Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Республика Башкортостан

И. БИКБУЛАТОВ

Республика Башкортостан

в марте 1993 года

1.    ОБЩАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ

Март месяц был насыщен мероприятиями общественно-политического характера. Формирующаяся оппозиция по отношению к руководству республики оппозиция начала обретсть свое лицо и утверждаться как самостоятельная политическая организация, проведя «круглые столы» и свое учредительное собрание.

Все активнее проявляет себя как реальная сила благодаря издательскому органу «Отечество» объединение «Русь».

Компартия республики Башкортостана провела II этап своей объединительно-восстановительной конференции.

На события в Москве, связанные с телеобращением Ельцина Б.Н. к гражданам России и IX съездом народных депутатов Российской Федерации последовала реакция в республике в форме митингов противоположной ориентации и Обращения Президиума Верховного Совета РБ к жителям республики. Наметившийся раскол в обществе в связи с последними событиями в центре распространился и на республике, хотя и не в такой острой форме. В процесс были вовлечены в основном общественно-политические организации и руководство республики на этот раз однозначно отреагировало на события, резко осудив действия Президента Российской Федерации.

Состоявшаяся в конце марта 17 сессия Верховного Совета Республики Башкортостан продолжила реализацию программы суверенизации республики и на своих заседаниях рассмотрела более 40 весьма серьезных вопросов.

Башкирские национальные организации выступили с требованием включить в референдум вопрос о государственном суверенитете Республики Башкортостан. Парламент республики решил обратиться к народу республики с вопросом о признании им экономического суверенитета республики Башкортостана.

2.    РЕАКЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ НА КРИЗИС ВЛАСТИ В РОССИИ

После телеобращения Б.Н.Ельцина к гражданам России 22 марта 1993 года в Уфе состоялось совместное заседание Президиума Верховного Совета и Президиума Совета Министров Республики Башкортостана, на котором было принято решение выступить с заявлением в адрес федеральных органов власти и обращением к народам Башкортостана. В обращении к гражданам республики Башкортостана отмечается, что шаг предпринятый Б.Н.Ельциным начинает новую полосу конституционного кризиса, является попыткой силовыми методами приостановить действие Конституции России, Федеративного Договора, Конституции республик в составе Федерации.Таким образом, руководство республики, в первую очередь, почувствовало в действиях Презмидента Российской федерации угрозу суверенности Башкортостана. Путь, избранный им, характеризуется как путь борьбы и конфронтации, ведущий к тупику и катастрофе, к изменению конституционнного строя, установлению авторитарного режима и как политический маневр, позволяющий уйти от ответственности за кризисное состояние дел в стране..

Следовательно, оценка, данная действиям Президента Российской Федерации руководством республики Башкортостана адекватна оценке, данной народными депутатами Российской федерации на IX съезде.

Кроме того, в ответ на кризис власти в центре, в г7Уфе состоялись два митинга, один в поддержку Президента Российской федерации, другой — в поддержку Председателя Верховного Совета РФ и съезда народных депутатов.

Сторонниками Б.Н.Ельцина оказались представители тех партий движений, которые на уровне РФ выступили против него: ДПР, НПСР, объединение «Русь», к которым примкнула партия «Идель-Урал». Противоположную сторону представляли коммунисты Башкирии, которые собрали на свой митинг значительно больше народа, чем сторонники Б.Н.Ельцина Сведения в газете «Известия» о якобы имевших место стычках были явно преувеличены.

По количественному составу митингующих можно было определить степень популярности в республике того или иного политического лидера и системы его политико-экономических взглядов. Рейтинг Ельцина Б.Н. в Башкортостане и раньше был невысок, а в условиях экономического кризиса он упал еще ниже. Умеренно консервативная часть общества, которая составляет большинство населения, по всей вероятности, выразит на предстоящем реферндуме недоверие Ельцину [1,2].

3.    XVII СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В конце марта, под самый занавес всех бурных событий месяца, состоялась очередная XVII сессия Верховного Совета республики Башкортостана. На ней рассматривалось более 40 вопросов. Такую обширную повестку Председатель Верховного Совета М.Г.Рахимов обосновал актуальностью обсуждаемых вопросов и необходимостью законодательного укрепления суверенитета республики.

В своем выступлении на сессии Рахимов, озаглавленном «Об итогах IX съезда народных депутатов Российской Федерации и реализации Федеративного Договора», еще раз подтвердил свою позицию по отношению к кризису власти в России. В то же время никакой оценки итогам IX съезда народных депутатов не было дано. Доклад был направлен в основном на освещение проблем, связанных со взаимоотношениями республик и Федеральным Центром. Председатель Верховного Совета республики Башкортостана еще раз доказал приверженность руководства республики курсу ее суверенного развития в составе Российской федерации, вскрыл имеющиеся противоречия между Федеративным договором и новым проектом Конституции Российской федерации, в котором игнорируются многие принципиальные положения договора. Проект новой Конституции, по его мнению, сознательно уходит от определения республик в составе РФ как суверенных государств. Поэтому главы республик выступают против референдума об основных положениях проекта новой Конституции Российской федерации..

По поводу новой Конституции республики Башкортостана Рахимов М.Г. сказал, что проект требует тщательной проработки, но в то же время нельзя затягивать его рассмотрение и принятие.

Руководство республики Башкортостана, по всей вероятности, заинтересовано в том, чтобы новая Конституция республики Башкортостана была принята раньше, чем Конституция Российской федерации. Однако до этого необходимо утвердить целый пакет законов, который создаст фундамент для принятия новой Конституции. Возможно это наиболее безболезненный путь формирования всей системы законодательства в республике Башкортостана.

На сессии было принято десять законов, в том числе, представляющие наибольший интерес: «О судоустройстве в республике Башкортостана», «О Верховном Суде республики Башкортостана», «Об ответственности за неуважение к суду», «О свободе собраний, демонстраций и других публичных мероприятий в республике Башкортостана и др.

При обсуждении законов о судебной системе была внесена депутатами существенная поправка о том, что решения Верховного Суда республики Башкортостана могут быть обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации.

Парламент принял целый ряд законов в первом чтении, в их числе, Закон «О Совете Министров», комплекс социально-ориентированных законов: « Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О браке и семье», «О занятости населения», «О социальной защите инвалидов» и др.

Депутаты приняли решение о приостановлении на территории Башкирии действия последнего Указа Президента Российской Федерации по казачеству.

На сессии обсуждались варианты Государственного герба и гимна РБ. Их утверждение было отложено, но за основу символа герба решено взять белого волка — предводителя, «Башкорта», который считается у башкир родовым тотемом, святым, мудрым и миролюбивым животным.

Верховный Совет республики Башкортостана принял решение провести на территории республики референдум по вопросам, объявленным IU внеочередным съездом народных депутатов Российской Федерации. Кроме того, парламент постановил вынести на референдум дополнительный вопрос в следующей формулировке: «Согласны ли вы, что республика Башкортостан должна иметь экономическую самостоятельность и договорные отношения с Российской Федерацией на основе Федеративного договора и Приложения к нему в интересах всех народов республики Башкортостана? («Да», «НЕТ» — ненужное зачеркнуть).

Таким образом, руководство республики намерено заручиться поддержкой народа в реализации программы суверенизации республики [3-8].

4.    ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ОППОЗИЦИИ

28 марта наконец состоялось Учредительное собрание представителей оппозиции к руководству республики Башкортостана — общественно-политической организации «Гражданское согласие и прогресс Башкортостана». В нем приняли участие ДПР, НПСР, ТОЦ, объединение «Русь», Комитет по политико-экономической реформе и социальной защите населения. Избраны три сопредседателя: А.Н.Аринин («Русь»), Х.Н.Гизатуллин (Уфимский научный центр), Ф.М.Раянов (Башгосуниверситет).

Незадолго до собрания уфимский Татарский культурный центр и общество «Русь» организовали встречу общественности с одним из сопредседателей новоиспеченной организации Х.Н.Гизатуллиным, его единомышленником Р.Кадыровым и экологом М.Сафаровым. На встрече в основном шла критика деятельности нынешнего руководства РБ. На встречу был приглашен бывший премьер М.Миргазямов, который однако на собрание не пришел. Попытки оппозиции вовлечь его в политические игры пока не увенчались успехом. Видимо, он решил не участвовать пока ни в каких блоках, а выступать как самостоятельная политическая фигура.

А оппозиция через свою газету, в частности, «Экономика и мы» продолжает разоблачать нынешнее правительство. В частности, газета опубликовала информацию о том, что министр внешних связей Р.Х.Гарифуллин дважды привлекался в г.Павлодаре к уголовной ответственности: первый раз по ст.76-4 ч.1 Уголовного Кодекса Казахской ССР за «хищение государственной собственности или общественного имущества путем присвоения или растраты, либо путем злоупотребления служебным положением»; второй — за хищение... в крупных размерах в совокупности со служебным подлогом».

Официального опровержения на статью со стороны Р.Х.Гарифуллина не последовало, но в своем интервью телекомпании «Шарк» министр заметил, что он был осужден за бартерные сделки, которые в то время еще были запрещены (1984-1985 гг.) [9,10,11].

5.    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Жесткие требования выдвинули участники собрания уфимского Татарского культурного центра в своем обращении к Председателю Верховного Совета республики Башкортостана:

1. Открыть татарскую студию на республиканском радио и телевидении.

2. Открыть татарское книжное издательство и типографию

3. Создать татарскую секцию в составе Союза писателей Башкортостана

4. Прекратить давление на татарскую прессу, вмешиваться в дела газеты «Кызыл Тан».

5. Открыть в каждом административном районе по одной татарской гимназии.

Большую часть требований можно признать справедливыми, поскольку татары, составляют одну треть населения республики и игнорированиен их проблем, как утверждают авторы обращения, чревато серьезным осложнением политической ситуации.

В то же время в рядах татарского национального движения в последнее время возникли некоторые разногласия, особенно между татарской демократической партией «Идель-Урал» и ТОЦ.

Башкирские организации наоборот более единодушны в своих намерениях, что подтвердили результаты объединенного пленума, в котором участвовали Башкирский народный центр «Урал», Башкирский народный конгресс и Башкирская народная партия. На Пленуме было принято обращение к избирателям и к Верховному Совету республики с предложением не проводить на территории Башкортостана российский референдум, а провести свой — с единственным вопросом: «Согласны ли вы с тем, что республика Башкортостан является суверенным государством, субъектом международного права, строящим свои отношения с Российской Федерацией и др. государствами и республиками на основе равноправных договоров?».

Как видно, в вопросе заложена идея полной государственной самостоятельности республики Башкортостан.

Пленум призвал начать кампанию по отзыву народных депутатов Верховного Совета, не выполняющих свои предвыборные программы или причастных к коммерческой деятельности мафиозных структур [12,13].

6.    СЪЕЗД БАШКИРСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

27-28 марта в г.Челябинске прошел съезд (курултай) башкир, населяющих Челябинскую область. 262 делегата из разных районов области, представлявших около 160 тысяч башкир, приняли решение добиваться восстановления Аргаяшского башкирского национального округа. Чтобы в полной мере понять суть принятого решения, следует ознакомиться с историей данного автономного образования.

В 1934 году решением ВЦИК Аргаяшский и Кунашакский районы Башкирии были переданы Челябинской области. Правительство гарантировало соблюдение национальных прав башкир тем, что эти районы войдут в область в качестве автономного округа. Через 10 месяцев оно отменило свое решение. После упразднения округа постепенно сошли на нет газеты, выходившие на башкирском языке, был закрыт национальный театр, в школах прекратилось обучение башкирском языку.

Огромный ущерб здоровью башкирского народа, его генофонду был нанесен целой серией ядерных катастроф, произошедших на ПО «Маяк» в 50-60 гг. Выступавшие на съезде ученые и врачи приводили такие цифры — радиоактивное заражение в башкирских районах Челябинской области равнялось 20-ти Чернобылям, неизлечимо заболели в результате заражения 48% башкир, населяющих область, так как радиоактивному заражению подверглись в основном башкирские деревни и села.

На съезде также обсуждались факты ущемления прав башкирского населения в культуре, экономике и др.

В результате были приняты обращения в ООН, правительства России и Башкортостана, администрацию Челябинской области о недопустимости геноцида, восстановлении башкирского народа в своих законных правах, принято решение добиться воссоздания национального округа с помощью искового заявления в Конституционный Суд России.

В работе съезда участвовала делегация из Башкортостана, представленная членами Верховного Совета и Совета Министров республики Башкортостана, учеными, писателями. Какой-либо существенной роли эта делегация не имела, ее функции в основном были представительскими.

Отдельно приехали и весьма активно вели себя лидеры Союза башкирской молодежи: Р.Баимов и А.Дильмухаметов. Эти фигуры представляют особый интерес, так как они активно воздействовали на ход съезда, скорее даже дирижировали им. По их инициативе был объявлен состав Правления Башкирского национального центра, избран новый его председатель — молодой Памир Юсупов, способный, по мнению Баимова Р., «возглавлять национальное движение в Челябинской области».

Представляют интерес выступления Председателя СБМ Баимова, как официальные, так и неофициальные. Они просты и понятны. «Челябинская область — это башкирская земля. Башкирия должна быть единой и неделимой. Автономные округа — это глупость. Поэтому нам нужны инициативные молодые люди, провокаторы, бизнесмены, способные драться на любых уровнях. Нам нужна армия...»

По мнению Баимова все вопросы должны решаться с позицией силы. Реакция участников съезда была неоднозначной, но в большинстве своем съезд был почти согласен с Баимовым.

Все это можно было бы не принимать всерьез, если бы не следующие обстоятельства:

1. Союз Башкирской молодежи финансировал проведение съезда башкирского населения Челябинской области, также намерен финансировать предстоящий съезд башкир в Оренбургской области.

2. 28 марта состоялось учредительное собрание участников блока «Гражданское согласие и прогресс Башкортостана», на которое представители СМИ не были допущены. Однако известно, что основные документы блока наряду с другими подписали и представители СБМ, то есть налицо удивительное согласие партий и движений, имеющих по многим позициям совершенно непримиримые точки зрения. Это согласие подогревается в том числе банком «Восток», от которого СБМ получил кредит в 260 млн. рублей Следовательно, «кто платит, тот и музыку заказывает».

Таким образом, оппозиция Рахимову расширяется [14].

7.    ВТОРОЙ ЭТАП ОБЪЕДИНИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО СЪЕЗДА
КОММУНИСТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

В марте продолжался процесс укрепления рядов КП РБ, которая провела второй этап объединительно-восстановительной конференции. В работе приняли участие 234 делегата из 49 городов и районов Башкирии. Более половины из них были люди старше 50 лет.

Задачи компартии республики Башкортостана следующие: восстановить Советскую власть, социалистический строй и союзное государство. Вопрос о создании самостоятельной республиканской партии или оставаться в составе компартии Российской Федерации не был окончательно решен. Был установлен последний срок перерегистрации — 6 ноября 1993 года Было решено организовать фракции в Верховном и местных Советах, принять участие в съезде рабочих и крестьян, военнослужащих и т.д. 10 апреля с.г [15].

Источники

1. Обращение к гражданам республики Башкортостана // Вечерняя Уфа.— 1993.— 23 марта 1993.

2. Запоздалая весна демократии // Экономика и мы.— 1993.

3. Об итогах IU съезда народных депутатов РФ и реализации Федеративного договора // Советская Башкирия.— 1993.— 1 апреля 1993.

4. Фуфаев С. М.Рахимов: Курс на суверенитет — правильный // Вечерняя Уфа.— 1993.— 31 марта 1993.

5. На семнадцатой сессии Верховного Совета республики Башкортостана // Советская Башкирия.— 1993.— 31 марта 1993.

6. На семнадцатой сессии Верховного Совета РБ // Советская Башкирия.— 1993.— 2 апреля 1993.

7. Фуфаев С. Референдум: будет дополнительный вопрос // Вечерняя Уфа.— 1993.— 3 апреля 1993.

8. Фуфаев С. Конь или волк? Вот в чем вопрос // Вечерняя Уфа.— 1993.— 1 апреля 1993.

9. Согласие ради прогресса // Экономика и мы.— 1993.— №14.

10. Абдуллин Р. Мы все равны перед Богом // Экономика и мы.— 1993.— №12.

11. Шакиров Р. Если в Верховном Совете утверждают министра с уголовным прошлым, у этого Совета не менее сомнительное будущее // Экономика и мы.— 1993.— №13.

12. Провести референдум предлагает башкирское движение // Идель-Урал.— 1993.— №4.

14. Абдуллин Р. Восстановить справедливость // Экономика и мы.— 1993.— №14.

15. Латыпов Р. Компартия возвращается на этот раз в новом качестве // Экономика и мы.— 1993.— №12.