Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Псковская область

Андрей ЩЕРКИН

Псковская область

в августе-сентябре 1993 года

1.    ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

1.1.       Властные структуры области и конституционные реформы

В августе основным определяющим фактором политического развития в области было обсуждение проекта Конституции, подготовленного Конституционным совещанием, в местных Советах. Предположение о том, что обсуждение проекта Конституции в субъектах Федерации, а точнее, в Советах этих субъектов выльется в откровенное «заматывание» принятия Конституции, в Псковской области подтвердилось практически полностью. Здесь дело обстояло не столько в сроках обсуждения проекта, не столько в количестве проектов, сколько в самом механизме обсуждения.

Наиболее верный и последовательный сторонник Руслана Хасбулатова в Псковской области Евгений Юганов, пользуясь правом учредительства, опубликовал в «Псковской правде» известное выступление Хасбулатова по ТВ 30 июля. Евгений Юганов открыто заявил, что торопиться с принятием Конституции не нужно. Вероятно, что такой его позицией в значительной степени и была обусловлена известная «вялость» обсуждения проектов Конституции в подконтрольных областному Совету местных Советах.

Сессия Псковского городского Совета не смогла собрать кворум для обсуждения проекта Конституции.

Предложения к проекту Конституции поступали не столько от граждан, сколько от актива самих местных Советов, что с учетом их политической ориентации и обусловило ситуацию, позволившую малому Совету, прошедшему 8 сентября, констатировать в своем решении, «что в предложенном проекте не в полной мере учтены предложения областного Совета». Также немаловажно, что в подаче предложений большую активность проявили сторонники и активисты оппозиции.

В решении говорится, что областной Совет считает, что в проекте не сохранено социально-экономическое равенство субъектов Федерации, президент не является главой исполнительной власти, нет гарантий сохранения Советов, не сохраняются органы прокуратуры как единой системы, недра, воды, животный мир не отнесены к исключительной собственности государства, и поэтому подтверждает решение сессии облсовета от 25 мая, считающее невозможным принятие за основу какого-либо из предложенных проектов. Предложения к проекту Конституции, поступившие в малый Совет области, на три четверти являлись либо антипрезидентскими, либо прокоммунистическими, ущемляющими основные права человека.

Обсуждение проекта Конституции выявило некоторое расхождение оценок глав ветвей власти в области. Если Владислав Туманов считал, что принятие с предусмотренным в ней равными правами субъектов необходимо, чтобы предотвратить распад Федерации, то Виталий Пушкарев заявил, что стержнем всех предложенных к обсуждению проектов является именно распад Федерации, что следовало понимать как желание не форсировать принятие новой Конституции.

Псковский областной малый Совет с некоторыми оговорками поддержал идею создания Совета Федерации.

Таким образом, «патовость» ситуации с принятием Конституции, отражающей мнение субъектов Федерации, при условии существования двух концепций проектов и механизмов обсуждения и принятия, на фоне роста региональных центров власти, собравших «в порядке обсуждения» ворох откровенно просоциалистических и антипрезидентских предложений, вероятно, и явилась одной из причин последующих действий президентской команды. К тому же создание противовеса Верховному Совету в виде Совета Федерации, который бы был более готов «растащить пирог по углам», нежели стать политической опорой президента в конституционной реформе, явно не получилось.

1.2.       Реакция элит региона на действия Президента РФ
после 21 сентября 1993 года

1.2.1.      Советы

После выступления президента по телевидению основные события в области начали развиваться только на следующее утро. Реакция печатных средств массовой информации выявилась только во вторник ввиду специфики графика выпуска.

Руководством областного Совета в лице председателя Псковского областного Совета Виталия Пушкарева было рекомендовано руководителям Советов городов и районов области не проводить заседаний Советов и сессий до проведения малого Совета области. Несмотря на это, малые Советы были проведены в Псковском районе и г.Пскове. На них приняты решения, расценивающие действия президента как антиконституционные и не подлежащие исполнению на их территории. Малым Советом области было принято решение, расценивающее действия и президента, и Верховного Совета как не соответствующие Конституции РФ, а потому не имеющие на территории Псковской области юридической силы. Тем самым была сохранена лояльность руководства силовых структур области прежнему руководству. Решением также рекомендовано провести досрочные одновременные выборы двух ветвей власти. Из 19 членов малого Совета 18 проголосовало «за», 1 — «против». Против голосовал член малого Совета области Александр Прокофьев — глава администрации г.Пскова.

Принято и опубликовано обращение малого Совета с призывом сохранять спокойствие и обеспечить нормальную работу всех звеньев народного хозяйства. Обращение начиналось с сообщения о решении ВС об отстранении президента от должности и признавалась пагубность усугубления конституционного кризиса. В то же время никаких оценок действий президента или ВС в обращении не содержалось.

Первый выпуск газеты «Псковская правда» после оглашения указа президента содержал телеграмму из ВС, осуждающую действия президента и призывающую к поддержке Съезда и ВС.

Реакция депутации Псковской области на Съезде была следующей. Однозначно и твердо поддержали действия президента Дмитрий Хритоненков, представитель Президента РФ в Псковской области, и Борис Петров. Остальные участники делегации вначале приняли участие в заседании Съезда, однако, по имеющейся информации покинули его, когда стало ясно, что поддержки Съезда и ВС силовыми структурами оказано не будет. Наиболее активным сторонником распущенного ВС несомненно был заместитель председателя Псковского областного Совета, член Конституционной комиссии Евгений Юганов. Как стало ясно из телепередач, член ВС Серафим Иванов находился в Белом доме до конца штурма, скорее всего, единственным из псковских депутатов.

По инициативе Евгения Юганова малый Совет области, проведенный путем телефонного опроса (не единогласно) 27 сентября, решил:

— поддержать заявление и обращение, принятые участниками Совещания представителей органов законодательной, представительной и исполнительной власти субъектов Федерации 26 сентября 1993 года в Санкт-Петербурге. (Псковскую область на совещании представлял заместитель председателя облсовета Николай Симин.)

— потребовать от президента неукоснительного соблюдения Конституции.

— председателю правительства незамедлительно принять меры по снятию блокады со здания ВС.

Данное решение было подписано Евгением Югановым в отсутствие Виталия Пушкарева, который был недоволен таким проявлением инициативы.

Сессия Псковского областного Совета, запланированная на 30 сентября, перенесена на октябрь. Это решение было мотивировано необходимостью участия председателя областного Совета и главы администрации в совещании представителей субъектов Федерации в Москве 29-30 сентября.

28 сентября «Псковская правда» напечатала объемный и ироничный репортаж своей репортажной команды об обстановке в Белом доме. В нем тем не менее присутствовали нотки сочувствия и сожаление по поводу подобного развития событий.

29 сентября «Псковская Правда» перепечатала интервью Виталия Пушкарева «Российской газете» и Владислава Туманова «Общей газете». Основные моменты интервью Виталия Пушкарева: «Ростки демократии перечеркнуты действиями Ельцина». Туманова: «К случившемуся отношусь с содроганием и сожалением: Верховный Совет ни во что не ставит символ государственной власти — президента, а сам он идет по пути мгновенных импульсивных действий».

30 сентября по требованию Псковского областного Совета опубликовано заявление представителей субъектов РФ в Санкт-Петербурге и их обращение к правительству РФ по снятию блокады со здания ВС.

2 октября «Псковская правда» опубликовала «требование» Валерия Зорькина.

4 октября председатель Псковского областного Совета Виталий Пушкарев дал пресс-конференцию. Он отметил, что сожалеет о подобной развязке кризиса. Как член Совета субъектов Федерации он придерживается позиции о необходимости одновременных досрочных выборов, при вступлении в должность нового президента через 2-3 месяца после избрания Государственной Думы. Резко негативно оценил Виталий Пушкарев концепцию выборов по партийным спискам, поскольку, по его словам, «партий пока нет».

28 сентября состоялось заседание малого Совета Псковского городского Совета. Принято решение о проведении 5 октября сессии городского Совета для обсуждения политической ситуации. Председатель городского Совета В.Герасимов категорически отверг действия, предпринятые президентом. В городской газете «Новости Пскова», отказавшейся публиковать любые политические декларации (ввиду большого количества документов непримиримой оппозиции и давления на редакцию учредителя — Псковского городского совета с целью их публикации), был опубликован призыв к гражданам принять участие в собрании по созданию Общественного комитета в поддержку Конституции и демократии, подписанный Валерием Герасимовым, что полностью подтвердило предположение о смыкании руководства Псковского городского Совета с прокоммунистическими организациями.

Псковским городским Советом выпущен и распространен в виде газеты «Вестник Псковского городского Совета», содержащий документы распущенного Съезда и ВС.

4 октября малый Совет Псковского городского Совета перевесом в один голос подтвердил свое решение о проведении 5 октября сессии. Главным инициатором этого был Валерий Герасимов. Известно, что Виталий Пушкарев высказался против проведения сессии до решения Совета Федерации, на который им возлагались большие надежды.

5 октября состоялась сессия Псковского городского Совета, которая отменила решение малого Совета от 22 сентября, потребовала одновременных и досрочных выборов. Руководство Псковского городского Совета дало объяснение своих действий в период с 22 по 4 октября. Вопрос о доверии руководству Совета, поставленный демократическим меньшинством в Совете, проголосован не был.

1.2.2.      Исполнительная власть

Практически сразу после объявления указа — на следующий день — действия президента были поддержаны Псковской городской администрацией в лице ее главы Александра Прокофьева. В обращении главы исполнительной власти области Владислава Туманова содержался призыв к населению поддержать действия президента, сохранять спокойствие и соблюдать правопорядок, воздержаться от проведения массовых мероприятий. Решение малого Совета области позволило руководству силовых структур спокойно подчиняться правительству РФ. На решение малого Совета г.Пскова от 22 сентября, обсуждавшееся в городской прокуратуре, после консультаций с Прокуратурой РФ протест принесен не был. Протест принесла администрация города Пскова.

4 октября в связи с обострением обстановки в Москве был организован штаб при областной администрации. В него вошло руководство администрации в лице заместителей Владислава Туманова Бориса Полозова и Виктора Звонкова, а также руководители силовых структур. Поддержка президенту была оказана действиями руководителя УВД Станислава Осипова, выполнившего приказ своего министра и отправившего бойцов Псковского ОМОНа (30 человек) в Москву 4 октября. Здесь необходимо отметить, что надежность руководителя УВД долгое время оценивалась исполнительной властью области как крайне низкая ввиду давних и дружеских отношении последнего с Дунаевым. Командующий Псковской дивизией ВДВ сообщил о пресеченных попытках агитации активистов Союза офицеров в дивизии.

Начальник МБ РФ Вячеслав Смирнов сообщил о собрании личного состава управления и о его полной лояльности президенту. Было достигнуто соглашение с прокуратурой области о проведении превентивных бесед с представителями местных организаций РКРП, «Трудовой России», Союза офицеров.

 

1.2.3.      «Непримиримая оппозиция». Создание движения «Трудовой Псков»

В день проведения малого Совета области 22 сентября был открыт малочисленный (16 человек) пикет у здания областной администрации и Совета, не привлекший внимания псковичей. В этот же день при организационной поддержке Псковского государственного педагогического института, организаций КП РФ, РКРП, Союза офицеров состоялось собрание по созданию региональной организации «Трудовой России» под названием «Трудовой Псков». На собрании присутствовало около 60 человек, в основном активисты вышеперечисленных организаций. На собрании в числе организаций, с которыми проводились консультации по учредительству, назывался ОК профсоюза работников АПК.

На собрании принят ряд заявлений и обращений, проигнорированных местной прессой.

Пикеты, выставлявшиеся оппозиционными организациями, были малочисленными, и практически не поддерживались псковичами.

30 октября в Пскове состоялось собрание общественности в защиту Конституции и демократии, созванное Валерием Герасимовым. На собрание, проходившее в актовом зале 1-й школы г. Пскова, где директором является депутат горсовета и один из руководителей городской организации КП РФ Людмила Новикова, собрались представители РКРП, СПТ, движения «Трудовой Псков», КП РФ и Союза офицеров. Общее число собравшихся — 170 человек, что явно свидетельствовало о неплохой организации мероприятия, во-первых, а во-вторых, об окончании летней «политической спячки».

Контакты представителей Союза офицеров (Николай Сидоренко), проявившего высокую информированность о ситуации в Белом доме, с псковской дивизией ВДВ, вызывали, как видно из вышесказанного, серьезные опасения. К тому же собравшимся было сообщено, что «в дивизию 1 октября должен прибыть представитель из Верховного Совета».

Перечень проклятий, доставшихся «бывшему» президенту Ельцину, вряд ли достоин упоминания, но накал выступлений был очень и очень высок. Действия ОМОНа, применяющего дубинки — традиционный кадр сводок теленовостей — явно не послужил успокоительным лекарством для оппозиции.

Собрание вел депутат городского Совета Сопрунов, политическая поддержка четко обозначилась со стороны руководства Псковского городского Совета. Выпущен, раздавался в зале и расклеивался в городе «Информационный вестник Псковского городского Совета», содержащий материалы бывшего Верховного Совета, решения, письма, заявления и обращения сессий, малых Советов, председателей Советов субъектов Федерации, резко выступающих против указа президента «О поэтапной Конституционной реформе». В вестнике опубликовано письмо-протест руководителей Советов Брянской области против форм и методов смены главы администрации с помощью «спецподразделения» президента.

Председатель Псковского горсовета отсутствовал, однако координацию хода собрания вполне можно было установить со стороны пресс-секретаря председателя горсовета и в некоторой мере бывшей партийной верхушки города Пскова и области, также присутствовавшей на собрании.

Избран оргкомитет, центром работы с согласия представителей горсовета избрано помещение и контактные телефоны пресс-службы Псковского городского Совета.

Собрание приняло ряд заявлений и обращений в поддержку Верховного Совета и Руцкого.

От сессий местных Советов потребовано вызвать руководителей силовых структур города и области и дать объяснения о их политической позиции.

Документы направлены в адреса глав администраций и Советов и СМИ.

Последнее выступление непримиримой оппозиции состоялось 5 октября на сессии городского Совета — выступал ряд оппозиционных депутатов и руководитель движения «Трудовой Псков» и Комитета в поддержку Конституции и демократии Недоступов, который призвал передать всю власть Совету Федерации и Комитетам защиты Конституции на местах.

5 октября запрещенный городской администрацией пикет из 4 представителей «Трудового Пскова « и РКРП был прекращен вмешательством милиции.

1.2.4.      Профсоюзы

Президиум облсовпрофа 22 сентября выступил с заявлением, осуждающим антиконституционные действия президента, и потребовал одновременных досрочных перевыборов всех ветвей власти, выразив убеждение, что усиление одной из ветвей власти приведет к наступлению на экономические права трудящихся.

5 октября облсовпроф выступил с заявлением, в котором осуждается деление общества на «демократов» и «коммунистов», и выразил сожаление о пролитой крови, снова потребовав одновременных и досрочных выборов.

После обострения обстановки в Москве сожаление о насильственных действиях оппозиции, осуждение организаторов кровопролития содержалось и в заявлении Крестьянского союза области и ОК профсоюза АПК, который также потребовал одновременных досрочных выборов.

1.2.5.      Пропрезидентские организации

22 сентября ОК профсоюза среднего и малого бизнеса, областная федерация профсоюзов «Свобода», ОК профсоюза малых и инновационных предприятий поддержали указ президента.

25 сентября «Псковская правда» опубликовала обращение ряда демократических организаций в поддержку президента. Его подписали руководители «ДемРоссии», ПЭС, Союза учителей, фирмы «Компаньон» и корпорации «Капитал», РДДР, Союза предпринимателей.

Первое заявление в поддержку действий президента, опубликованное в СМИ, было подписано полномочными представителями инвестиционных институтов и чековых фондов Псковской области. Его подписали руководители следующих структур: Служба социологической и маркетинговой информации, Комитет по управлению госимуществом Псковской области, чековые фонды «Бриг»,»Инвестцентр», «Гласъ-инвест», инвестиционные компании «Северо-Западный инвестиционно-финансовый союз», «Доходные бумаги», «Инверо». Отдельно поддержка была выражена со стороны руководителя крупного промышленного АО «Автоэлектроарматура» Павла Мельникова и руководителя филиала «Русского дома Селенга» в Пскове Вячеслава Чадова.

В поддержку Президента в местной прессе опубликован ряд писем и телеграмм граждан. 5 октября опубликовано совместное заявление партий и движений в поддержку действий президента по пресечению «коммуно-фашистского мятежа», подписанная руководителями Союза предпринимателей Псковской области, местных организаций НПСР, «ДемРоссии», ДДР, Ассоциации женщин-предпринимателей, ТОО «Докер» и кооператива «Импульс». В заявлении содержалось требование к президенту не поддаваться ни на какие «нулевые варианты».

6 октября в адрес президента была направлена телеграмма, подписанная руководством профсоюза среднего и малого бизнеса Великих Лук, городского Совета предпринимателей Великих Лук, отделения ПЭС и «Предпринимателей за новую Россию», выражавшая протест против действий экстремистских организаций в Москве и требовавшая от президента приостановления деятельности Советов всех уровней.

В целом обстановка оставалась спокойной, население обсуждало происшедшее без большого ожесточения.

Позиция средств массовой информации области в целом характеризовалась как умеренно лояльная по отношению к Президенту (с учетом публикаций писем граждан, расценивающих действия президента как первопричину кровопролития.)

Представитель президента в Псковской области и руководство администрации области продолжают консультации с руководителями общественных организаций, партий, движений, директорским корпусом по вопросам, связанными с проведением выборов. Исполнительная власть включилась в работу по созданию избирательных комиссий по выборам в Государственную Думу. Становится все более очевидной вынужденность и ненатуральность «баланса» отношений между представительными и законодательными органами власти в Псковской области, которая питала надежды на «разумность» провинции вообще. Вовлеченность местных структур власти в политические процессы — свершившийся факт.

Названы первые предполагаемые кандидатуры. ПЭС, Союз предпринимателей, «Предприниматели за новую Россию» намерены выдвинуть по партийным спискам кого-либо из следующих потенциальных кандидатов — Венедикта Достовалова, Юрия Новохижина, Владимира Вагина.

«Выбор России» склоняется к отдаче многомандатного округа кому-либо из лидеров блока, по территориальному округу поддержит кандидатуру Владимира Вагина, предпринимая усилия к поддержке последнего исполнительной властью области и г. Пскова.

1.3.       Развитие межрегиональных контактов и проявление
политической активности «регионалистов»

В начале августа «Новости Пскова» опубликовали интервью у председателя Союза городов Северо-Запада Александра Воронина. Он сообщил о том, что председатель Псковского городского Совета Валерий Герасимов избран заместителем председателя Союза. Псковичами был также подготовлен рассмотренный и одобренный Союзом проект создания промышленно-финансовой корпорации Северо-Запада.

Союз российских городов в начале сентября опубликовал заявление за подписью своего президента В.А. Кирпичникова, в котором по существу предъявил ультиматум верхнему эшелону исполнительной и законодательной власти. В заявлении говорится, что если противостояние будет продолжаться, то руководство Союза российских городов начнет кампанию по сбору подписей за проведение референдума о досрочных выборах всех ветвей власти и обеспечит его проведение, предпримет усилия для сокращения налоговых поступлений на федеральный уровень, обратится в суд с целью рассмотрения неисполнения обязательств вышестоящих органов власти перед нижестоящими и пересмотра государственных актов, не подкрепленных ресурсами. В заявлении содержалось намерение начать эту работу после 23 сентября.

1.4.       Создание новых политических структур

В августе продолжались поиски политической ниши представительными органами власти. Псковским городским Советом на учредительную конференцию Российского патриотического союза женщин были делегированы депутаты горсовета Надежда Сайдакова и Наталья Родионова. Делегация депутатского корпуса Псковской области приняла участие и во Всероссийском совещании представителей общественных сил и движений, выступающих в защиту конституционного строя, парламентаризма и демократии, состоявшемся в августе. В нее входили ряд руководителей Советов области, однако никаких конкретных мер по созданию структур Движения в поддержку парламентаризма предпринято не было, хотя Евгений Юганов пытался сориентировать делегацию на активные действия по созданию структур Движения в регионе по возвращению в Псков.

В области начало действовать новое политическое объединение предпринимателей — Псковское отделение Союза арендаторов и предпринимателей. Возглавляет объединение Виктор Камин. Организация предпринимает шаги к созданию в Псковской области структур «партии Бунича». Наиболее вероятно участие этой организации в региональном блоке «Выбор России».

9 сентября в Пскове состоялась учредительная конференция Псковского отделения избирательного блока «Предприниматели за новую Россию». В его работе принял участие член президиума республиканского ПНР, вице-президент «Инкомбанка» Сергей Попов. Председателем объединения избран Эдуард Солодовников. На конференции присутствовало около 30 предпринимателей. Как коллективные участники в объединение вошли Псковская организация ПЭС (Михаил Брячак), Федерация профсоюзов «Свобода» и Движение общественного согласия (Николай Значков), Ассоциация женщин-предпринимателей (Анна Скурятина).

Учредительная конференция блока «Выбор России» назначена на 14 октября.

В августе активность коммунистических и националистических организаций проявлялась при обсуждении в Советах проекта Конституции, подготовленного Конституционным совещанием. Происходит прогнозировавшееся ранее сближение КП РФ и РКРП. Так, в вышедшем 3-м номере газеты исполкома КП РФ «Позиция» (под таким названием выходила до августа 1991 года газета псковских коммунистов, издававшаяся Псковским ГК КПСС) опубликована передовая статья, пропагандирующая движение «Трудовой Псков». В газете также опубликовано требование исполкома Псковской областной организации КП РФ возвратить имущество, принадлежавшее ранее Псковскому ОК КПСС. В требовании содержатся ссылки на конкретные документы, подписанные Виталием Пушкаревым (акты приема-передачи имущества).

В октябре-ноябре вполне вероятно заполнение вакантной в Пскове ниши в политическом спектре, так как в течение августа-сентября в Пскове проводилась масштабная акция Национально-республиканской партии России, заключавшаяся в распространении ярких антикавказских листовок по почтовым ящикам.

1.5.       Прогноз политического развития

Анализируя происшедшие события и реакцию на них местных политических структур, можно выделить следующие определяющие дальнейшее развитие политических процессов в регионе факторы. Налицо деморализация Советов и их потенциальных политических союзников от «непримиримых» до «центристов», некоторое сужение базы социальной поддержки как «победителей», так и «побежденных». Происходит включение в политический процесс экономических структур, не ориентировавшихся ранее на кого-либо, но имеющих четкие политические интересы и сильное влияние на своих «сторонников поневоле». Здесь имеются ввиду в первую очередь инвестиционные институты. Налицо зарождение подлинных политических партий, движимое не личностными амбициями лидеров, а конкретными экономическими интересами. Как известно, ранее эти процессы наблюдались лишь на столичном уровне.

Стремительное развитие и разрешение конфликта в Москве максимально ясно определило политическую ориентацию властных структур, полностью подтвердив линии политического союзничества, выстроенные в предыдущих обзорах, и, следовательно, в значительной степени облегчило возможность достоверного прогноза. Кроме того, начавшая было заполняться ниша «цивилизованного центра» (политики-межрегионалисты, прагматики, ориентировавшиеся на Совет субъектов Федерации, и др.) практически прекратила свое существование. Распространенное мнение о возросшей роли регионов в развитии политических процессов представляется в свете происшедших событий справедливым лишь для того относительно небольшого количества регионов, ведущие политики в которых поставили на в целом непопулярный сепаратизм достаточно давно. К решительным и эффективным мерам противодействия центру у большинства регионов не хватило ни политической воли, ни реальных рычагов воздействия (это касается и Псковской области), что и обусловило политически выгодный для президента пока лишь начавшийся, но потенциально весьма мощный и позитивный центростремительный процесс, не использовать который будет непростительной ошибкой.

Произошел практически полный разрыв баланса исполнительной и законодательной властей в регионе. Исполнительная власть, не имея больше возможности занимать позицию «умеренной лояльности», вынуждена определить политические позиции и активно вмешаться, взять под собственный контроль и предстоящие выборы (формирование и работа комиссий, консультации по кандидатурам), и, выполняя директивы президента, переподчинить ряд ключевых подразделений Советов — внебюджетные фонды, Фонд имущества. Администрация явно готова выполнять указ президента, причем выполнять с охотой и в полной мере. В этой связи приобретает особое значение практически единственная оставшаяся возможность для руководителей Советов влиять на ситуацию привычным путем — созыв Совета Федерации с популярной идеей одновременных выборов. Совершенно очевидно, что президент пока на это не пойдет. Минимальная возможность использования политических структур для реанимации Советов в области — создание мощной опоры в виде «цивилизованной» оппозиции. Исходя из предположения, что в линии союзничества «Компартия РФ — СПТ — РКРП — Комитет в защиту Конституции и демократии — коммунистические фракции Советов — часть руководства Советов всех уровней» произошли разрывы и выключения (приостановка деятельности ряда структур и деморализация актива), следует отметить наиболее вероятное включение руководства Советов в процесс выборов с такими их традиционными и не экстремистскими союзниками, как областной Совет профсоюзов, ОК профсоюза работников АПК, «Крестьянский союз». В качестве ответных шагов на республиканском уровне стоит ожидать отвлекающих профсоюзы от политической борьбы назревших решений правительства по профсоюзной собственности.

Очень важно, что Советы, подлежащие реформированию согласно указу президента, скорее всего, направят свои главные усилия на сохранение влияния традиционного «советского» руководства на собственной территории. Это объясняется как привычным «политическим цинизмом» старой номенклатуры, имевшей в лице Советов надежное и хлебное убежище, так и элементарным инстинктом самосохранения. Поэтому еще до указа президента о местных Советах в Псковском областном Совете начались интенсивные поиски решений, позволяющих взять собственное реформирование под собственный контроль, причем инициаторами этого процесса стали именно яркие представители так называемой старой номенклатуры (Виталий Пушкарев, Евгений Юганов, Николай Симин).

Несмотря на «потерю лидера» частью электората, ориентировавшегося на Гражданский Союз (А.Руцкой, А.Вольский), который по опросу, проводившемуся в области в начале августа в области Службой социологической и маркетинговой информации, занял первое место (14%) среди опрошенных после неопределившихся (18%) и не собирающихся голосовать (25%), а теперь «рассыпавшегося», электоральный потенциал «умеренного центра» имеется.

По результатам вышеупомянутого опроса за этой группой следовали «Предприниматели за новую Россию» Затулина—Явлинского (10%), затем «Российское единство» Шахрая (9%), «Выбор России» Гайдара (7%), сторонники объединенной (КП РФ/РКРП) оппозиции (6%), ФНС (2%), Российского общенародного союза (Бабурина), Движения в поддержку парламентаризма (Хасбулатова) и националистов, набравших в сумме не более 3%.

Имеется также требующее достоверного подтверждения предположение о качественных и количественных изменениях политических симпатий и предпочтений электората, которые в настоящее время чрезвычайно динамичны и нестабильны и будут в сильной степени зависеть от позиции и действий участников политического процесса как в регионе, так и в центре и средств массовой информации. В то же время «красно-белые» выборы пока представляются наиболее вероятными, поскольку наличие приблизительно равновесной социальной базы у вышеозначенных носителей политических цветов не подвергается сомнению. Основным вопросом здесь скорее является туманность перспективы воссоздания «центра» и ориентация неопределившегося большинства.

2.    ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1.       Общая ситуация и действия властных структур

Экономические и социальные проблемы, решаемые на местном уровне, в полном соответствии с возросшей актуальностью проблем политических оказались отодвинутыми на второй план. Известно, что исполнительная власть готовилась к отчету на предстоящей в сентябре, но перенесенной на октябрь сессии областного Совета. Проблемы дотационной, аграрной области решались областной администрацией практически «без бюджета» — по факту. Это обусловило рост недовольства в первую очередь в бюджетных учреждениях и предприятиях сельского хозяйства. Процесс приватизации, шедший в области с темпами, даже опережающими общероссийские (40% предприятий против 27), дает весьма позитивные и вселяющие надежду результаты. По состоянию на 1 сентября по крупным предприятиям показатели приватизации были следующими:

— акционировано — 64%,

— остались в собственности государства — 37%,

— стали частными — 11%.

Приватизированные полностью или частично предприятия сократили выпуск продукции всего лишь на 3-4%, тогда как на государственных предприятиях спад составил более, чем 20%. Прибыль первых составила свыше 50%, а среди убыточных преобладают государственные предприятия. Немаловажно, что эти результаты достигнуты при условии достаточно небольшого количества предприятий, полностью сменивших собственника. В основном собственниками предприятий становились прежние администрации и трудовые коллективы.

Сокращение производства и кризис неплатежей, в немалой степени обусловленные высокими издержками предприятий области на электроэнергию, обусловили определение администрацией развития электроэнергетики области приоритетным. Здесь наибольшие надежды возлагаются на пуск первой очереди Псковской ГРЭС.

Среди позитивных тенденций в экономике области можно отметить и постоянный рост выпуска (в физических объемах) продовольственных товаров, и постоянное замедление отставания уровня выпуска продукции по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Тем не менее необходимо признать, что влияние местных властей на экономические показатели промышленности и сельского хозяйства области достаточно ограничено и что в основном они обусловлены практической политикой правительства РФ, поскольку действия органов власти и управления области, по мнению автора, носили в течение 1993 года скорее трансляционный и реактивный характер, что, вероятно, типично для действий органов власти и управления дотационных регионов.

2.2.       Действия аграрного лобби

12 августа в рамках всероссийского «Дня крестьянства» у Дома Советов в Пскове состоялся пикет Псковского отделения Крестьянского союза и ОК профсоюза работников АПК, моральную поддержку собравшимся оказал ряд работников системы образования города Пскова. В нем приняло участие около 200 человек. Несмотря на тот факт, что ни один из представителей областной администрации или областного Совета к пикетчикам не вышел, совершенно очевидно, что митинговые формы воздействия, применяемые аграрным лобби, являются в сочетании с другими формами лоббирования высокопродуктивными. Так, на «круглом столе» с участием председателя Псковского областного Совета Виталия Пушкарева, заместителей главы областной администрации Виктора Звонкова и Анатолия Нестерова, председателя Крестьянского Союза Владимира Сидоренко, состоявшемся 20 августа, обсуждался ряд проблем, остро поставленных пикетом.

На заседании областной энергетической комиссии сообщено, что очередное повышение тарифов на электроэнергию состоится 1 сентября. Область будет приобретать энергию уже по 7,94 руб. Цена продажи потребителям составит по группам:

— сельские потребители — 15,7 руб. за кВт/ч,

— сельские товаропроизводители — 7,47 руб.,

— промышленные предприятия — 29,60 руб.

Как обычно, наиболее серьезное давление на комиссию было оказано со стороны сельскохозяйственного лобби, что видно и из вышеприведенных тарифов.

24 августа «Псковская правда» сообщила о том, что администрация области удовлетворила часть требований аграриев. Селу выплачены дотации за давно сданную продукцию, выданы также дотации на капитальное строительство, есть льготные (28%) кредитные ресурсы, будет выплачиваться 50%-ная компенсация расходов товаропроизводителей за сданную продукцию в федеральный фонд.

2.3.       Забастовочная активность. Профсоюзы — правительство РФ

Августовский призыв бывшего министра печати и информации Михаила Федотова провести политическую акцию в форме забастовки на радио и телевидении в знак протеста против создания наблюдательных советов шеф псковского телевидения Владимир Толкачев прокомментировал следующим образом: «Документы Верховного Совета вряд ли будут приняты, к тому же в области наблюдательных Советов никто создавать не собирается. Однако если угроза наступления на свободу слова окажется реальной, мы будем вынуждены начать забастовку».

1 сентября у Дома Советов в Пскове состоялся пикет, организованный работниками культуры, образования и здравоохранения, с требованиями повышения ставки первого разряда. Принятое правительством РФ решение о повышении заработной платы в 1,6 раза никого не устроило. Подобные акции прошли в этот день и в других городах области. Собравшихся в Пскове «успокоил» заместитель главы администрации области Юрий Шматов, который заверил, что все требования профсоюзов, организовавших протест, будут направлены в правительство.

ОК профсоюза работников здравоохранения, действуя в рамках «недели единства действий бюджетников», подал в Псковскую городскую администрацию пакет требований, «завязанный» вокруг заработной платы. В случае непринятия мер медики намерены перейти к более активным мерам — проведению собраний и в дальнейшем к участию во всероссийской забастовке со 2 по 5 октября. Возможности городского бюджета не позволят удовлетворить требования медиков, но вряд ли забастовочная активность повысится ранее стабилизации внутриполитического кризиса.

Осенний рост забастовочной активности, инициированный и координируемый ФНПР, может замедлиться, особенно в том случае, если правительство РФ прибегнет к оправданному шагу — примет конкретные и назревшие меры по возврату государственной собственности из ведения профсоюзов. Эти меры должны касаться и фондов соцстраха, вложенных ФНПР в ряд коммерческих структур, и недвижимости, и курортного хозяйства. В этом случае, поддерживая местные бюджеты дотационных областей, Правительство будет иметь возможность удовлетворять наиболее острые и действительно насущные проблемы оплаты труда работников бюджетной сферы, приближаясь к так называемой «адресной» социальной поддержке, не стимулируя бюджетный дефицит и инфляцию повальными индексациями, на которых настаивают профсоюзы. Однако в ближайшее время, на фоне предстоящих выборов, с учетом позиции ФНПР в конфликте «Кремль—Белый дом» на республиканском и региональных уровнях, с учетом потенциально возможного включения ФНПР в предвыборную кампанию, организация ФНПР массовых акций протеста маловероятна, поэтому ближайшие один-два месяца обещанной правительством жесткой кредитно-финансовой политики не встретят массового отпора со стороны профсоюзов.

3.    РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

3.1.       Россия — Эстония

14-15 сентября в Москве проходил очередной, 15 раунд российско-эстонских переговоров. На них обсуждались сроки вывода российских войск и ряд финансовых вопросов, связанных с пребыванием войск в Эстонии. Глава эстонской делегации Юри Луйк, ставший недавно министром обороны, заявил, что считает одним из основных вопрос о компенсациях за оружие эстонской армии, перешедшее к СССР в 1940 году, и нанесенный пребыванием войск экологический ущерб.

Российская сторона в лице главы делегации Василия Свирина заявила о неприятии позиции Эстонии и о возможности вести речь только о периоде с момента перехода войск СССР под юрисдикцию РФ.

Необходимо отметить, что с учетом суммы, затребованной эстонской стороной (миллиарды долларов), скорое решение вопросов о каких-либо компенсациях, практически невероятно. Российская сторона подтвердила свое намерение вывести войска до конца 1994 года или даже раньше при условии участия Эстонии в строительстве жилья для выводимых военнослужащих.

3.2.       Россия — Латвия

На состоявшихся же переговорах с Латвией достигнут впечатляющий прогресс. Во-первых, латвийской стороной, пожалуй, впервые не поднимался вопрос «Пыталово—Абрене», а во-вторых, достигнуто соглашение, закончившееся подписанием представителями приграничных районов Латвии и России ряда документов об упрощенном порядке перехода жителями этих районов российско-латвийской границы и о расширении экономического сотрудничества России и Латвии на уровне приграничных территорий. При этом необходимо отметить, что смягчение позиций латвийской стороны носит, вероятнее всего, конъюнктурный характер в связи с отношениями Латвии со странами Запада на фоне политического кризиса в Москве. Поэтому достигнутый успех останется, скорее всего, временным, а ныне «скрытая» напряженность отношений России со странами Балтии может проявиться уже после первых признаков стабилизации внутриполитической ситуации в России.