Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Томская область в январе 1996 г.

НЕЗАВИСИМЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ГАБИТУС"
Н.ПОГОДАЕВ

Томская область

в январе 1996 года

1.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР

1.1.    Областная администрация

Одним из первых решений вновь избранного губернатора стало постановление "О схеме исполнительной власти Томской области". Оно подписано 26 декабря. Первым заместителем главы администрации назначен Владимир Пономаренко, и прежде занимавший эту должность. Виктор Кресс намерен провести реорганизацию исполнительной власти области, для чего создана рабочая группа по подготовке проекта закона "О схеме исполнительной власти Томской области", во главе с В.Пономаренко. Сначала было сообщено,что проект должен быть готов уже к 10 января. После этого он должен быть утвержден Государственной Думой Томской области.Позже стало известно,что действительно на ближайшем заседании Думы предполагается рассмотреть новую схему исполнительной власти области. Схема рождалась как с учетом общей ситуации после выборов, так и вклада некоторых работников аппарата в победу главы администрации. Один из проектов схемы предусматривал наличие двух заместителей главы администрации. Первый (видимо В.Пономаренко), согласно схеме, по-прежнему ведал бы экономическим блоком, другой (судя по всему, В.Жидких) должен был руководить политическим блоком. Полная зависимость главы от своих замов была слишком очевидна - для маневра самому главе оставались одни помошники да пресс-секретарь.

Второй вариант схемы преодолел этот порок.Огромная власть двух заместителей здесь равномерно распределилась между возросшим их количеством. Как плюс новой схемы можно отметить и появившийся при самом главе экспертно-аналитический центр,что должно увеличить степень свободы губернатора при принятии решений.

И в том и в другом проекте появилось новшество, которое, вероятно, вызовет вопросы депутатов. Речь идет о департаментах. Это - департамент по вопросам государственной службы и местного самоуправления, департамент социальной защиты населения, департамент по вопросам информационной политики и связи с общественностью, департамент по общим вопросам, департамент строительства, коммунального и дорожного хозяйства и еще семь департаментов.

Какое содержание вкладывают авторы проекта в понятие "департамент" и чем он предпочтительнее комитета, тем более, что в ряде случаев их полномочия равны, - на эти вопросы схема ответов не дает. Во-вторых, непонятна как сама идеология новой схемы управления, так и то, в чем же ее преимущество перед ныне действующей.

В прессе эта схема оценивается пока достаточно скептически, дескать, стоило ли огород городить, если ничего принципиально нового, кроме названий подразделений она не несет.[1]

9 января состоялось заседание коллегии областной администрации по рассмотрению бюджетов областных управлений и комитетов социального блока. Представленные проекты бюджетов рассматривала специальная согласительная комиссия, в которую, кроме заместителей губернатора, вошли руководители облфинуправления, бюджетно-финансовых комитетов Госдумы Томской области, начальники областных управлений здравоохранения и образования.

Основное направление бюджетной политики областной администрации начальник облфинуправления Антон Джаши определил как "стабилизацию в финансировании учреждений социально-культурной сферы области, различного рода социальных выплат населению, приоритетное финансирование социально-значимых целевых программ области, сохранение существующих учреждений социально-культурнойсферы". По его словам, в 1996 году ожидается снижение доходных источников бюджета - за счет отмены спецналога и налога на превышение заработной платы - в пределах 1-2%. При прогнозе бюджета в один триллион 348 миллиардов рублей планируется один триллион 793 миллиарда рублей в его расходной части. Дефицит в 444,9 миллиарда рублей планируется покрыть за счет получения трансфертов из федерального бюджета и проведения областных займов. При планировании расходной части бюджета учитывается своевременное индексирование заработной платы работникам бюджетной сферы. В отличие от прошлого года, в проекте бюджета значится расходная статья на капитальное строительство.[2]

22 января в обладминистрации обсуждалась финансовая ситуация, сложившаяся в области. Начальник областного финуправления Антон Джаши сообщил, что вместо ожидаемых 57 миллиардов рублей за январь в областной бюджет поступило всего 22 миллиарда. Соответственно, трансферы в районы перечисляются лишь в половинном объеме. Из выступлений мэра Томска Геннадия Коновалова понятно,что в городе положение еще более критическое: в бюджет поступило лишь 30% от суммы самых необходимых платежей. По всей видимости, львиная доля этих средств уйдет на зарплату бюджетникам, а опустевшая казна вряд ли выдержит какую-нибудь экстремальную ситуацию вроде недавней аварии на водоводе.[3]

По сообщению начальника облфинуправления Антона Джаши, положение с бюджетным финансированием в январе характеризуется как крайне сложное. Таков же прогноз и на первый квартал 1996г. Для возмещения бюджетного дефицита намечено выпустить векселя облфинуправления, обеспечивающие проведение коммунальных платежей; провести областной сельскохозяйственный заем. Имеющиеся в наличии средства будут направляться в первую очередь на финансирование образовательных и социальных учреждений области.[4]

В.Кресс освободил от должности главу администрации Колпашевского района (одного из крупнейших в области) Александра Куприянца. Поводом к подписанию документа явилось, якобы, соответствующее заявление последнего. Но в прессе высказывается предположение, что это решение было вызвано некоторыми не совсем благовидными делами главы колпашевской администрации. Имеется в виду прежде всего заем, полученный сыном А.Куприянца из государственных средств.[5]

Обладминистрацей принято постановление номер 323 от 20 декабря 1995г. "О порядке регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги, на которые право государственного регулирования предоставлено администрации области". Регулируются тарифы на следующие услуги:

-по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом на внутриобластных и межобластных маршрутах (кроме такси) путем установки фиксированных цен;

- по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, воздушным транспортом на местных авиалиниях, речным транспортом в местном сообщении и на переправах путем декларирования повышения тарифов;

- по перевозке грузов (в том числе населению) речным и воздушным транспортом в районах, приравненных к местностям Крайнего Севера, а также на услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях самостоятельно, путем формирования тарифов, исходя из себестоимости услуг и предельного норматива рентабельности 35%.

Сохраняется действующий порядок утверждения надбавок на нефтепродукты, реализуемые в Томской области АООТ"Томскнефтепродукт".

Городскими районным администрациям предоставляется право государственного регулирования тарифов:

- на ритуальные услуги;

- на услуги систем водоснабжения и канализации, кроме услуг, оказываемых АСХО "Межениновское", АО "ТНХК" и АОЗТ "НОПСВ".

Контроль за исполнением постановления возложен на комитет по политике цен администрации Томской области.[6]

1.2.    Налоговая полиция

В интервью с начальником Управления федеральной налоговой полиции по Томской области генералом Владимиром Ивановичем Котляровым приводятся некоторые данные о работе этой службы. В 1994 году полиция не занималась административным арестом имущества налогоплательщиков в счет недоимок. В 1995 году за 11 месяцев налоговая инспекция вынесла постановления на административный арест имущества на сумму около 100 млрд.рублей. С помощью полиции в бюджет поступило около 62 млрд. рублей. В 1994 году налоговая полиция возбудила 12 уголовных дел, осужден один человек. В1995 году возбуждено 25 уголовных дел, осуждено четверо. В 1994 году совместными усилиями инспекции и полиции в бюджет доначислено по результатам документальных проверок около 10 млрд. рублей. В 1995 году - около двадцати двух. Значительно увеличилось количество мероприятий по обеспечению безопасности. За 11 месяцев 1995 года таковых насчитано 1621: изъятия наличных денег, документов, вручение повесток и т.д. В 1994 году мероприятий было только 400.[7]

1.3.    Областная дума

1.3.1.    Принятие Закона "О государственной службе в Томской области"

Думой приняты два закона Томской области -"О государственной службе в Томской области" и "О муниципальной службе в Томской области". В первой главе Закона "О Государственной службе в Томской области" дается определение понятия "государственная должность", "государственная служба", "государственный служащий", даны перечень классификаций государственных должностей государственной службы, реестр государственных служащих. Вторая глава посвящена правовому положению государственного служащего: оговариваются его права, обязанности, ответственность. Здесь же идет речь об ограничениях, связанных с государственной службой; сведениях о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на правах собственности; гарантиях для государственного служащего; правовом положении государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа; денежном содержании государственного служащего; денежном содержании государственного служащего; порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска; пенсионном обеспечении; исчислении стажа работы, дающего право на получение надбавок за выслугу лет. Глава четвертая посвящена прохождению государственной службы: поступлению на государственную службу, аттестации государственного служащего, поощрению государственного служащего, основаниям для прекращения государственной службы, органам по вопросам государственной службы, кадровой службе государственного органа. Закон подписан главой администрации (губернатором) Томской области В.Крессом.[8]

1.3.2.    Принятие закона "О муниципальной службе в Томской области"

Закон "О муниципальной службе в Томской области" под муниципальной службой понимает профессиональную деятельность муниципальных служащих в органах местного самоуправления. Законом оговариваются правовое положение муниципального служащего, процесс прохождения муниципальной службы. Закон подписан главой администрации (губернатором) Томской области.[9]

1.3.3.    Собрание областной Думы. Обсуждение бюджета обасти

В конце декабря 1995 года состоялось семнадцатое собрание Томской областной Думы. Выступивший на нем председатель Думы Борис Мальцев назвал победу коммунистов на выборах - "серьезным звонком правительству". По его мнению, упорное продолжение реформ может привести к социальному взрыву. И потому "мы должны сменить тактику и стратегию". Стратегия, в трактовке спикера облдумы, это "создание социального рыночного хозяйства, когда экономические и социальные блага становятся достоянием всего населения". В развернутом виде эта стратегия представляет из себя отказ от разбазаривания госсобственности, недр, земли; комплекс мер по мобилизации финансовых ресурсов и стимулированию экономического роста. Далее он ставит задачу осуществить комплекс мер по стимулированию роста доходов населения и занятости; по активной, наступательной политике поддержки отечественного товаропроизводителя; по экономическому ограничению роста цен и издержек производства, а также спекулятивных доходов.

Самый больной вопрос, по мнению Б.Мальцева - социальная политика. Из-за неуправляемого спада производства и ухудшения финансового положения предприятий резко выросла скрытая безработица, для населения нет гарантий занятости. Виновата в этом, как явствует из выступления, администрация области, которая не реализовала в полной мере возложенные на нее социальные функции.

Далее председатель облдумы предложил план законов социальной направленности из восьми пунктов. Первый - закон о жилищном строительстве, за ним - законы о финансовых институтах долгосрочного кредитования, о защите сбережений населения. Закон о программе приватизации (с вопросом, нужно ли ее проводить) Б.Мальцев поставил на предпоследнее место, а на последнее - соображение о "необходимости документа государственного регулирования на уровне области финансово-кредитной системы".

По первому вопросу повестки дня - программе вывода области из кризиса - выступил Анатолий Лукьянец, председатель комитета по экономике и информатизации. Он сказал, что основными задачами своей программы администрация считает рост занятости и увеличение доходов населения. Как явствует из его доклада, за десятилетие численность занятых в промышленности уменьшилась на 19%, в непроизводственной сфере - выросла с 28 до 34%. Внутри самой промышленности за эти годы сильно изменился удельный вес сырьевых отраслей - с 46 до 57%. Доля занятых в обрабатывающих отраслях сократилась с 46 до 36%. Еще резче изменилась структура товарной продукции: здесь на обрабатывающие отрасли приходится всего 15%, а на сырьевые - 63. Сравнение удельных показателей в расчете на одного занятого подтверждает более высокую эффективность сырьевых отраслей. Выход товарной продукции в расчете на одного занятого в электроэнергетике и нефтедобыче составляет более 30 тысяч долларов, в машиностроении - 4 тысячи, в химии и нефтехимии - порядка 13 тысяч.

Хотя уровень безработицы в обрабатывающих отраслях невысок, существенную долю занятых в них нужно признать неэффективной. Неэффективная занятость составляет около 30%. И именно этим, по словам докладчика, определяются и истинные масштабы экономической депрессии. Наблюдения за структурой занятости в нашей области, считает он, следует вести, исходя не из формального показателя зарегистрированной безработицы, а из объема чистой либо товарной продукции на одного занятого. В США такой уровень составляет 40-45 тысяч долларов в год (это минимальный уровень), у нас - 2-4 тысячи. Ясно, делает вывод А.Лукьянец, что число занятых на подобных предприятиях - показатель потребности регионов в новых рабочих местах, в дополнительных капитальных вложениях.

В Томске, согласно проведенным в прошлом году исследованиям, число предприятий, где выработка на одного работающего 10 и более тысяч долларов, составляет 42%. Свыше 43%, соответственно, доля в области неэффективной занятости. Далее докладчик предложил рассмотреть три возможных сценария выхода из сложившейся ситуации: рационализация развития сырьевых отраслей; оценка параметров инвестиционной программы, реструктуризация обрабатывающей промышленности; выработка рекомендаций по развитию районов и городов области. Механизм реализации разработанной администрацией программы, сказал докладчик, должен решить главную проблему - нахождение финансовых источников. Должна быть сформирована инвестиционная политика.

В развернувшихся прениях программа администрации (большой труд, который депутаты до собрания прочитать не смогли) подверглась бурной критике. А.Поморов отметил, что программы у администрации нет. Нет проработок ни по поводу более эффективного использования сырья, ни на тему о том, где взять инвестиции. Никаких этапов, никаких задач. И.Тютрин: “Совершенно очевидно, что нет не только программы, но нет даже ориентации, в какую сторону двигаться”. А.Макаров: “Не было сказано о конверсии, о мощной промышленной базе Томска, о богатейших запасах торфа, о Туганском месторождении”. С.Ильин: “Мы здесь не увидели идеи. Не увидели приоритетов. Не было проведено мозгового штурма”. После выступления В.Пономаренко, первого заместителя главы областной администрации, все же было решено в январе программу представить в думские комитеты, а в марте - на собрание самой Думы для принятия.

Вторым вопросом был вопрос об областном бюджете на 1996 год. С докладом выступил В.Пономаренко. Он отметил цели, которые нашли отражение в бюджете - сохранение рабочих мест и увеличение налогооблагаемой базы. Бюджет 1995 года, по его словам, будет выполнен с дефицитом в 435 млрд.рублей. В 1996 году администрация предполагает принять ряд мер по расширению налоговой базы. Будут вноситься предложения о снижении некоторых налогов, увеличении ставок налогов, индексации объектов налогообложения и расширения круга плательщиков, доходов и состава источников налогообложения. Сегодня, по его словам, в бюджет платит только добросовестный. Предполагается повысить роль имущественных налогов, особенно это касается тех, кто получил имущество в процессе приватизации. Теперь он должен показать на деле, какой он эффективный собственник. Предполагается использовать современные механизмы для стимулирования роста товарного производства. После проведенной дискуссии в первом чтении закон о бюджете на 96-ой год был принят.

Ряд вопросов, стоящих в повестке дня собрания Думы был снят без каких-либо внятных объяснений. Это касается вопроса о регистрации Устава Томска и о назначении даты выборов мэра Томска и депутатов городской Думы. Еще ранее, при обсуждении повестки дня, был снят вопрос "О выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Томской области".[10]

1.3.4.    Проблема выборов в областную Думу

Как сообщалось в прошлом выпуске мониторинга, Государственная Дума Томской области назначила следующие выборы в Думу на март 1998 года, а довыборы двадцати одного депутата - на 16 июня текущего года. В связи с этим решением областная прокуратура сделала Думе представление "Об устранении нарушений законодательства о выборах в органы государственной власти субъекта Федерации". В нем указывается, что указанное решение Думы вступает в противоречие с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации".

По Уставу области Государственная Дума Томской области состоит из 42 депутатов, избираемых населением области на основании всеобщего, равного и прямого избирательного права сроком на четыре года. Принимая решение о проведении в нынешнем июне дополнительных выборов 21 депутата, Государственная Дума, как считает прокуратура, не учла того,что Устав области не предусматривает возможности двух этапов при формировании законодательного (представительного органа власти). В случае реализации этого решения нарушается принцип равенства участников избирательного процесса. Состав ныне действующей Думы в количестве 21 депутата избран на основании Указа Президента сроком на два года. Другую половину предполагается избрать уже на иных правовых основаниях в соответствии с законом области.

Прокуратура считает,что ранее избранные депутаты представляют все население области, и потому свободных округов для избрания еще двадцати одного депутата нет. Преобразование округов в двухмандатные, как это предусмотрено проектом закона области о выборах депутатов областной Думы, проблемы не решает. Ведь в соответствии с ним должны будут избираться 42, а не 21 депутат.В случае проведения таких выборов получится, что одна часть депутатского корпуса будет избрана по одномандатным округам, вторая по двухмандатным.

Действующие депутаты продлили срок своих полномочий до четырех лет, срок же второй половины - только два года. (Высказываемое предложение о так называемой "ротации" половины депутатского корпуса через каждые два года прямо противоречит Уставу: он предусматривает избрание Думы в количестве 42 человек сроком на четыре года, прекращение полномочий прежнего созыва, формирование органов Думы на первом заседании и так далее). Помимо этого, говорится в представлении, будут ущемлены права половины депутатского корпуса на участие в формировании органов Думы.

Ни Устав области, ни закон области о статусе депутатане предусматривает возможности продления полномочий депутатов. Указ президента N 951 "О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления" продлевает полномочия представительных органов субъектов Федерации, срок которых заканчивается в 1995-96-м годах, только на определенных условиях - выборы должны прйти в декабре 1997 года.

Прокуратура полагает, что указанное решение ГосДумы Томской области не соответствует ни федеральному законодательству, ни Уставу области. Его реализация не только приведет к нарушению принципа равенства избирательных прав граждан области (право на равных основаниях избирать и быть избранным), но и поставит под сомнение правомочность подобным образом сформированного законодательного (представительного) органа. Прокуратура просит Думу рассмотреть представление на своем очередном собрании и привести решение в соответствие с законодательством.

С комментарием создавшейся ситуации выступил ВикторСапунов - начальник отдела по надзору за исполнением законов и законности правовых актов областной прокуратуры. Он обращает внимание на то, что решение Думы не было подвергнуто серьезной правовой экспертизе и потому вступило в противоречие с существующим законодательством. Кроме того, речь идет и о нравственном аспекте проблемы: "Наш народ выстрадал право раз в определенный период дать оценку власти, и если он сочтет необходимым, то и сменить эту власть. У нас же пытаются всеми путями это право отобрать. Придумали ротацию. Ведь если ее ввести, то в дальнейшем появится постоянно действующая Дума, и население лишится возможности дать действенную оценку представительному органу в целом, а политическим силам будет затруднена возможность сорганизоваться и прийти со своей программой".

Ситуация получила комментарий и от редакции газеты, на страницах которой развернулась данная полемика.В нем прямо говорится, что народные избранники решили лишить народ возможности дать оценку их деятельности. Причина тому - стремление остаться у власти. Ибо "власть - это доступ к особо важной информации, близость к финансовым ресурсам и возможность влиять на финансовые потоки. Власть - это привилегии, и не всегда законные. Вот, например, наши депутаты взяли и приняли решение о том,что депутат "не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности без согласия областной Думы... Неприкосновенность депутата областной Думы распространяется на его жилое, служебное помещение и так далее, практически на все. А для спикера есть еще одно исключительно привлекательное обстоятельство - он автоматически становится членом Совета Федерации". По мнению редакции, подобное стало возможным потому, что в составе областной Думы совершенно нет профессиональных юристов, а присутствующий там директорский корпус страдает правовым нигилизмом.

Данная проблема была рассмотрена и на очередном заседании Общественной палаты при представителе президента РФ в Томской области. После дискуссии была принята резолюция, в которой говорится, что Общественная палата считает обязательным прекращение полномочий депутатов Думы Томской области по истечении срока, на который они были избраны.Таким образом, лидеры томских партий и общественных организаций высказались не только против довыборов областных депутатов, но и против продления их мандатов до декабря 1997 года.[11]

2.    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

2.1.    Создание Муниципального банка

Известно, что в результате банковского кризиса началась особо острая борьба банков за клиента. В связи с этим обострилось противоборство между местными банками и филиалами московских банков - например, в Новосибирске три крупнейших банка, созданные на базе финансовых монстров Промстройбанка, Жилсоцбанка и Агробанка, заключили между собой соглашение и выступили единым фронтом против "московских оккупантов". В Томске пока не наблюдается подобной острой конфронтации.Тем не менее, томские филиалы Ладабанка, Финист-банка и НГС банка ликвидированы. В то же время мэр Томска Геннадий Коновалов 29 декабря 1995 года подписал постановление за номером 500 "О создании муниципального банка мэрии Томска". В нем комитету по управлению имуществом города, выступающему от лица мэрии учредителем АООТ "Акционерный народный банк", предписывается войтина общее собрание акционеров этого банка с предложением о создании на базе АНБ муниципального банка; увеличить долю муниципалитета в уставном капитале банка до 35% с последующим доведением до 51%. Таким образом началась большая организационная работа по функционированию муниципального банка. В прессе появилось большое интервью с заместителем мэра по экономике Сергеем Кузнецовым, в котором разъясняется суть нового банка. Создание муниципального банка обрело и политическую окраску.

Прежде всего проблема касается того, какой банк будет взят за основу и насколько прозрачна будет деятельность структур, использующих госбюджетные деньги. С соображениями по этому поводу по поручению оргкомитета антиавторитарной коалиции выступилпредседатель совета томского ЭПИцентра Б.Шайдуллин.[27]

2.2.    Продажа акций АО ВНК

Недавно стали известны результаты всероссийского аукциона по продаже акций Восточной нефтяной компании (ВНК). На продажу государство в лице Российского фонда федерального имущества выставило 15% акций, а именно 448303 акции. Заявки на их приобретение принимались в 58 регионах страны. Как отмечают наблюдатели, простые граждане интереса к аукциону не проявили. Тем не менее все акции были проданы. Покупали их предприятия и фирмы, имеющие профессиональный интерес к ВНК и ее бумагам. При стартовой цене в 80 тыс.рублей цена на акции в ходе торгов поднялась до 172,4 тысячи рублей. Таким образом, ценная бумага номиналом в тысячу рублей прошла свое первое аукционное испытание и показала свою рыночную стоимость на конец 1995 года. 77 миллиардов рублей, вырученных от продажи бумаг ВНК, были распределены следующим образом: 55% пошли в федеральный бюджет, 14 - в ВНК, 10 в областной бюджет, 4 - в бюджет Томска.

Этот аукцион по сути стал началом приватизации, то есть началом выкупа ВНК у государства. На момент учреждения компания представляла собой акционерное общество открытого типа. Его уставной капитал был полностью сформирован из пакетов акций восьми предприятий, закрепленных сроком на три года в федеральной собственности. В отношении ВНК вышел президентский указ. По этому указу 51% акций компании остается в федеральной собственности, а остальные должны быть проданы на аукционах и инвестиционных конкурсах. Выполняя указание свыше, специалисты ВНК в конце сентября 1995 года подготовили проект плана, который прошел экспертизу и был утвержден в Госкомимуществе России. Так, 15 процентов ценных бумаг компании оказались на всероссийском аукционе. Остальные 34% акций будут выставлены на инвестиционные конкурсы, где победитель выявляется по величине предлагаемых инвестиций и цена самих акций особой роли не играет. Ожидается, что на конкурсе цена акции ВНК будет чисто символической - около 20 тыс. рублей.

Стоимость основных фондов гигантской компании, как и большинства других российских акционерных обществ, определялась в ценах июля 1992 года. Ее имущество оценено в 2,9 миллиарда рублей. Столь символическая по нынешним меркам цена уставного капитала делает нефтяную компанию в глазах многих очень привлекательным объектом. Ведь нынешняя ее реальная стоимость, как показали итого прошедшего аукциона, примерно 500 миллиардов рублей. И сейчас трудно предугадать, кто, помимо государства, станет ее хозяином. У руководителей ВНК есть некоторый повод для беспокойства. Правда, приватизируемые предприятия, которым запрещено выкупать самих себя, зачастую пытаются найти противоядие против непрошеных сторонних инвесторов. Сегодня даже появился термин "самовыкуп". Например, победителем залогового аукциона по продаже большой доли госпакета акций "Сургутнефтегаза" стал негосударственный пенсионный фонд "Сургутнефтегаз", учредителем которого является вышеупомянутое предприятие. Таким образом, и свои интересы соблюдены и закон не нарушен. Правда, здесь обнаруживается один существенный минус. В этом случае не привлекаются средства со стороны. Как бы то ни было, государство, немного заработав на аукционной продаже ценных бумаг ВНК, предоставляет возможность и самой компании заработать на инвестиционных конкурсах.[28]

2.3.    Сотрудничество с Францией

В Северске побывали представители трех французских фирм "Кожема", "Электрисите де Франс" и "Сифаль". На Сибирском химическом комбинате предполагается рассмотреть вопросы о продолжении взаимовыгодного сотрудничества по обогащению урана. Французская делегация посетит сублиматный завод и завод разделения изотопов, детально ознакомится с методами работы в отношении ядерных материалов. В газетной заметке по этому поводу говорится, что особое внимание будет уделено безопасности, расфасовке, транспортировке материалов, охране окружающей среды.[29]

2.4.    Конференция Ассоциации фермеров

23 января в Томске прошла шестая областная конференция фермерской ассоциации "Томская АККОР", на которой были подведены итоги работы за год. В докладе председателя координационного совета ассоциации Валентина Гуммера отмечалось, что, несмотря на недостаток техники, средств, сложности со сбытом продукции, фермерское движение набирает силу. В прошлом году его пополнили 154 новых хозяйства, доведя их общее количество до 2311. Впервые в крестьянских хозяйствах выращено продовольственное зерно, расширены посевы льна и картофеля, значительно укрепилась их материальная база. На поддержку крестьянских хозяйств из областного бюджета в прошлом году было выделено 4,9 миллиарда рублей. На конференции выступил заместитель главы администрации области по аграрной политике И.Титов. Председателем координационного совета областной фермерской ассоциации на второй срок избран Валентин Гуммер. Он же, вместе с фермерами Евгением Осиповым и Людмилой Фоминой, избран делегатом на седьмой съезд российских фермеров.[30]

3.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1.    Послесловие к избирательной кампании

В одной из основных газет области опубликованы данные о результатах выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по Томскому одномандатному избирательному округу № 174 в районах города Томска. Данные остальных участковых избирательных комиссий опубликованы в местной печати районов и городов области.[12]

В соответствии со ст.37 областного закона "О выборах главы администрации (губернатора) Томской области опубликованы сведения о поступлениях и расходах средств избирательных фондов кандидатов на должность главы администрации (губернатора) Томской области.[13]

 

Ф.И.О.

Поступило,тыс рублей

Расхо Расход, тыс рублей

Кошель П.П.

140510.00

140509.998

Кресс В.М.

752302.54

752302.540

Тютрин И.И.

17150.00

17148.410

Попадейкин Р.А.

17000.00

15972.804

 

Доцент кафедры психологии Томского госуниверситета сделала небезинтересное резюме прошедших выборов. Победу коммунистов и жириновцев она считает следствием того, что "нельзя безнаказанно оскорблять человека и народ", "коммунистические идеалы всегда будут жить", "порядок и закон лучше, чем анархия и преступность, взрывы и стрельба из пушек". Народ, по ее мнению, проголосовал за тех, кто учел эти банальности. Н.Ростова, не являясь сама сторонницей ни коммунистов, ни жириновцев, пытается объяснить состояние общественного сознание, определившее электоральное поведение значительной части россиян.[14]

Редакция одной из областных газет подняла вопрос об оценке и анализе деятельности областной избирательной комиссии. Для того, чтобы "имевшие место недостатки" не повторились в ходе следующей избирательной кампании, Облизбирком упрекается в том, что не предпринял своевременных мер против злопыхательских анонимок в адрес ряда кандидатов в депутаты, в несвоевременном предоставлении информации. Представители областной избирательной комиссии попытались осветить ситуацию со своей точки зрения, ссылаясь на чрезмерную загруженность, сложность контроля за финансами кандидатов в депутаты и так далее.[15]

3.2.    Создание новой оппозиционной коалиции "Достоинство. Порядок. Справедливость"

5 января трое томских политиков - Марина Сеньковская, Иван Тютрин и Борис Шайдуллин сделали заявление для прессы, в котором дали оценку состоявшихся выборов и заявили о создании антиавторитарной коалиции "Достоинство. Порядок. Справедливость" (ДПС). В заявлении говорилось о наличии у коалиции четкого плана действий. Коалиция намерена принять участие во всех предстоящих политических процессах: в выборах мэра Томска, депутатов областной и городской дум, президента России. Коалиция создана для формирования конструктивной оппозиции нынешнему правительственному курсу. Иван Тютрин - депутат областной Думы (профессор-медик и предприниматель), Марина Сеньковская - депутат городской Думы и экономист АО БЭТИ", Борис Шайдуллин представляет общественное объединение "ЯБЛОКО". По словам И.Тютрина, эта коалиция сугубо томская. Ее платформа формируется на экономической и политической основе "ЯБЛОКА", но это не исключает ни ее сотрудничества с другими политическими силами, ни сотрудничества с областной администрацией. Марина Сеньковская смотрит на коалицию несколько шире ее чисто томского характера. Свое намерение участвовать в работе коалиции выразил и ряд предпринимателей.

По словам Б.Шайдуллина, коалиция намерена осуществлять свою деятельность в двух направлениях. Первое - политическая структуризация, то есть формирование коалиции, проведение собраний, переговоры с другими партиями и движениями. Второе - профессионально-содержательное. Коалиция намерена демонстрировать свое понимание развития экономики, и развития области в целом, привлекая для этого соответствующих специалистов. Кроме прочего, она призвана объединить немногочисленных приверженцев демократов. В рамках работы коалиции предполагается подготовка кадров, готовых занять соответствующие посты после возможной победы на выборах. Эти кадры рассматриваются как альтернатива нынешнему истеблишменту области.

Коалиция обращает свое внимание на такие проблемы как консолидированный бюджет Томска, разграничение полномочий между федеральным центром и областью, поддерживает идею создания муниципального банка.

18 января состоялось учредительное собрание коалиции. В его работе приняло участие около 20 человек - представители власти, бизнеса, банковской сферы, науки. Участники собрания приняли "Основные принципы (десять заповедей) деятельности коалиции ДПС, выбрали совет учредителей (восемь человек, а также трех сопредседателей - ими стали основатели коалиции И.Тютрин, М.Сеньковская и Б.Шайдуллин). Целью ДПС, как явствует из документов, является "достижение условий для оптимизации экономической обстановки, деловых отношений, развития финансовой инфраструктуры, разумной налоговой политики, ограничения коррупции и криминализации общества, развития производства, рациональной бюджетной политики, коренной реорганизации системы управления областью и городом; активное политическое и профессиональное воздействие на структуры власти, формирование просвещенного общественного мнения, выдвижение кандидатур на ключевые позиции исполнительной и представительной власти на всех уровнях, достижение реальных результатов на выборах".

Отношение данной коалиции к иным политическими силами области полностью пока не определилось. Марина Сеньковская выступала и как представитель движения "Общее дело". Но председатель Томского регионального отделения внепартийного политического движения избирателей "Общее дело" профессор Томского госуниверситета Виктор Канов опроверг сведения о вхождении "Общего дела" в коалицию ДПС.[16]

В начале 20-х чисел января в Томске побывали член политсовета российского общественного движения "ЯБЛОКО" Иван Грачев и лидер молодежной организации "ЯБЛОКО" Глеб Прокофьев. 22 января коалиция ДПС провела "круглый стол" с участием И.Грачева, возглавлявшего в прежнем составе Думы подкомитет по малому бизнесу. В политсовете общественного объединения "Яблоко" он отвечает за работу с регионами. Участники "круглого стола" (предприниматели, банкиры, депутаты городской и областной дум) обсудили два вопроса: состояние и перспективы малого бизнеса в России и проблемы финансовой системы Томской области. Живую и заинтересованную реакцию собравшихся вызвало недавнее решение мэрии о создании муниципального банка.[17]

3.3.    Республиканская Партия РФ

6 января в Новосибирске прошло совещание представителей региональных отделений Республиканской партии РФ, в котором приняли участие лидеры партийных организаций из Омской, Томской, Новосибирской областей и Алтайского края. Томских республиканцев на совещании представляла Татьяна Дмитриева. По ее словам, оно проходило в критическом духе. Партия на выборах потерпела поражение. Она фактически растворилась в блоке"Памфилова-Гуров-Лысенко", отошла от своей программы. Результат - 1,6 процента голосов в целом по России. Вину за этот итог собравшиеся возложили на руководство РПРФ, которое, по их мнению, должно уйти в отставку.

На совещании обсуждался план совместных действий сибирских республиканцев на ближайшее будущее. Была затронута и тема скорых выборов президента России, в которых РПРФ, видимо, будет принимать активное участие. Сибиряки обсудили возможную кандидатуру от Республиканской партии на этих выборах. Татьяна Дмитриева отказалась пока назвать фамилию этого кандидата, но ее нетрудно "вычислить": томские республиканцы всегда поддерживали одного политика - Степана Сулакшина.[18]

3.4.    Профсоюзы

В конце 1995 года костяк работников мебельной фабрики № 4 в Богашеве (пригород Томска) коллективно перешел из Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) в Томскую конфедерацию труда (ТКТ), созданную местной ячейкой анархо-синдикалистов. Произошло это в ходе организованного прекращения работы, на которое богашевские мебельщики пошли в ответ на длительную задержку выдачи зарплаты. Свою акцию рабочие считают не забастовкой, а простоем по вине администрации АООТ "Томскмебель". Закончился этот эпизод борьбы частичным удовлетворением заявленных требований. Однако выплачены были не все задолженности, и коллектив сформулировал новый пакет требований, а также письменно напомнил руководству "Томскмебели" о существовании уголовной ответственности за нарушения трудового законодательства.

5 декабря события приняли новый оборот. Совет директоров АО "Томскмебель" принял решение о прекращении производственной деятельности богашевской фабрики, и на следующий день генеральный директор объединения Э.Усков издал приказ о сокращении всех работающих в этом подразделении с 7 декабря. Неделей позже профком АООТ "Томскмебель", входящий в ФНПР, задним числом дал согласие на сокращение работников.

18 декабря представители работодателя официально ознакомили рабочих с приказом о сокращении. 25 членов коллектива фабрики ответили на это открытым "Обращением к предателям рабочего класса, фээнпээровскому профкому АООТ"Томскмебель" и подали заявления с обжалованием действий администрации в прокуратуру Томского района. Между тем производственная деятельность богашевской фабрики продолжается. Как сообщил исполнительный секретарь ТКТ Игорь Кузнецов, рабочие выпускают ту же продукцию. Конфликт остается пока без разрешения.[19]

3.4.1.    Забастовки учителей

25 января на собрании представителей забастовочных и профсоюзных комитетов школ Томска было принято решение о проведении в Томске предупредительной трехдневной забастовки учителей. Основная причина акции протеста - хроническое невыполнение правительством и местными властями российского законодательства, систематические задержки с выплатой заработной платы. 24 января педагоги встретились с руководителями города и первыми лицами городских администраций. Выслушав все накопившиеся проблемы учителей, ни мэр, ни его заместители ничего конкретного пообещать не могли. Учителя решили бастовать. Три дня - 30, 31 января и 1 февраля - больше половины томских школ должны были прекратить занятия. 30 января педагоги собирались пикетировать здание областной администрации.[20]

Редакции газет, похоже, заняли в этом конфликте далеко не однозначную позицию.[21] Так, в том же номере газеты, где содержится вышеупомянутая информация о подготовке забастовки учителей, помещена статья одного из корреспондентов газеты, тональность и подбор фактов которой призваны скомпрометировать учителей в глазах населения. Содержание статьи и личность автора дают основания предположить, что это заказная публикация, инспирированная администрацией.

В забастовке 29-31 января приняли участие более двадцати томских школ. 29 января у здания областной администрации выстроился пикет из почти пятисот работников образования. Делегатов педагогических коллективов принял первый заместитель губернатора Владимир Пономаренко. Во встрече участвовали заместитель мэра Томска Валерий Грибанов, председатель комитета по образованию и науке Владимир Подкатов, начальник областного управления образования Леонид Глок, руководитель городского управления образования Роберт Ларичев, председатель Федерации профсоюзов области Петр Брекотнин. Требования учителей - выполнение Закона "Об образовании", своевременность выплаты детских пособий и разрешение проблемы питания детей. Было принято решение вынести вопрос о защищенных статьях бюджета на заседание Думы. Областная прокуратура признала забастовку и пикетирование законными, юристы облсовпрофа также это подтверждают. Однако власти предупредили: дни забастовки оплачиваться не будут. В школы дано жесткое указание: детей, особенно начальных классов, если они пришли в эти дни в школу, домой не отправлять.[22]

3.5.    Коммунисты

В результате выборов 17 декабря депутатами в Госдуму по федеральным спискам от КПРФ прошли профессор Томского госуниверситета Вадим Филимонов и бывший первый секретарь томского обкома КПСС Александр Поморов. Стал депутатом и бывший первый секретарь томского обкома КПСС - Виктор Зоркальцев.[23]

По сообщению пресс-службы областной администрации, накануне своего отъезда в Москву депутат Госдумы от КПРФ Александр Поморов предложил директорам томских заводов встретиться и обменяться мыслями о политическом и экономическом положении страны. На встречу, состоявшуюся девятого января, собралось более 20 директоров, вел ее президент межотраслевого производственного объединения Александр Семес. Круг обсуждаемых вопросов был традиционным - необходимость изменения налоговой политики, сокращения непомерно раздувшегося госаппарата, формирование экономических государственных программ, в том числе и региональных. Говорили о том, что коммунистам следует воздержаться от очередного передела собственности, это будет для России еще один семнадцатый год.

Депутат Поморов сообщил, что его фракция подготовила около ста законопроектов, призванных изменить к лучшему экономику страны. Коммунисты, заверил он, готовы к сотрудничеству с правительством России и не намерены радикально менять курс. Но с Чубайсом и Грачевым в составе правительства они не смирятся.[24]

Стоит напомнить, что директорский корпус Томска делал ставку на выборах в ГосДуму не на А.Поморова, а на Юрия Гальваса - генерального директора АО "Ролтом". Можно сделать вывод, что, во-первых, политика А.Чубайса достигла своего результата и директора предприятий против нового передела собственности, оказавшейся в их руках, в пользу государства. Во-вторых, будучи прагматиками, они готовы сотрудничать и с А.Поморовым. Тем более, что он также принадлежит к их среде, являясь директором АО "Завод пластмасс".

Журналисты одной из местных газет взяли интервью у Вадима Донатовича Филимонова (профессора юридического факультета Томского госуниверситета), избранного в Госдуму по партийным спискам КПРФ. В предыдущем составе Госдумы он работал в комитете по безопасности, оказавшись, единственным из всех депутатов-юристов специалистом в области уголовного права. В партийном региональном списке он шел восьмым и особо на избрание в Госдуму не рассчитывал.

По оценкам профессора В.Филимонова, голосование по партийным спискам и по округам - оптимальный вариант. Он позволяет в равной мере учитывать и личность тех, кто избирается в парламент по мажоритарным округам, и общее направление политической жизни благодаря партийным спискам.

В.Филимонов уверен, что те, кто проголосовал за коммунистов - не просто противники той политики реформ, которую проводит правительство, а убежденные сторонники коммунистов, уверенные, что компартия сможет реализовать их чаяния. Отдавая приоритет общественной собственности, В.Филимонов считает, что частная собственность будет-таки вытеснена экономически. Для этого, считает он, надо предусмотреть, организовать и утвердить такую экономическую систему, которая была бы более эффективной, чем та, что есть.

Что касается проблем борьбы за власть, то профессор Филимонов считает, что для того "чтобы применять революционные способы борьбы за власть, нужна революционная ситуация... Во-вторых, должны быть исчерпаны все другие методы борьбы... Если социальные противоречия будут доведены до такой точки кипения, когда иного пути, кроме гражданской войны, не будет, тогда... Но коммунистов или иную партию за это винить нечего - так сложилось исторически. Не надо допускать такой остроты классовых противоречий, когда насилие станет возможным".

Профессор Филимонов исключает возможность идеологического сотрудничества с партией В.Жириновского, считая ее партией отечественного капитала, опирающейся на российскую буржуазию. Эта партия, по его мнению, имеет тенденцию движения в сторону фашизма. Касаясь других приоритетов политики КПРФ, он отметил поддержку военно-промышленного комплекса. Отвергая вариант вхождения коммунистов в нынешнее правительство, депутат сказал, что коммунисты намерены после выборов президента создать правительство национального единства и национального спасения. Выступая против частной собственности, В.Филимонов считает, что субъектом рыночных отношений должны быть не собственники, а трудовые коллективы.[25]

3.6.    Томский исследовательский центр по правам человека

В материалах мониторинга за 1995 год была информация о деятельности данной неправительственной организации. 28 декабря центр отметил годовщину своего создания. Основным содержанием его деятельности является реализация проекта "Организация правовой помощи населению Томска". С этой целью им организована служба приема граждан. По жалобам томичей организуются проверки, направляются обращения к должностным лицам или в официальные инстанции, даются консультации по разным вопросам. Тут и пенсионное обеспечение, и гражданские иски в суд, обжалование судебных решений и приговоров. Оказывается правовая и организационная помощь лицам, при тревожащих обстоятельствах оставившим воинские части, и многое другое. Таким образом данная организация осуществляет общественный контроль за деятельностью государственных органов, например, прокуратуры, милиции, судов. Руководитель центра Николай Кандыба нередко выступает общественным представителем в судебных процессах по искам граждан. При этом ему предоставляются все процессуальные права, в том числе - на ознакомление с материалами дела. По его словам это позволяло давать фактам объективную оценку и добиваться положительных результатов - выигрывать процессы, отменять неправосудные решения. Так в 1994-1995 годах были завершены два дела по снятию психиатрических диагнозов, незаконно поставленных двоим томичам в 1981-83 годах. Удалось обжаловать выселение из квартиры женщины с ребенком без предоставления другой жилплощади. В данном случае по ходатайству Н.Кандыбы депутаты ГосДумы Вячеслав Игрунов и Юлий Рыбаков обратились в Верховный Суд с просьбой дать возможность Н.Кандыбе встретиться с членом Верховного Суда. В результате дело было выиграно.

В отличие от адвокатов работники центра работают безвозмездно. Это, считает Н.Кандыба, делает правозащитника независимым от клиента и позволяет занимать совершенно объективную позицию. Ибо стержень правозащиты - соединение правового и нравственного начал.

Центр существует на благотворительные взносы граждан, организаций и фондов. Центр выиграл три гранта: два от московского института "Открытое общество" (Фонд Сороса). В штате центра шесть человек, около десяти работают на общественных началах. В планах центра - создание лекторской и укрепление правозащитной групп, выпуск "Бюллетеня нарушений прав человека".[26]

4.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

4.1.    Экология

В реке Томь обнаружено большое превышение предельно допустимой концентрации фенола. Сотрудники Госкомитета экологии Томской области выяснили, что виновником является кемеровское АО "Спектр", бывший анилино-красильный завод, а конкретно, его цех анилиновых красителей. Технология производства здесь устаревшая и очень грязная, еще в 1990г. этот цех должен был быть закрыт, но работает и сегодня. Отстойники и шлаконакопители завода расположены в водоохранной затопляемой зоне, где концентрация анилина превышает предельно допустимую более чем в миллион раз. Томские экологи предлагают на уровне администраций Томской и Кемеровской областей заключить соглашение о взаимных обязательствах, которое бы предполагало юридическую ответственность за подобные загрязнения Томи. Содействие Томской межрайонной прокуратуры в разработке данного документа уже получено.[31]

4.2.    Медицина

В области наметилось снижение бюджетных ассигнований на здравоохранение. Если в 1994 году они составляли 7,8% от расходов областного бюджета, то в 1995 году уже 5,4%. В бюджете 1996 года областная Дума намерена утвердить 97 миллиардов вместо 220, которые необходимы для здравоохранения.

Вместе с тем появляются новые областные программы по проблемам здравоохранения, которые должны, соответственно, получить определенное финансирование. Так, в самое ближайшее время областная Дума должна рассмотреть "Областную целевую программу комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы". Ее составлением занимались 19 членов комиссии из представителей органов власти и заинтересованных ведомств под председательством заместителя главы администрации Владимира Жидких. Согласно этому документу, в 1996 году из областного бюджета предполагается выделить отдельной строкой 11,223 млрд.рублей на борьбу с наркоманией. Программа состоит из четырех блоков. Первый - организационные и правовые меры, второй - профилактика, третий - лечение, восстановление и реабилитация наркоманов. В городах области - Стрежевом, Колпашеве, Асине, и в областной клинической больнице намечено создать межрайонные отделения для лечения и реабилитации больных, открыть при областном наркодиспансере изолированное отделение на 20 коек и дневной стационар для лечения детей и подростков, доукомплектовать штаты наркологических кабинетов в районах. В планах также открытие городского центра профилактики с пунктами психологической поддержки подростков и телефона доверия, организация в Томске межрегионального учебно-методического центра профилактики наркомании и создание двух муниципально-частных клиник. Четвертый блок - создание дополнительных штатов ОВД для борьбы с наркоманией. В целом в программе акцент сделан на профилактику болезни.[32]

Источники:

1. Губернатор с замом прежние, а схема власти обновляется //Томский вестник.- Томск, 1996 6 января.- № 4.-С.2; Свинин В. Ответят ли департаменты на вызовы времени?// Томский вестник.- Томск, 1996.- 30 января.- № 19.- С.1.

2. Социальной сфере - приоритетное финансирование //Томский вестник.- Томск, 1996.- 11 января.- № 6.- С.2.

3. Казна пустее на глазах // Томская неделя.- Томск, 1996 января.- № 4.- С.2.

4. Крайне грустные романсы снова поют финансы//Томский вестник.- Томск, 1996.- 16 января.- № 9.- С.1.

5. От должности отстранен // Томский вестник.- Томск, 1996.10 января.- № 5.- С.1.

6. О ценах, которые пока поддаются контролю //Томский вестник.- Томск, 1996.- 10 января.- № 5.- С.2.

7. Борзикова Л. Будет и у нас в России порядок//Томский вестник.- Томск, 1996.- 10 января.- № 5.- С.3.

8. Закон Томской области "О государственной службе в Томской области" //Томский вестник.- Томск, 1996 18 января.- № 11.- С.21-23.

9. Закон "О муниципальной службе в Томской области" // Томский вестник.- Томск, 1996.- 30 января.- № 19.- С.6.

10. Свинин В. После мощного политического подъема // Томский вестник.- Томск, 1996.- 1 января.- № 1.- С.6.

11. Свинин В. Чем наша облдума не перпетуум мобиле? //Томский вестник.- Томск, 1996 24 января.- № 15.- С.2; Паладин С. Прокуратура против ротации // Красное знамя. Томск, 1996.-26 января.- № 22-25.- С.2; Фомин Н. Общественная палата против продления полномочий депутатов // Красное знамя Томск, 1996 26 января.- № 22-25.С.2; Прокуроры мухлевать не позволят // Томская неделя. Томск, 1996.- 25 января.- № 4.- С.2.

12. Томский вестник.-Томск, 1996.-17января.-N 10.С.1-4.

13. Приход и расход //Томский вестник.- Томск, 1996.- 10 января.- № 5.- С.2.

14. Ростова Н. Не плюй в колодец //Томский вестник.- Томск, 1996.- 11 января.- № 6.- С.5.

15. Никифоров С. После драки кулаками...//Красное знамя. Томск, 1996.- 4 января.- № 1.- С.2; “В условиях тройной

нагрузки..." //Красное знамя.- Томск, 1996.- 24 января. № 21.- С.2.

16. Создана новая коалиция //Томский вестник.- Томск, 1996.6 января.- № 4.- С.1; Свинин В. Нет серьезной политики без оппозиции //Томский вестник.- Томск, 1996.- 13 января.- № 8.- С.3; Свинин В. Активно влиять на процессы в регионе //Томский вестник.- Томск, 1996 23 января.- № 14.- С.2; Общее дело не в коалиции // Томский вестник. Томск, 1996.- 31 января.- № 20.- С.2.

17. Яблоко “за нашим столом//Томский вестник.-Томск, 1996.- 23 января.- № 14.- С.2; Свинин В. На пути к президентским выборам "Яблоко" мучительно ищет оптимальную тактику // Томский вестник.- Томск, 1996.- 27 января.- № 18.- С.3; Александров В. Первое мероприятие коалиции //Томский вестник.-Томск,1996.-24января.- № 15.С.2.

18. Паладин С. Сибирские республиканцы об итогах выборов //Красное знамя.- Томск, 1996.- 13 января.- № 10.- С.2.

19. Кащеев Н. Локаут в Богашеве //Томский вестник.- Томск, 1996.- 4 января.- № 2.- С.2.

20. Занятий опять не будет // Красное знамя.- Томск, 1996. 27 января.- № 26.- С.2.

21. Выгон С. Школьный “продналог"...//Красное знамя.Томск, 1996.- 27 января.- № 26.- С.4.

22. Иванова Н. Из класса - к "Белому дому" // Томский вестник.- Томск, 1996.- 31 января.- № 20.- С.2.

23. Свинин В. Два бывших первых и профессор прошли по федеральному списку //Томский вестник.- Томск, 1996 6 января.- № 4.- С.2.

24. Поморов встретился с директорами//Томский вестник. Томск, 1996.- 11 января.- № 6.- С.2.

25. Счастная Н. Депутат Вадим Филимонов против совести не голосовал //Томский вестник.- , 1996 11 января. № 6.- С.4.

26. Кащеев Н. Стержень правозащиты - соединение правового и нравственного начал //Томский вестник.- Томск, 1996 4 января.- № 2.- С.5.

27. Яковлев А. В любой трагедии можно обнаружить зерна оптимизма //Томскийвестник.-Томск,1996.- 10 января.- № 5.- С.1,3; Счастная Н. В рынке жить - на языке рынка говорить //Томский вестник Томск, 1996 16 января № 9.- С.3; Шайдуллин Б. Была бы на то воля власти //Томский вестник.- Томск, 1996.- 16 января.- № 9.- С.3.

28. Яковлев А. На акциях ВНК государство заработало 77 миллиардов рублей //Томский вестник.- Томск, 1996 20 января.- № 13.- С.3.

29. И уран и балет //Красное знамя.- Томск, 1996 17 января.- № 13.- С.1.

30. Рассохин Ю. Что у фермера в стайке, то у горожанина на столе //Томский вестник.- Томск, 1996 25 января.- № 16.- С.2.

31. Романченко Е. Фенол в воде //Томский вестник.- Томск, 1996.- 20 января.- № 13.- С.2.

32. Кащеев Н. Выстоять под натиском дурмана // Томский вестник.- Томск, 1996.- 30 января.- № 19.- С.3.

 

 

Политический мониторинг №1(48)