Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

С. РЫЖЕНКОВ,

о. ФОМЕНКО

Анализ политической ситуации
в Саратове и Саратовской области

в марте 1992 года

1.    Приход нового главы областной администрации и становление исполнительной вертикали на уровне области; капитуляция облсовета и снижение значения законодательной власти

1.1. Кадровая политика Ю.Белых. опора на бывших 1-х секретарей райкомов и горкомов.

 

1.2. Попытка навязать городу мэра и стойкое сопротивление городского совета положили начало конфликту исполнительной и законодательной власти на уровне города, имеющего перспективы роста в случае «кадрового рвения» главы администрации.

1.3. Ориентация лидеров общественных движений, руководителей коммерческих структур на работу с представителями исполнительной власти:

а. Создание Давыдовым Экспертного Совета при новом главе администрации и его уход с поста председателя экономического совета при Малом Совете знаменует его переход на сторону исполнительной власти в наметившемся конфликте;

б. Высказанная представителем другой крупной коммерческой структуры — Приволжской купеческой биржи — готовность поддержать новую власть деньгами, безоговорочная поддержка ее курса. Оба руководителя пренебрежительно относятся к горсовету, считая его политику «популистской». СОБЫТИЯ В ГОРОДЕ ПОДТВЕРЖДАЮТ ОБЩУЮ ТЕНДЕНЦИЮ УХОДА НА ВТОРОЙ ПЛАН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПОНИЖЕНИЯ РОЛИ СОВЕТОВ И ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО КОРПУСА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ИЗ «КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ОБОЙМЫ».

 

1.4. Представитель Президента Головачев как политический руководитель главы областной администрации. Блок главы администрации области Белых и Представителя Президента Головачева определяет как политику в городе и области, так и большинство кадровых назначений.

а. Расстановка Головачевым своих людей на важные посты в структурах, осуществляющих приватизацию.

 

б. Попытка назначить мэра города, «непроходимого» в горсовете и не имеющего никаких достоинств, кроме личных связей с Белых по совместной работе.

 

в. Опора на ОПСС, входящую в ДемРоссию, как возможность сотрудничества с демократами, минуя Давыдова. НА УРОВНЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ПРЕЗИДЕНТА НЕ КОНТРОЛИРУЕТ ГЛАВУ АДМИНИСТРАЦИИ, А ФАКТИЧЕСКИ ДЕЛИТ С НИМ ВЛАСТЬ, РАЗОЙДЯСЬ С ЧАСТЬЮ СВОИХ ПРЕЖНИХ СТОРОННИКОВ- ДЕМОКРАТОВ, В КОТОРЫХ ОН ВИДИТ ТЕПЕРЬ НЕ СОЮЗНИКОВ, А КОНКУРЕНТОВ.

2.    Начало формирования 2х промышленно-финансовых групп и их соперничество

2.1.        

В городе и области за последние годы было создано большое количество коммерческих предприятий, и теперь экономическая конъюнктура заставляет их объединяться. На данный момент заявлено о скором появлении 2х крупных объединений — Центра по операциям с недвижимостью (под эгидой биржи «Гелон» — исполнительный директор — председатель ДемРоссии Давыдов, см. стр. 24-26), и объединения 5-ти крупнейших бирж города и области с участием Приволжской купеческой биржи — директор М.Ф. Зайцев (см. стр. 3-4), который говорит о целесообразности создания крупной, цивилизованной биржи. Оба руководителя ориентированы на поддержку исполнительной власти (как на словах, так и деньгами), оба с пренебрежением отзываются о Саратовском горсовете и институте советской власти вообще.

2.2.       Соперничество группировок в стадии их становления

а. Обличения Давыдова в прессе и роль Зайцева в появлении этих статей;

б. Попытка Давыдова закрепиться при Белых путем создания экспертного совета (см. выше) и использование им своих людей в комитете по экономике;

в. Опора Зайцева на давние связи с Головачевым в борьбе с Давыдовым.

Обе укрупняющиеся структуры присматриваются к предприятиями ВПК и жалуются на несовершенство российского законодательства, не позволяющее частным лицам участвовать в приватизации последних, «обхаживают» руководство предприятий, надеясь получить для своих клиентов в аренду площади и оборудование этих предприятий.

3.    Начало реальной приватизации и борьба различных группировок за разгосударствляемое имущество

3.1. Наличие представителей политических движений, коммерческих структур в органах, осуществляющих приватизацию, сулит еще более тугой узел противоречий в будущем; различные силы, контролирующие эти органы, поведут их к конфликтам между собой, злоупотреблениям и коррупции.

3.2. Участие Комитета по управлению имуществом в процессе приватизации напрямую и получение непосредственной выгоды от приватизированных предприятий создает новых монополистов в торговле и службе быта. (НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ ВИТОК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОНФРОНТАЦИИ. РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ СТРУКТУР В ГОРОДЕ РАСТЕТ.)

4.    Создание национального немецкого района. Конфликты немцев с антиавтономистами и противоречия в самом немецком движении

4.1.       Указ Б.Ельцина о создании немецкого района и его значение

а. Уход в прошлое идеи полного и немедленного восстановления автономии в полном объеме и ориентация «радикальной» группы немецкого движения на выезд;

б. Начало сотрудничества облсовета с обществом «Хаймат» и немецкой неправительственной организацией VDA по вопросу организации национального района- см. стр. 58.;

в. Начало экономической поддержки немцев Поволжья со стороны Германии под угрозой массовой эмиграции советских немцев.

г. 23 совхоз, как ядро национального района, с которого и начнется возрождение автономии.

В ЦЕЛОМ НАБЛЮДАТЕЛИ СЧИТАЮТ, ЧТО УКАЗ ЕЛЬЦИНА ИМЕЛ ПОЗИТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ОН СОЗДАЛ РЕАЛЬНУЮ ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕМЕЦКОГО АНКЛАВА В ПОВОЛЖЬЕ, ПРИТУШИЛ СТРАСТИ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ, НЕ ЖЕЛАЮЩЕГО АВТОНОМИИ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ УКАЗ НЕ УМЕНЬШИЛ ПОТОКА ЭМИГРАЦИИ НЕМЦЕВ В ГЕРМАНИЮ.

4.2.       Немецкие организации и их позиции

Раскол между организациями «Хаймат» и «Возрождение» еще более углубился после Указа и Съезда немцев 21-23 марта. «Возрождение» преимущественно стало ориентироваться на выезд, и главенствующие позиции в движении перешли к «Хаймату».

«Хаймат» считает главным направлением своей деятельности создание «немецкой экономики»; организация получила из Германии оборудование для хлебопекарни, сыроварни и колбасного цеха, которые вскоре начнут работать. Германия оказывает помощь немцам через VDA — неправительственную организацию, существующую с 1881 года.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ГЕРМАНИИ ВИДИТ В «ХАЙМАТЕ» И VDA ГАРАНТ НЕКОТОРОГО СДЕРЖИВАНИЯ ЭМИГРАЦИОННОГО ПОТОКА И ПОТОМУ ФИНАНСИРУЮТ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В СЛУЧАЕ РАСШИРЕНИЯ ЭТОЙ ПОЛИТИКЕ ВОЗМОЖНО СОЗДАНИЕ НЕМЕЦКОГО ЭЛЕМЕНТА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ОБЛАСТИ И УЛУЧШЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ К НЕМЕЦКОЙ АВТОНОМИИ. ЛЬГОТЫ ТОЛЬКО НЕМЦАМ В НАЛОГАХ И КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИШЬ ЕЩЕ БОЛЕЕ ОБОСТРЯТ ПРОТИВОРЕЧИЯ НЕМЦЕВ С НАСЕЛЕНИЕМ ЗАВОЛЖЬЯ.

5.    Становление РКРП и создание Объединенного фронта патриотических сил области. Активизация «патриотов» и обращение к их идеям части истеблишмента

5.1. РКРП в марте.

Заметен рост влияния организации с момента ее образования (февраль 1992). Первичные организации формируются по территориальному и отраслевому принципу (созданы организации педагогов, врачей, работников ВУЗов). Численность не определена.

 

5.2. Объединенный фронт патриотических сил области является выражением блока организаций коммунистической ориентации на уровне Саратовской области. Блок необходим этим организациям, достаточно слабым поодиночке.

 

5.3. Создание «Земского союза», попытки контактов коммунистов с этой организацией и последующее размежевание. При наличии в городе и области двух сформировавшихся лагерей в политике и экономике — блока представителей старых, коммунистических структур и связанных с ними организаций, с одной стороны, и демроссийско-предпринимательской группировки, с другой большинство важных проблем решается келейно, путем аппаратных согласований между лидерами групп. В этих условиях часть истеблишмента мечется, пытаясь создать и политически оформить 3-ю силу, «новую оппозицию». Выражением этой тенденции и стал «Земской союз». Попытки примыкания к нему «патриотов» и коммунистов несколько подпортили имидж организации и оттолкнули от нее большую часть потенциальной социальной базы (процесс напоминает образование Российского Народного собрания, но в отличие от Центра перспективы такой организации в Саратове менее расплывчаты (наличие группы «Саратов», имеющей большое влияние в Совете).

6. Высказанная в феврале облсоветом идея федерализации (большей самостоятельности в рамках РФ) и резонанс в городе и области.

 

6.1. Идея была первоначальна высказана председателем облсовета Макаревичем, когда его заботило назначение главы областной администрации и конфронтация с руководством города Саратова, но продолжения не получила.

 

6.2. Мысль о большей самостоятельности Саратовской области была подхвачена группой «Саратов», с одной стороны, и блоком партий, поддерживающих облсовет, с другой стороны. Блок партий облсовета (городская ДПР, христианские демократы, полумифическое ДДР) стремятся к повышению своей политической роли в период упадка облсовета, надеясь в то же время путем создания «своего» блока партий «подвинуть» ДемРоссию с политического олимпа. В результате провала Конгресса граждан Саратовской земли продолжения тенденция не получит.

6.3. Создание 4-х центров по разработке Конституции Саратовской земли. Рвение «конституционалистов» связано с возможностью, в случае принятия проекта, повысить значение своей группировки. Группы, пишущие конституцию, либо теряют влияние (облсовет), либо никогда его не имели, но рассчитывают обрести (группа Конгресса граждан), либо рассчитывают на повышение своего статуса и расширение социальной базы (гр. «Саратов»). ИМЕННО ПРОБЛЕМА КОНСТИТУЦИИ МОЖЕТ СТАТЬ ЗАВЯЗКОЙ ПОСЛЕДУЮЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТРИГ.