Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Рязанская область

Вадим МИХАЙЛОВ,

Владимир ЕРОХИН,

Юрий КНЯЗЕВ

РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

(весна 1992 года)

1.    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1.1.       Структуры власти

Рязань была одним из первых городов в России, где еще в сентябре 1990 г. был ликвидирован исполком горсовета как самостоятельный коллегиальный орган власти. Исполнительные структуры были непосредственно подчинены горсовету: его председателю и его коллегиальному органу — президиуму горсовета.

С декабря 1991 г. в связи с известной реорганизацией местных органов власти вновь образовались две городские властные структуры: горсовет и мэрия. Могла бы сложиться типичная модель конфронтации законодательной и исполнительной властей по московскому варианту, но в условиях Рязани имеются два существенных корректирующих обстоятельства:

1. Мэр города Валерий Васильевич Рюмин (он же — президент Союза российских городов, народный депутат РФ), бывший прежде председателем горсовета и лидером городского демократического движения, и нынешний председатель горсовета Сергей Владимирович Вобленко (бывший заместитель Рюмина), а также оба нынешних заместителя С.В.Вобленко — единомышленники, люди одной команды.

2. Вслед за Рюминым в структуры исполнительной власти перетекают наиболее активные и ответственные депутаты. Так что конфликт между двумя властными структурами, если и возникнет, будет носить чисто идеологическую окраску (традиционное противостояние коммунистов и демократов, популистов и твердых рыночников), но вряд ли будет считаться серьезным и значительно влияющим на реальную политику.

Конфликтов между исполнительной и законодательной властями на уровне области и сельских районов области никогда не было (и пока не предвидится) по причине их традиционно партийно-номенклатурного состава.

Межуровневые конфликты в течение 1,5 лет сводились к модели «гамбургера», облсовет сверху и райсоветы в городе снизу пытались сковать инициативы горсовета, остановить источник демократической заразы. В послепутчевый период ситуация почти нормализовалась. Районные (в городе) исполнительные властные структуры вошли на правах префектур в единый механизм городского управления, а районные (в городе) Советы приостановили свою деятельность.

Областные власти после путча умерили притязания. К тому же произошли кадровые перестановки. Председателем облсовета стал выходец из демократической команды Рюмина-Вобленко, экономист Виктор Владимирович Приходько. Главой администрации области (с подачи Рюмина) назначен опытный хозяйственник, бывший «мятежный номенклатурщик» Лев Полиектович Башмаков. Нынешние трения между городской и областной администрацией носят рабочий характер и обусловлены, как правило, объективными сложностями нынешней экономической ситуации и нечеткостью разграничения собственности, функций и т.п.

Представителем президента РФ по Рязанской области является экс-народный депутат бывшего СССР Николай Васильевич Молотков — беспартийный, из образованных рабочих, до назначения «государевым оком» побывавший редактором городской газеты «Вечерняя Рязань».

1.2.       Политические организации и их влияние

Случаев подавления политических свобод и нарушения прав человека в городе Рязани не наблюдается даже по отношению к прокоммунистическим (крайне малочисленным) организациям и движениям.

На селе ситуация более сложная для анализа, поскольку власти там, если и ограничивают политические свободы и права человека, то стараются оформить свои действия, как «меры, принимаемые к административным нарушителям», стараясь к тому же изыскать для оппонентов подходящие к тому или иному случаю компрометирующие зацепки. Учитывая уровень юридической грамотности (безграмотности) сельского населения, можно понять, почему те или иные несправедливо преследуемые предпочитают чаще всего «не раздувать пожара».

Политический спектр Рязани и некоторых райцентров типичен для большинства российских городов: от десятка (райцентры) до сотен (Рязань) «твердых» членов ДПР, понемногу «руцкистов», «республиканцев», аморфная масса ДДРовцев, на другом полюсе сторонники прежнего порядка, ОФТешники — вот, пожалуй, и все. Зримое разочарование, доходящее до откровенного отвращения ко всякой политике вообще, превалирует у обывателя. Сравнительно больший интерес вызывают инициативы каких-либо общественных объединений «по интересам» — фонд конверсии, например, или Народное акционерное предприятие (в проекте) по выращиванию экологически чистой свинины, т.е. те, которые пропагандируют за реальный результат, зовут к конкретным, «осязаемым» действиям.

Иногда те или иные политические группировки блокируются, иногда грызутся между собой, но все это скорее напоминает карикатурное отражение процессов, происходящих в столице, т.е. в общероссийском масштабе.

Естественно, в каждой карликовой партячейке имеется лидер или группа таковых. Можно считать, что практически все эти «партии» представлены в структурах власти единицами своих членов, активистов или лидеров. Но как Рюмин, так и Вобленко здраво предпочитают опираться на любого человека как специалиста, а не как на заслуженного партийца, и потому вряд ли стоит говорить о каком-либо партийном влиянии на местную власть.

Областные и районные (в области) властные структуры состоят, как уже отмечалось, повально из бывшей КПСС.

Экономическая активность партий носит чисто декларативный характер. Какие-либо экономические решения принимаются властями, исходя все-таки из внепартийных интересов. Связей с предпринимателями ни у одной из партий не наблюдается. Самим предпринимателям не до партийной деятельности: цивилизованные бизнесмены думают о том, как бы развить или по крайней мере сохранить дело.

Неформальные отношения «партийцев» и «движенцев» с влиятельными представителями властей, пожалуй, более плодотворны для обеих сторон, нежели какие-то «организационно оформленные»: город, несмотря на полмиллиона населения, все же «тесный» — многие знали и дружили друг с другом еще при застое, за чашкой чая или за рюмкой водки многие негласные согласования проходят гораздо успешнее и менее кичливо.

Ни одна общественная группировка Рязани не занимается издательской деятельностью, кроме коммунистов. Все имеют достаточно свободный доступ в имеющиеся средства информации, включая радио и телевидение.

2.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

2.1.       Экономическая структура города, области

Производственная структура города Рязани — 70% ВПК. Ряд предприятий-монополистов легкой промышленности, предприятия пищевой промышленности (монополисты в области), альтернативная экономика представлена не более чем 3% от общего производства. Областная (районная) структура на 90% состоит из предприятий легкой промышленности, оборудование коих крайне изношено.

В настоящее время деловая активность в области уменьшилась, многие государственные предприятия находятся на картотеке в большинстве случаев из-за задержек оплаты их продукции. Налоговый прессинг резко снизил активность альтернативной экономики (никто не связывается с производством товаров, рентабельность которых ниже 200%). Заметно сократился потребительский спрос.

Состояние финансов напрямую связано с уменьшением деловой активности и большим удельным весом в экономике Рязани предприятий ВПК. Кредиты даются под большой (40-50) процент и, как правило, на короткий срок (эти показатели меняются в настоящее время в еще более худшую для получателя кредитов сторону). Ситуация с наличностью относительно стабилизировалась, хотя для некоторых предприятий проблема с задержкой выдачи зарплаты не решена.

Несмотря на общее падение уровня производства, структурного изменения его не происходит. Причина — в ухудшающемся экономическом фоне, не вдохновляющем на развитие производства и инвестиционные вложения. Обещание урезать ассигнования на ВПК может катастрофически повлиять на региональную экономику и резко обострить социальную напряженность. Вероятное число безработных в этом случае — 60%.

Крупнейшими субъектами экономики и являются как раз банки и биржи. Производственные предприятия в настоящий момент (даже самые крупные из них) не способны тягаться с ними, так как в основном это предприятия, производящие средства производства, которые из-за возросшей себестоимости и падения спроса потеряли рынок сбыта. В Рязани существуют два коммерческих банка и несколько банковских филиалов, Агропромбиржа.

Промышленные и финансовые группы на сегодняшний день существуют в сфере альтернативной экономики. Сформированы или формируются они большей частью по личным симпатиям или по принципу общего «прародителя». По хронологии возникновения группы можно условно поделить на постноменклатурные и посткооперативные. Отдельно стоят СП (совместные предприятия) и последняя волна МП (малых предприятий).

2.2.       Приватизация

Примерно с сентября 1991 г. активно пошел процесс теневой приватизации. Практически на каждом предприятии его администрация учреждала «предприятие-спутник», как правило, со статусом акционерного общества, и за бесценок передавала новому АО производственные мощности и площади.

Ключевыми органами, осуществляющими приватизацию в Рязани и области, являются комитеты по управлению имуществом и фонды имущества. Первые проводят организационные мероприятия, вторые продают акции и собственно предприятия, проводят конкурсы и получают средства, вырученные от приватизации.

Чиновники, осуществляющие приватизации, представлены здесь двумя типами. Первый (большей частью в Рязани) — ставленники более прогрессивной мэрии, «из демократов». Будучи в общем-то порядочными и честными людьми, они подчас не владеют ситуацией из-за отсутствия аппаратного опыта, их постепенно «съедают» более опытные спецы из третьего «незасвеченного» эшелона бывшей номенклатуры КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС. Второй тип — выходцы из областной (районной) номенклатуры, назначаемые областной администрацией, в составе которой практически нет свежих людей. Взяточничество на приватизационной волне, по частным свидетельствам «потерпевших», достигло на Рязанщине не виданных доселе масштабов.

Местные нормативные акты направлены в основном на социальную поддержку населения, хотя по сегодняшнему законодательству практически все налоги забираются в центральный бюджет. Дабы помочь местным властям подлатать их бюджетные дыры, им дано право вводить местные налоги. Это право, как ожидается, сыграет печальную роль в деле окончательного удушения местной промышленности.

Характер приватизируемых имуществ ограничен пока что сферами торговли и бытовых услуг. Предприятия этих сфер поставлены в план обязательной приватизации в течение 1992 г. Предприятия пищевой и легкой промышленности готовятся к приватизации на втором этапе реформы.

Новые собственники — это в основном акционерные общества и малые предприятия средней руки.

На сегодняшний день только-только опубликованы списки предприятий, предназначенных к приватизации, поэтому говорить о каком-либо анализе рано. Не вызывает сомнения то, что трудовые коллективы (судя по поданным заявкам) готовы активно включиться в процесс приватизации предприятий, на которых они трудятся.

На март-апрель предполагается обвальная приватизация. Общая стоимость предприятий, подлежащих приватизации в 1992 г. составляет около 1 млрд. 200 млн. руб.

Более-менее значимых конфликтов, связанных с приватизацией, в Рязани пока что не наблюдалось. Были отдельные факты недовольства населения из-за изменения ассортимента и цен в приватизированном магазине, или недовольства трудового коллектива, обнаружившего постфактум, что они из государственных крепостных превратились в крепостных у собственных бывших администраций. Сколь-либо организационный протест на подобные прецеденты пока что не оформился, противоядие не найдено. Хотя городской Совет послал на рассмотрение ВС России проект двух поправок к законодательству о приватизации, имея целью защитить интересы муниципалитета (возможность реприватизировать объект в случае невыполнения условий договора новым владельцем) и оговорить приоритет права трудового коллектива на приватизации того или иного объекта, на котором этот коллектив трудился до приватизации.

2.3.       Земельная реформа

В настоящее время она тормозится даже не административными рычагами, а общей экономической ситуацией (конъюнктурой). Структура местного сельхозяйства определяется в основном мясо-молочной отраслью, зерно-фуражным и зерновым (рожь) производством.

Фермерских хозяйств по области чуть более 500. Основные товарные производства существуют на базе колхозов и совхозов, ныне «реорганизуемых» по общероссийскому шаблону.

Обеспеченность фермеров кредитами и техникой на сегодняшний день минимальная. Выделенные на развитие фермерства президентом РФ 6 млрд. руб. на каждого фермера выражаются в сумме 20 тыс. руб. Современные цены не позволяют на такую сумму удовлетворить потребности фермера в технике, семенах, кормах и т.д.

Крупных собственников на земле пока не наблюдается. Даже те привилегированные номенклатурные пройдохи, которым удалось оформить на себя по 100-150 гектаров земли (в аренду) и приобрести по смехотворным «остаточным» ценам колхозную технику, вынуждены заморозить производство на большей части клина и обрабатывают лишь «натурально-хозяйственный» кусок его.

Характер сельскохозяйственного производства в основном именно «натурально-хозяйственный», мелкотоварный. Переработка продукции целиком монополизирована государственными (реже колхозными) предприятиями.

В Рязани существует несколько объединений производителей-собственников. Союз кооператоров области возник в конце 1988 г. Позднее были попытки создать другие объединения представителей альтернативной экономики, равно как и попытки определить политические интересы и направления. Последний такой шаг был сделан в ноябре 1991 г., но не привел к желаемому результату. Но несомненно наблюдается тенденция поиска местными представителями альтернативной экономики контактов с местными политическими организациями и объединениями, равно как столь же активный поиск ими возможных путей сближения с властными структурами (последние попытки, правда, диктуются явно меркантильными соображениями предпринимателей).

Конфликты, вызванные приватизацией на селе, еще только зреют. До сих пор получил громкую огласку в прессе, пожалуй, лишь конфликт коллектива арендаторов-картофелеводов с администрацией и колхозниками в Скопинском районе Рязанской области (дошло до административных арестов, голодовок, драк и прочих прелестей реколлективизации, но из обрезов пока не стреляют).

Межхозяйственные конфликты определяются взаимным неудовольствием производителей по поводу высоких цен, назначаемых поставщиками, а также несвоевременными поставками.

Технология выхода на рынок — в первобытно-общинном состоянии, чаще всего на уровне натурального обмена (бартер). В значительной степени здесь играют роль «нужные» связи, межноменклатурная спайка, традиционная в связи с этим коррупция. Лишь незначительная часть продукции и сырья проходит через Агропромбиржу.

2.4.       Доходы населения

За последние месяцы доходы населения выросли в денежном выражении в 2-3 раза.

У подавляющего большинства это легальные доходы, тем не менее стремление иметь дополнительные (отнюдь не гнушаются и нелегальными) доходы все чаще реализуется в госструктурах у служащих всех уровней. Скрываемые от налогообложения доходы формируются как из мелких приработков, так и из более-менее крупных финансовых махинаций.

На сегодняшний день средний (5000-10000 руб.) уровень доходов имеют лишь 3% населения региона. Низкий (2000-5000 руб.) — 10%. И физиологический минимум (менее 2000 руб.) — примерно 80%. Как выживают оставшиеся 5-7%, совершенно непонятно.

В настоящее время нет резкого возрастания числа безработных. Пока что основная часть работающего населения занята на «оборонных» предприятиях. Однако все больше заводов работает в неполные смены, многим рабочим, служащим, ИТР предложено уйти в отпуск, многих предупреждают и о вполне вероятных сокращениях.

Достоверных сведений о рынке труда нет, так как соответствующие службы — областное УТЗ (управление труда и занятости) и ГЦЗ (городской центр занятости) — ориентированы на пассивную регистрационную работу, а сведения о вакансиях рабочих мест подают в эти службы лишь 1/5 всех предприятий. Большая часть граждан трудоустраивается самостоятельно и выпадает из статистики. По прикидкам экспертов, нынешний уровень безработицы в городе 3‑5%.

Уровень нелегальных доходов, по частным предположениям, в своем «удельном весе» чуть превышает 1/3 от легальных, определяется теневой экономикой, которая сильно «повзрослела», как только ей пришлось столкнуться с ярмом гайдаровских налогов.

2.5.       Профсоюзы и забастовки

Практически все профсоюзные структуры в городе остались без изменений. Независимых профсоюзов нет, альтернативных общественных профсоюзных движений снизу тоже.

Случаев массового выхода из профсоюзов нет. Кстати, простейшая мера — возврат к традиционному для общественных организаций порядку уплаты членских взносов — могла бы резко обострить взаимоотношения работников с профсоюзными функционерами и спровоцировала бы население на выход из профсоюзов, а профсоюзы — на четкое обозначение своей позиции.

Тесная связь профсоюзов с КПСС ни для кого не была секретом. В октябре-ноябре 1991 г. состоялись пробные попытки профсоюзов выступить в качестве самостоятельной политической силы под лозунгами защиты прав трудящихся. Предпринятая вместе со сторонниками «Коммунистического возрождения» (единственная из зарегистрированных в Рязани прокоммунистических общественных организаций) акция успеха и поддержки у населения не имела. Предложение со стороны местной организации ДПР к сотрудничеству лидерами профсоюзов (Говоров, Немчинов) было отвергнуто. С иными политическими силами профсоюзы явного контакта не искали, хотя и не отмежевывались от участия в их акциях представителей немногочисленной рязанской группы ОФТ.

Видимо, неуспех «осеннего наступления» профсоюзов на власти от имени трудящихся вынудил их к минимизации политической активности. Характерно, что в Рязани не было даже попыток со стороны профсоюзов сыграть на недовольстве населения либерализацией цен в январе-феврале 1992 г.

Нынешняя тактика рязанских профсоюзов — «сидеть тихо», заниматься коммерцией, разворачивать кое-какие службы (например, профориентации и переобучения), с которыми запаздывают госорганы. На печатную критику в свой адрес профсоюзы не реагируют, стараясь как можно меньше привлекать к себе внимания населения.

Тесная связь областной организации ФНПР наблюдается с частью депутатского корпуса областного Совета народных депутатов, со структурами областной администрации и некоторыми номенклатурными общественными организациями типа Комитета защиты мира, женсоветом, областным детским фондом.

Реальная забастовочная акция, в которой отчетливо проявилась организующая роль профсоюзов, — предупредительная забастовка учителей в октябре прошлого года. Однако в силу ряда причин профсоюзам не удалось собрать с нее политических дивидендов:

— правительство тогда удовлетворило экономические требования учителей,

—рязанская городская администрация и горсовет перехватили инициативу у профсоюзов и вышли на прямой, непосредственный контакт с учительской общественностью, пойдя даже дальше первоначальных требований педагогов. В частности, готовность властей предоставить школам и другим общеобразовательным учреждениям финансовую и юридическую самостоятельность и право определять образовательную политику в городе приводит к «проседанию» и разрушению традиционных управленческих структур (роно, гороно, облоно), с которыми прежде всего привыкли контактировать профсоюзы.

Таким образом, в Рязани, спровоцировав первоначальные выступления учителей в оппозиции городским властям, местная организация ФНПР неожиданно для себя получила обратный эффект, чреватый в том числе и возможностью самороспуска профсоюза учителей в его нынешнем виде, образованием новых профсоюзов «снизу».

2.6.       Положение на потребительском рынке

Продовольственные товары минимально необходимого ассортимента в наличии имеются — частью по талонам (макаронные изделия, крупы, растительное масло, водка), частью в свободной продаже (мясные изделия, рыба, куры, яйца, овощи, масло животное, хлеб, молочные продукты). Молоко дотируется (цена 3 руб. за литр, хлеб черный по 1,65 руб., белый —от 2 до 3,5 руб.).

Цены на «колхозном» рынке на отдельные продукты (мясо, яблоки) ниже магазинных, качество выше. Очереди, характерные для конца 1991 г., практически исчезли, образуются только в случае « выброса» дешевых сортов продуктов или при торговле с грузовиков (в роли продавцов — непосредственные производители) по более низким ценам. В целом на продовольственные товары цены среднероссийские, причем на многие продукты ниже московских.

Промышленные товары повседневного спроса по-прежнему в дефиците. Или же по малодоступным ценам в коммерческих структурах или на стихийном вещевом рынке («барахолке»).

Товары длительного пользования в свободной продаже появились (например, полно мебели), но по практически недоступным для населения ценам. Очень много подобных товаров и в коммерческих магазинах, киосках, но в основном импортного производства и совсем уж по космическим (для рязанцев) ценам. Более всего, по наблюдениям, рязанцев тревожит невозможность купить бытовую технику, особенно холодильники и стиральные машины. Все больше людей, спрашивающих «который час?» — в продаже часов нет, ни наручных, ни настольных.

Прекратились массовые закупки больших количеств товаров и продуктов «впрок».

Разговоры о ценах по-прежнему занимают население, но несколько потеряли январскую агрессивность.

Большой удар для многих горожан — резкое повышение цен на бензин и масло, астрономические цены на запчасти к легковым автомобилям (ведь многие связывают надежды на выживание с загородными земельными участками). На улицах все чаще можно заметить машины с вмятинами и другими дефектами — ремонтировать слишком накладно.

Указ Президента РФ о снятии всех ограничений для уличной торговли практически не отразился на предложении: появилось больше, пожалуй, лишь сигарет и домашних солений-варений. Много «с рук» продается водки (которая, напомним, вообще-то по талонам).

3.    СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Рязань — типичный среднерусский город, ставший крупным индустриальным центром не в силу естественно-исторического развития, а в планово-партийном порядке.

Концентрация в городе крупных предприятий ВПК создало интеллектуальный потенциал (большое число ИТР в НИИ, КБ и СКБ, студенты и курсанты 5 гражданских и 4 военных вузов), квалифицированный рабочий класс системы ВПК. Вышеперечисленные, кстати, составляют базу демократических движений и партий.

В то же время гиганты химической индустрии требовали просто рабочей силы, и ее набирали в основном в селах. К тому же 2-3 последних десятилетия существовала практика высылки из Москвы «на 101-й километр». Отсюда — масса малоквалифицированных рабочих, подчас имеющих судимости, страдавших алкоголизмом. Вместе с люмпенизированным крестьянством, выходцами из села в 1-2 поколениях (за последние 25 лет население города увеличилось вдвое и нынче составляет полмиллиона человек), они составляют политический пассив.

Опустошение людских ресурсов области (районов, деревень) осуществлялось не только за счет гигантомании индустриализации областного центра, но и за счет естественного оттока жителей области в Москву и Московскую область. Сейчас на селе не хватает рабочих рук, население деревень в основном —пожилые и престарелые люди.

В целом настроение рязанцев можно охарактеризовать как политический консерватизм, вернее — политическую забитость.

Такие формы выражения недовольства, как бунты, массовые беспорядки, отсутствуют. Преступность растет, но не специфически, а как отражение общеэкономической ситуации. Увеличилось число краж личного имущества.

Отношение к экономическому положению неоднозначное. Те тысячи зарегистрированных (хотя по большей части и не работающих) негосударственных производственно-коммерческих структур — это потенциальный актив для продолжения реформ. Массовый отток квалифицированных работников госучреждений в СП, МП, АО — тоже свидетельство и гарантия принятия значительным числом людей новых экономических порядков.

Приватизация (номенклатурная приватизация)— процесс, конечно, уродливый, но одновременно вырывающий из серой массы бывших номенклатурных лакеев множество лиц, которые, почувствовав себя хозяевами, не захотели бы теперь горбатиться ненормированный рабочий день ради жалких привилегий, которые они сами теперь себе обеспечивают.

Отношение к армии — типичное для Центральной России: «армия и народ едины». В городе 4 военных училища, другие военные и военизированные учреждения, заводы ВПК.

Отношение к забастовкам в Рязани сдержанное. Первые и наиболее агрессивные попытки забастовок исходили от работников городского транспорта (что создавало неудобства для основного населения) и от работников нефтезавода (который в городском фольклоре слывет благополучным «блатным» предприятием).

Симпатии и антипатии с 1989 г. в Рязани, а в последнее время и в районах области складывались на водоразделе «номенклатура — народ». Эта упрощенная схема предопределила итоги выборов в горсовет на выборах 1990 г., несмотря на превосходящие силы и организационный опыт КПСС. В дальнейшем, однако, разочарование отсутствием быстрых успехов, изменение в поведении некоторых прошлых демократических лидеров («народных героев») привели к кризису доверия к какой бы то ни было власти вообще.

Отношение к КПСС и ее сторонникам не стало сколь-нибудь лучше. Соответственно мало доверия вызывает областной Совет, номенклатурное и безальтернативное формирование которого происходило у всех на виду и осталось в памяти. Кадровая политика как областного Совета, так и областной администрации вызывает всплески возмущения — в частности, на редакционную статью в газете «Вечерняя Рязань», призвавшую высказаться на эту тему, были получены около сотни писем из сел и райцентров, многие из которых коллективные. Тем не менее общее впечатление от настроений рязанской глубинки —подавленность и апатия населения.

Отношение горожан к горсовету и мэрии осложнилось. С победой демократических сил на выборах в городской Совет в 1990 г. связывалось слишком много надежд. Завышенные ожидания не удовлетворены.

4.    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Газета облсовета «Приокская газета» (до августа 1991 г. = «Приокская правда»).

Тираж 47 тыс. экз., выходит 5 раз в неделю. Проблемы с содержанием (достаточно «серый» журналистский уровень, беззубость, склонность к популизму, любовь к областному официозу). Властями (учредителем) практически не контролируется, так как в этом нет нужды — сотрудники работают в приобретенном за долгие годы режиме «внутреннего редактора». Для политических заявлений в принципе открыта, но с политическими заявлениями мало кто туда обращается. Популярность весьма низкая, о чем говорит даже тираж, выписывают и покупают в розницу в основном пожилые люди и сельское население в силу привычек и за отсутствием альтернативы.

 

Газета городского Совета «Вечерняя Рязань».

Выходит с 1 ноября 1990 г. Тираж от 16 (среда) до 21 (суббота) тыс. экз. Периодичность — 2 раза в неделю. Проблемы с кадровым составом: первоначальный редактор-непрофессионал (ныне представитель Ельцина — Н.В.Молотков) набрал выходцев из бывшей комсомольской газеты «Молодежный курьер» (еще раньше называлась «Рязанским комсомольцем»), очень «тяжелый» и неоднородный по профессиональному уровню состав. Собственно журналистов — единицы. С 1 ноября 1991 г. приглашен работать редактором «ВР» редактор вильнюсско-тамбовской газеты «Содействие» В.Михайлов. В конце февраля перетянул в штат четверых сотрудников «Рязанского вестника».

 

Газета областной организации профсоюзов («ФНПР на платформе ВЦСПС») «Голос».

Тираж 25 тыс. экз. Еженедельник. Проблемы в основном с финансами, ибо предыдущие две газеты имеют властных учредителей, дотирующих в случае крайней нужды (например, квартальные закупки офсетной бумаги). Погоня за читателем выработала и определенный стиль литсотрудников: склонность к дешевой, но «крикливой» сенсации с вытекающими из этого частыми передержками, стремление уйти от «чистой» политики, пропагандируя политические взгляды в «бытовых» материалах («крыша у вас протекает, потому что — мэрия, а вот при исполкоме, небось, не протекала»). Розовый популизм и потакание обывательской агрессивности, потребительству люмпен-горожанина. Популярна, как следствие, среди люмпенизированных слоев — и в городе, и в деревне. Охотнее всего раскупается в электричках.

«Голос» — единственная газета в области, объективно занявшая освободившуюся после бывшей «Приокской правды» нишу. Тщательно маскируемая сверхзадача — дискредитация «дерьмократов» и особенно предпринимателей.

 

 

«Рязанский вестник».

Формально газета городского Совета, а фактически независимая (самофинансируемая) газета. Тираж 5 тыс. экз. Выходит 2 раза в месяц. Главная проблема — финансы. Коллектив — 5 человек. Нонконформисты, направление на поддержку умеренного консерватизма (проНТСовского крыла РХДД) и собственно НТС — в политике, на поддержку цивилизованного предпринимательства — в экономике. Третье постоянное направление — правозащитная деятельность. Часты экологические материалы. Открыта для политических заявлений, близких по духу сотрудникам газеты. Популярность хоть и узкая, но стабильная (преданный «свой» читатель).

 

«Содействие» и «Рок-Партнер».

Частные газеты, зарегистрированные в Рязани, но «примороженные» из-за недопоставки оборудования, предусмотренного грантом Международного фонда «Культурная инициатива». Выпуск на базе местной типографии нерентабелен, к тому же средства — на нуле (финансовая поддержка по тому же гранту также еще не нашла адресата). Тем не менее в апреле планируется пробный выпуск «Рок-Партнера», как более коммерческого издания, малым (до 5 тыс. экз.) тиражом.

 

Газета РСМ «Молодежный курьер».

По заслуживающим доверия данным, через пару месяцев прекращает свое юридическое существование, намерена «отдаться» «Приокской газете», влившись в ее штат.

 

Газета рязанских коммунистов «Искра».

Вышла всего два раза с перерывом примерно в квартал. Выпускается непонятной (но зарегистрированной) организацией, во главе которой, в частности, стоит А.Чистотин — бывший секретарь обкома КПСС по идеологии, оказавшийся в августе безработным. Не представляет серьезного интереса для анализа, ибо популярность практически нулевая. Ныне коммунисты оказались в положении зарождавшейся демократической прессы в 1988-89 г. — однако с той разницей, что на подобного рода прессу нет того ажиотажного спроса, который существовал в указанный период на прессу, альтернативную КПСС.

 

Газета «Молния» (анпиловская).

Печатается в одной из районных (в Рязанской области) типографий тиражом 100 тыс. экз. Учредитель — явно подставное частное лицо с домашним адресом в Новгороде.

В каждом районе области выпускается собственная газета, как правило учрежденная местным райсоветом. Всего 27 «районок». Для них характерны лобовая, по-большевистски, аргументация, практически стопроцентная дотация из райбюджетов, раскупаются, пожалуй, исключительно из-за публикуемых телепрограмм. Тиражи низкие. Перспективы выживания мрачные.

Листовочная деятельность характерна в последние полгода лишь для коммунистов. Встречаются листовки населением равнодушно, с элементами иронии.