Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Башкортостан

Иршат БИКБУЛАТОВ

Башкортостан

в сентябре 1992 года

1.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Сентябрь в Башкортостане оказался месяцем относительного затишья как в политическом, так и социальном и экономическом отношениях.

Со стороны лидеров Республики Башкортостан не было предпринято никаких радикальных шагов в сторону дальнейшей суверенизации Башкортостана. Наоборот, Председатель Верховного Совета Республики Башкортостан М.Рахимов, похоже, пересмотрел свою позицию по вопросу о Президенте Республики Башкортостан. Еще год назад он активно поддерживал эту идею, видимо рассчитывая легко занять этот пост. Сегодня, когда и так невысокий рейтинг популярности местных властей снизился, Рахимов, как, впрочем, и другой кандидат в Президенты Председатель Совета Министров М.Миргазямов, вряд ли выдержит конкуренцию с другими кандидатами. Вполне возможен и другой вариант выборов — народ, занятый проблемами выживания, может и не явиться на избирательные участки. В последнее время его общественная активность резко упала, что не может не учитывать Председатель Верховного Совета. Видимо этими причинами можно объяснить заявление М.Рахимова, сделанное им во время интервью газете «Вечерняя Уфа»: «Мое мнение — сегодня нет необходимости в президентском правлении в Башкортостане... Во имя чего мы сегодня должны от решения насущных, жизненно важных проблем отвлекаться на выборы президента, ради чьих амбиций?!» [1].

Более развернутая аргументация о необходимости отмены решения о выборах Президента представлена в Обращении членов колхоза им.Салавата Баймакского района в Верховный Совет Республики Башкортостан. Обращение это было опубликовано 7 октября 1992 года в газете «Известия Башкортостана», отражающий, как правило, официальную точку зрения властных структур Башкортостана [2].

Руководство республики отказалось, видимо, и от форсированного принятия Конституции Башкортостана. Ожидалось, что проект Конституции будет вынесен для рассмотрения во втором чтении на 13-ю сессию (октябрьскую) Верховного Совета Республики Башкортостан. Однако в повестке дня сессии этого вопроса не оказалось [5].

Эту политическую сдержанность руководства РБ нельзя объяснить только субъективными причинами. В первую очередь она связана с резким ухудшением экономического положения республики. Более 400 предприятий г. Уфы провели уже не по одному сокращению рабочих и служащих, к концу года предполагают сократить еще 6 тысяч работающих. Официально в республике в настоящий момент зарегистрировано 3,6 тысяч безработных, но эта цифра далека от реальности, так как многие тысячи, особенно среди молодежи, занимаясь перепродажей спиртного, сигарет, книг и пр., не испытывают необходимости регистрироваться в качестве безработных. Между тем, большинство предприятий из-за отсутствия и дороговизны сырья и материалов вынуждено сокращать производство. Например, строительство жилья и объектов соцкультбыта сокращено на 30%. Причина — непомерно возросшая дороговизна строительных материалов и металла (более чем в 100 раз). Следует отметить, что это явление имеет и положительную сторону — предложение значительно превысило спрос. Поясню на примере: объединение «Башагропромстрой» в последнее время получило письма с просьбой о заключении договоров на поставку металлопроката от металлургических предприятий не только соседних регионов (Магнитогорск, Челябинск), но и далеких, малодоступных (Кривой Рог, Днепропетровск, Выкса). Это значит, что при будущей возможной политической и экономической стабилизации ранее прерванные хозяйственные связи будут быстро восстановлены.

2.    ПЕРЕГОВОРЫ МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ БАШКОРТОСТАН И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПО ПОДПИСАНИЮ ДВУСТОРОННЕГО ДОГОВОРА

Продолжается работа по практическому воплощению суверенитета Башкортостана в подготовке документов к составлению двустороннего договора между Республикой Башкортостан и Российской Федерацией.

23 сентября 1992 года в Уфе состоялось 3-е по счету совместное заседание рабочих делегаций Башкортостана и России, разрабатывающих Договор «Об основах отношений Республики Башкортостан и Российской Федерации».

На заседании были обсуждены вопросы о разграничении полномочий в области экологии и использовании природных ресурсов, о разграничении полномочий в области международных и внешнеэкономических связей, о взаимоотношениях по собственности, в области бюджета и налогов.

Кроме того, обсуждался проект соглашения между Центральным банком Российской Федерации и Национальным банком Республики Башкортостан в области кредитно-денежной и валютной политики.

Было принято решение расширить круг обсуждаемых проблем и создать новые рабочие группы по подготовке проектов соглашений по вопросам образования, социальной политики и занятости. Следующая встреча должна состояться 9 октября сего года [8].

Во многом итоги работы делегаций были определены встречей М.Рахимова и Б.Ельцина, которая прошла 18 сентября 1992г. в Москве. Именно на этой встрече были достигнуты предварительные соглашения по основным вопросам будущего Договора и, судя по информации пресс-службы Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан, Рахимов занял довольно прочные и независимые позиции по основным вопросам дальнейшей суверенизации Республики Башкортостан.

3.    ЗАЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРОВ БЫВШИХ АВТОНОМИЙ В ЗАЩИТУ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВС РФ)

28 сентября 1992г. было подписано Заявление руководителей Республик Российской Федерации (кроме Кабардино-Балкарии, Татарстана, Чечено-Ингушетии и Северной Осетии).

Руководители Республик выступили в поддержку спикера ВС РФ Р.Хасбулатова, защищая его от «нападок» средств массовой информации. Заявление практически продолжает линию предыдущих заявлений по поводу событий в Абхазии, ранее сделанного заявления руководителей Татарстана, Башкортостана и Якутии, встречи и заявления лидеров Казахстана, Татарстана и Башкортостана. Эта линия заключается в следующем: во-первых, не допустить перевеса в пользу правительства России, способного, как показывает опыт, принять эффективные меры для лишения бывших автономий завоеванных прав в процессе суверенизации (см. отчет за август 1992г.), а во-вторых, в стремлении активно влиять на политические события не только на уровне Российской Федерации, но и бывших союзных республик.

После того, как Татарстан вышел на прямые переговоры с Российской Федерацией о признании его независимости, Башкортостан фактически взял на себя функции лидера бывших автономий в борьбе за их суверенитет [3].

Инициатором последнего Заявления являются лидеры РБ (из кулуарных разговоров членов комиссий ВС РБ).

4.    ПРОБЛЕМЫ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. РАДИО «ШАРК»

Летом и осенью 1992 года получили развитие средства массовой информации. В июле начали работать радиостанции «Ромира» (Роза мира) банка «Восток» и 2 канал радио «Шарк». Вместе с 1 каналом, ведущим передачи для русскоязычного населения, продолжительность вещания радио «Шарк» в целом составляет 24 часа. Учредителем радио «Шарк» является производственное объединение «Шарк», которым также приобретена лицензия на право передач по ТВ. Передачи этих независимых радиостанций носят в основном развлекательный характер, чередующийся с рекламой и объявлениями. По словам работника радио «Шарк», независимой радиостанции «запрещено делать передачи на политические темы, дабы не обострять социальную и межнациональную ситуации».

5.    ДУМЕС И СОБЫТИЯ ВОКРУГ НЕГО

Продолжается усиление напряженности вокруг событий, связанных с образованием Духовного Управления Мусульман Республики Башкортостан (ДУМРБ) и кризисом Духовного управления мусульман Европы и Сибири (ДУМЕС). Как уже сообщалось, на Пленуме 26.08.92г. ДУМЕС на признал новые Духовные управления мусульман, образованные после известных событий не только в Башкортостане, но и в других регионах СНГ (Западная Сибирь, Татарстан, Крым, Саратовская, Пензенская и других областей Российской Федерации), объявив их образование сепаратистским явлением, направленным на раскол единства верующих.

С этого времени Муфтий ДУМЕС Талгат Таджутдин предпринял ряд попыток для восстановления влияния ДУМЕС в мусульманских общинах, используя в этих целях выступления в средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты «Омет», «Ленинец»), поездки по городам и районам РБ и публичные выступления, правда, не совсем удачные [16].

Между тем ДУМРБ, в лице нового Муфтия Нурмухаммата Нигматуллина, также в борьбе за сферу влияния среди мусульманского населения, резко активизировал свою деятельность не только внутри РБ, но и, в первую очередь, начал устанавливать контакты с религиозными центрами исламских стран, в частности, с Саудовской Аравией [13]. Пленум республиканского управления мусульман принял ряд решений для установления более тесного взаимодействия с мусульманской частью населения РБ — издание религиозной литературы на татарском и башкирском языках (ранее религиозная литература издавалась только на татарском языке), распределение ее по доступным ценам (литература, распространяемая ДУМЕС, реализовывалась по непомерно дорогим ценам), строительство и открытие новых мечетей в районах и городах Башкортостана, установление деловых контактов с главами районных администраций.

Как мы и предполагали, общественность вокруг этих событий раскололась по национальным признакам. Если башкирские национальные организации (Башкирский национальный центр (БНЦ) «Урал», Башкирский национальный конгресс, Башкирская народная партия) с самого начала не только приняли идею образования Духовного Управления Мусульман РБ, но и в какой-то мере являлись инициаторами его появления как одного из способов суверенизации РБ, то Татарский общественный центр после долгих и мучительных реверансов остановился на сохранении прежнего ДУМЕСа как организации, выражающей единство татарского народа на исламской основе.

Интересна позиция в этом вопросе общественного объединения «Русь», костяком которого, как известно, является Историко-Патриотический Собор. Эти общественные организации открыто не выражают своего отношения к происходящим событиям в мусульманском мире, но газета «Ленинец», отражающая взгляды этих обществ, в основном публикует материалы, направленные на сохранение ДУМЕСа и интервью самого Талгата Таджутдина. Очевидно, что сохранение прежнего духовного центра мусульман наиболее полно отвечает основному положению «Руси» и Собора — сохранение «единой и неделимой» России в сложившихся исторических границах.

Источники

1. Рахимов М.Г. Суверенитет не ради амбиций // Вечерняя Уфа.— 1992.— 15 сентября 1992.

2. Обращение членов колхоза им.Салавата Баймакского района РБ // Известия Башкортостана.— 1992.— 7 октября 1992.

3. Заявление руководителей Республик Российской Федерации // Известия Башкортостана.— 1992.— 30 сентября 1992.

4. Абузаров М. Встреча М.Г.Рахимова с Б.Н.Ельциным // Известия Башкортостана.— 1992.— 23 сентября 1992.

5. Указ Президиума ВС РБ «О созыве тринадцатой сессии Верховного Совета Республики Башкортостан двенадцатого созыва» // Советская Башкирия.— 1992.— 26 сентября 1992.

6. Кочергин Н. На государство надейся, да сам не плошай // Экономика и Мы.— Уфа, 1992.— №36.

7. Цены на продукты питания // Волга-Урал.— Уфа, 1992.— 23 сентября 1992.

8. Еще один шаг вперед // Вечерняя Уфа.— 1992.— 25 сентября 1992.

9. Шакиров Р. В теплой дружественной обстановке // Ленинец.— Уфа. 1992.— 26 сентября 1992.

10. Нурмухамет-хазрат: «Это требование времени и народа» // Экономика и Мы.— Уфа, 1992.— №36.

11. Карим Яушев: «Ищите президента» // Экономика и Мы.— Уфа, 1992.— №36.

12. Заявление религиозных деятелей Уральско-Волжского региона работников культуры и искусства, ученых Республики Башкортостан // Ленинец.— Уфа, 1992.— 15 сентября 1992.

13. ДУМБР: Контакты в посольстве Саудовской Аравии // Экономика и Мы.— Уфа, 1992.— №37.

14. ТОЦ: проходят собрания мусульман в поддержку ДУМЕСа // Экономика и Мы.— Уфа, 1992.— №37.

15. ТОЦ: потребовалось уточнение // Экономика и Мы.— Уфа, 1992.— №37.

16. А.Детенин. Пятничный намаз обошелся без стрельбы. Башкирия N22, 1992г. Уфа.

17. ТОЦ: новости из Казани // Экономика и Мы.— Уфа, 1992.— №35.

18. БНП: вручено 5360 билетов // Экономика и Мы.— Уфа, 1992.— №35.

19. БНЦ «Урал»: обсуждаем проект Конституции // Экономика и Мы.— Уфа, 1992.— №35.

20. СБМ: встречает гостей из Турции // Экономика и Мы.— Уфа, 1992.— №35.

21. Тряскин П. «Мы сумеем выстоять, если отбросим амбиции, перестанем разлагать Родину, будем патриотами», — говорит Председатель Совета Министров РБ М.П.Миргазямов // Известия Башкортостана.— 1992.— 26 сентября 1992.