Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Нижегородская область

Ольга ФОМЕНКО

Нижегородская область

Общая ситуация

1.    ОБЩАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В РЕГИОНЕ И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ

1.1.       «Особые отношения» Российского центра и администрации Нижегородской области

Особенностью Нижнего Новгорода является повышенное внимание происходящим в нем процессам администрации России (визит Гайдара в город, «Нижегородский эксперимент» в области малой приватизации, особое отношение к объектам ВПК, помощь зерном для создания стабилизационного фонда комбикормов в области — (пп. 1.1-2.5). Именно близость главы администрации к главе государства во многом определяет это внимание. Если бы какой-либо другой руководитель области осмелился отменять решения Правительства, как в случае конфликта вокруг местного телевидения [5], ей бы не поздоровилось, а здесь конфликт тянется уже месяцы, все идет согласно решениям администрации. Из известных автору областей Нижегородская — единственная, где Представитель Президента и Глава областной администрации одно и то же лицо. Областная администрация копирует политику правительства на уровне области особенно это заметно в постоянных заботах администрации об областном бюджете, для обеспечения бездефицитности которого все средства хороши (пп. 1.4.1-2.4). Отличие же в том, что областная администрация в регионе значительно сильнее, нежели Правительство в России. Потому на примере области мы имеем вероятный прогноз, как менялась бы ситуация России, будь наше правительство сильнее и лишись оно оппозиции в органах законодательной власти и в администрации Президента.

Президент России и глава областной администрации Немцов соединены в сознании большинства населения, их авторитеты влияют друг на друга. Областной центр стал как бы заложником нынешней центральной власти представители администрации, коммерческих структур четко связывали возможное (в начале съезда) падение Правительства РФ с судьбой местной власти, политическая жизнь совершенно затихла в ходе съезда. Вообще состояние «ожидания» когда Немцов «свернет себе шею» характерно для представителей коммерческих структур, не интегрированных в систему власти (п. 4).

Видимые взаимосвязи Центра и руководства области обеспечивают этому руководству и поддержку ВПК, на которой и зиждется все «гражданское согласие» в городе и области.

1.2.       Альянс администрации области и директората ВПК как фактор экономической и политической стабильности в регионе

Руководитель области Немцов — классический «демократ», опиравшийся в начале на поддержку новых политиков, боровшийся с «номенклатурой» в лице старого аппарата, черпавшего свои силы в корпусе директоров предприятий. После же прихода к власти главной опорой нового главы администрации становятся все те же директора, например весьма номенклатурная структура — Совет директоров предприятий во главе с Лузяниным, директором предприятия «Гидромаш», активно поддержавшим августовский путч, против победы которого Немцов сражался на баррикадах.

 

На примере Немцова и его отношений с администрацией предприятий ВПК, кадровой политики можно проследить изменения в мотивации нового человека, пришедшего к власти теперь. Его отказ от сотрудничества с теми, кто продвигал его наверх ради союза со старыми кадрами и сохранения старой элиты также достаточно характерен и показателен.

Тактика Немцова была удачной — в регионе сохраняется стабильность, удивительная для нашего времени, Немцов получил крепкий тыл для проведения реформ (п. 1.4), а чем закончится этот альянс, покажет время.

 

1.3.       Слабость политических партий традиционно-демократического спектра и усиление неокоммунистических организаций

Все демократы в один голос отмечают — «наша самая большая проблема — то, что демократы в городе пришли к власти». В городе никогда не было сильных политических партий, существует разрыв между популярными политическими фигурами, избранными в советы всех уровней, и политическими партиями. Как и в Москве, маргиналы — активисты партий предпочли отсечь наиболее популярных политиков от процесса складывания организаций, чтобы занять в них лидирующие позиции. В результате в городе нет ни одной сильной партии демократического толка. В этом, быть может, еще одна причина, заставившая Немцова набирать команду из старых хозяйственников — опасение опоры на непредсказуемые силы (пп. 1.3, 1.4). В то же время коммунистические силы, пользуясь положительным отношением части населения (п. 5.2) и благорасположением части профсоюзов, стараются набрать очки и часто достигают неплохих результатов. Показательно, что администрация предприятий ВПК, еще недавно коммунистическая, на своих заводах борется с «коммунистической угрозой», ожидая преимуществ, обещанных областной администрацией в процессе приватизации. (пп. 1.4, 2.5).

Устойчивый характер новой администрации — главное отличие рассматриваемого региона от соседних областей; потому группировка сил здесь совершенно отлична от них.

1.4.       Областная администрация как единственный существенный центр власти и отсутствие оппозиции этой власти

После августовского путча, приведшего в регионе к замене руководителей администрации, в советах также сменились лидеры. Председатели городского и областного советов — представители «демократической обоймы» кандидатов, так же, как и Немцов, не связанные с политическими партиями. Место законодательной власти, уготованное ей Немцовым, — помощь в разработке местных нормативных актов (после инцидента с Положением о малой приватизации к этой функции Советов будет более внимательное отношение) (п. 4) [10]. Для борьбы законодательной исполнительной власти нет причин — отсутствие конфликтности в городе, сплоченность Советов.

Попытка создания Российского исполнительного комитета Советов рабочих именно в Нижнем Новгороде симптоматична — бросается в глаза отсутствие сколь-нибудь оформленной оппозиции власти. Ей даже неоткуда появиться, кроме этого левого фланга — из-за стабильности в городе полностью отсутствует политическая жизнь. ОТСУТСТВИЕ КАНДИДАТОВ НА РОЛЬ КОНСТРУКТИВНОЙ ОППОЗИЦИИ МОЖЕТ СОЗДАТЬ В ГОРОДЕ ОПАСНЫЙ ВАКУУМ ВЛАСТИ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ИЗ-ЗА КАКИХ ЛИБО КОЛЛИЗИЙ В ЦЕНТРЕ АДМИНИСТРАЦИЯ НЕМЦОВА ПАДЕТ. ПО-ВИДИМОМУ, АДМИНИСТРАЦИЯ НЕМЦОВА ПОПРОСТУ НЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ ПОДОБНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ, ЗАБОТЯСЬ О СОБСТВЕННОЙ СУДЬБЕ.

2.    ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАК ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР ВЛАСТИ В РЕГИОНЕ

2.1.       Немного истории

Глава областной администрации Борис Немцов — «демократ» со стажем, в 1990 году был избран депутатом РСФСР при поддержке всех демократических сил города. Член фракции «Смена — Новая политика», ревностный сторонник Ельцина и реформ. Во время августовского путча стоял рядом Ельциным на БТРе, активно помогал в защите Белого дома, в то время как областное руководство однозначно стало на сторону путчистов. В конце августа был назначен Представителем Президента, во главе области был поставлен бывший зампред облисполкома, дорабатывавший до пенсии. конце ноября Б.Немцов был назначен главой областной администрации, при этом новый Представитель президента назначен не был, так что Немцов остался «един в двух лицах». ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ ПОДЧЕРКИВАЕТ ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ И ЛИЧНО НЕМЦОВА С ЦЕНТРОМ И ЛИЧНО ПРЕЗИДЕНТОМ, ЧТО СИЛЬНО СКАЗЫВАЕТСЯ НА ВСЕЙ ЖИЗНИ ОБЛАСТИ. Существует мнение, что «Ельцин покрывает Немцова», социологические опросы показывают параллельность изменения рейтингов двух политиков [9]. При голосовании в облсовете по кандидатуре главы демократы не поддержали Немцова, поставив на директора арендного предприятия «Эльзас» Петяшина (обосновывают это тем, что Немцов «не командный» человек, все решает, ни с кем не советуясь, а Петяшин за поддержку принял бы их в команду за неимением других союзников). Но за Немцова проголосовали бывшие коммунисты, директора предприятий ВПК, и он прошел большинством голосов. С этого момента, повидимому, и начинается дистанцирование Немцова от демократов, ранее близких ему, и его альянс с директорским корпусом и управленцами.В прессе Немцова называют исключительно губернатором (без кавычек). Титул так устоялся, что стал применяться и в официальных документах [13].

2.2.       Первые шаги новой областной власти.
Формирование областной вертикали исполнительной власти
и кадровая политика администрации

Назначенному в ноябре на свой пост Немцову Центром было поставлено условие утвердить глав администрации на местах в течение месяца, чем он и занялся. При этом в абсолютном большинстве районов и городов области на местах были утверждены старые кадры (председатели местных исполкомов или советов). Надо отметить, что представители команды Немцова, лидеры партий неоднократно предлагали кандидатуры на эти посты, людей, которых Немцов лично знал по их деловым качествам. Часто приходилось слышать слова непонимания по отношению к тем или иным назначениям, произведенным главой без каких-либо консультаций. Из 48 вакансий (районы и города области) новые люди назначены лишь в 6 случаях в Володарском, Арзамасе, Починках, Павлове, Дзержинске и Кстово. Мэр Павлова — представитель ДПР. В самой администрации области люди Немцова пришли на должности руководителей части департаментов, помощников, основной состав администрации не изменился. Руководители администрации жалуются, что при назначении на местах новых людей начинается острейшая конфронтация законодательной и исполнительной власти, что выключает органы власти из «созидательной работы». МОЖНО ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО НЕМЦОВ ПРОИЗВЕЛ ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЗНАЧЕНИЯ СТАРЫХ УПРАВЛЕНЦЕВ, ОПАСАЯСЬ НЕЗАВИСИМОСТИ НОВЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОТ ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ, РАСЧЕТЕ НА ПРЕДАННОСТЬ ВЫМУШТРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЦЕВ. ПОВИДИМОМУ, ЕМУ ЭТО УДАЛОСЬ — ПРОБЛЕМ С «МЯТЕЖНЫМИ» РАЙОНАМИ ИЛИ ГОРОДАМИ НЕ ВОЗНИКЛО.

В качестве кандидата в мэры Немцов представил городскому совету кандидатуру Беднякова Д.И., до этого работавшего с ним в Высшем Экономическом Совете при Верховном Совете РФ, юриста, участвовавшего в написании Закона РФ о приватизации. В городе г-н Бедняков известен не был, и горсовет проголосовал против этой кандидатуры, несмотря на это он был назначен исполняющим обязанности мэра в декабре 1991 года и пребывает в этом качестве до сих пор. Он оставил всех должностных лиц города и районов на своих местах. Несмотря на видимое пренебрежение главы администрации волей совета, это назначение ни к какой конфронтации между законодательной и исполнительной властью не привело, не повлекло оно также и конфликта между городским и областным уровнями власти — вследствие отсутствия политически оформленной оппозиции (см. ниже).

2.3.       Областная администрация и политические партии

В городе имеются фактически весь спектр демократических политических партий, традиционных для России, но они находятся в состоянии упадка, практически не оказывая влияния на политическую жизнь города. Основной партией считается движение «Демократическая Россия», руководство которой стоит на «афанасьевской « платформе и объявляет себя находящимся в оппозиции как Правительству РФ, так и областной администрации [8, 18]. На собраниях Движения присутствует по 20-30 человек еженедельно, в него входят СДПР (по самооценке ок. 30 человек), РХДД (фактически не существует), РПРФ (около 10 человек), Соцпроф (активны, имеют более 1000 членов в городе и области). Движение имеет отделения в 28 районах области, но об их фактической активности на данный момент ничего не известно. При Движении создан ОКРР [20], но его деятельность так же неощутима. Имеются ДПР (ок. 500 членов) и НПСР, заключившие 19 апреля союз по образцу образованного в Центре. Главной задачей считают подготовку к выборам, работу в Советах — лидер НПСР Севрюгин — член Малого Совета Областного совета, зампред комиссии по экономической реформе, один из лидеров ДПР Олег Маслов — председатель комиссии по экономике городского Совета. то же время деятельность этих людей никак не связана с их партиями, они скорее интегрировались в старую управленческую элиту, чем стали посланцами новой.

В январе 1992 года ряд партий — ДПР, СДПР, НПСР, РХДД, РПРФ заключили с областной администрацией соглашение о намерениях (по образцу подписанного Ельциным), подразумевающее, с одной стороны, поддержку партиями курса реформ, оказание помощи кадрами, и, с другой стороны, экспертизу местных законодательных актов представителями партий и предоставление им помещения. На практике соглашение со стороны администрации не выполняется, на что жалуются все представители партий, видя выход в подписании нового, более конкретного соглашения, имея при «за пазухой» угрозу перехода всех партий в оппозицию. ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ДОСТАТОЧНО СИЛЬНА, ЧТОБЫ НЕ НУЖДАТЬСЯ В ПОДДЕРЖКЕ ПАРТИЙ И НЕ БОЯТЬСЯ ИХ «МЕСТИ». ЕСЛИ ГЛАВА И ДЕЛАЕТ КАКИЕ-ТО ШАГИ В ИХ НАПРАВЛЕНИИ, ТО ЛИШЬ В ПОДРАЖАНИЕ ЦЕНТРУ. В ГОРОДЕ НЕТ НИ ОДНОЙ ПАРТИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СПЕКТРА, РЕАЛЬНО ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА СИТУАЦИЮ. ПРИ РАВНОДУШИИ АДМИНИСТРАЦИИ И БЕЗРАЗЛИЧИИ НАСЕЛЕНИЯ В СЛУЧАЕ ПРОВАЛА КОМАНДЫ НЕМЦОВА ОБРАЗУЕТСЯ ВАКУУМ ВЛАСТИ, ЧТО ПРИ НАЛИЧИИ СЕРЬЕЗНЫХ КОММУНИСТИЧЕСКИХ СИЛ ДОСТАТОЧНО ОПАСНО. (о коммунистах см. ниже).

2.4.       Альянс областной администрации и директорского корпуса предприятий ВПК — основа стабильности города и области

2.4.1.      Общие экономические проблемы ВПК и возможность их решения Нижегородской области в свете особых отношений областной администрации и Центра

70 — 80% экономики области завязаны на ВПК, и проблемы этих предприятий такие же, как и во всей России. Благодаря поддержке Президентом администрации Нижегородской области Немцову удалось добиться перевода 50% налоговых отчислений предприятий ВПК во внебюджетный фонд конверсии (суммы порядка 2,5 млрд. рублей). Кроме того, Б.Н.Ельцин заявил возможности создания в Нижегородской области Кампании по продаже оружия, каковое позволит администрации предприятий сохранить в неизменном виде часть своего производства в процессе конверсии. Со стороны администрации можно заметить понимание приоритетности проблем предприятий ВПК для области, ее представители считают своей главной задачей недопущение безработицы на предприятиях ВПК. Если в других городах только и говорят о скорой безработице, отсутствии заказов на родственных заводах, в Нижнем Новгороде этой проблемы как бы не существует, предприятия имеют стабильный график работы. Предприятия города и области кредиты и иную помощь из центра получают в первую очередь.

2.4.2.      Роль ВПК в обеспечении стабильной обстановки в городе

Все представители администрации, советской власти и т.д., с кем приходилось встречаться, отмечают стабильность политической и экономической ситуации в городе, которую связывают в первую очередь с положением на крупных промышленных предприятиях. Все отмечают неразрывную связь рабочих со своими заводами, близость заводских ИТР к рабочим, отсутствие «отдельной» технической интеллигенции в массе, и, как следствие, монолитность местного общества и слабость политических сил. Этому способствует высокая концентрация предприятий ВПК в городе узость базы для фундаментальной науки.

На предприятиях рабочий может покупать продукты питания, товары народного потребления по ценам, зачастую на порядок ниже рыночных (так, сигареты в буфетах промгигантов продаются по ценам 1.50 — 6.00 рублей при ценах в городе 12 — 25 р. за пачку). Велика роль директората ВПК в сохранении низких цен на водку и поддержании широкого ассортимента этой продукции в течении всего периода перестройки — уже конце этого года глава областной администрации издал распоряжение об ограничении цены на водку 70 рублями (каковое неукоснительно выполняется). В городе говорят, что залог стабильности в городе — союз областной администрации и ВПК и обилие дешевого спиртного. ИТОГ: ОТНОШЕНИЕ ДИРЕКТОРАТА ВПК И ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ ВЗАИМОВЫГОДНЫ, НЕ ЗРЯ ДИРЕКТОРАТ ПОДДЕРЖАЛ НЕМЦОВА ПРИ ВЫБОРАХ НА ЭТУ ДОЛЖНОСТЬ.РУКОВОДСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕТ ОСОБЫЕ ОТНОШЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ С ЦЕНТРОМ, ДОБИВАЯСЬ ПРЕИМУЩЕСТВ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ТОГО ЖЕ ПРОФИЛЯ, ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ИМЕЕТ В ГОРОДЕ И ОБЛАСТИ НЕВИДАННУЮ ПО НАШИМ ВРЕМЕНАМ СТАБИЛЬНОСТЬ. КРОМЕ ТОГО, СОЮЗ С ДИРЕКТОРАМИ ПОЗВОЛЯЕТ ПРОВОДИТЬ РЕФОРМЫ «ПО-РУССКИ, СВЕРХУ», КАК ПОДЧЕРКИВАЮТ САМИ АДМИНИСТРАТОРЫ.

3.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА В ОБЛАСТИ И ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

3.1.       Малая приватизация по-нижегородски

Как уже сказано выше, Немцов и мэр города Бедняков, находясь в Высшем экономическом совете при Верховном Совете, принимали участие в написании закона о приватизации. Несмотря на это, на областном уровне они создали положение, сильно расходящееся с Законом РФ [10, 11, 12]. Главные нарушения — в сокращении сроков оформления документов с 3 месяцев до 9 дней (за счет времени, отпущенного трудовому коллективу для подготовки к приватизации), признание единственной допустимой формой приватизации аукционной продажи или, в порядке исключения, коммерческого конкурса, отсутствие упоминаний о сохранении профиля объекта после его перехода в другие руки.

Аукционы по графику проходят каждую субботу, на одном из них 4.04. присутствовал вице — премьер Правительства России Гайдар, который похвалил инициативность областного руководства. На этом аукционе магазины в центре города были скуплены за бесценок (от 300.000 до млн. рублей за объект), бросался в глаза предварительный сговор покупателей.

В дальнейшем цены на аукционах несколько повысились, на аукцион стало выноситься в основном право на долгосрочную аренду [1, 2]. Малый совет Областного совета обязал администрацию привести местные акты в соответствие с российским законодательством, что сейчас и делается. Неясна судьба приватизированных по «незаконному» Положению объектов, ибо прокурор области опротестовал законность проведения аукционов. До конца года в области должно быть приватизировано 78% магазинов, 62% предприятий общественного питания, 94% — бытового обслуживания, 64% предприятий пищевой и 77% легкой промышленности. Эта работа только начата.

3.2.       Жилищная реформа в области

Существует местный нормативный акт, разработанный Комиссией Облсовета, о приватизации жилья, по которому жильцы выкупают метраж, превышающий норму в 18 метров, по 200 рублей за метр. Приватизируются не только отдельные квартиры, но и комнаты в коммуналках. В отличие от российского закона, приватизируя квартиру, жильцы становятся совладельцами домовладения, под которым понимается весь дом, включая коммуникации, подвалы, иные помещения. Если, например, кооператив арендует подвал такого дома, жильцам, приватизировавшим там квартиры, выплачивается процент от арендной платы. Кроме того, отношения между жильцами-собственниками и государственными конторами, отвечающими за эксплуатацию коммуникаций, переводятся на договорную основу, что позволяет в случае затяжек с ремонтом и т.п. требовать с организаций неустойку. Плата за госжилье устанавливается больше налога с собственника, что должно способствовать скорейшей приватизации. В результате этих мер число желающих приватизировать жилье — 3000 чел. в центре города (всего в центре 20000 квартир). Приватизация ведомственного жилья встречает трудности [19].

3.3.       Земельная реформа и проблемы в сельском хозяйстве области

Основные подходы администрации к земельной реформе заключаются в стимулировании личных подсобных хозяйств и попытках заинтересовать крестьян в разведении домашнего молочного скота. С этой целью планируется создать областной стабилизационный фонд комбикормов, из которого крестьяне, держащие скот в личном хозяйстве, смогут получать(по рыночным ценам) корм для животных независимо от желания или нежелания своего колхозно-совхозного начальства. Также администрация ведет политику продажи в частные руки садовых участков желающим горожанам по ценам, 50 и более раз превышающим расценки, предлагаемые российским законодательством, что вызывает некоторое возмущение общественности [17]. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗДЕФИЦИТНОСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА — ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ЦЕЛЕЙ ПРИНЯТИЯ МЕСТНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ РЕФОРМУ.

С точки зрения администрации из тех, кто сейчас объявил себя фермерами, едва ли 10% останутся на всю жизнь хозяйствовать на земле, остальные ищут легких денег. Попытка Черниченко создать образцовое хозяйство АККОР в Нижегородской области ни к чему не привела по неизвестным причинам, затихла сама по себе, отделение АККОР занято выяснением отношений среди руководства Ассоциации [3]. В области существует Союз аграрников, в который входят все крупнейшие колхозы и совхозы (структура «узника совести» Стародубцева), который представляет из себя, по существу, монополиста в области сельскохозяйственного производства. Немцов издал постановление о контроле за ценами, ограничивающее их рост без должных оснований, и Союз вынужден был подчиниться.

3.4.       Освобождение цен на нефть

Распоряжением Правительства РФ с 1 апреля 40% всей нефти реализуется на внутреннем рынке по свободным ценам. Часть областей продолжает закупать только фондированное топливо по твердым государственным ценам, следствием чего является хронический дефицит горючего и спекуляции последним. Администрация Нижегородской области приняла решение повысить цены на горючее в области, ориентируясь на «средневзвешенную» цену, складывающуюся из 40% свободной и 60% государственной цены, что сразу наполнило областные бензоколонки и привлекло покупателей из соседних областей. На фондированном горючем остались милиция, «Скорая помощь», другие жизненно важные отрасли. Таким образом и повышение цен на нефть было использовано администрацией для повышения доходной части областного бюджета. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ НЕ БЫЛ БЫ СТОЛЬ ОСТРЫМ, НЕ ИМЕЙ РУКОВОДСТВО ПОДДЕРЖКИ НА ВЕРХУ. ИНЦИДЕНТЫ С ПРИВАТИЗАЦИЕЙ НАПОМИНАЮТ ЖЕЛАНИЕ КОЛХОЗА ПЕРВЫМ ОТСЕЯТЬСЯ, ПРИОРИТЕТНОСТЬ БЕЗДЕФИЦИТНОГО БЮДЖЕТА В ОБЛАСТИ НЕ МОЖЕТ НЕ НАЙТИ ПОДДЕРЖКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА. СКЛАДЫВАЕТСЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО В СВОЕЙ РАБОТЕ АДМИНИСТРАЦИЯ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСУЕТСЯ МНЕНИЕМ ЦЕНТРА, НЕЖЕЛИ ЖИТЕЛЕЙ ОБЛАСТИ. ЭТО ОЗНАЧАЕТ ОДНО ИЗ ДВУХ: ЛИБО РУКОВОДСТВО БОЛЕЕ ЧЕМ УВЕРЕНО В ПРОЧНОСТИ СВОИХ ПОЗИЦИЙ, ЛИБО ГЛАВНОЕ ЖЕЛАНИЕ ГЛАВЫ — ПОДНЯТЬСЯ НАВЕРХ КАК МОЖНО СКОРЕЕ. Возможно, что здесь присутствуют оба вышеперечисленных момента.

3.5.       Подходы к приватизации крупных предприятий

Этот процесс фактически еще не начался, но подходы администрации уже ясны. В приватизации будет сделан акцент на предоставлении большей доли акций директорам предприятий (не менее 5% акций), чтобы они не сопротивлялись реформам. Отношение к этому трудовых коллективов, по-видимому, в расчет не принимается, хотя сила левых движений (п. 5), история с торговыми предприятиями должна бы чему-нибудь научить администрацию.

4.    ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ И ПРОФСОЮЗЫ.
КОНФЛИКТ В ПРОЦЕССЕ МАЛОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ

С первых же шагов малой приватизации работники приговоренных к продаже на аукционах магазинов начали бороться против нее. Работников торговли возмутили нарушения законодательства, существенно ограничившие возможности трудового коллектива выкупить свое предприятие (п. 2.1). Отсутствие упоминания о сохранении профиля магазинов поставило работников торговли и особенно бытового обслуживания (контингент работающих в подобных учреждениях — инвалиды, престарелые, частично трудоспособные) на грань безработицы. Появились и прецеденты — парикмахерская, проданная на первом аукционе, была перепрофилирована в коммерческий магазин, работники уволены. Работники затронутых отраслей организовали пикетирование мэрии и зданий аукционов с требованиями проводить приватизацию по российскому закону или хотя бы отдать долги города торговле (долги образовались из-за предполагавшихся дотаций торговле при повышении цен на продовольствие, которые не были выплачены и составляют суммы порядка нескольких миллионов рублей). Работников торговли поддержали отраслевые профсоюзы, с ними проявили солидарность представители 67 городов, ожидавших результата «нижегородского эксперимента». 4 апреля на показательный аукцион приехал Е.Гайдар, который из-за пикетов вынужден был пролезать в окошко (двери были заблокированы митингующими), но возмущения работников торговли не заметил, восхищаясь результатами приватизации. Отрасль объявила о скорой общегородской забастовке, которая так и не состоялась, хотя был избран стачком были проведены все приготовления. Представители профсоюзов написали Москву, откуда приехала представительная комиссия из Госкомимущества, выявившая нарушения и призвавшая их устранить. После этого Малый Совет вынес решение «О приведении в соответствие...», трудовые коллективы стали получать предупреждения о торгах вовремя, на аукционах в основном стало продаваться право на аренду.

Областной Совет профсоюзов в этой ситуации сохранял нейтралитет, не вмешиваясь в ход конфликта. Между Облсовпрофом и главой администрации подписано соглашение, регламентирующее взаимоотношения этих органов [13]. БОРЬБА НЕ ЗАКОНЧЕНА, СЧИТАЮТ В ПРОФСОЮЗАХ, ПРИВАТИЗАЦИЯ ИДЕТ, ТРЕБОВАНИЯ [14, 16] ВЫПОЛНЕНЫ НЕ ПОЛНОСТЬЮ. КОНФЛИКТ С ПРОФСОЮЗАМИ И ТРУДОВЫМИ КОЛЛЕКТИВАМИ ТОРГОВЛИ — ПЕРВЫЙ СЕРЬЕЗНЫЙ КОНФЛИКТ ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ С НАСЕЛЕНИЕМ. ОН ДОЛЖЕН ПОКАЗАТЬ ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ, ЧТО ОНА НЕ ВСЕСИЛЬНА И ДОЛЖНА СОРАЗМЕРЯТЬ СВОИ ВЛАСТНЫЕ АППЕТИТЫ С РЕАЛЬНОСТЬЮ.

5.    ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ И КОММЕРЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ

В городе имеются три крупнейших торгово-посреднических предприятия: биржа «Нижний Новгород», Нижегородская биржа и Нижегородская ярмарка.

5.1.       Биржа «Нижний Новгород»

Возникла в 1990 году на финансовой базе средств предприятий, тогда получивших разрешение заниматься коммерческой деятельностью. Наиболее мощная вследствие давних связей с заводами. По устойчивому мнению всех, с кем приходилось встречаться, получила в наследство часть партийных средств вместе с перешедшими туда на работу бывшими аппаратчиками из райкомов партии.

5.2.       Биржа «Нижегородская ярмарка»

Учреждена горисполкомом прежнего (допутчевого) состава, председатель горисполкома Шарадзе был ее председателем. Получила от города роскошное здание в самом центре города — то, где до революции располагалась прежняя ярмарка. Новый горисполком уже не является ее учредителем — по закону это запрещено — но продолжает покровительствовать предприятию, именно туда водят все приезжающие в город иностранные делегации, создается широкая реклама. О связях руководства биржи и городской администрации можно лишь догадываться, ибо персонально городские власти практически не менялись. в. «Нижегородская биржа». Начальный капитал был получен у К.Борового (РТСБ). Президент биржи Константин Анучин состоял ранее в легендарном нижегородском ДС, после ушел в коммерцию. В начале этого года профинансировал проведение в городе съезда Русского национального собора (генерал Стерлигов), провозгласившего необходимость образования русской автономии в составе РФ на базе Нижегородской области, хотя сам от политики далек. На вопрос, для чего это было сделано, вице-президент биржи ответил, что они ожидают, когда уйдет команда Немцова и Правительство РФ и на смену им придут люди, исповедующие национальную идею. От Русского собора не в восторге, огорчены, что поставили «не на тех людей». В обществе биржа имеет статус «честной», неноменклатурной, профессиональной. Связей с властями практически не имеет. В будущем планируется превращение биржи в фондовую и создание Торгового дома. Большинство предприятий ВПК имеют свои коммерческие отделы, через которые и продают свою продукцию напрямую, не обращаясь на биржи. Биржевой оборот падает, что должно ускорить эволюцию бирж и их слияние.

 

ПО ОТЗЫВАМ ПОЛИТИКОВ И ЧИНОВНИКОВ, КОММЕРЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ВЕСЬМА СЕРЬЕЗНО ВЛИЯЮТ НА РЕШЕНИЯ ВЛАСТЕЙ, СТАНОВЯТСЯ СЕРЬЕЗНЫМ ФАКТОРОМ ЖИЗНИ ОБЛАСТИ.

6.    ЛЕВЫЕ И РАБОЧИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

6.1.       Советы рабочих и их съезд

Совет рабочих Нижнего Новгорода был образован летом 1991 года. городе Совет рабочих имеет возможность собираться каждый вторник в здании Облсовпрофа в самом центре города. На настоящий момент такие Советы существуют еще в 3-х городах области (Арзамасе, Сарове, Дзержинске). Советы фактически стоят на платформе РКРП и ставят своей целью завоевание политической власти и построение социализма путем передачи основных фондов госпредприятий в хозяйственное ведение трудовых коллективов.

18 — 19 апреля 1992 года в Нижнем Новгороде прошел I Всероссийский съезд Советов рабочих, на котором присутствовало 150 делегатов из 56 городов (в 33 существуют городские Советы). Был избран исполком Советов рабочих из 33 человек, председателем которого стал Д.В.Игошин, председатель Нижегородского Совета, расточник завода «Красное Сормово». Эти выборы показали силу Нижегородского Совета в движении в целом, ведь по выстраиваемой пирамиде «рабочей власти» должность председателя исполкома аналогична посту главы государства.

В качестве наблюдателей на съезде присутствовали представители Социалистической партии трудящихся, РКРП, ВКП(б), Марксистской рабочей партии, Русского клуба (местные патриоты), «Отчизны», профсоюзов, союза аграрников, «Трудовой России». В зале были и активно выступали Макашов, Сергеев, Слободкин.

Большинство делегатов — рабочие промышленных предприятий, к выборам допускались только представители рабочих (единственная женщина-инженер из Волгограда взяла самоотвод под давлением зала). Многие депутаты рассказывали о злоупотреблениях администрации своих предприятий процессе приватизации, эти злоупотребления и заставили их, видимо, включиться в движение. НИКТО ИЗ ДЕМОКРАТОВ ДАЖЕ НЕ ПОПЫТАЛСЯ ПРОНИКНУТЬ В ЗДАНИЕ И ВЫСТУПИТЬ ПЕРЕД РАБОЧИМИ, ОГУЛЬНО ЗАПИСАВ ИХ ВСЕХ «КОММУНОИДЫ», А МЕЖДУ ТЕМ ВЫСТУПЛЕНИЯ ДЕМОКРАТОВ МОГЛИ БЫ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ НЕ ОПРЕДЕЛИВШИХСЯ РАБОЧИХ.

6.2.       Коммунистические организации Нижнего Новгорода

Левое движение в городе намного превосходит все силы демократов. Социалистическая партия трудящихся имеет отделения во всех районах города и в трех районах области, лидер партии Мальцев — член ЦК СПТ, партия имеет боевой актив. РКРП имеет отделения в 4-х городах области, лидер партии — Золотов — кандидат экономических наук, преподаватель университета.

Отношение жителей города к коммунистам лучше, чем во многих других областях. По мнению местных наблюдателей, это объясняется высоким авторитетом КПСС в прошлом, не замаранным мздоимством лидеров. Горьковская область всегда была кузницей кадров для Москвы, 1-е секретари обкома часто уходили на повышение, за которым следовала неизбежная ротация всех остальных кадров. ПРИ ТРАДИЦИОННОЙ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, СЛАБОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И СТРЕМЛЕНИИ АДМИНИСТРАЦИИ ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО ВЫЛЕЗТИ ВПЕРЕД В ПРОЦЕССЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ВЕЛИКА ВОЗМОЖНОСТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВЗРЫВООПАСНОЙ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ.

6.3.       «Соцпроф»

Лидер профсоюза — Судаков Петр Васильевич. Численность: 1000 членов.

Организация очень активна, лидер постоянно выступает в прессе; выиграли не менее 10 судебных процессов по трудовым спорам, 1 мая — суд в Верховном суде РФ по поводу незаконного увольнения, союз имеет авторитет в городе и области.

Лидер профсоюза одновременно входит в СДПР.

Предпринята попытка издания газеты «Нижегородский инженер» (в качестве отдельного номера газеты «Нижегородский листок»).

Должны получить помещение в доме партий (пока архив профсоюза находится в квартире Судакова вместе со штаб-квартирой).

7.    ДРУГИЕ ПАРТИИ И ОРГАНИЗАЦИИ

7.1.       Демократическая Россия

Сопредседатели: Чумак Виктор Иванович Светличный Алексей Иванович Численность не поддается определению. Имеет (по самооценке) 28 районных организаций в области.

Коллективные члены: СДПР, РХДД, РПРФ, Соцпроф, СПК и ПР ФС (профсоюз строительно-промышленных кооперативов и предприятий других форм собственности), Ассоциация жителей ветхого фонда.

Руководство поддерживает «афанасьевское» крыло в движении. Считает социальной базой Движения 80-90% населения. Находится в оппозиции Правительству и администрации. Имеется оппозиционное крыло во главе с С.Смирновым, выступающее в поддержку Правительства РФ и местной администрации в их курсе на реформу. Финансовых средств нет, помещения нет, газета, по словам Пресс-секретаря движения и редактора А.Мазурина, издается «по знакомству», видимо, на ворованной бумаге с предоставлением личных услуг работающим.

Создан ОКРР, единственный практический шаг — создание газеты «Демократическая Россия» Нижегородской области (тираж 5 тыс., распространяется бесплатно. Депутат — Светличный А.А., фракцию «Демократическая Россия» не контролируют.

7.2.       Демократическая партия России

Председатель областной организации: Зубкевич Ирина Борисовна. 6 освобожденных работников, 2 в городе, остальные в районах.

Численность осенью — ок. 1000, сейчас обмен партийных документов; 20 районных организаций.

«Передовая» организация в партии. Полностью разделяет платформу Травкина. Преодолено 2 попытки раскола — по вопросу сопредседательства — закончилась выходом из партии районной организации Московского района Нижнего Новгорода (40 человек), и после митинга Травкина в защиту Союза (серьезных последствий в итоге не имела).

Отсутствует городская организация, районы города напрямую входят в областную, что способствует единству.

Финансируется «некими сочувствующими коммерческими структурами» (зарплата освобожденных работников, предвыборные кампании). Организации названы не были.

Депутат горсовета, председатель комиссии по экономике Маслов Олег, мэр города Павлова — члены руководства ДПР.

19.04. оформлен союз с НПСР, приняты совместные резолюции, на конференции присутствовало 30 члена ДПР и 16 членов НПСР. Подписали с губернатором соглашение о намерениях, ожидают помещения в будущем доме партий (Свердлова, 15).

7.3.       Народная партия «Свободная Россия»

Председатель: Севрюгин Борис Николаевич, член Малого совета Облсовета, зампред комиссии по экономической реформе.

Численность неизвестна, количество районов — тоже.

Денег, по словам председателя, нет.

Подчеркивают акцент в программе на социальную защиту населения, выступают против забастовок. Утверждают о необходимости сотрудничать с областной администрацией.

Имеют одного депутата облсовета (лидер партии), 7 депутатов в советах на местах.

Подписали соглашение с областной администрацией.

7.4.       «Русский клуб»

Базируется на историческом факультете Нижегородского университета, один из руководителей — ассистент Дмитрий Кривцов.

Отделение клуба существует в Дзержинске.

Включает в себя в основном студентов и преподавателей исторических факультетов, представителей интеллигенции. Имеет (по различным оценкам) от 100 до 400 членов.

Направления деятельности в основном историко-культурные, проводили фольклорные праздники.

Присутствовали наблюдателями на Съезде Советов рабочих 18 — 19 апреля.

7.5.       «Отчизна»

Лидер: Профессор Кузнецов, зав. кафедрой русской истории Педагогического института.

Направленность патриотическая с некоторым коммунистическим оттенком. Руководитель сотрудничает с областной администрацией.

Присутствовали наблюдателями на Съезде советов рабочих.

Источники

1. О продаже на закрытом тендере [информационный бюллетень №1 фонда имущества Нижнего Новгорода] // Нижегородские новости.— 1992.— 18 апреля.

2. Фонд имущества Нижнего Новгорода сообщает.. [информационный бюллетень №1 фонда имущества Нижнего Новгорода] // Нижегородские новости.— 1992.— 18 апреля.

3. Майоров В. Скандал в благородном семействе // Ленинская смена.— 1992.— 18 апреля.

4. Гридина И. Кто будет главным на ННТВ? // Нижегородские новости.— 1992.— 18 апреля.

5. Федоров И. Советы Ельцина — в жизнь // Нижегородская ярмарка.— 1992.— №14.

6. Чернов А. Государство и налоги [радиоперехват радиостанции «Свобода»] // Нижегородская ярмарка.— 1992.— №14.

7. Алексеев В. На нас смотрит вся Россия // Нижегородский рабочий.— 1992.— 18 апреля.

8. Мельцаев А. Экономика для нас или мы для экономики? [интервью с сопредседателем регионального отделения «ДемРоссии» В.Чумаком] // Нижегородский рабочий.— 1992.— 8 апреля.

9. Уровень доверия нижегородцев к политическим деятелям [Таблица. 1992г.].

10. Немцов Б. Постановление Главы администрации Нижегородской области от 17.03.92 №87 О приватизации объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Нижегородской области в 1992 году.

11. Приложение №1 к Постановление Главы администрации Нижегородской области от 17.03.92 №87. Положение о приватизации объектов розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания в Нижегородской области в 1992 году.

12. Приложение №2 к Постановление Главы администрации Нижегородской области от 17.03.92 №87. Паспорт объекта приватизации.

13. Соглашение администрации Нижегородской области и президиума Нижегородского областного совета профсоюзов о взаимодействии в обеспечении трудовых и социальных гарантий граждан на 1992 год.— Н.Новгород, 1992.

14. Забастовочный комитет, избранный конференцией трудовых коллективов 24 марта 1992 года. Принудительной приватизации — нет.— Листовка.— Н.Новгород, 1992.

15. Оргкомитет. К председателям профкомов и всем членам профсоюза промышленных предприятий Обращение.— Н.Новгород, 1992.

16. Оргкомитет. Требования трудовых коллективов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения г.Н.Новгорода по вопросам предстоящей приватизации.— Н.Новгород, 1992.

17. Нижегородская городская организация СДПР. Губернатору Нижегородской области г-ну Немцову Б.Е. Заявление.— Н.Новгород, 1992.— 6 апреля. Принято на собрании НГО СДПР 22.03.92.

18. Нижегородский Клуб депутатов и избирателей «Демократическая Россия». Заявление Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину.— Н.Новгород, 1992.— 1 апреля.

19. Региональная организация движения «Демократическая Россия» Нижегородской области. Информационный бюллетень.— 1992.— №3.

20. Региональная организация движения «Демократическая Россия» Нижегородской области. Информационный бюллетень.— 1992.— №2.

21. Народная партия Свободная Россия (НПСР), Демократическая партия России (ДПР). Резолюция конференции общественных сил Нижегородской области о социально-политической и экономической ситуации в России.— Н.Новгород, 1992.— 18 апреля.