|
Новое на сайте |
А. ЩЕРКИН
Псковская
область
в октябре—ноябре 1992 года
В октябре-ноябре отношения между областной администрацией и областным Советом продолжали оставаться стабильными. Прошедшая сессия областного Совета, которая была посвящена вопросам культуры и образования, не внесла сколько-нибудь значительного напряжения в отношения Совета и администрации. Следует отметить, что при общем росте политической напряженности в России областные лидеры сторонятся политических влияний и заявлений по поводу действий тех или иных групп не делают.
Заметным событием стал повторный приезд А.Руцкого в Псковскую область. Целью его визита было ознакомление входивших в его делегацию потенциальных инвесторов — представителей фирм Италии, Израиля, Турции и Испании — с возможностями вложения их капиталов в незавершенные объекты на территории области. Наблюдатели отметили, что вице-президент был настойчив и напорист, рекламируя объекты. Представители фирм соглашались лишь с выгодностью географического положения Псковской области. Визит, кроме того, показал взаимную благосклонность, выходящую за рамки российского чинопочитания, В.Туманова и А.Руцкого, что для руководителя области, сильно зависящей от дотаций и субвенций, немаловажно. Наблюдатели, в том числе и в других регионах, отмечают высокую активность А.Руцкого в попытках укрепить свое влияние в регионах. В некоторых областях его рейтинг уже превышает рейтинг Президента. По мнению автора, такая активность вице-президента, кроме прочих причин, ставит своей целью укрепление позиций Гражданского союза.
В октябре В.Туманов, его заместитель по экономической реформе Б.Полозов, мэр Пскова А.Прокофьев и депутат областного Совета А.Задонцев по приглашению Массачусетского универститета посетили США. Их поездка также преследовала изучение возможностей привлечения инвестиций в экономику региона. Ими достигнуто соглашение об обучении специалистов из Пскова в США.
События вокруг назначения В. Осипова начальником областного УВД в октябре достигли апогея. Перед сессией была опубликована статья депутата областного Совета, сопредседателя «ДР» Н.Базила «Бомба от генерала», детально разбирающая деятельность В.Осипова на посту руководителя УВД. Однако, очевидно, не желая выносить конфликт на непредсказуемую сессию областного Совета, В.Туманов от каких-либо немедленных действий воздержался. Пошатнувшееся положение генерала обострило внутреннюю борьбу в руководстве УВД. Депутат областного Совета М.Иванов, обвиняемый В. Осиповым в должностных нарушениях и злоупотреблении служебным положением, письменно обратился с заявлением в областной Совет о незаконном прослушивании его телефона (депутат утверждает, что видел так называемый «меморандум» — т.е. машинописную распечатку его разговора). М.Иванов обвиняется в организации незаконной помощи по экспортной операции коммерческой структуре. Председатель постоянной комиссии областного Совета по законности А.Минченков также открыто подозревает о ведущемся прослушивании его телефонов. В связи с «Псковгейтом» становятся заслуживающими внимания циркулирующие в среде предпринимателей слухи о проводимой правоохранительными органами (МВД, МБ РФ) широкомасштабной операции по пресечению незаконного экспорта из России. Якобы в ходе этой операции активно используются оперативно-технические методы, включая прослушивание телефонов. Возможно, что ход этой операции, если она существует, позволяет проводить прослушивание «упрощенным» порядком (т.е по любому другому поводу и без санкции прокурора).
Официально объявлено о создании комиссии областного Совета по расследованию жалобы на незаконное прослушивание. Источники в УВД гарантом «непотопляемости» В.Осипова считают благосклонное к нему отношение со стороны заместителя министра внутренних дел Дунаева. В этой связи напомним, что Дунаев оказался в октябре видной фигурой в скандале по поводу задержания вооруженного кузена Р.Хасбулатова. Разрешение на право ношения оружия, как утверждал на слушаниях начальник управления охраны Белого Дома, задержанному родственнику подписал Дунаев.
Говоря о действиях областной администрации по осуществлению экономических реформ, необходимо отметить, что^ несмотря на достаточный профессионализм и энергию ключевых фигур, существует классический механизм «заматывания» решений и программ областной верхушки как не очень эффективным аппаратом областной администрации, так и районными руководящими кланами, остающимися в основном не затронутыми кадровыми изменениями, и находящимися под мощным влиянием аграрного лобби.
Действия этого лобби сдерживают (по ряду признаков) процессы приватизации объектов инфраструктуры сельхозпроизводства.
Однако ключевым фактором заметного снижения активности региона в проведении реформ, особенно в ноябре, явилось возрастающее противостояние законодательной и исполнительной власти на верхнем уровне, преобладание мотивов ожидания.
В ноябре глава администрации приграничного Пыталовского района за содействие организации незаконного вывоза нефтепродуктов был освобожден от занимаемой должности по представлению Представителя Президента Д. Хритоненкова.
Действия областной исполнительной власти, осуществляемые в поле меняющегося законодательства, при наличии угрозы изменения курса реформ находятся как в зависимости от правительства и ВС (дотации, субвенции), так и под влиянием местных групп влияния. Такое положение, вероятно, характерное для многих областных администраций дотируемых областей, без сомнения, снижает скорость реализации положений экономических реформ. Смещение акцента на большую самостоятельность регионов выдвигает на первый план проблему традиционной вялости госаппарата, зачастую маловосприимчивого к реформам и идеологически зашоренного (особенно на районном уровне).
Поэтому, пока будет наблюдаться усиление требований местных групп влияния, колебания стратегического курса в результате периодических обострений отношений российских закодательной и исполнительной властей, областные структуры вряд ли смогут стать надежной опорой правительства реформ, будучи заняты обычными мерами по изысканию дополнительных средств для удовлетворения требований групп влияния и мер социальной защиты, в результате чего оттягивается разработка и реализация стратегических местных программ. Некоторые наблюдатели считают, что ориентация областной администрации на Гражданский союз уже не вызывает сомнений.
В середине октября конфликт по линии противостояния городская администрация — городской Совет достиг апогея и несколько смягчился к концу месяца, что объясняется подготовкой сторон к решающим событиям на сессии городского Совета, назначенной на середину ноября.
14 октября, во время нахождения А.Прокофьева в США, председатель городского Совета В.Герасимов и депутат городского Совета, директор «ЭНКОМ-центра» М.Б.Богомолов провели пресс-конференцию. Формальным поводом для нее явилось освещение аспектов «сахарного дела» (см. предыдущий отчет), однако заключителная часть пресс-конференции показала ее чисто политическую направленность. Фактически М.Богомолов призвал поставить вопрос о недоверии А.Прокофьеву, С.Царю, и Ю.Пасько на предстоящей сессии.
Раскрывая суть конфликта, необходимо отметить, что в его развитии важнейшую роль играли следующие факторы:
А. Напряженные отношения (в том числе и личные) А. Прокофьева и С. Царя с М. Богомоловым, причиной которых явилась деятельность М. Богомова на посту руководителя Методического центра и ТОО «ЭНКОМ-центр».
Б. Привлечение горсоветом в союзники предпринимательского лобби благодаря недоверчивому отношению руководства городской администрации к основным политически активным группам предпринимательского лобби (Союз предпринимателей (В.Холунов) и Ассоциация малых предприятий (Л.Железнова и М.Богомолов).
В. Отсутствие цивилизованных, не чреватых опасностью коррупции механизмов сотрудничества исполнительной власти с предпринимателями (особенно в области закупок продовольствия для обеспечения городских нужд).
Г. Нахождение серьезного и традиционного оппонента А.Прокофьева председателя областного Совета В.Пушкарева в линии союзничества с В. Герасимовым.
Д. Острые отношения Комитета имущества (С.Царь) с городским «торговым кланом» в результате конфликта, возникшего при коммерциализации и приватизации арендного предприятия «Продторг».
На нескольких заседанииях малого Совета обсуждалась деятельность Методического центра. В развитие конфликта В. Герасимов настоял на принятии юридически слабого решения, позволяющего «ЭНКОМ-центру» стать наследником имущества Методического центра.
Ранее отмечалось, что предпринимательские структуры города выражали недовольство деятельностью комитета по управлению государственным имуществом, не создающего, по их мнению, благоприятных условий для приватизации в городе, что ослабляет позиции городской администрации в конфликте.
Комитету по торговле (Ю.Пасько) ставится в вину неэффективная работа по обеспечению городской торговли продтоварами.
Самого Ю. Пасько М.Богомолов обвинил в коррупции. Пасько ответил подачей в суд иска о клевете. Взаимными обвинениями сторон конфликта Совет — администрация заинтересовалась го родская прокуратура. Прокуратура потребовала от Малого Совета согласия на привлечение М.Богомолова к ответственности за нарушение Указа Президента «О борьбе с коррупцией с системе государственной службы». Малый Совет своим вышеупомянутым решением уволил М.Богомолова с поста руководителя Методического центра, хотя назначался он на должность решением исполкома и увольнять его должна была администрация, на чем безуспешно настаивал А.Прокофьев. В настоящее время прокуратура занята проверками аспектов поставок сахара в город по двум сделкам, проходившим соответственно под протекциями администрации и Совета. Прокурорское расследование явилось стабилизирующим фактором в конфликте, поскольку стороны ожидают его результатов в виде букета разного рода нарушений. В такой ситуации ранее планировавшееся участие «ДемРоссии» в конфликте становится политически опасным для имимджа «ДР».
В числе стратегических союзников А.Прокофьева необходимо назвать его бывшего заместителя — главу областной администрации В.Туманова. Не исключено, что понимание важности эффективного взаимодействия А.Прокофьева с областной администрацией окажет на решение сессии большое влияние.
Прошедшая в ноябре сессия указала А.Прокофьеву на слабое руководство администрацией. Главными его критиками были депутаты из фракции «За права и свободы человека». Сессия приняла к сведению информацию прокуратуры о результатах расследования деятельности комитета по продовольствию и торговле (Ю.Пасько) и рекомендовала А.Прокофьеву рассмотреть вопрос о дальнейшем использовании Ю.Пасько в занимаемой должности.
Прокурорское расследование об организации поставок сахара «ЭНКОМ-центром»(М.Богомолов) и председателем горсовета В. Герасимовым передано в областную прокуратуру, поскольку льготный кредит (5 млн.) железной дороге для поставок сахара был выделен финансовым управлением администрации области на основании визы (!) председателя областного Совета В.Н.Пушкарева. Деньги были выделены из внебюджетного фонда. Сам факт личного участия В.Пушкарева в организации поставок сахара в Псков свидетельствует, что блок союзников В.Герасимова в конфликте с администрацией весьма сплочен. Вероятность, что прокурорское расследование приведет к появлению какого-либо документа, весьма мала. Характерно, что передача дела в областную прокуратуру не позволила огласить почти готовые материалы расследования на сессии, что должно было «уравновесить» действующие в «сахарном конфликте» силы.
Комитет по управлению муниципальным имуществом С.Царь выиграл процесс в областном арбитражном суде по делу «26 магазинов», однако на протяжении ноября администрацией арендного предприятия «Продторг» решение не выполнялось. Лишь в конце ноября выяснилось, что администрация «Продторга» надеялась на выигрыш процесса в Верховном арбитражном суде. Директор «Продторга» И. Рогов был задержан в Москве при попытке дачи взятки в Верховном арбитраже, что, несомненно, должно поднять авторитет городской администрации. Развитие этого конфликта сопровождалось рядом факторов криминального характера. Так, был произведен взлом комнаты юриста перед одним из заседаний арбитража, очевидно, с целью изъятия документов. Количество пожаров и возгораний на территории Торгового центра — «камня преткновения» конфликта: за два месяца их было 7.
При написании данного раздела отчета использованы цифры из доклада областного управления статистики «Социально экономическое положение Псковской области за 9 месяцев 1992 г.».
Финансовая деятельность предприятий и организаций области типична: быстрый и непрерывный рост цен ведет к увеличению балансовой прибыли предприятий. Так, за 9 месяцев предприятия и организации области (без сельского хозяйства и потребкооперации) получили около 7,5 млрд. рублей прибыли. Это больше прошлогоднего показателя в 8 раз. Рост оптовых цен не улучшает финансового положения предприятий, оно остается нестабильным из-за удорожания потребляемых материальных ресурсов и высоких дополнительных затрат по социальной защите работников. В сопоставимых ценах снижение прибыли произошло наполовину. Количество убыточных предприятий не сокращается. За январь-сентябрь каждое седьмое предприятие сработало с убытком, сумма которого превысила 100 млн. рублей.
Проинфляционные меры ЦБ России и Правительства РФ позволили предприятиям в 3-м квартале увеличить выплаты на потребление. Тем не менее задолженность по выплатам составила на 1 октября 76,7 млн. рублей — ее объем по сравнению с октябрем уменьшился на 52%.
Таким образом, объем денежных доходов тех групп населения, деятельность которых проходит в сфере «белого» рынка, поддающегося государственному статистическому учету, составил 7,5 млрд. рублей, что больше, чем в предыдущем квартале, в 1,7 раза.
В сентябре средний размер заработной платы составил 4804 рубля. Рост по сравнению с августом составил 17%. Необходимо отметить, что в течение 9 месяцев этого года постоянно наблюдался среднемесячный рост зарплаты в размере 19%. По сравнению с декабрем 1991 года зарплата выросла в 4,8 раза.
Средние уровни зарплаты по отраслям (сентябрь 1992 года)
Отрасли |
руб. |
Учреждения кредитования |
15554 |
Транспорт |
6777 |
Лесное хозяйство |
6689 |
Строительство |
6481 |
Промышленность |
5423 |
Культура и искусство |
2949 |
Образование |
3174 |
Сельское хозяйство |
3247 |
Проведенное облстатом бюджетное обследование показало, что денежный доход в семьях рабочих и служащих в расчете на одного члена семьи в месяц в III квартале составил 3430 рублей, а в семьях колхозников 2160 рублей и увеличился по сравнению со II кварталом т.г. в два раза. Однако более половины из обследуемых семей имели доход на члена семьи в месяц менее 2,5 тысяч рублей. 11% семей имели доход выше 5 тысяч рублей.
За 9 месяцев т.г. среднемесячные доходы населения увеличились по сравнению с прошлым годом в семьях рабочих и служащих в 5,4 раза, а семьях колхозников в 4,5 раза.
Расходы населения в 3-м квартале составили 6 млрд. рублей, что больше расходов II квартала в в 1,7 раза. Характеризуя структуру расходов, необходимо отметить, что обязательные платежи увеличились в 1,9 раза, а потребительские расходы — только в 1,7 раза.
По явно заниженным оценкам облстата, у населения осталось на руках 1,5 млрд. рублей.
Следует отметить, что рост цен и тарифов опережал рост доходов населения. В сентябре т.г. по сравнению с декабрем 1991 года потребительские цены на товары и услуги возросли в 18 раз, в том числе на продовольственные товары в 11 раз и услуги в 6 раз.
Розничные цены на продукты питания выросли в сентябре по отношению к декабрю прошлого года в 5-14 раз по следующей группе: мясо и птица, колбасные изделия, рыба, макаронные изделия, масло растительное. По маслу животному, молоку, кондитерским изделиям, муке и хлебу, сахару — в 17-33 раза.
Непродовольственные товары подорожали по следующим группам: одежда, трикотаж, обувь — в 14-19 раз, электротовары — в 101 раз, мебель — в 43 раза, радиотовары — в 35 раз.
Рост цен по платным услугам составил:
— здравоохранение — 29 раз,
— детские учреждения — 26 раз,
— санаторно-курортные и оздоровительные услуги — 10 раз,
— жилищно-коммунальное хозяйство — 12 раз,
— пассажирский транспорт — 8,6 раз,
— культура — 7,7 раз,
— бытовое обслуживание — 7,9 раз.
Уровень оптовых цен в промышленности повысился в 20,4 раза по сравнению с декабрем прошлого года. Повышение оптовых цен обусловлено в основном ростом цен на продукцию топливно-энергетических отраслей. В машиностроении цены возросли в 10 раз, лесной промышленности и деревообработке в 16 раз, легкой промышленности в 36 раз, пищевой в 22,5 раза.
Высокие цены привели к существенному падению спроса и сокращению производства многих видов готовой продукции, а с другой стороны, — к замедлению роста самих оптовых цен.
Закупочные цены с начала года по сентябрь оставались практически неизменными:
— КРС — 20.803 рублей за тонну,
— птица — 25.333 рублей за тонну,
— молоко — 4.762 рубля за тонну.
Значительный рост цен на продовольствие при стабильных закупочных ценах объясняется высокой степенью монополизма в перерабатывающей промышленности и торговле. Повышение закупочных, оптовых и розничных цен в октябре после отпуска цен на энергоносители существенно и находится еще в движении. Уже сегодня можно говорить о крайне неблагоприятном для предприятий области факторе — очень высокой цене на электроэнергию. Фактически в области сейчас действуют самые высокие на Северо-Западе тарифы на электроэнергию. По мнению многих руководителей энергоемких производств, впору говорить об «энергошоке». Причиной этого является то, что до 70-80% электроэнергии область получает из Эстонии и Белоруссии. Доля электроэнергии в себестоимости продукции предприятий в области составляет от 20 до 80%.
За девять месяцев текущего года в области во всех сферах занятости работали 357 тыс. человек. По сравнению с прошлым годом это на 14% (14 тыс. чел.) меньше. Выбытие работающих с промышленных предприятий за 1-е полугодие текущего года составило 0,6% (2 тыс. человек).
В январе-сентябре т.г. число выбывших из предприятий, организаций и учреждений составило 76,5 тысяч человек, принятых — 54,1 тыс. человек, т.е. число выбывших в области восполнено приемом новых кадров. Из числа выбывших каждый седьмой уволен по сокращению штатов.
На начало октября предприятия и организации заявили о потребности 764 работников, а число безработных в области составило 6606 человек и незанятых трудовой деятельностью — 15,8 тысяч человек. Пособие по безработице (ср. в сентябре — 3110 рублей) получают 79,3% безработных.
Тенденция к сокращению численности населения области продолжала сохраняться. Основной ее причиной является сокращение рождаемости. В результате этого демографические процессы продолжают обостряться и наиболее значительно в III квартале текущего года. Так, в целом по области в городах и городских поселениях число родившихся снизилось с 11 до 10 на тысячу населения, а в сельских местностях — с 10 до 9. Смертность сохранилась на уровне прошлого года — 16 человек на тысячу. По структуре смертность на селе превышает городской показатель вдвое. Детская смертность увеличилась с 14 на 1000 родившихся в 1991 году до 17 в 1992 г.
В III квартале 1992 года продолжалось снижение производства ТНП. В первом полугодии оно составило 13%, за девять месяцев этого года уже 19%. Только в сентябре 1992 года по сравнению с сентябрем 1991 года производство ТНП сократилось на треть. Наибольшее сокращение наблюдается по группе продтоваров — 27%.
Товарооборот за III квартал составил 4,9 млрд. рублей, за девять месяцев текущего года 9,6 млрд. рублей, сократясь в физическом объеме по сравнению с прошлым годом на 18%.
Насыщение рынка происходит медленно, отмечается высокий неудовлетворенный спрос на продовольственные товары.
Следует, однако, учесть, что официальные методики органов госстатистики не дают возможности составить объективную картину состояния рынка, поскольку частный сектор, роль которого в обеспечении населения товарами и услугами неуклонно возрастает, при существуюещей системе налогоообложения проводит коммерческие операции с использованием наличных средств, расширяя спектр товаров, реализуемых фактически на «черном рынке».
В III квартале 1992 года на промышленных предприятиях области усилился спад объемов производства. Если в первом полугодии снижение объемов производства прподукции составило 13%, то за 9 месяцев текущего года спад составил уже 19%, особенно резко производство сократилось в сентябре (почти на четверть). Спад производства затронул около 80% всех видов продукции. Падение объемов производства по отраслям составило (по сравнению с соответствующим периодом прошлого года):
Пищевая промышленность — 42%
Характеризуя ситуацию в этой отрасли необходимо отметить, что наибольший спад поразил предприятия мясопереработки (60%), молокозаводами (35%), а предприятия пищевкусовой промышленности увеличили производство продукции почти на 50%. Показательно, что предприятия, снизившие объемы производства являются монополистами, работающие в основном на местном сырье.
Промышленность стройматериалов — 25%
Лесозаготовительная промышленност — 19%
Машиностроение — 17%
Основной причиной спада в пищевой промышленности является ограниченная платежеспособность населения. Запасы продовольствия на складах предприятий огромны. Так, на 1 октября остатки сыра превышают среднемесячное производство в два раза, а рыбных консервов — в 7 раз.
В сентябре отмечались случаи остановки предприятий. Так, полностью останавливались 14 предприятий, 42 останавливали отдельные производства. Эта тенденция коснулась предприятий машиностроения и легкой промышленности.
Экспортные поставки составили 121 миллион рублей, что вдвое меньше соответствующего периода прошлого года (в сопоставимых ценах). Экспорт занимает лишь 0,4% в общем объеме выпускаемой продукции. Договоры по экспортным поставкам выполнены на 96%.
На конец октября хозяйства области более чем на 99% посевных площадей убрали зерновые, лен, кукурузу и картофель. Следует отметить, что средняя урожайность составила по сравнению с прошлым годом по зерновым — 14,9 ц/га (на 3 ц больше), по картофелю — 93,3 ц/га (на 39,6ц больше), овощам — 163,4 ц/га (меньше на 22,7 ц).
Закупки с/х продукции (в % от 1991 г.):
Зерновые — 102
Картофель — 85
Овощи — 48,
что составило соответственно 32, 28, 19% от годовой программы госзакупок. Характерно, что повышение урожайности и поставок произошло по культурам, где закупочная цена оказалась выше. Кроме того, на урожайности овощей последствия засушливого лета сказались в большей степени.
Сократились численность и продуктивность скота. На животноводство оказали крайне отрицательное воздействие перебои с кормами. В особенности это коснулось крупных свиноводческих и птицеводческих комплексов.
За девять месяцев закупки скота и птицы в живом весе составили 41 тыс. тонн — 69% от 1991 г., молока 213,1 тыс. тонн — 64%, яиц — 84,6 млн. штук — 58%.
Неплатежеспособность торговых и перерабатывающих предприятий сократила поставки для местного потребления.
В расчете на одного жителя области в январе-сентябре мяса и мясопродуктов — 10,6 кг, молока и молокопродуктов — 71,7 кг, яиц — 82 шт.
При этом инвестиции в АПК составили 2,1 млрд. рублей, что составляет 43% всех инвестиций на развитие народного хозяйства. Снижение инвестиций в сельское хозяйство по сравнению с прошлым годом снизилось наполовину.
Сравнивая сокращение инвестиций с реальным снижением объемов производства с/х продукции, учитывая возросшую себестоимость производства и особенно неблагоприятные погодные условия этого лета, необходимо отметить, что жесткая кредитно-финансовая политика Правительства РФ, вызвавшая активизацию «традиционалистских» сил аграрного лобби, реально заложила предпосылки эффективного ведения сельхозпроизводства.
На развитие народного хозяйства области использовано 4,9 млрд. рублей, что меньше соответствующего периода прошлого года на 64%. Доля бюджетных средств в общем объеме капитальных вложений осталась на прежнем уровне и составила 68%. В III квартале текущего года несколько оживилась инвестиционная политика. Так, капитальных вложений освоено в 1,5 раза больше, чем во II квартале, и в три раза больше, чем в I квартале (в фактических ценах).
На строительство объектов производственного назначения освоено 3,1 млрд. рублей капитальных вложений, при этом пятая часть из них использована на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий.
На непроизводственное строительство использовано 1,8 млрд. рублей. При общем снижении этих инвестиций почти наполовину, доля их в общем объеме капитальных вложений возросла с 25 до 37%.
Произошло снижение объемов строительства жилья и объектов социальной сферы. За счет всех источников финансирования введены жилые дома общей площадью 117,3 тыс. кв. м., или 2.032 квартиры.
Характеризуя формирование рыночной экономики, официальные органы государственной статистики сообщают, что в коллективной форме собственности находятся 8 промышленных предприятий. Ими произведено 9% продукции.
В строительстве области действовали 24 организации, зарегистрированые как АО закрытого типа. С момента регистрации ими выполнены подрядные работы на 305 млн. рублей, что составляет 12% к общему объему работ, причем за III квартал выполнено подрядных работ больше, чем за II квартал на 61% (без учета роста цен).
На рынке действует масса юридических и физических лиц. Однако формирование конкурентной среды сдерживается низкими темпами приватизации. По состоянию на 1 октября приватизировано 97 предприятий розничной торговли, что составляет всего 6,9% от подлежащих приватизации предприятий, 21 предприятие общепита (4,2%), 59 предприятий службы быта (16,9%). На взгляд автора, низкие темпы приватизации объясняются боязнью местных администраций перепрофилирования предприятий,что заставляет их идти на сокращение аукцонов и проведение конкурсов, что ограничивает число участников. В числе причин низких темпов приватизации можно назвать также высокую конфликтность этого процесса в регионе. Основными участниками таких конфликтов выступают трудовые коллективы, администрации предприятий, предприниматели. Также немаловажно, что большая часть объектов «малой» приватизации находится в собственности пока не приватизированных госпредприятий, будучи создана при строительстве ведомственного жилья. Низкие темпы приватизации в промышленности в значительной мере определяются мощным влиянием промышленников в местном КИ, приватизация магазинов (особенно в Пскове) осложнена конфликтом администрации и Совета, низкой активностью предпринимателей, недовольных политикой комитета имущества, препятствующего перепрофилированию предприятий.
В сельском хозяйстве создано 65 АО, 6 ассоциаций крестьянских хозяйств, 5 сельхозкооперативов, ими произведено около 20% общего объема сельскохозяйственной продукции. Зарегистрировано 1885 крестьянских хозяйств, имеющих 43,7 тысячи гектаров земли, в III квартале процесс формирования крестьянских хозяйств замедлился.
Под коллективные сады и огороды, индивидуальное и дачное строительство выделено с начала года 40 тысяч участков земли в среднем по 15 соток каждый.
Предпринимательство среди населения оживилось. На 1 октября зарегистрировано более 600 частных предприятий, товариществ, кооперативов, третья часть которых избрала торгово-закупочную и посредническую деятельность.
(«ДемРоссия», ФНПР, СПТ, РКРП, казачество, объединенная коммунистическая организация, ПЭС, РНС)
Роль политических партий в области продолжает оставаться по-прежнему низкой. Все они пока воздерживаюются от анализа региональной экономической политики как повода для своих действий, беря на себя роль лишь представителей своих центральных структур.
Так, «ДемРоссия» занята сбором подписей по референдуму о частной собственности на землю. Опубликованы подписные листы во многих районных и городских газетах, сбор проходил вполне успешно для региона с традиционно аполитичным населением. На конец октября собрано около 1000 подписей только путем почтовой работы среди базы актива движения. Активные методы, потерявшие в последнее время популярность, показали себя также очень эффективными. Так, только 4 часа работы одного пикета в городе приносили до 250—300 подписей. Общий приблизительный итог этой работы — 2500—3000 подписей. В ноябре на предсъездовском Форуме сторонников реформ в состав делегации от Псковской области кроме представителей «ДР» вошли представители администрации области — В.Туманов, Б.Полозов, местного отделения Антимонопольного комитета — М.Костюкова, Представитель Президента Д.Хритоненков, что для отстранившейся от местной политики организации «ДР» немаловажно, особенно ввиду перспективы создания «президентской партии».
ПЭС занята формированием региональной структуры и разработкой региональной программы. Председателем Политического совета организации стал А.Добряков, однако не исключено появление другой (возможно,декоративной) фигуры. ПЭС станет первой партией, имеющей в области свои средства массовой информации, ими, скорее всего, станут газеты профсоюзов среднего и малого бизнеса Пскова («Голос») и Великих Лук («Старая крепость»). Несмотря на активную пропаганду в «Голосе» программы и устава ПЭС, рост численности организации, видимо, не устраивал руководство. Уже в ноябре стало известно, что А.Добряков оставил пост сопредседателя ПЭС в Пскове. Из привлекающих внимание мест в региональной программе ПЭС является требование передачи функций по проведению приватизации частным предприятиям (?).
24 октября после массированной и тщательной подготовки в СМИ области, беспрецедентной листовочной кампании в Пскове в рамках общероссийской акции ФНПР «Повернуть реформы лицом к человеку труда» облсовпроф провел демонстрацию и митинг трудящихся. В них приняли участие от 2500 до 3000 человек, причем участников акции из районов области доставлял специально выделенный транспорт, выплачивались командировочные, предоставлялся отгул. Эти факторы, а также активное участие в акции представителей от СПТ и РКРП стали для ФНПР причиной «плохой» прессы и писем читателей с осуждением акции профсоюзов. Несмотря на предложение СПТ и РКРП принять совместную резолюцию, на митинге были приняты 2 резолюции — от ФНПР и СПТ/РКРП. Несмотря на попытки местного руководства отмежеваться от СПТ на митинге 24 октября, уже в конце октября в Конгрессе левых сил кроме активистов СПТ приняли участие и представители профсоюзов.
Судя по резолюции, очередного всплеска активности ФНПР следует ожидать в конце ноября, когда будут сформулированы требования отставки Правительства РФ, ибо резолюция носит четко «сверху» заданный характер.
Демонстрация и митинг профсоюзов были единственной точкой приложения внешней активности местных организаций СПТ и РКРП, которые получили при помощи профсоюзов несравненно большую аудиторию и возможность подготовки к 7 Ноября. Необходимо отметить, что радикальные выступления активистов РКРП находили больший отклик среди участников митинга, чем сдержанная критика политики центрального руководства со стороны официальных организаторов. В Великих Луках состоялась объединительная конференция по созданию Великолукской объединенной организации коммунистов. Объединение состоялось, и теперь эта организация насчитывает 170 человек.
17 октября в Пскове прошла конференция атаманов казачьих землячеств и войск России. Конференция состоялась по приглашению руководства Псковского гарнизона («приднестровское братство»?). Ее вели по очереди атаман станицы «Невская»(СПб) Б.Алмазов и атаман Союза казаков России А.Мартынов. Основной темой дискуссии на конференции была координация действий казачества, взаимоотношения с властями, деятельность землячеств. Мартынов призвал представлять деятельность казаков в «горячих точках» личной инициативой добровольцев, чтобы не осложнять отношений с властными структурами. Из его выступлений можно было сделать вывод, что Союз казаков России представляет интерес для Совета безопасности, поскольку упоминалось о неоднократных «консультациях». Говоря о ситуации в Чечне, Мартынов упомянул, что Дудаев предлагал экипировать и вооружить два казачьих полка. Уже в ноябре «НГ» сообщила, что проект Указа Президента по казачеству готовится Советом безопасности, МВД, Министерством обороны и Союзом казаков России. Тот же Мартынов был помощником Ю.Скокова.
После конференции состоялся казачий круг, на котором был утверден Устав станицы «Ольгинская» в г.Пскове и избран атаман Е.Селиванов. Мероприятия казаков вызвали интерес актива РКРП. В ноябре станица «Ольгинская» насчитывала уже до 100 казаков. Начальником штаба станицы стал А. Шматков, в прошлом активист «ДР». Организаторы казачьего движения именно в Пскове не скрывают, что среди главных целей — создание казачьих поселений на границе с Эстонией и Латвией.
В Великих Луках в октябре состоялось учредительное собрание городского отделения Русского национального собора. Присутствовало около 70 человек. Собрание проводила инициативная группа, в которую вошли работники ряда предприятий. Возглавляет группу РНС Б.П. Ульянов.
2 ноября в Пскове состоялось собрание, посвященное предстоящему 7 Ноября. Организаторы мероприятия — СПТ, РКРП, Советы ветеранов ВОВ, фракция «За права и свободы человека». В зале присутствовало около 300 человек. Бросалось в глаза присутствие руководства областного Совета, руководство комитетов КП РСФСР. В президиуме собрания кроме руководителей и активистов СПТ и РКРП присутствовал председатель псковского городского совета В. Герасимов. Его выступление и открыло собрание. В нем не содержалось каких-либо реверансов в сторону собравшихся и организаторов, но говоря о ходе реформы в городе, В. Герасимов практически не упоминал администрацию. В последующих выступлениях звучали призывы к созданию в Пскове ячейки Фронта национального спасения. Официальная часть собрания закончилась организацией записи желающих на личный прием к В. Герасимову.
7 ноября состоялась демонстрация и митинг. В них приняло участие около 800 человек. Собравшиеся приняли привычную резолюцию с требованием отставки правительства и Президента.
Отношения России с Эстонией и Латвией в политическом и экономическом аспектах в октябре определялись, во-первых, затруднениями Эстонии и Латвии в топливно-энергетических ресурсах, во-вторых, выяснением Россией твердости нового правительства Эстонии в отстаивании прежних позиций по ряду вопросов: права человека, вывод войск, граница — и в значительной степени обострением внутриполитической борьбы в России.
С постепенным развитием инфраструктуры границы прежде простые и надежные способы решения экономических проблем Балтии при помощи «серого» и «черного» рынка внешнеэкономических сделок с Россией становятся более сложными. Незаконные операции с нефтепродуктами по-прежнему продолжаются, но в основном мелкими партиями автомобильным транспортом. Попытки использования водного транспорта, предпринятые, в частности, фирмой «Благо-Творитель», были пресечены правоохранительными органами. Коммерческие фирмы Балтиии ищут, кроме малоэффективных официально лицензированных сделок, иные каналы для удовлетворения высокого спроса на топливо в своих странах.
Так, в Псковском аэропорту были задержаны 200 миллионов рублей наличной предоплаты за нефтепродукты в Латвию из Чечни.
По телеграмме А. Руцкого конфискованные деньги зачислены в областной бюджет. Пострадавшая фирма «ЧИКОРА-Интернейшнл» обратилась с исковым заявлением в Псковский городской суд, считая конфискацию незаконной.
В сфере контрабандных операций наблюдается смещение в группах товаров от громоздких меди и нефтепродуктов к компактным драгоценным и редкоземельным металлам.
Необходимо отметить, что в российско-эстонских отношениях немаловажным фактором является предсъездовская внутриполитическая ситуация в России. Так, рупор оппозиции — санкт-петербургская телепрограмма «600 секунд» в октябре показала сюжет о пожаре на российско-эстонской границе, связав его с действиями эстонских националистических формирований. Описываемые А.Невзоровым события происходили на базе МП «Скобари» — бывшем пионерском лагере в Печорском районе, а ныне фактически даче руководителя МП «Скобари» Ю.Риверова — заметной фигуры среди национал-патриотов Санкт-Петербурга. По словам Ю. Запрудного — представителя Крестьянской партии России, фермер Константинов, чьи владения граничат с «базой» Риверова, — это очередная инсценировка. «Внезапно» возникший ночью пожар снимался самим Ю.Риверовым, и уничтожил списанную автомобильную технику. Дело о пожаре (или поджоге) расследуется Печорским райотделом Министерства безопасности России. Примечательно, что Ю.Риверов в качестве телеоператора присутствовал на конференции казачьих атаманов России, которая прошла в Пскове (см. выше).
Конфликт законодательной и исполнительной власти в России также повлиял на состояние российско-эстонских отношений, причем налицо все признаки «соревнования» исполнительной и законодательной власти в попытках укрепить свои позиции внутри страны. В числе этих попыток — заявление А.Козырева в ООН о нарушении прав человека в странах Балтии, распоряжение Б.Ельцина о приостановке вывода российских войск из Эстонии, с одной стороны и решительные действия Р.Хасбулатова, фактически денонсирующие Тартусский договор, т.е. одностороннее, несогласованное установление ВС государственной границы России со странами Балтии.
В предыдущем отчете констатировалась взаимная заинтересованность России и Эстонии в экономическом сотрудничестве. Необходимость такого сотрудничества консервировала на приемлемом для сторон уровне разногласия и адекватность реакций.
Осложнения внутри российского руководства и энергичные действия оппозиции вынудили Россию фактически ухудшить отношения с Эстонией. Возможно, действия российских властей преследуют также своего рода «проверку реакции» нового эстонского правительства, обладающего «сомнительной» легитимностью, пользуясь кредитом доверия лишь граждан Эстониии. Поэтому, вероятнее всего, шаги России приведут в ближайшее время к усилению в Эстонии изоляционистских настроений. Учитывая экономическую несостоятельность для Эстонии такой политики с точки зрения перспектив интеграции Эстонии в европейское сообщество, следует ожидать большей гибкости нового эстонского руководства в отношении к требованиям России, однако это будет происходить постепенно, поскольку предвыборные программы нынешнего эстонского руководства строились на необходимости «выдавливания» русскоязычной общины из Эстонии. Привлекательный для коренного населения политический лозунг при внимательном рассмотрении становится трудновыполнимым. Так, занимающийся вопросами переселения фонд «Соотечественники» располагает 13 тысячами заявлений желающих переселиться из Эстонии на определенных условиях. Маловероятно, что Россия в состоянии обеспечить эти условия, но, даже удвоив цифру желающих, при численности неэстонской общины в 600 тысяч человек для «цивилизованного» выдавливания понадобятся десятилетия. Высказываемые некоторыми аналитиками предположения о возможности «приднестровского» варианта в Эстонии не учитывают, на взгляд автора, менталитета эстонцев и русскоязычной общины в Эстонии.
Источники
1 Бомба от генерала // Псковская правда.— 1992.— 21 октября.
2 Коса да камень, лед и пламень // Псковская правда.— 1992.— 14 октября.
3 Об информации прокуратуры г.Пскова, Представление об устранении нарушений законодательства, О борьбе с коррупцией в системе государственной службы // Новости Пскова.— 1992.— 3 декабря.
4 Резолюция ФНПР на митинге 24 октября 1992 г.
5 Резолюция СПТ/РКРП на митинге 24 октября 1992 г.
6 Порядок будет наводиться руками атаманов // Независимая газета.— 20 ноября.
© Международный институт гуманитарно-политических исследований