Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
ИГПИ, Политический мониторинг

МУАДИБ

Азербайджан

в декабре 1994 — январе 1995 года

Внутриполитическая ситуация в Азербайджане по-прежнему остается сложной, несмотря на внешнее спокойствие.

Столица превратилась в центр, где сосредоточилась наиболее активная часть населения Азербайджана. Население столицы разделилось между различными землячествами, и сегодня расколото на группы сторонников Г.Алиева, С.Гусейнова, А.Эльчибея и А.Муталибова. Нынешняя правящая группировка заняла все сколько-нибудь значимые места в структурах власти. Большинство из них являются выходцами из Нахичевани — родины Г.Алиева. Другие регионы республики на это реагируют болезненно. Проявляют свою политическую активность группировка сторонников экс-президента А.Эльчибея и сторонники экс-президента А.Муталибова, организовавшие движение «Гражданский Союз».

Средства массовой информации подвергаются жесткой цензуре. Газеты выходят с белыми пятнами, телевидение полностью монополизировано правящим режимом.

По различным оценкам и прогнозам, усугубление кризиса в экономике и в политической жизни республики ожидается весной. Население уже сейчас испытывает нужду в продовольстве, особенно в хлебе. Закрытие границ между Россией и Азербайджаном лишь усугубит политический и военный кризис в республике.

Трудно сказать, насколько президент Г.Алиев сегодня готов противостоять этому развитию событий. Попытка Гянджинского переворота осенью прошлого года показала, что Алиев чуть было не утратил власть, и нет никаких оснований считать, что его позиции не ослабнут.

1.    АЗЕРБАЙДЖАН И РОССИЯ

1.1.       Реакция на события в Чечне

Чеченский кризис сегодня является наиболее актуальной темой, оживленно дискутируемой в политических кругах Азербайджана.

Председатель наиболее влиятельной партии национальной независимости Азербайджана Э.Мамедов заявил, что расценивает военные действия России в Чечне, как попытку повторного геноцида чеченской нации. Решение же правительства России о закрытии границ в Азербайджаном, по мнению Мамедова, не что иное как политическое и военное давление на республику. В связи с этим лидер ПННА считает, что руководству Азербайджана надо выработать новую стратегию национальной безопасности, согласно которой Россия должна считаться ненадежным соседом. Азербайджану следует задуматься над будущим своих отношений с Россией и СНГ. Кроме того, Э.Мамедов заявил, что его партия будет возражать против участия российских войск в миротворческом контингенте в Карабахе, в том случае, если турецкие вооруженные силы будут представлены в его составе менее чем на 30%.

Лидер крупной оппозиционной партии «Мусават», экс-спикер парламента Иса Гамбар заявил, что действиями в Чечне Россия поставила под серьезное сомнение свою способность выступать в качестве посредника в Карабахском конфликте. И чем больше будет длиться блокада со стороны России (имеется в виду закрытие российско-азербайджанской границы), тем больше в политических кругах Азербайджана появится сторонников пересмотра взаимоотношений с Россией.

Председатель социал-демократической партии Азербайджана Араз Али-заде считает, что Чечня — это российский Карабах, к которому они (Чечня и Россия) шли сознательно.

Лидер партии «Боз Гурд» («Серые волки») Искендер Гамидов еще в начале декабря 1994 года заявил о том, что Россия в своей политики на Кавказе не учитывает ментальности и исторической общности кавказского этноса и признал, что 200 добровольцев из числа «Серых волков» были направлены в Чечню. Однако заместитель председателя этой партии Мансур Мансуров опроверг информацию об участии 200 «серых волков» в Чечне и отметил, что сам факт участия азербайджанских наемников в чеченском конфликте спорен.

В связи с событием в Чечне министр иностранных дел Азербайджана Гасан Гасанов в одном из интервью радио «Свобода» заявил, что Азербайджану следует пересмотреть свою стратегию внешней политики, в значительной степени переориентировав ее с Севера на Юг и Восток. По его мнению, после Будапешского саммита и событий в Грозном у президента Азербайджана Г.Алиева появились все основания свести долю участия российской стороны в международных миротворческих силах в Карабахе до минимума.

Перед Российским посольством в Баку было проведено два пикета протеста против действий России в Чечне, организованными Народным Фронтом и Демократическим Конгрессом, которые выражали свою солидарность с борьбой чеченского народа за независимость.

1.2.       Российско-азербайджанская граница

21 декабря 1994 года правительство России объявило о том, что «временно до особого распоряжения» приостанавливает пропуск в Российскую Федерацию граждан (кроме возвращающихся к месту постоянного жительства), транспортных средств, грузов и товаров, следующих из Азербайджана и Грузии. Приостанавливаются воздушные сообщения с Азербайджаном и Грузией из аэропортов Ингушетии, Дагестана, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Краснодарского и Ставропольского края, Астраханской и Ростовской областей, а также морские сообщения с этими государствами из портов Российской Федерации на Черном, Азовском и Каспийском морях. Все эти действия связанны с событиями в Чечне из-за опасения транзита или передачи оружия и поддержки извне людскими и другими ресурсами.

Принятое решение о закрытии границ крайне вызвало серьезность озабоченность официальных властей Азербайджана. Оно серьезно отразилось и на экономической ситуации в республике и вызовет усугубление социально-экономического кризиса.

2.    ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

2.1.       Оппозиция

Отстраненный от власти экс-президент Азербайджана А.Муталибов предпринимает новые попытки возвращения к власти. С этой целью был создан блок «Гражданский союз» при участии экс-премьер-министра С.Гусейнова, бывшего министра обороны Р.Газиева.

В публикациях азербайджанской прессы создание «Гражданского союза» преподносится как «сюрприз» Российской ФСК, с которой якобы связаны «враги азербайджанского народа»; отмечается, что спецслужбы РФ готовят «вариант Авторханова» в Чечне.

 

Озабоченное возможными активными действиями оппозиции, руководство республики решило предпринять упреждающие шаги.

Так, руководство прокуратуры и МВД Нахичеванской республики направило Обращение Председателю Народного фронта Азербайджана экс-президенту А.Эльчибею, где говорилось, что в автономной республике в последнее время резко обострилась криминагенная обстановка. Вину за происходящие возлагается на находящиеся в с.Келеки воруженные формирования. А.Эльчибея также предупреждают о том, что он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст.18 и 187 УК Азербайджанской республики (за укрывательство) и в связи с этим потребовали от А.Эльчибея, чтобы находящиеся при нем вооруженные формирования незамедлительно сдали оружия и боеприпасы. В противном случае Прокуратура и МВД автономной республики примут все имеющие и предусмотренные законом меры для восстановления порядка.

В связи с обострением ситуации вокруг с.Келеки первый заместитель председателя Народного Фронта И.Ибрагимли провел пресс-конференцию, в ходе которой опроверг все официальные обвинения в адрес А.Эльчибея. По его мнению, всякий раз накануне принятия непопулярных мер (имеется ввиду либерализация цен на хлеб и энергоносители, которая прошла 1 февраля 1995 года) и ухудшения военно-политической ситуации в республике власти придержащие начинают искать виновных на стороне, создавая в обществе образ врага.

2.2.       Расследование первого Гянджинского мятежа

После девятимесячных слушаний военная коллегия Верховного Суда Азербайджана отправила на доследование уголовное дело, возбужденное в отношении должностных лиц — ближайших соратников экс-президента А.Эльчибея. Они обвиняются в превышении власти и незаконном использовании армейских подразделений при подавлении первого «Гянджинского мятежа», возглавляемым С.Гусейновым.

В ходе слушаний обвинитель потребовал восемь лет тюремного заключения для экс-спикера парламента, лидера партии «Мусават» Исы Гамбара, бывшего прокурора республики, руководящих чинов МВД, министерства обороны и министерства национальной безопасности.

Демократическая пресса и политические партии критически отнеслись к судебному разбирательству, усматривая в этом «акт мести». В ходе судебного разбирательства выяснилось, что дело было направлено в суд со множеством серьезных недоработок в части доказательства вины подсудимых, и в результате было отправлено на доследование.

2.3.       Карабах — миротворчество

Будапештская встреча ОБСЕ одобрила операцию по поддержанию мира в Нагорном Карабахе. 3000 миротворцев должны создать условия для урегулирования конфликта. Основная задача миротворцев будет состоять в разъединении противоборствующих сторон, наблюдении за прекращением огня и подготовке условий для политического урегулирования. Все это случится, если данная операция состоится, так как существует ряд разногласий по данному вопросу.

Нынешний регион является сферой геополитических интереса Турции и России, именно поэтому каждая из сторон добивается активного участия в процессе разрешения конфликта. Бутрос Гали и представитель США при ООН Маделин Олбрайт, посетившие Баку и Ереван, заявили, что ничего не имеют против участия России, но ее силы не должны превышать 30% общего состава миротворцев, такова же предполагается доля участия с турецкой стороны. При этом операция должна проходить исключительно под эгидой ОБСЕ или ООН, а значит, командовать миротворцами будут генералы из других стран.

Такая постановка вопроса не устраивала Москву, до последнего момента надеявшуюся на более видное место в процессе урегулирования, которое соответствовало бы ее весу и влиянию на Кавказе. Однако устремления России не нашли понимания на Западе и вместо сочувствия вызвали раздражение.

Для реализация плана ОБСЕ на первые шесть месяцев из ООНовской казны выделяется 40 млн.долларов.

Для начала реализации плана необходимо подписание противоборствующими сторонами соглашения о прекращении вооруженного конфликта. При нынешних разногласиях сторон трудно себе представить этот документ в согласованном виде. Помимо территориальных споров главным препятствием остается нежелание Азербайджана признать НКР третьей стороной конфликта. Кроме того, вряд ли Карабах согласится на участие турецких военных сил в миротворчестве.

3.    КАСПИЙСКАЯ НЕФТЬ КАК ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФАКТОР

Ситуация вокруг многомиллиардного контракта по освоению нефтяных запасов Каспия продолжает оставаться предметом политической борьбы.

Американский посол в Азербайджане выразил обеспокоенность в связи с готовностью республики выделить Исламской республике Иран долю 5% в разработке месторождений «Азери», «Чираг», «Гюнешли». Американцы категорически не согласны с участием Ирана в «контракте века» и настаивают на его исключении. По сообщению агентства «Туран», американские фирмы уже направили в Баку письмо, где уведомляют о невозможности своего участия в одном проекте с Ираном. Вашингтон также выступает против транзита экспорта нефти через территорию Ирана.

В Каспийском контракте принимает участие сразу пять американских фирм с долей: Amoco -17%, Unocal — 11%, Pennzoil — 9,8%, McDermott — 2,45%, Ramco -2%.

Следует напомнить о меморандуме, подписанном в ноябре 1994 года между Азербайджаном и Ираном, о вхождении Ирана в консорциум и получении им 20% от доли Азербайджана в проекте в обмен на финансирование оставшихся у Баку 75% (25% доли Азербайджана равна 5% от всего проекта). Свой взнос в размере 1,7 млрд.долларов Баку должен сделать до 9 февраля 1995 года, но никто, кроме Ирана, не выразил готовность оплатить азербайджанский счет. А у Азербайджана на сегодня нет достаточного количества средств с тем, чтобы оплатить свою долю в «контракте века». Появление Ирана среди участников контракта, скорее всего, вызвано финансовыми трудностями Азербайджана и экономической и геополитической заинтересованностью Ирана.

Заявление США об исключении Ирана от проекта века иранские власти расценили как попытку вмешательства США во внутренние дела государства региона и заявили о намерении продолжить переговоры в рамках подписанного в ноябре 1994 года меморандума о включении Ирана в нефтяной консорциум по разработке нефтяных месторождений. Иранский министр нефтяной промышленности Ага-заде заявил: «ничто не может помешать развитию политических, культурных и религиозных связей между двумя государствами».

Азербайджан оказался в сложном положении, но пока не высказал официальной позиции по вопросу американских требований об устранении Ирана от участия в контракте. Руководство Азербайджана делало ряд дипломатических шагов с тем, чтобы сгладить противоречия, однако они пока не дали никаких результатов.

Сейчас руководство государственной нефтяной компании Азербайджана в лице Н.Алиева (сына президента) ведет переговоры с европейскими нефтяными фирмами, готовыми войти в консорциум и получить 20% от проекта, принадлежащих Азербайджану — это «Exxon», «Shell» и «Elf».

Несмотря на заявление США о возможности выхода из контракта, в случае если из него не выйдет Иран, процесс реализации проекта продолжается. В начале января в Баку состоялось первое заседание Азербайджанского международного оперативного комитета (АМОК) по разработке месторождений нефти. Утверждены готовая рабочая программа и бюджет на 1995 год. Предполагаемой затраты составляет 110 млн.долларов. АМОК планирует провести в 1995 году ряд технических мероприятий — трехмерную сейсмическую съемку, изучение морского дня и состояния окружающей среды, подготовку к бурению и испытанию трех основных скважин. АМОК продолжит и изучение возможных маршрутов экспорта нефти. Первая нефть, по оценке АМОК, будет добыта через 18 месяцев, однако работа начнется после разрешения ряда вышеперечисленных проблем.

Следует учесть и главный политический фактор, влияющий на дальнейшее продвижение и реализации контракта. Это — разрешение Карабахского конфликта и прекращения противостояния между Азербайджаном, Нагорным Карабахом и Арменией.

4.    ЭКОНОМИКА

4.1.       Социально-экономическое положение

По сообщению агентства «Шарг», в 1994 году из общего числа трудоспособного населения 1 млн.885 тыс. человек (или каждый четвертый житель азербайджана) могли бы получить статус безработного. Общее количество незанятого населения в республике свидетельствует о сильном снижении уровня производства и о сокращении рабочих мест. Чтобы выжить в сложных экономических условиях, многие жители республики уезжают на заработки в Россию — с тем, чтобы оттуда высылать деньги своим родственникам и родным.

По словам президента «Фонда демократического развития» Али Масимова, «нынешняя правящая власть утратила контроль над экономической ситуацией, ряд государственных структур ведут обособленную экономическую и финансовую деятельность не внося в казну вырученные средства. Даже жилищно-коммунальные конторы производят сборы квартплаты и услуг обходя банки». Неумелое администрирование породило неуправляемость в самых различных сферах хозяйствования и способствует еще большему росту преступности в госструктурах и вне ее пределах.

Дефицит бюджета на начало января 1995 года составил 200 млрд.манат, что равно 17% валового национального продукта. Минимальная заработная плата составляет 0,8$, средняя — 6 долларов; 1 килограмм масла стоил 8$, 1 килограмм сахара — 1$.

4.2.       Кредиты и инвестиции

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставит Азербайджану и Грузии кредиты на 53,24 млн. и 18,1 млн.долларов соответственно для модернизации энергетических систем. Средства, выделяемые Азербайджану, предназначены для реконструкции гидроэлектростанции в Еникенде. Планируется, что с завершением ее реконструкции республика сможет ежегодно получать в бюджет дополнительно около 10 млн.долларов за счет продажи 120 тысяч тонн нефти и 25 млн.кубометров газа, которые сейчас потребляются тепловыми станциями.

Определенная часть требуемого для модернизации экономики Азербайджана капитала начнет поступать в республику в начале 1995 года. МБРР выразил готовность выделить Азербайджану 150 млн.долларов на модернизацию газовой промышленности непосредственно для переоборудования и расширения двух газовых хранилищ вблизи Баку. Специалисты полагают, что хранилище сыграет важную роль при перекачке туркменского газа в Турцию и западные страны. Проектированием, как предполагается, займется французская компания «Софрикас».

Свыше 20 миллионов долларов технического кредита МБРР выделяет для осуществления масштабной экпертизы и исследования старых нефтяных месторождений.

Общий объем инвестиций и кредитов международных банков по высказываниям с правительственных источников хватит для реконструкции нефтяной и нефтехимической промышленности, нефтяного машиностроения. Поэтому некотрые считают, что 1995 год может быть поворотным в экономике Азербайджана, что маловероятно при нынешней слабой организации и управлении производством и экономикой в целом по республике.

4.3.       Валюта

В середине января 1995 года очередные торги на бакинской бирже едва не закончилось обвалом курса маната. Первоначальный спрос на валюту составил 1,651 млн.долларов, тогда как предложение лишь 0,108 млн.долларов. Спас положение местный Агропромбанк, выставивший на торги свыше 1,5 млн.долл., в результате чего курс азербайджанской валюты снизился лишь до 4,284 маната за доллар (с 4,276 манат за доллар). Специалисты не исключают, что на самом деле валютную интервенцию провел Национальный банк, которому безусловно было больше резона, чем Агропромбанку, тратить деньги на сдерживание курса маната.

В Азербайджане планируется в скором времени введение нового порядка обязательной продажи валютной выручки. Проект указа Президента «О регулировании валютной деятельности в Азербайджане» предусматривает, что предприятия, имеющие валютную выручку будут обязаны продавать ее целиком на торгах Бакинской межбанковской валютной биржи. На сегодня часть валютной выручки азербайджанских предприятий передается в единый валютный фонд республики.

4.4.       Внешнеэкономические связи

Экономические отношения Азербайджана с Великобританией претерпевают определенные трудности. Так, глава депломатической миссии Азербайджана в Лондоне Махмуд Мамодкулиев еще раз напомнил руководству различных министерств и ведомств своей страны о том, что англичане крайне недовольны тем, как реализуются торгово-экономические соглашения между двумя государствами, подписанные в ходе визита Г.Алиева в Великобританию. Это происходит по вине нерасторопности и инертности руководителей внешнеэкономических и промышленных структур Азербайджана — отмечает Махмуд Мамодкулиев (зять президента). Откровения посла вызвали переполох в руководящих кругах Азербайджана. Судя по реакции, не все раскритикованные послом ведомства согласны с его позицией. К тому же местные эксперты отмечают, что некоторые предложения английских фирм невыгодны и фактически являются ущербными для Азербайджана. Так чуть ли не за бесценок они хотят прибрать к рукам сумгаитский алюминиевый завод. Невыгодным оказался и проект телефонизации Баку.

Хотя заинтересованные круги Азербайджана от сотрудничества с Великобританией и не отказываются, но справедливо замечают, что оно должно быть взаимно выгодны.

Источники

1. Макаров Д. Азербайджан накануне перемен // Аргументы и факты.— 1995.— 5 февраля.

2. Шерматова С. Азербайджан // Московские новости.— 1995.— №5.

3. Усейнов А. «Граджанский Союз» намерен свергнуть Г.Алиева // Сегодня.— 1995.— 19 января.

4. Касумова Т. Предупреждение Эльчибею // Труд.— 1995.— 7 февраля.

5. Ахундова Э. Предупреждение Эльчибею // Литературная газета.— 1995.— 8 февраля.

6. Бовт Г. США с Ираном на одном шельфе бурить не хочет // КоммерсантЪ-Daily.— 1995.— 25 января.

7. Усейнов А. США против участия Ирана в контракте века // Сегодня.— 1995.— 31 января.

8. Бовт Г. Вашингтон ревнует к Тегерану всех // КоммерсантЪ-Daily.— 1995.— 1 февраля.

9. Бовт Г. Иран хочет участвовать вопреки воле США // КоммерсантЪ-Daily.— 1995.— 31 января.

10. Гюлистанский процесс пошел // КоммерсантЪ-Daily.— 1995.— 28 января.

11. Агропром спас азербайджанский манат // КоммерсантЪ-Daily.— 1995.— 27 января.

12. Европейский банк поддержит экономику Азербайджана и Грузии // Известия.— 1994.— 27 декабря.

13. Усейнов А. Экономика на самообслуживании // Сегодня.— 1995.— 18 января.

14. Усейнов А. Застой в экономических отношениях с Великобританией // Сегодня.— 1995.— 13 января.

15. Усейнов А. Рэкет в госструктурах // Сегодня.— 1994.— 24 декабря.

16. Усейнов А. Алиев выступает за ускорение аграрных реформ // Сегодня.— 1994.— 28 декабря.

17. Усейнов А. 1995 года станет поворотным для экономики Азербайджана // Сегодня.— 1994.— 30 декабря.

18. Усейнов Э. По следам Первого Гянджинского дела // Сегодня.— 1995.— 20 января.

19. Ахундова Э. Чечня.— это Российский Карабах // Литературная газета.— 1995.— 18 января.

20. У каждого волка свой лес // Новая ежедневная газета.— 1995.— 19 января.

21. Усейнов А. Официальный Баку отрицает участия азербайджанцев в чеченских событиях // Сегодня.— 1994.— 14 декабря.

22. Ахундова Э. Волки серые или мифические? // Литературная газета.— 1994.— 21 декабря.

23. Россия закрыла границы с Азербайджаном и Грузией // Сегодня.— 1994.— 21 декабря.

24. Виноградов Б. 3000 миротворцев должны создать условия для урегулирования в Карабахе // Известия.— 1994.— 9 декабря.

25. Смирнов М. Отсутствие войны еще не есть мир // КоммерсантЪ-Daily.— 1995.— 18 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(36)