Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Башкортостан

Иршат БИКБУЛАТОВ

Башкортостан

в июле 1992 года

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В РЕСПУБЛИКЕ

После прошедшей 15-16 июня с.г. сессии Верховного Совета РБ, определившей и закрепившей рядом принятых документов курс на дальнейшую суверенизацию Башкортостана, действия властных структур не приобрели активного жесткого характера. Наоборот, усилия их направлены на то, чтобы избегать или гасить конфликты переходного периода, являющиеся во многом отражением событий, происходящих в России. В сельском хозяйстве, несмотря на имеющееся противостояние между аграрниками и властными структурами, в целом дело идет по накатанной колее, а сообщения республиканского радио и телевидения иногда напоминают победные рапорты прошлых лет о ходе уборки урожая. С другой стороны, для республики, где одной из основ является с/х производство, вполне закономерно, что судьба будущего урожая превалирует над политическими страстями. Да и население, махнув рукой на «непонятное государство», занялось земными проблемами, в основном продовольственными.

Несмотря на повсеместные трудности во всех отраслях народного хозяйства, в республике в основном обеспечена жизнедеятельность важнейших звеньев экономики, сохранен довольно высокий уровень занятости населения и в целом в 2 раза медленнее, чем в других регионах России, идет падение объемов производства и строительства. Следовательно, социальная напряженность не достигла той остроты, которая бы заставляла бить тревогу.

Все это говорит о том, что главным для руководства Башкортостана является сохранение стабильности в обществе как необходимого условия своей деятельности. Это во многом удается, что позволяет Верховному Совету последовательно осуществлять решения, направленные на дальнейшую суверенизацию республики, не встречая при этом сколь-нибудь организованного сопротивления или даже просто компетентной критики.

1.    ПОЛОЖЕНИЕ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
И КРИЗИС КОЛХОЗНО-СОВХОЗНОЙ СИСТЕМЫ

1.1.       Сокращение зерновых площадей. Спад в животноводстве. Подготовка техники к уборочным работам. Состояние фермерского хозяйства

По данным зав. отделом АПК Совмина Т.Галиева в республике 2млн.516 тыс. га зерновых площадей, т.е. на 70 тыс. га меньше прошлогоднего. Сократились также посевы овса и др. культур. По сравнению с первым полугодием 1991 г. реализация скота и птицы уменьшилась на 27%, производство молока на 17,3%, шерсти на 13,8%. Снижаются соответственно государственные закупки скота и птицы на 32,1%, молока на 27,7%. Тревожная ситуация сложилась с подготовкой техники к уборочным работам. К началу июля в хозяйствах республики в неисправном состоянии находился каждый 7-й грузовой автомобиль, каждый 4-й зерноуборочный комбайн и каждый 5-й кормоуборочный. Интересно отметить тот факт, что наихудшее состояние техники в тех районах республики, где наименее или совсем не развито фермерское хозяйство (Бурзянский, Бирский и Аскинский районы). В то же время в Кармаскалинском районе, где фактически произошла смена формы собственности (остался лишь один колхоз) уборочная техника укомплектована полностью. К 1 июля текущего года общее число фермерских хозяйств составило 2712 единиц с площадью 72,8 тыс. га, что в структуре посевных площадей под урожай 1992 г. доля крестьянских хозяйств в общей посевной площади занимает один процент. Поэтому новые структурные формирования, видимо, большого вклада в объем сельскохозяйственного производства не сделают [1, 2, 4, 7].

1.2.       Финансовое положение в АПК

Задолженность колхозов и совхозов по ссудам по сравнению с январем текущего года возросла в 2,8 раза и достигла почти 3 млрд. рублей. Задолженность же государства по возмещению дополнительных затрат сельскому хозяйству республики составляет сегодня около 900млн. рублей. Общие неплатежи АПК по расчетам с поставщиками и подрядчиками возросли против соответствующего периода прошлого года на 4 млрд. 755 млн. рублей. В течение первого полугодия правительство России и Башкортостана оказали значительную финансовую помощь нашим колхозам и совхозам, выделив им кредитных ресурсов в сумме 4 млрд. 926 млн. рублей. Однако колхозы и совхозы требуют для проведения уборки урожая кредитные ресурсы в 2,3 млрд. рублей, выделение которых затягивается (Положение на начало августа) [2, 6].

1.3.       Требования работников АПК. День крестьянского единства в республике Башкортостан

Основные требования работников АПК были выдвинуты на объединенном заседании Президиумов Рескома профсоюзов работников АПК и Совета Аграрного союза Башкортостана. На повестке было два вопроса. Первый о заявлении Координационного Совета коллективных действий трудящихся АПК «О ходе выполнения требований, выдвинутых 3-4 июня т.г. Всероссийским собранием...» почти не обсуждался, было принято решение: в день крестьянских действий инициатива будет исходить из самих хозяйств. Более важным представляется второй вопрос — о ценах на с/х продукцию. В ответ на предложенные Министерством заготовок республики закупочные цены собравшиеся заявили, что хлеб сдавать не будут. Среди основных требований можно выделить требование о повышении заработной платы, которая сейчас в среднем за первое полугодие составила у колхозников 859 рублей в месяц, у рабочих совхозов 1328 руб. Было одобрено заявление Координационного совета коллективных действий и выдвинуты требования о выступлении Правительства республики в средствах массовой информации с разъяснением своей с/х политики и пересмотре до 1-го августа закупочных цен. Несмотря на ультиматум АПК цены правительством пересмотрены не были, а объявленный на 5 августа Российским Аграрным Союзом День крестьянского единства ничем себя не проявил. В республике сложилась патовая ситуация, когда ни АПК, ни правительство не решаются на активные действия, хотя в кулуарах Верховного Совета РБ как о возможном варианте поговаривают об обязательных поставках хлеба по твердым ценам с карательными мерами. По всей видимости стороны в конце концов достигнут какого-либо компромисса, так как не в интересах АПК лишаться громадных государственных дотаций [2, 3, 5].

2.    ПРОБЛЕМЫ СУВЕРЕНИЗАЦИИ

2.1.       Верховный Совет и «ползучая» суверенизация

Декларация о независимости Башкортостана, принятая в октябре 1990 г. последовательно проводится Верховным Советом республики. Процесс суверенизации носит скрытый, «ползучий» характер. Верховный Совет добивается обособления от российской государственности не путем прямой конфронтации (как Чечня или Татарстан), а постепенно расширяя круг полномочий, присущих Башкортостану как уже самостоятельному государству. Только за первое полугодие 1992 г. Верховным Советом было принято решение о переходе на одноканальное формирование бюджета; в июне в первом чтении был принят проект Конституции республики Башкортостан, который будучи оставлен в таком виде фактически оформляет республику самостоятельным государством. Как самостоятельное государство республика проводит и судебную реформу, которая началась с принятия Закона «Об арбитражном суде республики Башкортостан», подчеркивающего полную юрисдикцию республики в решении хозяйственно-правовых вопросов. Готовится пакет документов по другим отраслям законодательства, в частности уголовного и гражданского, принятие которого должно стать выведением судебных и правоохранительных органов из юрисдикции России.

В рамках процесса суверенизации проходит и международная деятельность ВС РБ. Заключены за короткий период договоры об экономическом и культурном сотрудничестве с рядом иностранных государств. Во исполнение Указа «Об открытии представительств Республики Башкортостан за рубежом» уже открыты представительства в Венгрии, России, Австрии, достигнуты соглашения об открытии представительств в Турции, США и Татарстане [8, 9, 10].

2.2.       Верховный Совет и местная власть

Основной причиной того, что Верховный Совет не решается на открытое столкновение с Россией является то, что у него нет опоры ни среди широких слоев население республики (во время последней сессии ВС в кулуарах его говорилось о том, что по результатам неопубликованного социологического опроса свыше 90% жителей РБ к деятельности Верховного Совета относятся или недоверчиво или индиффирентно), ни среди представителей местных властей.

В Башкортостане в рамках международного проекта «Новая демократия и местная власть» было проведено исследование, целью которого был анализ мнений работников мэрий, глав администраций, исполнительных комитетов и хозяйственных руководителей по проблемам деятельности органов местной власти. На вопрос анкеты «С какой территорией вы себя отождествляете?», 65% ответили, что с местностью, в которой живут, 26% — с республикой Башкортостан и 9% — с СНГ. Почти 74% из числа опрошенных назвали главным сохранение спокойствия и порядка в республике и, по всей видимости, в случае форсирования процессов суверенизации, ВС не нашел бы в них опоры, так как форсирование привело бы к дестабилизации. В то же время все остальные решения ВС РБ, не ведущие к дестабилизации, не встретят сопротивления или даже могут быть поддержаны, какими бы консервативными они не были эти решения (запрещение частного землевладения, ограничение свободы предпринимательской деятельности и т.п.), так как 39,1% опрошенных представителей местных властей солидарны с КПСС, 30,4% заявили об отсутствии устойчивых политических ориентаций и лишь 30,1% респондентов подчеркнули приверженность демократической ориентации [11].

2.3.       Обсуждение Проекта Конституции

2 месяца с момента опубликования проекта Конституции Республики Башкортостан (10 июня 1992 г.) показали, что подавляющая часть населения Башкортостана отнеслась к этому достаточно равнодушно. Только в августе появляются первые более или менее вразумительные разборы Проекта специалистами Башкортостана. Столь же вяло участвуют в обсуждении общественные организации. Можно назвать:

— обмен «ударами» между лидерами ТОЦ и «Руси», с одной стороны, и БНЦ «Урал» и БНП, с другой, по проблемам межнациональных отношений, отраженных в Проекте Конституции РБ;

— лидеры Совета Федерации профсоюзов республики Башкортостан (бывший ОК ВЦСПС) ратует за включение в текст новой Конституции положений о социальных и экономических гарантиях из Конституции БАССР 1978 г. без изменений;

— лидеры Социалистической партии Башкортостана (бывший реском КП РФ) требуют изменить «тоталитарную» 59-ю статью Проекта, запрещающую среди прочего пропаганду социальной (классовой) вражды и ненависти и призывы к ниспровержению конституционного строя.

Собственно этими 4-мя публикациями участие в обсуждении Проекта Конституции Республики Башкортостан представителями общественно-политических сил на данный момент исчерпывается. Наибольшего оживления дискуссии следует видимо ожидать ближе к моменту принятия Конституции. Причем, с большой долей уверенности можно предположить, что главным предметом спора будут 2 вопроса:

1. О государственном языке.

2. Вопрос о том, является ли Башкортостан частью России или отдельным государством, самостоятельным полностью.

Проект Конституции РБ во многих своих разделах представляет компиляцию текстов «Всеобщей декларации прав человека», отдельных статей [12,13], статей Конституций ФРГ, Италии, Франции, Испании, США и проекта «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина», «Структуры гражданского общества Республики Башкортостан», «Система государственной власти и местного самоуправления»). Следует отметить, что авторы Проекта стремились создать документ, направленный на формирование гражданского общества, основой которого являлась бы частная собственность. Во многом им это удалось. Прежде всего, по Проекту государство уже не играет «глобальную» роль в обществе. Но специфические проблемы Башкортостана в области государственного языка, взаимоотношений с Российской Федерацией, форм собственности на землю и некоторые другие решены противоречиво, что и будет предметом будущих баталий перед принятием Конституции РБ.

Источники

1. Шакиров А. Как взять миллион // Советская Башкирия. — 1992. — 16 июля 1992.

2. Исмагилов А. Почем фунт хлеба? // Известия Башкортостана. — 1992. — 4 августа 1992.

3. Кочергин Н. Хлеб сдавать не будем! // Советская Башкирия. — 1992. — 28 июля 1992.

4. Киселева Ю. Пикетов нет, но хлеб под вопросом // Ленинец. — 1992. — 6 августа 1992.

5. Киселева Ю. Не горюйте, мужики // Ленинец. — 1992. — 18 июля 1992.

6. Социально-экономическое положение Республики Башкортостан в I полугодии 1992 г. // Советская Башкирия. — 1992. — 29 июля 1992.

7. Итоги полугодия или Возможность продлить агонию // Вечерняя Уфа. — 1992. — 30 июля 1992.

8. Республика Башкортостан. Закон о высшем арбитражном суде Республики Башкортостан // Известия Башкортостана. — 1992. — 17 июля 1992.

9. Соглашение «О сотрудничестве между правительствами Республики Башкортостан и Республики Татарстан» // Вечерняя Уфа. — 1992. — 30 июля 1992.

10. Тюнева Н. С контрактами из Америки // Советская Башкирия. — 1992. — 9 июля 1992.

11. Давлегареева Л. Новая демократия и местная власть // Советская Башкирия. — 1992. — 23 июля 1992.

12. Габидуллин Р., Башкирцев Н. Скажи, что выбираешь... // Советская Башкирия. — 1992. — 16 июля 1992.

13. Гордиенко А. Без гарантий // Советская Башкирия. — 1992. — 9 июля 1992.