах в Елабуге будет осуществляться лишь "отверточная" сборка машин, которые должны поступать сюда уже на колесах. По существу, операции, производимые на "ЕлАЗ"е, будут сводиться к окончательному доведению кузова. Сборка первого джипа запланирована на сентябрь, а к концу года ее объем должен достичь 60 тысяч. Ежегодная мощность на 1996-1997 годы предусмотрена в объеме 50 тыс. машин. В перспективе же до 60 процентов комплектующих планируется производить на российских предприятиях (38% - в Татарстане, 14 - в Удмуртии, 10 - в Башкортостане, всего - на 144 заводах-изготовителях различных деталей).

Параллельно с деятельностью СП "ЕлАЗ - GM", которая обеспечит работой лишь половину мощностей завода в Елабуге, разрабатываются еще два проекта - совместного с партнерами из Франции свеклоуборочного комбайна и - с турецкой фирмой "OTOYOL" - автобуса малой вместимости.

1.4.    Ситуация в нефтяной отрасли Татарстана

Одна грань ситуации - лучшие производственные параметры АО"Татнефть" среди всех нефтяных компаний России. Объем добычи нефти был не только сохранен, но и увеличен. В 1995 году добыто 24 миллиона 141 тыс. тонн нефти. Более, чем 40-процентная рентабельность АО, прибыль, превысившая два триллиона рублей - все это, однако, было "съедено" валютным коридором, введенной предоплатой нефтью в бюджеты России и Татарстана, налогами. Долги потребителей нефтяникам республики составляли на начало года 2 триллиона 663 миллиарда рублей. Положение не удалось выправить даже такими мерами, как освобождение АО решением Правительства РТ от акциза и НДС.

На этом фоне весьма и весьма нетривиальным выглядит решение республиканских властей подписать Соглашение о сотрудничестве между Правительством Татарстана и АО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ". Последняя является одной из нескольких доминирующих нефтяных компаний, контролирующих основные объемы экспорта по закрепленным за ними направлениям.

Подписание документов состоялось 24 января 1996 года в Полномочном представительстве РТ в Москве. Соглашение предусматривает сотрудничество в таких областях, как совместная добыча нефти на неразрабатываемых месторождениях, как переработка и транспортировка нефти и нефтепродуктов. Имеется в виду создание АО "ЛУКОЙЛ-Татарстан", а также привлечение "ЛУКОЙЛа" к участию в деятельности финансово-промышленных групп.

Замысел - в создании при помощи молодой динамичной компании конкурентной среды в отрасли, при том что контрольный пакет акций решено оставить пока за Правительством РТ. Далее, низкорентабельные скважины, действовавшие в безналоговом режиме эксплуатации, будут передаваться новой структуре. Именно здесь и решено включить механизмы конкуренции. Наконец, совместная деятельность будет распространяться и вне пределов республики: от Западной Сибири до Ирака.

Это - шаг, не имеющий прецедента. В долгосрочном плане, по-видимому, можно констатировать то, что в сложных хитросплетениях возобладают рыночные мотивации. Отрасль, которая всегда воспринималась как фундамент суверенитета, начинает рассматриваться в контексте стратегической переориентации.

Не будет, вероятно, большой ошибкой предположить, что решение имеет и политическую подоплеку. В уже цитировавшемся интервью премьер-министр расставил акценты в том духе, что это решение не является бесспорным: "Полемика в печати об этом соглашении уже началась. Что касается моего мнения, то держать крупного нефтяного монополиста в республике, наверное, нецелесообразно. Сегодня, когда на балансе "Татнефти" находятся крупные города, рабочие поселки, конкурировать с "ЛУКОЙЛом", который придет сюда без инфраструктуры, будет тяжело..." [2].

Диссонанс с оценками, высказанными президентом М.Шаймиевым и вице-премьером Р.Муратовым, столь же очевиден, сколь и показателен. Любопытно также то, что Соглашение с "ЛУКОЙЛ”ом было подписано не Премьером, а его заместителем Р.Муратовым - "сильным" экономистом и прагматиком, чья кандидатура периодически становится объектом муссирующихся слухов о скором премьерстве. И последнее. Нынешний Премьер-министр Ф.Мухаметшин - профессиональный нефтяник и выходец из региональной элиты юго-восточной зоны Татарстана - края традиционного доминирования отраслевой технократии нефтяников. То, что его роль при подготовке и подписании Соглашения, судя по mass media, была по меньшей мере пассивной, выглядит также весьма симптоматичным. Отсюда становятся более понятными периодические напоминания в печати о том, что мартовские выборы президента РТ конституционно означают отставку нынешнего Кабинета министров. Насколько эта процедура будет формальной - покажет перспектива ближайших двух месяцев. Наблюдатели сходятся в ожидании достаточно вероятных кадровых перестановок в высших эшелонах власти Татарстана.

2.    политика

2.1.    Избрание В.Лихачева вице-спикером Совета Федерации

Небезынтересен в связи со сказанным и другой не менее сенсационный сюжет политической хроники Татарстана в январе. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Василий Лихачев был избран на первой сессии Совета Федерации заместителем его председателя. Поворот событий довольно заметный, если вспомнить, что выборы в Совет Федерации в декабре 1993 года по Татарстану вообще были признаны несостоявшимися из-за низкой явки избирателей, а фактически из-за "пассивной" позиции республиканского руководства. И вот, по прошествии двух с небольшим лет глава законодательной власти Татарстана становится вице-спикером российского Сената.

Характерно, что его кандидатура на должность в Совете Федерации, как сообщалось, была одобрена ассоциацией "Большая Волга" - структурой, в целом к общероссийским политическим процессам отношения не имеющей. Более того, в Татарстане следов ее политической деятельности не наблюдается в принципе. Прежний глава Кабинета министров М.Сабиров как-то называл эту ассоциацию мертворожденной.

Интрига, как это можно предположить, состояла в том, чтобы найти удобоприемлемые способы снять ситуацию напряженности, связанную с именем В.Лихачева, а также с полемикой между ним и президентом М.Шаймиевым, которая вспыхнула на сессии Госсовета в конце прошедшего года по поводу поправок к Конституции РТ (речь шла о том, кто будет исполнять обязанности президента в случае, если в этом возникнет необходимость). Формальный, в общем-то, повод вылился тогда в непривычно резкий спор публичного характера. Однако, вопреки ожидавшемуся исходу, Советом Федерации было принято решение об отправлении обязанностей в его руководстве без прекращения прежних полномочий. Это дало возможность В.Лихачеву не только сравнить свое положение с устойчивостью катамарана, но и занять, как кажется, более независимую позицию в правящей элите Татарстана. Последнее подтверждается нотками ригоризма, которые стали часто звучать в публичных выступлениях спикера Госсовета. На вопрос: "Борис Немцов ввел правило: строишь коттедж - уходи с госдолжности. Как вы к этому относитесь?" во время пресс-конференции В.Лихачев ответил: "По нашей конституции, когда избирается новый президент, прежний состав правительства слагает полномочия. И президент начинает формировать новую команду. Я глубоко убежден, что новому президенту нужна новая команда - для решения многих вопросов. в том числе и того, о котором вы спросили" [3]. Высказывание достаточно красноречивое. Судя по всему, схватка "под ковром" имеет все шансы приобрести к марту - к моменту до и сразу после президентских выборов - более заметные очертания. Во всяком случае, во внутриполитическую ситуацию Татарстана привнесен абсолютно нетривиальный компонент - фигура участника властных взаимоотношений в высшем звене, получившая общероссийский ранг. Это придает совершенно иную окраску, ранее отсутствовавшую в палитре, в которой явно безраздельно преобладали президентские тона.

3.    Подготовка к выборам президента республики

Вряд ли найдется кто-то, сомневающийся в исходе мартовских президентских выборов. Минтимер Шаймиев - единоличный фаворит не только в силу сложившихся в Татарстане электоральных технологий, но прежде всего в личном качестве творца политической стабильности и ее гаранта.

27 января его кандидатура была зарегистрирована в Центризбиркоме: вместо 50 тысяч необходимых подписей в его поддержку было собрано 130 тысяч.

Среди других потенциальных претендентов на кресло главы Республики Татарстан, не прошедших еще процедуру регистрации: директор оздоровительно-культурного центра "Возрождение планеты" Рафик Миннекаев; выдвиженец от коммунистов республики, директор уксусного завода Рамиль Габдрахманов; вице-президент фонда защиты материнства и детства, бывший депутат Верховного Совета РТ Анатолий Васильев. Трудно прогнозировать, удастся ли им собрать достаточное количество подписей избирателей. М.Шаймиев со своей стороны говорил, что не видит ничего страшного в том, что "ребята хотят проявиться", но предпочел бы иметь "в качестве альтернативы" людей, действительно представляющих объем президентских задач и характер этой деятельности - опытных глав администраций и т.п. Последнее, впрочем, было встречено журналистами как утопическое предположение.

Показателен тот факт, что наиболее дееспособные элементы оппозиции - как блок "Равенство и законность" демократически-федералистской ориентации, так и партий национальной независимости Татарстана "Иттифак" - одновременно отказались от непосредственного участи в кампании.

Конференция "РиЗ"а, состоявшаяся в середине января в Казани, после долгих дискуссий сочла нецелесообразным участие в выборах - то ли по причине несовершенства закона о президентских выборах, то ли из-за отсутствия реальной кандидатуры на этот пост. Фигура лидера "Риз"а, думского депутата и одного из лидеров блока "ЯБЛОКО" Ивана Грачева не подошла по причине его занятости московскими делами.

Лидер "Иттифака" и всего радикального крыла националов Фаузия Байрамова объясняла свою позицию так: "Закон о выборах президента РТ сделан только для одного человека... Это недемократичный закон". Кандидату надо собрать подписи двух процентов населения, а в России - одного процента. "Нынешний режим, - продолжала Байрамова, - не для демократических выборов, это режим тоталитарный, диктаторский. ...Если бы сейчас стоял вопрос, нужен ли Татарстану президент, я сказала бы: нет, не нужен". Характерное признание для сторонника полной государственной независимости Татарстана.

Оба примера - свидетельства того, что нынешняя правящая элита доминирует в Республике пока единолично, не имея дела со значимой контрэлитой или сколь либо работоспособной оппозицией.

Позиции М.Шаймиева на предстоящих выборах выглядят как несомненные. Иное дело, что последует после выборов... Кандидатуры его оппонентов смотрятся скорее экстравагантно.

Имел место эпизод, носящий прямо сенсационный характер. Один из претендентов, Р.Габдрахманов - молодой преуспевающий руководитель современного типа, успешно функционирующий в нынешней экономической среде, был в конце января задержан на несколько суток органами районного Управления внутренних дел. Эта мера была применена по подозрению в его причастности к преступлению, имевшему громкий резонанс. Был застрелен директор одного из пригородных спиртзаводов В.Баранов, ранее занимавший видный пост в системе уголовного розыска Казани и находившийся в отставке. После убийства на территории спиртзавода в ходе обыска было обнаружено весьма большое количество незаконно хранившихся видов оружия и боеприпасов (в их числе десятки гранатометов). Выручать Р.Габдрахманова из СИЗО спешно прибыл из Москвы лидер коммунистов Татарстана, ныне депутат Госдумы Александр Салий. Он также предлагал в Думе включить вопрос о задержании Р.Габдрахманова в повестку дня, но к тому моменту подозреваемый был уже освобожден. По всей вероятности, следствие по делу об убийстве В.Баранова и уголовное дело о незаконно хранившемся оружии не будет завершено до президентских выборов.

4.    Реакция на события в Чечне

Как и год назад, в ходе парламентских заседаний возник вопрос о реакции на чеченские события, но на сей раз в связи с кризисом в Кизляре - Первомайском.

По стечению обстоятельств, долгое время ответственность за охрану административных границ между Чечней и Дагестаном долгое время нес батальон внутренних войск МВД, расквартированный постоянно в Казани. Он был выведен туда буквально за считанные дни до нападения группы С.Радуева согласно графику несения службы.

Реакция со стороны депутатов Госсовета на события в Кизляре, естественно, была весьма болезненной и остро критичной. Госсовет РТ решил воспользоваться правом законодательной инициативы с целью внесения изменений в Закон РФ "Об обороне".

Парламент республики предложил восстановить в Законе часть третью статьи 10, признанную Указом Б.Ельцина от 24.12.1993 года недействующей и не подлежащей применению как противоречащей Конституции РФ. Существо статьи, как известно, предусматривает привлечение Вооруженных Сил РФ к выполнению несвойственных им задач только на основании закона и с разрешения Совета Федерации.

Было также принято "Заявление Государственного Совета РТ в связи с военными событиями на Северном Кавказе в январе 1996 года", в котором наряду с критикой правовой базы использования армии для решения внутренних конфликтов содержится призыв:

а) немедленно прекратить военные действия с обеих сторон и возобновить переговорный процесс;

б) безотлагательно созвать Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственную Думу) и обеспечить политическое решение чеченского кризиса, включая вывод Вооруженных Сил;

в) внести изменения и дополнения в Конституцию РФ, Закон "Об обороне" Российской Федерации в части использования Вооруженных Сил и совершенствования основ военной доктрины.

Президент М.Шаймиев однозначно солидаризировался с начинаниями Бориса Немцова по сбору подписей за прекращение боевых действия в Чечне. Он также предложил повторить прошлогодний опыт встречи в Гааге при посредничестве группы по урегулированию конфликтов Гарвардского университета и Фонда Карнеги. Тогда во встрече принимали участи руководители Татарстана, Абхазии, Приднестровья, Гагаузии наряду с официальными лицами Украины, Грузии, России (в частности, там присутствовал Эмиль Паин). На сей раз предлагается привлечь к столу переговоров чеченскую и российскую стороны. Однако эта инициатива вряд ли, как думается, в состоянии вывести ситуацию из пата и сформулировать нечто новое.

Наконец, насколько содержательны и реалистичны высказывания лидера Татарского общественного центра (ТОЦ) о записи добровольцев для отправки в Чечню на поддержку Дудаеву? Скорее всего, это блеф. Организацию, продемонстрировавшую неспособность обеспечить формальные требования закона для собственной регистрации в ходе прошлогодних парламентских выборов, очень и очень трудно заподозрить во владении достаточным ресурсом для осуществления столь дерзновенных замыслов. В принципе, эта структура, широковещательно декларировавшая права на легитимное представительство от имени всех татар, на сегодня ничего, кроме антишаймиевского и антироссийского эпатажа предложить не в состоянии. Это важно иметь в виду, соотнося информационные сообщения в печати с реальностью.

Источники:

1. Республика Татарстан, 1 февраля 1996

2. Республика Татарстан, 1 февраля 1996

3. Вечерняя Казань, 30 января 1996

 

 

Политический мониторинг №1(48)