Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Татарстан (Татарстан)

Ольга ФОМЕНКО

Татарстан

в августе 1992 года

Основные проблемы

1.    АКТИВИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛ-РАДИКАЛОВ В ТАТАРСТАНЕ

1.1.       Сессия милли меджлиса

22 августа состоялась сессия милли меджлиса татарского народа. На сессии был принят ряд решений радикального характера.

В частности, объявлено о том, что осенний призыв в российскую армию на территории Татарстана проводиться не будет. Милли меджлис также считает, что военкоматы Российской Федерации, расположенные в Татарстане, должны прекратить свою деятельность, а их имущество перейти в распоряжение соответствующих органов Татарстана. Заявлено о намерении создать армию татарского народа, подчиненную военному совету милли меджлиса, куда будут призываться юноши от 19 до 23 лет. Сначала предполагается сформировать национальный батальон на добровольной основе, а остальные молодые люди, не пожелавшие встать на защиту независимого Татарстана, вынуждены будут в течение полутора лет перечислять 15% своего заработка на содержание этого батальона, оставаясь при этом гражданскими лицами.

По мнению милли меджлиса, переговоры с Россией можно вести только после признания последней независимости Татарстана, причем любые соглашения с Россией, подписанные без участия представителей милли меджлиса, будут считаться не имеющими юридической силы.

Милли меджлис проявил активность и на международном уровне. Он направил телеграмму Шеварднадзе, в которой осудил его политику в Абхазии и потребовал вывода грузинских войск, а также направил телеграмму поддержки председателю ВС Абхазии Владиславу Ардзинбе.

Были приняты решения об учреждении постов прокурора татарского народа, судьи татарского народа и о проведении национального займа милли меджлиса на три года с гарантией 40% годовых. Была одобрена в первом чтении и передана на дальнейшую доработку Конституция татарского народа.

Были сделаны доклады о ходе приватизации, об экономической и политической ситуации в Татарстане. В очередной раз была подвергнута критике нерешительность руководства республики в отстаивании ее суверенитета и предъявлены претензии к Президенту в том, что усиление его полномочий ведет к перекосу в сторону исполнительной власти. Экономическая политика властей, по мнению милли меджлиса, плетется в хвосте политики Ельцина и Гайдара. Руководство Татарстана было обвинено и в том, что до сих пор не решен вопрос о гражданстве в республике. В ходе обсуждения вопросов приватизации было заявлено о необходимости провести ее до 1 октября, чтобы опередить по срокам приватизационную программу российского правительства.

Было официально заявлено о намерении милли меджлиса добиваться проведения досрочных парламентских выборов в Татарстане.

Принятие столь радикальных, а порой и одиозных решений (типа одобрения Конституции татарского народа) отражает стремление руководства милли меджлиса во что бы то не стало привлечь внимание к своей деятельности и перехватить политическую инициативу в республике.

1.2.       Последствия создания блоков политических сил в республике

(См.: Галимов В. Татарстан в июле 1992 г. // Политический мониторинг.— М., 1992.— №6 (июль).)

 

После проведения Всемирного конгресса татар (июнь 1992 года), главным действующим лицом которого стал президент Татарстана Шаймиев, влияние милли меджлиса в республике несколько упало. К тому же подписанное 6 августа некоторыми политическими организациями (Татарским общественным центром, Народной партией свободной России, Социал-демократической партией Российской Федерации, Демократической партией России, движением «Согласие», Исламской демократической партией) «Совместное заявление политических сил Татарстана» также ограничивало поле для политических маневров милли меджлиса.

Следует отметить, что активизация национал-радикалов происходит на фоне неудач в экономической политике как Шаймиева, так и команды Ельцина—Гайдара. Если неудачи будут продолжаться, то возможно появление новых заявлений и действий националистического характера со стороны национал-радикального блока, сгруппировавшегося вокруг милли меджлиса (партия «Иттифак», союз татарской молодежи «Азатлык», движение «Суверенитет» и др.).

Министерство юстиции и прокуратура Татарстана усмотрели в ряде положений заявления о создании блока несоответствие действующему законодательству. В связи с этим 19 августа милли меджлис провел пресс-конференцию, на которой позиция руководства республики была названа соглашательской, а документы Минюста и прокуратуры Татарстана — провокационными и искажающими цели и задачи этих движений. Было еще раз подчеркнуто, что милли меджлис ставит своей задачей приход к власти национально-демократических сил, но исключительно конституционным и демократическим путем.

В ближайшее время, видимо, следует ожидать активизации «блока милли меджлиса» и попыток привлечения им на свою сторону широких масс татар (как в Татарстане, так и среди татарской диаспоры). Массовые митинги пока маловероятны — население озабочено подъемом цен, а не вопросами текущей политики, но если «националам» удастся сформулировать убедительную для населения альтернативную экономическую концепцию (а это возможно, так как реис милли меджлиса Талгат Абдуллин — один из лучших в республике экономистов), а политика Шаймиева в экономике потерпит крах (что ожидается), рост популярности милли меджлиса вполне возможен.

2.    ВСТРЕЧА РУКОВОДИТЕЛЕЙ КАЗАХСТАНА, ТАТАРСТАНА, БАШКОРТОСТАНА В УРАЛЬСКЕ

20 августа в Уральске по инициативе Президента Республики Казахстан Назарбаева состоялась его встреча с Президентом Татарстана Шаймиевым и председателем ВС Башкортостана Рахимовым. На состоявшейся на следующий день в Казани пресс-конференции Шаймиев прокомментировал подписанное в Уральске совместное коммюнике. Он заявил, что целью подписания коммюнике было содействие более тесному сотрудничеству между республиками. При этом делается акцент на то, что активизация связей должна начаться после заключения Татарстаном и Башкирией двусторонних договоров с Россией. Это делается для того, чтобы не обострять отношений с Москвой и не ущемить ничьих интересов.

Однако достаточно общие слова об экономическом сотрудничестве заслоняют, на наш взгляд, истинные причины этой встречи. Символично то, что она состоялась именно в Уральске. Дело в том, что татарские национал-радикалы считают эту территорию исконно татарской, а башкирские — исконно башкирской. Преобладание на этой территории русскоязычного населения, активность казаков в южноуральском регионе, возможно, также создаст для Назарбаева проблемы в будущем.

Эти факторы и заставили Назарбаева организовать встречу в Уральске и путем обещаний политической поддержки Татарстану и Башкортостану нейтрализовать устремления татарских и башкирских радикалов.

3.    РАСКОЛ В МУСУЛЬМАНСКОМ ДУХОВЕНСТВЕ И ОБРАЗОВАНИЕ НОВОГО ДУХОВНОГО ЦЕНТРА МУСУЛЬМАН В РЕГИОНЕ

3.1.       Чрезвычайный съезд духовенства Республики Татарстан и его решения

В ночь на субботу 22 августа в Набережных Челнах прошел Чрезвычайный съезд духовенства Республики Татарстан с участием представителей Духовного управления мусульман Европы и Сибири (ДУМЕС). На съезде было создано Духовное управление мусульман Республики Татарстан и объявлено о выходе вновь созданного управления из состава ДУМЕСа (подобные события прошли также и в Башкортостане). Муфтием духовного управления мусульман республики Татарстан избран Габдулла Хазрат, имам-хатыб Казанской соборной мечети, являющийся также председателем комиссии милли меджлиса по религии. На чрезвычайном съезде духовенства Татарстана было объявлено, что муфтий ДУМЕСа Талгат Татжутдин — душевнобольной и, по мнению Г.Хазрата, не может более находиться на своем посту. Очередным скандалом, связанным с именем Татжутдина, известного своим вспыльчивым нравом, закончились события в Набережных Челнах. По словам муфтия Татарстана Хазрата, Татжутдин избивал плеткой прихожан. Кроме того, по приказу Талгата Татжутдина на витражных стеклах новой мечети в Набережных Челнах помимо полумесяца, символа ислама, были выведены символы иудаизма — шестиконечная звезда и христианства — крест.

Г.Хазрат заявил, что нынешнее разъединение ни в коем случае не означает ухудшение отношений между верующими Татарстана и мусульманами соседних государств, напротив, это разъединение может стать впоследствии началом большого объединения. Возможно, что со временем духовные управления объединятся и создадут нечто вроде координирующего органа, поскольку стороны имеют общие цели и задачи. В ответ на вопрос о возможности более активного влияния мусульманского духовенства на политические процессы в РТ муфтий подчеркнул, что «дело духовенства — духовная жизнь прихожан», а не текущая политика.

По словам Габдуллы Хазрата, Талгат Татжутдин, взяв с собой крупную сумму в долларах, покинул не только Татарстан, но и пределы СНГ и в настоящее время находится в Турции.

Однако через несколько дней Татжутдин объявился в Уфе, где состоялся митинг в его поддержку. По сообщению «Известий», митинг был организован Татарским общественным центром Башкортостана (ТОЦ), татарской партией «Идель-Урал» и союзом татарской молодежи «Азатлык». По словам Татжутдина, учреждение независимых духовных управлений — дело рук кучки недовольных, которые жаждут власти и ради этого готовы на все. Митинг принял обращение к мусульманам европейской части и Сибири, призвав их к единству, естественно, под эгидой ДУМЕСа.

Образование независимого духовного управления — закономерный этап в жизни «неноменклатурного» татарстанского духовенства, достаточно давно воюющего с официальным Духовным управлением (подробно см. Фоменко О. «Татарстан в апреле — мае»). Сейчас наиболее важен вопрос, за кем в Поволжье пойдет духовенство сопредельных регионов — за ДУМЕС или за независимым татарстанским центром (абсолютное большинство мусульман в регионе — татары по национальности). Если выбор будет сделан в пользу татарского центра, у татарских политиков, ориентирующихся на милли меджлис, появится еще один рычаг влияния на диаспору.

Сейчас и та и другая сторона заявляют о том, что большинство приходов на их стороне, но достоверные сведения имеются лишь об образовании Саратовского мухтасибата (см. ниже, 3.2.).

3.2.       Первые последствия разделения мусульманского духовенства в регионе

Образование независимых от ДУМЕСа духовных управлений вызвало реакцию в других областях Поволжья. 31 августа состоялось собрание представителей мусульманских общин Саратовской, Волгоградской и Пензенской областей. На собрании принято решение об образовании Саратовского мухтасибата, независимого от Духовного управления мусульман Европы и Сибири (ДУМЕСа) и включающего мусульманские приходы трех вышеупомянутых областей. Имамом-мухтасибом был избран Мукаддас Бибарсов, имам-хатыб Саратовской соборной мечети, авторитетный политик, хорошо известный в области и за ее пределами.

Надо отметить, что ранее Саратовский мухтасибат включал в себя лишь мусульманские приходы Саратовской и Волгоградской областей. Сейчас во вновь образованный Саратовский мухтасибат вошли представители Пензенской области (татарское село Суляевка).

За присоединением к новому духовному центру мусульман Саратовского мухтасибата могут последовать аналогичные шаги мечети в регионах (особенно в бывших автономиях).