Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
ИГПИ, Политический мониторинг

Дмитрий СЛЕПОКУРОВ

Калининградская область

в декабре 1994 — январе 1995 года

1.    ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

Прошедшие два месяца для Калининградской области можно охарактеризовать как «время несбывшихся надежд и расставание с иллюзиями».

Несбывшиеся надежды на принятие закона об особом статусе Калининградской области были утоплены в крови чеченского конфликта, а окончательное расставание с иллюзиями в плане бюджетного романтизма произошло к концу 1994 года. Руководству города и области похоже стало ясно, что свести концы с концами в бюджете за счет договоренности с теми или иными чиновниками в Москве явно не удается. Возникает понимание необходимости реальной программы действий в 1995 году на местном региональном уровне, о чем свидетельствует целая серия семинарских занятий с депутатами областной и Калининградской городской Дум и работниками исполнительной власти различных уровней. Надвигающиеся выборы способствуют переоценке собственных возможностей различными политическими группировками и постепенно намечается процесс взаимных консультаций и принятия консолидированных решений.

События в Чечне, после первоначального оцепенения, также ускорили этот процесс. В самом деле, областная и городская Думы не сговариваясь приняли сходные заявления по поводу этих событий, отметив прежде всего «недопустимость сползания к режиму диктатуры, использование солдат срочной службы в подобных конфликтах» и нежелательность военного участия в Чечне частей и подразделений из Калининградской области. Возможно, это требует пояснений. Военная история этого региона Восточной Пруссии известна — очаг, форпост и т.п. В современных условиях представления о Калининградской области как о военном форпосте России объективно усиливают стремление соседних государств Польши, Литвы вступлению в НАТО. Действительно, кто с точки зрения Литвы поручится за то, что завтра российские войска с территории Калининградской области не придет защищать «права русскоязычных» в странах Балтии. А тут еще в официальных российских СМИ прошла информация о подразделениях «белых колготок» из стран Балтии, действующих в Чечне.

Бесспорно, что международная изоляция для Калининградской области будет означать полный экономический крах, особенно в условиях нынешнего бюджетного дефицита. Может быть это пока не очень осознается в России, но для жителей Калининградской области это, образно говоря, «реальность, данная в ощущениях».

2.    ВНУТРЕННАЯ ПОЛИТИКА

2.1.       В областной Думе

Отсутствие федерального закона «Об обеспечении суверенитета Российской Федерации на территории Калининградской области» (фактически — о статусе Калининградской области), рассмотрение которого застопорилась в Госдуме, явно не способствует успешной работе над Уставом области. На сегодняшний день есть два проекта Устава: официальный проект (условно говоря — областной администрации) и альтернативный (Ю.Н.Семенова). Разница между ними — в характере разделения полномочий органов исполнительной и представительной власти. Перспективы принятия Устава откладываются на неопределенный срок до снятия существующих разногласий.

1994 год был закончен областной Думой принятием первого закона об областном референдуме; решено на каждом заседании областной Думы принимать не менее одного закона. Между тем, заметил председатель областной Думы В.Н.Устюгов, местные законы, которые уже принимаются, по отношению к федеральным выглядят пасынками, поскольку никто не будет отслеживать» их исполнение [2]. Прежде всего это касалось областной прокуратуры, которая, по мнению Устюгова, совершен, но не озадачена контролем за исполнением областных законов.

В.Устюгов не ограничился только словами и направил письмо и.о.генерального прокурора России А.Ильюшенко. Письмо содержит просьбу дать правовую оценку ситуации сложившейся во взаимоотношениях между представительной властью и прокуратурой области. Возглавляемое прокурором области Шашуриным ведомство, отмечается в письме, отказывается надзирать за исполнением гражданами и должностными лицами местных нормативных актов [4]. Заместитель прокурора области И.Мазур в своем письме в Думу от 25 ноября 1994 года заявил, что «на органы прокуратуры не возложен надзор за исполнением нормативных актов местных органов представительной и исполнительной власти» [10].

Никто, говорят депутаты, не собирается оспаривать полномочия прокуратуры. Пусть в каждом конкретном случае истина устанавливается в рамках нормальной процедуры, вплоть до судебного разбирательства. Но если областной закон или иной нормативный документ вступил в силу, государственные надзорные структуры даже федерального подчинения, очевидно, должны добиваться его точного соблюдения. Иначе какой смысл создавать местное законодательство?

В том же письме И.Мазура есть ссылка на Закон «О прокуратуре Российской Федерации». Однако уже в первой статье четко записано, что прокуратура осуществляет надзор за исполнением действующих на территории России законов. Причем нигде не сказано, что под «законами» здесь понимаются только федеральные правовые документы подобного статуса. Напротив, в Конституции имеются слова, подтверждающие правомерность принятия субъектами Федерации собственных законов и других нормативных актов. Протокол же к Федеративному договору предусматривает их государственную защиту наравне с федеральными законами.

22 декабря Госдума приняла решение «порекомендовать администрации Калининградской области не использовать старые немецкие названия при переименовании учреждений, улиц, театров и др.» [6]. В ответ В.Устюгов направил письмо И.Рыбкину, в котором выражается согласие с тем. что «призывы отдельных лиц вернуться к исторической топонимике приобрели выраженный негативный характер»... Особенно беспокоит депутатов областной Думы «существующее, как нам кажется, в связи с этим у некоторых депутатов Федерального Собрания предубеждение против предлагаемых к принятию нормативных актов, призванных учесть специфику нашей анклавной области и переживаемые ей трудности и среди таких нормативных актов — проект закона «Об обеспечении суверенитета Российской Федерации на территории Калининградской области» [6].

Поэтому депутаты областной Думы сочли необходимым в первоочередном порядке подготовить и принять местный закон «О защите государственного языка РФ на территории Калининградской области.

На очередном заседании областной Думы 26 января 1995 года повестка дня была резко сокращена. Сняты вопросы о проекте закона области о бюджете на 1995 год и законе о бюджетном устройстве. Прежде всего потому, что бюджета просто нет. Ю.Маточкин выступая со своеобразным отчетом, заметил, что трудности в финансовом положении затягиваются на неопределенный срок, а в феврале будут мобилизованы внебюджетные фонды (около 1,5 млн.долларов), и они пойдут прежде всего на выплату долгов агропромышленному комплексу и жилищно- коммунальному хозяйству.

2.2.       Ситуация в Калининградской области глазами Ю.С.Маточкина

По мнению Ю.Маточкина «в центре начинают понимать ситуацию в нашей области и вокруг нее». Однако особых иллюзий нет, и «судя по настроениям в Государственной Думе по политической обстановке в России, по раскладу политических сил, еще предстоит очень трудная работа по продвижению закона о Калининградской области» [7].

Что касается высказываний С.Шахрая, выступающего против особого правового и экономического статуса области, то глава администрации области полагает, что «просто взялся за слишком большой диапазон политических действий. Ему бы его сузить...В своих статьях серьезных аргументов не предоставил... Правда сейчас идет сближение точек зрения. Он уже согласен, что области нужен специальный указ, а раньше был категорическим противником какого-либо выделения области из общего ряда». Любопытно, что С.Шахрай в интервью калининградской телекомпании «Янтарь» заявил, что приедет баллотироваться на пост губернатора области в следующем году.

Касаясь бюджета на 1995 год Ю.Маточкин заметил, что, народное хозяйство области за его счет профинансировать невозможно. Оно должно само зарабатывать деньги. А бюджетные средства надо отправлять на адресную социальную помощь.

Маточкин признал, что слишком понадеялся на обещания «родного правительства» в 1994 году. «На 16 декабря мы имеем только 39,2% централизованного финансирования. И до конца года уже ничего не получим». Поэтому надо заниматься поисками резервов на месте. Маточкин считает, что трудности 1994 года были предопределены «мягкостью» 1993 года, когда «правительство пыталось ослабить бремя реформ и выдавало большие кредиты». А вот ужесточения финансово-кредитной политики в 1994 году областное руководство предугадать не смогло.

Как положительный итог, глава администрации области расценивает принятие Госдумой с третей попытки постановления «О положении в Калининградской области», но вместе с тем признал, что огромной силы оно не имеет. Согласно постановлению Госдумы, Калининградская область отнесена к разряду особо нуждающихся регионов, однако, несколько миллиардов рублей, по мнению Ю.Маточкина проблем не решит.

Вызывает его опасение и готовящийся Госдумой законопроект о свободных экономических зонах (СЭЗ). По этому законопроекту территории получают право создавать локальные СЭЗ. Но центр будет принимать окончательное решение, определять порядок их функционирования порядок управления, то есть центр хочет всеми силами сохранить свой приоритет в управлении территориями, в том числе и через закон о СЭЗ... «По идеологии разработчиков законопроекта получается так: захотели мы в Светлом создать локальную СЭЗ, надо разработать положение ехать в Москву, пройти там все коридоры, добиться принятия постановления». Но если законопроект будет принят, то, по мнению Ю.Маточкина, особой трагедии не будет, поскольку «мы тогда впишем в проект закона об области режим свободной таможенной зоны, в которой сейчас живем».

Что касается партий, то в них Ю.Маточкин разочаровался и следует известному девизу. «Нет вечных друзей, есть вечные интересы» [7].

2.3.       Реакция на события в Чечне

События в Чечне безусловно всколыхнули общественное мнение. После уже упомянутых достаточно жестких заявлений областной и городской Дум — появилось заявление Общественной палаты Калининградской области, в котором говорится, что ввод войск Министерства обороны РФ в Чеченскую республику является политической ошибкой. Палата призывает прекратить боевые действия, вывести войска, а при разоружении незаконных вооруженных формирований использовать только часть спецназначения и внутренних войск. Палата также считает недопустимым отправку в Чеченскую республику военнослужащих срочной службы, призванных в Калининградскую область, без их добровольного согласия.

Между тем, в Чечню был отправлен десантно-штурмовой батальон морской пехоты Балтийского флота, а также армейские подразделения, которые, по свидетельству военных, официально отправлены в Тверь, а потом (неофициально) в Чечню. По данным пресс-центра Балтийского флота на конец января потери балтийцев составили 10 человек убитыми, 39 ранеными. Среди погибших четверо жителей Калининграда и области [8].

Начальник генштаба ВМФ в телефонном разговоре с командующим Балтийским флотом А.Егоровым просил передать благодарность всем, кто отвечал за обучение батальона, его подготовку и отправку. В своей телеграмме главнокомандующий ВМФ РФ поставил в пример всему флоту десантно-штурмовой батальон. Командир дивизии ВДВ, которой оперативно подчинен батальон, представил к наградам всех военнослужащих.

По неофициальным данным, потери калининградцев в армейских подразделениях — около 10 человек.

3.    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

3.1.       СЭЗ «Янтарь»

Презентация СЭЗ «Янтарь» в немецком посольстве в Москве прошла 30 января и вызвала множество мнений и кривотолков. Местные коммунисты, например, считают, что «само по себе стремление местных властей привлечь к экономику области зарубежных инвесторов не вызывает особого возражения». Но почему «именно в германском посольстве, и в то время, когда «калининградскую карту определенные круги открыто и весьма активно пытаются разыграть...Для таких и иных акций, считает обком КП РФ, «достаточно своей земли и места» [9].

Председатель комитета по развитию СЭЗ «Янтарь» Ю.Беденко считает, что презентация в посольстве ФРГ — плановое рекламное мероприятие. «Боязнь, что нас «купят», — наивна. Все инвестиции в область составляют не более 10 млн.долларов. И хотя германские инвестиции по объему на втором месте, заявления о «германизации» через экономику на фоне пока мизерных сумм совершенно беспочвенны» [10]. Теряет или приобретает область, увидев здесь немецких инвесторов? По словам Беденко, необходимо обеспечить их участие в разработке шельфа Балтийского моря на добычу нефти, строительстве «Росбанка», строительстве газопровода на Европу с разветвлением на Калининградскую область.

Заметим, что серьезные предпринимательские и финансовые круги в Калининградской области, считают необходимом прежде всего обеспечить приход сюда российского капитала, но при этом обеспечить четкие гарантии капиталовложений и наличие серьезных инвестиционных проектов, которых, как полагают, до сих пор, еще никто не представил.

 

По данным комитета по развитию СЭЗ «Янтарь», на 1 декабря 1994 года на территории области зарегистрированы более 900 предприятий с иностранными инвестициями. Среди них предприятий со 100% долей иностранного капитала — 260, а с долевым участием инвесторов — 650. Общая сумма уставного фонда совместных предприятий (СП) составила порядка 21,5 млрд. рублей, причем на долю иностранных партнеров приходится более 12 млрд. рублей, или 56% от общей суммы.

Как и прежде, лидер по количеству совместных предприятий — Польша (порядка 300 совместных предприятий, или 34,6% от общего числа). По величине уставного фонда пальма первенства теперь принадлежит Франции (свыше 5 млрд. руб.). Интересен тот факт, что Франция является партнером в четырех совместных предприятиях, а Германия — в 180.

Совместные предприятия со странами СНГ представлены в Калининградской области Молдовой (4 СП), Грузией (4), Казахстаном (11), Узбекистаном (11), Беларусью (22), Украиной (16) и Кыргызстаном (1). Страны Балтии: Литва (140), Латвия (70), Эстония (12).

Помимо соседних стран сотрудничество с которыми традиционно, в числе зарубежных партнеров СЭЗ «Янтарь» такие страны, как Лихтенштейн, Гонконг, Кипр, Сингапур, Гибралтар, Сирия, ЮАР, Саудовская Аравия, Израиль, Великобритания, Япония, Швейцария, Австрия, Италия, США, Ирландия, Нидерланды, Швеция, Китай, Дания, Венгрия, Болгария, Бельгия, Чехия, Финляндия, Испания, Канада [1].

3.2.       Польша

Посол России в Польше Ю.Кашлев в канун Нового года заметил, что на вопрос о взаимоотношениях с Польшей он отвечает так: «Были братские, стали нормальные...» [5]. Охлаждение отношений после отмены визита Черномырдина в Варшаву было заметным, не состоялась встреча парламентариев — российских, калининградских, польских, литовских.

Не все делается по пограничным переходам Калининградской области с Польшей: до сих пор нет ни одного перехода на протяжении 100-километровой границы с Сувалкинским воеводством. Не смогли вовремя открыть переход Гусев-Голдан, причем с польской стороны сделано все, а калининградская сторона оказалась неготовой.

В Калининграде прошли семинары членов комитета по территориальному самоуправлению российско-польского Совета по сотрудничеству Калининградской области и северо-восточных регионов Республики Польши. Участники поделились опытом работы в сферах финансов, местного налогообложения, земельных отношений, экологии, образования, культуры, а также поговорили о принципах «Европейской хартии местного самоуправления». В апреле 1995 года планируется проведение конференции представителей местного самоуправления области и республики Польша.

В польском городе Щецине состоялась международная рабочая сессия Союза Балтийских городов (СБГ), в работе которой приняли участие представители Калининграда и Балтийска, который совсем недавно принят в Союз Балтийских городов, став третьим российским городом — членом Союза.

3.3.       Литва

Военный транзит через Литву уже долгое время является «камнем преткновения» в российско-литовских отношениях. В январе похоже удалось достигнуть прогресса в этом чрезвычайном сложном вопросе.

По словам министра иностранных дел Литвы Повиласа Гилиса, поиски договоренности велись с учетом того, что Литва должна обеспечить свою безопасность, а также с целью решить вопрос военного транзита в Калининград «цивилизованно не создавая напряженности как в двусторонних отношениях Литвы и России, так и в регионе и Европе» [7].

П.Гилис отметил, что эту позицию Литвы поддержали государства Европейского союза. Он считает, что достигнутое накануне соглашение с Россией о продлении действия прежнего порядка транзита военных и опасных грузов через территорию Литвы является результатом компромиса. Этот порядок был установлен соглашением правительства Литвы и России от 18 ноября 1993 года о транзитных перевозках через территорию Литвы выводимых из Германии российских вооруженных сил и военных грузов и действовал до 31 августа 1994 года, позже был продлен до 1 января, а теперь еще раз продлен до конца 1995 года. По словам министра, никакие политические силы его не критиковали, а появившиеся «неувязки не достигали политического уровня».

Касаясь безопасности Литвы, Гилис заметил, что военный транзит России вызывает озабоченность жителей Литвы. Вместе с тем, он подчеркнул, что основной гарантией безопасности являются хорошие отношения обеих государств. «Обычно мы акцентируем военный аспект, мало акцентируем политические аспекты, которые являются основными для безопасности в Европе, отметил министр Гилис [7].

Источники

1. Калининградская правда.— 1994.— 21 декабря.

2. Калининградская правда.— 1994.— 22 декабря.

3. Калининградская правда.— 1994.— 30 декабря.

4. Калининградская правда.— 1994.— 31 декабря.

5. Калининградская правда.— 1995.— 4 января.

6. Калининградская правда.— 1995.— 5 января.

7. Калининградская правда.— 1995.— 21 января.

8. Калининградская правда.— 1995.— 24 января.

9. Калининградская правда.— 1995.— 25 января.

10. Калининградская правда.— 1995.— 27 января.

11. Калининградская правда.— 1995.— 31 января.

 

 

 

Политический мониторинг №1(36)