Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Чувашская Республика

Александр КАСИМОВ

ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

1.    ВЛАСТЬ

Президента в Чувашской республике нет (см. 1.2.). Исполнительная власть представлена председателями Верховного Совета и Совета Министров.

1.1.       Верховный Совет

Верховный Совет Чувашской республики, состоящий из 200 депутатов, по социальному составу не особенно отличается от аналогичных структур в других регионах. Председатель ВС — Кубарев Эдуард Алексеевич (сменивший на этом посту снятого после августа 1991 года АМ.Леонтьева). По альтернативному списку на выборах прошел один депутат — представитель Социал-демократической партии Чувашии ЮАТимофеев. В ВС действует группа депутатов демократической ориентации, существуют фракции «Демократическая смена» (молодые депутаты), «Согласие», «За социальную справедливость», аграрный блок. Все они примерно одинаковы как по количеству, так и по степени влияния. Наблюдатели отмечают, что профессиональный уровень ВС несколько вырос за время его существования. Скандалов и резких конфликтов в ВС не наблюдается, самое большее — это регулярный демонстративный уход из зала нескольких депутатов (в основном из Алатырского района) при попытках выступлений на чувашском языке. Конфронтации между ВС и Совмином нет. В целом ВС ЧР представляется относительно работоспособным органом, однако в республике существует стойкое убеждение, что его основной вид деятельности — максимально позднее копирование российского законодательства. Видимо, реальная работоспособность ВС может значительно повыситься при появлении в Чувашии сильной исполнительной власти.

Назначенный в марте председатель Совета министров Валерьян Николаевич Викторов характеризуется как хороший и трезвомыслящий хозяйственник.

1.2.       Проблема исполнительной власти

В ноябре-декабре 1991 года в республике проводились выборы Президента. Видимо, этот период следует считать пиком в политической жизни Чувашии. Выборы не состоялись — набравшему наибольшее количество голосов кандидату партии Чувашского национального возрождения (ЧАП) Атнеру Хузангаю не хватило нескольких процентов для того, чтобы стать Президентом. Группа социологов под руководством В.Алексеева (теперешнего помощника представителя Президента РФ) непосредственно перед выборами проводила опрос, достаточно точно предсказавший их результаты. По мнению всех наблюдателей выборы не удались из-за несовершенства Закона о Президенте ЧССР. Практически все политические силы (за исключением однозначно ориентированных на Москву ДПР и РПР) подчеркивают необходимость скорейшего избрания Президента. По всеобщему мнению, ситуация безвластия проистекает от того, что ответственность за принятие радикальных решений никто из нынешнего руководства брать на себя не хочет, а спросить формально не с кого.

Сегодня исполнительная власть в республике в основном поделена между председателем Верховного Совета Кубаревым (который считается исполняющим обязанности Президента) и председателем Совета Министров республики Викторовым. Меньшее влияние имеет Представитель Президента РФ Николай Архипович Зайцев, бывший предсовмина ЧССР. (По мнению демократов, оплотом партноменклатуры в Чувашской ССР являлся не Верховный Совет, как практически везде. Совет Министров, возглавлявшийся Зайцевым.) Практически все в республике характеризуют его как партаппаратчика со стажем и выражают недоумение по поводу его назначения. Аппарат Представительства Президента существует достаточно номинально — в его составе четыре человека, включая самого Представителя, о какой-либо активной деятельности Зайцева в республике не слышали.

По всей видимости, триумвират, преодолев довольно сильные начальные трения и разногласия, дружно работает на ниве хозяйственного руководства, основном это проявляется в «выбивании» для республики льгот и помощи в Москве и внутри- и внешне- экономическо-хозяйственной деятельности по старым отлаженным временем каналам (достаточно обширным у каждого из членов триумвирата). Эта деятельность широко не рекламируется, впрочем, никого особо и не интересуя. За дежурными фразами об экономическом суверенитете не стоит никаких реальных действий. В то же время руководство не делает и явных промосковских шагов, опасаясь реакции национальных сил.

1.3.        

Отличительной особенностью сегодняшнего руководства Чувашской Республики является нежелание участвовать в политической деятельности, как внутри республики, так и за ее пределами. На высшем уровне никогда не звучало никаких, даже завуалированных претензий в адрес руководства России, в лучшем случае — вежливые просьбы о дотациях, льготах, субсидиях и т.д. Внутри республики руководство предпочитает не предпринимать никаких политических шагов, и даже не делать каких-либо заявлений, могущих быть истолкованными, как политические.

Это объясняется объективными причинами.

После неудавшихся президентских выборов власть в республике находится во взвешенном состоянии. Руководство, судя по всему, хорошо осознает свое неустойчивое положение. В случае ближайших выборов (президентских, либо Верховный Совет) уже в сегодняшней ситуации, не говоря о перспективе, наблюдателями с разными политическими воззрениями достаточно уверенно предсказывается победа партии ЧАП. В этом случае тут же будет сменена вся верхушка власти. Соответственно, главная задача этой власти на сегодня — не делать резких движений, чтобы не ускорить события.

1.4.       Конфликты

Трения в республиканском руководстве если и существуют, тщательно скрываются. В республике только два явных конфликта на властном уровне — между ВС и Чебоксарским горсоветом, и между ВС и Советами Алатырского и Полесского районов.

Конфликт между ВС и горсоветом после первых довольно бурных стычек принял тихую затяжную форму. Политической окраски в нем нет, основная причина трений, как и везде — разграничение собственности [4.2]. В самом горсовете существует фракция «Самана», руководителем которой является Анатолий Кибеч, член правления Чувашского общественно-культурного центра (ЧОКЦ). Фракция борется за «превращение Чебоксар в подлинную столицу Чувашии» [3.4] ВС предпочитает не оказывать в этом вопросе давления на горсовет.

Конфликт с Советами Алатырского и Полесского районов начался с осени прошлого года, когда во время предвыборной кампании в печати появились статьи националов с призывами создания «Великой Чувашии» и «Великой Булгарии». (Алатырский и Полесский районы являются чисто русскоязычными, к ним примыкает в этом отношении также Шумерлинский район.) Теперь в райсоветах регулярно звучат угрозы отделения от ЧР и вхождения в Ульяновскую область. Руководство республики старается не придавать этому значения, утверждая, что это высказывания отдельных депутатов, имеющие под собой чисто экономическую почву.

1.5.        

Законы Чувашской Республики практически копируются (со значительной задержкой) с аналогичных законов РФ. Явных примеров «творческого» подхода только два — неудачный Закон о Президенте ЧССР, и закон о языке, по которому двуязычие вводится в Чувашии в 1998 году (на три года позже сроков базового российского закона).

2.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИЛЫ

Национальное движение в Чувашии в основном представляют две организации — Чувашская партия национального возрождения (ЧАП) и Чувашский общественно-культурный центр (ЧОКП). Существует еще несколько небольших культурно-просветительских обществ, но никакой роли в политической жизни они не играют.

2.1.       Наиболее влиятельная политическая сила в Чувашии — ЧАП

Председатель партии — Николай Егорович Лукьянов, преподаватель университета. Идеолог — Атнер Петрович Хузангай (сын знаменитого национального чувашского поэта Петра Хузангая, чьим именем назван проспект в Чебоксарах), ученый-филолог, кандидат ЧАПа на президентских выборах, депутат ВС, председатель Постоянной комиссии ВС по культуре, языку и межнациональным отношениям. Третий виднейший чаповец — Петр Степанович Краснов, депутат ВС, председатель комиссии ВС по средствам массовой информации, связям с общественными организациями и движениями граждан, изучению общественного мнения (после избрания председателем комиссии публично вышел «из всех политических партий и движений», однако активно участвует в деятельности ЧАПа). В партии состоит, по оценкам независимых наблюдателей, около 150 человек. Штаб-квартиры нет, печатных изданий нет. Явных сторонников ЧАПа в Верховном Совете —5-6 человек.

В партии в основном интеллигенция, в руководстве — известные уважаемые люди, как правило с чистой биографией. В отличие от подобных организаций в соседних республиках, ЧАП трудно обвинить в коммунистическом происхождении, так как его лидеры вышли из «Мемориала» и демдвижения.

Республиканская газета «Хыпар» (тираж 73 тыс.экз) прочно стоит на чаповских позициях. На республиканском телевидении сильны чаповские настроения [4.5]. Руководство партии ведет очень осторожную тактику, не делает опрометчивых шагов, способных дискредитировать ее в глазах как чувашского, так и русского населения. ЧАП открыто заявляет о своих симпатиях к партии «Иттифак». В руках у партии сильный козырь — значительно более высокий, чем в Чувашии, уровень жизни в соседнем Татарстане, «плоды реального суверенитета». Однако заявлений о политическом суверенитете ЧАП пока не делает.

Роль партии наблюдателями оценивается в узком спектре от «сильнейшей политической партии Чувашии» до «единственной серьезной политической организации в республике». Видимо, ЧАП попытался в свое время использовать республиканское ДДР (путем вхождения в Политсовет ДДР лидеров ЧАПа), но после того, как стало ясно, что движение не имеет реальных перспектив ни в России, ни в республике, ушел от активной деятельности в рамках ДДР [6.1, 6.3]. ЧАП пытался войти коллективным членом в ЧОКЦ, что вызвало резкое противодействие союзников ЧОКЦа, что и привело к обострению отношений между ЧАПом и ЧОКПем.

Единственное на сегодня слабое место ЧАПа — враждебные отношения с ЧОКЦем, однако эта вражда больший ущерб пока наносит ЧОКЦу.

2.2.       Чувашский общественно-культурный центр

Вторая значительная организация — Чувашский общественно-культурный центр (ЧОКЦ). По роду деятельности является больше политической партией. Все, с кем приходилось беседовать на данную тему, подчеркивают практическую идентичность политических установок ЧАПа и ЧОКЦа. Председатель ЧОКЦ — Мишши (Михаил) Юхма, писатель, член бывшего СП РСФСР, подписавший письмо 73-х, одиозная фигура. Вскоре после подписания вышеупомянутого письма Юхма перешел в евтушенковский СП. Сейчас он организовал альтернативный Союз Писателей Чувашии на платформе сторонников ЧОКЦа. ЧОКЦ выступал какое-то время в политическом блоке с неокоммунистами, сейчас же он практически блокируется с демократическим движением Чувашии (конкретно — с «Союзом борьбы за Родину и свободу»). Центр издает на чувашском языке (с отдельными русскими вкраплениями) газету «Вучах» («Очаг») (тираж 3000 экз.).

2.3.       Раскол национального движения

Обостренные взаимоотношения ЧАПа и ЧОКЦа, по мнению всех наблюдателей, имеют основой исключительно личные взаимоотношения лидеров ЧАПа и Юхмы. В последнее время в ЧОКЦе наметился раскол — большая часть руководства этой организации хочет реально участвовать в «национальном возрождении», а делать это можно только в тесном сотрудничестве с ЧАПом. Ситуация может измениться уже в скором времени. В этом году (скорее всего осенью) намечено проведение в Чебоксарах Всечувашского конгресса. Эта идея была выдвинута правлением ЧОКЦа и поддержана лидерами ЧАЛ и руководством республики [3.4]. Видимо, основную работу по подготовке и проведению конгресса возьмет на себя ЧАП и комиссия ВС по культуре, языку и межнациональным отношениям, руководимая Хузангаем. В ходе подготовки к конгрессу либо на нем самом вполне вероятно примирение враждующих сторон. В случае же необходимости сплочения национальных сил, разногласия, скорее всего, будут преодолены очень быстро, как показывает опыт соседнего Татарстана.

В случае прихода к власти ЧАП, видимо, следует ожидать повторения в меньшем масштабе казанского сценария. Дело здесь осложняется тем, что вряд ли чувашские националы пойдут на тесный союз с Татарстаном — этому мешают и территориальные претензии Татарстана к Чувашии, и различия в вере — автохтонные чуваши практически сплошь православные. У самой же Чувашии есть вполне реальные поводы предъявлять территориальные претензии — прежде всего, на большую часть территории Ульяновской области. (Во время образования Чувашской АССР административным центром новой республики планировалось сделать город Симбирск, решающую роль в этом вопросе сыграло то, что в этом городе родился Ленин.)

Для, национального возрождения в Чувашии сложились, пожалуй, наилучшие для Российской Федерации условия. Это отмечают и лидеры националов. Объективные причины — высокий процент Чувашского населения (68%, в городе — 50%), довольно развитая национальная культура, богатое историческое прошлое, довольно широкий слой Чувашской интеллигенции и среднего руководящего звена, а также память об испытанном этносом сильнейшем национальном возрождении в двадцатые годы нашего века.

2.4.       Демократическое движение

Из партий и движений демократического спектра реальную силу представляет из себя только «Чувашский республиканский союз в защиту Родины и свободы». Эта организация — результат последовательной эволюции Клуба избирателей (существовавшего с 1989 года), переименованного 26 мая 1990 года в «Демократическую альтернативу» (первая зарегистрированная в Чувашии общественная организация). Цель «Демократической альтернативы», объявившей себя беспартийным союзом, была проведение акций. На первом этапе в него входили организации СДПЧ, региональных отделений ДПР и РПР, (все вскоре оттуда вышли). «Дем. Альтернатива» являлась организатором всех крупных митингов, демонстраций, пикетов и ому подобных демократических мероприятий. Членами «Дем. Альтернативы» были сегодняшние видные деятели ЧАПа «Петр Красном, Федом Мадуров, Атнер Хузангай, который был членом КС). В марте 1992 года «Дем. Альтернатива», отказавшись от коллективного членства перерегистрировалась как «Чувашский республиканскйи союз в защиту Родины и свободы». В союзе состоит 58 человек. Идеология союза - люмпенизированная демократия. Союз не признал Н.Зайцева в качестве Представителя Президента и отказался о встречи с ним. Коллективный член ЧОКЦа. По инициативе союза несколько организаций в рамках ЧОКЦа пытаются вести совместные действия по нескольким совпадающим пунктам (сам ЧОК, «Союз...», РКРП, НДПЧ). Печатных изданий нет, штаб-квартиры нет.

В республике действует еще несколько политических партий демократической направленности.

2.5.       ДПР

Демократическая партия Чувашии образована в октябре 1990 года, численность по словам председателя партии Н.А.Максимова в пределах 100-150 человек, однако активных членов — 10-20. По оценкам сторонних наблюдателей истинных членов партии — 5-6 человек. Штаб-квартиры и, тем более, печатных изданий нет. Имеет очень ограниченное влияние в Чебоксарах, в республике практически неизвестна.

2.6.       СДП Чувашии

Социал-демократическая партия Чувашии существует около двух лет, численность по самооценке — около ста человек. Реальная численность, видимо, раза в два меньше. Председатель партии — депутат ВС Чувашии Ю.А.Тимофеев. Партия значительно ослаблена уходом многих активных членов — большинство в коммерцию, а бывший председатель партии организовал Народно-демократическую партию Чавашстана (см. 2.9). Штаб-квартиры и печатных издений нет.

2.7.       РПР

Республиканская партия России образована в декабре 1990 года как Чебоксарская организация. 20 апреля 1992 года проведена республиканская конференция, в декабре 1991 года зарегистрирована республиканская организация. Численность партии по самооценке — несколько десятков человек, реально же, по-видимому, около  одного десятка. У партии два сопредседателя. Особой политической активности не проявляет, серьезной силы из себя не представляет.

2.8.       Кадетя

Конституционно-демократическая партия Чувашской республики еще не зарегистрирована (поданы документы). В партии состоит 23 человека. Штаб-квартиры и печатных изданий нет.

2.9.       Народно-демократическая партия Чавашстана

Глубоко самобытное образование — Народно-демократическая партия Чавашстана (НДПЧ). По всей видимости, партия одного человека — бывшего председателя СДПЧ А.П.Сидорова. У партии, кроме штаб-квартиры и печатных изданий, нет также программы. Позиция Сидорова слабо окрашена национально. Политической деятельности в последнее время не наблюдается. Участвует в совместных акциях с демократами.

2.10.    Непроявленные политические организации

Представителей «Демократической России», обнаружить не удалось, и само существование ее никто не смог подтвердить или опровергнуть. Формально «ДР» в Чувашии существует, в отличие от «Демократической Чувашии», которая однозначно прекратила свое существование. «ДемЧувашия» образовывалась как местная «ДемРоссия» и какое-то время вела себя достаточно активно. «ДемРоссия» же возникла независимо от «ДемЧувашии», скорее даже в пику ей, однако не сумела достаточно ярко заявить о себе. Сейчас никакой роли в политической жизни не играет. Вторая организация — Движение Демократических Реформ. Неясно, было ли ДДР зарегистрировано. В сентябре 1991 года прошел учредительный съезд ДДР, на котором присутствовало около 100 человек. Местные демократы достаточно негативно восприняли тогда образование ДДР, считая его порождением коммунистической партии. ДДР, в которое входило много руководителей разного рода, развило достаточно бурную деятельность в сентябре-ноябре прошлого года, активно выступая за введение поста Президента в Чувашской Республике, практически в блоке с ЧАПом. В состав политсовета ДДР входили Хузангай и Краснов. Сейчас никаких следов участия ДДР в политической жизни не наблюдается.

2.11.    Помощник представителя президента

Помощник представителя Президента РФ Владислав Алексеев считается лидером демократического движения Чувашии. Он активно участвовал в деятельности Клуба избирателей, был сопредседателем «Дем. Альтернативы». Сейчас, пользуясь возможностью действовать в рамках ОКРР, пытается создать «Круглый стол Чувашии». Пока в нем участвует 8 человек, демократические партии очень неохотно идут на конструктивное сотрудничество друг с другом.

2.12.    Левые партии

Левые партии представлены недавно зарегистрированными городской организацией Социалистической партии трудящихся и городской организацией РКРП. Особой популярностью среди населения они не пользуются, более-менее крупный митинг им удалось собрать 22 апреля. Штаб-квартиры и печатных изданий у них нет. Реальная политическая сила левого блока, по мнению наблюдателей, равна или даже чуть больше, чем у демократов.

3.    ЭКОНОМИКА

3.1.        

Экономическая, база суверенитета у Чувашской республики практически отсутствует.

Полезных ископаемых в республике нет. Достраивается Чебоксарская ГЭС, вокруг которой существует потенциально достаточно сильный конфликт с Марийской ССР. В зоне затопления оказалось много ценных для Марий Эл земель, на просьбы руководства МаССР о продаже электроэнергии (львиную ее долю Марий Эл получает с Балаковской АЭС) Чувашия требует поднять уровень воды в водохранилище. В таких условиях руководство МаССР может присоединиться к требованиям националов о компенсации и значительной доле вырабатываемой ГЭС электроэнергии.

Единственный пока твердый источник дохода — хмелеводство. Чувашия после развала СССР практически является российским монополистом в производстве хмеля. (Ранее основным поставщиком хмеля была Украина.) Но на внешнем рынке чувашский хмель котируется плохо.

Чувашия занимает третье или четвертое в место в России по плотности населения. При общей численности 1 300 000 человек в Чебоксарах проживает 35- тысяч (в 1962 году — 132 тысячи, в начале века — 5-6 тысяч), в Новочебоксарске — 100 тысяч, в Алатыре — 30 тысяч, остальные города еще меньше. Как говорят в республике, став в любом месте, увидишь две-три деревни. Земля в этом регионе, как известно, плодородием не отличается. На одного жителя республики приходится по 0,6 га пахотной земли. Все это означает, что республике может обеспечить себя только продукцией животноводства. Зерно, производимое в республике, в основном фуражное, но не хватает и его.

Промышленность сосредоточена в основном в Чебоксарах. Несколько довольно крупных заводов есть в Новочебоксарске и Алатыре. Самое крупное предприятие в республике — Чебоксарский завод промышленных тракторов (ЧЗПТ) (по словам местных жителей после его строительства в 60-х годах население города выросло почти вдвое). Остальная промышленность — в основном электротехническая и приборостроительная. В этих отраслях Чувашия, по оценкам местных руководителей, может занять рынок от Москвы до Урала.

3.2.       Общая ситуация

По данным за первый квартал 1992 года 38 промышленных предприятий Чебоксар (почти две трети) снизили объем производства продукции. Наибольшее снижение на заводе «Чувашкабель» — 56,1%. Однако ряд крупных заводов продолжает более-менее нормально работать [4.4]. По республике снизили уровень производства 60% предприятий, объем промышленной продукции упал на 13,9%. По состоянию на 1 апреля неплатежи по ссудам банков и счетам поставщиков в республике достигли 7,3 млрд. рублей, или 43,4% от общего объема промышленной продукции [2.1]. Крупнейшая строительная организация «Дорисс» большую часть заказчиков теперь имеет за пределами республики [1.8].

Официально зарегистрированных безработных на конец апреля было 1320 человек [3.1]. Госкомитет Чувашской республики по занятости населения прогнозирует безработицу к концу первого полугодия около 40 тысяч человек [2.1].

По социальная обстановка в Чебоксарах спокойная. Средняя зарплата в промышленности города — 2380 рублей (за I квартал) [3.3]. Уровень жизни выше, чем в соседних Марий Эл и Мордовии, однако значительно ниже, чем в Татарстане и Ульяновской области. Забастовок и волнений в Чебоксарах не было, самые серьезные выступления — перекрытие улиц из-=за отсутствия денег в сберкассах [1.10].

3.3.       Сельское хозяйство

Уровень жизни в сельских районах значительно ниже, чем в городе. Реальные доходы колхозников и рабочих совхозов составляют 25-40% от доходов работников других отраслей. Представитель Президента РФ Зайцев 26 мая обратился к Ельцину с предложениями о срочных мерах по предотвращению социальной напряженности на селе [1.7].

В Чувашии пока 313 фермерских хозяйств, их доля — 0,3% земли, находящейся в распоряжении колхозов и совхозов (по 8,4 га на каждое). В условиях резкого дефицита земли развития фермерства ждать не приходится. Очень сильное влияние в республике имеет Крестьянский Союз — мощная организация с хорошей представленностью по районам. Союз в состоянии оказывать действенный экономический, а иногда и политический нажим на руководство Чувашии.

3.4.        

Никакой более-менее связной программы экономического развития республики у правительства не существует.

Принята программа приватизации ЧР, однако к ней в республике относятся, как к чисто формальному документу. Пока не проведено разграничение собственности на федеральную и республиканскую, правительство не может и не хочет предпринимать решительных шагов в этой области. Постановлением сессии ВС создана депутатская группа для переговоров с центром по этой проблеме, результатов пока нет. (Только 30 апреля принято постановление ВС об управлении государственным имуществом на территории Чувашской республики, опубликовано 27 мая). Пока приватизация началась в основном в Чебоксарах — в мае прошел первый аукцион по продаже кафе (продано за 600 тысяч). В ближайшее время намечается продать с аукционов свыше десятка магазинов и предприятий службы быта [4.1].

Попытка приватизации была предпринята на чебоксарском заводе «Промприбор», что вызвало негативную реакцию в руководстве республики. На заводе пошли по пути создания большого количества малых предприятий, пытаясь таким образом занизить основные фонды. Комиссия Госкомимущества республики выдала негативное заключение по этому поводу.

3.5.        

В целом Правительство Чувашии ориентируется на российские дотации, понимая, что об экономическом суверенитете пока говорить не приходится. Однако под давлением националов в случае угрозы смены правительства оно способно попытаться разыграть национальную карту, впрочем, данный сценарий маловероятен. Националы же, придя к власти.скорее всего сразу начнут делать достаточно радикальные, но малоэффективные шаги.

Источники

1.1. Краснов А. Лучше один раз увидеть // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 23 мая — №102 (20046).

1.2. Жебит В. Поспешите на аукцион, если денег много // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 23 мая — №102 (20046).

1.3. Из хроники вчерашнего дня. 11:00 // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 23 мая — №102 (20046).

1.4. Из хроники вчерашнего дня. 14:00 // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 23 мая — №102 (20045).

1.5. Лосева Е. «Все наше благополучие зависит от земли.» — утверждает министр сельского хозяйства А.И.Кушков // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 23 мая — №102 (20045).

1.6. Из хроники вчерашнего дня. 10:00 // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 26 мая — №103 (20046).

1.7. Из хроники вчерашнего дня. 10:00 // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 26 мая — №103 (20046).

1.8. Яковлев А- Вдали от республики // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 26 мая — №103 (20046).

1.9. Самохвалов А. В плену проблем оказался коллектив крупнейшего в Алатыре предприятия // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 26 мая — №103 (20046).

1.10. Из хроники вчерашнего дня. 15:40 // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 27 мая — №104 (20047).

1.11. Гущенков Н. Черепица от «Селем» // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 27 мая — №104 (20047).

1.12. Постановление Верховного Совета Чувашской Республики об управлении государственным имуществом на территории Чувашской Республики // Советская Чувашия. « Чебоксары, 1992. — 27 мая — №104 (20047).

1.13. Юрьев А. Съездил в Казань депутат // Советская Чувашия. — Чебоксары, 1992. — 27 мая — №104 (20047).

2.1. В Совете Министров Чувашской Республики // Правительственный вестник. — Чебоксары, 1992. — 13 мая — №11 (14).

2.2. Критика прозвучала. Что дальше? // Правительственный вестник. — Чебоксары, 1992. —13 мая — №11(14).

2.3. Постановление Совета Министров Чувашской Республики о проведении смотра использования земель в республике // Правительственный вестник-Чебоксары, 1992. —13 мая — №11 (14).

3.1 Желтов Н. О трудоустройстве населения и уровне безработицы // Чавашъен. — Чебоксары, 1992. — 23 мая — №21(68).

3.2. Владимиров Э. Разлюли -миллионы // Чавашъеи. — Чебоксары, 1992. — 23 мая — №21 (68).

3.3. Владимиров Э. Сокращенное либретто оперы «Карман» // Чавашъен. — Чебоксары, 1992.23 мая — №21 (68).

3.4. Кибеч-А. «Народ, не имеющий государственности, никому не интересен» // Чавашъен. — Чебоксары, 1992. — 23 мая -№21 (68).

3.5. Постановление объединенного заседания представителей ульяновских, татарских и чувашских просветительских обществ // Чавашъен. — Чебоксары, 1992. — 23 мая — №21 (68).

4.1. Васильев Н. Доживем до сессии // Чебоксарские новости. — Чебоксары, 1992. — 23 мая — №99 (223).

4.2. Васильев Н., Абрамов А.: «Я сторонник быстрой приватизации» // Чебоксарские новости. — Чебоксары, 1992. — 23 мая «К 99 (223).

4.3. С молотка- // Чебоксарские новости. « Чебоксары, 1992. — 26 мая —100 (224).

4.4. Как работали Чебоксары в январе-апреле // Чебоксарские новости. — Чебоксары, 1992. — 26 мая — №100 (224).

4.5. Васильев Л. Там, за ширмой голубого экрана // Чебоксарские новости. — Чебоксары, 1992. — 26 мая — №100 (224).

5.1. Не отрекаются любя. Реаниматору культуры Атнеру Хузангаю от все еще живой группы товарищей из «МК» // МК. — Чебоксары, 1992. — май — №(8669).

6.1. Александров Г. Не верю ДДР! // КЛИП. — Чебоксары, 1991. — октябрь — №38 (62).

6.2. Заявление КС г/о РПР // КЛИП. — Чебоксары, 1991. — октябрь — №38 (52).

6.3. Шкилев А. Шоу-бизнес на поле чудес // КЛИП. — Чебоксары, 1991. — октябрь — №39 (63).

6.4. Романов В. Хватит смешить свой народ // КЛИП. — Чебоксары, 1991. — октябрь — №39 (53).

656. Елагин В. На побывке — дома // КЛИП. — Чебоксары, 1992. « апрель — №14 (76).

6.6. Бильбасова Е. Комитет по обузданию цен // КЛИП. — Чебоксары, 1992. — май — №16 (77).

6.7. Александров Г. Не трогайте народ! // КЛИП. — Чебоксары, 1992. « май — №16 (77).