Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Башкортостан

И. БИКБУЛАТОВ

Башкортостан

в октябре 1992 года

1.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ
В ОКТЯБРЕ 1992 ГОДА

Октябрь по сравнению с предыдущими месяцами был насыщен мероприятиями общественно-политического характера, основной смысл которых заключался в реализации идеи суверенизации республики. Сам факт, что 11 октября 1992 года является для республики днем обретения новой государственности — Днем Республики, говорит сам за себя. Это событие благоприятствовало дальнейшему укреплению статуса республики как суверенного государства, чему способствовали проводимые в республике праздничные мероприятия.

Главное направление в процессе суверенизации шло по пути приобретения экономической самостоятельности, для чего использовались такие механизмы, как принятие законов, указов, постановлений.

Некоторые меры, особенно объявление моратория на выборы Президента республики, обострили противостояние между председателем Верховного Совета Рахимовым М.Г. и его соперником, кандидатом в будущие Президенты, председателем банка «Восток» Кадыровым Р., который не только надеялся в ближайшее время стать Президентом республики, но судя по выступлениям его сторонников [18], не разделяет проводимую Рахимовым М.Г. и его командой политику.

Политическая жизнь в Республике Башкортостан была отмечена следующими конкретными событиями: 1) празднованием Дня Республики; 2) проведением XIII сессии Верховного Совета РБ и принятием им целого ряда документов; 3) митингами и акциями cовета Федерации профсоюзов Башкортостана по защите интересов людей труда; 4) проведением конгресса тюркской молодежи; 5) обращением с открытым письмом членов совета Республиканского центра национальных культур «Дружба» в адрес Верховного Совета РБ о необходимости создания в Верховном Совете Палаты Национальностей [24].

В социальной сфере положение населения ухудшилось благодаря увеличению стоимости проезда на городском транспорте в 10 раз, повышению цен на молочные продукты в 2 раза. Вслед за этим автоматически цены резко подскочили и на другие виды продовольствия, что способствовало очередному снижению уровня жизни населения.

2.    XIII СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
И РАССМОТРЕННЫЕ НА НЕЙ ВОПРОСЫ

2.1.       Парламент решает свои собственные проблемы

В первую очередь члены Верховного Совета и его председатель решили стабилизировать свое положение и подстраховаться на будущее от возможного изменения своих ролей, объявив мораторий на новые выборы в Верховный Совет и местные Советы народных депутатов до истечения срока их полномочий, а также выборы президента и глав администраций городов и районов РБ [1,2].

По поводу преждевременного введения в республике института президентства, которое однако заложено в новом проекте Конституции, как в докладе председателя Верховного Совета Рахимова М.Г. на торжественном собрании, посвященном Дню Республики, так и в Заявлении Верховного Совета присутствуют одни и те же аргументы: возможность обострения межнациональных конфликтов в ходе предвыборной борьбы, большие финансовые затраты на проведение выборов, озабоченность граждан, общественности возможным усилением политической борьбы. Не отрицая убедительности выдвигаемых аргументов, надо признать, что истинная причина моратория на выборы Президента кроется в другом. Как показали результаты опросов общественного мнения, рейтинг председателя Верховного Совета оказался ниже, чем у его соперника Кадырова Р.

На XIII сессии было принято еще одно заявление в защиту Верховного Совета Российской Федерации и его председателя Р.Хасбулатова от «огульных и бульварных нападок некоторых средств массовой информации, особенно газеты «Известия» и Российского телевидения». Заявление в какой-то мере прозвучало как предупреждение местным властям по отношению к органам власти и как бы продемонстрировало взаимопонимание и солидарность между двумя парламентами [3].

2.2.       О бюджетной политике РБ

Реакцией на назревающий конфликт между правительствами Республики Башкортостан и Российской Федерации по поводу межбюджетных отношений в связи с переходом Республики Башкортостан на одноканальную налоговую систему явилось принятие на сессии закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Башкирской ССР «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Башкирской ССР»». Закон содержит существенную поправку во второй части ст.7, которая имеет теперь следующую редакцию: «Республика Башкортостан производит взносы в республиканский бюджет Российской Федерации в размерах, определяемых ежегодно соглашением сторон, для реализации делегированных Российской Федерацией полномочий и осуществления иных расходов в интересах сторон» [5]. Однако эта поправка остроту взаимоотношений в данной области не снимает, все будет зависеть от того, смогут ли стороны в ходе переговоров найти взаимоприемлемое и согласованное решение по межбюджетным отношениям. До сих пор этот вопрос оставался главным камнем преткновения во взаимоотношениях сторон.

В указанный закон была включена дополнительная статья, согласно которой валютные средства, поступающие от внешнеэкономической деятельности и других доходных источников, зачисляются в валютный фонд Башкортостана [5].

2.3.       Расширение внешнеэкономических и международных связей. Принятие соответствующего закона

Вышеуказанная статья тесно перекликается с законом «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан», принятым на сессии и позволяющим стать Республике Башкортостан самостоятельным участником внешнеэкономических связей, кроме тех, которые добровольно переданы ею по договору России. Теперь Башкортостан имеет право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться делегациями, участвовать в деятельности международных организаций [5].

Надо отметить, что подобная деятельность руководством республики осуществлялась на практике еще до принятия закона. В республике образовано Министерство внешних связей, налажены дружеские и экономические связи с Австрией, Болгарией, Венгрией, с государственными структурами, фирмами и компаниями Германии, Турции, США.

В октябре месяце Башкортостан посетила рабочая группа из Саксонии. Саксония предоставила республике кредит в 100 млн. марок для технического переоснащения предприятий нефтехимической промышленности. Предполагается, что в ноябре месяце между двумя государствами будет подписан ряд важнейших документов [7,8].

Продолжают крепнуть узы дружбы между двумя родственными республиками — Башкортостаном и Татарстаном. В Казани был подписан Договор о взаимном сотрудничестве между Министерством печати и массовой информации РБ и Министерством информации и печати РТ [13].

2.4.       Другие вопросы, обсуждавшиеся на сессии

Документами, принятыми на сессии и ориентированными на создание независимой судебной системы, были постановления Верховного Совета Республики Башкортостан «О судоустройстве в Республике Башкортостан» и «О проекте Закона Республики Башкортостан «О Верховном суде Республики Башкортостан»». Верховный Совет постановил принять в первом чтении оба проекта и направить в соответствующие комиссии для внесения поправок [4].

В первом чтении приняты законы «О международных договорах РБ», «О защите прав потребителей в РБ», Кодекс о недрах РБ, Экологический кодекс, закон «Об образовании», закон «О хозяйственных связях в 1993 году». Успешно и плодотворно поработав, Верховный Совет 30 октября принял решение приостановить свою работу до 3 ноября 1992 г.

3.    ДАЛЬНЕЙШЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ

3.1.       IV тур переговоров по разграничению полномочий

В Москве прошел IV тур переговоров между делегациями Российской Федерации и Республики Башкортостан по разграничению полномочий. Сторонам удалось достичь принципиального согласия в сфере экологии и природопользования, науки и бюджета. Вместе с тем не было достигнуто согласие в вопросах разграничения собственности. Спор продолжается в отношении перечня предприятий на территории Башкортостана, которые должны остаться в федеральной собственности. Башкирская сторона заинтересована в том, чтобы как можно больше предприятий перевести под юрисдикцию Республики Башкортостан. Вице-премьер РФ Валерий Махарадзе, отстаивая интересы правительства России, заявил, что в федеральной собственности должны остаться объекты, обеспечивающие жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом — воздушный, железнодорожный и трубопроводный транспорт, предприятия энергетики и связи [9].

3.2.       Разделение собственности — путь к приобретению РБ экономической самостоятельности

В октябре месяце вышел указ председателя Верховного Совета РБ о приватизации электроэнергетического комплекса Республики Башкортостан [10]. По всей видимости, это послужило поводом для приезда в РБ заместителя Председателя Совета Министров Российской Федерации В.С.Черномырдина. Двойственность его позиции выразилась в том, что он признал, с одной стороны, что все, что находится на территории РБ, в том числе и предприятия топливно-энергетического комплекса, является ее собственностью, но, с другой стороны, подчеркнул, что вследствие его интегрированности в масштабах не только Российской Федерации, но и СНГ без централизованного совместного управления не обойтись [11].

Очередным документом, означающим еще один шаг по национализации собственности, явилось постановление Президиума Верховного Совета РБ «Об отношении предприятий и организаций транспортного строительства к государственной собственности Республики Башкортостан», согласно которому имущество предприятий и организаций транспортного строительства, расположенных на территории Республики Башкортостан, входивших ранее в систему бывшего Минтрансстроя СССР, переходит в исключительную собственность Республики Башкортостан.

Благодаря следующему постановлению Президиума Верховного Совета РБ — «О правовом режиме имущества научных учреждений, входящих в состав Академии наук Башкортостана» на территории республики перестали существовать две параллельные научные структуры: Башкирский научный центр УрО РАН и Академия наук РБ, которые вели долгую борьбу за существование. Вновь образовавшаяся Академия наук вобрала в себя согласно постановлению все существующие структуры БНЦ УрО РАН [12]. Однако ставить черту пока, видимо, рано, поскольку с президиумом РАН имеются разногласия, касающиеся научно-организационной структуры и собственности академических учреждений, входящих в БНЦ и УрО [24].

Таким образом, руководство республики, согласно своему стратегическому плану, шаг за шагом, особо не рекламируя, завоевывает экономическую самостоятельность. Обсуждение проекта новой Конституции отложено на неопределенный срок. Создав экономическую базу политического суверенитета, руководство РБ надеется намного облегчить задачу принятия новой Конституции суверенного государства. Этому способствовала и встреча республиканских лидеров с Б.Н.Ельциным, который накануне VII Съезда народных депутатов пытается заручиться их поддержкой [25] и наконец приходит к убеждению, что «республикам необходимо передать больше прав, чем это предусмотрено даже в Федеративном договоре» [26].

4.    УСИЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЫ ЗА ВЛАСТЬ

4.1.       Активизация деятельности антирахмановских сил

Борьба между двумя кандидатами в будущие президенты, несмотря на объявление моратория на его выборы, все больше обостряется. Имевшая ранее в большей степени латентный характер, она в последнее время все чаще прорывается на страницы печати в форме разоблачительных публикаций. Если раньше в прессе чаще склонялось имя председателя банка «Восток» Кадыров Р., то теперь, кажется, Кадыров Р. решил пойти в атаку против председателя Верховного Совета Рахимова М.Г. Не останавливаясь на всех публикациях подобного рода [14-17,19], следует выделить одну из них, помещенную в газете банка «Восток» «Экономика и мы» под авторством Х.Н.Гизатуллина, члена-корреспондента РАН (научного руководителя аспиранта Института экономики и социологии, председателя банка «Восток» Кадырова Р.).

Непросвещенному читателю статья «Куда идет Башкортостан — к демократии или диктатуре?» может показаться объективной и вполне аргументированной. Статья заслуживает внимания еще и потому, что отражает позиции и интересы не одного человека, а определенных сил, хотя не имеющих сегодня широкой социальной базы под собой, но способных в будущем сформироваться как оппозиция к существующей власти. Ярый противник децентрализации и суверенизации, Гизатуллин Х.Н., директор Института экономики и социологии УрО РАН (с 1 декабря АНБ), обвиняет руководство республики в лице Рахимова М.Г. в национал-сепаратизме, узурпаторстве всех четырех видов власти: законодательной, исполнительной, судебной и информационной, в проведении политики, направленной на выход РБ из состава Российской Федерации. Автор статьи видит в создании независимой судебной системы предпосылку для проявления произвола со стороны местных органов власти. Несмотря на крайность суждений, с некоторыми предостережениями автора трудно не согласиться [18].

4.2.       Симптомы «скрытой диктатуры»

Некоторые основания для утверждения о наличии симптомов скрытой диктатуры в политике руководства республики имеются. Во-первых, Гизатуллину Х.Н., согласно промелькнувшему по местному радио сообщению, на сессии Верховного Совета было выражено недоверие и он был исключен из состава Конституционной комиссии. В тех случаях, когда в средствах массовой информации появляются нежелательные выступления, там в скором времени появляется налоговая инспекция. Так было с радио «Шарк», так обстоит дело с газетой «Вместе» [20]. Отдельные обращения на страницах печати от имени трудящихся напоминают старые добрые времена партийного диктата и явно выражают интересы руководства РБ. Его отношение к коллективным действиям по защите интересов людей труда ясно обозначилось в статье народного депутата Республики Башкортостан академика АНБ Магазова Р. «Разумной альтернативы экономическим реформам нет», статье, которая одновременно появилась в трех республиканских газетах [21].

5.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Несмотря на проявленную активность совета Федерации профсоюзов Башкортостана в дни единства действий профсоюзов, особого ажиотажа это у населения не вызвало. 24 октября совет Федерации провел итоговое собрание в связи с проведенной акцией по сбору подписей. Как сообщалось, под обращением к Ельцину подписались десятки тысяч человек [22].

В тот же день в Орджоникидзевском районе г.Уфы Социалистическая партия Башкирии провела митинг под воззваниями: «Долой Ельцина», «За восстановление СССР», «Закрыть биржи и банки» и др. Несмотря на то что район, где проводился митинг, является рабочим, представителей пролетариата на митинге было мало. Основную часть собравшихся составили люди старшего поколения [23].

В г.Уфе в этом месяце состоялся конгресс тюркской молодежи, организованный Ассоциацией тюркской молодежи. Были представлены делегации Татарстана, Башкортостана, Хакассии, Якутии, Крыма, Азербайджана и др. Участники конгресса выразили готовность сообща решать свои проблемы. Для начала было решено создать единое информационное пространство с центром в г.Уфе [27,28].

Источники

1. Постановление Верховного Совета Республики Башкортостан «О моратории на выборы в высшие и местные органы государственной власти в Республике Башкортостан // Вечерняя Уфа.— 1992.— 30 октября 1992.

2. Заявление Верховного Совета РБ // Вечерняя Уфа.— 1992.— 30 октября 1992.

3. Заявление Верховного Совета РБ // Вечерняя Уфа.— 1992.— 30 октября 1992.

4. Постановление Верховного Совета РБ // Советская Башкирия.— 1992.— 30 октября 1992.

5. Аюпов Р. Правовая основа суверенитета // Вечерняя Уфа.— 1992.— 30 октября 1992.

6. Об изменении тарифов на пассажирском транспорте // Вечерняя Уфа.— 1992.— 3 октября 1992.

7. Ишмухаметова Г. Знакомство продолжается // Вечерняя Уфа.— 1992.— 7 октября 1992.

8. Башкортостан — Саксония: продолжение диалога // Известия Башкортостана.— 1992.— 14 октября 1992.

9. Состоялся IV тур переговоров // Известия Башкортостана.— 1992.— 13 октября 1992.

10. Указ Президиума Верховного Совета РБ «О приватизации электроэнергетического комплекса РБ // Вечерняя Уфа.— 1992.— 14 октября 1992.

11. Пребывание В.С.Черномырдина в Уфе // Вечерняя Уфа.— 1992.— 14 октября 1992.

12. Постановление Президиума Верховного Совета РБ «О правовом режиме имущества научных учреждений, входящих в состав Академии наук Республики Башкортостан» // Известия Башкортостана.— 1992.— 21 октября 1992.

13. Тимербулатов З.М. Чтобы крепли узы дружбы // Известия Башкортостана.— 1992.— 23 октября 1992.

14. Плевал Горбачев на Конституционный суд! // Экономика и мы.— 1992.— №39.

15. Иск признан необоснованным // Советская Башкирия.— 1992.— 27 октября 1992.

16. Почему молчит М.Г.Рахимов? Сколько платят за контрабанду? // Экономика и мы.— 1992.— №38.

17. Галлямов Р. Страсти вокруг президентства // Ленинец.— 1992.— 24 октября 1992.

18. Гизатуллин Х.Н. Куда идет Башкортостан — к демократии или диктатуре? // Экономика и мы.— 1992.— №42.

19. Кадыров Р.Ф. Да, дураков нет // Ленинец.— 1992.— 24 октября 1992.

20. Шмаков В. Запланированное «убийство» газеты «Вместе» // Вместе.— 1992.— №25.

21. Магазов Р. Разумной альтернативы экономическим реформам нет // Известия Башкортостана.— 1992.— 27 октября 1992.

22. Фуфаев С. Вместе, потому что против // Вечерняя Уфа.— 1992.— 27 октября 1992.

23. Шакиров Ф. Закрыть и поделить? // Вечерняя Уфа.— 1992.— 27 октября 1992.

24. Открытое письмо Верховному Совету РБ // Советская Башкирия.— 1992.— 24 октября 1992.

25. Аюпов Р. Главы республик на встрече с Ельциным // Вечерняя Уфа.— 1992.— 24 октября 1992.

26. Арбузов М. М.Г.Рахимов о встрече глав республик в Москве // Известия Башкортостана.— 1992.— 23 октября 1992.

27. Деева М. На конгрессе тюркской молодежи // Вечерняя Уфа.— 1992.— 24 октября 1992.

28 Мы можем стать влиятельной силой // Экономика и мы.— 1992.— №42.