Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
ИГПИ, Политический мониторинг

Армен ХАЛАТЯН

Армения

в январе 1995 года

Основные события в политической жизни республики связанны обсуждением и реакцией на указ президента Армении о «приостановлении деятельности АРФ «Дашнакцутюн» на территории Армении». Продолжала функционировать отколовшаяся от парламента депутатская группа, В то время как основной состав парламента, также продолжил работу.

Экономическая жизнь по прежнему характеризовалась стабильным драмом, низкой инфляцией и запредельно низким уровнем жизни большинства населения. Правительство начало применять жесткие меры, с целью заставить население платить за электричество.

Госдума России ратифицировала соглашение о предоставлении Армении кредита 110 млрд. рублей.

Нагорно-Карабахская республика продолжала формирование институтов государственной власти. Перемирие здесь сохранялось. Миротворческий процесс продолжал свое неспешное течение, изредка порождая бурные всплески типа реакции Степанакерта на предложение Турции укомплектовать состав миротворческих сил в регионе конфликта на 30% своими войсками.

В целом в этот месяц больше примечателен появившимися надеждами, чем реальными событиями. Надеждами на то, что летом дадут газ в квартиры, а свет возможно будут подавать по 10 часов сутки (если откроется АЭС). Надеждами, что инфляция еще больше сократится, а освоение кредитов позволит создать новые рабочие места.

«1995 год станет может стать годом перелома» — заявил в парламенте президент Армении Л.Тер-Петросян.

1.    ПОЛИТИКА

Указ президента РА от 28 декабря о «приостановлении деятельности АРФ Дашнакцутюн а территории Армении» вызвал бурную реакцию прежде всего самих дашнаков.

Члены парламентской фракции АРФД провели пресс-конференцию, на которой заявили, что все обвинения сфабрикованы для удаления их партии с политической арены.

Резко негативно об этом решении отозвался лидер ОНС Паруйр Айрикян. Демократическая партия Армении и партия Рамкавар-Азатакан также выразили свое неодобрение [1]. Верховный суд Армении принявший к рассмотрению дело о прекращении деятельности АРФД 12 января, вынес свой вердикт в конце января, в пользу указа президента. Таким образом запрет «дашнаков» облечен в правовые одежды. По ходу дела продолжалась активная компания со стороны АРФД в средствах массовой информации, по разъяснению своей позиции и обличению президента. Руководство партии имело встречи с послом США в Армении Г.Гилмором и послом России в Армении А.Урновым. Однако несмотря на довольно резкое заявление госдепартамента США и Госдумы РФ, власти Армении похоже несколько не поколебались [2] Впрочем развитие событий показало, что ни Россия ни США не собираются как-то корректировать свою политику из-за этого указа. Госдума одобрила выделение кредита Армении, а США приняли решение направить в Армению делегацию на высшем уровне, возглавляемую послом по особым поручениям Томасом Саймонсом. Эта делегация, в состав которой включены члены Конгресса, ответственные лица министерств, ведомств общественных организаций преследует целью содействовать проведению экономических реформ в Армении. Сам факт ее посылки говорит о поддержке США нынешнего армянского руководства [3].

«Дашнакцутюн» же отозвалось на решение суда заявлением, о том, что отныне все партийные структуры диаспоры приостанавливают свое участие в деятельности общеармянского фонда «Айастан», а также моральное и материальное содействие посольствам и представительствам Армении за рубежом.

Фонд «Айастан» был создан в начале 1992 года для поддержки вновь обретшей независимость Армении. За эти годы им был осуществлен ряд инвестиционных проектов, таких как строительство линий электропередач в Карабахе, жилья в зоне землетрясения. Однако его роль бывшая чрезвычайно важной в первые год-два независимости, постепенно снижается в условиях возросшей активности государства, поступления в Армению кредитов по линии МВФ и ВБ. Таким образом решение АРФД может иметь больше негативных последствий не для самой Армении а для диаспоры которая рискует еще больше поляризоваться [4].

2.    ЭКОНОМИКА В ОЖИДАНИИ УЛУЧШЕНИЯ

2.1.       Президент доволен итогами 1994 года

16-18 января внеочередная сессия Верховного Совета Армении рассмотрела ряд социально-экономических вопросов, в том числе три соглашения, касающиеся получения кредитов от Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка. Сессия была созванна по просьбе президента Армении. Напомним, что после парламентского кризиса 21-22 декабря прошлого года, когда свою деятельность в ВС приостановили четыре фракции (47 депутатов из 247 — [20]) президиум, потерявший большинство голосов потерял возможность созывать сессии ВС. Такое право осталось лишь у президента и спикера парламента.

На сессии, с годовым отчетом о политической и социально-экономической ситуации в республике, выступил Л.Тер-Петросян. Охарактеризовав 1994 год как «стабильный, без серъезных потрясений» президент Армении перечислил факты, которые по его мнению свидетельствуют о наметившихся позитивных тенденциях:

— перемирие в Нагорном Карабахе, действующее с мая 1994 года;

— стабилизация и некоторый рост экономического производства (ВВП +1%);

— стабилизация драма (курс практически неизменный с июня 1994);

— обуздание инфляции (самый низкий показатель в СНГ — 7%);

— оживившееся строительство в зоне бедствия (за счет освоения кредита Всемирного Банка — 28 млн. долларов).

Есть все основания надеятся, что если 1995 и не станет «переломный» на, что выразил надежду Л.Тер-Петросян, то хотя бы не хуже предыдущего и тем более 1992-93 гг., когда страна была на грани катастрофы [5].

 

В 1995 году ожидается:

— получение кредитов МВФ и ВБ на общую сумму 500 млн. долларов;

— получение кредита от России на сумму 110 млрд. руб. (около 30 млн. долларов).

 

Намечается:

— начало осуществления «ваучерной» приватизации;

— запуск АЭС;

— запуск пятой очереди Разданской ГРЭС;

— возобновление строительства новых станций Ереванского метро;

— сокращение уровня инфляции до 1% в месяц.

 

Мечтается:

— возвращение газа в ереванские квартиры;

— увеличение подачи света в дома до 10-12 часов в сутки;

— начало возвращения эмигрантов на родину;

— продолжение перемирия в Нагорном Карабахе и закрепление его более весомыми гарантиями.

2.2.       Приватизация

Программа приватизации в Армении выполнена на 5-6%, сообщил и.о. начальника Государственной комиссии по приватизации и разгосударствлению РА Борис Кочарян.

Объясняется это рядом факторов. Сейчас в республике приватизация осуществляется сразу по нескольким направлениям: 20% частичная безвозмездная передача собственности предприятий членам их коллективов, так называемая «малая» приватизация, и акционирование средних и крупных предприятий, которые будут продаваться на аукционах за ваучеры.

Затягивание в выдаче сертификатов, фактическое наложение по времени 20% частичной приватизации с полной, хотя последняя должна была начаться, когда завершится первая привели к такой неудовлетворительной ситуации. Фактически программа приватизации 1994 будет распространена на 1995 год [6].

К настоящему моменту частичная безвозмездная приватизация практически завершилась. 1 марта состоится аукцион первых десяти крупных предприятий, продаваемых за ваучеры. Выдача же самих ваучеров заканчивается уже 15 февраля; несмотря на это, их получили только 2 064 819 человек из 3 250 043, находящихся в списках сбербанка [7].

2.3.       Финансы

25 января состоялся брифинг председателя Центробанка Армении Баграта Асатряна, на котором была представлена работа ЦБ за истекший год.

Со времени, когда ЦБ Армении стал самостоятельным учреждением (фактически лишь после введения республикой собственной валюты — в ноябре 1993 года) им был осуществлен ряд мер направленных на стабилизацию драма и обуздание инфляции. И ему удалось добиться значительных результатов. Среднемесячная инфляция в Армении снизилась с 40,5% в январе-мае и стабилизировалась (с июня 1994 года) на самом низком уровне среди стран СНГ — 7% в месяц. Курс национальной валюты — драма также стабилизировался на отметке 406 драм за доллар.

В Армении сложилась четкая система межбанковских валютных торгов, они производятся два раза в неделю. Объем реализуемых ежемесячно средств достигает 5 млн. долларов.

ЦБ Армении приобрел 313 кг. золотых слитков, стоимостью 3,5 млн.долларов. Общие валютные резервы ЦБ (30 млн.долларов) полностью покрывают выпущенную в оборот драмовую наличность — 11 млрд. драм.

Стабильный драм все более вытесняет из Армении российский рубль. Стоимость доллара в рублях по курсу ЦБ Армении в конце января перевалила за отметку 5 тысяч [8].

2.4.       Российский кредит

27 января Госдума России обсудила вопрос о выделении госкредита Республике Армения в размере 110 миллиардов рублей. Соглашение об этом между правительством Армении и России было подписано еще 4 июля 1994 [21], однако до сих пор не было ратифицировано парламентом России.

Естественно, что основным вопросом, который волновал депутатов являлся вопрос о «политической благонадежности» Армении. Недавний запрет деятельности «Дашнакцутюн» в Армении, позволил ряду депутатов заподозрить руководство Армении в протурецком уклоне. Однако К.Затулин, — председатель думского комитета по делам СНГ, один из главных «лоббистов» Армении, сумел убедить собравшихся в том, что Армения остается одним из главных стратегических союзников Росиии на Кавказе и деньги ей надо дать.

Таким образом соглашение было ратифицированно. Армения получит 110 млрд. рублей (стоимость которых в валютном исчислении за это время упала почти в два раза). 60 млрд. из них должны пойти на расконсервацию АЭС, 10 млрд. на восстановление зоны бедствия а оставшиеся 40 млрд. на приобретение энергоносителей и сырья [9].

3.    УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

3.1.       Школы

С начала февраля в школах Еревана возобновились занятия. Как известно, уже третий год вся зима для школьников и студентов превращается в сплошные «зимние каникулы» так как отсутствие централизованного отопления делает невозможным проведение занятий. Уже в прошлом году были предприняты попытки отапливать классы печками, топливо (керосин) для которых поставила исполнительная группа Форума французских армян. Однако тогда реально не удалось возобновить занятия в намеченые сроки — 1 февраля.

Теперь, уже вторая попытка, возможно будет более успешной. В программе помимо уже упомянутого Форума французских армян, обеспечившего топливом Ереван и Гюмри, учавствует американский фонд «Демократия и развитие», взявший на себя отопление школ всех остальных регионов Армении [10].

3.2.       Энергоснабжение

В Армении опять нет света. Это означает, что Ереван и многие другие регионы республики не получают даже «положенных» им 1-2 часов света в сутки. Однако на сей раз причина отключения не связанна напрямую с прекращением поступления газа в республику, а связанна с переходом к рыночным отношениям.

С момента «отпуска цен» 2 января 1992, в Армении практически все цены являются «рыночными». Государство практически сняло с себя всякую ответственность за поддержание уровня жизни граждан на уровне «жизни», как через выплату зарплат и пособий (покупательная способность которых неуклонно сокращалась все эти годы), так и через систему дотационных цен. Практически единственными областями, где уместно было наименование «госцена», оставались общественный транспорт, хлеб, электроэнергия и квартплата. Правда, их значение тоже постепенно стало символическим, поскольку выплачиваемых пособий большинству граждан не хватало даже на оплату этих благ. Может быть, именно потому повышение цен на хлеб в 11 раз с 1 декабря 1994 не вызвало больших потрясений, люди уже приспособились жить за счет работающих за пределами Армении родственников. Тем более незаметным выглядело одновременное повышение — в 6 раз платы за электричество. «Был бы свет, а уж как нибудь оплатим.»

Однако выявилось, что к середине января население задолжало «Армэнерго» 2 млрд. драмов (около 50 млн. долларов) плюс еще 8 млрд. драмов задолжали учереждения и организации. Соответственно начал расти долг Армении за поставки газа Туркмении. Он достиг уже 20 млн. долларов [11] В этих условиях концерн «Армэнерго» пошел на драконовские меры — были обесточены все объекты (включая даже больницы), кроме оборонных и объектов водоснабжения. На сегодняшний день «дисциплинарная мера» продолжает действовать.

Возможно все это верно и необходимо, с точки зрения построения «рыночного» общества, однако возникает вопрос об ответственности государства. Если оно пытается приучить население и организации платить за услуги, то и оно обязано давать хоть какие-то гарантии в их предоставлении: установить график подачи электроэнергии, нести ответственность за его соблюдение и т.д.

4 февраля на заседании комиссий Научно-промышленного и гражданского союза (НПГС) Армении подымались вопросы ответственности властей. Представители этой организации отметили, что государство также задолжало потребителям электроэнергии за испорченную бытовую технику (вышедшую из строя из-за перепадов напряжения в сети), за простой аппаратуры и т.д., предложив аннулировать встречные долги [12].

Впрочем все это остается на уровне пожеланий. Пока же страдает лишь население, причем и те, кто платит и те, кто не платит. (кабель всего один) [13].

Жесткость государства свидетельствует о его решимости полностью осуществить намеченную программу «отпуска» цен. Летом этого года цены на хлеб и электроэнергию будут окончательно отпущены, и затем падут последние «дотируемые» бастионы, — транспорт и квартплата.

3.3.       О возобновлении подачи газа

На фоне мрачного положения дел со светом сказкой выглядят слухи о предстоящем летом возвращении газа в конфорки жителей Армении. Слухи косвенно подтвердила газета «Голос Армении», сообщившая со ссылкой на «верные источники», что негласное распоряжение о предварительном подсчете расходов на введение в эксплуатацию сети городского газопровода работники горгаза получили [11] Мэр Еревана Ваан Хачатрян назвал более конкретные цифры: для снабжения жителей столицы газом необходимо 1,5 млн. долларов и 90 дней. Необходимо провести работы по налаживанию автоматического газоснабжения и оборудованию счетчиков [14].

Последний раз голубое пламя из конфорок ереванцев исторглось в ноябре 1992 года. Правда, в феврале 1993 тоже было три дня «с газом», когда правительство, обеспокоенное демонстрацией перед президентским дворцом, пообещало восстановить газоснабжение на десять дней. Однако, взрывы в Марнеульском районе Грузии, недопоставки и т.д. окончательно перечеркнули саму возможность поставок газа в дома.

Изменилось ли сейчас что-нибудь?

Для того, чтобы обеспечить газоснабжение, Армении необходимо стабильно получать до 10 млн. кубометров газа в сутки. 6,5-8 млн. необходимо только для обеспечения первоочередных нужд промышленности, объектов жизнеобеспечения и подачи света в дома на 2-4 часа в сутки. При этом единственный газапровод, поставляющий «голубое топливо» в Армению, расчитан именно на эти 10 млн. куб. метров, и то при своевременном проведении очистных работ. Однако стабильность его работы по-прежнему вызывает большие сомнения.

Другое большое «но» связано с состоянием газового хозяйства, в частности, труб, которые не эксплуатировались уже два года. Помимо того, что его запуск потребует больших затрат, необходимо также, чтоб были гарантии стабильного газоснабжения, иначе риск аварий многократно увеличивается.

Также актуален вопрос оплаты. История со светом показывает, что отсутствие индивидуальных счетчиков, и возможности индивидуального отключения, породит еще массу проблем. Изыщет ли государство требуемые 1,5 миллиона, пока не ясно. Однако не исключено, что власти пойдут на этот шаг, изыщут резервы, тем более, что в мае предстоят выборы в парламент.

3.4.       Транспорт

Уникальное транспортное сооружение — гигантский эскалатор «Каскад», связывающий центр Еревана напрямую с одним из труднодоступных его районов, открытие которого состоялось 30 декабря, наконец начинает работать в обычном режиме. В прошлом выпуске мониторинга я выражал сомнения будет ли работать постоянно столь энергоемкий объект. Сомнения конечно остаются всегда (так как перебои случаются и в метро), но есть повод для оптимизма. В конце января на заседании горсовета определено время работы «Каскада» с 7.30 до 20.00. Плата установлена такая же как в метро — 5 драм.

Теперь Ереван помимо всех обычных видов транспорта и канатной дороги будет оснащен и еще одним — открытым эскалатором длиной около 200 метров.

4.    КАРАБАХ

4.1.       Миротворчество

В январе не произошло сколь-нибудь заметных событий на «миротворческом» фронте. Миссия ОБСЕ, возглавляемая заместителем председателя минской группы шведским дипломатом Пэром Андерсоном совершила инспекционную поездку в регион конфликта в конце месяца. Впервые за время прошедшее после создания минской группы, в состав миссии ОБСЕ, изучающей обстановку в регионе конфликта были включены представители военного командования стран-членов ОБСЕ. В настоящее время продолжаются дискуссии о квотах и принципах формирования миротворческих сил ОБСЕ, которые должны быть введены в регион конфликта [16].

Турция выразила желание укомплектовать 30% от общего числа этих сил, если учесть, что заявление об этом было сделано в Баку, послом Турции в Азербайджане А.Какаманоглы то ясно, что цель была продемонстрировать в очередной раз поддержку своему союзнику. Естественно, что НКР никогда не согласится с таким «миротворческим» вариантом оккупации, если слово «миротворчество», здесь вообще уместно [17].

4.2.       НКР как государство

Нагорно-Карабахская Республика продолжает государственное строительство. В декабре прошлого года НКР стала президентской республикой, был назначен премьер-министр [21]. В январе указами президента НКР Роберта Кочаряна были фсормированны исполнительные структуры республики: правительство и президиум правительства, а также институт полномочных представителей Государственного Комитета Обороны преобразован в администрации города Степанакерта и районов республики [18].

В составе правительства образованно министерство обороны НКР. Минстром обороны назначен генерал-майор Самвел Бабаян [19].

Источники

1. Ханбабян А. Наркобизнес как способ пополнения партийной кассы // Независимая газета.— 1995.— 10 января.

2. А теперь с Урновым // Время.— 1994.— 28 января.

3. В Армению прибудет делегация США на высшем уровне // Республика Армения.— 1995.— 28 января.

4. Ханбабян А. Дашнаки решили ударить историческую родину долларом // Независимая газета.— 1995.— 31 января.

5. Ханбабян А. Время перелома близко // Независимая газета.— 1994.— 21 января.

6. Арамян А. Готовьте ваучеры весной // Республика Армения.— 1995.— 25 января.

7. «Ваучеризация» подходит к концу // Республика Армения.— 1995.— 3 февраля.

8. Баблумян С. В Армении не опасаются прихода «черных вторников» Финансовые Известия.— 1995.— 7 февраля.

9. Российский кредит в 110 млрд. рублей // Голос Армении.— 1995.— 2 февраля.

10. Школьники сели за парты // Голос Армении.— 1995.— 7 февраля.

11. А.В. Будет ли в домах газ // Голос Армении.—1995—7 февраля.

12. Кто кому должен // Голос Армении.— 1995.— 7 февраля.

13.... И даже больницы // Республика Армения.— 1995.— 3 февраля.

14. Энергоснабжение улучшится? // Республика Армения.— 1995.— 27 января.

15. Время.— 1994.— 28 января.

16. Мехтиев А. Карабахская миссия СБСЕ // Независимая газета.— 1995.— 31 января.

17. Республика Армения.— 1995.— 21 января.

18. Формируется государство // Республика Армения.— 1995.— 12 января.

19. Независимая газета.— 1995.— 12 января.

20. Халатян А. Армения в декабре 1994 года // Политический мониторинг. М.: ИГПИ, 1994.— №12, ч.2.

21. Халатян А. Армения в июне-июле 1994 года // Политический мониторинг.— М.: ИГПИ, 1994.— №7, ч.2.

 

 

 

Политический мониторинг №1(36)