Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ольга ФОМЕНКО

Татарстан

в июле 1992 года

1.    НОВОЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

За последнее время в Татарстане произошли следующие события, способные оказать влияние на ситуацию в политике в той или иной степени:

1.1. Милли меджлис всерьез занялся созданием предвыборного блока из радикальных организаций национального движения и заявил о намерении участвовать в ожидаемых в 1993 году президентских и парламентских выборах.

1.2. ТОЦ и демократы подписали «Совместное заявление политических сил Татарстана».

1.3. На продолжающихся переговорах между РФ и РТ достигнуто взаимопонимание по финансово-экономическим и общеполитическим вопросам.

1.1.       Консолидация «новых» национальных партий во главе с милли меджлисом

Создание блока явилось итогом неудавшихся переговоров внутри национального движения с целью достижения его единства. Формально все уперлось в следующее: милли меджлис предлагал всем объединиться под его эгидой, ТОЦ выступил за объединение на равноправной основе, не отрицая при этом своей солидарности с блоком по принципиальным моментам.

Однако дальнейшее подписание ТОЦем совместного с демократами заявления дает основания полагать, что ТОЦ так и не смог преодолеть разногласий с лидерами партии «Иттифак» и милли меджлиса по более принципиальным моментам, нежели вопрос о лидерстве внутри блока. Радикальные националы считают ТОЦ пропрезидентской структурой, в то время как в заявлении о готовности работать под эгидой ММ, признании его единственным законодательным органом татарского народа, и выступить вместе на выборах, подписанном «Иттифаком», партией «Намус» — по-русски «Честь» (новая политическая организация, базирующаяся в деревне и борющаяся против призыва татарской молодежи в российскую армию), союзом татарской молодежи «Азатлык», обществом Марджани, содержится критика позиции руководства РТ на переговорах с РФ за неспособность отстоять независимость.

В заявлении вышеназванных движений говорится о том, что в этой обстановке возникли условия для законного, демократического прихода к власти «сил, способных отстоять независимость». Милли меджлис одобрил это заявление.

Таким образом, можно вести речь о попытке радикальных националов перехватить инициативу у правящих кругов и выставить себя «истинными борцами» за независимость.

Прокуратура РТ отозвалась на это заявление гневным представлением, усмотрев в документе нарушение закона. Представление Прокуратуры является, на мой взгляд, чисто политической, но не правовой реакцией на Заявление, поскольку ничего противозаконного в нем не содержалось.

1.2.       Переход ТОЦ к сотрудничеству с демократами

«Совместное заявление» ТОЦ и демократов явилось итогом переговоров, организованных предпринимателем С.Шашуриным, являющимся, по его утверждениям, членом Совета по аграрной реформе при А.Руцком. Именно он сделал попытку усадить за стол переговоров демократов и националов. Однако наиболее влиятельные демократы решили продолжить переговоры без его посредничества, поскольку его имидж весьма, по их мнению, сомнителен.

Обороты Ассоциации ТАН, президентом которой является С.Шашурин, весьма велики (около 2 миллиардов в 1991 году), но за его плечами судимость и весьма упорные слухи о его сегодняшней деятельности (в республике говорят, что С.Шашурин получил от Правительства Татарстана кредит в несколько тысяч долларов, дача которого сопровождалась пожеланиями «помирить ТОЦ и русские партии», что его Ассоциация получила от президента мини-завод по переработке нефти, что Шашурин обиделся на руководство России за продажу предназначенного ему металла за границу), которые невозможно как подтвердить, так и опровергнуть.

Совместное заявление со стороны демократов подписали: блок «Согласие» в ВС РТ, блок «Народовластие» в Казанском горсовете, местное отделение ДПР и входящий в нее молодежный союз, а также микропартии, никого особо не представляющие — многонациональное движение «Согласие», Координационный совет демократических сил, Либеральный союз, Исламская демократическая партия. Документ не содержит никаких обязательств движений друг перед другом, в нем констатируется лишь приверженность конституционным методам борьбы и решимость в необходимости сохранения межэтнического мира в республике. Стороны высказались за самостоятельность республики, отметив, что при этом сохраняется различие в понимании проблемы ее государственного статуса, отметили необходимость привлечения к разработке концепции реформ интеллектуальных сил всех движений. Заявление не подписано рядом патриотических и федералистских движений (ГРФ, Русский национальный собор).

При несомненно положительном значении подписания заявления следует отметить, что оно в силу неотягощенности взаимными обязательствами и конкретикой не окажет значительного влияния на обстановку.

2.    БАЛАНС СИЛ В ТАТАРСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ: НАЦИОНАЛЫ, ДЕМОКРАТЫ И ПРЕЗИДЕНТ

Подписаное соглашение (см. I.) на данный момент иллюстрирует раскол в лагере «националов», наметившийся еще в мае и выгодный Президенту Шаймиеву в условиях усиления милли меджлиса. Необходимо отметить, что самим милли меджлисом предпринимались в июне попытки консультаций с представителями «русского» лагеря, но сообщение о них в прессе было дезавуировано лидером милли меджлиса Толгатом Абдуллиным, не желавшим огласки таких намерений перед своими сторонниками-радикалами. Сейчас ни одна политическая сила не хочет отождествления своей политики с политикой президента — его позиции в республике наиболее сильны после Конгресса татар, на который Шаймиеву удалось не пустить представителей милли меджлиса.

Можно констатировать фактическую утрату Президентом Татарстана политической опоры — сомнительно, что «русский» лагерь в Верховном совете станет ревностно выполнять эту функцию в союзе с Татарским общенациональным центром. Соглашение нужно как одной, так и другой стороне для поднятия своего рейтинга, напоминания республиканской общественности о своем существовании и конструктивной роли.

Возможно, Шаймиев в этих условиях сам будет затягивать переговоры с руководством Российской Федерации, отодвигая момент подписания окончательного текста договора, что может быть полезным России, учитывая, что каждое «завоевание Татарстана отзывается аналогичными претензиями сопредельных республик.

Наблюдатели ожидают, что статьи нового проекта Конституции Татарстана, усиливающие президентскую власть в республике, могут не войти в ее итоговый текст — скажется общее недовольство представителей большинства политических организаций усилением роли президента и при нынешнем объеме полномочий. Если никаких новых уловок для избежания голосования по Конституции квалифицированным большинством (см. О.Фоменко. «Татарстан в апреле- мае 1992 года») придумано не будет, эти статьи будут из итогового варианта Конституции убраны совместными усилиями депутатов «русской» и «татарской» фракций.

3.    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА ТАТАРСТАНА

3.1.       Введение чеков для покупки продтоваров

Введенные в прошлом месяце (см. отчет за июнь) чеки на покупку продовольственных товаров уже не выдаются в фиксированном количестве (что вызывало возмущение населения), а могут быть получены в любом нужном количестве при наличии местной прописки. Чеки пока применяются только при покупке продовольствия; отменены карточки на мясо, масло и маргарин и эти продукты можно купить в любом количестве по фиксированным ценам при наличии чеков (без рублевого покрытия). Объявлено о выпуске чеков для покупки промышленных товаров, но их пока никто еще не видел.

Как показывает практика введения подобных «валют» в ближнем зарубежье, после введения чеков для оплаты промышленных товаров при отказе от их нормирования курс чека неизбежно резко упадет, появится большое количество фальшивых чеков, а товары исчезнут. Тогда Правительству придется либо вернуться к нормированному распределению продуктов питания, либо смириться со снижением уровня жизни в республике (скорее всего, правительство выберет первое). Так как социальная политика связывается в массовом сознании с образом президента республики, ее провал ощутимо понизит рейтинг М.Шаймиева.

3.2.       Приватизация и реформы

Приватизация в республике начинается только сейчас — в республике опубликована, наконец, ее программа. Но по сути дела никаких новшеств в экономике республики не появилось, какие-бы то ни было реформы отсутствуют — наличие в бюджете нефтедолларов пока спасает правительство от необходимости проведения реформ в экономике, могущих отрицательно сказаться на жизненном уровне людей и изменить социалистический характер местной экономики. Соглашения с иностранными инвесторами, хлынувшими в Татарстан после референдума, не заключаються из-за отсутствия до сих пор в законах РТ упоминания о частной собственности на землю, а без гарантий получения в собственность земли иностранные предприниматели финансировать и строить предприятия не согласны.

Таким образом, администрация Шаймиева не способна эффективно реформировать экономику республики, она стремится сохранить социалистические черты экономической политики, снижающие ее эффективность. Благополучие Татарстана целиком зависит от поступления в нее нефтедолларов (как советской экономики в годы застоя). При такой зависимости любое изменение экономической конъюнктуры может привести республику к краху.