Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Магаданская область

Е. ВЕРХОВЦЕВА

Магаданская область

в июле 1992 года

1.    Политическая ситуация

1.1.       Встреча лидеров демократической ориентации. Проблемы и итоги

Сезон отпусков повлиял на политическое затишье в городе и области. Митингов и забастовок не было. Анализ микрофонных папок информационного канала «Новости», программы «Перекресток мнений» позволяет сделать выводы о поисках стратегии и тактики лидерами ДПР, СДПР и группы промышленников в условиях нынешней ситуации в обществе [1].

По инициативе координационного Совета ДПР 24 июля состоялась встреча лидеров демократически ориентированных партий области.

Цели встречи — оценка деятельности Президента, Центрального банка и правительства России, определение собственных позиций.

Деятельность правительства была оценена участниками встречи как «более-менее нормальная».

Негативную оценку получили действия Верховного Совета. По мнению участников, «Верховный Совет мешал и мешает правительству То, что Верховный Совет не смог совладать с Центральным банком, это тоже его заслуга в кавычках» [2].

Представитель партии промышленников, член экспертно-аналитического совета при главе администрации Александр Серкин в своем выступлении отметил: «Ельцина менять не надо, потому что кто бы не пришел, — ни одной картошкой больше не станет» [3].

По мнению А.Серкина, существенный недостаток правительства в том, что оно не обладает реальной властью на местах [3].

Участники встречи констатировали следующие промахи и просчеты правительства в социально-экономической сфере:

1. «Вялая приватизация, неработающий «Закон о приватизации». Следствие — потеря управления ситуацией на местах, номенклатурное разграбление имущества» [4].

2. «Не учитывается реальная ситуация в обществе, большинство людей превращается в люмпенов, эта страта пополняется и будет требовать власти на один день, чтобы наесться и напиться» [5].

По мнению представителей СДПР, ожидание из серии «вот придет новый класс собственников, который будет поддерживать правительство» — наивная иллюзия [6].

Участники встречи высказались в поддержку реформ, скорейшее решение вопроса о собственности, необходимости смены и обновления Верховного Совета и съезда, избранных на недемократической основе, производящих прокоммунистическую политику.

Представляет интерес мнение А.Серкина, относительно политической ситуации в области:

«ДПР сейчас — единственная сила, которая выглядит более-менее организованно и, которая выступает за нормальное развитие области, не являясь ликвидаторской силой. Скоро будут выборы губернатора и я считаю, что нужно действовать в коалиции с ДПР» [7].

Основные итоги встречи:

— выработка программы единых действий представителей демократически ориентированных партий области;

— стратегия и тактика на предстоящих выборах губернатора;

— конструктивная критика структуры центральной и местной власти.

1.2.       Старая политическая карта

Анализ информационных потоков показывает, что в средствах массовой информации области продолжает дискутироваться тема «Ельцин и Север». По мнению экспертов, основная причина ее популярности — предстоящие выборы губернатора.

Немного хроники: в ноябре прошлого года должны были бы состояться выборы губернатора, но были заменены назначением глав администрации разного уровня. Назаначение изначально предполагалось лишь на год, на период нестабильности. Но нестабильность усугубляется, и теперь, по мнению экспертов средств массовой информации [8], неясно до какого же времени действительны полномочия нынешних глав администраций.

В условиях отсутствия информации по этому вопросу тема «Север и Ельцин» стала политической картой.

В настоящее время, в Магадане организовалось три инициативные группы, которые ориентируются на разные категории избирателей — демократы, ЭКС — коммунисты, и представители формирующегося третьего направления, обладающие реальной финансовой мощью. По мнению председателя координационного Совета ДПР И.Л.Ведерникова, следующая тема для серьезного социологического исследования по заказу ДПР — «анализ и прогноз деятельности новой страты в условиях предстоящих выборов [9].

Эксперты средств массовой информации не исключают того, что инициативные группы организовались, что называется, «самостийно», поскольку лидер местных демократов И.Ведерников пока отрицает какую-либо причастность к созданию демократически-ориентированной инициативной группы [10].

Возможно, это тактический ход председателя.

1.3.       Ресурсные карты и авторитет ДПР

Эксперты отмечают возрастающее влияние ДПР среди населения. По мнению Александра Пилясова, научного сотрудника, кандидата географических наук соседнему 49-му штату Аляска особенно интересна деятельность экспертно-аналитического ядра партии.

Это закономерно, поскольку «лидерами в исследовании комплексных проблем освоения территории 49 штата являются политологи, изучающие сложную палитру политических интересов людей, меняющуюся в контексте экономического развития. Они координируют усилия специалистов в конкретных областях социального и экономического знания и выходят на построение концепции освоения территории» [11].

Представители экспертно-аналитического совета ДПР первыми оценили реальную ситуацию, провели серьезные политические и социологические исследования, альтернативные деяния местной службы «ВЦИОМа», обслуживающей административно-командную систему.

Председатель областного комитета по государственному имуществу А.Н.Чупров считает, что «ресурсные карты области, составленные по проекту ДПР дали четкое и ясное понимание тех возможностей, которые сегодня есть у области.

Они расширили спектр нашего понимания.

Мы, конечно, в принципе, владеем той информацией, которая там была представлена, но вот интегрировать ее, дать такую обобщенную оценку, это пожалуй, сделано впервые.

Эта работа уже потому хороша, что сегодня наши органы власти обратили внимание на составляющее наше потенциальное богатство.

Раньше видели одно золото впереди всего. Сегодня же даже администрация области начинает ориентироваться в том, что ни единым золотом жива Магаданская область, что есть уникальные возможности развития совершенно других направлений в промышленности, в ряде других отраслей. Это создает принципиально иной фон для решения практических задач» [12].

Эксперт Н.А.Веселяев утверждает, что есть критическая масса, какой-то минимум проживающего населения, после которого экономика начинает разрушаться. По его рассчетам, эта цифра — 200 тысяч человек, ниже опускаться нельзя. Даже сегодняшний уровень он называет достаточно опасным. Одна из целей ресурсных карт — стабилизация численности населения и получение прироста населения для того, чтобы экономика была стабильной [13].

Итоги телефонного июльского опроса показали, что главная ценность ресурсных карт сегодня в ситуации нестабильности — социальная [14].

Благодаря деятельности средств массовой информации карты и деятельность ДПР получила резонанс среди населения. В ситуации хаоса и энтропии карты дают реальную перспективу и надежды людям, проживающим на этой земле.

2.    Социально-экономическая ситуация

2.1.       Информация и выводы облстата

По данным облстатуправления за первое полугодие 1992 года, объем денежных доходов жителей области с января по май вырос в 2,8 раза и составил сумму 7,8 миллиарда рублей, что на 40% больше, чем за весь 1991 год.

В мае средний доход на одного работающего составил в Магаданской области 9 тысяч рублей (в 2,8 раза больше, чем в январе).

По мнению экспертов облстата, реальные доходы населения резко падают: в мае они снизились на 23% по сравнению с апрелем, или на 54% по сравнению с январем. Эксперты констатируют падение доходов и одновременно рост цен. Свободный индекс цен на продовольственные товары увеличился в мае на 35% против апреля и в 6,5 раза с начала либерализации. Наряду с изменением цен наблюдается спад производства товаров народного потребления — за пять месяцев оно снизилось на 10,6%. Производство снижается. Объем потребления падает. Растут налоги. С учетом добровольных взносов они выросли по сравнению с январем почти в 2 раза и составили 200 млн. руб.

Динамика этих показателей говорит о несбалансированности потребительских расходов-доходов, нарастании инфляционных процессов. Ожидаемые изменения на потребительском рынке эксперты облстатуправления связывают с ускорением роста цен [15].

2.2.       Материалы опроса экспертов

По мнению экспертов, по-прежнему острой остается проблема дефицита наличных денег.

В своем выступлении по радио глава администрации области В.Михайлов обещал объявить серьезную экономическую войну коммерческим магазинам, оставляющим наличку у себя.

По распоряжению В.Михайлова в каждом магазине будут установлены кассовые аппараты, фиксирующие суммы выручки.

Глава администрации сделал акценты на сугубо экономических методах этой борьбы — штрафах и прочих финансовых санкциях.

Анализ материалов микрофонных папок июльской радиопрограммы «Перекресток» показывает растущее недоверие населения к государственным банковским структурам [16], в результате наличность не возвращается в сберегательные кассы.

Самолет с тремя миллиардами налички на борту улучшил общую ситуацию и способствовал массовому уходу населения в отпуск.

Согласно информации сотрудников еженедельника «Восток России», Магаданской области и Чукотке выделено 5 миллиардов рублей.

Эта сумма — льготный кредит, часть от более чем 100 миллиардов, выделенных Центральным банком России по решению правительства и Верховного Совета для поддержки северных регионов.

Предполагается расходовать эти деньги прежде всего для закупки продовольствия и смягчения проблем северян, покидающих обжитые территории. (Отделившаяся суверенная Чукотка упоминается здесь рядом с Магаданской областью, поскольку не имеет своего отделения Центрального банка России).

По информации, поступившей от народного депутата России Павла Лысова, Ельцин подписал указ о выделении Магаданской области 4 млрд. руб.

По оценкам экспертов, даже 5 миллиардов в нынешних условиях в контексте проблем Севера незначительная сумма. По мнению средств массовой информации [17], деньги, судя по всему, предложат потратить, в основном на закупку продовольствия, которое быстро закончится, а не на закупку технологии, позволяющей за счет прибыли покупать продукты постоянно, кроме того, деньги распределяют члены комиссии Верховного Совета России во главе с заведующим отделом социально-экономического развития ВС РФ Борисом Исаевым. В комиссию входили эксперты и представители парламентских и правительственных структур. По утверждениям экспертов средств массовой информации, большинство членов комиссии настроено распределить кредиты между местными органами власти и управления, с одной стороны, и официальными торговыми организациями, с другой. Обозреватель «Востока России» А.Максимов горестно констатирует, что в эти бездонные прорвы канул уже ни один миллиард [18].

Результаты уличного опроса жителей Магадана О.Любимовой, ведущей программы «Перекресток мнений», показывают, что дневной прожиточный минимум жителя Магадана — 300 рублей на одного человека [19]. Растет социальная стратификация. Средняя пенсия в Магадане — 1800 рублей. По данным облстата, доход на одного работающего в среднем — 9 тыс. руб [20].

Не так давно один руководитель — энергетик принес справку для начисления пенсии в ЖЭК. За 5 месяцев нынешнего года — 421 тысяча рублей [21].

В этой связи, начальник управления по антимонопольной политике Магаданской области Игорь Васильевич Джурко считает, что «существующая законодательная база поощряет предприятия-монополисты, и не дает четкого определения того, какую заработную плату необходимо включать в тариф, в оплату тех или иных услуг. В связи с этим возникает большой диапазон: одни предприятия включают заработную плату, оговоренную тарифными соглашениями по той или иной отрасли. В сезон 1991-1992 гг., согласно налоговому законодательству, предприятия включают 4 минимальных заработных платы. Остальная заработная плата облагается прогрессивным налогом. Энергетики включили 7 заработных минимальных плат. У них существовал отдельно указ президента, который позволял им это делать. Помимо единого закона, существуют различные указы, постановления, решения, использование которых в комплексе позволяет в тарифы на услуги, в целом на продукцию, включать ту или иную заработную плату. В большинстве случаев, по мнению председателя антимонопольного комитета, эта зарплата высока потому, что не заработана [22]. Основная причина этой типичной ситуации — отсутствие полноценной законодательной базы».

2.3.       Проблемы малого бизнеса

Определяющий рост мелкого предпринимательства не грозит Магаданской области. Первая причина сложившегося положения — отсутствие блока законов, стимулирующих развитие малого бизнеса.

По мнению председателя обкома профсоюза кооперативов и работников других негосударственных структур Александра Белика, вторая причина — материально-техническое снабжение и баснословный рости цен, третья — налоговая политика [23]. По утверждению Белика, если кооператив имел 2 миллиона доходов, то в распоряжении коллектива оставалось примерно 190 тысяч. 1миллион 800 тысяч уходили во все финансовые структуры, собирающие налоги.

По данным облстата, ежемесячно в области закрывается около 25 малых предприятий.

2.4.       Приватизация

По данным из архива ДПР, а также информации областного комитета по управлению государственным имуществом, продолжается вывоз капитала за пределы области.

По мнению Виктора Савича Заболоцкого — председателя областного комитета по управлению госимуществом, проблема преодолевается, но с очень большим трудом [24]. Многие руководители игнорируют законы и постановления правительства и Верховного Совета и мартовское распоряжение главы администрации области Виктора Михайлова «О порядке продажи машин, механизмов и других средств».

Ситуация контроля осложнена по мнению экспертов управления тем, что до сих пор «правительство не прислало четко утвержденного списка предприятий, которые входят в областную собственность [25].

Облсовет, по оценкам экспертов, намеренно затягивает принятие «Положения об управлении и распоряжении имущественным комплексом предприятий, относящихся к собственности Магаданской области».

В.С.Заболоцкий говорит о том, что неизвестно когда примут это положение: «Видимо, когда ценное имущество будет приватизировано».

А пока имущество продается частным лицам по бросовым ценам, о чем свидетельствует интересный документ, составленный в поселке «Транспортный» — протокол согласования договорной цены на КАМАЗ между Тенькинским АТП и товарищем Арсяном — «Установить цену на КАМАЗ в размере 1000 рублей».

Из коллекции фактов Заболоцкого — «генеральный директор Магаданоблгражданстроя Ильюхин просто подарил частному предприятию свои производственные комплексы, лабораторные здания, а потом у него же стал брать их в аренду». Таково реальное положение дел [26].

2.5.       Сельское хозяйство

По данным облстата стоимость комбикормов увеличилась за первый квартал в 9 раз, электроэнергии — в 7, топлива — в 6, транспортных перевозок — в 7.

Естественно, что сельхозтехники повышают цены на свою продукцию. Поскольку индексы роста цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию неадекватные, то совхозы все больше вязнут в долгах. Кредиты, картотека и дебиторская задолженность составляют сейчас почти 700 миллионов рублей.

При сохранении рентабельности в 14% отпускные цены выглядели бы так: молоко — 40 рублей за литр; мясо — 238 руб. за кг; птица — 206 руб. за кг; яйцо — 91 руб. за десяток.

За каждый ссуженный рубль хозяйство обязано вернуть банку без 17 копеек 2 рубля.

По мнению главы администрации области В.Г.Михайлова, есть только один выход в создавшейся критической ситуации: введение свободных цен на сельхозпродукцию в горняцких районах области, где рост зарплаты основных производителей позволяет покупать то же молоко по более высокой цене, и в то же время обеспечить при этом адресную поддержку малоимущих.

Глава администрации настойчиво рекомендует тщательно изучить вопросы переработки сельхозпродукции на месте, чтобы не возить ее на молокозавод и чтобы уже по их воле не взвинчивать отпускные цены в 2-3 раза.

Под переработку продукции на местах он надеется добиться выделения валюты, чтобы закупить необходимое оборудование [27].

2.6.       Итоги

По мнению экспертов управления, науки и средств массовой информации, область столкнулась в июне с 3-мя основными проблемами:

1. Дефицит наличности.

2. Кредитные ресурсы.

3. Проблема обеспечения запасами топлива (договоры заключены, но уголь идет плохо; в навигацию на Чукотку поставлено всего лишь 20% необходимого топлива).

3.    Криминальная хроника

14 июля около 12 часов дня Магадан потряс мощный взрыв. Рядом с подъездом пятиэтажного дома по улице Карла Маркса подорвал себя фермер Рубцов, которого не пустили в кабинет главы горадминистрации В.Дорофеева.

О силе взрыва можно судить потому, что почти все стекла в доме, вплоть до 5-го этажа были выбиты. Глазам горожан, проходившим в это время мимо места происшествия, предстала жуткая картина разбросанного тела.

Так закончилась жизнь фермера Рубцова, у которого снесли фермерское хозяйство, ограбили в аэропорту, украв дефицитные саженцы апельсинов. (300 тысяч убытков за саженцы было компенсировано из бюждета).

Мэр Магадана Дорофеев выразил сожаление по поводу случившегося.

4.    А.Пилясов. Проблемы экологии

А.Пилясов — научный сотрудник Северо-Восточного Комплексного научно-исследовательского института, кандидат географических наук.

Современная экологическая ситуация в Магаданской области лучше, чем в некоторых наиболее загрязненных районах России. Однако существует ряд объективных факторов, способных ее ухудшить. Во-первых, народное хозяйство представлено здесь экологически грязными производствами (горнодобывающая промышленность, первые этажи цветной металлургии), активность которых рискованна для сохранения комфортного состояния природной среды. Во-вторых, экосистемы Севера обладают малой мощностью биологически активного слоя, низкой продуктивностью, замедленностью процессов обмена и высокой неустойчивостью. Они способны выдерживать лишь небольшую нагрузку. Короткий вегетационный период, небольшое количество солнечных дней и неспособность растений вырабатывать зимой кислород замедляют очистку воздуха и повышают его загрязнение промышленными выбросами.

Уникальную роль играют здесь поймы рек — «пленки жизни», места ее сгущения, в которых сосредоточен максимум биомассы — богатые земельные, рыбные и рекреационные ресурсы.

Продуктивность пойменных лесов в 10-15 раз выше, чем каменистых тундр. Однако, именно к долинам рек приурочено размещение большинства золотодобывающих предприятий области.

Потенциал загрязнения атмосферы в континентальных районах области таков, что становится опасным размещение любого объекта топливно-энергетических и нефтехимических производств.

Котловинный рельеф большинства поселений усугубляет проблему воздушного загрязнения.

Еще одним дестабилизирующим фактором, влияющим на экологические последствия хозяйственного освоения, является демографическое поведение населения, особенности его качественного состава.

В отличие от коренного населения, переселенцы из центральных районов страны не обладают адекватной Северу «ландшафтной памятью». Только у уроженцев формируется глубинный механизм «настройки» на среду. В связи с осуществляющейся сейчас реформой экономики, достоинства северного образа жизни (высокий заработок, длинный отпуск и т.д.) теряют свою привлекательность. Многие районы имеют отрицательное сальдо миграции, получает большое распространение установка на временное проживание. Сегодня руководящий корпус промышленных и сельскохозяйственных предприятий более мобилен, чем раньше, его сменность повышена. Это делает более вероятным экологически безграмотные решения.

На современную экологическую обстановку воздействует также состояние научных исследований. Исторически в структуре научного знания в области доминирует геологическая мысль: геологи начинали освоение территории, были самыми образованными людьми среди переселенцев, оказывали влияние на всю социальную среду поселков и сел. Однако, специфика данной профессии не позволяет ее специалистам вести исследования по экосистемам Севера, оценке экологического ущерба при хозяйственном освоении. Экологически ориентированные исследования, ведущиеся биологами, географами и экономистами, пока имеют слабый потенциал и значительно менее продвинуты, чем геологические.

Технологическая отсталость и неразработанность экономического механизма (штрафные санкции, плата за природные ресурсы, нормативные отчисления от прибыли) тормозят решение экологических проблем.

Все перечисленные выше факторы сочетаются с падением концентрации золота в руде.

Известно, что при уменьшении в месторождении содержания полезного ископаемого в арифметической прогрессии общие масштабы горных разработок, а значит, и экологические издержки, необходимые для получения того же количества этого полезного ископаемого, растут в геометрической прогрессии.

Таким образом, в области сложились предпосылки для быстрого ухудшения экологической ситуации.

Горнодобывающая промышленность, сельскохозяйственные предприятия, автотранспорт, населенные пункты являются основными источниками загрязнения водных объектов. За 60-ти летний период промышленной разработки россыпных месторождений более 200 рек бассейна Верхней Колымы потеряли свое рыбохозяйственное значение и изменили естественный режим стока взвешенных частиц. Их мутность резко возросла в результате сброса приисками больших объемов супесей и суглинков. При дражной промывке золота в воду попадает ртуть, медь, цинк.

По прогнозам ученых Всесоюзного научно-исследовательского института золота и редких металлов (ВНИИ-1), необходимо от 25 до 50 лет, чтобы экосистемы рек смогли прийти в свое первоначальное состояние. Опыт Аляски, прошедший пик золотороссыпного освоения в 20-30 годы (на 30 лет раньше Магаданской области), говорит о том же [28].

Река Магаданка, на которой расположен г.Магадан, сегодня входит в десятку наиболее загрязненных рек РСФСР. Затопление обширных площадей водохранилищем Колымской ГЭС без предварительной вырубки леса привело к загрязнению р.Колымы продуктами распада и разложения древесины. Вынос удобрений с сельскохозяйственных полей в водотоки увеличивает ущерб водной среде.

Леса сильно пострадали за период освоения. Так, разработка Аркагалинского месторождения каменного угля в первые 10 лет привела к сокращению лесной площади на 700 кв. км.

В последние годы увеличивается зона загрязнения прибрежных вод нефтепродуктами в бухтах Гертнера, Нагаева (г.Магадан), в Чаунской губе и Анадырском лимане.

Основными источниками воздушного загрязнения являются котельные, электростанции, автотранспорт, предприятия стройиндустрии.

Доля вопросов автотранспорта в общем количестве вредных веществ особенно велика в поселках колымской автотрассы (в Палойке, например, свыше 80%). В связи с ростом автопарка за последние 20 лет в 2,5 раза воздушный бассейн г.Магадана загрязняется окислами азота, свинцом.

Современные природоохранные мероприятия в Магаданской области носят экстенсивный характер. Львиная доля всех средств расходуется на строительство дорогостоящих очистных сооружений. Однако, не всегда удается полностью прекратить поступления вредных веществ: затраты резко возрастают с последними процентами очистки.

Внедрение замкнутых бессточных и безводных технологий, имитирующих природные циклы, — это более экономичный и эффективный путь решения экологических проблем.

На сегодняшний день в области существует тесная связь между экономическими и экологическими параметрами. Большая хозяйственная развитость районов оплачивается более высокими природными издержками.

Как правило, «лидеры» в воздушном загрязнении вносят наибольший вклад и в сброс загрязняющих веществ в водоемы области.

Одно-два крупных предприятия играют огромную роль в формировании экологического профиля районов Севера: наличие даже одной крупной ТЭЦ, ГРЭС или ГЭС выводит его в «лидеры» по выбросам вредных веществ в атмосферу или по водопотреблению.

В прошлом Магаданская область дифференцировалась по физико-географическим условиям. Южная охотоморская прибрежная зона всегда характеризовалась как повышенно комфортная. Сегодня на первичный природный фактор, вызывающий различия между районами по ландшафтным условиям, накладывается вторичный — результат разных уровней антропогенной нагрузки. Как правило, районы, наиболее дискомфортные для проживания населения по комплексу природных характеристик, являются и районами максимальной антропогенной нагрузки. Это провоцирует отток населения и его перераспределение в пользу более комфортных южных прибрежных районов с меньшей антропогенной нагрузкой.

Формализованный анализ территориальных различий экономических и экологических показателей позволил выявить существование следующих эколого-экономических районов:

1. Магаданский горсовет — район высокой обжитости, высокого уровня промышленного развития, максимальной компактности, высоких инвестиций в охрану природной среды и высокого антропогенного воздействия на единицу площади.

2. Ягодинско-Сусуманский район — район высокой обжитости, высокого уровня промышленного развития, средней дисперсности расселения, средних инвестиций в охрану и средней антропогенной нагрузки.

3. Тенькинско-Омсунчанско-Хасынский район — район средней обжитости, среднего уровня промышленного развития, средней дисперсности расселения, средних инвестиций в охрану и средней антропогенной нагрузки.

4. Район низкой обжитости, высокой дисперсности расселения, средних инвестиций в охрану природной среды.

4а. Шмидтовско-Чаунский подрайон высокого уровня промышленного освоения и высокого уровня антропогенной нагрузки.

4б. Иультинско-Беринговский подрайон среднего уровня промышленного развития, низкой антропогенной нагрузки.

4в. Среднеканско-Анадырско-Билибинский подрайон среднего уровня промышленного развития, низкой антропогенной нагрузки и незначительных инвестиций в охрану природной среды.

5. Район низкой обжитости, низкого уровня промышленного развития, средней дисперсности расселения, низкой антропогенной нагрузки и незначительных инвестиций в охрану природной среды.

5а. Ольско-Северо-Эвенский район.

5б. Чукотско-Провиденский подрайон.

Налицо необходимость дифференциации территории по режимам природопользования: старые горнопромышленные участки с максимальными антропогенными изменениями должны стать районами с щадящим режимом использования природных ресурсов. Некоторые из наиболее трансформированных зон необходимо законсервировать для постепенного восстановления экосистем, в первую очередь речных. Другие районы, более молодые по возрасту хозяйственного освоения, могут стать объектом антропогенного воздействия с использованием более экологичной технологии.

Сегодня площади охраняемой территории составляют в Магаданской области около 8 млн. га. Сюда входят 2 заповедника — «Остров Врангеля» и «Магаданский» площадью 16,8 тыс.кв.км, 10 заказников (см. табл.1) и 40 геологических, биологических, археологических памятников природы.

Необходима срочная инвентаризация всех запасов, нормативы отчисления от прибыли предприятий в региональный фонд воспроизводства природных ресурсов, санкций за превышение предельно допустимых нагрузок предприятиям, нормативов предельно допустимых загрязнений.

Источники

1. Микрофонная папка программы «Перекресток мнений» и материалы инфоканала «Новости».

2. Там же.

3. Там же.

4. Интервью Е.Верховцевой с членом экспертно-аналитического совета при главе администрации А.Серкиным.

5. Интервью Е.Верховцевой с председателем координационного совета ДПР И.Ведерниковым.

6. Интервью Е.Верховцевой с лидером социал-демократов О.Г.Бушевым.

7. О.Любимова. Материалы программы инфоканала «Новости».

8. Материалы эксперта средств массовой информации Ю.Иванова.

9. Интервью Е.Верховцевой с председателем координационного совета ДПР И.Ведерниковым.

10. Интервью Е.Верховцевой с ведущей программы «Перекресток мнений» О.Любимовой.

11. А.Н.Пиясов. «Магаданская область», очерк социально-экономического развития, 1991 г., Магадан, с.54.

12. О.Любимова. Материалы из микрофонной папки программы «Новости».

13. Интервью Е.Верховцевой с ведущей программы «Перекресток мнений» О.Любимовой.

14. Материалы телефонного опроса Е.Верховцевой.

15. Справка облстатуправления.

16. Материалы из микрофонной папки программы «Перекресток».

17. Интервью Е.Верховцевой с обозревателем «Восток России» А.Максимовым.

18. Там же.

19. Материалы программы «Перекресток».

20. Справка облстата за июль.

21. Материалы инфоканала «Новости».

22. Там же.

23. Интервью Е.Верховцевой с председателем обкома профсоюза кооперативов и работников других негосударственных структур А.Белика.

24. Материалы микрофонной папки программы «Перекресток мнений».

25. Там же.

26. Материалы областной прокуратуры.

27. Интервью Е.Верховцевой с главой администрации области В.Г.Михайловым.

28. В.П.Пахомов Охрана окружающей среды при разработке золотороссыпных месторождений // Колыма, 1986, №10, с.30-32.