Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Челябинская область

Валерия ЗЫКОВА

Челябинское противостояние продолжается:

август 1993 года

Несмотря на постоянное ожидание развязки, «челябинское противостояние» между избранным 25 апреля 1993 главой администрации области П.Суминым и назначенным осенью 1991 года главой администрации В.Соловьевым (описание предыстории конфликта см. «Политический мониторинг» №7, 1993) не только не затухает, а разрастается все больше и больше. В него втягиваются новые структуры и новые люди. К тому же на конфликт «наслаивается» попытка провозглашения Челябинской области Южно-Уральской Республикой.

По оценкам мэра г.Миасса В.Григориади, область за период двоевластия потеряла 100 миллиардов рублей и продолжает нести потери [1]. Параллельность структур исполнительной власти не проходит без последствий. Главы администраций городов и районов не знают, чьи приказы исполнять, что тоже не идет на пользу области. Стало известно о том, что протест в порядке надзора Генеральной прокуратуры судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РФ отклонен, и в августе первый заместитель Генерального прокурора С.Г.Кехлеров внес протест в порядке надзора в следующую инстанцию — Президиум Верховного суда РФ. В своем протесте заместитель Генерального прокурора приводит основания, по которым, считает он, состоявшиеся судебные постановления подлежат отмене [2].

В Челябинске тоже не теряют время даром. 6 августа П.Сумин провел совещание с представителями коммерческих структур области, где сообщил, что его администрация вырабатывает курс действий и начинает подбирать новые кадры. На совещании была достигнута договоренность о создании новой администрацией системы взаимодействия с коммерческими структурами [3]. 9 августа П.Сумин и назначенные ими заместители Л.Рабченок и В.Молодецкий совместно с представителями областного Совета — исполняющим обязанности председателя областного Совета А.Начаровым и его заместителем А.Соломаткиным провели совещание с руководителями Советов и главами администраций городов и районов, где было категорично потребовано переподчинение. В этот же день администрация В.Соловьева в лице первого заместителя А.Белишко провела совещание с теми же участниками, где тоже требовали подчинения [4]. Выслушав обе стороны конфликта, руководителям Советов и главам администраций городов и районов в который уже раз пришлось отвечать себе на вопрос, чьим распоряжениям подчиняться.

Оба губернатора пытаются доказать, что соперник не делает ничего на благо области и ее населения, а только мешает претворению в жизнь полезных и необходимых решений и дел. Так, 11 августа в местной печати публикуется решение областного Совета народных депутатов №157 «О мерах по выполнению решений XVII сессии областного Совета народных депутатов» [5]. Суть этого документа можно изложить как призыв П.Сумину действовать решительней, а В.Соловьеву и А.Белишко уйти с дороги и не мешать, их распоряжения более не должны находить финансовой поддержки. 13 августа газета «Челябинский рабочий» публикует протест в порядке ст.43 Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» на решение малого Совета народных депутатов от 06.08.93 №157 «О мерах по выполнению решений XVII сессии областного Совета народных депутатов, связанных со вступлением в должность главы областной администрации П.Сумина» за подписью А.Белишко, где решение №157 областного Совета называется незаконным.

Таким образом, началось очередное взаимное обвинение в незаконности действий. В «Российской газете» публикуется статья о челябинском конфликте, вновь представленном как борьба добра со злом. И если в правительственных «Российских вестях» [6] злом назывался П.Сумин, то в парламентской «Российской газете» [7] П.Сумин олицетворяет добро, а В.Соловьев — зло. В этом смысле челябинское противостояние можно рассматривать как некоторое карикатурное отражение ситуации на федеральном уровне власти.

Тем временем ареной борьбы становятся финансы. Помимо второго губернатора, в области появилась вторая финансовая служба под руководством заместителя П.Сумина Виктора Молодецкого. Это произошло после того, как 12 августа П.Сумин, А.Начаров и В.Молодецкий столкнулись с отказом начальника финансового управления областной администрации А.Прокина отойти от дел и передать руководство В.Молодецкому [8]. Теперь не только главам администрации, но и работникам банка придется думать, подписи представителей какой администрации законнее.

Сделав свой выбор, 18 августа в областном Совете провели пресс-конференцию шесть глав администраций (из 52): В.Буравлев (Ленинский район г.Челябинска), В.Уткин (г.Копейск), В.Григориади (бывший соперник Сумина на выборах, г.Миасс), Н.Афанасьев (исполняющий обязанности главы администрации г.Троицка), В.Бехтерев (Снежинск-Челябинск-70), Д.Петерс (Бреденский район) [9]. Четверо из них (исключая Н.Афанасьева и В.Бехтерева) сделали официальное заявление, суть которого в том, что отныне эти руководители и их администрации признают полномочия П.Сумина и принимают на себя обязательство исполнять все его распоряжения, не исполняя указания администрации В.Соловьева. В ответ на это В.Соловьев заявляет, что эти главы администрации подали прошение о добровольной отставке в связи с переходом на другую работу, и В.Соловьев намерен подписать соответствующее распоряжение [10].

17 августа в «Вечернем Челябинске» опубликован текст телеграммы, отправленной А.Саломаткиным, и.о. председателя Челябинского областного Совета на имя Сергея Филатова, где высказывается просьба организовать встречу Б.Н.Ельцина с П.Суминым. Руководитель администрации Президента С.Филатов высказал просьбу образовать специальную группу по «разрешению челябинской проблемы» [11]. Не оставив без ответа выступление В.Соловьева, П.Сумин в свою очередь делает заявление в связи с действиями и заявлениями администрации В.Соловьева, в котором говорит о своей деятельности и что его действиями (П.Сумина) руководит воля народа [12].

Губернаторы обмениваются заявлениями, Москва и Челябинск — телеграммами. Первым вице-премьером В.Шумейко и заместителем министра финансов С.Королевым были направлены телеграммы начальнику главного управления Центрального банка РФ по Челябинской области С.Даниленко, в которых говорится, что за В.Соловьевым остается право распоряжаться кредитами при исполнении областного бюджета, внебюджетными и валютными фондами [13]. Эти же права распорядителя принадлежат П.Сумину, которые он осуществляет через главное финансовое управление областной администрации, заявляет первый заместитель председателя ВС РФ Ю.Воронин [14].

Президенту РФ Б.Н.Ельцину было отправлено письмо с требованием подтвердить полномочия В.Соловьева. Письмо подписано: А.Сашенков, заместитель председателя объединенного демократического блока, Н.Калачев, сопредседатель ДПЗ, Г.Никитин, А.Рудаков, С.Чумаков — представители движения «Демократическая Россия» [15]. Становится ясно, что противостояние двух губернаторов перестает быть проблемой только Челябинской области.

Председатель Верховного Совета Башкортостана М.Рахимов от имени глав республик во время встречи в Петрозаводске с Президентом РФ обратился к Б.Ельцину с просьбой принять решения по «челябинским выборам». Б.Ельцин сказал: «Мы затянули решение этого вопроса. С.Шахраю поручено разобраться в ситуации» [16]. 23 августа В.Соловьев вылетел в Москву для разрешения конфликта. Разрешиться ли этой поездкой мешающий нормальной жизни области конфликт или за этим последует лишь новый виток взаимных упреков, судебных разбирательств, много другого — покажет время.

У двух губернаторов появились еще два соперника — Сергей Костромин, объявивший себя 23 августа «президентом» Южно-Уральской Республики, издавший уже несколько «указов», касающихся политической и экономической жизни области (кстати, заявивший о назначении П.Сумина вице-президентом, а В.Соловьева — премьер-министром), и некий Александр Авдеев, предложивший именовать Челябинскую область Уральским царством, а себя — «царем Урала Александром I» [17]. Все это было бы смешно, если бы не являлось свидетельством царящего в области безвластия. Может быть, этот инцидент заставит противоборствующие стороны искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Кроме политического противостояния, областной Совет народных депутатов в августе изучает проблемы, связанные с возможным преобразованием области в республику. Сектор экономической социологии Академцентра Уральского Отделения РАН по итогам опроса населения Челябинской области сообщил:

— поддерживают идею преобразования области в республику 28% опрошенных жителей области;

— в целом за повышение государственно-правового статуса области 52%;

— негативно оценивают повышение статуса области 30,9% опрошенных.

Исполняющий обязанности первого заместителя председателя облсовета А.Саломаткин подчеркнул, что только волеизъявление народа определит, будет ли область республикой или нет. Изыскиваются средства (25-30 млн. рублей) для проведения специального исследования общественного мнения по данной теме (проведение референдума в области не предполагается) [18].

В то же время на фоне противостояния органов власти и попыток республиканизации области продолжается текущая деятельность органов власти и экономических субъектов области.

С 1 апреля 1993 года Челябинским областным Советом был объявлен мораторий на проведение чековых аукционов в Челябинской области. Приехавший А.Чубайс поставил выбор: либо восстановление аукционов, либо челябинские чеки нигде в России не станут принимать. Опасаясь возмущения населения области, областной Совет отменил мораторий. Однако значительный промежуток времени между первым и вторым аукционами привел к повышению предложения чеков над предложением акций, что и вызвало значительное падение среднего курса аукциона на чек. В августе в ходе третьего аукциона средний курс восстановился до среднего уровня, соответствующего обеспеченности приватизационного чека [21]. Председатель областного комитета по госимуществу Владимир Головлев сообщил о том, что 12 областных инвестиционных фондов взяты под контроль, ведется надзор за их деятельностью, оказывается материальная поддержка, производится реклама [22].

В Челябинске создается региональный центр информационного обеспечения безопасности коммерческих банков; цель — избежать экономических потерь, имея достоверную информацию о надежности клиента, о самостоятельности страховых компаний [23].

Областной Совет принял решение «О неотложных мерах по совершенствованию взаиморасчетов между сельскими товаропроизводителями, перерабатывающими и торговыми предприятиями области, стабилизации агропромышленного производства и улучшению обеспечения населения продуктами питания» [19]. Кроме того, малый Совет областного Совета утвердил «Временное положение о продаже земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства [20].

Источники

1. Челябинский рабочий.— 1993.— 19 августа.

2. Челябинский рабочий.— 1993.— 10 августа.

3. Челябинскиий рабочий.— 1993.— 7 августа; Народная дума.— 1993.— 11 августа.

4. Челябинский рабочий.— 1993.— 11 августа.

5. Челябинский рабочий.— 1993.— 11 августа; Народная дума.— 1993.— 11 августа.

6. Российские вести 3.— 1993.— 4 сентября 1993.

7. Российская газета.— 1993.— 11 августа.

8. Вечерний Челябинск.— 1993.— 17 августа.

9. Челябинский рабочий.— 1993.— 19 августа; Вечерний Челябинск.— 1993.— 20 августа.

10. Челябинский рабочий.— 1993.— 20 августа.

11. Вечерний Челябинск.— 1993.— 17 августа.

12. Челябинский рабочий.— 1993.— 21 августа.

13. Вечерний Челябинск.— 1993.— 20 августа.

14. Вечерний Челябинск.— 1993.— 24 августа.

15. Вечерний Челябинск.— 1993.— 23 августа.

16. Вечерний Челябинск.— 1993.— 24 августа.

17. Вечерний Челябинск.— 1993.— 24 августа; Известия.— 1993.— 28 августа.

18. Челябинский рабочий.— 1993.— 6 августа.

19. Челябинский рабочий.— 1993.— 17 августа.

20. Вечерний Челябинск.— 1993.— 18 августа.

21. Вечерний Челябинск.— 1993.— 16 августа; Деловой Урал.— 1993.— 15 августа.

22. Вечерний Челябинск.— 1993.— 2 августа.

23. Деловой Урал.— 1993.— 22 августа.