Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

Андрей ЩЕГЛОВ

Псков и Псковская область

в июле 1992 года

1.    ВЛАСТЬ

Ситуация во властных структурах региона в июле 1992 г. характеризовалась следующими определяющими моментами:

а) Зарождением конфликта между Псковским городским Советом и городской администрацией.

б) Общим беспрецедентным снижением роли политических партий и движений в политическом процессе.

в) Перемещением противостояния «либералов» и «социал-демократов» с областного на городской уровень.

д) Невысокой внешней активностью областной администрации.

1.1.       Областная администрация и областной Совет

В отчете за май-июнь отмечалось (1.2,4), что В.Н.Туманов, формируя новый состав администрации, будет проводить крайне осторожную политику, пытаясь заручиться поддержкой различных групп влияния. Этот прогноз вполне подтвердился. Основу «команды» Туманова составила молодая технократическая элита. Комитет по промышленности и инфраструктуре возглавил Гаркун С.В., ранее работавший главным инженером одного из крупных предприятий города. Это назначение завершило, в основном, создание условной группы в администрации области, самоидентифицируемой с крупными промышленниками.В нее вошли,кроме С.В. Гаркуна, заместители В.Н.Туманова Б.А.Звонков и Б.Г.Полозов.

В.Н.Туманов произвел назначения, позитивно воспринятые «ДемРоссией» — пресс-секретарем назначена Е.П.Мартынова — редактор продемократической «Профсоюзной Газеты», а ключевую должность председателя областного комитета по управлению государственным имуществом занял великолучанин А.П.Иванов, ранее возглавлявший Великолукский Фонд имущества, и неплохо зарекомендовавший себя на этом посту. А.П.Иванов возглавлял ранее Великолукскую организацию «ДемРоссии». Назначение еще одного великолучанина — 30-летнего начальника великолукского горфинотдела В.И.Полещенко начальником финансового управления области расценивается многими наблюдателями, как попытка преодоления сепаратистских устремлений, имеющих место в так называемом великолукском «кусте». Вообще, Великие Луки традиционно считались «кузницей кадров»для области.

Большой угрозой для «демократического» имиджа В.Н.Туманова может явиться предпринятое им назначение А.В.Нестерова начальником управления сельского хозяйства. До августа 1991 года он работал заведующим сельхозотделом ОК КП РСФСР. Являлся одним из координаторов антиельцинской кампании во время президентских выборов. Напомним, что в сельских районах, полностью контролировавшихся партаппаратом,Б.Ельцин набрал около 30% голосов избирателей. Однако ближайшие союзники В.Н.Туманова — депутатская фракция «ДемРоссия» и КС «ДемРоссии», вероятно, будут удовлетворены объяснением необходимости поиска приемлемых для администрации форм взаимодействия с «Крестьянским Союзом» (см.раздел 1.3).

Июль-месяц прошел для администрации относительно спокойно. Какого-либо обострения отношений с Малым Советом не произошло, однако многие считают, что В.Н.Пушкарев может предпринять наступление на ближайшей сессии облСовета, где В.Н.Туманову придется давать множество объяснений по предпринятым кадровым перестановкам и значительному (на 32 чел.) увеличению численности администрации области. Личность В.Н.Туманова неплохо раскрывается в интервью, данном им в конце июня «Профсоюзной газете» [1]. Глава администрации показал, что не хочет казаться «временщиком» — по инициативе администрации области 30 абитуриентов были отправлены на учебу в Санкт-Петербургский технический университет. Предполагается, что они вернутся в Псков через 5 лет готовыми специалистами в области государственного управления.

Деятельность Малого Совете была малоактивной. Единственным вызвавшим общественный резонанс было решение о введении платного въезда на территорию области со стороны Эстонии (см.раздел 5).

1.2.       Действия групп влияния

1.2.1.      Сельскохозяйственное лобби

Июль месяц ознаменовался широкомасштабным наступлением «Крестьянского Союза» и профсоюза работников АПК. В разрешении конфликтной ситуации В.Н.Туманов показал себя довольно искусным политиком. В публичных выступлениях и в статьях, касающихся взаимоотношений с аграриями, поставленными, действительно, в сложные условия, В.Н.Туманов четко проводил линию на разделение казавшегося сплоченным «Крестьянского Союза» на две неравные части — «экономистов» и «политиков». Так, председатель «Крестьянского Союза» В.Р.Сидоренко, умеренный критике Правительства, получил для подкрепления своего хозяйства 2 млн. рублей. В образованном «Крестьянским Союзом» Координационном Совете коллективных действий большую роль играл собственно профсоюз АПК и неистовый в критике Президента и Правительства член Совета «Крестьянского Союза» М.Н.Елисеев. Звучавшие призывы к блокированию Пскова, перекрытию автомобильных и железных дорог, позволили В.Н.Туманову назвать эту часть деятелей «Крестьянского Союза» «деструктивными элементами». Некоторые их требования были названы «экстремистскими». Такой внешне эффектный шаг позволил В.Н.Туманову диктовать условия дальнейшего разрешения конфликта.

Эта задача была облегчена ему Правительством РФ, выделившим молодому руководителю традиционно дотационной области 1,5 млрд. рублей из федерального бюджета. Конфликт законсервирован четырехсторонним соглашением «О взаимных обязательствах на 1992 год областного Совета народных депутатов, администрации области, обкома профсоюза работников агропромышленного комплекса и совета «Крестьянского Союза» Псковской области» [2], подписанного в конце июля В.Н.Пушкаревым, В.Н.Тумановым, В.Р.Сидоренко и Р.А.Кучиным. После такого события намеченные на 5 августа пикетирования «Крестьянским Союзом» зданий Дома Печати, телерадиоцентра и Дома Советом не состоялись. На митинге 5 августа в г.Пскове присутствовало около 5 тыс. человек. Среди лозунгов, несмотря на активность РКРП, не было чисто политических. В выступлениях преобладали требования экономического характера.

Прогноз: Подписание четырехстороннего соглашения и создание условий диалога с аграриями путем поддержания ровных рабочих отношений администрации и Совета позволит В.Н.Туманову умерять амбиции «Крестьянского Союза». Назначение заместителем по сельскому хозяйству известного жестким стилем А.В.Нестерова позволит главе в значительной степени «экранироваться» от требований «Крестьянского Союза», выполнение которых областью, находящейся на дотациях, представляется маловероятным без помощи федерального бюджета. В случае форсирования Правительством РФ т.н. «Программы Руцкого», благосклонно встреченной руководителями хозяйств, конфликт будет погашен, однако перспективы серьезного улучшения эффективности сельскохозяйственного производства в области маловероятны (см.раздел «Демография», «Экономика региона и ход реформ»).

1.2.2.      Директорское лобби

Деятельность этого лобби является наиболее скрытной неафишируемой. Информация о серьезных проблемах промышленников с социальной сферой их предприятий подтвердилась — на прошедшей встрече администрации области с руководителями промышленных предприятий прозвучало требование освободить предприятия от расходов на содержание непроизводственной сферы, однако механизма реализации этого требования пока не проработано. Недовольство промышленников вызывает и планируемая высокая (до 3 рублей) цена за электроэнергию. В целом, деятельность этой группы влияния была в тени (особенно на фоне мощнейшего нажима лобби сельскохозяйственного).

1.2.3.      Предпринимательское лобби

Точкой его приложения на областном уровне, скорее всего будут попытки воздействия на областной Совет, жесткая критика Председателя областного Фонда имущества Е.П.Мануйлова.

Так, уже первый коммерческий конкурс, неудачно проведенный Фондом по продаже цеха пенополистирола, вызвал жалобы Союза Предпринимателей. По словам его исполнительного директора В.И.Достовалова, можно подозревать пристрастное отношение Е.П.Мануйлова к Союзу Предпринимателей (см. отчет за май-июнь). Результаты победы в конкурсе ИЧП «Файл»(И.Савицкого.см ниже) были аннулированы якобы из-за нарушения срока подачи заявок другими участниками.

1.3.       Антимонопольный комитет

Неожиданный резонанс получило смещение В.Черногородского поста Председателя Антимонопольного Комитета России. Известно, что против такого решения выступила группа руководителей территориальных управлений Антимонопольного Комитета. А.В.Соловьев был в их числе. Известно о его обращении к Союзу Предпринимателей поддержать его требование вернуть В.Черногородского. Следует отметить существование проекта создания Фонда поддержки предпринимательства под эгидой областного управления АК и Союза Предпринимателей, о чем говорилось в отчете за май-июнь (см.раздел «Предпринимательское лобби).

Тем не менее Союз Предпринимателей не поддержал А.В.Соловьева. Сам он опасается возможного смещения за высказанный протест.

1.4.       Городская администрация и городской Совет

После отстранения А.А.Добрякова ранее малозаметная линия противостояния (ГорСовет=Городская администрация) выявилась достаточно рельефно. Остроту зарождающемуся конфликту придает участие в нем значительных политических сил: Совета Предпринимателей и «ДемРоссии». Прогноз предыдущего отчета в части, касающейся действий администрации по дальнейшей дискредитации Союза Предпринимателей,подтвердился. «Новости Пскова» опубликовали статью «Волчий прикус» [3], в которой В.Е.Холунов и И.В.Золотухин обвинялись в присвоении авторского гонорара Б.Ельцина (100 тыс.р.) за предпринятое ими издание «Исповеди на заданную тему». Гонорар должен был пойти на создание в Пскове детского ортодонтического центра, но был использован для других целей. Союзом Предпринимателей была предпринята попытка обелить Холунова статьей в «Псковской Правде»-газете,несомненно благосклоннее относящейся к Союзу [4]. Имеются сведения о финансировании журналистов, готовящих положительные материалы о тех или иных фирмах.

В ходе начавшейся кампании отчетов городских депутатов впервые стали отчетливо звучать нотки недовольства деятельностью администрации. Следует признать, что А.В.Прокофьев, лишившись к тому же сильного заместителя В.Н.Туманова, не смог пока создать сильной и эффективной команды из чиновников прежнего исполкома. Затяжки решения вопросов, волокита и бюрократизм, свойственные прежнему исполкому, продолжаются и мэрии. Эти и ряд других причин дали повод Председателю Псковского горcовета В.Г.Герасимову, избранному вопреки желанию А.В.Прокофьева, подвергнуть администрацию критике. В интервью, опубликованном 3 июля в городской газете [5]. В.Г. Герасимов, ссылаясь на напряженную работу Малого Совета и депутатских комиссий, пытался отобрать у администрации лавры «реформаторов».

В этой ситуации предприниматели, явно отчаявшиеся найти понимание в «социал-демократической» мэрии А.В.Прокофьева, пошли на сближение с городским Советом, проведя рокировку в «ударной» команде и выставив в качестве фасада не замешанного в «добряковском» деле И.Савицкого- председателя кооператива «N-P-N».

15 июля в «Новостях Пскова» появляется материал «Поняли договорились» о встрече предпринимателей с представителями горСовета [6].

24 июля «Новости Пскова» публикуют материал, положительно характеризующий И.Савицкого — члена Совета Предпринимателей [7].

30 июля Городской Совет четче обозначил свое отношение администрации. Комиссия имущественного контроля,руководимая В.А.Коштоваловым,начала активно вмешиваться по своему усмотрению в действия администрации по приватизации [8]. Ее вниманию, с подачи Совета Предпринимателей (депутат В.И. Достовалов, входящий в эту комиссию, является исполнительным директором Совета предпринимателей), подверглась деятельность созданной в структуре администрации регистрационной палаты. Руководитель палаты создал, по мнению многих, дополнительные препятствия для регистрации предприятий.

В сложившейся ситуации А.В. Прокофьев, плохо относящийся и к другому объединению предпринимателей — Союзу Малых предприятий (М.Б.Богомолова), оказывается буквально загнанным в угол. Судебное разбирательство с руководителем методического центра горсовета М.Б.Богомоловым, защищенным к тому же депутатским иммунитетом и теплыми отношениями с В.Г.Герасимовым (известно о подписанном Герасимовым письме, протекционирующем Богомолову сделку по поставке в Псков 900 тонн сахара), неприязненное отношение к Совету Предпринимателей, активная критика со стороны горСовета, слабая работа администрации и, наконец, подпорченные отношения с КС «ДемРоссии» из-за нерешительной кадровой политики, ставят А.В.Прокофьева перед необходимостью решительных шагов по упреждению критики и адекватных контрмер. Очевидно, что на сентябрьской сессии горСовета конфликт высветится во всей его остроте. Усилит позицию Прокофьева выигранный процесс об арендном предприятии «Промторг» и вскрытые злоупотребления в деятельности М.Б.Богомолова. Прогноз предыдущего отчета о возможных шагах Союза малых предприятий подтвердился [9, 10, 11].

2.    ЭКОНОМИКА РЕГИОНА И ХОД РЕФОРМ

В написании данного раздела отчета использованы официальные данные областного управления статистики.

2.1.       Ситуация в промышленности

Ситуация в промышленности области, описанная в предыдущем отчете, в июле не улучшилась. Результаты деятельности созданной администрацией комиссии по внутриобластным зачетам задолженности невелики — сообщений о ее работе пока нет. В конце июля крупнейшее предприятие области — завод радиодеталей — объявил о приостановке работы на 1 месяц. Планируемое сокращение персонала на этом предприятии может составить до 50% (4 тыс. чел.).

За 6 месяцев по сравнению с соответствующим периодом прошлого года производство товаров народного потребления по области сократилось на 13%. Спад промышленного производства во многом является следствием разрыва хозяйственных связей.

Просроченная задолженность промышленным предприятиям за отгруженную продукцию составила на 1 июля 4 млрд. 407 млн. рублей. Наибольшие суммы задолженности зафиксированы на предприятиях машиностроения и металлообработки — 1 млрд. 895,5 млн. рублей. За месяц просроченная задолженность увеличилась на 666,8 млн. рублей, или на 17,8%. Всего же просроченная задолженность между предприятиями и организациями области составила 12 млрд. 504 млн. рублей. Следует отметить, что тяжелое финансовое положение предприятий не влияет на рост заработной платы. Так, в июне 1992 года по сравнению с январем она выросла больше, чем в 3 раза, и составила в среднем 4508 рублей.

Прогноз: кризисные явления в промышленности могут вызвать кроме напряжения в социальной сфере (безработица), существенный дефицит в местных бюджетах региона, так как налоги крупных предприятий составляют основной источник поступлений в бюджет. Общая корректировка монетаристской политики Правительства в условиях неконтролируемого роста заработной платы еще более усугубит инфляционные процессы.

2.2.       Земельная реформа

По состоянию на 1 июля в области насчитывается 1696 крестьянских хозяйств общей площадью 40,6 тыс.га. За полугодие количество крестьянских хозяйств возросло в 3 раза. В ходе разгосударствления сельхозпредприятий образовано 62 АО, 5 ассоциаций крестьянских хозяйств, объединяющих 542 фермера. В 1-м полугодии населению области под коллективные сады и огороды отведено 6,3 тыс.га земли, в среднем по 15 соток на семью.

По сравнению с прошлым годом произошло снижение инвестиций в агропромышленном комплексе на 61%. Доля же бюджетных средств, направленных в агропромышленный комплекс, составила 67% и увеличилась по сравнением с прошлым полугодием на 16 пунктов. Летом 1992 года ход земельной реформы замедлился. Основной причиной этого явились кризисные явления в сельском хозяйстве, тяжелое финансовое положение хозяйств и кредитная политика банков. Крайне отрицательно влияют на финансовое положение хозяйств высокие издержки производства, сверхмонополизм в перерабатывающей промышленности и торговле, низкая покупательная способность населения. Многие хозяйства продолжают торговлю своей продукцией «с колес».

Прогноз: Принятые администрацией и Правительством под сильным давлением представителей аграрного сектора меры по улучшению финансового положения хозяйств приведут лишь к недолговременному и незначительному улучшению. Высокие темпы инфляции, прогнозируемые большинством экспертов, вернут status quo аграриев к следующей посевной кампании.

2.3.       Приватизация

Принятые документы по ускорению приватизации промышленных предприятий Правительством в июне-июле действительно стимулировали процесс приватизации и акционирования. Администрацией области проведено большое совещание с участием разработчиков основных документов Правительства по приватизации. Администрация области и областной Совет приняли «транслирующее» Постановление о приватизации [12]. Предпринятые кадровые изменения (см. «Власть»), несомненно, позитивно скажутся на ходе кампании приватизации. Опасность конфликтного характера кампании тем не менее велика, поскольку существующее повсеместное противостояние исполнительной законодательной ветвей власти получило развитие и оформление в сфере приватизации. Большое значение для успешного хода приватизации будут иметь цивилизованные отношения между Комитетами по управлению имуществами и Фондами имуществ. Приватизацию предприятий осложняет также их тяжелое финансовое положение.Предприятия будут преобразовываться в АО открытого типа в случае, если стоимость их фондов будет значительно превышать возможности предприятий выкупить значительное число акций. Участие иностранных партнеров, рассматривающих ряд проектов в регионе, будет подразумевать выкуп контрольного пакета акций в закрытых АО.

Критика администрации Пскова за медленный ход приватизации жилья в июне ослабла. Уже в июне приватизировано 644 квартиры — в 3 раза больше, чем в мае. Средняя стоимость приватизации составила 9,6 тысяч рублей. За 5 месяцев безвозмездно передано 711 квартир средней стоимостью 10,3 тысячи рублей (площадь ср. 48 кв.м.).

Основной источник роста показателей — приватизация жилья Пскове, что свидетельствует о реакции администрации на критику Совета и прокуратуры. На 1 июля в Пскове зарегистрировано 1161 заявление на приватизацию. Сдерживает ускорение процесса приватизации жилья плохая работа бюро технической инвентаризации.

3.    ОБЩЕСТВЕННО — ПОЛИТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

3.1.       Политические организации.Профсоюзы

В июле месяце произошло значительное снижение политической активности практически всех действующих в регионе организаций. Здесь есть и объективные причины, такие как отпускной период, отсутствие выборов. Но не менее значимо и возросшее влияние на политический процесс клановых групп, сторонящихся открытой политики. Так, в июле только две политические группы «ДемРоссия» «Крестьянский Союз», пользуясь и средствами массовой информации, и скрытым лоббированием, выясняли отношения в конфликте аграриев с Правительством [13].

РКРП закончила сбор подписей под «антипрезидентским» референдумом. По свидетельству руководителей РКРП собрано около двух тысяч подписей.

Областной Совет профсоюзов, поддержав требования ФНПР, призвал свои организации в области воздержаться от массовых акций протеста. Деятельность ОК профсоюза работников АПК освещена в разделе «Власть». Тяжелое финансовое положение облсовпрофа и несогласие с политической ориентацией «Профсоюзной Газеты» привело к ее закрытию.

Прогноз: Сколько-нибудь значительного оживления деятельности политических организаций в условиях электоральной паузы не будет. Исключение могут составить лишь реакции на серьезные политические события в центре. В условиях потери контроля профсоюзов за фондами соцстраха будет активно проходить процесс дробления ФНПР и создание новых, более мелких профсоюзов.

3.2.       Социальная обстановка. Демография. Преступность

Социальная напряженность в регионе, зафиксированная в предыдущем отчете, похоже, находится на прежнем уровне. Повышение цен на основные продукты питания, снижение покупательной способности населения приводит к сокращению потребления. Динамика и уровень цен в регионе отражены в сообщении облстата [14]. Социальную обстановку усугубляет и значительное увеличение суммы задолженности по выплатам зарплат, пенсий, пособий. На 26 июля сумма задолженности составила 831 млн. рублей. Принимаемые местными властями меры по социальной защите населения не являются адекватными уровню проблемы носят характер пожарных, поскольку состояние бюджета не позволяет большего.

Отголоском конфликта в Приднестровье явилось появление беженцев. Так, в Великих Луках на 20 июля зарегистрировано 13 семей.

Большой проблемой становится безработица. По данным облстата, являющимся, вероятно, заниженными, на начало июля количество незанятых трудовой деятельностью составило 9954 человека, из них признано безработными 4379 человек, из которых получает пособия лишь половина. В Пскове в Центр занятости ежедневно обращается до 200 человек. На начало июля в Пскове зарегистрировано около 2000 безработных. Официальный прогноз по городу на конец года — до 6 тысяч.

Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация отражена в данных облстатуправления [15].

В конце июля в Пскове прошло совещание регионального совета органов внутренних дел северного и северо-западного районов России. Темой его стала ухудшающаяся криминогенная ситуация этих районах страны. Интересно, что темпы роста преступности на селе почти на 5% выше, чем в городе. Темпы прироста за полугодие 92 года в Псковской области составили 37%, а раскрываемость составила 41,7%. Структура преступности за этот период в сводке информцентра областного УВД [16].

Прогноз: Благодаря принимаемым мерам по социальной защите населения, не носящим адекватного снижению уровня жизни характера, возможен лишь медленный рост недовольства. Приток в область амнистированных заключенных, вероятно, повлияет на рост безработицы и преступности.

4.    АРМИЯ

4.1.       Псковский гарнизон в «горячих точках»

10 июля большая группа псковских десантников переброшена в Северную Осетию (Владикавказ) с целью разъединения противоборствующих сторон в Цхинвале. Части используются совместно грузинскими и осетинскими миротворческими силами. Сведений потерях военнослужащих нет.

В конце июля стало известно, что части псковского гарнизона использованы и для формирования миротворческих сил по прекращению вооруженного конфликта в Приднестровье, хотя еще 15 июля зам.командира 76-й Черниговской воздушно-десантной дивизии В.С.Козлов заявил, что пока о привлечении к этому конфликту десантников неизвестно.

Таким образом, кроме участия в составе «голубых касок» ООН в Югославии, псковский гарнизон оказался задействованным еще в двух миротворческих операциях России.

Интересно, что наименьшее число голосов во время президентских выборов Б.Ельцин получил именно в гарнизоне (около 5%). В настояще время в Пскове находятся, по внешним признакам, лишь новобранцы. Имеющие опыт «операций» 1991 года, очевидно, применяют его в новой политической ситуации.

5.    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

5.1.       Установление таможенной границы России

В конце июня в Печорах прошел митинг, организованный Общественным Комитетом за сохранение Печорского края в составе России. Основным лейтмотивом митинга были требования наведения порядка на границах России. Митинг собрал около 2 тыс. человек.

3 июля на первой полосе «Псковской правды» опубликовано интервью В.П.Костенко — генерал-лейтенанта погранвойск, начальника региональной оперативной группы погранвойск [17]. По его словам, оперативная группа будет являться органом управления соединений и частей погранвойск. В.П.Костенко заявил, что на территории области разместится несколько отрядов, бригада пограничных сторожевых кораблей, авиационные части.

Создание контрольно-следовых полос, инженерных сооружений пока не предусматривается, так как, по словам, пока нет Закона Государственной границе.

18 июля Президент РФ издал Указ «О неотложных мерах по организации таможенного контроля в РФ». В нем на пограничные войска и МВД «временно» возлагалось осуществление мер по охране таможенной границы. В комментарии Указа глава администрации области В.Н. Туманов отметил, что итоги июньской операции «Перехват», когда за 5 дней было остановлено грузов на 200 млн. рублей, сыграли не последнюю роль в подготовке Указа. Высоко оценив факт принятия Указа, В.Н.Туманов заявил, что областная администрация вышла в Правительство РФ с предложением предоставить области особый правовой режим, учитывая ее геополитическое положение.

Перспективы развития инфраструктуры границы в регионе отражены в статье А.Павлова «Нам аукнулось — им откликнулось» [18].

Прогноз: Большой проблемой остается неурегулированность правового статуса границы, поскольку установление государственной границы будет возможно лишь после подписания межгосударственного соглашения, а затраты на обустройство границы, по оценкам экспертов, могут составить от 10 до 20 млрд. рублей в нынешних ценах. В этой ситуации, Россия, очевидно, будет действовать явочным порядком, устанавливая границу по линии ЭССР РСФСР. В этой связи интересным выглядит сообщение агентства «Baltic News Service», опубликованное в газете «Постимеэс» от 23 июля [19]. В нем главный директор пограничной службы Эстонии Андрус Еевель сообщил, что охранявшие границу Эстонии российские войска будут отводиться на границу, предусмотренную Тартусским договором. Еевель сказал, что это требование эстонской стороны было принято «с трудом».

Имеются и чисто технические проблемы установления границы. На проведенном в конце июня совещании ситуация с созданием и обустройством таможенных постов была названа «отвратительной». Часто пограничники сталкиваются с нежеланием местных властей делиться зданиями и помещениями для размещения войск. Очевидно, предлагаемые пограничниками компенсации, являются недостаточными.

Из источников, близких к кругам, занимающихся контрабандыми операциями в Пскове, поступила информация о значительном сокращении объема контрабандных операций. Контрабанда становится небезопасным занятием. Технические сложности при пересечении границы возросли. Таким образом, прогноз июньского отчета вполне подтвердился.

5.2.       Российско-Эстонские переговоры

4-й раунд переговоров в местной печати освещал их участникпредседатель Псковского областного Совета народных депутатов В.Н.Пушкарев [21]. Он, в частности, отметил, что на переговорах ясно ощущается «внутреннее напряжение». Из десятка вопросов, предложенных к рассмотрению, парафировано только два: по упрощенному пограничному режиму на сопредельных территориях и таможенным взаимоотношениям. В.Н.Пушкарев, касаясь территориального спора, упомянул о готовящемся в Правительстве России проекте Закона о пятилетнем моратории на переговоры об изменениях существующих границ. Интересно, что об этом же ранее заявлял обвиняемый печерянами в «распродаже России» о.Глеб Якунин. Его интервью по поводу»печорского вопроса транслировалось местным радио.

Министр иностранных дел России А.Козырев в интервью, данном автору, четко обозначил позицию России на переговорах [22].

Вероятно, что наличие в Печорском районе группировок, способных оказывать вооруженное сопротивление «иноземцам», и представляющие собой реальную угрозу стабильности на границе, также позволит российским представителям на переговорах Эстонией и дальше твердо заявлять о нежелании признавать права эстонской республики на российские территории. «Патриотические дружины народного ополчения», представляемые эстонцам и всему миру, как неуправляемые автономные группировки, по мнению автора, в своей деятельности контролируются Псковским областным Советом (В.Н.Пушкарев) через подконтрольные ему власти Печорского района. Основу этих групп составляют жители, входящие в общества охотников, ветераны. Независимых политических заявлений не делают, но подвержены опасности влияния экстремистских группировок Пскова (в первую очередь РКРП).

Получить же информацию хоть сколько-нибудь близкую к опубликованной С.Золотцевым в «Народной Правде» [23] не представлялось возможным. Вероятно, здесь С.Золотцев выдает желаемое за действительность.

Прогноз: Правовая неурегулированность на границе, наряду с высокой концентрацией военных, наличием в Эстонии якобы выходящих из-под контроля властей вооруженных формирований, таких, как Харьюсская дружина «Кайтселлийта», «народного ополчения» с российской стороны, наряду с криминогенной обстановкой, создаваемой «интернациональной» мафией контрабандистов, консервируют напряженность российско-эстонских отношений. В случае еще большего снижения популярности Правительства Т.Вяхи, возможно и обострение отношений, поскольку позиция «национально-ориентированного» блока на предстоящих в сентябре выборах в ВС Эстонии потребует некоего «предмета», отношение к которому будет использоваться в качестве политического козыря. Такими «предметами» могут вполне стать российские военнослужащие в Эстонии и Тартусский договор 1920 года.

5.3.       «Визовое противостояние»

С 1 июля Правительство Эстонии ввело на границе визовый режим. Стоимость визы составила $10. До этого плата за пересечение границы составляла 25 рублей.

8 июля Псковский областной Совет принял «адекватные» меры. Плата за въезд в Псковскую область на срок до 10 дней была определена в $10, до 30 дней $60. Сумма, взимаемая с нарушителей удваивается [24].

Эта мера вызвала большой поток обращений русскоязычных жителей Эстонии, часто посещающих близких родственников в России. Следует отметить, что первые дни действия Постановления облСовета позволили области собирать весьма приличные суммы. Так, только за первые три дня действия решения было собрано около $ 3000 и сопоставимая сумма в рублях. Суммы штрафов за незаконный въезд были очень незначительны.

Тем не менее, под давлением общественности Малый Совет внес изменения в свое решение, значительно расширив круг лиц, освобождаемых от платы за въезд, включив в него близких родственников.

Интересно, что валютные средства, собираемые с жителей Эстонии зачисляются не в ГУ ЦБ по области, а в Коммерческий «Псковакобанк» (управляющий А.И.Алексенко). Эта мера, очевидно, предпринята с целью сохранения валютных средств в области. Известно о первоначальном нежелании руководителей УВД иметь дело с коммерческим банком, однако сильное давление облСовета заставило УВД смириться.

Решение Малого Совета от 8 июня вызвало резонанс и в Эстонии. В газете «Эстония» от 16.07.92 [20] постоянный Представитель России в ЭР Олег Попович заявил, что решение, принятое псковскими властями незаконно и уже отменено российскими властями, так как облСовет превысил свои полномочия. Однако председатель постоянной комиссии Псковского областного Совета, готовившей вышеупомянутое решение, заявил конце июля, что О.Попович вводит эстонцев в заблуждение, и что решение продолжает действовать. Время от времени звучащие в средствах массовой информации сообщения о снижении Эстонией плат, взимаемых за предоставление виз, он назвал не соответствующими действительности.

Источники

1.По делам нашим и будут судить нас... // Профсоюзная газета. — 1992. — июль 1992.

2.Соглашение о взаимных обязательствах на 1992 год областного Совета народных депутатов, администрации области, ОК профсоюза работников АПК и совета Крестьянского Союза Псковской области // Псковская Правда. — 1992. — 31 июля 1992.

3.Волчий прикус // Новости Пскова. — 1992. — 9 июля 1992.

4.Кто идет под знаменем? // Псковская Правда. — 1992. — 15 июля 1992.

5.Реформы сейчас необходимы // Новости Пскова. — 1992. — 3 июля 1992.

6.Поняли и договорились // Новости Пскова. — 1992. — 15 июля 1992.

7.Богатые горожане — богатый город // Новости Пскова. — 1992. — 24 июля 1992.

8.Покупаю киоск. Заверните! // Новости Пскова. — 1992. — 30 июля 1992.

9.Будем с кофе // Молодежь Псковщины. — 1992. — 5 июля 1992.

10.Время не ждет // Псковская Правда. — 1992. — 14 июля 1992.

11. Не потерять бы миллион // Новости Пскова. — 1992. — 17 июля 1992.

12. Приватизации — зеленую улицу // Псковская Правда. — 1992. — 31 июля 1992.

13. Обращение Крестьянского Союза // Псковская Правда. — 1992. — 22 июля 1992.

14. За ценами не угнаться // Псковская Правда. — 1992. — 23 июля 1992.

15. Тихая моя Родина... // Молодежь Псковщины. — 1992. — 5 июля 1992.

16. Сведения о состоянии преступности в Псковской области за январь-июнь 1992 года // Псковская Правда. — 1992. — 29 июля 1992.

17. Жить в приграничье // Псковская Правда. — 1992. — 3 июля 1992.

18. Нам аукнулось — им откликнулось // Псковская Правда. — 1992. — 23 июля 1992.

19. С первого августа на эстонской границе только эстонские пограничники // Постимеэс. — 1992. — 23 июля 1992.

20. В Псковскую область въезд свободен // Эстония. — 1992. — 16 июля 1992.

21. Своей земли — ни пяди // Псковская Правда. — 1992. — 8 июля 1992.

22. А.В.Козырев: Мы будем ставить эти вопросы жестко // Псковская Правда. — 1992. — 11 июля 1992.

23. Псковское ополчение готово защищаться от иноземного вторжения // Народная Правда. — 1992. — июль 1992.

24. Меры приняты адекватные // Псковская Правда. — 1992. — 11 июля 1992.

s