Политический мониторинг :: Выпуски политического мониторинга :: Текущий месяц

 

Новое на сайте
Тюменская область

Л. П.

Тюменская область

в сентябре 1993 года

1.    СОБЫТИЯ ДО 21 СЕНТЯБРЯ

Сентябрь продолжал оставаться для Тюменской области напряженным по двум направлениям региональной политики:

— взаимоотношениям между автономиями Тюменской области, с одной стороны, и самим облсоветом — с другой;

— кругу проблем, связанных с идеей экономической интеграции Свердловской и части Тюменской области (из состава Ханты-Мансийского автономного округа).

1.1.       Проблемы автономных округов

На заседании малого Совета области 15 сентября было принято два очень важных документа, имеющих непосредственное отношение к главным политическим событиям, происходящим сегодня в стране и в области.

Первый из этих документов определил позицию малого Совета области к тому, как должен быть создан и каким должен стать новый Совет Федерации. Как известно, президентской стороной была выдвинута идея создания Совета Федерации путем соглашения между субъектами Федерации, минуя Верховный Совет.

Реакция на это малого Совета области: «Считать нецелесообразным выносить на согласование проект соглашения о создании нового Совета Федерации, наделенного функциями федеральной государственной власти, как противоречащего Конституции РФ и являющегося попыткой устранения законных высших представительных органов власти — ВС РФ и Съезда народных депутатов РФ. Не делегировать своих представителей в предложенный Совет Федерации с данными полномочиями и не подписывать этот проект соглашения» [1].

Вместе с тем в пункте втором этого решения малого Совета области записано, что поддерживается идея функционирования существующего Совета Федерации с включением в него глав исполнительной власти субъектов Федерации, но только как консультативно-совещательного органа. А это означает, что малый Совет области отверг первоначальную идею президента, связанную с созданием Совета Федерации: сделать эту структуру органом государственной власти, альтернативной ВС РФ или съезду народных депутатов.

Второй из упомянутых документов, принятых на малом Совете, касается подготовки к проведению областного совещания народных депутатов всех уровней, намеченного на 7 октября 1993 г. Правда, само проведение совещания под вопросом: неясна позиция до сих пор Ямало-Ненецкого окружного Совета и Ханты-Мансийского окружного Совета. Есть отчего «хлопнуть дверью» лидерам автономий — так, председатель Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа В.Чурилов заявил о решении малого Совета области: «Статус областного совещания народных депутатов всех уровней, решения которого обязательны для рассмотрения всеми представительными и исполнительными органами области, противоречит действующему законодательству. Каждый Совет народных депутатов по закону (ст. 136.2, 139 Конституции РФ) наделяется собственной компетенцией, которая может быть изменена только законом. В положении о совещании однозначно решены вопросы регламента, в то время как регламент должен приниматься самим совещанием, проект Положения о совещании народных депутатов Советов всех уровней разрабатывался без участия окружного, городских и районных Советов» и т.д [2].

Мало того, продолжает В.Чурилов, в одном из своих постановлений (10 июня 1993 г.) Тюменский областной Совет народных депутатов принял за основу и поручил малому Совету в порядке законодательной инициативы внести в Верховный Совет РФ разработанные без участия автономных округов проекты законов РФ «Об основах регулирования взаимоотношений краев (областей) и входящих в их состав автономных образований», «О государственно-правовом статусе Тюменской области с входящими в ее состав Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами» [3].

Видимо, поняв, что совещание Советов народных депутатов всех уровней под угрозой срыва, облсовет, со слов его председателя Владимира Ильича Ульянова, выделил время для консультации с автономиями области [4].

Между тем позиция самого В.Чурилова по вопросу единства области ясна и однозначна: «...вопрос о единстве не стоит, его просто нет, хотя вы (облсовет) так упорно его поднимаете. По вопросам единства нужны наработки, четкие формулы и аргументы, цифры и факты. Ну, соберем 500 человек, и начнется крик. По казуистике структуры управления нужно собраться сначала шестерым (главы советов и администраций округов и Южного облсовета), потом малым Советам, только тогда — совещание» [5].

1.2.       «Мансийская Республика»

14 сентября в областной печати был опубликован материал, явившийся для многих настоящей сенсацией. Это — документ правительства РФ разосланный в адрес ряда министерств и комитетов РФ, а также администраций Свердловской, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа. Текст его таков:

«Прошу с участием других заинтересованных организаций проработать предложения по вопросу создания территории компактного проживания народа манси, имея в виду подготовить проект Указа Президента РФ «О неотложных мерах по стабилизации обстановки на территориях компактного проживания народа манси». Согласованные предложения внести в правительство РФ к 1 ноября 1993 года.

С.Шахрай, 9 сентября 1993 года» [6].

К указанному выше документу было приложено: письмо заместителю председателя Совмина России С.Шахраю, подписанное руководителем Рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ (РЦЭР) С.Васильевым и уведомляющее вице-премьера о том, что указанным центром разработаны предложения по комплексной программе создания зоны экономической интеграции Свердловской и Тюменской областей. В письме есть ссылка на то, что проект Положения об экономической интеграции этих двух областей был разработан РЦЭР не в одиночку, а с учетом рекомендаций глав администрации Тюменской и Свердловской областей, Ханты-Мансийского автономного округа [7].

Сомнения здесь большие, ибо известно, по крайней мере на официальном уровне, крайне негативное отношение как руководства Тюменской области, так и Ханты-Мансийского автономного округа на состоявшийся в Нягани совсем недавно так называемый Конгресс мансийского народа, провозгласивший создание «Мансийской Республики».

На пресс-конференции по поводу завершения работы в Тюмени очередного заседания ассоциации «Большой Урал», в котором приняли участие С.Шахрай и глава администрации Свердловской области Э.Россель, вопрос о причастности екатеринбургского лобби в правительстве РФ к истории с «Мансийской Республикой» был задан, что называется, в лоб. Эдуард Россель и его заместитель от этих обвинений открестились, заявив, что, дескать, какие-то их местные деятели действительно проявляли здесь активность, но ни администрация, ни облсовет к этому абсолютно не причастны. С.Шахрай по этому поводу ничего не сказал [8].

А вот реакция тюменских властей на сказанное выше. Председатель Тюменского облсовета В.И.Ульянов в перерыве заседания малого Совета на вопрос журналиста ответил следующее: «Вот когда получим официальные документы, тогда и будем разбираться. А одной публикации в газете еще недостаточно» [9].

1.3.       Инвестиции в экономику области

В сфере экономики и предпринимательства Тюменской области, помимо Валерия Неверова, председателя совета директоров многопрофильного концерна «Гермес», акционером которого стал каждый седьмой житель области [10], необходимо отметить и дочернее предприятие Государственной инвестиционной корпорации во главе с Владимиром Бердниковым.

Тюменская инвестиционная корпорация стала первой среди подразделений Государственной инвестиционной корпорации (Госинкор) в России, возглавляемой Ю.В.Петровым, который работал ранее руководителем администрации Президента РФ Б.Ельцина.

По мнению В.Бердникова, государство сделало существенный шаг к рынку, создав госпредприятие и наделив его имуществом стоимостью более одного миллиарда долларов. Теперь этим имуществом как залогом мы можем выступать перед инвесторами. Таким образом, государство сделало нас гарантом работы с ними. Наша корпорация создала уже в Англии Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от коммерческих рисков. Это, конечно же, прельщает инвесторов, гарантирует им защиту от политического риска [11]. Одной из важнейших задач Госинкор и Тюминкор станет осуществление аудита — оценки хозяйственной деятельности предприятия. Как заявил Бердников, западный инвестор не станет работать с предприятием, не зная его потенциала. На Западе все фирмы проходят аудит. Сами же инвестиции будут вкладываться прежде всего в базовые отрасли Тюменщины, определяющие развитие других отраслей. Это соответственно: нефтегазовый комплекс, лес, металл.

Интересен и вполне оправдан подход В.Бердникова в отношении экономической политики Тюминкор. «Зная сложные взаимоотношениия руководства округов и областей, я обращаю внимание на то, что мы собираемся работать в интересах заказчика, а не конкретного политика. Поэтому не имеет значения, будет ли последний находиться в Тюмени или в округах» [12].

2.    ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ ПОСЛЕ 21 СЕНТЯБРЯ

Реакция тюменских властей на указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» носила следующий характер. Малый Совет облсовета народных депутатов, «исходя из интересов России, считая своей обязанностью защиту конституционных прав жителей области, решил:

1. Потребовать от Президента и Верховного Совета РФ прекращения действий, направленных на дестабилизацию политической обстановки в Российской Федерации.

2. Предложить Президенту РФ Ельцину Б.Н. отменить свой указ N1400, а Верховному Совету РФ отменить свое ответное постановление.

3. Считать необходимым провести одновременные выборы народных депутатов России и Президента РФ 11-12 декабря 1993 года и предложить народным депутатам РФ и Президенту РФ досрочно прекратить свои полномочия» [13].

И в малом Совете города мнения депутатов разделились. «Президента надо понять и поддержать», — заявил председатель Тюменского областного отделения движения «Демократическая Россия» депутат А.Верховский [14].

«Мы выступаем в защиту Конституции и поддерживаем решение ВС РФ о прекращении полномочий президента Ельцина», — сказал председатель депутатской группы коммунистов горсовета А.Черепанов [15].

Наиболее однозначно в поддержку решения Президента РФ высказался глава администрации Л.Рокецкий. Он отметил в интервью корреспонденту «Тюменской правды» (24.09.93), что создавшаяся ситуация — «это кризис отношений двух ветвей федеральной власти. Именно федеральной: на местах мы едины и хотим лишь одного — работать во благо людей... И в этот момент избранный народом президент проявил характер и взял всю ответственность на себя. Своим указом президент никак не посягнул на власть Советов на местах» [16].

Источники

1. Тюменская правда.— 1993.— 16 сентября.

2. Тюменская правда.— 1993.— 3 сентября.

3. Тюменская правда.— 1993.— 3 сентября.

4. Тюменская правда.— 1993.— 7 сентября.

5. Тюменская правда.— 1993.— 9 сентября.

6. Тюменская правда.— 1993.— 14 сентября.

7. Тюменская правда.— 1993.— 14 сентября.

8. Тюменская правда.— 1993.— 14 сентября.

9. Тюменская правда.— 1993.— 15 сентября.

10. Тюменская правда.— 1993.— 2 сентября.

11. Тюменская правда.— 1993.— 16 сентября.

12. Тюменская правда.— 1993.— 16 сентября.

13. Тюменская правда.— 1993.— 24 сентября.

14. Тюменская правда.— 1993.— 24 сентября.

15. Тюменская правда.— 1993.— 24 сентября.

16. Тюменская правда.— 1993.— 24 сентября.