Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

С. Р.

Саратов

в июле 1992 года

1.    ВЛАСТЬ

1.1.       Областная администрация и облсовет

1.1.1. Опубликованная 1 июля в газете облсовета «Саратовские вести» статья заместителя председателя названного совета Виктора Уханева «Рыночная эйфория или стремление к диктатуре?» вызвала бурную реакцию в коридорах власти и среди политизированной общественности. 3 июля газета городского совета «Саратов» напечатала письмо и.о.главы администрации области Юрия Белых, адресованное председателю облсовета Николаю Макаревичу (копия — прокурору области Николаю Макарову), посвященное нарушениям законности в работе облсовета. Письмо содержит предложение прекратить вмешательство в действия исполнительной власти и заняться более присущей представительным органам нормотворческой работой. Заместитель Юрия Белых Станислав Юрьев в выступлении по областному радио 3 июля заявил, что «господин Уханев может в своей газете писать все, что ему угодно», но на деятельность администрации это влияния не окажет. В той же передаче прозвучало заявление представителя президента Владимира Головачева, в котором он сказал о силах, пытающихся помешать администрации области в ее работе, и о безнадежности таких попыток.

Сам Виктор Уханев в интервью гостелерадиокомпании «Саратов» (телеэфир 2 июля, радиоэфир — 3 июля) опроверг содержащееся в сводке Поволжского информационного агентства от 2 июля суждение, что его статья выглядит как объявление тотальной войны и.о.главы администрации области и представителю президента. По словам автора, его материал «носит глубоко аналитический характер», написан ради блага жителей области и отражает присущую облсовету готовность к деловому сотрудничеству с администрацией (См. также: [39], п. 1.3; в частности, тексты статьи и письма в Приложении-1).

1.1.2. Прокурор Саратовской области Н.Макаров в середине июля направил в облсовет представление «О фактах нарушений законов, допускаемых представительными и исполнительными органами власти области». В нем сообщается, что за шесть месяцев 1992 года прокуратурой опротестовано свыше 100 незаконных правовых актов, принятых советами и исполнительными органами всех уровней. Прокуратура вынуждена даже обращаться в суд с исками против администрации области, не реагирующей на протесты. Областной совет тоже нарушает законодательство и не реагирует на протесты. «При этом необходимая нормотворческая работа в Совете ведется крайне слабо,- констатируется в документе. — На сегодняшний день пересмотра требуют многие нормативные акты, однако областной Совет эту работу до настоящего времени не начал». Н.Макаров просит рассмотреть представление на сессии облсовета и принять по нему конкретные меры.

1.1.3. 27 июля состоялась пресс-конференция главы администрации области Юрия Белых, посвященная ходу экономической реформы в области. Губернатор объяснил, что несмотря на скромные темпы приватизации и земельной реформы, общий ход преобразований, по его мнению, обнадеживает. Было сообщено, что региональная программа конверсии будет готова к представлению в правительство через месяц-полтора, и что региональная программа реформы промышленности, перерабатывающей сельхозпродукцию, уже готова. Губернатор подчеркнул, что он не намерен «пускаться в автономное плавание» и поэтому все шаги в области экономики предпринимаются в строгом соответствии с действиями российского правительства. Ему губернатор и переадресовал 9/10 претензий, высказанных журналистами. Представителям ФНПР, напомнившим главе о намеченной на 5 августа предупредительной сельскохозяйственной забастовке, Юрий Белых ответил, что крестьянин бастовать никогда не станет и поэтому данную забастовку он рассматривает как чисто аппаратное изобретение (см. также [1]).

1.1.4. В материалах семинара, проведенного местной организацией РПР, опубликованных в газете горсовета «Саратов» треть посвящена критике областного руководства. Помимо констатации «номенклатурного реванша» на семинаре звучали и конкретные факты бюрократизации, рутинизации областных аппаратов. В целом эти материалы — наиболее серьезная попытка публичной оценки руководства [2]. Действительно, уже явным для всех становится неумение облсовета (малого совета) и обладминистрации сосредоточиться на главных вопросах (см., напр., 2.1.1.), — cоздается впечатление, что вопросы распределения аппаратных благ волнуют депутатов гораздо больше [3]. Усиливается и собственно политический аспект в деятельности областного руководства — помимо новой фазы конфликта (см. п. 1.1.1.) можно указать на стойкий интерес предоблсовета и его зама к левым и патриотам (см.п. 4.1.1.), на стремление представителя президента получать «закрытую» постоянную информацию по ДемРоссии (конфиденциальные сведения), нежелание облсовета «делиться» своей газетой с обладминистрацией (см. п.7.2.).

1.2.       Городская администрация и горсовет

10 июля состоялось очередное заседание малого совета горсовета, которое имело в повестке дня 11 вопросов.

1.2.1. Бюджет. С информацией о выполнении решения IX сессии о формировании бюджета выступил начальник городского финансового отдела Александр Мурзаков. Он сообщил депутатам, что в результате проведенной отделом по поручению сессии работы с администрацией области бюджет города на 2-й квартал был, решением малого совета облсовета, увеличен приблизительно на 40%. Расходная часть бюджета в целом за 1-е полугодие оказалась выполнена на 96,6%, доходная — несколько менее удачно. За полугодие бюджетный дефицит составил около 25%, то есть примерно на уровне прошлого года (в 1991 году дефицит был равен 22%). Основная причина недовыполнения доходной части бюджета — неплатежеспособность предприятий, сказавшаяся, естественно, на налоговых поступлениях.

Докладчик ознакомил депутатов с подготовленным горфинотделом проектом бюджета на 2-е полугодие. Он составлен в сумме 3 миллиарда 300 миллионов рублей; в настоящее время доведен до сведения областного финансового управления и прорабатывается совместно с ним. Мурзаков сообщил, что администрации города и области, горфинотдел и облфинуправление обратились в правительство Российской Федерации и министерство финансов с просьбой, чтобы нормативы налоговых отчислений по Саратову были, в порядке эксперимента, даны в федеральном бюджете отдельной строкой, и ведут по этому вопросу работу с министерством и правительством. Председатель горсовета Николай Владимиров напомнил депутатам, что с этой же просьбой горсовет и облсовет обратились Верховному Совету РФ.

Вице-мэр — председатель комитета по экономике Михаил Хархардин дополнил выступление Мурзакова еще несколькими цифрами. Он сообщил, что, по сравнению с 1990 годом, состояние городских финансов ухудшилось на 20-22% (при расчетах в неизменных ценах), и администрация города рассчитывает за счет внебюджетных источников дохода довести их (финансы) до уровня 1990 года. Причем позапрошлый год был вовсе не самым лучшим для Саратова, но на большее рассчитывать на приходится.

1.2.2. Местные налоги. С информацией о ходе исполнения решения IX сессии горсовета о системе местных налогов выступил начальник городской налоговой инспекции Владимир Самсонов. Он сообщил, что на 9 июля поступили платежи по 4 видам местных налогов и сборов из 9 существующих (по остальным еще не подошли сроки уплаты) общей суммой 6 миллионов 212 тысяч рублей. По различным видам налогов суммы платежей составили от 15 до 30% от предполагаемых поступлений за период в шесть месяцев, что дает основания считать, что запланированные контрольные цифры будут исполнены. В то же время, отметил докладчик, месячный опыт применения уже выявил несовершенство принятых документов, и предложил конкретные меры по их улучшению, состоящие в ужесточении штрафных санкций за нарушения утвержденного порядка.

1.2.3. Приватизация. С отчетом о выполнении решения VIII сессии горсовета о разграничении собственности на территории Саратова выступил вице-мэр — председатель комитета по управлению имуществом города Петр Камшилов. Он представил малому совету список из 643 объектов торговли, общественного питания и сферы услуг, которые предлагается отнести к муниципальной собственности. После некоторых дискуссий (в частности, по оценке остаточной стоимости ряда объектов) список был утвержден, а комитету по имуществу предложено ускорить работу по разграничению собственности. Петр Камшилов отвечал, что в ближайшие месяцы комитет предполагает выносить на каждое заседание малого совета списки объектов муниципальной собственности для утверждения.

Несмотря на увеличение городского бюджета, на введение местных налогов и доходы от приватизации общее финансовое положение вряд ли улучшится — бюджет все равно не будет бездефицитным, местные налоги дают весьма немного средств, приватизация, начинающаяся в городе уже по третьему заходу, пока проводилась не в интересах города. Правда, стоит отметить, что на городском уровне отсутствует (пока?) конфликт между исполнительной и законодательно-представительной властями и есть стремление к диалогу с областным руководством, что, не будь столь кризисной социально-экономической ситуации, могло бы благоприятно сказаться на положении в городе. Впрочем, этот «позитив» сам является отчасти следствием кризиса — вынужденной сплоченностью перед лицом обстоятельств.

2.    ЭКОНОМИКА

2.1.       Сельское хозяйство

2.1.1. 3 июля глава администрации области Юрий Белых заявил, что в ближайшие дни (ориентировочно вплоть до 1 августа) вся имеющаяся в городе наличность будет направляться в сельские районы для выплаты задолженности по зарплате. Эта мера вызвана жесточайшим кризисом с денежными купюрами, переживаемым областью. Сумма невыплаченной зарплаты по области достигла 3 миллиардов рублей, из них 1,8 миллиарда приходится на село. Среднесуточный же объем инкассации, снижаясь от месяца к месяцу, дошел до 50 миллионов рублей. Накануне страды (массовая уборка зерновых начинается 19-21 июля) сельчане, по словам губернатора, «с крестьянской хитрецой намекают нам», что они проживут и за счет подсобных хозяйств, а хлеб пусть убирают те, кто задерживает им их заработанные деньги.

2.1.2. Надо отметить, что Белых назначался и сам это декларировал как преимущественно сельский глава. И теперь, по идее, наступило его время. Однако, по всем имеющимся данным, кроме естественного возврата к «командно-административным методам» в сельском хозяйстве он ничего придумать не мог. При этом наличие техники в хозяйствах области сократилось. В 1991 году имелось 15338 комбайнов, 9848 жаток, 37649 тракторов, 1606 мехтоков. В 1992 году — наличии соответственно 13300 комбайнов, 8621 жатка, 35334 трактора, 1545 мехтоков (только число автомобилей возросло с 17258 до 18057). Уборочная площадь также уменьшилась — с 3380 га до 3351 га [4]. При этом исправны только 68% комбайнов и 75% жаток; на 8% и 4% соответственно меньше бензина дизтоплива, чем в 1991 году [5]. Практически повальная реорганизация колхозов в акционерные предприятия при сохранении старой системы госзаказов и определяемых сверху ценах на зерно никакого эффекта дать не могут. Доля частного сектора ничтожна мала [6]. Любопытно, что по данным проведенного «на селе» опроса 39% крестьян не желают заниматься частнопредпринимательской деятельностью, 35% — желают, но, по оценке исследователей только 5% реально могут такой деятельностью заниматься [7]. Таким образом, кроме приказов и постановлений, обещаний, что российское правительство поднимет закупочные цены, вояжей главы и представителя президента в сельские районы, кампании прессе — никаких «рычагов» попросту нет. Но даже «Саратовские вести», газета облсовета, оптимистично-критична (типичный материал — под названием «Рыночный механизм на селе пока не работает» [8] плюс «хроники жатвы»); а «независимые «Биржевые вести» упирают на то, что биржевые закупки зерна выгоднее — например, [9]). Следует добавить, что помимо продажи зерна на биржах придерживания его в хозяйствах, идет неконтролируемый вывоз его за пределы области, с чем обладминистрация также борется постановлениями [10].

2.1.3. 13 июля состоялось совещание администрации области и Саратовской мэрии с главами администраций районов, руководителей сельских хозяйств и промышленных предприятий о помощи города селу во время страды. Лейтмотив его глава администрации области Юрий Белых сформулировал так:»Раньше уборка была священным долгом для города. Теперь никто никому ничего не должен. Речь идет о взаимовыгодных экономических отношениях города и села». Основой взаимоотношений между промпредприятиями и сельскими хозяйствами становится прямой товарообмен, в частности, за каждого из 500 направляемых на уборку механизаторов хозяйства расплачиваются с предприятиями поставками продовольствия. Правда, точная цена механизатора не оглашалась. Однако городская администрация прибегла и к традиционной совковой мере, выпустив «Обращение к руководителям трудовых коллективов, жителям Саратова» с призывом помочь труженникам села [11]. На момент совещания Заводской район вместо 184 специалистов-механизаторов выделил только 33, а Октябрьский и Фрунзенский не выделили вообще [12].

2.1.4. Саратовские крестьяне скорее всего не примут участия в Дне единства действий 5 августа, хотя профсоюзные лидеры АПК стремятся подвигнуть их на это.

Скорее всего, основным вопросом для областного руководства является вопрос о том, насколько убедительно сумеет оно представить российскому руководству грядущую неудачу с урожаем как результат засухи, саботажа со стороны скрытых оппозиционеров (2.1.4.) и негибкой ценовой политики самого российского руководства; а также — какой из властных структур в большей степени удастся представить себя менее виноватой. Не исключено, что областное руководство во всех ипостасях закроет глаза на приписки и тому подобную практику ради сохранения «лица» и кресел.

2.2.       Иностранные бизнесмены

2.2.1. В начале июля Саратов посетила делегация «Корпуса мира», прибывшей в Саратов с официальным визитом.

Саратов выбран центром деятельности корпуса в Поволжском регионе — от Нижнего Новгорода до Волгограда. В октябре-ноябре ожидается прибытие первых волонтеров, которые будут здесь трудиться на протяжении двух с половиной-трех лет. Работа будет осуществляться по линии американского правительства и финансироваться из США, но делать волонтеры будут, по словам сотрудника аппарата облсовета, «то, что им скажут здесь, то есть выполнять все наши просьбы и помогать нам поднимать нашу, так сказать, страну...»

(Корпус начал свое существование в 1961 году. Декрет о его создании был подписан президентом Джоном Кеннеди. Цель «Корпуса мира» — предоставление возможности для американских молодых людей участвовать в оказании помощи менее развитым странам, в том числе — в решении внутренних проблем, существующих в этих странах).

Волонтеры будут собирать информацию по областям региона и вникать в проблемы, волнующие наш деловой мир, оказывать экспертную помощь по маркетингу, бухгалтерскому делу, планированию бизнеса (в особенности — агробизнеса), транспорту, проблемам стратегии.

2.2.2. 3-5 июля в Поволжском кадровом центре проходила работа международной конференции «Взаимодействие бизнеса и политики в условиях формирования рыночных отношений», организованной фирмой «Креми Лтд» и американским фондом «Свободный конгресс». В ней участвовали делегация бизнесменов из США, деловые люди Поволжья, руководители области и города: и.о.главы администрации области Ю.Белых, представитель президента в области В.Головачев, мэр Саратова Ю.Китов, главы администраций районов области и т.п. Особенностью конференции можно назвать то, что ее участники больше интересовались не столько звучащими в немалом количестве выступлениями, сколько неофициальным общением с официальными лицами.

В результате работы конференции, руководитель фонда «Свободный конгресс» доктор Крибл и руководство ПКЦ, возглавляемое Владимиром Южаковым, выработали ряд мер по поддержке принципиально нового учебного заведения. С помощью фонда «Свободный конгресс» планируется установка научных связей, обмен общеобразовательными программами с западным миром, а также, по словам доктора Кирбла, планируется широкая финансовая поддержка ПКЦ (См. также [13]).

(Поволжский кадровый центр (ПКЦ) является учебным, исследовательским методическим центром, осуществляющим кадровое обеспечение экономических и политических реформ в регионе. ПКЦ ведет подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов для государственных и муниципальных органов власти и управления, структур рыночной экономики; о «территориальном» конфликте ПКЦ с художественным музеем см.: С.Р. Саратов: Июнь, 1992, п. 8; также п. 8 настоящего отчета).

2.2.3. В городе побывала делегация деловых людей Страны басков (Испания) во главе с бывшим министром, а ныне президентом фирмы «Арос» Иньяки Урхико Гаитиа (первый приезд басков в Саратов состоялся осенью 1991 года). Гости, приезжавшие в связи с разнообразными проектами сотрудничества (предприятия по глубокой переработке сельхозпродуктов, изготовление красок, конверсия) и с развертыванием в Саратове Международной фондовой биржи, увезли собой ответное письмо мэра Саратова Юрия Китова мэру города Баракальдо Карлосу Пера, содержащее приглашение посетить наш город в августе и заключить здесь соглашение о побратимстве между двумя городами.

(Международная фондовая биржа учреждена в марте 1992 года; акционерное общество закрытого типа; среди учредителей, помимо ряда коммерческих структур — Саратовский горисполком (правопреемник — администрация города); 30% акций принадлежит испанской стороне — ассоциации «Испания-Легис»; начало операций биржи планируется на конец 1992-начало 1993 гг.

Баракальдо — город на севере Испании, в Стране басков (примерно 10 километров от Бильбао). Население — 107 тысяч; один из центров испанской металлургии; в городе есть футбольный и баскетбольный клубы, участвующие чемпионате Испании. Предложение о побратимстве мэр Баракальдо сделал в письме мэру Саратова от 28 ноября 1991 года.

2.2.4. Относительно проникновения иностранного капитала в Саратовский край необходимо заметить, что с открытием города в конце 1991 г. контакты с иностранными предпринимателями если и не приближаются к уровню более развитых регионов (например, Волгоград — в Поволжье), то становятся все более частыми. Так, на июль в области зарегистрировано 174 участника внешнеэкономической деятельности, 18 совместных предприятий с общей суммой иностранных инвестиций 30 млн. рублей; 60 предприятий осуществляют экспертно-импортные операции. Правда, объем и ассортимент экспорта-импорта пока невелик: экспортируется в основном сырье — химические и нефтепродукты (на сумму 2 млрд. рублей во втором квартале), импортируются товары народного потребления (на 500 млн. рублей за тот же период) [14]. Доллары и другая иностранная валюта в саратовском бизнесе только начинают играть свою роль [15]. Характерно, что большинство контактов осуществляется либо через представителей власти (или при их непосредственном участии), либо госструктурами. Судя по прессе и по оценкам заинтересованных лиц, наиболее прочные «хозяйственные связи» должны установиться с Германией и китайскими предпринимателями.

2.3.       Спад производства. Финансы

2.3.1. Общая прибыль по области за 6 месяцев 1992 года (без сельскохозяйственной продукции) составила 10062,4 млн. рублей, из которых 88% приходится на долю госсектора и только 12% — на негосударственные экономические структуры. Наиболее убыточными оказались торговые организации (72 предприятия), жилищно-коммунальное хозяйство (30 организаций), транспортники (22 организации), строители (29 организаций) и промышленные предприятия (11 штук) [16]. Прибыль увеличилась в 8,5 раза — однако исключительно за счет роста цен, реально же она значительно уменьшилась. Объем производства снизился сравнительно с первой половиной 1991 года на 10,9% [17].

2.3.2. Договора на поставку продукции заключены по области на 78,5%, на получение сырья — на 66,4%, на поставку товаров народного потребления — на 58%; 40% предприятий к началу июля не заключили ни одного договора [17, там же см. другие статистические данные,17б].

По-прежнему (см.: С.Р. Саратов: Июнь 1992, п.2.1.) чуть более, чем наполовину задействованы мясокомбинаты области [18]; продолжается практика неоплачиваемых отпусков — в июле по официальным данным в них находились 9113 человек по области, «лидером» стал троллейбусный завод в г.Энгельсе — 1114 человек [19].

Эти данные, а также ценовые и доходные показатели [20, 21] подтверждают, что оптимизм главы администрации со ссылки на снижение цен на некоторые товары необоснован (2.1.) — ни повышения уровня жизни, ни остановки спада производства в обозримом будущем в отдельно взятой Саратовской области не предполагается.

2.4.       Новые предприниматели. Приватизация

2.4.1. Вице-мэр — председатель комитета по экономике администрации Саратова Михаил Хархардин сообщил, что комитетом проведена оценка деятельности «теневой налоговой инспекции» — рэкетиров. По расчетам, рэкет изымает от 5 до 10 процентов реальной прибыли коммерческих структур и уличных торговцев. Это сумма примерно в 900 миллионов — 1 миллиард 200 миллионов рублей в год.

Начальник городской налоговой инспекции объясняет несравненно более высокую эффективность «теневой налоговой инспекции» по сравнению с официальной тем, что «государство действует в рамках закона, а вымогатели ничем не стеснены».

2.4.2. С учредительного съезда Российской Гильдии риэлторов (торговцев недвижимостью), состоявшегося 13 июля в Москве, вернулся директор фирмы «Галакт» А.А.Пошеченков, представлявший там торговый дом «Галакт-Арета-Стройинвест». В ближайшие планы торгового дома входит создание в Саратове региональной поволжской Гильдии риэлторов с привлечением ведущих фирм, занимающихся операциями с недвижимостью: биржи «Гелон» и АО «Терем».

2.4.3. Приватизация в городе и области идет по разным сценариям. Если области до мая 1992 года не действовал фонд имущества, а комитет по управлению имуществом возглавил глубокий непрофессионал А.Зацепилин и как реально шла приватизация одному Богу известна, то в городе профессиональная работа исполкома и совета обернулась множеством нарушений законов, которые стали достоянием гласности и с которыми теперь предстоит разбираться новому руководству комитета по управлению имуществом и фонду имущества [22, 23, 24].

2.4.4. 30 июля Малый Совет Саратовского облсовета народных депутатов утвердил положение о приватизации жилищного фонда Саратовской области. Решено проводить приватизацию жилья полностью бесплатно, т.е., помимо квартплаты, размер которой останется прежним, ответственные квартиросъемщики ежегодно будут выплачивать лишь налог на недвижимость.

3.    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

3.1.       Безработица

На первое июля в области зарегистрировано 3072 безработных, 2217 из них получают пособие (по другому источнику 3757 и 2981 соответственно [17]. По расчетам центра занятости до конца года их число составит 41 тыс. Городская администрация пытается давить на предприятия, чтобы те образовывал специальные фонды, поднимали уровень гарантий для своих работников, организовывали центры по профпериориентации и т.п [25]. Но, скорее всего, и цифры, и «меры» [26] (как и сами центры занятости — см.: С.Р. Саратов: Июнь 1992, п. 4.2.2.) имеют преимущественно «бумажный» характер. 11% всех работающих (125,5 тыс. человек) выбыло из предприятий области в январе-мае; каждый седьмой из них уволен по сокращению штатов.

3.2.       «Гайдаровки»

Между тем способ решения проблемы денежной наличности — оплата задолженностей по зарплате и пенсиям новыми пятитысячерублевыми купюрами сам превратился в проблему — размен «гайдаровки» обходится в 10% от ее стоимости, а задолженности ликвидированы примерно наполовину. Как дефицит наличности, так и «гайдаровки» вызывают сдержанное недовольство населения.

3.3.        

Вице-мэр по вопросам продовольствия Петр Иванченко сообщил, что минимальная продовольственная корзина саратовца, включающая 18 наименований съестного, 1 июля стоила 1611 рублей. Представление об упадке доходов и уровня жизни более полно отражено в [17].

4.    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

4.1.       Левые и патриоты

4.1.1. 2 июля состоялся митинг, организованный Объединенным фронтом патриотических сил и РКРП. Тема — тяжелая жизнь горожан, особенно рабочего класса. Ближайшей целью было названо проведение митинга с участием 50 тысяч человек. Завершилось мероприятие объявлением состава координационного совета по созданию саратовской организации Народного веча, в который вошли четыре депутата местных Советов и назначением даты следующего митинга — 16 июля.

На митинге присутствовал председатель областного Совета Николай Макаревич. Стоял он несколько поодаль от митингующих, и вокруг него собралось 30-40 человек. Организаторы акции раздавали отпечатанную в виде плаката статью зампредседателя облсовета В.Уханева, увидевшую свет в областной газете «Саратовские вести» за день до митинга.

Всего на площади присутствовало около 300 человек в начале акции и около 200 — в конце ее, из них участвовали в голосованиях около 100. В числе наблюдателей было не менее 50 членов различных демократических организаций.

4.1.2. Традиционное место демократических акций — скверик на центральной площади города, получивший в 1990 году прозвище «Гайд-парк», теперь облюбовали коммунисты. Оставшиеся от былых времен самодеятельные стенды заклеены ныне, вместо «Экспресс-хроники» и «Свободного слова», «Народной правдой» и воззванием недавнего съезда Русского национального собора. Перед стендами ведут агитационно-пропагандистскую работу национал-коммунистические миссионеры. Иногда наблюдается скопление публики до 30 человек.

4.1.3. В середине июля в нотариальной конторе Волжского района города была зарегистрирована инициативная группа по сбору подписей по организации референдума РФ о досрочном прекращении полномочий президента РФ Бориса Ельцина. При этом установленная законом пошлина за регистрацию была взыскана Саратовского горсовета — это (по выражению председателя постоянной комиссии по законности горсовета Александра Ландо) как бы штраф за то, что малый совет горсовета не нашел в себе мужества принять какое-либо решение о регистрации этой группы. Инициативная группа приступила к сбору подписей под листом о необходимости провести такой референдум. По утверждению и.о.секретаря городской организации РКРП Андрея Галанина, инициативные группы по сбору подписей о вышеназванном референдуме в настоящее время зарегистрированы 87 городах России, и Саратов будет 88-м. По словам все того же Галанина, сейчас собрано около ста тысяч подписей, и от саратовцев РКРП рассчитывает получить еще не менее десяти тысяч автографов из требуемых законом о референдуме миллиона.

4.1.4. 16 июля состоялся очередной митинг, созванный Объединенным фронтом патриотических сил и городской организацией РКРП. Акция посвящалась защите русскоязычного населения за российскими рубежами. Митингующие единогласно приняли обращение к русскому народу и начали сбор подписей под ним.

Участников акции набралось около 150. Несколько меньше было журналистов и любопытствующих демократов, во всевозрастающем количестве приходящих посмотреть на регулярные коммуно-патриотические мероприятия.

4.1.5. Движение 11 февраля. С недавнего времени изменилось название организации. Теперь она именуется «Патриотическое (а не демократическое) «Движение 11 февраля».

Лидер «Движения» Виталий Соснин заявил, что имеющиеся слухи о союзе движения с коммунистами и его вступлении в Объединенный фронт патриотических сил ни на чем не основаны. Делать же подобные выводы из его выступления на митинге ОФПС 18 июня не следует.

По его словам, «Движение» в настоящее время более заинтересовано в контактах с Русским национальным собором, причем не с «крылом Стерлигова», а неким «крылом Распутина и Говорухина». О существовании в РНС деления на «крылья» никаких сведений нет. Участвовавшая во втором съезде РНС саратовская делегация (депутат облсовета А.Гладышев, депутат горсовета И.Стрельцов и бывш. комсомольский функционер А.Стеклов, одновременно являющийся представителем ДР в Саратове) подчеркивает полнейшее единство, царящее рядах РНС.

4.2.       Саратовский земский союз

4.2.1. 8 июля состоялся семинар «Русский национальный вопрос в России», проводившийся по инициативе Саратовского земского союза и местной организации Республиканской партии России. После выступлений доцента Александра Ососкова, студента истфака СГУ Потапова и настоятеля Покровского собора отца Георгия, длившихся в общей сложности около трех часов, участники семинара приступили к обсуждению проблемы. Было принято предложение писателя-патриота Геннадия Сидоровнина — издавать в городе некую «русскую газету» тиражом 999 экземпляров. Первый номер Г.Сидоровнин обещал выпустить через две-три недели.

4.2.2. 23 июля состоялось расширенное заседание правления «Земского союза», на котором собравшимся был представлен кандидат на должность редактора будущей газеты союза. Им стал профессиональный журналист Владимир Ефимов. Он заявил, что это предложение отчасти застало его врасплох, и поэтому он не готов представить на суд правления законченную концепцию своей предстоящей деятельности. Подчеркнуто было лишь, что газета будет в первую очередь органом оппозиции, призванным восстановить нарушенный ныне информационный баланс. Предполагаемый тираж — 999 экземпляров.

После слово было предоставлено гостю заседания — руководителю «Славянского союза», базирующегося в городе-спутнике Саратова Энгельсе Игорю Бурданову, который подверг «Земский союз» жесткой критике за организационную рыхлость и неопределенность воззрений. В своей горячей речи он сравнил Ельцина с Гришкой Отрепьевым, а Кравчука — с Мазепой, призвав собравшихся консолидироваться вокруг идеи возрождения русской государственности. Ответные выступления членов «Земского союза» были выдержаны в тоне извиняющегося разъяснения.

4.2.3. Заседания правления «Земского союза» в течение всего месяца хронически не собирают кворума. Натурально, никаких решений не принимается какая-либо деятельность «Союза» невооруженным глазом не обнаруживается. Все это вызывает у членов правления недовольство, изливаемой на (не имеющих кворума) заседаниях. Вторая сквозная тема этих же заседаний — безуспешные попытки опубликовать в местной прессе материалы с изложением позиций «Земского союза» по вопросам мировой, российской и местной политики.

4.2.4. В городе в конце июля появились листовки антисемитского, погромного содержания, подписанные «Саратовский Земский Союз». Пока не удалось выяснить что это — провокация либо дело рук радикально-патриотического крыла организации.

4.2.5. Члены СЗС, числом свыше десятка, приняли активное участие в учредительном собрании Союза офицеров запаса (практически все они имеют воинские звания, полученные на военных кафедрах вузов) и вошли в его правление. Председатель СЗС Михаил Калашников сообщил одному из экспертов, что раз уж не удается наладить работу внутри СЗС из-за хронического отсутствия кворума на заседаниях правления, то надо постараться проводить линию СЗС через иные организации, для чего надо в них входить.

4.3.       ДемРоссия

4.3.1. 7 июля в комнате депутатской работы горсовета состоялось заседание координационного совета региональной организации ДемРоссии. Был заслушан отчет делегатов, побывавших на Гражданском форуме (или форуме демократических сил, или форуме сторонников российских реформ — сами делегаты путались в названии акции, участниками которой они имели честь быть). Больше всего участников заседания заинтересовал вопрос о том, какая позиция была занята Форумом по отношению к готовящемуся при поддержке демороссов референдуму. Как выяснилось, Саратов оказался в числе 18 городов России, где собрание по его подготовке прошло на должном уровне. До присутствующих была доведена кулуарная информация о том, что Ельцин и правительство намерены использовать референдум лишь в качестве некого «домоклова меча», висящего над головой парламента, и что до его реального проведения дело в ближайшее время вряд ли дойдет. Сообщение это повергло собравшихся в шок, ибо референдум рассматривался саратовскими демороссами как главная задача. Более чем неясно, как им теперь отчитываться перед участниками собрания. Никакого реального выхода из ситуации не было предложено.

Вторым серьезным вопросом было отношение к власти и возможность перехода в оппозицию. Ожесточенная дискуссия привела даже к уходу зампреда облорганизации Сергея Коннова в знак протеста против некорректных, с его точки зрения, высказываний председателя организации и ведущего собрания Валерия Давыдова в его адрес. Сам В.Давыдов на переходе в оппозицию очень настаивал, но полного успеха не имел. Таким образом, рассмотрение рокового для саратовской «ДемРоссии» вопроса в очередной раз было отложено — до проведения консультаций с партиями, входящими в движение.

4.3.2. Подал в отставку со своего поста ответственного секретаря областной организации «ДемРоссии» (единственная освобожденная должность в организации) Юрий Чернышов, один из старейших городских неформалов, в 1988 году возглавивший первое общегородское объединение политических организацийСовет представителей общественных клубов (СПОК), основоположник саратовской социал-демократии. Мотивы отставки обозначаются демороссами как чисто личные. Организация приняла ее 7 июля без обсуждения.

4.3.3. 14 июля на координационном совете ДемРоссии была рассмотрена инициатива саратовской парторганизации РПР по совместному с патриотическим «Земским союзом» проведению семинаров, посвященных русскому национальному самосознанию. Интересно, что представитель РПР заявил о намерении своей партии продолжать подобную деятельность даже в случае, если КС ее осудит. КС, впрочем, деятельность одобрил и признал необходимой для перехода от конфронтации к диалогу. Присутствовавшие члены «ДемРоссии» выразили желание участвовать в семинарах в дальнейшем.

Затем рассматривался вопрос об отношении к съезду «ДемРоссии», проведение которого готовит группа Афанасьева. Оппозиционно настроенные по отношению к облруководству движения члены Фрунзенской районной организации города (которую это руководство не признает) настаивали на участии саратовских «демороссов» в данном мероприятии, на включении в состав делегации не менее 50% представителей оппозиции и на финансировании поездки за счет средств региональной организации. Руководство отвергло претензии и предложило оппозиционерам заняться пропагандой своих идей в массах, а на съезд ехать за свой счет. Большинство членов КС поддержали эту точку зрения. Кворума для принятия окончательного решения, впрочем, не оказалось, и принятие окончательного решения о принятии участия в съезде и его возможной форме был отложен.

В конце заседания было принято решение о необходимости содействовать замене Р.Абдурахманова на посту председателя областного Общественного комитета российских реформ в связи с профнепригодностью и развалом работы. Инициатива исходила при этом от 4 (из 5 существующих) членов правления областного ОКРР, присутствовавших здесь же и являющихся членами «ДемРоссии», как сам Абдурахманов. Было подчеркнуто, что демороссы чувствуют ответственность за деятельность обл. ОКРР, так как последний является в Саратове детищем ДемРоссии, но, в связи с его юридической независимостью, сместить председателя с его поста могут только сами члены правления.

4.3.4. Оперативная областная конференция сторонников заявления «группы Афанасьева» в ДемРоссии, сообщения о которой появились накануне во многих средствах массовой информации Саратова (позже появлялись и опровержения) все же состоялась. Первоначально предполагалось провести ее в помещении областного ОКРР, но его руководство в лице председателя правления Р.Абдрахманова дало орггруппе жесткий отказ.

Конференция состоялась в горсовете. Со стороны присутствовавших противников акции прозвучали обвинения собравшихся в стремлении к расколу движения, в личной нелюбви к председателю областной его организации Давыдову и нарушении устава. Оппозиция выразила убежденность, что ее действия лишь укрепят движение и вдохнут в него новую жизнь, дав новые ориентиры для политической деятельности. Была сформирована делегация для участия во внеочередном чрезвычайном съезде движения, проводимого по инициативе «группы Афанасьева». Делегаты получили множество наказов, важнейший из которых — не допустить не только раскола «ДемРоссии», но и постановки подобного вопроса в повестку дня. Организаторы, исходя из полученных от инициаторов съезда разъяснений апеллируя к тому, что собиралась не вся ДемРоссия в целом, а именно группа сторонников «афанасьевцев», считают свою акцию правомочной. В качестве наблюдателей в конференции участвовали зампред облсовета В.Уханев и сотрудники аппарата облсовета. Всего присутствовало 26 человек, 18 из которых зарегистрировались в качестве участников. Председательствовал депутат облсовета Григорий Ахтырко (см. также [27]).

4.3.5. На прошедшем 21 июля заседании КС местной организации ДемРоссии вновь ставился вопрос об отношении к чрезвычайному съезду и об участии в нем саратовской делегации. Кворума не оказалось — присутствовали лишь 3 члена КС. Кроме того, выяснилось, что председатель региональной организации движения В.Давыдов уже отбыл в столицу в одиночку с целью участия в съезде в качестве наблюдателя. По этому поводу были оставлены разъяснения, что в кассе организации нет средств на финансирование поездки делегатов, а он путешествует на свои средства. Оппозиционеры были возмущены происшедшим и уверяли потом журналистов, что Давыдов дезинформировал демократическую общественность, и деньги в кассе есть, а действия председателя имеют целью не допустить своих политических противников к месту событий.

Кроме того, от оппозиционеров потребовали объяснений по поводу появившихся накануне в местных средствах массовой информации сообщений о проведении оперативной конференции сторонников заявления «группы Афанасьева». Те давать объяснения отказались. От возмущенных членов КС раздался призыв демроссийским массам прийти к месту конференции и сорвать оную.

Вновь был рассмотрен вопрос о ситуации в областном ОКРР. Решено созвать расширенное заседание КС, где всерьез поставить этот вопрос перед членами правления обл.ОКРР (6 из 7 членов правления — одновременно и члены «ДемРоссии»). Предполагается добиться от них конкретных действий по нормализации обстановки во вверенном им комитете или смещения его руководителя Р.Абдрахманова с занимаемого им поста.

4.3.6. С открытым письмом Давыдову выступил демоактивист, депутат горсовета, политобозреватель газеты горсовета «Саратов» А.Климов. В нем он подверг резкой критике лидера саратовских демороссов за экономическую и политическую двуличность, отступление от «идеалов» демократии и т.п [28].

4.3.7. Последствия внеочередного съезда. На заседании КС, состоявшемся после возвращения делегатов внеочередного съезда и присутствовавшего на нем в качестве наблюдателя председателя региональной организации «ДемРоссии» В.Давыдова, были подвергнуты обсуждению итоги форума. Вопреки ожиданиям, серьезного конфликта не произошло. Были заслушаны отчеты о происшедшем самого Давыдова и представителей оппозиции. Обе стороны крайне отрицательно оценили выход из движения части его членов целью создания новой организации.

Оппозиционерами было заявлено о вхождении в сформировавшуюся на съезде фракцию движения, оппозиционную по отношению к политике его центрального руководства.

P.S. (4.3.8.) На КС ДемРоссии, состоявшемся 5 августа, руководство местной организации предложило НЕ принимать участие в «празднике победы русского народа над диктатурой» и выступить с заявлением о том, что никакой победы не было, а к власти пришел «второй эшелон партийной номенклатуры».

4.4.       ДПР

Собрание партактива городской организации ДПР поддержало последние решение центрального руководства своей партии, связанные с переходом в конструктивную оппозицию к правительству России и вхождением в «Гражданский союз». Выступавшие заявили, что второе из них имеет особое значение в Саратовской области, где руководство облсовета «по существу стоит на позициях «Гражданского союза»». В связи с этим был поставлен вопрос о возрождении провалившейся в прошлом году идеи Политического консультативного совета при облсовете. Активно пропагандировался опыт проведения реформ в Шаховском районе Московской области, где главой администрации — лидер ДПР Н.Травкин. Было так же решено принять меры для скорейшего проведения в городе совместного собрания ДПР и НПСР (тоже вошедшей в «Гражданский союз»).

Помимо членов ДПР присутствовали и выступали представители НПСР, поддержавшие инициативы своих союзников, и председатель горсовета Владимиров, ответивший на ряд вопросов, связанных, прежде всего, с перспективами получения парторганизациями города собственных помещений. В качестве наблюдателей на собрании находились и представители СДПР.

4.5.       СДПР

4.5.1. Ответственный секретарь городской организации СДПР Аркадий Дидевич снят малым советом горсовета с поста президента городского фонда социальной защиты. Причина — полнейшая его бездеятельность. Сам Дидевич, от имени всех эсдеков, обвиняет горсовет в сведении неких с ним счетов и преследовании местнических интересов. За день до заседания малого совета, 13 июля, состоялось партсобрание эсдеков, как обычно, не имевшее кворума. Собравшиеся солидаризовались с А.Дидевичем.

4.5.2. Традиционный конфликт между «отцами-основателями» саратовской социал-демократической организации в связи с уходом бывшего отв.секретаря областной ДемРоссии Юрия Чернышева со своего поста перешел в новую стадию. Его поступок расценен товарищами по партии как дезертирство — в спорах внутри СГО СДПР он отстаивал необходимость членства СДПР в ДемРоссии (а противников этого немало) и принципы либерализма (в пику социально ориентированному большинству СГО СДПР). Зато все недовольные правлением СГО СДПР неожиданно полюбили Чернышева, превратившегося в центр притяжения для них.

4.6.       Новые организации

4.6.1. Союз офицеров запаса. 30 июля в гарнизонном Доме офицеров прошло учредительное собрание облорганизации Союза офицеров запаса. Организация эта, имеющая главной целью социальную защиту и приспособление к жизни «на гражданке» сокращаемых из частей офицеров, создается по инициативе правительства. Тем не менее, большинство собравшихся (среди которых немало «партизан» — выпускников вузовских военных кафедр, активистов различных политизированных организаций) проявили крутую антиправительственную направленность.

4.6.2. Партия экономической свободы. Ряд политических и экономических структур города приступили к деятельности, направленной на создание местной организации Партии экономической свободы («партии Борового»). Среди них — Общественно-политический союз «Созидание» и Профсоюз работников малого и среднего бизнеса. Единого взгляда на осуществляемую деятельность ими пока не выработано. По некоторым сведениям, инициативную группу образовали-таки — но неизвестные лица, с этими организациями не связанные.

Политическая жизнь города в июле характеризуется отсутствием четко выраженной доминанты. Можно сказать что практически не произошло никаких событий, кроме продолжающихся не первый месяц вялотекущих расколов в различных организациях демократов и стабильной не слишком многочисленных левых. Можно отметить, что некоторый элемент новизны вносит постепенно возникающее у лидеров демдвижений осознание того факта, что газета «Саратов», которую они привыкли (все вместе) считать газетой «своей» и в то же время никого из них в отдельности и в ущерб другим не привечающей, превратилась в рупор работающих в ней В.Горбачева и А.Климова. Но единственное, что из этого пока что проистекло, заключается в том, что активизируются попытки обращаться в другие средства массовой информации или создать свои собственные. Как самостоятельную политическую силу газету еще никто не рассматривает. Никакого определенного отношения к администрации города демдвижения пока не выработали, позиция левых и патриотов определена изначальна их оппозиционностью к правительству, президенту и Верховному Совету.

5.    ЭКОЛОГИЯ

5.1.       Склад ОВ в Горном

Малый совет Саратовского областного Совета народных депутатов на своем заседании, состоявшемся 16 июля, после многих сомнений и колебаний дал добро управлению химическими войсками Министерства обороны России на разработку технико-экономического обоснования по строительству в поселке Горный Краснопартизанского района Саратовской области терминала по перетариванию отравляющих химических веществ, в том числе — и хранящихся в этом поселке. Подобная формулировка подразумевает в действительности, что перетариванию будут подвергаться и вещества, находящиеся в настоящий момент далеко за его пределами в различных воинских частях, имеющих на вооружении химическое оружие. Подобных комплексов в нашей стране всего несколько, так что степень будущей загруженности терминала в Горном прогнозированию не поддается.

(Ожидающие начала строительства комплекса по своей переработке ОВ хранятся в Горном в специальных цистернах, срок годности которых истекает в ближайшем десятилетии. С этим связана необходимость перетаривания ОВ в емкости более прочные, каждая объемом ок. кубического метра.)

На заседании малого совета ставился и вопрос о скорейшем начале строительства, но, как утверждают депутаты демократической фракции, им удалось отстоять ту точку зрения, что разрешение подобного строительства до предъявления военными технико-экономического обоснования выглядит, мягко говоря, преждевременным. Тем не менее, депутаты считают, что получена лишь отсрочка.

(О ситуации в Горном см. также: С.Р. Саратов: Июнь 1992, п. 5.4.; дополнение к нему — [29]).

5.2.       Балаковская АЭС

30 июля на малом совете облсовета было принято решение по Балаковской атомной станции. Проект его был разработан городскими властями Балакова и комитетом по экологии обладминистрации при участии руководства самой атомной станции. В решении пять пунктов (одобрений, прошений): 1.Комитету по экологии обладминистрации поручается обратиться в российское правительство просьбой ускорить проведение государственной экологической экспертизы первой очереди атомной станции и четвертого энергоблока. 2.Одобрить решение сессии Балаковского горсовета о запрещении загрузки топливом и ввода в эксплуатацию четвертого энергоблока. 3.Обратиться к ВС РФ с просьбой о принятии проекта решения о снятии с планов развития энергетики страны второй очереди Балаковской АЭС. 4. Обратиться к ВС РФ с просьбой ускорить принятие постановления по льготам населенным пунктам в зоне расположения АЭС. 5. Главному управлению Центрального банка России по Саратовской области предложено продолжить до 1 ноября 1992 года (времени предполагаемого окончания работы Государственной экологической экспертизы) финансировать строительство четвертого энергоблока. (Хотя в проекте этого решения и шла речь о прекращении финансирования до окончания экспертизы, по настоянию мэра города Балаково оно было пересмотрено).

Между тем результатом проведенной Российской академией наук экспертизы стала рекомендация по пуску четвертого блока в декабре 1992 года [31]; неожиданную рекламу 4 блок и АЭС в целом получили в рекламно-информационном издании «Пресс-панорама» [30]; а представителей «Гринпис» не допустили на АЭС по причине отсутствия у них бумажки от правительства [32].

5.3.       «Эльф-Акитен»

Как явствует из публикации в газете «Саратов», советско-французский проект по разработке заволжской нефти имеет еще одно «слабое» звено в юридическом обосновании — спорным оказался вопрос о собственнике саратовских недр.

Эти экологические проблемы, по всем оценкам являющиеся главными в Саратовской области — долгодействующие факторы. Возможно как их использование политических играх, борьбе за экономические выгоды лиц и организаций, так и появление собственно экологического противостояния в связи с этими проблемами. По крайней мере, можно констатировать, что эти проблемы стараниями прессы и экологических активистов уже образовали постоянный социально-психологический фон в городе и области.

6.    НЕМЦЫ

6.1. 10 июля в Саратове находилась официальная делегация из Германии. Ее, как и месяц назад, возглавлял доктор Хорст Ваффеншмидт, парламентский статс-секретарь министерства внутренних дел, федеральный уполномоченный по делам переселенцев. Делегация состояла из депутатов бундестага, журналистов, бизнесменов и представителей общественности.

Одним из основных событий дня стала встреча с администрацией города. Саратов представляли мэр города Юрий Китов, предгорсовета Владимиров и депутаты городского совета. На встрече обсуждались проблемы управления городским хозяйством, характерные как для Запада, так и для Востока.

Доктор Ваффеншмидт сообщил, что канцлер Коль выступил с инициативой поддержки самоуправления в странах СНГ, и это начинание поддержал бундестаг. По словам статс-секретаря, Германия не способна «охватить все просторы СНГ» и, по всей видимости, Саратов станет городом — моделью самоуправления для других российских городов.

На встрече также выступил представитель ассоциации самоуправляющихся коммун доктор Беккербюрдт. Он заявил о том, что ассоциация попытается найти город в Германии, могущий стать побратимом Саратова.

6.2. В прессе, как и в прошлом месяце, о перспективах восстановления автономии пишется весьма сдержанно [34, 35].

6.3. Прокурор опротестовал решение сессии энгельсского райсовета о несогласии с указом президента о создании национального района [36]. Информации о реакции райсовета пока нет.

7.    ПРЕССА

7.1. 27 июля состоялась встреча редакторов районных газет с администрацией области. Редакторы в один голос просили дотаций из областного бюджета. Им было отвечено, что деньги будут даны только под конкретные обязательства «районок» пропагандировать линию правительства и обладминистрации (доселе подавляющее большинство районных газет служили органами коммунистической оппозиции). Редакторы выразили согласие. Каждому из них предложили представить свой личный план пропаганды политики Гайдара, в зависимости от степени удачности коего определится и сумма дотации. И на это согласие было дано.

7.2. Одно из решений малого совета облсовета, заседание которого состоялось 30 июля, касалось газеты Саратовского облсовета «Саратовские Вести». Дело в том, что администрация области обратилась с письмом в облсовет предложением принять ее в состав учредителей этого печатного органа. Постоянная комиссия по вопросам гласности и средствам массовой информации Совета большинством голосов одобрила это предложение и вынесла его на рассмотрение Малого Совета, который, однако, с таким же единодушием предложение не принял.

8.    ПОВОЛЖСКИЙ КАДРОВЫЙ ЦЕНТР

Судя по всему, руководство ПКЦ намерено игнорировать правительственное постановление о передаче здания бывшей ВПШ художественному музею им. А.Н.Радищева [37, 38]. Помимо собственно содержательного смысла вопрос о том, чьим будет здание, имеет политическую подоплеку — в глазах общественности успех депутатом облсовета директором ПКЦ В.Южаковым постановления будет выглядеть как свидетельство «мафиозности» новой власти на местном и российском уровнях.

Источники

1. Горбачев В. Губернатор обещает: мы пойдем вперед, а цены — вниз // Саратов. — Саратов, 1992. — 28 июля 1992.

2. «Нужны люди, не связанные с прежней властью // Саратов. — Саратов, 1992. — 17 июля 1992.

3. Проблема кворума и... дележ автомашин // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 18 июля 1992.

4. С зерном будем? // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — №21.

5. На полях и фермах // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 11 июля 1992.

6. Ильин С. Смена ориентиров // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — №18. — С. 3.

7. Ильин С. У крестьян одна привилегия // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — №21. — с.1.

8. Цоглин А. Рыночный механизм на селе пока не работает // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 29 июля 1992.

9. Ильин С. Цена хлеба и цена слова // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — №18. — С. 1.

10. Вывоз зерна — только по лицензиям: Распоряжение администрации области // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 1 августа 1992.

11. Обращение администрации города к руководителям трудовых коллективов, жителям Саратова // Саратов. — Саратов, 1992. — 17 июля 1992.

12. Синева Е. Про долг, который перестал быть священным // Саратов. — Саратов, 1992. — 14 июля 1992.

13. Спирягин В., Голяков А., Осовин И. Учить нас прибыл доктор Крибл // Заря молодежи. — Саратов, 1992. — 11 июля 1992.

14. Рогожин В....А продаем больше // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 29 июля 1992.

15. Яковлев В. Рубль на валютном фронте: Доллары в Саратовской области еще не в ходу // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — №18. — С. 3.

16. Финасы: прибыль и убытки // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — №18. — С. 3.

17. Как работаем, так и живем: Итоги социально-экономического развития области за первое полугодие 1992 года // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 22 июля 1992.

17б. В зеркале статистики // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 14 июля 1992.

18. С какими покупками выходим из магазина? // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — №19. — С. 2.

19. Николаев Е. А пошли вы все... в отпуск // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — №21. — С. 2.

20. Продуктовый рынок: от недели к неделе: Информация о розничных ценах на товары в государственной торговле и на колхозных рынках // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — №21. — С. 3.

21. Нуждина Г., Ментюкова З. Чем намазать бутерброд? // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — №19. — С. 1.

22. Цоглин А. 200 миллионов от приватизации // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 28 июля 1992. — С. 1.

23. О предотвращении незаконной распродажи имущества, находящегося в муниципальной собственности: Постановление администрации города Саратова // Саратов. — Саратов, 1992. — 29 июля 1992.

24. Горбачев В. Серьги будут не у всех. Но все, кто очень постараются, должны их получить // Саратов. — Саратов, 1992. — 15 июля 1992.

25. Август-сентябрь прибавляют проблем // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — №19. — С. 4.

26. Безработица. Что противопоставим ей? // Саратов. — Саратов, 1992. — 28 июля 1992.

27. Климов А. Ересь в «Дем.России». Дождемся ли костров инквизиции? // Саратов. — Саратов, 1992. — 24 июля 1992.

28. Климов А. Не пора ли в отставку?: Открытое письмо лидеру саратовской организации движения «Демократическая Россия» В.Н.Давыдову // Саратов. — Саратов, 1992. — 29 июля 1992.

29. Никитина О. Полугласность рождает слухи // Набат. — Саратов, 1992. — №10. — С. 3.

30. Спецвыпуск информационного центра Балаковской АЭС // Пресс-панорама. — Саратов, 1992. — 30 июля 1992.

31. Сундукова И. Надежда умирает последней // Заря молодежи. — Саратов, 1992. — 25 июля 1992.

32. Таран И. «Гринпис» на АЭС не пустили // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 15 июля 1992.

33. Так кто же хозяин саратовских недр? // Саратов. — Саратов, 1992. — 11 июля 1992.

34. Бирюкова М. А надеяться можно только на себя // Саратов. — Саратов, 1992. — 11 июля 1992.

35. Климов В. С автономией пока неясно // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 21 июля 1992.

36. Климов В. По протесту прокурора // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 29 июля 1992.

37. Яковлева Л. Игры без правил затеваются вокруг Поволжского кадрового Центра // Совфакс. — Саратов, 1992. — №24. — С. 2-3.

38. Свищева Н. С какого конца разбивать яйцо? // Саратов. — Саратов, 1992. — 1 июля 1992.

39. С.Р. Саратов в июне 1992г. // Политический мониторинг №5. — Москва, 1992.