Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

Андрей ЩЕРКИН

Псковская область

в феврале 1993 года

1.    СИТУАЦИЯ ВО ВЛАСТНЫХ СТРУКТУРАХ.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1.1.       Представитель Президента, областная администрация,
областной Совет

Ситуация во властных структурах областного уровня в феврале в целом заметно изменилась. В подтверждение прежней линии союзничества «глава областной администрации — представитель Президента», наметилась тенденция к политическому представлению проводящей реформы администрации представителем Президента Д.Хритоненковым, чему также способствует известное изменение функций института представителей Президента. Как известно, на этот институт возложена обязанность координации работы местных отделений федеральных органов власти и управления.

Однако эта тенденция становится очевидной лишь при анализе действий руководства областного Совета, которое по-прежнему остается в стабильных и рабочих отношениях с руководством областной администрации. Представляется, что известное противостояние Президента и ВС РФ не способно автоматически проецироваться на регионы, особенно в том случае, если предпосылки регионального противостояния отсутствуют в силу значительной независимости властных структур от политичеких организаций, как это имеет место в Псковской области. Тем не менее вывод об изменении ситуации можно сделать благодаря возросшей политической активности властных структур, выражающих позиции сторон в конституционном кризисе.

Так, заместитель председателя Псковского областного Совета В.Юганов выступил в «Псковской правде» с резкой критикой попыток преодоления конституционного кризиса при помощи созыва Учредительного собрания, создания Федерального информационного центра и сильной президентской властной вертикали. Член Конституционной комиссии ВС РФ В.Юганов отрицательно отозвался и о принятом на Съезде решении о проведении референдума [1]. Позиция В.Юганова, таким образом, полностью соответствует позиции руководства ВС РФ и противоречит положительному отношению к Учредительному собранию, которое высказал глава областной администрации В.Туманов после VII Съезда народных депутатов РФ. Представитель Президента Д.Хритоненков не исключает возможности проведения референдума в том случае, если гражданам будет предоставлена возможность отвечать на небольшое количество предельно четких вопросов, а не на 1, включающий в себя 12, как было предложено ВС. Готовность местных властей к референдуму можно оценивать двояко. С одной стороны, организационная работа по созданию комиссий, округов и участков проведена, а с другой — неоткрытое финансирование, отсутствие текстов бюллетеней, неготовность списков позволяет сделать вывод о возможном срыве референдума именно по организационной причине. Возможности исполнительной власти для проведения так называемого «президентского» опроса невелики.

Говоря о действиях областной администрации в феврале, необходимо отметить, что продолжительное отсутствие многих руководителей администрации в области может привести и к некоторым перспективам. Серия совещаний и встреч в правительстве РФ в ближайшее время приведет, очевидно, к выходу постановления правительства, которое призвано увеличить возможности финансирования ряда проектов в области. Сумма, планируемая к выделению согласно имеющейся информации, будет в пределах 15 млрд. рублей, что составит 75% всего областного бюджета. Кроме этого, выделяется кредит в 30 млн. долларов с целью привлечения иностранных инвесторов — переработчиков сельскохозяйственной продукции, в первую очередь из ФРГ, где В.Туманов также был в феврале. Однако некоторые эксперты полагают, что средства, которые правительство выделяет под программу развития Псковской области, могут быть уже заложены в бюджете, поскольку дотации и субвенции «центра» составляют в нем почти 3/4. Интенсивный поиск средств под социальные программы велся областной администрацией и в нетрадиционном направлении. Так, заместитель В. Туманова по экономической реформе Б. Полозов посетил конференцию Фонда помощи беженцам «Соотечественники», состоявшуюся в феврале в Москве, где представлял Псковскую область вместе с председателем Псковского отделения Фонда В.Никитиным (см. раздел 3.3).

К действиям, могущим вызвать заметную реакцию предпринимательского лобби, а также переработчиков сельскохозяйственной продукции, можно отнести издание администрацией распоряжения, запрещающего вывоз продовольственной продукции. Согласно этому распоряжению, товаропроизводителям всех форм собственности разрешается вывоз и товарообмен продовольственных товаров только с разрешения соответствующих исполнительных органов. Таможенному управлению, УВД даны указания обеспечить контроль за соблюдением порядка передвижения грузов с продовольствием. Бесконфликтность в отношениях между властными структурами областного уровня была несколько омрачена осложнениями при приватизации объединения Псковагропромснаб. В предыдущих отчетах указывалось, что позиция администрации области, находящейся под сильным влиянием лобби сельских товаропроизводителей, заключалась в явно выраженном нежелании «отпускать» предприятия, от работы которых зависит положение сельских товаропроизводителей. Это, в частности, касалось предприятий материально-технического снабжения и переработки сельхозпродукции. В феврале малым Советом области было рассмотрено представление прокуратуры «Об устранении нарушений законности при приватизации объединения Псковагропромснаб. При этом Комитетом по управлению государственным имуществом области (А.П.Иванов) была допущена необоснованная задержка акционирования и регистрации объединения Псковагропромснаб. Малый Совет, рассмотрев представление прокуратуры, предупредил Комитет по управлению имуществом о недопустимости нарушения законодательства о приватизации. Следует отметить, что процесс приватизации набрал необходимые темпы в области, о чем косвенным образом свидетельствует поощрение руководителей областного уровня, ответственных за приватизацию, крупными премиями Госкомимущества. В феврале-марте в области проходит первый чековый аукцион, на который представлены акции предприятий Псковмаш (машиностроение), «Любятово» (пищевая промышленность), Псковреконструкция (строительство).

Январь и февраль 1993 года ознаменовались в Псковской области развитием весьма интересного конфликта между Псковским управлением Центрального банка России и Псковским филиалом «Русского Дома Селенга». ЦБ считает, что проведение так называемых селенговых операций требует получения лицензии, которой РДС не имеет. Развитие конфликта характеризуется публикациями интервью руководителей филиала РДС в Пскове (В.Чадов) и официальными заявлениями управления Центрального банка России (С.Савин). Примечательно, что в феврале по центральному ТВ прошло сообщение о создании в России крупной коммерческой структуры «Союз», главенствующую роль в создании которого сыграл «Русский Дом Селенга». В.Чадов в интервью местной прессе обмолвился, что руководители РДС преследуют и политические цели.

1.2.       Действия общественных и политических организаций

В феврале в гарнизонном Доме офицеров состоялось собрание инициативной группы по созданию регионального отделения Союза офицеров. Оно состоялось после прошедшего в Москве Всеармейского офицерского собрания. На собрании присутствовало около 30 кадровых офицеров и ветеранов вооруженных сил. Несмотря на давление Министерства обороны и командования Псковской воздушно-десантной дивизии, на Всеармейском собрании присутствовало 2 человека, хотя должны были поехать как минимум 10. В дни работы Всеармейского собрания в Пскове была проведена расклейка газеты Союза офицеров и листовки «Трудовой России» [2]. Идейная и организационная близость псковских организаций РКРП и Союза офицеров неоспорима, более того, на опасность этой близости обращалось внимание и в предыдущих отчетах. Возглавляющий инициативную группу регионального отделения Союза офицеров подполковник Анатолий Кудинов заявил, что Союз в Псковской дивизии поддерживает большинство офицеров. О реакции командования дивизии или прокуратуры на создание Союза офицеров в псковском гарнизоне ничего не известно.

Митинговой или листовочной активности традиционных политических структур — «Демократической России», РКРП, СПТ и КП РСФСР в феврале не отмечено. Представители Псковской организации КП РСФСР приняли участие во II Чрезвычайном cъезде КП РСФСР. Председатель Псковской организации — бывший секретарь Псковского ГК КПСС Ю.Васильев избран в состав Центрального исполнительного комитета КП РСФСР, а бывший секретарь Новосокольнического РК КПСС Н.Никитенко — в контрольно-ревизионную комиссию. Н.Никитенко выдвинут кандидатом в депутаты областного Совета.

Бурная дискуссия развернулась по поводу судьбы собственности ВЦСПС (ФНПР) в печати. Материалы «круглого стола» на эту тему, состоявшегося в редакции «Псковской правды», даны в [3]. Интересно, что редакция, обвиняемая руководством ФНПР, опубликовала призыв к созыву чрезычайной конференции областной профсоюзной организации.

2.    СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

2.1.       Уровень цен Северо-Запада России

Динамика уровня розничных цен февраля на основные продукты питания
по городам Северо-Запада России
(по данным Новгородского управления статистики)

 

 

 

Новгород

СПб

Псков

Тверь

Говядина

26.01 — 2.02

297

276

282

380

 

2.02 — 9.02

342

308

336

395

 

9.02 — 16.02

465

328

363

457

Колбаса вареная

26.01 — 2.02

364

445

458

507

 

2.02 — 9.02

488

581

458

606

 

9.02 — 16.02

488

625

650

584

Колбаса полукопченая

26.01 — 2.02

572

715

723

744

 

2.02 — 9.02

632

798

723

838

 

9.02 — 16.02

698

843

1006

932

Масло сливочное

26.01 — 2.02

903

648

874

 

2.02 — 9.02

959

1008

920

880

 

9.02 — 16.02

1088

920

899

Молоко (1л)

26.01 — 2.02

41

46

34

52

 

2.02 — 9.02

58

53

36

52

 

9.02 — 16.02

58

58

64

52

Хлеб ржано-пшеничный

26.01 — 2.02

31

41

32

27

 

2.02 — 9.02

31

41

32

30

 

9.02 — 16.02

31

41

32

34

 

1.1.       Уровень жизни

Псковским областным управлением статистики подведены итоги обследования бюджетов семей рабочих, служащих и колхозников за 1992 год. Месячный денежный доход в семьях рабочих и служащих в расчете на одного члена семьи составил 2797 рублей, а колхозников — 1795 рублей. Поскольку данные Управления статистики свидетельствуют о росте потребительских цен за 1992 г. в 34 раза, это означает снижение уровня жизни почти в 4 раза.

Каждая четвертая семья в IV квартале 1992 года имела среднедушевой доход ниже объявленной минимальной зарплаты (2250 рублей). Согласно данным обследования, только 2% населения имеют денежный доход в размере минимального потребительского бюджета, который к концу года оценивался в 10 тыс. руб. Эти цифры близки к результатам, полученным в рамках программы «Мониторинг», проводимой в Псковской области Службой социологических и маркетинговых исследований (В.Вагин). Согласно им, на вопрос об удовлетворенности своим материальным положением утвердительно ответило 3% опрошенных.

Структура расходов населения постоянно изменялась в сторону увеличения части расходов, направляемых на продукты питания. За 1992 год доля расходов, направляемых на питание в семьях рабочих и служащих увеличилась с 27% до 39%, а колхозников — с 27% до 40%.

2.    МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

2.1.       Россия — Эстония. Переговоры. Печорский район

Российско-эстонские отношения продолжают оставаться достаточно напряженными, причем эстонскими наблюдателями жесткая позиция Президента РФ и МИДа объясняется исключительно усилением влияния в России «имперских» сил. В то же время вопрос соблюдения прав человека в Эстонии, являясь предметом пристального внимания международной общественности, в самое последнее время несколько отошел на второй план. Вполне вероятно, что это объясняется выводами нескольких международных комиссий, побывавших в Эстонии и не обнаруживших остроту этой проблемы, адекватной позиции России. Эстонская сторона с большим напряжением ожидала еще большего ужесточения позиции России на переговорах начала марта в Лухусалу, что в значительной степени может быть объяснено бурной реакцией эстонской прессы на статью С.Караганова в «Дипломатическом вестнике», обосновывающую позиции России в перспективах российско-эстонских отношений. Однако первоначальные итоги последнего раунда переговоров оказались вполне успешными и конструктивными (по оценкам эстонской стороны). Подготовлены к парафированию два договора — «О научно-техническом сотрудничестве» и «О нелегальных лицах». В последнем случае имеются в виду граждане, незаконно пересекающие границы государств без виз. Представлявший Псковскую область в составе российской делегации председатель Псковского областного Совета В.Пушкарев заявил, что эти договоры были подготовлены к парафированию значительно раньше и что итог переговоров никаких результатов не принес.

В феврале Печорский район был объектом внимания первого секретаря МИДа России И.Муравьева и руководителя консульской службы МИДа В.Никифорова. Цель их поездки — проверить обвинения эстонских средств массовой информации и общественно-политических структур о притеснениях, которым подвергаются православные эстонцы (сету) в Печорском районе. Как сообщила местная пресса, фактов препятствий переходу границы и перлюстрации корреспонденции не обнаружено. На ситуацию в Печорском районе оказывает большое влияние благосклонное отношение руководства района к деятельности Комитета за сохранение Печорского края в составе России. Статья одного из лидеров Комитета, Н.Златинского, «Вражья сила», опубликованная в «Печорской правде», освещает реакцию эстонских средств массовой информации на состояние российско-эстонских отношений, содержит резкую критику Президента РФ и МИДа России, обвиняет эстонских общественных деятелей в попытках ослабления целостности РФ путем воздействия на лидеров национальных объединений финно-угров, а также подробно комментирует не афишировавшийся в России визит в Эстонию директора «Горбачев-Фонда» профессора А. Яковлева[4].

2.2.       Россия — Латвия. Новый визовый режим

17 февраля правительство Латвии окончательно утвердило постановление о введении визового режима на территории республики и проект визовых тарифов. Постановление вводится в действие с 20 марта. Визы планируется выдавать в представительстве Латвии в Москве. Идет подготовка к открытию представительств в Санкт-Петербурге, Витебске и в Пскове и посольств в Минске, Киеве, Таллине и Ташкенте. Стоимость визы, полученной в посольстве — 10 долларов. Предусмотрено и срочное получение визы непосредственно на границе. В этом случае ее стоимость будет удваиваться, и составит 20 долларов.

Прогноз: Поскольку нет оснований надеяться на быструю реакцию МИД России на введение визового режима Латвией (исходя из подобного опыта с введенным Эстонией визовым режимом), инициатива «ответных мер» будет вновь принадлежать Псковскому областному Совету. В таком случае, граждане Латвии будут платить валюту за въезд в Псковскую область. Федеральный бюджет, как в случае с «псковскими визами» для граждан Эстонии, не будет получать валютных поступлений.

2.3.       Миграционные процессы в регионе

Как уже сообщалось ранее, в Псковской области действует отделение Российского фонда помощи беженцам «Соотечественники», которое возглавляется бывшим секретарем Псковского ОК КП РСФСР В.Никитиным. В 1992 году Е.Гайдар подписал распоряжение о выделении Фонду «Соотечественники» 1,5 миллиарда рублей. Своего рода «исполнительной структурой» Псковского отделения фонда является фирма «Псковское возрождение», являющаяся товариществом с ограниченной ответственностью. Цели, декларируемые Фондом, — защита гражданских, экономических и политических прав беженцев и переселенцев. В числе задач Фонда — направление и организация стихийной миграции, концентрация беженцев в сельской местности, помощь в обустройстве на новых местах. Программой Фонда предусматривается в ближайшие 5 лет общинно разместить в регионе 4200 семей. По словам В.Никитина, с июня 1992 года отделение Фонда оказало содействие в выборе нового места жительства, трудоустройстве и обустройстве 1039 семей, которые объединяют 3500 человек. В феврале в Москве состоялась конференция Фонда [5].

В ответ на визит В. Туманова в ФРГ в феврале 1993 года, Псковскую область посетила представительная делегация из Германии, возглавляемая статс-секретарем бундестага Хорстом Ваффеншмидтом. В ее состав также входили члены бундестага, министры, ученые и специалисты. Делегация посетила Плюсский район, где встречалась с компактно поселившимися в нем немцами. Были обсуждены планы дальнейшего сотрудничества по обустройству немецких поселенцев.

Источники

1. Юганов Е. Согласию — альтернативы нет // Псковская правда.— 1993.— 18 февраля 1993.

2. Воину Советской армии от «Трудовой России».— [1993]. — (Приложение к газете «Молния»).— [Листовка].

3. Материалы «круглого стола» в редакции «Псковской правды» по вопросам профсоюзной собственности // Псковская правда.— 1993.— 23 февраля 1993.

4. Златинский Н. Вражья сила // Печорская правда.— 1993.— 9 февраля 1993.

5. Беженцы — наши соотечественники // Псковская правда.— 1993.— 23 февраля 1993.