Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Саратовская область

С. Р. *

Саратов и Саратовская область

в ноябре 1992 года

1.    ВЛАСТЬ

24 ноября в малом конференц-зале облсовета состоялась встреча саратовских народных депутатов различных уровней, посвященная попытке выработать общую точку зрения на предстоящий Съезд народных депутатов России и ситуацию в стране в целом.

Всего в мероприятии приняло участие около 100 человек. Со вступительным и заключительным словом выступил председатель Саратовского облсовета Н.Макаревич, назвавший идею рынка абстрактной и неподготовленной, а налоговую политику — ужесточенной и непродуманной, и в итоге заявивший, что «не видит трагедии в том, если Съезд выразит недоверие правительству». С иных позиций выступили городские «демороссы», которые правительство тоже не поддержали, но по иным причинам — из-за его непоследовательности.

Обе стороны искали виновного в конфликте между исполнительной и представительной властью и говорили о возможности и желательности примирения сторон. Основ для примирения, однако, не предложил никто, возлагая надежды на решения Съезда и поправки к Конституции.

Глава обладминистрации, народный депутат РФ Ю.Белых, произнес перед закрытием встречи краткую речь, посвященную ходу реформ в области (по его мнению, достаточно успешному), защите правительства и взаимоотношениям представительной и исполнительной властей (по оценке оратора, изрядная доля вины за бурные конфликты двух властей лежит на третьей — судебной, обвиненной в пассивности и бездеятельности).

По итогам мероприятия предполагалось принять нечто вроде наказа отправляющимся на Съезд народным депутатам, но крайняя противоречивость точек зрения присутствовавших и практически полное отсутствие пунктов для их соприкосновения привело к тому, что единственным врученным депутатам «наказом избирателей» стал текст, принятый на митинге («собрании избирателей»), проведенном 21 ноября Объединенным фронтом патриотических сил, где речь шла о необходимости отставки президента и правительства, ликвидации самого президентского поста, создании правительства народного доверия и т.п.

Одновременно с вышеназванным мероприятием (но, в отличие от него, за закрытыми дверями) проходила встреча руководителей областных структур с депутатами российского парламента, организованная обладминистрацией. По мнению депутатов, эта встреча позволила подготовиться к согласованным действиям на предстоящем Съезде по целому ряду пунктов, суть которых осталась неизвестной).

На встрече в облсовете присутствовал К.П.Муренин, бывший первым секретарем Саратовского обкома КПСС вплоть до запрещения этой организации, поныне остающийся народным депутатом РФ и облсовета. В дискуссии он участия не принимал, но сидел на почетном месте, по левую руку от председательствовавшего Николая Макаревича. Это первое появление бывшего первого секретаря при столь большом стечении публики после его смещения с поста председателя Саратовского облсовета в августе 1992 г.

Ранее (21 ноября) в газете «Саратовские вести» было опубликовано обращение членов малого Совета облсовета в ВС РФ. Депутаты настаивают на принятии «ряда антикризисных мер». Вот их краткий перечень.

1) В области проведения экономических реформ:

«направить основные усилия на стимулирование государственно-частного предпринимательства, то есть на усиление коммерческой самостоятельности госпредприятий с введением обязательного государственного контроля за основными характеристиками воспроизводства»; «ввести временные меры по жесткому контролю ценообразования, доходов, торговой деятельности как государственных, так и коммерческих торговых структур»; временно ввести госмонополию по торговле товарами народного потребления, «входящими в минимальную потребительскую корзину», ограничить коммерческую торговлю этими товарами до 5-7% от общего товарооборота; «правительственным научным учреждениям в срок до февраля 1993 г. осуществить разработку основных методологических положений приватизации в отраслях народного хозяйства и социально-жилищной сфере»; «принять срочные меры по восстановлению поголовья скота и спасению маточного поголовья скота путем организации долгосрочного кредитования хозяйств под эти цели, восстановления договоров на ремонт и обновление сельхозтехники, выполнения ранее принятых решений о централизованном снабжении кормами птицефабрик, срочного принятия решений о выделении федеральных средств на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт оросительных систем, а также на их реконструкцию, введения компенсационных мер по ликвидации опережения роста цен на промышленную продукцию по сравнению с сельскохозяйственной»; «процесс приватизации в перерабатывающих отраслях проводить более продуманно», с тем, чтобы в ней участвовали сельскохозяйственные предприятия и сохранялись существующие хозяйственные связи; «создавать фермерские хозяйства, не разрушая коллективные формы», для чего «выделение земли под фермерские хозяйства осуществлять лишь при условии сохранения в сельском хозяйстве структуры и объемов производства не ниже уровня, существовавшего до выделения» и «разработать правовой механизм формирования фермерских хозяйств с обязательным выполнением» двух условий — наличия у фермера высшего или среднего специального сельхозобразования и госрегулирования структуры и объема производства фермерского хозяйства; разработать закон о бухучете и статотчетности фермерского хозяйства; разработать программу акционирования взаимосвязанных сельхозпредприятий с их технологической увязкой в крупные агропромышленные объединения на базе региональных индустриальных комплексов — производственно-технологических, мелиоративных, перерабатывающих; создать сеть региональных земельных банков для организации инвестиционного регулирования сельхозпроизводства, контроля сбыта, обменных и торговых операций внутри агропромышленного комплекса;

2) В области совершенствования государственного управления необходимо:

совершенствование Конституции РФ или введение новой Конституции; в короткий срок принять меры по отлаживанию взаимодействия представительной и исполнительной властей; упразднить институт представителей президента «в целях ликвидации этого неконституционного органа управления и в целях сокращения государственных расходов» [1].

Этот документ обсуждался на заседании малого Совета облсовета 19 ноября и вызвал резкие возражения демоппозиции. Ряд депутатов-»демороссов», не являющихся членами малого Совета, квалифицировали его как «основные требования колхозно-партийной мафии» и требовали снять с обсуждения. Когда голосования по внесению вопроса в повестку дня и по отдельным положениям обращения показали, что он будет принят, член малого Совета, профессор Владимир Талдонов знак протеста покинул зал заседаний, уведя с собой кворум. Заседание сорвалось, Обращение в целом и решение направить его ВС РФ приняты не были.

Документ, однако, отправлен в ВС РФ как обращение от группы депутатов — членов малого Совета облсовета; среди подписантов — председатель облсовета Николай Макаревич, его заместитель Виктор Уханев, несколько глав администраций районов и председателей райсоветов.

Таким образом, накануне съезда применительно к Саратовской области можно говорить о полной консолидации «старого» и «нового» руководства на почве критики политики реформ российского правительства.

26 ноября состоялась встреча главы администрации Саратовской области Юрия Белых с представителями политических партий и общественных организаций, на которой ничего принципиально нового эти представители не услышали, отношение к политическим организациям главы администрации остается прохладным.

В качестве дополнения к вышесказанному нужно заметить, что столь «основательный» документ и критический пафос депутатов в целом плохо согласуются с деятельностью самих местных властных структур. Примером корректности оценки обстановки в собственной области является анализ потребительской ситуации, в результате которого администрация решила, что для того, «чтобы удовлетворить минимальные потребности мужчины в расцвете лет и сил... необходимо 2304 рубля 70 копеек, работающей женщины — 1982 рубля 10 копеек». Выкладки включают такие ирреальные цены как 88 рублей за кг сахара, яйца по 40 рублей за десяток, сигареты по 23 рубля за пачку [2]. Все в целом производит впечатление анекдота. Создается впечатление, что областная администрация обладает настолько искаженной информационной картиной, что любое предпринимаемое ими действие способно дать положительный результат только случайным образом. Отмечу, что это только один пример, — очевидно, что в различных сферах стратегия самообмана столь же сильно определяет деятельность областного руководства. До сих пор для областного руководства характерны политические близорукость (например, отношения Белых с партиями) и безграмотность. Последний пример — заявление Макаревича о том, что он не доверяет правительству, но — как должностное лицо — вынужден выполнять его решения. Вообще-то в таких случаях подают в отставку...

Правда, малым Советом Саратовского облсовета подготовлен проект решения о минимальном потребительском бюджете, в котором признается, что существующие нормативы потребления продуктов питания не соответствуют требованиям полноценного развития личности. Минимальный потребительский бюджет по Саратовской области на 1 октября 1992 года составил 4085 рублей на одного человека, из них 2098 рублей уходит на продукты питания. По сравнению с январем 1991 года стоимость потребительской корзины выросла в 34,3 раза, а среднемесячная заработная плата — в 23,5 раза. Малый Совет предложил учитывать минимальный потребительский бюджет при установлении должностных окладов и тарифных ставок, а также для определения величины компенсаций и пособий. Облсовету предлагается выйти с инициативой в ВС РФ о введении в действие закона об индексации доходов граждан.

Скорее всего, декабрьской сессии все придется пересчитывать заново, и тому же неясно, насколько местные власти вправе будут принимать какие-либо решения по этой проблеме, и совсем непонятно — как контролировать их выполнение.

Еще один анекдотический пример — на городском уровне. Администрация города провела рабочую проверку уличных коммерческих киосков. Ее осуществлял первый вице-мэр Д.Аяцков в сопровождении руководителей налоговой инспекции, госсанэпиднадзора и журналистов. В результате проверки стало известно, что мэрии неизвестно число «комков» в городе, ибо разрешения на их возведение дают несколько инстанций, не ставящих друг друга в известность о своих действиях. Из 404 зарегистрированных ларьков 155 были установлены самовольно [3]. Проверка также показала, что полностью и правильно оформленные документы — большая редкость. Сертификаты качества (обязательные при продаже продовольствия), как правило, отсутствуют и т.д. и т.п. (Вспомним также и полный провал «отопительной кампании нового городского начальства — см.: С.Р. «Саратов и Саратовская область. Октябрь 1992», 1.0. и [5]).

Добавим, что все эти «комки» и большинство предпринимательских структур либо обложены данью, либо прямо принадлежат преступным группировкам. Координационный совет по борьбе с организованной преступностью, образованный весной 1992 года и руководимый Н.Макаревичем и начальными лицами УВД, регулярно эту тему обсуждает на своих заседаниях (последнее — 11 ноября). Но при знакомстве с материалами этих заседаний [4, 5] также создается впечатление, что все эти люди либо что-то скрывают, либо с луны свалились, поскольку речь ведется о росте преступности, о недостатке средств и прочих объективных причинах, в то время как, видимо, следует говорить о тотальной пронизанности всех структур и страт общества криминальностью и страхом перед насилием. (Это как бы подчеркивается тем, сколь быстро «местные» в связи с открытием для иностранцев города включили их в круг своих интересов. Так, 25 ноября саратовском аэропорту был избит волонтер американского Корпуса мира. Нападавшие отобрали сумку, в которой находился магнитофон и другие вещи общей стоимостью около 140 долларов. Это не первый случай такого рода. К сожалению, данными об обложении данью иностранных предпринимателей или отсутствии такого со стороны рэкетиров никто не располагает. Любопытно, что — и это характеризует сдвиг происшедший в провинции за последние годы, — формой «облапошивания» иностранцев в Волгограде 2-3 года назад, когда они туда хлынули, была не террористическая форма, но попрошайничество.)

Между тем малокомпетентное облруководство считает себя вправе заниматься вопросами «самостийности» Саратовской земли. Уже создана комиссия облсовета по разработке устава Саратовской области. Председателем комиссии стал председатель облсовета Н.Макаревич, заместителем председателя — заместитель председателя облсовета Виктор Уханев. Комиссия должна до 10 декабря подготовить проект Устава для обсуждения на декабрьской сессии Совета. За основу комиссия, по заявлению Н.Макаревича, намерена взять уже принятый Устав Челябинской области. Предложенный состав комиссии после долгих дебатов был сильно видоизменен. В него вошли все освобожденные члены малого Совета облсовета, а также депутат Саратовского горсовета юрист И.Сухарев, работавший над инициативным проектом конституции Саратовской земли, готовившимся депутатской группой «Саратов» и Саратовским земским союзом, депутаты облсовета Г.Ахтырко В.Марков (новый председатель областного ОКРР) и В.Зюзин (бывший секретарь райкома) [27].

Конечно, и администрация, и облсовет много и порой компетентно занимаются и позитивной, по преимуществу конкретной либо конкретизирующей вышестоящие указания, деятельностью. Интенсивно работает малый Совет горсовета (см., например, [6]. И т.д. и т.п.

Но в целом представляется, что КПД властных структур, а что еще, может быть, более важно, интеллектуальный и «прагматический» потенциал их, степень их информационной обеспеченности намного ниже политической активности, уровня бюрократизма, коррумпированности, интриганства. Следует заметить, что эта тенденция все более распространяется. Конфликты в руководстве становятся нормой и на районном уровне (см., например: С.Р. Саратов и Саратовская область. Сентябрь, 1992. 2.1.1 — конфликт Ивантеевском районе). В ноябре достиг кульминации конфликт в Красноармейске между исполнительной и представительной властью [7].

2.    ЭКОНОМИКА

В каком-то смысле ситуацию в сфере экономики хорошо характеризует то, что происходило на встрече саратовских предпринимателей с народными депутатами и интеллигенцией. Эта встреча состоялась 25 ноября в конференц-зале горсовета. Гвоздем встречи должно было стать участие председателя подкомитета по приватизации комитета по экономической реформе РФ Петра Филиппова, но он не приехал. Участие в акции принял нардеп РФ, член ВС РФ Евгений Нестеров, избранный от Саратова. Встреча завершилась принятием обращения к предстоящему Съезду народных депутатов с призывом оставить правительство в покое.

На встрече выступил крупнейший саратовский бизнесмен, президент промышленно-банковского концерна «Поволжье-С» и сопредседатель саратовского отделения Партии экономической свободы («партии Борового») Александр Скорынин (о его главенствующе роли в саратовском бизнесе см.: С.Р. Саратов и Саратовская область. Сентябрь, 1992; 3.1.1). Он сообщил, что никак не может найти хоть один в области или городе проект, который мог бы быть профинансирован Европейским банком реконструкции и развития, готовым выделить для области или города кредиты на 105 миллионов немецких марок сроком на 20 лет без процентов, но под гарантию областных или городских властей. Александр Скорынин подверг власти области и города убийственной критике, с употреблением слов «бред», «маразм», «клоака», «на хер» и «наххх.. то есть к черту». Он сообщил, что «наплевать он хотел» на съезды народных депутатов и все их решения, главное, по его мнению, происходит непосредственно в регионах, но саратовские власти... (вновь последовали вышеприведенные выражения, но без «нах то есть к черту»). В качестве положительного примера реального реформирования экономики Скорынин привел Нижний Новгород и составленную для него программу Явлинского. Все выступившие на встрече ораторы (включая народного депутата РФ Нестерова) ожесточенно полемизировали со Скорыниным, защищая саратовские власти и российское правительство, кроме директора школы, депутата горсовета Сергея Рымаренко, заявившего, что он, нищий, согласен с мультимиллионером в оценке деловых качеств правительства и местных властей, ибо чувствует все их дела на лично своей учительской шкуре.

В сферах приватизации и предпринимательской деятельности ничего принципиально нового не происходит. (Полный список предприятий подлежащих акционированию см [8,9], ситуация с магазинами и «бытовкой» — [10,11]). Из новых совместных начинаний следует упомянуть подписание договора о создании совместного предприятия, заключенного между президентом компании РСБ «Мануфактуринг» (штат Нью-Джерси, США) Филом Романофф'ым и генеральным директором Саратовского электроагрегатного производственного объединения В.Павлюковым. Предприятие будет заниматься созданием малотрудоемких и высокопроизводительных технологий центробежного литья в гибких резиновых формах.

По-прежнему наблюдается кризис производства. Так, к примеру, в связи повышением цен на энергоносители пассажирское автопредприятие «Саратовавтотранс» оказалось на грани банкротства. На четвертый квартал ему требуется дотация в 1 миллиард; и Балашовский слюдокомбинат на той же грани — в кассе осталось 4 рубля. Это вызвано резким снижением объемов изделий из слюды в связи с уменьшением количества заказов на них оборонной промышленностью.

В Саратове в первые две недели ноября цена на ваучеры на городских рынках и коммерческих киосках колебалась от 3 до 4 тысяч рублей. В Вольске — в коммерческих предприятиях ваучер покупают за 2,5-3 тысячи рублей. В Хвалынске и Ртищево — за 2 тысячи рублей, в Балашове — за 2,5-3,5 тысячи рублей [12]. 21 ноября состоялся первый ваучерный аукцион, организованный Саратовской фондовой биржей и областным фондом имущества. Средняя цена приобретенных чеков составила 4952 рубля (от 4500 до 6000 рублей) [13]. Объявления о скупке ваучеров в последнюю декаду месяца имеют нижний предел 4500, о продаже (организациями) — верхний — 10000 рублей. Сама организация выдачи ваучеров в городе всячески критикуется в средствах массовой информации [14-15].

На 1 ноября в области зарегистрировано 8538 безработных ([16], там же кадровая статистика по рынку труда). В городской центр занятости с начала года обратилось около 11 тысяч человек.

Средняя зарплата на 1 ноября составила: на транспорте — 7410 рублей, в строительстве — 7047, в промышленности — 6136, в народном образовании и здравоохранении — 4100, у работников культуры — 2173 рубля [17].

Для полноты картины — статистика по беженцам на 31 октября: в отделе миграции населения отдела по трудоустройству администрации области статус беженцев выдан 5863 человекам (2197 семьям). Из Азербайджана — 2729 человек (956 семей); из Таджикистана — 1916 человек (735 семей); из Чечни — 388 человек (154 семьи); из Молдовы — 226 человек (97 семей) [18].

3.    ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

В городе наблюдается обычная для осеннего сезона политическая активность. Возможно, самым важным событием стало участие в создании местной организации ПЭС (по непроверенным данным) Представителя Президента В.Головачева и президента концерна «Поволжье-С» А.Скорынина. Можно отметить неофитскую активность ультрапатриотов — «военно-патриотического» «Славянского союза», «Общества Георгия Победоносца» (не без откровенного и ярого антисемитизма). Прочие группы заняты обычной организационной и прочей политической работой.

3.1.       «ДемРоссия»

Саратовской «ДемРоссией» собрано около 10 000 подписей в поддержку проведения референдума о введении частной собственности на землю.

Между тем в саратовской региональной организации «ДемРоссии» продолжается выяснение отношений между руководством движения и внутренней «проафанасьевской» оппозицией.

Основной темой заседания КС саратовской организации «ДемРоссии» 10 ноября стала подготовка к предстоящему городскому собранию членов движения. Оказалось, что у руководства организации и представителей «проафанасьевской» оппозиции (так называемого «радикального крыла») несколько различные точки зрение на порядок проведения этого мероприятия.

В завязавшейся дискуссии председатель областной организации движения В.Давыдов сначала пригрозил одному из лидеров оппозиции Г.Ахтырко удалением из зала, а затем публично обвинил его в том, что тот является сексотом, «получает вторую зарплату» и участвует в заседаниях КС по заданию с целью ведения на них деструктивной деятельности. По чьему заданию Ахтырко занимается подобной деятельностью — не уточнялось. На попытки отвергнуть обвинение Давыдов ответил, что уже выступал с подобными заявлениями раньше и утверждает это же сейчас, а если Ахтырко недоволен, то может подать на него в суд. Ахтырко же в ответ высказался в том духе, что в таких случаях надо не подавать в суд (ибо неохота связываться), а бить по морде. Правда, делать этого он не стал и, более того, продолжал участвовать в заседании КС вплоть до его завершения.

14 ноября городское собрание членов движения «Демократическая Россия» состоялось. Произошел конфликт между областным руководством движения и поддерживающим его большинством демороссов, с одной стороны, и так называемой «радикальной фракцией» плюс Фрунзенская районная организация (до сих пор не признававшейся руководством, с другой).

Стороны обменялись взаимными обвинениями в развале работы и иными претензиями, отличавшимися необыкновенным разнообразием. Оппозиция пыталась добиться создания в Саратове самостоятельной городской организации «ДемРоссии», но не нашла поддержки у большинства присутствующих. (В настоящее время в Саратове нет единой городской организации с собственным независимым руководством. Шесть формально действующих на его территории районных организаций входят непосредственно в областную, руководство которой базируется в городе и, по существу, обладает всей полнотой власти внутри движения.) Однако ею был достигнут определенный успех при выборе делегатов на областную конференцию, которая запланирована на 28 ноября.

Собрание подтвердило права делегатов, избранных от Фрунзенской организации, настаивавшей на «порайонных» выборах делегатов от Саратова (мотивировалось это все тем же отсутствием единой городской организации). Такое подтверждение равнозначно признанию Фрунзенской организации, которого та давно добивалась. Всего собранием было избрано 12 делегатов (плюс 3 «фрунзенца»), причем собранию пришлось повысить квоту представительства, так как накануне было принято решение установить представительство от числа присутствующих на собрании, а его численностью определять и реальную численность всех городских демороссов. Реальных городских демороссов оказалось около 120 человек.

На собрании присутствовал заместитель председателя облсовета Виктор Уханев, ушедший, не дожидаясь окончания мероприятия. В оставленной записке он обратился к присутствовавшим с просьбой включить его в состав делегатов облконференции. Собравшиеся, однако, поставили под сомнений действительность членства Уханева в движении, особенно — в связи с тем, что он одновременно является членом НПСР, с которой у «ДемРоссии» отношения достаточно напряженные.

В конце мероприятия была принята резолюция, в которой саратовские демороссы обвинили местные власти в том, что те лишь маскируются под сторонников политики реформ, являясь на деле их противниками. В связи с этим было заявлено, что саратовская «ДемРоссия» считает своей обязанностью ведение конструктивной критики деятельности местного руководства.

В резолюции констатировалось тяжелое положение, сложившееся в саратовской «ДемРоссии» в связи со спадом ее популярности и предлагался ряд мер по смягчению кризиса. Кроме того, документ содержал намерение выступить с двумя инициативами: о начале сбора подписей в поддержку референдума о досрочном роспуске парламента и о необходимости начала кампании по подготовке другого референдума — по вопросу проведения выборов в Учредительное собрание.

 

28 ноября в конференц-зале Саратовского городского Совета народных депутатов прошла областная конференция движения «Демократическая Россия».

После обсуждения доклада председателя региональной организации движения Валерия Давыдова были приняты два документа: резолюция «О ходе реформ и ситуации в стране и регионе» [19] и постановление «О ситуации в движении «Демократическая Россия» и задачах областной организации движения»[20]. В резолюции дается краткая оценка нынешней ситуации, основанная на тезисе о приходе к власти «второй волны» номенклатуры бывшей КПСС. «Анализ соотношения сил, — говорится далее, — показывает, что реальный путь реформ — медленный болезненный для населения, проводимый аппаратом и в пользу аппарата».

В такой ситуации саратовская «ДемРоссия» считает неоправданными ни безусловную оппозицию с ориентацией исключительно на предстоящие когда-нибудь выборы, ни безусловную поддержку президента и выбирает путь «конструктивной оппозиции» или «условной поддержки» курса реформ.

Конференция переизбрала В.Давыдова председателем областной организации и избрала новый состав координационного совета и делегатов на III съезд «Демократической России».

Из организации вышли оппозиционеры Г.Ахтырко и И.Шмагаревский, а также присоединившийся к ним В.Бойко.

3.2.       Саратовский Земский союз

Саратовский Земской союз принял обращение к гражданам Саратовской области, в котором поддерживаются требования о созыве Съезда народных депутатов РФ 1 декабря и о формировании «правительства народного доверия».

Обращение принято на состоявшемся 3 ноября заседании правления СЗС.

Делегация СЗС участвовала в состоявшемся 24 октября в Москве конгрессе Фронта национального спасения, однако от принятия решения о вступлении в ФНС правление воздержалось.

3.3.       Левые и патриоты

21 ноября у подножия памятника Ленину состоялась запланированная Объединенным фронтом патриотических сил и РКРП встреча с народными депутатами РФ, избранными от Саратовской области. Из-за отсутствия на встрече самих депутатов она прошла в форме митинга.

Темами дня стала обычная для мероприятий подобного рода критика российского правительства и его экономического курса, звучали заявления в поддержку предстоящего Съезда народных депутатов РФ. В итоге было принято два документа: резолюция и наказ избирателей. Последний состоял более чем из десяти пунктов; наиболее существенными выглядели следующие требования, выполнения которых саратовские коммунисты считают необходимым добиваться на Съезде: отставка Президента РФ Ельцина, ликвидация поста президента и возвращение к советской системе правления; отставка правительства Гайдара и формирование правительства народного доверия, принятие обращения к бывшим республикам СССР о создании экономического союза с целью восстановления прежних экономических связей и дальнейшей политической интеграции; прекращение приватизации и предоставление трудовым коллективам возможности самим избрать приемлемую для них форму собственности; недопущение начала распродажи земли в частную собственность; принятие экстренных мер и социальных гарантий для нормализации уровня жизни населения.

Организаторы категорически обещали присутствующим (числом не менее 500 человек) донести их волю до отсутствующих депутатов.

 

25 ноября в здании Саратовского экономического института прошло заседание комитета по работе с народными депутатами, созданного объединенным фронтом патриотических сил и саратовской организацией РКРП.

Инициативная группа, ныне преобразовавшаяся в комитет, была создана на одном из митингов ОФПС и в числе основных своих задач видит доведение воли избирателей до народных депутатов, а также организацию кампаний по их отзыву в случае, если их позиция получит негативную оценку со стороны саратовских «левых». В настоящее время ведется подготовка для начала такой кампании по отношению к тем депутатам, которые на предстоящем Съезде поддержат правительство Ельцина—Гайдара.

3.4.       Саратовский казачий круг

21 ноября состоялось собрание саратовских казаков, недовольных решениями казачьего круга, имевшего место 14 ноября.

Собралось около 25 казаков, большинство из которых 14 ноября в знак протеста против переизбрания военного комиссара Кировского райвоенкомата Саратова полковника В.Колоскова атаманом покинули казачий круг. После недолгих прений (в ходе которых Колосков обвинялся в чрезмерном увлечении коммерческой деятельностью и пренебрежением к делам казацким) они решили отделиться от Саратовского казачьего круга и создать свой под названием Саратовский губернский казачий круг.

Неформальный (атаман покамест не избран) лидер Саратовского губернского казачьего круга Виктор Коньков пояснил, что они считают невозможным иметь дело с Колосковым, ибо для него атаманство — просто способ делать деньги, значит, он в душе — не казак. Ближайшими задачами нового круга он назвал поиск помещения, организационное оформление, установление связей с ростовским и волгоградским казачеством, восстановление Покровского собора (считающегося «казачьей церковью») и распространение в Саратове патриотической литературы.

4.    НЕМЦЫ

В конце октября Энгельсский райсовет вновь отверг идею немецкой автономии. На сессии райсовета депутаты после ознакомления с протоколами сотрудничества между правительствами РФ и ФРГ приняли решение отвергнуть любые варианты немецкой автономии, подчеркнув доброжелательное отношение ко всем людям, независимо от их национальности. Депутаты приняли решение отказаться от гуманитарной помощи из Германии.

Малый Совет областного Совета на своем заседании 27 ноября принял решение направить в ВС РФ обращение с просьбой отсрочить ратификацию «Протокола о сотрудничестве между правительством ФРГ и правительством РФ с целью поэтапного восстановления государственности российских немцев». Между тем продолжается традиционное для Саратовской области медленное наращивание «немецкого присутствия»: 7 ноября состоялось официальное открытие немецкого культурного центра «Freundschaft» в НИИ «Интеграл» (это уже шестой официальный центр немецкой культуры в Саратовской области); создана еще одна экономическая структура (при участии VDA и А.Скорынина) — межрегиональная агропромышленная ассоциация «Наследие», имеющая 16 учредителей (президент — Романов Сергей Игоревич), — намеревающаяся специализироваться на строительстве и организации производства в местах компактного проживания немцев [22].

5.    СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Областное руководство и «Саратовские вести». — Создание рабочей группы в облсовете по «спасению прессы». — Создание комиссии по лицензированию теле- и радиовещательных корпораций и каналов. — Нападение на главного редактора «Совфакса» Н.Яковлева. — Оценка деятелями саратовских средств массовой информации отставки М.Полторанина и Е.Яковлева.

 

11 ноября комиссия областного Совета народных депутатов по гласности и средствам массовой информации предложила главному редактору газеты облсовета «Саратовские вести» Сергею Гришину представить проект постоянного устава.

С октября 1991 года газета существует с временным уставом, который, согласно учредительским документам, уже полгода как должен смениться на постоянный. По сообщению редактора «Саратовских вестей» С.Гришина, по просьбе членов комиссии, являющихся одновременно членами редсовета, в газете создан сектор по освещению деятельности местных Советов всех уровней.

 

По инициативе комиссии по гласности Саратовского облсовета создана рабочая группа по разработке срочных мер для снижения розничных цен газет и расширения ассортимента их в киосках «Роспечати», а главное, для сохранения самих киосков.

Ныне в 14 районах области нет ни одного газетного киоска, и тенденция к дальнейшей сдаче в аренду либо продаже под «комки» газетных киосков проявляется повсюду. Председателем группы назначен глава администрации Краснокутского района, депутат облсовета Валентин Тихонов. В состав рабочей группы вошли редакторы ряда областных газет, депутаты облсовета, представители обладминистрации (сектора печати и комитета по управлению имуществом), фонда имущества области.

 

12 ноября Саратовская государственная телерадиовещательная компания «Саратов» провела первое организационное заседание комиссии по лицензированию местных телевизионных и радиовещательных корпораций и отдельных телерадиоканалов.

Лицензирование проводится в целях упорядочения функционирования телерадиокомпаний. Предполагается, что любая возникающая или уже существующая телерадиовещательная корпорация будет регистрироваться, платить пошлинный сбор, необходимые налоги и получать с ведома этой комиссии определенные ею частоты или каналы для дальнейшего выхода в эфир. В состав комиссии входят представители компании «Саратов», которой самой придется регистрироваться, официально запротоколировать свои данные по выходу в эфир, представители областной администрации и областного Совета народных депутатов и специалисты из Россвязьинформ.

 

26 ноября в 11 часов утра совершено нападение на главного редактора газеты «Совфакс» Николая Яковлева.

Двое неизвестных остановили машину, в которой ехал журналист, не объясняя причин, избили его, после чего скрылись. По словам Н.Яковлева, оба нападавших были задержаны сотрудниками милиции и оштрафованы за нарушение общественного порядка на 450 рублей. Состояние здоровья пострадавшего не внушает опасений.

 

Отставка М.Полторанина и Е.Яковлева много комментировалась в саратовской прессе. Главное в оценке ведущих деятелей саратовской прессы и лиц, связанных с деятельностью средств массовой информации, то, что все они рассматривают эту акцию как политическую, считая ее ошибкой; при этом выражается опасение в связи с возможным переносом президентского метода на местный уровень и ожидается наступление на прессу со стороны местных властных структур (подробности см.: [23-25]).

 

В целом создается впечатление, что в местных средствах массовой информации грядет изменение раскладов и самого способа существования. С одной стороны, журналистская работа становится все более опасной (помимо Яковлева месяц назад был избит журналист газеты «Саратов» Ю.Санберг; ранее подвергался давлению со стороны как КГБ, так и полууголовных коммерческих структур журналист той же газеты С.Михайлов). С другой стороны, издания и телекомпании все более зависят от денег спонсоров, учредителей и т.п. и вынуждены своей деятельности соблюдать «правила игры» («Кто платит, тот и...»). Иллюзии о «независимости», характерные для провинциальной журналистики послеавгустовского периода (анекдотический пример — это подзаголовок газеты «Совфакс», который поначалу присутствовал в шапке: «независимая газета Октябрьского райсовета»), окончательно рассеиваются, и материальные факторы становятся уже осознанно определяющими в стратегии средств массовой информации.

Источники

1. В целях стабилизации экономики // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 21 ноября.

2. Бойко В. У кого кормиться лучше: у администрации или у профсоюзов? // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 25 ноября.

3. 155 «комков» — вне закона // Саратов. — Саратов, 1992. — 13 ноября.

4. Лобков Н.Обуздать рост преступности // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 13 ноября.

5. Спирягин В. Наша мафия всех сильней? // Заря молодежи. — Саратов, 1992. — 14 ноября.

6. Горбачев В. Если нет закона, может, кран поможет? // Саратов. — Саратов, 1992. — 17 ноября.

7. По «структурам» тучи ходят хмуро / Гавриленко А. Когда дошло до «личного», администрация удалилась / Давайте скажем прямо и честно, кто в оппозиции // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 25 ноября.

8. Внимание: приватизация // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — Ноябрь.

9. Новые акционерные общества // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — Ноябрь.

10. Своих магазинов все больше // Биржевые вести. — Саратов, 1992. — Ноябрь.

11. Синева Е. И продавать не хочется, и не продавать нельзя // Саратов. — Саратов, 1992. — 17 ноября.

12. Рогожин В. Рыночная цена ваучера в Саратове — около 5000 рублей // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 17 ноября.

13. Таран И., Нефедов В., Кузнецов И. и др. Выдь на Волгу — где чек продается? // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 21 ноября.

14. Тетельбаум М. Вмеcте с ваучером можно получить инфаркт // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 14 ноября.

15. Шалункин С. Ударим безграмотностью по ваучеризации // Саратов. — Саратов, 1992. — 12 ноября.

16. Никитин А. Был бы рынок, работа найдется // Заря молодежи. — Саратов, 1992. — 21 ноября.

17. Коротко и ясно // Саратов. — Саратов, 1992. — 17 ноября.

18. Гуревич А. Коротко и ясно // Саратов. — Саратов, 1992. — 11 ноября.

19. О ходе реформ и ситуации в стране и регионе // Проект резолюции <II областной конференции региональной организации «Демократическая Россия»>. — Саратов, 1992. — 28 ноября.

20. О ситуации в движении «Демократическая Россия» и задачах областной организации движения // Постановление <проект> II областной конференции региональной организации «Демократическая Россия». — Саратов, 1992. — 28 ноября.

21. Васильев И. В малом совете // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 28 ноября.

22. Яковлев В. Бизнесмены строят общий дом — для русских и немцев // Саратовские вести. — Саратов, 1992. — 24 ноября.

23. Президент создает прецедент // Саратов. — Саратов, 1992. — 27 ноября.

24. Шиздец? // Заря молодежи. — Саратов, 1992. — 28 ноября.

25. О бедном газетчике замолвите... / Новое должно забыть старое/ Не обирая налогоплательщиков/ «Трудно было очень, но баранку не бросал шофер» // Заря молодежи. — Саратов, 1992. — 28 ноября.

26. С.Р. Саратов и Саратовская область в июне 1992г [п. 1.2] // Политический мониторинг. — Москва, 1992.

 



* В отчете использованы материалы Поволжского информационного агентства (ПИА).