Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Самарская область

Ольга ФОМЕНКО

Самара и Самарский регион

в июле 1992 года

ОСНОВНЫЕ СООТНОШЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ ОБЛАСТИ

а) Прочное положение областной администрации в регионе как центра власти; отсутствие конфликтов на властных уровнях. Ориентация Главы администрации на безоговорочную поддержку правительства РФ. Политическая и экономическая стабильность.

Областная администрация Самарской области полностью контролирует положение на своей территории, конфликты с городской администрацией и советом исключены благодаря ее «городскому» происхождению (см. 3.3. — 3.5.). Усиление власти в области произошло осенью 1991 года, в связи с образованием областной администрации под руководством Титова. К настоящему моменту ей удалось подчинить себе ранее непокорные горсоветы Тольятти и Сызрани, до путча высказывавшие намерения выйти из области (первый — в федеральное подчинение, второй — в соседнюю Ульяновскую область), а теперь даже об этом и не упоминающие, хотя в области сохраняется столь же относительно невысокий, по сравнению с соседями, уровень жизни. В области сохраняется политическая стабильность, за год ни одной партии не удалось собрать крупных митингов, политическая активность населения практически на нуле (см 4., Приложение 1). Начало выполнения на территории области программы ЕЭС (см. 1.3.1.), что при сохранении стабильности сулит ей экономические выгоды, дает возможность исправления допущенных в прошлые годы экономических диспропорций, вследствие которых существуют продовольственные трудности (см. 1.1.). В целом регион имеет хорошие перспективы на ближайшее будущее.

Безоговорочная поддержка обладминистрацией Правительства РФ, возможно, сыграла свою роль в том, что программа ЕЭС осуществляется именно в Самаре (ввиду отсутствия данных, это утверждение нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть). Однако эта поддержка зачастую лишь декларативна — в частности, малая приватизация, санкционированная Правительством еще весной, в области в отличие от многих не столь «правоверных» регионах только началась (см. 2.2.). Тем не менее, руководители администрации никогда не критикуют публично политику российского правительства, не проявляют тенденций к суверенизации (в регионе потому практически не нужен Представитель Президента, которого, в сущности, в области уже нет — см. 1.1.), население полностью отождествляет политику местных властей с общегосударственной, хотя за счет стабильности в регионе рейтинг Главы администрации Титова выше, чем у руководителей страны.

 

б) Утеря Советами всякой самостоятельной роли в формировании местной политики (см. 3.2.,3.3.).

Облсовет при создании авторитетной областной администрации утратил всякое значение; оппозиционность выступлений его лидеров пропадает втуне — неверие общественности в эффективность органов Советской власти в регионе подтверждается недееспособностью представительного органа власти. В области исполнительная власть без запретов и разгонов прочно «подавила» советы, и это не вызывает у населения никакой реакции. Если ликвидировать облсовет, никто этого даже не заметит. Городской совет принимает некоторые документы практически по заказу администрации, с которой работает в полном контакте.

При сохранении общей стабильности доминирование исполнительных органов власти никого не тревожит, равно как и потеря влияния в обществе Советами.

 

в) Отсутствие в регионе авторитетных в общественном мнении политических организаций и невозможность на данном этапе создать действительно массовую организацию как в поддержку правительства, так и против него. Общая апатия населения (см. 4., Приложение 1).

В области в прошлом было развито демократическое движение (см. Приложение 1), но вследствие ухудшения положения в экономике активность населения резко упала. У наблюдателей из демократического лагеря существовали опасения, что это приведет к усилению коммунистов, но на данный момент этого не произошло, хотя по количеству членов коммунистические организации и вышли на первое место в Самаре. Население области разуверилось в эффективности массовых форм протеста в условиях, когда «врагом» является не одиозный руководитель, а тяжелое экономическое положение.

Если положение с продовольствием в области не ухудшится (такие опасения существуют), можно ожидать сохранения пассивности населения и, соответственно, социального спокойствия.

 

г) Успешная политика администрации и Советов в отношении национальных меньшинств, и, как следствие, укрепление стабильности. Отсутствие в области «национального вопроса».

Представители национальных меньшинств не чувствуют притеснений власти в своих законных требованиях — руководство внимательно относится к их культурным и религиозным потребностям (см. 5). Видимо, во многом результатом именно такой политики стало отсутствие в области межнационального напряжения, существующего в соседних, экономически более благополучных регионах — Татарстане и Ульяновской области. Это спокойствие побудило активистов организаций немцев Поволжья выбрать область в качестве объекта переселения (см. 5).

1.    ЭКОНОМИКА

Население областного центра составляет 1260 тыс. человек, второй город в области по значению — Тольятти (население 750 тыс), в Сызрани 300 тысяч.

Соседние области не имеют стольких крупных городов в своем составе, вопросы их снабжения продовольствием в промышленной по характеру экономики области сейчас больше всего волнуют население и администрацию

Крупнейшие промышленные предприятия региона — в Тольятти ВАЗ (имеет также значение как поставщик товара для бартера — автомашины областная администрация меняет централизованно на пшеницу и сахар), в Самаре — предприятия оборонного комплекса и аэрокосмической промышленности (доля занятых в ВПК — около 2/3 населения). До марта у предприятий ВПК был постоянный госзаказ, который теперь сократился на 60 — 80%. Следствием, естественно, явился спад производства. На одном только заводе им. Масленникова (ЗиМ) 2,5 тыс. чел. отправлены в отпуска до осени. Зарплата на предприятиях ВПК не выдавалась 2 месяца.

В кризисном состоянии находятся и предприятия, производящие товары народного потребления (отправил своих рабочих в «отпуск» местный парфюмерный комбинат), но здесь трудности связаны с высокой себестоимостью продукции, затрудняющей ее реализацию.

Необходимо отметить хорошее положение c капитальным строительством в области — не «запущена» энергетика, другие первоочередные объекты, область никогда не «проедала» деньги, выделявшиеся на эти цели из бюджета.

1.1.       Положение на предприятиях ВПК. Кризис наличности и проблемы, связанные с ним

Успехи конверсии пока невелики. Областной Программы конверсии нет, и каждое предприятие вынуждено «выкручиваться» самостоятельно. Ракетные заводы пытались договориться о выпуске трамваев, но этот заказ сорвался, сейчас планируют выпускать электрички на заводе «Прогресс». Новая номенклатура товаров народного потребления практически не осваивается, предприятия двойного назначения увеличивают долю традиционного для них ранее ширпотреба (например, ЗиМ расширил производство механических часов на экспорт). Лучше всего обстоят дела на авиационном заводе за счет начавшегося экспорта продукции в Китай. Из-за кризиса наличности и невыдачи зарплаты в срок на этом заводе в начале июля прошла стихийная забастовка с требованием выплатить зарплату за май.

К началу августа проблема кризиса наличности частично разрешена получением области 5000-х купюр (уже названных народом «гайдарками»). Областная администрация ожидала присылки в область 2-х самолетов с наличными деньгами — одного с крупными и одного с мелкими купюрами, но оба самолета привезли упомянутые «гайдарки», и у населения возникли сложности с их разменом — сейчас при размене пятитысячной купюры собственником теряется до 10% ее стоимости — она «стоит» в Самаре 4700 — 4500 рублей, что создает еще один источник обогащения теневых структур.

Судя по всему, это явление характерно сейчас для экономики России в целом.

1.2.       Сельскохозяйственное производство

Доля населения, занятого в сельхозпроизводстве — 4%, это значительно меньше, чем соседних областях (Ульяновская область — 30%), область никогда не обеспечивала себя продукцией сельского хозяйства и находилась на дотации; в годы застоя Куйбышев считался одним из самых голодных городов в Поволжье.

Один из путей частичного решения этой проблемы — выделение в достаточном количестве участков под огороды; это было сделано, но администрация не нашла средств для дотирования стоимости проезда на автобусах в пределах области, приняв лишь решение о сокращенном рабочем дне на всех предприятиях по пятницам.

Цены в регионе выше, чем в Ульяновской области, в 1,5-2 раза. Хлеб в розничной торговой сети подорожал до 12 рублей (в июне — 5 рублей, еще раньше — 2 р. за кг — ниже, чем в регионах, самостоятельно обеспечивающих себя хлебом). Городские власти выделяли дотации на поддержание низких розничных цен на хлеб, но источники бюджетного финансирования иссякли, а себестоимость хлеба в области около 9 рублей.

Продовольственная проблема может стать самой серьезной для населения уже в этом году, она занимает первое место среди тем, волнующих общественное мнение. Никаких серьезных шагов для ее решения администрация пока не предприняла.

1.3.       Проникновение в область иностранного капитала и экономические связи

1.3.1. Создание совместных предприятий. Интерес к региону иностранного капитала. Главная причина заинтересованности иностранных инвесторов — включение региона в число районов, где начнется реализация Программы экономического развития, разработанной экспертами ЕЭС для России (кроме Самары, эксперты ЕЭС работают в Тюмени, Санкт-Петербурге и Москве). В регионе не знают точно, почему выбор пал на Самарскую область — возможно, сыграла роль высокая доля городского населения, наличие большого числа квалифицированных кадров, а может, главным оказалось бесприкословное политическое «послушание» областных властей.

Эксперты ЕЭС признали первоочередной проблему создания в регионе современной инфраструктуры и приступили к разработке соответствующей программы. В ближайшее время планируется начать постройку международного аэропорта, работы по ремонту существующих и прокладке новых шоссейных дорог. Открыта целевая линия кредитов ЕЭС области, переводятся безвозмездно средства на оплату труда экспертов этой организации.

Первые же реальные шаги по выполнению этого проекта должны привести к появлению значительного числа иностранных инвесторов.

Образованы и действуют совместные предприятия — создано предприятие «Созвездие» по производству на базе местной табачной фабрики сигарет «Мальборо», реализуемых на местном рынке по 100 р. за пачку. Работает российско-австрийская издательская фирма. Указанные предприятия пока не играют какой-либо значительной роли в экономике области.

 

1.3.2. Номинальный характер межобластной ассоциации «Большая Волга». Самарская область вошла в ассоциацию Большая Волга (9 областей Поволжья). Туда же входят Саратов, Казань, Ульяновск, Пенза, Нижний Новгород. Ассоциация практически не функционирует.

1.4.       Приватизация

Из-за того, что основу промышленности региона составляет ВПК, подходы к приватизации которого до сих пор не выработаны, о большой приватизации речь пока не идет. Малая приватизация до последнего времени не была регламентирована местными властями, лишь в конце июля программа приватизации вместе с очередностью поступления объектов на аукционы и местным положением о приватизации была опубликована в печати. Первые аукционы намечены на август.

Частично приватизированы коммерческими организациями объекты незавершенного строительства.

Одной из причин медленного хода приватизации промышленности члены ОКРР считают низкую политическую зрелость трудовых коллективов, которые упускают инициативу, вследствие чего номенклатурная приватизация идет полным ходом.

На ГТС (телефонная сеть) общее собрание проголосовало за концепцию приватизации, предложенную СТК. В течение 3-х месяцев Зайцев (руководитель ГТС) «провел работу», и на следующем собрании проголосовали за проект Зайцева, ущемляющий интересы трудового коллектива в распределении акций и участии в управлении производством.

Объединение им.Фрунзе, производящее моторы (относится к ВПК), в соответствии с антимонопольным законодательством было разделено на 5 заводов. Завод, производящий товары народного потребления (моторы «Вихрь» для лодок), получает большую прибыль. Директор объединения решил уволить директора завода, а завод снова влить в объединение. ОКРР попытался вмешаться, сейчас идет борьба.

В сфере торговли и услуг коммерциализация чисто «липовая»: торговые точки номинально получили права юридического лица и печать, но не были разделены счета, что явно нарушает Указ Президента РФ. Созданы ассоциации на базе формально ликвидированных торгов. Впрочем, положение может выправиться с регламентацией процесса. На селе создаются фермерские хозяйства, но часто возникают конфликты из-за того, что либо потенциальным фермерам отказывается в выделении пая в виде земельного надела и техники, либо он выделяется не в том размере, какой положен по законодательству. Здесь вмешательство ОКРР, по словам его лидеров, было успешным, в некоторых случаях удалось добиться соблюдения руководством хозяйств закона (впрочем, не все наблюдатели уверены в том что это — заслуга ОКРР — см. 4.2.).

1.5.       Предпринимательская деятельность

Предприниматели политикой практически не занимаются, хотя и существуют политические организации предпринимателей (см. Приложение, 1.6.).

В прошлом году бирж в городе было 7, сейчас осталась 1 (Самарская биржа), остальные преобразовались в торговые дома. Глава Самарской биржи раньше возглавлял отдел снабжения на железной дороге; биржа имеет отделения во многих городах Поволжья.

Образование бирж субсидировал городской совет взносами в уставной капитал, но, встав на ноги, биржи его вернули (горсовет, давая деньги, выступал соучредителем этих структур, что было запрещено антимонопольным законодательством и потому акты о соучредительстве пришлось отменить, а деньги вернуть; эта операция в условиях инфляции оказалась, несомненно, выгодной биржевым структурам.).

За полгода доля предпринимательства в налоговых поступлениях возросла с 4 до 8,6%, главным образом за счет посреднической деятельности.

Из производственных частных предприятий наиболее крупное — акционерный концерн «Резерв», производящий резино-технические изделия (руководитель — Кондратенко И.В.). Вначале был создан кооператив с 1,5 тыс. работников. Сейчас акционеры выкупили в Сызрани недостроенные цеха завода, взялись за их переоборудование. Хотели бы купить землю под строительство цехов, но в городе все земли закреплены за заводами под какое-либо строительство. Заводы строительства не ведут, так как у них нет денег, но продать ее они тоже не могут — она не является их собственностью. Горсовет также не в праве забрать у них эту землю, так как горсовет формально также собственником земли не является.

Таким образом, для города проблема отсутствия частной собственности на землю стоит даже острее, чем на селе: ее отсутствие существенно мешает развитию бизнеса.

Концерн пытался взять за городом землю, принадлежавшую птицефабрике. Но директор птицефабрики, опасаясь, что от него уйдут лучшие работники, назначил сверхвысокую цену за аренду, так что концерн был вынужден отказаться от своего проекта.

2.    ОБЛАСТНЫЕ И ГОРОДСКИЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ

2.1.       Представитель Президента

Представителем Президента в области стал н.д. ВС России Антон Юрьевич Федоров. По ничем не подтвержденным, но устойчивым слухам, раньше сотрудничал с КГБ. Бывший комсомольский работник, (был 1-м секретарем РК комсомола), афганец. Занимался проблемами ветеранов-афганцев. Прославился тем, что в период своей работы в аппарате райкома уволил оттуда всех, кроме себя, бухгалтера и водителя. Считался демократом, на выборы шел под флагом ДемРоссии. Был избран в ВС, примыкал к одной из демократических фракций, после путча вернулся в Самару в качестве представителя Президента. Зимой особенно интересовался ходом аграрной реформы, держал вопрос на контроле; сейчас вошел в один из комитетов ВС и работает в основном в Москве.

Пытался играть роль яркого политического лидера, часто критиковал Президента и Правительство в стиле Хасбулатова. Местные демократические организации посылали Президенту протесты по этому поводу.

Федоров по взглядам близок к Руцкому. Пока одиночка, не имеет в Самаре организации, поддерживающей его политику (региональная НПСР его никогда не поддерживала, ориентируясь на Главу администрации Титова). Критикуя Ельцина, он критиковал Титова, проводящего его политику.

Сейчас Федоров, работая в Москве, своих функций в регионе, естественно, выполнять не может. Фактически область осталась без Представителя Президента, но его отсутствие на политической жизни области никак не сказывается — область слывет «законопослушной», ни в каких конфликтах с центром не участвует, попыток суверенизации не предпринимает, а Федоров, судя по всему, был среди представителей власти фигурой невлиятельной и чужеродной.

2.2.       Областной совет

В облсовете сильны позиции профсоюзов. Многие депутаты голосуют соответствии с предложениями ФНПР. Твердых сторонников этой линии меньше половины, поэтому контролировать облсовет ФНПР не может; не исключено, что на профсоюзы ориентируется депутатская группа «Согласие».

Демократическая фракция в совете невелика (группа «Волга», около 50 человек). Серьезного влияния не имеет, фактически уже расколота. Группа не может провести ни одного своего решения, блокировать работу облсовета может только тогда, когда Совет находится на грани кворума. Социальный состав облсовета — в основном партхозактив городов и райцентров области, производственники; доля председателей колхозов меньше, чем в соседних областях, из-за малого процента сельского населения. Облсовет недостаточно компетентен. На заседания приходят в основном управленцы и военные, но принять решения подолгу не могут — зачастую нет кворума. Достаточно консервативен, но не агрессивен, неспособен противостоять администрации. За неимением реальной политической значимости в регионе облсовет сосредоточился на критике Правительства РФ — Председатель облсовета О.Н. Онищик заявил однажды публично, что в Правительстве России сидят люди, неспособные управлять экономикой. Попытки давления на администрацию по вопросам выделения дотаций из местного бюджета сельхозпредприятиям и структурам ВПК успеха не имели.

2.3.       Горсовет и горадминистрация

Фракция «ДемРоссия» в горсовете после выборов составляла около 1/3 (около 45 человек из 200), но сейчас раскололась. Горсовет редко собирается, все решения принимаются Малым Советом. На смену Титову, бывшему раньше председателем, пришел Иванов, у которого своей политической линии не прослеживается. Горсовет довольно работоспособен, хотя там тоже иногда нет кворума. Около 70 человек — «болото» — зачастую не ходят на заседания, но решения, как правило, принимаются в 2 раза быстрее, чем в облсовете.

В состав городской администрации в основном вошел «второй эшелон» бывшего горисполкома, руководство которого перешло вслед за бывшим председателем горсовета Титовым в обладминистрацию (см. 3.4.), вследствие чего ни горсовет, ни городская администрация не конфликтуют с областными властями, работая достаточно слаженно.

2.4.       Областная администрация

Глава администрации — Титов К.А. Ранее (в 1990 году) был избран председателем горсовета, а до того заведовал отделом в НПО «Труд» (ВПК). Как председатель горсовета сперва особенно заметен не был. Был членом КПСС, став предгорсовета, вошел в бюро горкома, слыл нейтральной фигурой. Когда Руцкой стал организовывать свою партию, съездил в Москву на съезд, вступил в ее ряды. Стал больше контактировать с самарскими демократами. После путча был назначен Главой администрации. В этом не последнюю роль сыграло его знакомство с Махарадзе и Бурбулисом.

«Команда» главы администрации слывет в городе авторитетной. 1-й заместитель главы администрации области Хасаев Габибула Бараевич (возглавляет отдел реализации экономических реформ) подобрал команду из Института экономических проблем региона, возглавляемого профессором Рябцевым. Хасаев выступал раньше с идеей регионального хозрасчета, аналогичной прибалтийской программе, на областном уровне. От этой программы сейчас осталось стремление добиться четкого разделения сферы компетенции Москвы и области, так как 80% налогов по-прежнему забирает Москва.

Обладминистрация неоднородна. Бородулин (зам. главы администрации по образованию и культуре) — радикальный демократ, ранее — преподаватель политэкономии местного политехнического института, в 1990 году вышел из КПСС с демплатформой и возглавил местную организацию Республиканской партии. Перед путчем вошел в ДДР, считавшееся в регионе изначально «партией власти». Именно тогда наметился союз между бывшим коммунистом Титовым и «статусным демократом» Бородулиным. Сейчас они работают рука об руку и образуют «реформаторский фланг» обладминистрации.

Мосыченко, также зам. главы администрации области — бывший секретарь горкома партии (раньше вокруг этой фигуры были скандалы из-за махинаций с квартирами) считается олицетворением «консервативного крыла».

Исполнительная вертикаль в области оставлена практически в неизменном виде; основная часть администрации области — бывший горисполком. Из 29 районов области в 25 руководителями администрации стали бывшие партийные или комсомольские руководители.

Титов в большей степени представляет Президента в Самаре, чем Представитель Президента, во всех выступлениях декларирует свою полную поддержку курсу Правительства РФ. Никаких конфликтов с центром у областного руководства нет, равно как и попыток неподчинения Законам РФ. Глава областной администрации предпринял шаги по формированию в Самаре политической опоры своей команде и курсу реформ в целом путем создания местного отделения ДДР (см.4.1.).

В области объявлен конкурс на написание проекта Устава Самарской области, победителю обещана награда в размере 100000 рублей.

2.5.       Взаимодействие органов власти между собой

Сразу после назначения осложнились отношения нового Главы с облсоветом (точнее, с предоблсовета Тарховым). Бывший предоблсовета Тархов — фигура консервативная, достаточно прямолинеен. Во время путча в Самаре не без благословения председателя облсовета было введено чрезвычайное положение. После путча Тархов неоднократно подавал в отставку, но депутаты не принимали ее; окончательно ушел в январе. Облсовет долго не мог избрать председателя, весной был избран О.Н.Онищик.

В отношениях горсовета и облсовета ранее были конфликты по приватизации, вызванные неразграничением собственности. 25 июня на заседании Малого совета областного Совета утверждены объекты областной собственности. Пока не разделена областная и республиканская собственность.

Центром власти в регионе является областная администрация; именно от ее решений зависит жизнь в области, условия функционирования хозяйственных объектов. Состояние Советов наглядно показывает утрату этими органами власти всякой политической роли. В силу «городского» происхождения областной администрации в регионе нет классического конфликта властных органов области и областного центра; нет больше волновавших жителей области претензий горсовета Тольятти на переход города в «федеральное» подчинение из-за нежелания платить большие налоги области и попыток Сызрани «уйти» в Ульяновскую область — очевидно вследствие установления сильной, авторитетной власти в регионе.

3.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1.       Движение демократических реформ (ДДР) в Самаре как партия власти

Движение демократических реформ в Самаре фактически стало партией власти. Его представители играют ведущую роль в политической жизни — всего в ДДР около 40 активистов, из них 8 — в органах власти. В основном это интеллигенция, новые крупные коммерсанты, руководители госпредприятий и управленческих структур. В ДДР вошли лидеры республиканцев (заместитель Главы обладминистрации Бородулин), социал-демократов (Белоусов, летом вышел из состава организации), сам Глава администрации области Титов, предприниматель Молоканов (член ОКРР), представители крупных предприятий и заводов. ДДР в Самаре — опора Ельцина. Осенью, когда возникла ДДР, в нее вошли республиканцы, и часть социал-демократов. Сейчас организация раскололась, часть ее встала в оппозицию администрации. Республиканцы ушли из ДДР, оказавшись в ОКРР, и теперь единственным коллективным членом организации осталось местное отделение Народной партии «Свободная Россия» (см. Приложение, 1.5.). По свидетельству независимых наблюдателей, ДДР существует ныне в виде «политического клуба», а не партии, но регулярно собирается и принимает различные решения.

Попытку главы обладминистрации создать себе на основе ДДР политическую опору до некоторой степени можно считать удавшейся, хотя большинство «традиционных» демократов и считают созданную структуру чересчур ручной; в нынешних условиях создание новой массовой политической организации, поддерживающей существующую власть, вообще представляется невозможным.

3.2.       Создание и деятельность ОКРР в регионе

Самара — один из немногих городов, где создан областной Общественный комитет российских реформ.

В него вошли некоторые члены ДемРоссии, а также 2 социал-демократа, один из которых — сопредседатель партии. Среди членов комитета практически нет специалистов по приватизации и экономике.

У самарских социал-демократов была идея создания общественного центра приватизации. Соответствующее решение было принято на региональной конференции ДР. Тремя неделями позже московская ДР приняла решение о создании ОКРР. В Самаре после этого прошло организационное собрание, в котором участвовало 20 человек. Были избраны 3 сопредседателя будущего Комитета: М.Кожухов (депутат горсовета, беспартийный), В.Косарев (бизнесмен-миллионер), В.Гинзбург (член Правления самарской организации СДПР). Остальные — около 15 человек — вошли в совет. Пришли люди политизированные, но было объявлено, что вновь созданная организация будет заниматься не политикой, а текущим контролем и помощью в проведении реформ.

ОКРР получил помещение (небольшую комнату) в строительном техникуме, в котором ранее находился штаб по выборам Ельцина. В ОКРР 4 секции: промышленности, земледелия (фермерства), информации и работы с населением, работы с кадрами.

Больше всего успехов было достигнуто по земельной реформе, в Кошкинском, Большеглушицком, Хворостянском, Ставропольском районах члены ОКРР помогли созданию 45 фермерских хозяйств. Недавно распоряжением Главы администрации области смещен глава администрации Кошкинского района «за сопротивление курсу областного руководства и Правительства РФ на радикальные реформы». Представитель Президента Федоров передавал посылаемые ему жалобы фермеров через Кожухова в ОКРР. По жалобам выезжали Александр Дмитриев (руководитель Инспекции администрации по законности, бывший военный прокурор, член РПРФ) и группы членов ОКРР. В 4 районах области помощь «летучей бригады» оказалась эффективной; сейчас есть заявки от фермеров еще четырех районов. Причиной успеха сопредседатель ОКРР В.М.Гинзбург считает то, что на селе механизм торможения реформ на виду, при должных полномочиях действия виновников злоупотреблений проще пресечь.

Некоторые наблюдатели в области считают, что успех был достигнут не столько благодаря ОКРР, сколько деятельности обладминистрации.

В городе руководители ОКРР пытались оказать помощь в приватизации представителям трудовых коллективов заводов, но не добились результата. ОКРР пытается также обеспечивать юридическую и моральную поддержку приватизации. Один из членов ОКРР, предприниматель Молоканов, жаловался на пресс-конференции 2 июля 1992 г.,: «Я 6 раз прорывался в телеэфир и только 4 раза попал», хотя сам факт четырехкратного выступления члена ОКРР на местном телевидении скорее можно расценить как положительный. Руководители ОКРР хотели бы от имени организации выступать в качестве посредника в процессе продажи предприятий, обеспечивая законность сделки. Организация столкнулась с необходимостью иметь в штате экономиста, юриста и промышленника для платных консультаций. Расчет на спонсоров не оправдался и было принято решение создать при ОКРР коммерческую структуру. Желающих финансировать начинание нашлось немало, но все они захотели стать учредителями создаваемого предприятия. В результате оказывалось, что у ОКРР останется лишь 20% уставного капитала и, таким образом, утрачивается контроль над деятельностью нового предприятия. На это создатели ОКРР не пошли. Решили, что каждое из конкретных дел будет вести один из трех бизнесменов, входящих в правление организации, получать за это деньги и отчислять 10% на нужды ОКРР. Все документы о противодействии приватизации на местах и текущих злоупотреблениях подали Титову, но реакции не последовало. Отчетное собрание пришло к выводу, что власти игнорируют существование ОКРР в Самаре.

Сейчас ОКРР фактически оказался в оппозиции администрации. Кожухов, на котором лежали обязанности по связям с администрацией, не захотел ссориться с ее Главой, после чего ОКРР произвел «структурную реорганизацию», в результате которой Кожухов перестал быть сопредседателем.

ОКРР уже более месяца готовит ультиматум администрации с конкретными требованиями.

Опыт создания и деятельности ОКРР в области показал, что «изобретение» ДемРоссии и Правительства РФ оказалось недееспособным практически: организация не получила реальных прав контроля за местной властью, минимальных средств для обеспечения своей уставной деятельности. Если Правительство не доверяет серьезного дела «демократам» на местах (а, справедливости ради, надо сказать, что основания для такого отношения имеются) — не надо было создавать подобных структур.

3.3.       ДемРоссия и прочие политические организации демократического спектра области (подробно см. Приложение 1, п.1)

Демократическое движение в области существует с 1988 года, когда крупные митинги в Самаре заставили уйти в отставку 1-го секретаря обкома партии Муравьева.

Сейчас ни одна политическая партия не имеет в области сколь- нибудь серьезного влияния, в случае проведения выборов по партийным спискам они просто не смогут состояться.

Партии существуют в основном в виде «клубов по интересам», активистов всех демократических партий вряд ли наберется более 100 человек.

3.4.       Организации коммунистического и левого спектра (см. Приложение, п.2.).

Коммунистические организации быстро набирают численность, уже сейчас число их членов не менее 1000 человек. В то же время и эти партии лишены массовой поддержки населения (см. Приложение, 2.4.).

Та массовая политизация населения, в результате которой нынешние руководители пришли к власти, ушла в прошлое. Активность населения крайне низка, что способствует сохранению экономической и политической стабильности — в регионе не было ни крупных митингов, ни забастовок. Прежние «народные трибуны» из демократов свою популярность потеряли, а новые коммунистические лидеры, пытаясь набирать очки теми же методами, терпят фиаско.

У населения, несмотря на экономические трудности, остается популярным Глава обладминистрации Титов, сохраняющий крепкую власть без конфликтов и «потрясений», лидер социал-демократов Белоусов, перешедший в оппозицию — очевидно, из-за незапятнанной репутации последнего, а также Карлов — рабочий, не входящий в партии, но с 1988 года, по его словам, борющийся с мафией. Политические лозунги ни одной из партий население не привлекают.

4.    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В начале мая, незадолго до появления РНС, в городе появились антисемитские надписи. Ни КГБ, ни милиция не нашли авторов. Первые надписи появились в разных концах города за одну ночь. 30 мая «Общество старых дев» провело субботник с приглашением ТВ, на котором стерло 2 надписи. После этого дело продолжили дворники.

На пресс-конференции председателю СПТ задали вопрос, кто автор этих надписей, на что он ответил:» Мы этого не писали, но все же надо задуматься, что у нас в Советах далеко не пропорциональное представительство». Ранее в области не было организаций типа «Памяти» и антисемитских настроений представители политических организаций не выказывали.

В области есть национальные села — мордовские, татарские, башкирские, но нет районов, где большинство составили бы жители какой-либо из этих национальностей. На землях Самарской области располагалась исчезнувшая ныне Волжская Булгария, наследниками которой считают себя татары, башкиры и представители других поволжских народов (каждый в отдельности). На основании этого татарстанская партия «Иттифак» имеет к области территориальные претензии. Имеют такие претензии и националы Казахстана и Башкортостана (на основании того, что ранее по территории области проходили пути их кочевья). Эти притязания никакого влияния на жизнь области не оказывают, отсутствует какое бы то ни было напряжение в межнациональных отношениях.

Самарские мусульмане обратились в 1991 году к властям с просьбой о постройке в центре города мечети. Когда было принято решение о постройке мечети на ее прежнем месте (сейчас там автостоянка), владельцы машин восстали против этого, но в конфликт противостояние не перешло. Решение было отменено, сейчас власти ищут новое место. Доминирование татар в торговле у общественности (в отличие от соседней Ульяновской области) тревоги не вызывает, сообщения местной прессы о вытеснении татарами из торговли чеченцев местных жителей обрадовали. В городе с дореволюционных времен есть небольшая община поляков. Есть польский, татарский, немецкий, еврейский культурные центры, выходит газета на татарском языке, учредителем которой стал облсовет, на радио по нескольку часов в день отдано национальным обществам для вещания на языках нацменьшинств. Национальный вопрос в регионе не актуален.

Титов контактирует с Израилем. В мае прошли дни Израиля на Средней Волге, недавно принято решение о возврате здания синагоги местной еврейской общине (сейчас там хлебозавод).

Согласно Указу Президента РФ, в области должны быть созданы 200 немецких фермерских хозяйств, хотя область не относится территориально к бывшей Автономной республике; на 1-м этапе создано уже 10. Население к проекту относится положительно, руководство оказывает немцам посильную помощь. Уже приехали сотни желающих работать в области, в основном из Казахстана. Приехавшие размещаются в вагончиках, но жилье строится, а пока поселенцам в некоторых хозяйствах предоставляют пустующие дома и рабочие места. Немецкое культурное общество работает успешно, создаются немцами в регионе и коммерческие структуры (например, «Феникс»).

Своевременная и позитивная реакция власти на законные требования национальных организаций создала в области обстановку межнационального согласия, редкую для Поволжья и России в целом.